Броневики семейства «Пираньевых». Часть III

Piranha II

Как уже говорилось в предыдущей части нашего рассказа, неожиданная популярность четырехосного броневика семейства «Пиранья» в результате сказалась не только на финансовом благосостоянии его разработчиков и производителей. Модификации исходной машины Piranha 8x8 были условно выделены в семейство с собственной номенклатурой и отдельной системой обозначений, отдаленно похожей на изначальную. В новой системе обозначений первая «Пиранья 8х8» получила название Piranha I. К этой линейке относятся собственно первая «Пиранья», LAV и другие машины на их базе. Увеличение спроса на броневики семейства привело к созданию новых машин.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III



При выполнении контракта на поставку броневиков в Саудовскую Аравию возникли некоторые сложности, вынудившие фирму MOWAG настоять на начале лицензионного производство «Пираний» в Великобритании. Большая часть отправившихся на Ближний Восток броневиков в итоге была собрана именно там. В ходе подготовки к производству этих машин, как уже упоминалось, швейцарские конструкторы согласились в некоторой мере доработать предлагаемую машину. Поскольку поставки для Аравии осуществлялись не сразу, а партиями, эта страна регулярно выдвигала обновленные требования и пожелания, что приводило к отличиям среди машин разных партий. В конечном итоге, такие корректировки привели к появлению линейки бронемашин, получивших условное обозначение Piranha II.

Конструкция четырехосного шасси «Пираньи II» почти не отличалась от соответствующего агрегата исходной Piranha 8x8. Вооружение обновленного броневика почти без изменений взяли у американского LAV-25 с 25-мм автоматической пушкой. Кроме того, на поворотной башне по бокам смонтировали по одной пусковой установке для противотанковых ракет BGM-71 TOW. На этом отличия от оригинала и закончились. Большинство внесенных в конструкцию поправок касались исключительно технологической части. Аравийцы желали получить хороший современный бронетранспортер и одновременно с этим сэкономить на покупке. В целом, нельзя сказать, что такое желание было неправильным.

Помимо бронетранспортеров Саудовская Аравия возжелала получить «колесный танк» с орудием калибра 90 миллиметров. В качестве претендентов для вооружения бронемашины рассматривалось две пушки. Французская фирма GIAT предложила свою башню TS-90 с пушкой F4, а бельгийская Cockerill представила боевой модуль LCTS с пушкой Mk.9. В результате сравнения боевых характеристик, силы отдачи и удобства использований было выбрано бельгийское орудие. Одной из главных причин проигрыша пушки GIAT F4 стала ее излишняя мощность. Высокая скорость снаряда стала причиной неприемлемо большой отдачи, которая не позволила использовать это орудие на сравнительно легкой бронемашине. Поставка «колесных танков» началась в 1997 году.

Немного позже заказчик начал получать боевые машины Piranha AMS, разрабатывавшиеся с начала девяностых. Столь большие сроки создания новых машин были обусловлены, в первую очередь, смелостью решений и оригинальностью конструкции, которые в итоге потребовали затратить гораздо больше времени. Буквенный индекс в названии Piranha AMS расшифровывается как Armored Mortar System – «Бронированная минометная система». Из каких-то своих соображений аравийцы не стали заказывать эти машины у MOWAG, но провели конкурс на создание нового вооружения для миномета. В этом соревновании участвовало два «союза» производителей вооружений: MOWAG и Thomson конкурировали с GMC и Royal Ordnance. Европейские фирмы решили пойти простым и проверенным путем. Из десантного отделения базового броневика «Пираньи» убрали почти все сиденья и установили поворотную платформу со 120-мм минометом 2R2M, а также ящики для боезапаса. Вышло дешево и удобно. Американо-английское сотрудничество, в свою очередь, пошло по другому пути. GMC и Royal Ordnance сочли традиционный подход к созданию самоходного миномета бесперспективным и неудобным для модернизации. Куда более перспективной они посчитали концепцию, примененную в советской САУ «Нона-С». На месте десантного отделения «Пираньи» была установлена специально разработанная башня с орудием калибра 120 миллиметров. Поворотный боевой модуль позволял наводить его вкруговую. Поскольку первоначальное техническое задание требовало создания самоходного миномета, новое орудие могло подниматься на угол до 80° и спускаться на 5° от горизонтали. Таким образом, Piranha AMS в варианте от GMC и Royal Ordnance мог вести огонь как по навесной траектории, так и по настильной. Для удобства заряжания казнозарядного миномета башню оснастили соответствующей автоматикой. Благодаря этому агрегату максимальная скорострельность системы достигла двенадцати выстрелов в минуту. Целевое оборудование самоходного миномета включало в себя набор датчиков, баллистический вычислитель, лазерный дальномер и т.д. Итоговые боевые качества Piranha AMS с башней оказались отличными. В зависимости от типа применяемого боеприпаса миномет мог поражать цели на дальности до десяти километров. Дальность прямого выстрела – 800 метров. Прицельный комплекс обеспечил самоходке весьма приличные характеристики точности. Так, на испытаниях при стрельбе на максимальную дистанцию прямой наводкой «Пиранья» с минометом в башне семью выстрелами из восьми поразила учебную цель – танк. Поставки порядка сотни таких машин начались в 1998 году.

Piranha III

Следующее «поколение» броневиков Piranha 8x8 создавалось для швейцарских вооруженных сил и, в отличие от предыдущих проектов, при их участии. Основной заказчик желал получить машину с лучшими характеристиками проходимости. Для этого, в первую очередь, заменили тип покрышек и доработали конструкцию колесных ступиц. Шины немного меньшего диаметра одновременно имели сравнительно большую ширину. Новые колеса незначительно увеличили общую ширину машины, теперь этот показатель равнялся 260 сантиметрам. Стоит отметить, поначалу этот факт вызвал претензии швейцарской армии – машина выходила из стандартных габаритов колесной техники. Однако после пробной эксплуатации военные перестали возмущаться и признали лишние 10-12 сантиметров ширины недостаточным поводом для отказа в принятии на вооружение. Позже практика показала, что подобное незначительное увеличение ширины боевой машины почти не заметно. Новые требования по внутренним объемам вынудили инженеров MOWAG увеличить еще и длину машины. С шести с половиной метров она выросла до 6,9 м. Благодаря этому внутренний полезный объем увеличился до девяти с половиной кубометров.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III


Впервые в семействе «Пиранья» броневик получил усиленную броню. Собственные листы бронекорпуса стали выдерживать попадание крупнокалиберных бронебойных пуль, в том числе и пулемета КПВ с расстояния до 300 метров. В ходе дальнейших работ удалось дать машине Piranha III возможность использования дополнительного бронирования. В результате этого лобовая проекция броневика с навесными панелями стала защищать экипаж и агрегаты машины от снарядов калибра до 30 миллиметров. Комплекс вооружения новых машин изначально создавался по модульной схеме.

Первоначально швейцарские вооруженные силы планировали заказать у MOWAG более шести сотен боевых машин Piranha III в различных версиях. Однако позже, по причинам экономического и технического характера, большую часть необходимого количества пришлось «закрывать» машинами линейки Piranha II. Оставшиеся 60 «Пираний III» были изготовлены в трех вариантах. Это бронетранспортер с башней немецкого производства KUKA 606А1, вооруженной 12,7-мм пулеметом Браунинг M2HB, командно-штабные машины на базе БТР и противотанковые броневики, вооруженные ракетами M47 Dragon с боезапасом в восемь ракет. Экипаж всех машин «третьего поколения» состоит всего из двух человек. Поэтому, например, в случае с бронетранспортером командир машины одновременно выполняет обязанности стрелка. В десантном отделении бронетранспортера может разместиться до десяти человек. После использования боекомплекта или его выгрузки столько же солдат может перевозить и противотанковая машина.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III


Силовую установку обновленных «Пираний» сделали на базе дизельных двигателей мощностью от 350 до 400 лошадиных сил. В зависимости от пожеланий заказчика броневики могут комплектоваться моторами производства компаний MTU, Scania, Caterpillar, Cummins или Detroit. Наибольшей мощностью (400 л.с.) обладают двигатели первых двух фирм – это 6V183TE22 и DSJ9-48A соответственно. Значительное повышение мощности двигателя, устанавливаемого на Piranha III, мало сказалось на скоростных показателях. Прежняя максимальная скорость в 100 км/ч была более чем достаточна, поэтому мощность двигателя «ушла» на компенсацию увеличившейся боевой массы и на обеспечение модернизационных перспектив. Имеющегося двигателя достаточно для обеспечения приемлемых характеристик при установке дополнительного бронирования и/или другого боевого модуля. Одной из причин увеличения боевой массы стали внешние дополнительные топливные баки. При штатной заправке Piranha III может проехать по шоссе до 750 километров.

Бронированная машина Piranha III оказалась удачной не только в техническом плане. В 1998-м, всего через три года после начала поставок для швейцарской армии, компания MOWAG получила выгодный заказ от Дании. Эта страна желала приобрести не менее 100-110 бронетранспортеров и 18 командно-штабных машин. К середине следующего десятилетия заказ был полностью выполнен. Примечательно, что в датском конкурсе швейцарская машина обошла несколько европейских конкурентов, в том числе и немецкий БТР TPz1 Fuchs. Вскоре после этого свой интерес к «третьему поколению» проявила Австралия, в итоге купившая несколько десятков таких машин.

Одновременно с продвижением нового броневика на международном рынке фирма MOWAG продолжала разработку новых модификаций. К примеру, предпринимались попытки установить на «Пиранью III» башню с минометом от Piranha AMS, однако особого успеха эта боевая машина не получила. Еще один интересный проект на базе третьей «Пираньи» – ASV-105 – разрабатывался канадской фирмой GMC в корпорации с General Dynamics Land Systems. На стандартный бронекорпус было установлено 105-мм нарезное орудие, смонтированное на автоматической дистанционно управляемой системе. При боезапасе до сорока снарядов такой «колесный танк» имел достаточно низкую боевую массу и мог перевозиться транспортными самолетами C-130. Ввиду сложности создания и эксплуатации автоматической установки для пушки боевая машина ASV-105 так же осталась прототипом.

Piranha IV

В 2001 году стало известно о существовании нового проекта семейства «Пиранья». Очередной броневик получил еще более мощный двигатель: 540-сильный дизель фирмы MTU. Кроме того, четвертая «Пиранья» получила обновленный бронекорпус с днищем характерного профиля, защищающим экипаж и десант от взрыва мин. Точные характеристики Piranha IV пока не ясны – еще продолжаются конструкторские работы. В то же время, уже поступило несколько сообщений о желании некоторых стран начать сборку таких броневиков по лицензии. Свой интерес к новой машине проявили Великобритания и Япония.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III


Известно, что боевая масса Piranha IV примерно равняется 24 тоннам, десять из которых приходятся на полезную нагрузку или на боевой модуль. Увеличились и размеры машины. Теперь ширина броневика равняется 2,8 метра, а длина увеличилась до 7,25 м. В отношении количества перевозимых солдат «Пиранья IV» осталась на уровне предыдущей модели – экипаж до трех человек (в зависимости от типа вооружения) и до семи человек десанта. Предлагаемое вооружение броневика достаточно разнообразно и может иметь калибр от 7,62 мм в случае с пулеметами и до 105-мм пушек. При этом основной упор делается на системы, оборудованные крупнокалиберными пулеметами и малокалиберной артиллерией. В настоящее время предлагаются турели и башни с пулеметом M2HB или пушками калибра 25 и 30 мм.

По ряду причин, общее количество произведенных броневиков линейки Piranha IV пока не превышает полутора-двух десятков. В основном это прототипы боевых машин с различным вооружением. Переговоры относительно поставок идут уже не первый год, однако пока твердых заказов не было.

Piranha V

Последняя на данный момент версия четырехосной «Пираньи» имеет порядковый номер «V». Этот проект был начат в середине двухтысячных годов, вскоре после того, как фирма MOWAG стала подразделением концерна General Dynamics. Примечательно, что почти одновременно с приобретением швейцарской компании концерн General Dynamics присоединил к себе еще и General Motors Canada. Таким образом, в настоящее время все работы по развитию семейства Piranha де-юре осуществляются одной и той же крупной компанией.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III


К сожалению, информации по проекту Piranha V еще меньше, чем по предыдущей машине. К настоящему времени известно, что новая «Пиранья» имеет примерно такой же внешний вид, как и четвертый броневик семейства, но заметно крупнее по размерам. Теперь максимальная длина бронекорпуса равняется восьми метрам, а ширина немного недобирает до трех. Комплекс вооружения Piranha V в целом аналогичен предыдущим разработкам. То же самое можно сказать про силовую установку и характеристики. По заявленным данным видно, что основной упор при разработке пятой «Пираньи» делается на уровень защиты. Бронекорпус новой конструкции отвечает требованиям четвертого уровня стандарта STANAG 4569: выдерживает попадание пуль калибра 14,5 мм со всех ракурсов и защищает экипаж от подрыва 10-килограммовых фугасов под колесом или под днищем.

Известно, что свой интерес к перспективной многоцелевой машине уже проявило несколько стран. При этом полноценные переговоры о продаже до настоящего времени велись только Канадой. Вполне возможно, что броневики для этой страны будут собираться на заводах, ранее принадлежавших GMC, где ранее собирались LAV.

Piranha 10x10

Словно следуя некой традиции, в 1992 году компания MOWAG продолжила увеличение количества колес своих броневиков и начала проект Piranha 10x10, подразумевавший создание пятиосной (!) боевой машины. С тех пор прошло двадцать лет, но до сих пор не появилось другой бронетехники с такой же или подобной ходовой частью. Собственно говоря, швейцарские инженеры в конце концов тоже пришли к выводу об избыточности и ненужности пятой оси. Всего через два года после начала конструкторских работ на испытания вышел первый прототип. Восемнадцатитонная машина имела корпус длиной около 7,2 метра и оснащалась орудийной башней. Конструкция броневика основывалась на наработках проекта Piranha II, что сказалось на уровне защиты. При этом лобовая часть была немного усилена и стала выдерживать 14,5-мм пули. Интересна ходовая часть десятиколеской машины. Первые четыре колеса имеют пружинную подвеску и являются управляемыми. Остальные шесть оснащены торсионной подвеской. «По умолчанию» ведущими являются только три задние оси, но при необходимости механик-водитель может включить передачу мощности и на передние колеса.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III

Броневики семейства «Пираньевых». Часть III


На первом прототипе была установлена французская башня GIAT TML-105 с пушкой G2 калибра 105 миллиметров. Это орудие имело хорошие огневые показатели: начальная скорость подкалиберного снаряда примерно равна 1500 м/с. Рядом с пушкой установили спаренный пулемет винтовочного калибра. Боекомплект орудия включал в себя 38 снарядов, 12 из которых размещались в башне. Помимо мощного орудия броневик Piranha 10x10 мог нести широкий спектр вооружения, в целом аналогичный предыдущим «Пираньям».

Первыми новым «колесным танком» заинтересовались военные Саудовской Аравии. Они хорошо отозвались о характеристиках машины, но в дальнейшем предпочли восьмиколесный броневик предыдущей модели. Дело в том, что пятиосная «Пиранья» оказалась значительно дороже четырехосной. При этом каких-либо серьезных преимуществ в ходовых качествах или проходимости «Пиранья 10x10» не имела. Проект оказался под угрозой закрытия. От печальной участи новый броневик спасли шведские военные. Армия скандинавской страны в середине девяностых годов заказала 33 такие машины. Большая часть заказанных броневиков несет тяжелое вооружение, а остальные оборудованы оборудованием связи и управления. Весь шведский заказ был выполнен к началу двухтысячных годов и более десятиколесные «Пираньи» не производились. Более того, все направление такой монструозной техники было свернуто. Уже после выполнения шведского заказа в MOWAG рассматривалась возможность продолжения работ, однако проект Piranha 10x10 так и остался техническим курьезом, которому удалось пойти в небольшую серию.


По материалам сайтов:
http://mowag.ch/
http://army-technology.com/
http://warwheels.net/
http://vadimvswar.narod.ru/
Никольский М.В., Ильин В.Е. Колесная бронетехника. – М.: Астрель/АСТ, 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. kov 24 октября 2012 12:17
    обзор с военной тайны про Пиранью 3С

    kov
  2. bask 24 октября 2012 14:27
    Статья супер.Рябов Кирил+.Тенденция в производстве современной бронентехники.Скупка,,, гигантами ТНК ,,независимых,, призводителей BAE Systems General Dynamics.Конкуренция возростает .Вот поэтому и предложили немцы Боксёр России.
    bask

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня