Русское сопротивление польской оккупации

6
Русское сопротивление польской оккупации
Франц Рубо. «Атака запорожцев в степи». 1881 г.


Русские ответили на колониальную, антирусскую политику Речи Посполитой масштабными восстаниями. Ядром сопротивления выступили казаки, как наиболее пассионарная (активная) часть русского суперэтноса.



Борьба с православными (русскими)


Использование запорожского казачества в качестве военной силы (Почему Русская украйна восстала против шляхетской демократии) было весьма разумным шагом со стороны правителей Речи Посполитой. Запорожцы воевали на стороне Польши во время Смуты в Русском царстве, в Смоленскую войну. Казаки не раз спасали Речь Посполитую и в войнах с Крымским ханством и Турцией. Они продолжали упорную борьбу с крымскими татарами, защищали южную украйну-окраину Польского королевства. На удары и набеги они отвечали своими рейдами и походами.

Полыхали огнем окрестности Очакова, Бендер, Аккермана, Азова и других турецких крепостей, морские десанты казаков громили Кафу, Керчь, Евпаторию, Трапезунд и тревожили даже предместья Стамбула-Константинополя. Запорожцы не давали покоя работорговцам в Крыму и Турции, пересекали Чёрное море на своих лодках-чайках, как в своё время воины Олега Вещего и Святослава Игоревича. Освобождали тысячи рабов-христиан.

Однако панам не хватило ума использовать казаков, и постепенно, шаг за шагом полонизировав их, а затем и всю Русскую украйну. Как ранее это было сделано с западнорусской элитой – княжескими и боярскими родами Литовской Руси. Полонизация и окатоличивание, вместе с паразитическими и жесточайшими методами колониализма, когда русские на украйне стали своего рода индейцами для польской шляхты («избранных», «настоящих христиан», в отличие от русских еретиков), стали проводиться в ускоренном режиме.

После принятие Брестской унии в 1596 году, что привело к подчинению ряда епископов Киевской митрополии римскому папе и созданию на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. Католики, польские власти, а затем и униаты стали притеснять православных (то есть русских). С точки зрения католиков и униатов, по принятии Унии каким-либо униатским священником или иерархом автоматически переходит в новую церковь и его паства. А в собственность к униатам в таком случае должны перейти и земельные владения соответствующей церкви или монастыря. Закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись королевскими указами. Понятно, что это не устраивало основную часть православных.

Широкие массы русского дворянства (шляхетства), низшего духовенства, горожан, казаков и крестьян не отказались от веры. При этом низы духовенства и казаки стояли на самых жестких позициях, не давая высшим иерархам проводить более «гибкую» политику, пойти на компромисс с униатами. Началось длительное и кровавое противостояние. Православные отстояли Киев. Король Владислав IV (1632–1648), пытаясь заручиться лояльностью русских на украйне в Смоленской войне, в 1633 году признал законность православной церкви. Петру Могиле, ставшему киевским митрополитом, были переданы все киевские храмы и обители. Король Владислав разрешил православным свободно исповедовать свою веру и строить храмы. Правда, королевская власть стоила мало в землях магнатов и панов, которые устанавливали свои порядки.


Запорожцы на «чайках» под командованием гетмана П. Сагайдачного атакуют турецкий флот и захватывают Кафу в 1616 году.

Полонизация украйны


Панский гнёт также значительно усилился. Раньше хозяева пограничных, украинных районов, так или иначе считались с простыми людьми. Они вместе со своими подданными отбивались от набегов крымцев. Чтобы заселить малонаселённые области, паны давали большие льготы беглым крестьянам из внутренних областей, скрывали их. Специально зазывали людей к себе. Да и сами воеводы, старосты и прочие представители власти на украйне обычно были русскими по вере и крови.

Но постепенно ситуация изменилась. Вельможи с помощью казачьих сабель, труда и пота крестьян-переселенцев сколотили огромные владения. Потомки бывших казачьих гетманов стали крупнейшими магнатами в Речи Посполитой. Так, Вишневецкому принадлежало 40 тыс. крестьянских хозяйств на Полтавщине, Заславскому – 80 городков и местечек, 2 760 сел, Потоцкому – Нежинское староство и город Кременчуг, Конецпольскому 170 городков и местечек, 740 сел на Брацлавщине, роду Жолкевского принадлежала значительная часть Львовщины. Магнаты имели огромные состояния, их казна была больше, чем у королей. Они имели свои дружины и армии, подчас сильнее королевской. Им подчинялись массы бедной шляхты.

Магнаты чувствовали себя вольно, уверенно, и льготы для «быдла» (подневольного «скота», как называли паны простых людей) закончились. Вводились такие же крепостные порядки, как во внутренних районах Польши с непомерными и разнообразными поборами, барщиной, полностью властью господ-панов над имуществом, телом и жизнью холопов-хлопов. Связь русских по происхождению вельмож с народом была разорвана.

Магнаты с Юго-Западной Руси блистали в Варшаве, задавали тон на сеймах, успешно пробивали свои интересы и полностью ополячилились. Переходили на польский язык, забывая «мужицкий» русский язык. Их дети учились в польских, иезуитских школах, переходили в католичество. Новообращённые католики становились ещё большими и злейшими врагами русских (православных), чем прирожденные католики. Своего рода русские янычары. Русские по происхождению, но перешедшие на сторону врага, ставшие инструментом в борьбе с оставшимся Русским миром. В конце XX – начале XXI вв. по такой же схеме создали и «украинский рейх», стравив его с оставшейся частью русской цивилизации.


Кольчужный панцирь с мисюркой носился в Польше гусарами. Позднее подобные доспехи носились отборными частями реестровых казаков, панцирными казаками

Восстания Русской украйны


Русские ответили восстаниями. Ядром восставших выступили казаки, как наиболеее пассионарная (активная) часть народа. Затем к ним присоединялись уже другие сословия.

В 1591 года отряд реестровых казаков во главе с Криштофом Косинским напал на Белую Церковь – резиденцию белоцерковского старосты князя Януша Острожского. Нападение реестровых казаков стало началом крупного крестьянско-казацкого восстания, которое скоро охватило Киевское, Волынское, Брацлавское и Подольское воеводства. Казаки предложили свою службу Москве, как в своё время Ивану Грозному. Борис Годунов, который был реальным правителем Руси во времена царствования Фёдора Ивановича, ответил согласием.

Правительство Польши сначала не вмешивалось, считая это делом Острожского. Мол, наломал дров, пусть и расхлёбывает. Так, сентябрьский сейм 1592 года отклонил просьбу Острожского в помощи коронным войском, отказался наложить на казаков «баницию» и объявить шляхтича Косинского вне закона. Только в январе 1593 года было дано разрешение на сбор посполитого рушения (шляхетского ополчения). Тем временем Косинский громил шляхту на Волыни. К казакам присоединились мелкие шляхтичи, городские низы и крестьяне.

В упорной битве у местечка Пятка (ныне Житомирская область), которая продолжалась несколько дней, поляки разбили повстанцев. Ключевую роль в победе поляков сыграли дружины «украинских» магнатов Острожского и Вишневецкого. Запорожцы вынуждены были подписать соглашение и подчиниться королевской власти. Но, вернувшись домой, они снова восстали и попросили Москву принять их в своё подданство.

В мае 1596 года Косинский повёл казаков на Черкассы. Однако погиб: по одной версии – в бою, под другой – был вероломно убит во время переговоров. Казаки продолжили войну и в августе добились соглашения с Вишневецким. Арест посольства Запорожского Войска вызвал новый мятеж и попытки осадить Киев. Казаки вынуждены были отступить из-за нападения на их селения крымцев, которых натравили поляки.

Продолжение следует…
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 октября 2022 06:44
    Может идет о том как Речь Посполитая пыжылась что то сделать??? и к чему ее это привело?
    1. +3
      16 октября 2022 07:23
      Цитата: RVAPatriot
      Может идет о том как Речь Посполитая пыжылась что то сделать??? и к чему ее это привело?

      К полонизации Украины так, что до сих пор хлебаем.
  2. +1
    16 октября 2022 10:00
    А тут как раз и передача А.Мамонтова подоспела в которой показана сущность польской нации которую они показывают до сих пор.Ради местяковых интересов любой поляк ляжет под любого хозяина .
  3. +3
    16 октября 2022 12:40
    Русские ответили на колониальную, антирусскую политику Речи Посполитой масштабными восстаниями. Ядром сопротивления выступили казаки, как наиболее пассионарная (активная) часть русского суперэтноса.
    – гы-гы-гы! Очередная сказочка в стиле лубочной фолькхистори от Самсонова. Цитата из «Русская история. Полный курс лекций» выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841 – 1911):
    НРАВСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР КАЗАЧЕСТВА. Мы проследили в общих чертах историю малороссийского казачества в связи с судьбами Литовской Руси до начала XVII в., когда в его положении произошёл важный перелом. Мы видели, как изменялся характер казачества: ватаги степных промышленников выделяли из своей среды боевые дружины, жившие набегами на соседние страны, а из этих дружин правительство вербовало пограничную стражу. Все эти разряды казаков одинаково смотрели в степь, искали там поживы и этими поисками в большей или меньшей степени способствовали обороне постоянно угрожаемой юго восточной окраины государства. С Люблинской унии малороссийское казачество поворачивается лицом назад, на то государство, которое оно доселе обороняло. Международное положение Малороссии деморализовало эту сбродную и бродячую массу, мешало зародиться в ней гражданскому чувству. На соседние страны, на Крым, Турцию, Молдавию, даже Москву казаки привыкли смотреть, как на предмет добычи, как на «казацкий хлеб». Этот взгляд они стали переносить и на своё государство с тех пор, как на юго восточной его окраине начало водворяться панское и шляхетское землевладение со своим крепостным правом. Тогда они увидели в своём государстве врага ещё злее Крыма или Турции и с конца XVI в. начали опрокидываться на него с удвоенной яростью. Так малороссийское казачество осталось без отечества и, значит, без веры. Тогда весь нравственный мир восточноевропейского человека держался на этих двух неразрывно связанных одна с другой основах, на отечестве и на отечественном боге. Речь Посполитая не давала казаку ни того, ни другого. Мысль, что он православный, была для казака смутным воспоминанием детства или отвлечённой идеей, ни к чему не обязывавшей и ни на что не пригодной в казачьей жизни. Во время войн они обращались с русскими и их храмами нисколько не лучше, чем с татарами, и хуже, чем татары. Православный русский пан Адам Кисель, правительственный комиссар у казаков, хорошо их знавший, в 1636 г. писал про них, что они очень любят религию греческую и её духовенство, хотя в религиозном отношении более похожи на татар, чем на христиан. Казак оставался без всякого нравственного содержания. В Речи Посполитой едва ли был другой класс, стоявший на более низком уровне нравственного и гражданского развития: разве только высшая иерархия малороссийской церкви перед церковной унией могла потягаться с казачеством в одичании. В своей Украйне при крайне тугом мышлении оно ещё не привыкло видеть отечество. Этому мешал и чрезвычайно сбродный состав казачества. В пятисотенный списочный, реестровый отряд казаков, навербованный при Стефане Батории, вошли люди из 74 городов и уездов Западной Руси и Литвы, даже таких отдалённых, как Вильна, Полоцк, потом – из 7 польских городов, Познани, Кракова и др., кроме того, москали из Рязани и откуда то с Волги, молдаване и вдобавок ко всему по одному сербу, немцу и татарину из Крыма с некрещёным именем. Что могло объединять этот сброд? На шее у него сидел пан, а на боку висела сабля: бить и грабить пана и торговать саблей – в этих двух интересах замкнулось все политическое миросозерцание казака, вся социальная наука, какую преподавала Сечь, казацкая академия, высшая школа доблести для всякого доброго казака и притон бунтов, как его называли поляки. Свои боевые услуги казаки предлагали за надлежащее вознаграждение и императору германскому против турок, и своему польскому правительству против Москвы и Крыма, и Москве и Крыму против своего польского правительства. Ранние казацкие восстания против Речи Посполитой носили чисто социальный, демократический характер без всякого религиозно национального оттенка. Они, конечно, зачинались на Запорожье. Но в первом из них даже вождь был чужой, из враждебной казакам среды, изменивший своему отечеству и сословию, замотавшийся шляхтич из Подляхии Крыштоф Косинский Он пристроился к Запорожью, с отрядом запорожцев нанялся на королевскую службу и в 1591 г. только из за того, что наёмникам вовремя не уплатили жалованья, набрал запорожцев и всякого казацкого сброда и принялся разорять и жечь Украйнские города, местечки, усадьбы шляхты и панов, особенно богатейших на Украйне землевладельцев, князей Острожских. Князь К. Острожский побил его, взял в плен, простил его с запорожскими товарищами и заставил их присягнуть на обязательстве смирно сидеть у себя за порогами. Но месяца через два Косинский поднял новое восстание, присягнул на подданство московскому царю, хвалился с турецкой и татарской помощью перевернуть вверх дном всю Украйну, перерезать всю тамошнюю шляхту, осадил город Черкасы, задумав вырезать всех обывателей со старостой города, тем самым кн. Вишневецким, который выпросил ему пощаду у кн. Острожского, и, наконец, сложил голову в бою с этим старостой. Его дело продолжали Лобода и Наливайко, которые до 1595 г. разоряли правобережную Украйну. И вот этой продажной сабле без бога и отечества обстоятельства навязали религиозно национальное знамя, судили высокую роль стать оплотом западнорусского православия.

    Кратко о защите казаками России и православия.
    В 1615 году из Москвы в Константинополь были отправлены посланники русского царя Петр Мансуров и дьяк Самсонов,
    уговаривать султана, чтоб велел крымскому хану идти на Литву, потому что польский король, узнавши любительную ссылку между царем и султаном, беспрестанно ссылается с цесарем, папою, королем шведским и другими государями, умышляя всякое лихо на Россию и Турцию.

    Проще говоря царь батюшка пытался заключить союз с Турцией против Польши, угрожавшей войной России. Однако эта попытка заключить союз была цинично и нагло сорвана донскими казаками, поскольку этот потенциальный союз мешал им ходить в Турцию за зипунами. Не смотря на просьбы, увещания и взятки посланников царя, они как с цепи сорвались и изводили турок своими набегами до тех пор, пока не довели султана до белого каления.
    В 1617 году польский королевич Владислав заключил мир с Турцией и вступил в Россию с 11 тыс. войска и 20 тыс. запорожских казаков во главе с гетманом Петром Кононовичем Конашевич-Сагайдачным. Сагайдачный это один из святых современного пантеона борцов с москалями.
    По дороге на Москву Сагайдачный разорил Путивль, Ливны, Елец, Лебедянь и др., а затем, пока Владислав стоял в осаде Москвы, гетман опустошил все Московские окрестности.
    Ну а донские грудью встали на защиту Отечества и прислали к королевичу Владиславу атамана Бориса Юмина и есаула Афанасья Гаврилова объявить, что хотят ему правдою служить и прямить. Россию они грабили в славной компании с запорожскими казаками.
    Из выступления начальника Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии П.Н. Краснова на курсах пропаганды в Потсдаме летом 1944:
    Казаки! Помните, вы не русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь
    .
  4. -1
    17 октября 2022 23:02
    На кольчуге гусара (на фотографии) нет наплечников,
    в то время, как перелом ключицы от удара саблей - это фатально.
    Кольчуга спасет от колющего оружия, но этого недостаточно.
  5. 0
    19 октября 2022 17:55
    Цитата: RVAPatriot
    Может идет о том как Речь Посполитая пыжылась что то сделать??? и к чему ее это привело?
    Да про укровский трёп это всё и вся статья здесь трёп. 1.Какие "казаки" православные? Казак тюокск. "племя безродных", Казакстан - "земли безродных" т.е. предавший заветы Тенгри Отца небесного и потерявших лиюо опозоривших свой род! Да и славянами эти типусы преотлично на рынках Кафы, Сугдеи и Херсонеса торговали преотлично. Продавая их в рабство и мамлюки. Так торговали, что до Миниха у коего мой предок по отцу служил, в Причерномомрье славяне даже не селились.