Битва при Филиппах

119
Битва при Филиппах

Как известно, Цезарь был убит в середине марта 44 года до н. э. В это время он готовился к войне с Парфией, которая, возможно, оказалась бы весьма трудной, и победы Цезарю никто не обещал. Марк Антоний позже успеха в войне против Парфии не добился.

Согласно предсказанию Сивиллиных книг, парфян мог победить только царь, и на этом основании Цезарь потребовал, чтобы сенат наделил его соответствующим титулом. По сообщениям Плутарха и Аппиана, сенаторы склонялись к компромиссному варианту: титул царя присваивался Цезарю по отношению к провинциям и союзным государствам, но по отношению к Италии и Риму он оставался императором и диктатором. Тем не менее в республиканской среде ходили слухи, что Цезарь после победы в Парфии провозгласит себя царем и в Риме.



Во главе заговора встали Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут, которые в битве при Фарсале (9 августа 48 года до н. э.) находились в армии Помпея, но получили прощение Цезаря. Однако выяснилось, что далеко не все римляне довольны старой республикой с вечно грызущимися партиями в сенате. Многих вполне устраивал Цезарь в качестве пожизненного диктатора. Тем более что, по словам Плутарха, его единоличная власть

«поскольку это зависело от него самого, ничем не напоминала тиранию».

А когда было оглашено завещание Цезаря, в котором он приказывал выдать каждому плебею по 300 сестерциев, заговорщикам в Риме стало совсем неуютно.

В результате после похорон Цезаря республиканцы вынуждены были фактически бежать из Рима. Брут и Кассий отправились в восточные провинции, где стали готовиться к войне.

Триумвират


Официальным наследником Цезаря был усыновленный им внучатый племянник Гай Октавиан.


Октавиан Август, Париж, Лувр

Другим вождём цезарианской партии стал Марк Антоний, который пользовался большим авторитетом в войсках. Плутарх пишет об этом:

«Воины сразу полюбили Антония, который проводил с ними много времени, участвовал в их упражнениях и делал им подарки в силу своих возможностей».


Марк Антоний, бюст, музей Монтемартини, Рим

Однако были у этого полководца и враги, о чем также можно прочитать у Плутарха:

«По своей беспечности он (Марк Антоний) был невнимателен к обиженным, выслушивая просителей, часто раздражался и пользовался позорной славой прелюбодея... Впрочем, он легче преступал меру, награждая, чем наказывая».

А Флор писал о роли Антония:

«После умерщвления Цезаря и Помпея римский народ, казалось, возвратился к прежнему состоянию свободы. И он действительно возвратился бы, если бы Помпей не оставил детей, а Цезарь наследника, и, что пагубнее всего, если бы не уцелел Антоний, некогда сотоварищ Цезаря, а позднее его соперник, факел и буря последующего века».

Октавиан и Марк Антоний, мягко говоря, очень не любили друг друга. Достаточно сказать, что Антоний не отдал Октавиану 100 миллионов сестерциев, которые он забрал у вдовы Цезаря, и тому, чтобы выполнить пункты завещания убитого диктатора, пришлось продать имущество матери и отчима.

А затем в Италии и вовсе началась Мутинская война всех против всех, и только известие о том, что Брут и Кассий собрали на Востоке 20 легионов, заставило стороны искать компромисс. При посредстве другого видного цезарианца – Марка Эмилия Лепида (в то время – проконсул Ближней Испании и Нарбоннской Галлии, союзник Антония в Мутинской войне) в 43 году до н. э. Октавиан и Антоний примирились. Антоний, Лепид и Октавиан заключили союз сроком на 5 лет, получивший название «триумвират».

Тогда и появилось само это слово: мы помним, что союз Цезаря, Помпея и Красса современники называли «товариществом» (societas ) либо «тайным соглашением», «сговором» (conspiratio). Главенствующую роль играл тогда Марк Антоний, поскольку Лепид явно проигрывал ему по популярности в народе и в армии, а Октавиан был еще слишком молод.

Триумвиры присвоили себе диктаторские полномочия, обладая правом издавать законы и приводить их в исполнение. Первым делом они стали сводить счёты со своими политическими противниками, имена которых вносились в проскрипционные списки. Были убиты либо казнены многие видные сенаторы, а заодно – богатые горожане, финансисты, откупщики, состояние которых конфисковывалось.

Помимо прочего, договор между триумвирами предусматривал «обмен жертвами»: Лепид выдал на расправу своего брата Павла, Марк Антоний пожертвовал Луцием Цезарем, своим дядей со стороны матери, Октавиан – позволил убить Цицерона, голову которого Антоний потом, как утверждают, ставил на стол во время пиров.


Павел Сведомский, «Фульвия (жена Марка Антония) с головой Цицерона», Русский музей

Позже Октавиан сказал о Цицероне:

«Учёный был человек, что правда, то правда, и любил отечество».

Но вернёмся к противостоянию триумвиров и республиканцев.

На войну с Кассием и Брутом отправились Марк Антоний и Октавиан. Лепид остался управлять Италией и Римом.

Кассий и Брут


Не все знают, что именно этих лидеров заговорщиков и убийц Цезаря Данте в своей «Божественной комедии» поместил в 9-й круг ада – наравне Иудой Искариотом. Всех троих здесь, по мнению поэта, вечно терзают пасти трехголового зверя – Сатаны.


Lucifer eating Judas Iscariot. Bernardino Stagnino, Italy, 1512

Гай Лонгин Кассий был опытным военачальником. В должности квестора он принимал участие в несчастном походе Красса против Парфии и сумел с 500 всадниками возвратиться в Карры, а затем – в Сирию. Позже он победил парфян в битве при Антигонии.

Марк Юний Брут был не военным, а политиком. Впрочем, и политике он предпочитал занятия наукой и философией. Как вы помните, Цезарь к Бруту относился чрезвычайно хорошо, некоторые даже называют Брута его сыном. Накануне битвы при Фарсале Цезарь приказал доставить Брута к нему живым, если он сдастся, и отпустить, если тот окажет сопротивление.


Скульптурный портрет Брута. Museo nazionale romano di Palazzo Massimo

Покинув Рим вскоре после похорон Цезаря, Кассий и Брут отправились в провинции, управлять которыми их назначил ещё убитый ими диктатор: Брут – в Македонию, Кассий – в Сирию. Именно в этих провинциях собирались войска, предназначавшиеся для похода Цезаря на Парфию. В Афинах заговорщикам устроили восторженную встречу обучающиеся здесь дети римских аристократов, в том числе – сын убитого Марка Туллия Цицерона.

Начало противостояния


Марк Антоний в июне 44 года до н. э. добился перераспределения провинций: Македония теперь доставалась его брату Гаю, Сирия – Публию Корнелию Долабелле. Бруту предлагалось отправиться на Крит, Кассию – в Киренаику. Брут и Кассий отказались признавать это решение, тем более что оно было отменено в конце декабря 44 года до н. э. Пришлось воевать. Гай Антоний, вступивший в противостояние с Брутом, потерпел поражение и в марте 43 года до н. э. сдался в осаждённой Аполлонии. В конце концов он был казнён за попытку взбунтовать солдат.

Кассий также сумел утвердиться в Сирии. Долабелла совершил самоубийство в осажденной Лаодикее, его солдаты перешли на сторону Кассия.

В результате к 43 году до н. э. Брут и Кассий взяли под контроль большинство восточных провинций. Их армия насчитывала 20 легионов, пять из которых (XXVII, XXXVI, XXXVII, XXXI и XXXIII) ранее входили в армию Цезаря. Плутарх утверждает, что

«остатки Помпеева войска, еще скитавшиеся в фессалийских пределах, радостно собирались под знамена Брута».

Получается, что партизанскую войну эти части вели на протяжении 5 лет, прошедших со времени битвы при Фарсале.

Октавиан в это время сражался у Сицилии против Секста Помпея, но вынужден был прекратить боевые действия и отправиться в Брундизий, где в начале сентября 42 года до н. э. его войска соединились с армией Марка Антония. Республиканский флот Стация Мурка, усиленный присланными Кассием кораблями Гнея Домиция Агенобарба, не смог помешать переправе этих войск в Иллирию, но в дальнейшем эффективно действовал, препятствуя снабжению армий Антония и Октавиана.

Первое сражение при Филиппах


Итак, триумвиры смогли переправить в Иллирию 20 легионов (около 110 тысяч человек) и до 13 тысяч всадников. Силы противников были примерно равны. Армии триумвиров и республиканцев встретились в конце сентября у Филипп. Войска Брута и Кассия заняли выгодные позиции на холмах по сторонам Эгнациевой дороги: Брут встал на правом фланге, Кассий – на левом.

Расстояние между их лагерями составляло около полутора километров. Позади было море, на котором господствовал флот Тиллия Кимвра, доставлявший необходимые припасы. Триумвиры расположили свои войска на равнине так, что против Кассия оказался Марк Антоний, а против Брута – Октавиан. Кассий разумно предлагал выжидать, поскольку армии цезарианцев плохо снабжались, и солдаты уже начинали голодать. Попытки Антония спровоцировать открытое сражение успехом не увенчались, и тогда он решил отрезать армии противников от моря и зайти им в тыл.

Десять дней его солдаты тайно прокладывали дорогу через болото, что стало для Кассия неприятным сюрпризом. Он распорядился перекрыть эту дорогу стеной, и 3 октября 42 года до н. э. его войска столкнулись здесь с армией Антония. Завязалось импровизированное сражение, но в это же время несколько легионов Антония атаковали лагерь Кассия, в котором почти не осталось войск. Увидев свой лагерь захваченным, солдаты Кассия отступили.

Между тем при виде сражения, которое развернулось на фланге Кассия, Брут приказал своим войскам атаковать позиции Октавиана – и добился не меньшего успеха, чем Антоний: его солдаты ворвались в лагерь и едва не взяли в плен Октавиана, захватив даже личные носилки этого триумвира. Потери цезарианцев вдвое превышали республиканские. Более того, часть своей конницы Брут отправил на помощь терпящей поражение армии Кассия, но его союзники приняли этот отряд за вражеский, что усилило панику.

Таким образом, первое сражение при Филиппах закончилось вничью, и ничего ещё не было решено.

Утверждают, что Кассий, не зная, что происходит на противоположном фланге, впал в отчаяние и покончил жизнь самоубийством. Однако с этим не согласны многие современные исследователи, которые считают, что этот опытный и бывалый полководец вряд ли мог поддаться эмоциям и настолько пасть духом. Возможно, он был убит во время схватки в лагере.

Рассказывают, что накануне этой битвы Брут, проснувшись, увидел огромный призрак, назвавшийся его злым гением, который заявил, что во второй раз тот увидит его при Филиппах. Брут ответил одним словом: «Увижу».

Как мы видим, призрак в данном случае «ошибся адресом»: ему бы следовало явиться не к Бруту, а к Кассию.

Второе сражение при Филиппах


В следующий раз Брут решился вступить в бой через три недели – 23 октября. Это сражение также отличалось большой ожесточенностью, и правый фланг республиканской армии во главе с Брутом опять сумел потеснить неприятеля. Однако на другом фланге легионы Антония снова опрокинули войска, которыми прежде командовал Кассий, и обратили их в бегство. Солдаты бежали – кто в горы, кто к морю, до наступления темноты их преследовали всадники цезарианцев.

Бруту удалось собрать около четырех неполных легионов. Посланный для оценки положения доверенный человек случайно погиб в пути. Не дождавшись его, Брут уверился в полном разгроме и катастрофическом поражении. Утверждают, что Брут всё-таки предпринял ещё одну попытку исправить ситуацию, но, когда он спросил оставшихся с ним солдат, готовы ли они пойти в контратаку и отбить свой лагерь, те ответили, что достаточно сделали для него, а теперь каждому следует позаботиться о себе.

Бруту предложили бежать, на что он ответил:

«Вот именно, бежать, и как можно быстрее. Но только с помощью рук, а не ног».

По одной из версий, он бросился на свой меч, по другой – попросил убить его одного из своих друзей.


Смерть Брута. Иллюстрация к пьесе Шекспира «Юлий Цезарь», 1802 г., Британский музей

Остатки его войск утром сдались Антонию и Октавиану.

Помимо Брута и Кассия, в этом сражении погибли или покончили с собой многие лидеры республиканской партии. Среди погибших были Секст Квинтилий Вар (отец полководца, что потерпел поражение в Тевтобургском лесу), Ливий Друз (отец будущей жены Октавиана), Антистий Лабеон (его сын стал фактическим основателем науки юриспруденции), единственные сыновья Катона Младшего, Лукулла и известного оратора Гортензия.

Некоторые известные республиканцы были казнены, причем особую кровожадность тогда проявил Октавиан. Рядовые воины (около 14 тысяч человек) перешли на службу к триумвирам. Эта победа прославила Марка Антония, которого все в Риме стали считать самым выдающимся из ныне живущих полководцев и истинным наследником Цезаря, ему прочили место диктатора. Однако, как мы знаем, он потом согласился на раздел земель, выбрав для себя богатые восточные провинции, а также Испанию и Галлию. Лепид получил Африку, Октавиан – Италию. Имея в своих провинциях в общей сложности 38 легионов, Антоний мог легко расправиться с другими триумвирами, но упустил момент.

Лишившись вождей, республиканская партия Рима практически прекратила существование. Ещё продолжал воевать Секст Помпей, однако он сражался за себя, а не за республиканские идеи. А затем в войну вступили и бывшие союзники – Марк Антоний и Октавиан. Но об этом уже было рассказано в статье «Последняя из Птолемеев». Лишь после гибели Антония Рим забыл о гражданских войнах на 50 лет так называемого Августова мира.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 октября 2022 06:01
    Как известно, Цезарь был убит в середине марта 44 года до н. э.
    "Значит так: Цезаря убили, но у них там всё равно ничего не получилось! Нашлось ещё двое: сродственник Цезаря - Октавиан и товарищ по работе Цезаря - Антоний".(с) Доброе , утро! Всем! hi
  2. +5
    14 октября 2022 06:53
    Доброе утро, друзья! smile

    Как-то обидно стало за одного из триумвиров, его портрет почему-то в статью не попал. Я имею в виду Марка Эмилия Лепида.
    Попробуем восполнить этот пробел, мужик не так знаменит как Антоний и Октавиан, но всё же был в составе триумвирата.


    Ну, и заодно, портреты двух других героев статьи.
    Октавиан

    Марк Антоний
    1. +3
      14 октября 2022 07:20
      Я имею в виду Марка Эмилия Лепида.
      Привет, дядя Костя!
      Меня терзают сомнения, что ты заблуждаешься и тот, чье изображение ты привел, жил на полтора века раньше героя статьи.
      1. +3
        14 октября 2022 07:32
        Меня терзают сомнения, что ты заблуждаешься и тот, чье изображение ты привел, жил на полтора века раньше героя статьи.




        Привет, Антон! wink
        1. Комментарий был удален.
          1. +3
            14 октября 2022 07:56
            Поинтересуйся.


            Поинтересовался. smile



            Как и в Риме -- Марков Лепидов ! laughing

            Ты прав, Антоний, а я поспешил. drinks
      2. +2
        14 октября 2022 08:06
        Что-что, а род Эмилиев состоялся. Не поспоришь.
    2. +1
      15 октября 2022 16:30
      Цитата: Морской Кот
      Доброе утро, друзья! smile

      Как-то обидно стало за одного из триумвиров, его портрет почему-то в статью не попал. Я имею в виду Марка Эмилия Лепида.
      Попробуем восполнить этот пробел, мужик не так знаменит как Антоний и Октавиан, но всё же был в составе триумвирата.


      Ну, и заодно, портреты двух других героев статьи.
      Октавиан

      Марк Антоний

      Умели же древние скульптуры делать.
      1. +1
        15 октября 2022 16:49
        Умели же древние скульптуры делать.


        Слава Богу, Церетели тогда ещё не родился. laughing
  3. +1
    14 октября 2022 07:31
    А ведь Данте удалось в этих кругах побывать. Как - неизвестно. Но по лицу заметно.
    1. +2
      14 октября 2022 08:03
      А ведь Данте удалось в этих кругах побывать.


      Сохранились даже "иллюстрации" его путешествия.



      Привет, Сергей! smile
      1. +2
        14 октября 2022 08:28
        Привет, Константин!

        Чья-то мысль, что поглядишь на портрет Данте с гравюры Густава Доре, и понимаешь, что он там побывал.
        1. +2
          14 октября 2022 08:51
          Я полагал, что оттуда не возвращаются...

          1. +3
            14 октября 2022 08:58
            Некоторым удавалось. Например, Орфею и Одиссею.
            1. +4
              14 октября 2022 09:40
              Ну, у Одиссея ад был немного другой, не тот, что описывал Данте, а какой-то не настоящий, что ли. И если Данте был в своём аду на экскурсии, то Одиссей заскочил в царство Аида сугубо по делу, как заскочил, так и выскочил. smile
              1. +3
                14 октября 2022 11:07
                То есть, со временем подземное царство совершенствуется.
                Впрочем, не удивительно. Человечество продолжает размножаться.
                И не только святыми.
                1. +2
                  14 октября 2022 17:48
                  Человечество продолжает размножаться.


  4. vet
    +4
    14 октября 2022 08:44
    Такое впечатление, что человечество просто не может обходиться без войн. Если нет войны в внешним врагом - организуют гражданскую. Уходят ветераны прошлой войны, которые помнят все ужасы, грязь, кровь - их дети и внуки немедленно наступают на старые грабли, грезя "маленькими победоносными войнами" и блицкригами. Как сейчас - на ровном месте Россия вляпалась в войну, причем, в гражданскую, поскольку в ВСУ не менее 50 % - этнические русские с украинскими паспортами, Потому война и носит такой упорный характер - "русские не сдаются".
    .
    1. 0
      14 октября 2022 09:24
      Это конечно не по теме, а варианты у России были? Когда один козёл говорит сперва что Минск устарел, а потом, что мы выйдем из Будапештского соглашения. Эта война и так зрела долго.
      А что касается античности, никакие внуки ничего не забывали, потому что воевали постоянно не только их деды, но и отцы и их сыновья соответственно. И чаще всего в то время дохли от кровавых поносов.
      1. vet
        +6
        14 октября 2022 09:50
        А это провал политики несправедливо возносимого Лаврова. Он стал министром иностранных дел 9 марта 2004 года - так что нельзя на ельцинский период свалить игнорирование скатывания Украины к нацизму. До 2009 года послом на Украине был матершинник Черномырдин, который по степени "красноречия" мог посоревноваться с Кличко. Вот чем он занимался на Украине:




        А на его место кто был назначен? Зурабов! Ненавистный всем врачам министр здравоохранения, почти разваливший эффективную советскую систему здравоохранения. Провалился - и был отправлен послом в важнейшую страну постсоветского пространства. Стал закадычным другом Порошенко.


        Слал благостные отчеты: мол, "кто не скачет - тот москаль" и "москаляку на гиляку" - это милые шалости "онижедетей", не надо обращать на это внимание. Проспал 2 евромайдана. Его называют "человеком отрезавшим Украину от России и передавшим ее США". Но, кто его назначал? И кто держал на этой должности? Лавров!
        1. +1
          14 октября 2022 10:09
          А Вы не подскажете что там можно было сделать? Мне интересно, потому как я живу в Крыму и поэтому половину жизни прожил на территории государства под названием Украина. Лавров стал министром когда прошёл первый майдан, мои студенческие годы 1996-2001, я уже видел и местами читывал например двухтомник истории украинского войска, уже была написана книга под авторством Кучмы "Украине - не Россия", у нас перестал действовать фонд Москва-Крым, а Затулин стал персоной нон-грата. Не могу не отметить пророссийскую деятельность Лужкова, того самого Лужкова, в Севастополе даже микрорайон прозвали Лужковка.
          И вы не помните наступления на крымскую автономию, потому что прост о ней не знаете и что этому давлению можно было противопоставить? А Лавров учился ещё у Громыко, а это целая школа.
          1. vet
            +1
            14 октября 2022 10:26
            Плохим Лавров оказался учеником Громыко. Кадровую работу он провалил. Украина с Черномырдиным и Зурабовым в качестве послов - самый яркий пример. Первый майдан на Украине случился при Лаврове, с 22 ноября 2004 года по 23 января 2005 года - никаких выводов сделано не было. Второй стал роковым. И привел Лавров Россию к практически полной внешней изоляции, довел до русофобии даже Армению и Казахстан.
            1. +2
              14 октября 2022 12:01
              Вы в это на голубом глазу вещаете? Давайте я Вам немного про армян расскажу, или сами покопаетесь и интересные истории послушаете. А то ещё забанят за разжигание. С казахами не знаком, а вот с армянами сталкивался, они даже в повседневной жизни вмешиваются. Азербайджанцев это тоже касается, только у нас открылся рынок ля херсонских фермеров так драки начались.
            2. +6
              14 октября 2022 12:10
              Коллеги, вам места мало на сайте, чтобы здесь про Украину поговорить?
              Женщины, водка, личные воспоминания, кулинария, философия - это пожалуйста. Но от политики избавьте, тем более, от украинской. И так из каждого утюга эта хрень несется, все спорят с таким остервенением, как-будто от них что-то зависит, кто-то их слушает. Дайте хоть здесь спокойно отдохнуть.
              1. +6
                14 октября 2022 12:22
                Всецело поддерживаю!
                Мое почтение, Михаил!
                1. +4
                  14 октября 2022 16:19
                  У нас негласные договоренности на эту тему.
                  1. +2
                    14 октября 2022 17:27
                    негласные договоренности
                    Что примечательно, действительно "негласные".
                    1. +1
                      14 октября 2022 17:41
                      Больше понравилось деление на «отвлечения» от Михаила. Осталось провести статистический анализ, какое направление доминирует.
                      1. +2
                        14 октября 2022 17:55
                        Осталось провести статистический анализ, какое направление доминирует.
                        Я и без статистического анализа скажу: котики! Даже тебя не миновала чаша сия!
                      2. +2
                        14 октября 2022 19:28
                        С кем поведёшься. Но Маркиз от меня меньше реплик получает, чем питомцы остальных завсегдатаев.
                      3. +3
                        14 октября 2022 19:34
                        Это потому что остальные "пэт"ы, виртуальные и жрать у тебя не просят.)))
                      4. +2
                        14 октября 2022 20:15
                        Этот - как таможня. При звуке дверцы холодильника - тут как тут. Но не все коту масленица.
                      5. +1
                        14 октября 2022 20:38
                        Три-четыре раза прижать башку любопытствующего дверцей холодильника (придержав на пару минут, времени много не отнимает, но каков эффект!) - быстро поймет. Главное, не реагировать на вопли женского пола о твоем жксткосердии.
                      6. +1
                        14 октября 2022 21:26
                        Он корректен.
                        Но взгляд с предложением поделиться отработан веками, поколениями и бесценен.
                      7. +3
                        14 октября 2022 19:29
                        Котики у меня числятся в разделе "кулинария". smile
                      8. +3
                        14 октября 2022 19:38
                        Абсолютно ничего не имею против!)))
                      9. +2
                        14 октября 2022 19:43
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        Котики у меня числятся в разделе "кулинария". smile

                        Угу Михал - не только ценный мех, но и …
                        drinks
                      10. +4
                        14 октября 2022 19:54
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        но и …

                        Сапоги? smile drinks
                      11. +1
                        14 октября 2022 20:23
                        Сапоги?
                        На пимы вряд ли хватит. Почему-то, чем дальше к европейскому югу, тем романтишней предания... Нет, у нас тоже есть Емеля, но он хотя бы на внедорожнике "по электорату" катался.
              2. +4
                14 октября 2022 18:51
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Коллеги, вам места мало на сайте, чтобы здесь про Украину поговорить?
                Женщины, водка, личные воспоминания, кулинария, философия - это пожалуйста. Но от политики избавьте, тем более, от украинской. И так из каждого утюга эта хрень несется, все спорят с таким остервенением, как-будто от них что-то зависит, кто-то их слушает. Дайте хоть здесь спокойно отдохнуть.

                Правильно! Впрочем, как «кот», я в список матерных добавил слово «собака»!!! laughing
                Всем доброго вечера!!!
                Валерию спасибо за вышевылоденную работу!!!
                1. +2
                  14 октября 2022 19:07
                  Впрочем, как «кот», я в список матерных добавил слово «собака»!!!
                  Спасибо, Котище! Я тебя тоже очень люблю!
                  1. +1
                    14 октября 2022 19:41
                    Цитата: 3x3zsave
                    Впрочем, как «кот», я в список матерных добавил слово «собака»!!!
                    Спасибо, Котище! Я тебя тоже очень люблю!

                    Угу! Разрешите господин Пёс риторический вопрос? Вы котиков любите на завтрак или на обед? Будте любезны дать ответ!!!

                    Антон дружище не удержался, съерничал!!!
                    Последнее время нет времени писать, читать получается только урывками. Только не серчай!!!
                    1. +1
                      14 октября 2022 19:59
                      Разрешите господин Пёс риторический вопрос? Вы котиков любите на завтрак или на обед? Будте любезны дать ответ!!!
                      Это смотря как готовить. И в зависимости от региона пребывания и исторической действительности. В Союзе четверг считался "рыбным днем" (будем кушать морского кота), в средневековой Европе лесная соня за мясо не считалось (не тем именем ты кошку назвал)...)))
                      1. +3
                        14 октября 2022 20:22
                        Ну Соню - Соней назвала дочка! Она и вправду по жизни отличается «сонным» образом жизни! Как корабль Вы назовёте!!!
                      2. +2
                        14 октября 2022 20:46
                        Ну Соню - Соней назвала дочка!
                        Ох уж эти женщины!
    2. +7
      14 октября 2022 09:42
      этнические русские с украинскими паспортами, Потому война и носит такой упорный характер - "русские не сдаются".

      Как и любая Гражданская война.
  5. +1
    14 октября 2022 09:15
    Получается, что партизанскую войну эти части вели на протяжении 5 лет, прошедших со времени битвы при Фарсале.

    Пока не дочитал статью, они скорее занимались разбоем банальным, на кого среди местного населения они могли опереться? Налоги с населения никто не снимал а тут ещё этих кормить.
    1. +3
      14 октября 2022 10:49
      Цитата: Александр Саленко
      на кого среди местного населения они могли опереться?

      Ни на кого! Противоборствующие стороны, каждый раз входя в Рим, одаривали граждан вином, хлебом и бесплатными "билетами" на рок-концерт. Так что гражданам Рима было фиолетово, кто там побеждает в гражданской войне.

      П. С. Я имею в виду именно этот период...
      1. +1
        14 октября 2022 12:02
        Так я с Вами согласен, но тут вопрос касается греков и я крепко сомневаюсь что они с большой симпатией относились к римлянам, когда её не было даже к македонянам.
        1. +1
          14 октября 2022 12:13
          Мне думается, что грекам тем более было наплевать на гражданские войны, которые были в Риме. Над ними не капало. Да и в отличие от других римских провинций, находились они в более привилегированном положении...
          1. +2
            14 октября 2022 14:09
            Когда на шее висят куча, не известно какой численности римских солдат - на это не наплевать, не получится.
  6. 0
    14 октября 2022 09:56
    Может я что-то не понимаю. Но к Филиппам ближе находилось Понтийское царство. А Парфия находилась намного дальше. Или Понтийское были вместе с Парфией что трудно представить.
    1. vet
      0
      14 октября 2022 10:45
      Положим, ближе. И что? Причем здесь Филиппы и Парфия? Легионы, которые Цезарь для войны с Парфией предназначал, должны были еще до его прибытия к войскам придти возможно ближе к границе Парфии? Чтобы ясно обозначить намерения? И для удобства парфянских шпионов?
      1. +1
        14 октября 2022 10:48
        Прочитал, что римляне в это время уже Армению грабили. Быстро они передвигались.
        1. +1
          14 октября 2022 19:45
          Цитата: DiViZ
          Прочитал, что римляне в это время уже Армению грабили. Быстро они передвигались.

          Ну если серьезно, до современной территории Армении Рим при Октавиане Августе ещё не добрался.
  7. Комментарий был удален.
  8. +2
    14 октября 2022 10:44
    Согласно предсказанию Сивиллиных книг, парфян мог победить только царь, и на этом основании Цезарь потребовал, чтобы сенат наделил его соответствующим титулом

    Слово "царь" появилось гораздо позже и произошло оно от Цезаря - царь, кесарь, кайзер... А как звучал титул правителя у парфян? А у Рима? Рекс? Принсип? Или слово "царь" применимо только в русской исторической транскрипции? Спасибо
    1. +5
      14 октября 2022 10:54
      Да, конечно, правильнее писать именно про римских монархов "Рекс". Но по традиции везде пишут "царь" - не только про римского Тарквиния, но и про Александра Македонского, про Пирра, и т. д. Не стал эту традицию нарушать.
      1. +5
        14 октября 2022 13:27
        hi "Царь Цезарь"... Хорошо, что традиция оказывается есть такая, а то тавтология эта с толку сбивает на раз-два... Спасибо за статью, Валерий.
    2. +6
      14 октября 2022 12:51
      А как звучал титул правителя у парфян?

      Изначально что-то типа "Аршака шару" ,шару - король, царь, владыка,
      (вавилонск.)
      Позднее у парфян на монетах встречается также "шар шаррани" царь царей- калька с ахеменидского титула. Были также греческие надписи на монета с тем же значением "базилевс базилеон". Насколько я могу судить уже существовал иранский эквивалент - "шаханшах", позднее воспринятый Сасанидами.
      1. +2
        14 октября 2022 14:27
        иранский эквивалент - "шаханшах"

        Наверное, так будет правильнее. Они же все фарсиговорящие...
        1. +5
          14 октября 2022 15:05
          Парфяне не говорили на фарси, они говорили на пахлави.
          Сами парфяне,видимо, выходцы из сакского региона, а возможно еще раньше обитали в сарматском ареале.
          Староперсидская форма царь царей в Ахеменидское время выглядела вот так xšāyathiya xšāyathiyānam и возможно восходила к мидийскому языку (диалекту)
          Как видно, уже к концу 1 тыс до н.э. одни и те же слова в иранских языках могли очень отличаться
          Парфянская держава была полиэтничной и мультикультурной. В определенные периоды, греческие надписи на парфянских монетах преобладали.
          1. +2
            14 октября 2022 16:17
            Цитата: Engineer
            Парфяне не говорили на фарси, они говорили на пахлави

            Пахлави - фарсиговорящая (ираноязычная) ветвь иранских языков. Туда же можно отнести язык осетинский, таджикский, курдский, пуштунский... Наверное, и какие-то языки еще, лениво искать! Да сами и парфяне - какая-то разновидность персов. Что-то вроде, немцев и голландцев...
            1. +4
              14 октября 2022 16:34
              Специально показал насколько могут различаться формы в иранских языках.
              Попробуйте вот здесь xšāyathiya xšāyathiyānam разглядеть шаханшах.
              Да сами и парфяне - какая-то разновидность персов. Что-то вроде, немцев и голландцев...

              Нет. Прочтите хотя бы Скрипкин. Кочевники Евразии. Книга имеет статус учебника для ВУЗов
              Не нужно ираноязычные племена, проживавшие на колоссальных просторах валить в одну кучу.
  9. +5
    14 октября 2022 11:13
    Огромное спасибо автору,благодаря его статьям появился огромный интерес к Античности и Средневековью,скачал десятки книг по Древнему Риму,Древней Греции,Османской Империи.Спасибо.
    1. +5
      14 октября 2022 12:13
      Цитата: merkava-2bet
      скачал десятки книг

      Осталось дело за малым - прочитать их и усвоить материал. smile
      Искренне вам желаю, чтобы этот этап у вас также не вызвал трудностей. hi
      1. +3
        14 октября 2022 13:23
        Не боись,таблет всегда под рукой,могу пожертвовать сном но почитаю.
        1. +5
          14 октября 2022 13:43
          Рекомендую начать с Аппиана, его "Гражданских войн".
          1. +3
            14 октября 2022 14:48
            Рекомендую начать с Аппиана, его "Гражданских войн".

            Спасибо.Сейчас читаю Легионы Рима. Полная история легионов Римской империи.
            1. +2
              14 октября 2022 15:12
              Лучше начинать читать с народов моря. А то может сложится впечатление что римляне чтото изобрели а на самом деле они все технологии взяли у людей Гаплотип r1b1. А там глядишь узнаем что было в сев Африки Гипербореи и. Лемурии .
              1. +3
                14 октября 2022 16:17
                Цитата: DiViZ
                узнаем что было в сев Африки Гипербореи и. Лемурии

                Как у нас в Гиперборее,
                Там, где бегают кентавры,
                Соблазнительные феи
                Днем и ночью бьют в литавры.
                Там лежит раскрытый томик,
                Не прочитанный Сатиром.
                Там стоит дощатый домик,
                Называемый сортиром.
                Одиссей свое отплавал,
                Греет пузо под навесом.
                Перед богом хитрый дьявол
                Так и ходит мелким бесом.
                Едут музы в Сиракузы,
                Не убит еще Патрокл.
                На Олимпе в моде блюзы,
                Гоголь-моголь и Софокл.
                Зевс в объятиях Морфея,
                Вельзевул песочит зама.
                Незаконный сын Орфея
                Спит, наклюкавшись бальзама.
                Сел Гомер за фортепьяно,
                Звон идет на всю катушку.
                Посреди дубравы рьяно
                Соблазняет бык пастушку.
                Пляшет Плоть в обнимку с Духом,
                Сладко кая и блея.
                А в углу, собравшись с духом,
                Сочиняю под Рабле я…

                (с) Александр Иванов
                Про Атлантиду забыли. Неужели не интересно?
                1. +2
                  14 октября 2022 16:30
                  Не мне интересно финикийский алфавит. интересно про Кена и Кенат и что то на финикийском про Атлантиду ничего нету. Засада посильнее ядерной бомбы.
                  1. +1
                    14 октября 2022 17:04
                    И последние новости из интернета:
                    Убэйцы приплыли из Лемурии
                    Готы приплыли из гипербореи в африку а потом в европу
                    А народы моря это жители северной африки когда африка была пригодна для жизни.
                    Ну очень интересно.
                2. +3
                  14 октября 2022 18:06
                  На Олимпе в моде блюзы,
                  Гоголь-моголь и Софокл.

                  "На дворе Средневековье,
                  Мракобесие и джаз!" (С)
              2. +2
                14 октября 2022 18:15
                Цитата: DiViZ
                на самом деле они все технологии взяли у людей Гаплотип r1b1

                Организация государства и армии. Юриспруденция. И все это работало почти что 1000 лет без сбоев... Разве такое было у R1b?
                1. 0
                  14 октября 2022 18:31
                  r1b1 ареал обитания несколько континентов , они представляли из себя племенные союзы.
                  Вот для шумеров слово это было храм. Потом доступ к общению с богом получили избранные и т.д. а потом знания потерялись.
                  Понятие государства зависит от знаний и образа жизни людей.
                  И вопрос в том насколько они смогли эволюционировать ? И на каком этапе находимся мы.
                  1. +1
                    14 октября 2022 18:39
                    И вопрос в том насколько они смогли эволюционировать ?

                    Если вы про римлян, то эволюционировали они очень серьезно. Настолько серьезно, что некоторые их наработки мы используем и сегодня, спустя почти 16 веков. Я имею в виду структуру государства, армию и юриспруденцию...
                    1. 0
                      14 октября 2022 19:02
                      Я к некромантом отношусь отрицательно поэтому мне их история это хуже ядерной бомбы. Есть намного интереснее для меня народы которых я уже перечислил.
                2. +4
                  14 октября 2022 20:02
                  Цитата: Luminman
                  Цитата: DiViZ
                  на самом деле они все технологии взяли у людей Гаплотип r1b1

                  Организация государства и армии. Юриспруденция. И все это работало почти что 1000 лет без сбоев... Разве такое было у R1b?

                  Если серьезно. Без всяких R1б и т.д. «Рим» изначально был ещё той солянкой. По сути Сенат и Нард Рима, брал верх своей организацией, которая не чуралась заимствовать чужой опыт во всем.
                  Это с начало помогло ему стать первым среди равных на Апеннинах, а позже одолеть Карфаген.
                  Рим никогда не был статичен. К слову «консерватизм» Рима - это наш стереотип. Например, Римская армия прошла как минимум несколько десятков реформ, а мы знаем, только о трёх. Аналогичные изменения касались вопросах от юриспруденции до религии.
                  1. +1
                    14 октября 2022 20:13
                    По сути Сенат и Нард Рима, брал верх своей организацией, которая не чуралась заимствовать чужой опыт во всем

                    Любопытно, это у кого же римляне могли набраться опыта? У галлов? Немного, правда, у греков, но это позднее...

                    А верх над другими брали именно своей организацией, согласен...
                    1. +1
                      16 октября 2022 09:43
                      Цитата: Luminman
                      Любопытно, это у кого же римляне могли набраться опыта? У галлов?


                      Римляне всерьез почитали себя потомками троянцев. Троянцы имели опыт, были вассалами хеттов.
                      Рим получил свое название в честь троянки Ромы, дочери Энея.
                      Ромул и Рем, возможно, были сыновьями Ромы и какого-нибудь этрусского аристократа.
                      Более всего опыта римляне и набрались у этрусков, ближайших соседей. Собственно Рим поначалу и был под эгидой Этрурии.
                  2. +1
                    14 октября 2022 22:23
                    А что далеко ходить Рим по их версии основали ромул и ром которые были вскормлены волчицей видимо у них инстинкты преобладали в большей степени .
                    1. 0
                      15 октября 2022 08:22
                      Цитата: DiViZ
                      А что далеко ходить Рим по их версии основали ромул и ром которые были вскормлены волчицей видимо у них инстинкты преобладали в большей степени .

                      Я думаю не надо мешать легендарное и историческое.
                      Исходя из норм мировоззрения человека античности он и боги топтали землю одновременно.
                      Если верить Плутарху, Рим формировался как полис изгой. В нем в отличие от других этрусских, греческих и италийских поселений не было родоплеменного стержня (альма-матер, архонтов и метрополии). Фактически институт патрициев - это система борьбы за властные полномочия на основе искусственных родовых обязательств. Там где решала вертикаль рода, в риме связка пирон-клиент. Не эклюзивоной в риме была система построения армии, тактика, финансы, религия и многое другое. Преимущество Рима было одно они не были связаны догмами и обычаями - заимствовали то, что лежало на поверхности. С малой толикой удачи - это сегодня мы говорим «Римское право», «Римская армия», «Римская система» и т.д. Но они не авторы - много из этого, а успешные правоприменители. Причём - это не умоляет их заслуг!
                      Кто первый - тому и тапки!
                    2. +1
                      15 октября 2022 12:03
                      Волчица - в данном случае, проститутка. А публичный дом в Риме - лупанарий - в буквальном переводе "дом волчиц". Это не новая версия, сами же римские авторы в ряде случаев и поясняют (видимо, для читателей не из Рима), кто такая была эта самая "волчица".
                      1. 0
                        15 октября 2022 12:59
                        Вывод такой что Фантазии и мировозрение у людей разные также как и сами люди. И так происходит что крамоньенцы вытеснили неандертальцев но это не значит что они были глупые. Они использовали марганец для розжига и т
                        .д.
                        А скульптуру сделали из волчицы и детей.
                3. 0
                  16 октября 2022 09:38
                  Компиляторами они были умелыми, эти римляне. Заимствовали очень многое у предшественников (этрусков), у соседей (финикийцев-карфагенян, греков).
                  И не работало это в неизменном виде 1000 лет, постоянно меняясь.
                  От пеших легионов (до Мария и после - две большие разницы) к конникам-катафрактам, как главной ударной силе.
                  Юриспруденция? Пресловутое "римское право" - на самом деле византийское (кодекс Юстиниана).
                  И так ли уж совершенны были римские законы? Помешали ли они беспределу, который творили Нерон и Калигула?
                  А самую совершенную правовую систему в древности имел Египет. Даже криминал вынужден был платить налоги, учет и контроль был на такой высоте, до которой нам - как до Луны пешком.
  10. +5
    14 октября 2022 16:13
    В статье заинтересовал вот этот момент.
    Десять дней его солдаты тайно прокладывали дорогу через болото, что стало для Кассия неприятным сюрпризом. Он распорядился перекрыть эту дорогу стеной

    Дорогу через болото - это понятно. Но стену поперек этой дороги (а что иное может означать "перекрыть") на том же болоте - это как-то совсем в голове не укладывается. Неужели другого способа умерить активность Антония не было?
    Решил залезть на гугл мар и, сверяясь с картой, почитать Аппиана, помнится мне, будто он таким подробностям уделял внимание.
    Почитал и голова лопнула. laughing wassat
    Нашел на карте Филиппы. Недурное место, с трех сторон окружено горами с выходом на плоскую долину, по которой течет какая-то речка. Интересно, что до берега моря, кратчайший путь - через перевал высотой в 150 м - около 12 км, а если по речке, то все 70.
    Далее читаем Аппиана.
    Они (Брут и Кассий) расположились на холме, он (Антоний) — на равнине; деревом они снабжались с гор, он — из болотистой местности; воду первые получали из реки, он из колодцев, только что им вырытых; продовольствие они привозили с Фасоса, в расстоянии немногих стадий, он — из Амфиполя, находящегося в 350 стадиях.

    Амфиполь находится как раз на той самой речке, только возле моря и до него как раз те самые 70 км, т.е. 350 стадий.
    Цифры сходятся. А где Фасос? Если это город Тасос на одноименном острове, то оттуда до Филипп 45 км (225 стадий), из них 30 км по морю, потом через перевал в долину. Это те самые "немногие стадии"? Что-то тут не так.
    Далее Аппиан описывает как стороны укреплялись друг перед другом.
    таким образом, больше уже ничего не оставалось не защищенного стенами, кроме боковых частей, где к лагерю Брута прилегали утесы, к лагерю Кассия — болото, а за ним море.

    Секундочку. Море? За болотом? Там горы со всех сторон, а до моря пешим ходом два час минимум, напомню, через перевал в 150 м высотой. Видимо, Филиппы я не правильно определил. Но все справочники говорят, что Филиппы именно те самые.
    Ничего не понимаю!

    (с) Следствие ведут колобки laughing
    Дальше хуже. smile
    Антоний строит дорогу через болота и...
    Проработав таким образом десять дней, Антоний неожиданно для врагов ночью послал построенные колоннами отряды, захватил все надежные места во внутренней части местности и одновременно обнес оградою много укреплений.

    За ночь. Однако и это еще не всё.
    Кассий был поражен и самой идеей этого предприятия и незаметным его осуществлением. Задумав, в свою очередь, отрезать Антония от укреплений, он сам выстроил стену через все болото поперек, начав от лагеря и вплоть до моря, так же как и враги, вырубая тростник, возводя плотины и пристраивая заграждения к укреплениям. Таким образом он отрезал сделанный Антонием проход, чтобы ни находящиеся внутри не могли больше перебегать к Антонию, ни Антоний не мог бы прийти к ним на помощь.
    Увидев около полудня, в каком положении находится дело, Антоний тотчас же с энергией и яростью повернул свое войско, обращенное в другую сторону, и повел его к выстроенной Кассием стене между болотом и лагерем;

    Я правильно понимаю, что Кассий утром увидел сооружения Антония, а к полудню уже соорудил стену поперек дороги до самого моря? Антоний до полудня, видимо спал и не велел себя будить. laughing Кто-нибудь может что-то объяснить? wassat
    Ну, дальше "играли мальчики в войну", мужественный Антоний, больной Август, растерянный Кассий и верный Брут - это мы знаем.
    Но вот что насчет стены? У кого какие мысли?
    smile
    1. +4
      14 октября 2022 16:41
      Тоже утром на этом запнулся.
      Стена в болоте - нонсенс.
      Может какое-то временное сооружение, перекрывающее дорогу.

      А ко хочет покорять болото другим путём - прыгайте по кочкам.
      1. +2
        14 октября 2022 17:53
        Может какое-то временное сооружение, перекрывающее дорогу.


        Ясное дело временное, заимствовали идею у потомков. laughing

        1. +3
          14 октября 2022 19:29
          Типичная засека: хоть Калужская, хоть Тульская.
          1. +3
            14 октября 2022 19:58
            Все болота, болота, болота,
            Восемнадцатый день болота!
            Мы бредем, отсырели от пота...
            Что ж поделать, такая работа,
            Такая работа!
            1. +1
              14 октября 2022 20:20
              А я иду, доверчивый влюблённый
              Подальше от сервантов и корыт,
              И, как всегда, болот огонь зелёный
              Мне говорит, что путь открыт.
              1. +1
                14 октября 2022 20:48
                Ты что, мой друг, свистишь?
                Мешает жить Париж?
                Ты посмотри, вокруг тебя тайга.
                Подбрось-ка дров в огонь,
                Послушай, дорогой,
                Он - там, а ты - у черта на рогах.
                1. +1
                  14 октября 2022 21:08
                  Всё перекаты, да перекаты -
                  Послать бы их по адресу!
                  На это место уж нету карты -
                  Плывём вперёд по абрису.
                  1. +1
                    14 октября 2022 21:20
                    Из-за острова на стрежень,
                    На простор речной волны
                    Выплывают расписные,
                    Стеньки Разина челны.
                    1. +1
                      14 октября 2022 21:23
                      Вниз по Волге-реке,
                      С Нижня-Новгорода,
                      Снаряжен стружок,
                      Как стрела, летит.
                      Как на том на стружке,
                      На снаряженном,
                      Удалых гребцов
                      Сорок два сидят.
                      1. +1
                        14 октября 2022 21:45
                        Четыре года рыскал в море наш корсар,
                        В боях и штормах не поблекло наше знамя,
                        Мы научились штопать паруса
                        И затыкать пробоины телами.

                        За нами гонится эскадра по пятам.
                        На море штиль — и не избегнуть встречи!
                        А нам сказал спокойно капитан:
                        «Ещё не вечер, ещё не вечер!»
                      2. +1
                        14 октября 2022 22:02
                        На судне бунт, над нами чайки реют!
                        Вчера из-за дублонов золотых
                        Двух негодяев вздёрнули на рею,
                        Но мало — надо было четверых.
                      3. +1
                        14 октября 2022 22:21
                        А море шлет
                        Нам весь торговый флот:
                        И флот гишпанский,
                        И флот голландский.
                        За все добро —
                        За мех и серебро —
                        Заплатит пуля, ножик под ребро!
                      4. +1
                        14 октября 2022 22:32
                        «Все мое», — сказало злато;
                        «Все мое», — сказал булат.
                        «Все куплю», — сказало злато;
                        «Все возьму», — сказал булат.
                      5. +1
                        14 октября 2022 22:41
                        — Дорогой кормилец наш,
                        Сокол одноглазый,
                        Ты смотри на абордаж
                        Попусту не лазай.
                        Без нужды не посещай
                        Злачные притоны.
                        Зря сирот не обижай,
                        Береги патроны,
      2. 0
        15 октября 2022 16:43
        Цитата: Korsar4
        Тоже утром на этом запнулся.
        Стена в болоте - нонсенс.
        Может какое-то временное сооружение, перекрывающее дорогу.

        А ко хочет покорять болото другим путём - прыгайте по кочкам.

        Блокпост.А вообще к мемуарам древних историков нужно относиться с долей недоверия.Про того же Спартака римские историки писали по разному.
        1. +1
          15 октября 2022 17:48
          Соглашусь. Из подручных средств. Не случайно настойчивые ассоциации с засеками напрашиваются.
    2. +4
      14 октября 2022 17:21
      Приветствую, Михаил. Правильно заданный вопрос - это уже большая часть ответа. Во первых римский стадий это примерно 185 м., в расчете расстояний ошибка в сторону увеличения примерно 8%. Во вторых - ландшафт и за 100-200 лет так может измениться, что в это трудно поверить, а уж за время превышающее 2000 лет... конечно скалы за это время в пыль не развеются, но вот древнее болото статься морем в настоящем вполне может сподобиться. laughing Такие вот поверхностные мысли... Устроить стену имея несколько десятков тысяч легионеров от рассвета до полудня теоретически возможно, но имея наблюдателей в опорных пунктах, не заметить изменений в обстановке...
      К полудню Антоний изменения заметил, очевидно работы по возведению стены были скрыты болотным туманом. Хотя версия с крепким сном военачальника drinks тоже правомерна laughing
      1. +4
        14 октября 2022 18:40
        Моё почтение. hi
        Вот ТВД

        Береговая линия вряд ли сильно изменилась - там горы под триста метров и перевал сто пятьдесят.
        Болото я обозначил предположительно - вокруг речки, там сейчас всё канавами изрезано - осушали. Да, и сама долина, в которой Филиппы расположены имеет высоту около 40 м.
        Описание Аппиана с картой ну никак не вяжется.
        1. +4
          14 октября 2022 19:31
          Часа два на заднем плане мысль - что из себя Болото того времени представляло? С учетом местного климата.
          1. +5
            14 октября 2022 19:51
            Полагаю, просто речная пойма. Дело было в октябре - какая там погода в это время стояла?
            1. +1
              14 октября 2022 20:12
              Пойма - пойме рознь. А для октября по нашему времени вполне комфортно - градусов 15 выше нуля.
        2. +4
          14 октября 2022 19:57
          По описаниям Аппиана были сработаны следующие схемы сражений:

          Обрати внимание боестолкновения вдоль основной магистрали - Эгнитиевой дороги (Via Egnatia). Это сооружение пролегло по более -менеt удобным местам.
          С обходным путем и пересекающей его "стеной" из тростника и грязи более-менее есть представление от этой схемы

          С Уважением.
      2. -1
        15 октября 2022 16:45
        Цитата: Толстый
        Устроить стену имея несколько десятков тысяч легионеров от рассвета до полудня теоретически возможно

        За сколько дней Красс выкопал ров и поставил стену через Аппенинский перешеек против Спартака?
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
    5. +2
      14 октября 2022 18:32
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Но вот что насчет стены? У кого какие мысли?

      Цезарь во время своего похода в Галлию, будучи окруженным, за одну ночь соорудил небольшой укрепленный городок. Галлы очень этому удивились. Построить стену - ничего не стоит. Римляне во время своих походов носили с собой не только оружие, но и строительный инструмент, а кроме легионеров были еще и инженеры...
      1. +2
        14 октября 2022 19:57
        Один дорогу 10 дней строил, второй за полдня стену... до моря.
      2. +2
        14 октября 2022 22:41
        Цитата: Luminman
        Цезарь во время своего похода в Галлию, будучи окруженным, за одну ночь соорудил небольшой укрепленный городок.

        Разрешите вставить свои "пять копеек" hi Самое масштабное предприятие Цезаря со строительством произошло во время Галльской войны (и которое завершило 8 лет войны) у крепости Алезия в 52 г.д.н.э. Цезарь осадил Алезию где заперся с войском галльский вождь Верцингеторикс. Были выстроены два ряда укреплений со рвами,валами,башнями и рогатками на валу. Описания даются так,что рвов было аж три штуки причём средний заполнен водой с плотинами,чтобы в случае чего можно было затопить близлежащую местность.Одна линия была обращена во внутрь,к осаждённой Алезии. Вторая линия была внешней,фронтом "наружу" чтобы отбить атаку извне. В общем,после ряда сражений,безуспешных попыток галлов прорвать осаду Алезии,Верцингеторикс сдался. После 6 лет содержания в Риме в Мамертинской тюрьме,был в качестве трофея проведён в триумфальной процессии Цезаря в 46 г.д.н.э. Толи задушен,толи уморили голодом,источники расходятся. Лионель Руайе. Верцингеторикс бросает оружие к ногам Цезаря. 1899
        Анри-Поль Мотт. Верцингеториг сдаётся Цезарю. 1886
        1. -1
          16 октября 2022 10:23
          Цитата: Vladislav 73
          Цитата: Luminman
          Цезарь во время своего похода в Галлию, будучи окруженным, за одну ночь соорудил небольшой укрепленный городок.

          Разрешите вставить свои "пять копеек" hi Самое масштабное предприятие Цезаря со строительством произошло во время Галльской войны (и которое завершило 8 лет войны) у крепости Алезия в 52 г.д.н.э. Цезарь осадил Алезию где заперся с войском галльский вождь Верцингеторикс. Были выстроены два ряда укреплений со рвами,валами,башнями и рогатками на валу. Описания даются так,что рвов было аж три штуки причём средний заполнен водой с плотинами,чтобы в случае чего можно было затопить близлежащую местность.Одна линия была обращена во внутрь,к осаждённой Алезии. Вторая линия была внешней,фронтом "наружу" чтобы отбить атаку извне. В общем,после ряда сражений,безуспешных попыток галлов прорвать осаду Алезии,Верцингеторикс сдался. После 6 лет содержания в Риме в Мамертинской тюрьме,был в качестве трофея проведён в триумфальной процессии Цезаря в 46 г.д.н.э. Толи задушен,толи уморили голодом,источники расходятся. Лионель Руайе. Верцингеторикс бросает оружие к ногам Цезаря. 1899
          Анри-Поль Мотт. Верцингеториг сдаётся Цезарю. 1886

          Простите,а он там лично присутствовал?
          1. 0
            16 октября 2022 20:21
            Цитата: Pilat2009
            Простите,а он там лично присутствовал?

            Да,лично присутствовал.
    6. +1
      14 октября 2022 20:50
      Сейчас и Вы меня завели,начал перепахивать Тырнет.
  11. +4
    14 октября 2022 23:34
    Да уж, было у Октавиана одно качество, унаследованное у его приемного отца.
    Это невероятное везение, что в карьере полководца и политика можно порой поставить и на первое место среди всех качеств.
    Хотя, знающие люди, утверждают, что это скорее совокупность знаний, умений, талантов и некоторых подсознательных качеств, решительности, уверенности, чувства момента бифуркаций и еще много чего. Многие бы так хотели, но мало у кого получается.
    Даже в данной ситуации - вообще у триумвиров было шансов победить республиканцев и поменее 50%. А у Октавиана ("Восьмериков" по нашенски) среди триумвиров почетное третье место по стартовым условиям.
    Но, в итоге, чего опасались получить от Цезаря - провозгласить себя кем-то там таким, гарантом, законодательным, исполнительным и военным главкомом... Короче,зарезали, на всякий пожарный, для профилактики. Хорошо хоть календарь из странного деревенского привел в соответствие астрономическому, на полторы тысячи лет хватило, а кому так аж до Предсовнаркома Ленина...
    И кто знает, собирался ли на самом деле Гай Юлий объявить себя Предсовнаркома на самом деле, кто его теперь разберет?
    А вот Октавиан, разобравшись со всяким мелкими недоразумениями объявил себя... нет, ребята, не царем каким, или там, Принсепсом, это ведь теперь всякий может, что ведет к бардаку, по типу демократии. Хватит, нахлебались уже. За последние полвека уж точно.
    Это не наш путь.
    Просто я работаю... Богом, заявил Октавиан, тут проездом, зовите меня просто Август, чтоб не забыли - вот вам самый любимый отпускной месяц в мою честь. И дядю (отца) моего запомните - великий был таки человек, и вот вам еще один отпускной месяц - Июлий!
    И ведь прокатило! Хотя был уже до него товарищ, который тоже был живым богом, и мог убедить в этом кого угодно, вплоть до летального исхода, Александр звали... Но не долго, и не прижилось как-то.
    А вот Марк Антоний или Лепид могли бы? Ноктюрн, на флейтах водосточных труб? История ответ дала исчерпывающий: нет, хотели, или не хотели, но не смогли - это факт!
    А Октавиан - смог!
    И пошла совсем другая история.
    Все бы хорошо, да только вот жили-были на БВ монотеисты, у которых уже был один Бог, а больше им по штату не полагалось, что в свою очередь тоже вызвало тектонические религиозные и социальные последствия.
  12. +4
    14 октября 2022 23:36
    Официальным наследником Цезаря был усыновленный им внучатый племянник Гай Октавиан.
    Триумвиры присвоили себе диктаторские полномочия, обладая правом издавать законы и приводить их в исполнение.
    Ну,во-первых,Гай Октавий. При рождении - Гай Октавий Фурин. После того,как Цезарь усыновил его в завещании,стал Гай Юлий Цезарь Октавиан. 27 г.д.н.э. сенат наделил Октавиана рядом почестей,прежде всего именем "Август" (божественный),в результате чего полным официальным именем правителя стало "Император Цезарь Август, сын бога" (Imperator Caesar Augustus divi filius), а кратким — Цезарь Август. Первоначально Октавиану предлагалось добавить имя "Ромул" вместо "Август", по имени мифического основателя Рима,но он отказался. Причинами отказа правителя от имени "Ромул" были как ассоциации с убийством брата Рема, так и установленная им царская власть.А надо помнить,что именно обвинения в попытке реставрации царской власти и привели к убийству Цезаря. Далее. Диктаторские полномочия в Риме периода Республики устанавливались т.н. черезвычайным постановлением сената сроком до 6 месяцев,например при ведении войны или других черезвычайных обстоятельствах.Таким образом,вся власть подобно монарху сосредотачивалась в одних руках и даже консулы становились рядовыми гражданами по отношению к диктатору. Например,во время войны диктатор получал титул - Dictator rei gerundae causa, т. e. диктатор для ведения войны. Диктатор получал право "жизни и смерти" над всеми гражданами кроме народных трибунов.Первым пожизненным диктатором,который "нагнул через колено сенат" стал Луций Корнелий Сулла Счастливый. Второй пожизненный диктатор стал Гай Юлий Цезарь,и его и обвинили в попытке "реформировать" царскую власть (сильно запал в память царь Тарквиний Гордый!).Поэтому,данные "триумвирам" диктаторские полномочия Октавиан после победы и начала единоличного правления,хоть формально и сложил с себя,но тем не менее,обладал всей полнотой власти,только в несколько других формах и определениях. Третье. Октавиан проводил более гибкую политику. Сохранив все внешние атрибуты республиканской власти,сосредоточил в своих руках наиболее важные властные полномочия. "Принцепс сената" - главенствующее положение в сенате. "Империум" - верховную военную власть,и власть в провинциях. Должность "Народного трибуна" давала власть непосредственно в Риме.Не афишировал стремление сосредоточить в своих руках всю полноту власти (помня о судьбе Цезаря),тем не менее,власть сосредоточил,используя республиканские формы правления. Его форму правления называют "принципат" (лат. principatus, от princeps, по названию почётного титула принцепс — "первенствующий (в сенате)"в отличие от откровенно монархического более позднего "доминат".
  13. 0
    14 октября 2022 23:52
    Помимо прочего, договор между триумвирами предусматривал «обмен жертвами»: Лепид выдал на расправу своего брата Павла, Марк Антоний пожертвовал Луцием Цезарем, своим дядей со стороны матери, Октавиан – позволил убить Цицерона, голову которого Антоний потом, как утверждают, ставил на стол во время пиров

    Во времена,вот нравы,теперь понятно откуда пошло на советских зонах проигрывать чью-то голову.
    По поводу Цицерона,точне его первой жены,прожила 103 года,нонсенс.
    После смерти Цицерона она прожила ещё четыре десятилетия. Согласно Плинию и Валерию Максиму, Теренция умерла в возрасте 103 лет.
  14. +3
    15 октября 2022 00:26
    Не все знают, что именно этих лидеров заговорщиков и убийц Цезаря Данте в своей «Божественной комедии» поместил в 9-й круг ада – наравне Иудой Искариотом. Всех троих здесь, по мнению поэта, вечно терзают пасти трехголового зверя – Сатаны.
    В трёхголовой пасти чудовища - Люцифера. Согласно Данте,последний нижний круг Ада образовывало ледяное озеро Коцит,куда впадали три реки,перенесённые Данте из античного Аида - Лета,Стикс и Ахерон.Там,в ледяном плену место казни Люцифера,который в свою очередь казнит трёх самых страшных грешников в истории - Иуду Искариота,Марка Юния Брута и Гая Кассия. Выбор этих грешников исследователи творчества Данте называют прежде всего политикой. Данте был ярым приверженцем Гибеллинов,сторонников императора и сильной централизованной власти. И по его (Данте) мнению,убийство первого Римского императора Гая Юлия Цезаря было сродни предательству Иисуса Христа. Кстати,победа его противников -гвельфов привела к пожизненному изгнанию Данте из Флоренции и заочному осуждению его на смертную казнь.Ну и в качестве эпилога : Портрет Данте Алигьери и Беатриче Портинари
  15. +1
    15 октября 2022 00:39
    Да,крутое произведение,"Божественная комедия" Данте. Навсегда врезались в паять строки :
    Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,
    Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,
    Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ.

    БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН:
    Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ
    И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН.

    ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ,
    И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ.
    ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.