Истребительная авиация Украины

107
Истребительная авиация Украины

После распада Советского Союза Украине досталась очень мощная группировка сил ПВО, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом наземных противовоздушных средств и истребителей обладала только Россия. Помимо многочисленных ЗРК и РЛС, Украине отошло имущество трёх воздушных армий (1 100 боевых самолётов).

По состоянию на начало 1992 года украинское небо защищали два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО. Кроме того, на территории Украины находился 28-й корпус ПВО 2-й отдельной армии ПВО. В состав 8-й армии ПВО входили: 10 истребительных и 1 смешанный авиаполк, 7 зенитно-ракетных бригад и полков, 3 радиотехнические бригады и полк. На вооружении истребительных авиаполков состояли перехватчики: Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД. К моменту подписания Беловежских соглашений несколько авиаполков, базировавшихся на украинских аэродромах, находились в процессе перевооружения на новую технику. Истребители Су-27 успели получить 136-й гв иап и 62-й иап.



Украинская истребительная авиация с 1992 по 2014


Всего Украина после раздела советского имущества получила более 2 800 летательных аппаратов различного назначения. Из истребителей наибольшую ценность представляли 40 Су-27 и 220 МиГ-29. В 1992 году Украина имела четвёртый по численности в мире парк боевых самолётов, уступая по этому показателю лишь США, России и КНР. Однако большая часть советского авиационного наследия для независимой Украины оказалась излишней. В первую очередь из эксплуатации были выведены истребители, построенные в период с 1971 по 1985 год. К 1997 году все перехватчики: МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД и Су-15ТМ списали или передали на хранение.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты, хранящиеся на территории Запорожского авиаремонтного завода «МиГремонт, снимок сделан в октябре 2011 года

Значительную часть свежих и современных на тот момент МиГ-29 выставили на продажу. С момента обретения независимости Украина экспортировала около 240 самолётов и вертолётов военного назначения. Из них более 95 % – это машины, доставшиеся при разделе советских ВВС и ПВО. Из новых самолётов на экспорт строились лишь транспортные Ан-32 и Ан-74.

Через 20 лет «незалежности» количество боевых самолётов, способных эффективно перехватывать воздушные цели и выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе, сократилось многократно. Так, в 2012 году в лётном состоянии находилось 16 Су-27 и 20 МиГ-29, хотя в составе воздушных сил формально числилось 36 Су-27 и 70 МиГ-29. По данным ежегодного отчёта Flightglobal Insight’s World Air Forces 2015, количество самолётов и вертолётов украинских ВВС, находящихся в лётном состоянии, не превышало 250 единиц. Всего же за период с 1992 по 2014 год в лётных происшествиях было потеряно 3 Су-27 и 4 МиГ-29.

Прежде, чем отношения с Россией были безнадёжно испорчены, была теоретическая возможность приобретения современных боевых самолётов или кардинальной модернизации имеющихся при российской технической поддержке. Но до 2014 года командование ВСУ считало, что Украина не только обладает достаточным количеством истребителей, но и располагает некоторыми излишками.

Иллюзии рассеялись после начала АТО на востоке страны. В ходе боевых вылетов выяснилось, что плохое техническое состояние авиационной техники, а также слабая подготовка лётного и технического состава крайне негативно сказываются на способности боевой авиации выполнять поставленные задачи. Так как противника в воздухе над Донецкой и Луганской областями не имелось, украинские МиГ-29 привлекались для нанесения ударов по земле. При этом как минимум два МиГ-29 были потеряны. Один Су-27 получил повреждения, но смог вернуться на свой аэродром.

По состоянию на 2014 год Украина имела много проблем в части поддержания в боеспособном состоянии своих ВВС, а после дестабилизации ситуации в стране это стало ещё сложнее. Из-за нехватки ресурсов (керосина, запчастей и квалифицированных специалистов) большая часть украинской истребительной авиации оказалась прикована к земле. В марте 2014 года ВВС Украины потеряли объекты инфраструктуры на территории Крымского полуострова, а также часть авиатехники и военного имущества. Так, на аэродроме Бельбек были безвозвратно утрачены семь МиГ-29 и два МиГ-29УБ.

Однако после 2018 года, благодаря серьёзным финансовым вливаниям и ряду кадровых решений, боеспособность украинских авиационных частей начала улучшаться. Это во многом стало возможно из-за сохранившейся на Украине ремонтной базе, что позволяло поддерживать в лётном состоянии имеющиеся МиГ-29 и Су-27.

Модернизация и капитальный ремонт украинских истребителей МиГ-29 и Су-27


В наследство от СССР, помимо авиазаводов в Киеве и Харькове, Украине достались два авиаремонтных предприятия: Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт» и Львовский государственный авиаремонтный завод.


Спутниковый снимок Google Earth: авиатехника на территории Львовского авиаремонтного завода, снимок сделан в марте 2020 года

Украинская авиаремонтная отрасль сумела выжить благодаря выполнению экспортных заказов. Так, в конце 2005 года Украина заключила с Азербайджаном контракт на поставку 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ из состава ВВС. При этом, согласно условиям сделки, самолёты должны были пройти восстановительный ремонт и модернизацию. Таким образом украинские специалисты получили возможность опробовать «на практике» теоретические наработки по программе «малой модернизации» МиГов. Работы по модернизации МиГ-29 (модификация 9.13) начались на Львовском авиаремонтном заводе в 2007 году.


Истребитель МиГ-29, находящийся на хранении, на территории Львовского авиаремонтного завода

В ходе выполнения этого экспортного контракта был получен необходимый опыт и финансовые ресурсы, использованые для модернизации украинских МиГ-29. В проекте, помимо Львовского авиаремонтного завода, принимали участие предприятия «Оризон-Навигация» и ЗАО «Фазотрон-Украина», задействованное в модернизации БРЛС.

Благодаря обновлению элементной базы и внедрению новых узлов, была примерно на 20 % увеличена дальность обнаружения и сопровождения, улучшена эксплуатационная надёжность. Помимо работ по продлению ресурса, устанавливались новые средства навигации и связи, которые отвечают требованиям ИКАО. Заявлено, что боевая эффективность при выполнении перехвата возросла за счёт использования усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 производства государственной компании «Артем». Также планировалась замена советских ракет ближнего боя Р-73 на изделия украинского производства, но это выполнить не удалось. Модернизированные МиГ-29МУ1 получили новую «пиксельную» окраску.


Украинские ВВС приняли три истребителя МиГ-29МУ1 в 2011 году. Первоначально эти самолёты были направлены для войсковых испытаний в 40-ю бригаду тактической авиации в Василькове. По состоянию на начало августа 2014 года в составе ВВС Украины имелось четыре МиГ-29МУ1.


После 2016 года работы по модернизации продолжились, согласно справочным данным, Львовский авиаремонтный завод довел до уровня МиГ-29МУ1 ещё шесть истребителей. По меньшей мере два модернизированных истребителя были повреждены в лётных происшествиях.

Если с модернизацией МиГ-29 Украине помог экспортный контракт, то с тяжелыми истребителями Су-27С, перехватчиками Су-27П (модификация для войск ПВО) и учебно-боевыми Су-27УБ пришлось опираться на собственные ресурсы. Предприятием, ответственным за капитальный ремонт и модернизацию Су-27, стал Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт». Помимо завода «МиГремонт», в программе модернизации принимали участие ГП «Оризон-Навигация», ГП «Новатор», ОАО НТК «Электронприбор».


Су-27УБМ1

Хотя на Украине имелся ряд профильных предприятий, улучшение основных систем свелось к частичной замене электронных блоков. В частности, в импульсно-доплеровской БРЛС Н001 осуществлена замена блока приёмного тракта, блока задающего генератора и блока цифровой обработки, что позволило повысить селекцию поступающих на РЛС сигналов и увеличить дальность обнаружения воздушных целей. Навигационные возможности были улучшены благодаря использованию системы спутникового позиционирования.

Для соответствия нормам ИКАО установлена новая бортовая аппаратура навигации и слепой посадки. Произведена замена бортового ответчика советского производство на прибор аналогичного назначения разработки ГП «Новатор». Также на борту появились новые средства регистрации и связи.

Из всего вышеперечисленного видно, что уровень модернизации Су-27 на Украине относительно исходных машин был очень скромным. Фактически боевые возможности украинских Су-27 в лучшую сторону почти не изменились и существенно уступали российскому модернизированному истребителю Су-27СМ.


Су-27С1М

Модернизация Су-27 затянулась, первый самолёт, прошедший капитальный ремонт и «малую» модернизацию, был передан ВВС Украины в феврале 2012 года. В середине апреля 2014 года заказчик получил ещё один Су-27.


По неподтверждённым данным, по состоянию на 2021 год Воздушные силы Украины приняли шесть отремонтированных и частично модернизированных одноместных и двухместных: Су-27П1М, Су-27С1М и Су-27УБМ1.

Состояние украинской истребительной авиации к февралю 2022


Согласно справочным данным, в середине февраля 2022 года в боевом составе Воздушных сил Украины имелось 7 спарок Су-27УБ (1–2 модернизированные Су-27УБМ1), 30 Су-27С/П (4–5 Су-27П1М и Су-27С1М), 8 спарок МиГ-29УБ, 8–10 МиГ-29МУ1 и 25–30 не модернизированных одноместных МиГ-29 (9.13). Ещё некоторое количество Су-27 и МиГ-29 находилось на хранении. Но это в основном были машины, выработавшие ресурс и имеющие перспективы дальнейшего использования только в роли донора запасных частей. Согласно экспертным оценкам, доля технически исправных истребителей в Воздушных силах Украины никогда не превышала 70 %.

Истребителями МиГ-29 вооружена 40-я бригада тактической авиации (воздушное командование «Центр»), дислоцированная на аэродроме Васильков к юго-западу от Киева.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29 и учебно-тренировочные самолёты L-39 на аэродроме Васильков

На МиГ-29 до недавнего времени летали пилоты 114-й бригады тактической авиации (воздушное командование «Запад»), дислоцированной на аэродроме Ивано-Франковск на западе страны. Однако в 2021 году большая часть истребителей на этом аэродроме была поставлена на хранение.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29 на аэродроме Ивано-Франковск

Воздушному командованию «Запад» так же подчиняется 204-я бригада тактической авиации смешанного состава, базирующаяся на аэродроме Луцк в Волынской области, в которой имеются истребители МиГ-29 (часть возвращена с крымского аэродрома Бельбек), учебно-тренировочные L-39 и штурмовики Су-25.

В Луцке также базируются украинские Су-24М, принадлежащие 7-й бригаде тактической авиации. Причем по состоянию на конец 2021 года фронтовых бомбардировщиков в Луцке было намного больше, чем истребителей.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29, учебно-тренировочные самолёты L-39 и фронтовые бомбардировщики Су-24М на аэродроме Луцк

В подчинении воздушного командования «Центр» имеются две бригады, вооруженные тяжелыми истребителями Су-27.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители Су-27 на аэродроме Озёрное

39-я отдельная бригада тактической авиации дислоцирована на аэродроме Озёрное в Житомирской области. Впрочем, бригадой эта часть числилась формально, а фактически являлась авиагруппой. В её составе имелось не более пяти истребителей, способных подняться в воздух.

Основная часть украинских Су-27 была сконцентрирована в 831-й бригаде тактической авиации, развернутой на аэродроме Миргород в Полтавской области.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители Су-27 и учебно-тренировочные самолёты L-39 на аэродроме Миргород

Однако стоянки и этой крупной авиабазы были заполнены незначительно, что говорит о явной нехватке боевых самолётов в украинских ВВС.

Углублённое обучение лётно-технических специалистов осуществлялось в Николаевском специализированном центре боевой подготовки.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители Су-27, учебно-тренировочные самолёты L-39, штурмовики Су-25 и военно-транспортные Ил-76 на аэродроме Николаев, снимок сделан в апреле 2021 года

На аэродроме, расположенном восточней Николаева, на постоянной основе, помимо других самолётов, находится 10–12 МиГ-29 и Су-27, использовавшихся для тренировок и обучения. Часть этих машин находилась в нелётном состоянии и предназначалась для обучения и тренировок наземного технического персонала.

Участие украинских истребителей в боевых действиях


До начала СВО американская разведка имела достаточно точную информацию о планах российского военного командования и поделилась частью данных с украинским военно-политическим руководством. Как и в случае с мобильными системами ПВО, большую часть дееспособных украинских истребителей вывели из-под удара. Самолёты рассредоточили по гражданским аэродромам и укрыли в высокопрочных защитных сооружениях.

На первом этапе военной кампании российскими ракетными и бомбовыми ударами на украинских авиабазах были в основном ликвидированы машины, не имеющие большой боевой ценности: с выработанным ресурсом или использовавшиеся в качестве учебных пособий. Повреждения, нанесённые российской авиацией и крылатыми ракетами наземной инфраструктуре украинских авиабаз, в большинстве случаев не носили критического характера.

Воронки на взлётной полосе и рулёжных дорожках ремонтные службы достаточно быстро заделали, был так же экстренно организован подвоз авиационных ГСМ, расходников и вооружения для компенсации запасов, частично потерянных во время российских воздушных атак. Сильно пострадали украинские авиаремонтные предприятия, было уничтожено и серьезно повреждено несколько самолётов, находившихся в цехах. Но в краткосрочной перспективе это не имело значения и не оказало заметного влияния на ход боевых действий.

На начальном этапе военной спецоперации ВКС РФ имели безоговорочное превосходство. Но вскоре украинская боевая авиация оправилась от первоначального шока, и её присутствие стало заметно.


Хотя украинские МиГ-29 и Су-27 в организации ПВО не играли такой роли, как объектовые ЗРК средней и большой дальности, они всё же провели несколько воздушных боёв и привлекались к перехвату российских крылатых ракет и беспилотников.

Не имея на руках достоверной и подтвержденной независимыми и непредвзятыми источниками информации, невозможно судить об итогах боевой деятельности Воздушных сил Украины и потерях.

Согласно информации, опубликованной МО РФ, с начала спецоперации Вооружённые силы Украины лишились более 265 самолётов и 145 вертолётов. Если верить этому, то украинская боевая авиация давно ушла в глубокий минус. Однако западные эксперты пишут, что Украина всё ещё располагает двумя десятками дееспособных истребителей. Впрочем, их техническое состояние оставляет желать много лучшего.


Украинские МиГ-29 в основном задействуются для нанесения ударов НАР по наземным целям, стараясь не входить в зону действия российских средств ПВО. Помимо использования неуправляемо авиационного вооружения, МиГ-29 приспособили для подвески американских противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM.


Пуск ПРР AGM-88 HARM с украинского МиГ-29

В сентябре 2022 года появилась фотография украинского Су-27 с американскими ПРР. Это первый случай, когда был замечен Су-27, несущий ракеты этого типа. С учётом большей, чем у МиГ-29, дальности полёта, Су-27 с таким вооружением представляет большую опасность для наземных и корабельных радаров.


Судя по опубликованным фотоснимкам, ракеты AGM-88 HARM подвешиваются на штатные пусковые установки АПУ-470, которые используются на МиГ-29 и Су-27 для стрельбы ракетами средней дальности Р-27.

Очевидно, что применение современных высокоскоростных ПРР украинской стороной значительно усложняет боевую работу российских средств ПВО, до того работавших в относительно простой обстановке.

Стоит отметить, что интенсивность боевой работы украинской авиации была бы существенно ниже без материально-технической поддержки со стороны Запада. Судя по всему, украинские истребители не только получают запасные части от стран НАТО, где имеются МиГ-29, но и ремонтируются и базируются на территории Польши.


Материальным и достаточно заметным подтверждением этого является ввод в строй истребителей МиГ-29, принадлежавших пилотажной группе «Украинские Соколы», которые долго находились на хранении. Западные источники утверждают, что это стало возможно после поставки запасных частей из неназванной страны, но делаются намёки, что к восстановлению истребителей причастна Варшава.


На днях появилась информация, что один МиГ-29 разбился 13 октября под Винницей при попытке перехвата «дрона-камикадзе» «Герань-2». Судя по фотографиям обломков, эта машина раньше входила в состав пилотажной группы «Украинские Соколы».

Поставки истребителей из стран НАТО


После того, как стало ясно, что российская СВО не закончится в короткие сроки, и конфликт принял затяжной характер, страны НАТО приступили к оказанию масштабной военной помощи Украине.

На начальном этапе Украина просила боевые самолёты советского образца, которые ВСУ могли использовать без переучивания. Из истребителей советского производства МиГ-29 имеются в Болгарии, Польше и Словакии.

В марте 2022 года шла речь о передаче Украине польских МиГ-29 (одноместные МиГ-29А (модификации 9.12) и двухместные МиГ-29УБ (модификации 9.51), которых в лётном состоянии имелось 23 единицы. Часть самолётов была капитально отремонтирована на Авиаремонтном заводе № 2 в городе Быдгощ. Однако по ряду причин Польша так и не поставила свои истребители, ограничившись технической поддержкой и предоставлением ремонтных мощностей.

После «бархатного развода» с Чехией Словакии достались 9 одноместных МиГ-29А и один двухместный МиГ-29УБ. В 1993 году Братислава получила в счёт российского долга ещё 12 одноместных МиГ-29 и 2 спарки МиГ-29УБ. В 2004 году Словакия подписала контракт с РСК «МиГ» на модернизацию этих самолётов. Модернизация МиГ-29А до уровня МиГ-29АS и продление срока их службы проводились на авиаремонтном заводе в Тренчине, который обслуживает весь самолетный парк словацких ВВС.

По данным РСК «МиГ», ВВС Словакии при условии должного обслуживания могли эксплуатировать МиГ-29АS до 2030 года. Немодернизированные самолёты, выработавшие ресурс, были поставлены на хранение. В августе стало известно, что Словакия намерена передать украинским Воздушным силам 11 истребителей, судя по всему, речь идёт о модернизированных МиГ-29АS. Самолёты, находящиеся на хранении, станут источником запчастей.

Военно-воздушные силы Болгарии эксплуатируют истребители МиГ-29 с 1989 года. Всего болгарские ВВС получили 18 МиГ-29А и четыре учебно-боевых МиГ-29УБ. Капитальный ремонт и модернизация болгарских МиГов с 2003 года велись на заводе TEREM в Пловдиве. Это позволило продлить срок службы самолётов, но к 2021 году большая часть из формально имеющихся 16 истребителей ВВС Болгарии находилась в плохом техническом состоянии, и они в основном представляют интерес в качестве доноров узлов и агрегатов.

Весной 2022 года румынское правительство всерьёз рассматривало вопрос передачи Украине истребителей MiG-21 Lancer, переделанных из МиГ-21МФ израильской компанией Israel Aerospace Industries и румынским предприятием IAR Brasov. В 2021 году Румыния располагала двумя десятками одноместных МиГ-21 Lancer С и четырьмя двухместными МиГ-21 Lancer В. Все румынские «Лансеры» планировалось списать в ближайшее время после поступления из Норвегии истребителей F-16. Однако, с учётом возраста и технического состояния этих самолётов, было решено, что они не имеют серьёзной боевой ценности.

В июле 2022 года Палата представителей США одобрила выделение $100 млн на обучение украинских пилотов. Первоначально поступала информация, что украинцы будут осваивать истребители F-15 и F-16. Но осенью стало известно, что подготовка ведётся только на истребителях F-16. Скорее всего, это происходит на базе Luke в штате Аризона.


Наблюдатели сходятся во мнении, что Украина в перспективе, вероятнее всего, получит бывшие в употреблении самолёты модификации Block 50/52, взятые из наличия ВВС США или одной из стран НАТО. Также это могут быть F-16AM/BM (модернизированные истребители постройки второй половины 1980-х).

В официальных российских СМИ утверждается, что Украина будет иметь доступ к западным истребителям не ранее чем через 2 года. Но это является попыткой самоуспокоения. Обучение пилотов F-16, уже имеющих опыт полётов на МиГ-29 и Су-27, в интенсивном режиме занимает 2–3 месяца, примерно столько же требуется для подготовки наземного технического персонала. После чего боевые самолёты американского производства могут появиться в составе украинских ВВС уже в ближайшее время. Также не исключено, что на «Сражающихся Соколах», переданных украинским Воздушным силам, будут летать добровольцы из западных стран, имеющие опыт боевых действий, а для их обслуживания привлекут специалистов частных военных авиационных компаний.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -23
    17 октября 2022 04:21
    "Не имея на руках достоверной и подтвержденной независимыми и непредвзятыми источниками информации, невозможно судить об итогах боевой деятельности Воздушных сил Украины и потерях." - И к чему вся это статья а кабы,а может быть,т.е раз нет данных значит нет ничего.
    1. -12
      17 октября 2022 04:57
      два брата,убили свою мать,разодрали на куски, и теперь хвастают, кому больше досталось.маразм.
      1. -21
        17 октября 2022 07:18
        Да нет у них столько молодых летчиков, а 20-30 ф-16 погоду не сделают.
        1. +7
          17 октября 2022 13:38
          Ну 20-30 Миг 29 делают погоду, почему столько же ф-16 не сделают?
          1. -10
            17 октября 2022 13:59
            Цитата: xGhost
            Ну 20-30 Миг 29 делают погоду, почему столько же ф-16 не сделают?

            Ну у нас тех же Миг-29 в разы больше, не говоря уж про Су-27/30/35с?
            1. +7
              17 октября 2022 23:54
              А толку? Если мы за линию фронта не залетаем.
            2. +4
              18 октября 2022 07:29
              А Вы посчитайте количество Ф-16 в мире производства 80-х годов . По некоторым данным в США вывезены порядка 200+ курсантов лётных училищ и молодых лётчиков для завершения обучения и переучивания\освоения американской авиатехники . Добавьте к ним "пилотов удачи" из различных ЧВК и пр. "добровольцев" . И тогда Вам примерно станет ясным масштаб возможной проблемы в недалёком будущем , если конфликт действительно станет затяжным всерьёз .
              Цитата: Гражданский
              Ну у нас тех же Миг-29 в разы больше, не говоря уж про Су-27/30/35с?

              Мы никогда не сможем сосредоточить всю свою авиацию на одном ТВД , у нас и других направлений и перспективных ТВД хватает . Плюсом нам хорошо развитая система ПВО и достаточное количество её средств . Но недостаточность численности боевой авиации "Маленькой Армии" (сбывшаяся мечта ВГК , он же ВВП) нам ещё не раз икнётся . Как и уничтоженные Табуреткиным аэродромы .
              А если учесть , что гарант башен опять запел о "больше мобилизации не будет" и продолжатся потуги воевать на земле одним против пяти (а так и будет , ибо соотношение сил ВСУ намерены сохранить новыми волнами мобилизации) , то ... возникают сильные сомнения о намерении башен побеждать . И тем более - побеждать в относительно сжатые сроки .
              Очень бы хотелось разубедиться в этом на практике .
            3. +1
              18 октября 2022 12:06
              А ну тогда ок. Это же как в компьютерной игре, у кого больше юнитов, тот и выиграл
              1. +3
                18 октября 2022 16:15
                У них ещё и организационная способность лучше. Хотя бы то же применение старлинка показывает. Лучше разведка, большая отмороженность, лучше экономическая база, большее число специалистов.
                У нас нет системности - каждая военная компания разрабатывает своё железо и свой софт, нет унификации и охвата новых технологий.
                Я тут пытался задвинуть двушаговый проект, который позволил бы стране сэкономить 45 миллиардов рублей в год, спасти множество жизней и дать другие бенефиты - и напоролся тупо на коррупцию и непробиваемую пассивность.
          2. 0
            22 декабря 2022 18:35
            Потому, что они нужны сейчас, а не когда выбьют МиГ-29-ые.
        2. +12
          17 октября 2022 23:56
          а 20-30 ф-16 погоду не сделают.

          Что там в этом списке не делающих погоду:
          IRIS-T
          HIMARS
          M777
          Harpoon
          Javelin?
          1. 0
            18 октября 2022 09:10
            Цитата: Чекушка
            а 20-30 ф-16 погоду не сделают.

            Что там в этом списке не делающих погоду:
            IRIS-T
            HIMARS
            M777
            Harpoon
            Javelin?

            Герань -2, одна дешева система БПЛА сделал больше, чем куча дорогущих калибров в начале СВО! А авиация что может сделать такого как герань-2?
            1. -1
              18 октября 2022 12:11
              Что такого сделала Гер... Шахед-136? На день испортила жизнь гражданским в тылу? Убила гражданских в тылу? Напугала гражданских в тылу?
              1. +1
                18 октября 2022 12:42
                Цитата: xGhost
                Что такого сделала Гер... Шахед-136? На день испортила жизнь гражданским в тылу? Убила гражданских в тылу? Напугала гражданских в тылу?

                Специфика энергопотребления сильно зависит от 2 вещей:
                1. Гарантированности работы по временным, количественным и качественным характеристикам. Любой внеплановое падение напряжения в сети - сотни сгоревших приборов.
                2. Надежность системы, когда потребитель уверен в будущей работе своего оборудования.
                Без этих условий не может работать даже гаражная мастерская.

                А на гражданских всем плевать. Это расходники.
                1. -1
                  10 ноября 2022 15:01
                  Прошел месяц. На фронте сдан Херсон, в тылу Украины неудобства компенсированные усиленными поставками ПВО. Профит.
      2. +3
        17 октября 2022 19:49
        Дедкастарый. Многие делают вид, что не понимают, даже обиделись. В мозгах заклинило. Хотя хвастать нечем вообще, даже на одну миллионную от одного процента. Всё было сделано, как сказали в забугорье. Нет ума - считай калека.
  2. -4
    17 октября 2022 04:29
    Это Ген.Конашенкову в помощь или наоборот? А вообще подсчеты украинских вооружений все больше и больше напоминают старый мультик
    1. +4
      17 октября 2022 05:00
      Цитата: Дилетант
      напоминают старый мультик

      Ой мама ! Меня посчитали !
    2. -6
      17 октября 2022 05:07
      Цитата: Дилетант
      Это Ген.Конашенкову в помощь или наоборот?

      Это означает что формально сводки МО не врут. Сколько с начала СВО уничтожено на земле самолётов, которые "как живые, только неживые", совершенно неясно, но то что их на стоянках и всяких площадках хранения было немеряно, совершенно ясно.
      1. +8
        17 октября 2022 10:04
        Цитата: Владимир_2У
        Сколько с начала СВО уничтожено на земле самолётов, которые "как живые, только неживые", совершенно неясно, но то что их на стоянках и всяких площадках хранения было немеряно, совершенно ясно.

        "Неясно" и "немеряно" - это те термины, которыми может оперировать диванный эксперт.
        Но никак не представитель Минобороны Российской Федерации. Когда г-н Конашенков с точностью до одной цифры озвучивает потери авиации ВСУ, это означает, что он отвечает за каждую.
        В противном случае сказанное - просто банальная ложь.
        1. 0
          17 октября 2022 10:12
          Цитата: skeptikk2
          "Неясно" и "немеряно" - это те термины, которыми может оперировать диванный эксперт.

          Недиванный эксперт, скажите-ка, сможете отличить уничтоженный на земле некомплектный самолёт от такого же, но полностью исправного?

          Цитата: skeptikk2
          В противном случае сказанное - просто банальная ложь.
          Вижу в вашем комменте банальную глупость.
          1. +2
            17 октября 2022 10:38
            Вы можете видеть все, что вас заблагорассудится, это ваше законное право.
            Так же, как и верить в то, что нам говорит телевизор. Но попробуйте при очередном его просмотре сопоставить очередой победный отчет Конашенкова вот с этим тезисом статьи:
            "Согласно информации, опубликованной МО РФ, с начала спецоперации Вооружённые силы Украины лишились более 265 самолётов и 145 вертолётов. Если верить этому, то украинская боевая авиация давно ушла в глубокий минус."
            Подобные сравнения иногда способствуют улучшению зрения и позволяют видеть картинку в несколько ином свете.
            1. +1
              17 октября 2022 11:14
              Цитата: skeptikk2
              Подобные сравнения иногда способствуют улучшению зрения и позволяют видеть картинку в несколько ином свете.

              А если разуть глаза, то можно и такие слова увидеть.:
              Как и в случае с мобильными системами ПВО, большую часть дееспособных украинских истребителей вывели из-под удара. Самолёты рассредоточили по гражданским аэродромам и укрыли в высокопрочных защитных сооружениях.

              На первом этапе военной кампании российскими ракетными и бомбовыми ударами на украинских авиабазах были в основном ликвидированы машины, не имеющие большой боевой ценности: с выработанным ресурсом или использовавшиеся в качестве учебных пособий.

              И ни разу Конашенков не говорил, что самолёты сбиты в воздухе, и не распределял по типам.

              Не вижу ответ на этолт вопрос:
              Цитата: Владимир_2У
              Недиванный эксперт, скажите-ка, сможете отличить уничтоженный на земле некомплектный самолёт от такого же, но полностью исправного?
        2. +2
          17 октября 2022 13:39
          Ну, конечно ложь. Канашенков отвечает за то, чтобы домохозяйкам спокойно домозозяйствовалось.
        3. -2
          17 октября 2022 20:18
          Когда г-н Конашенков с точностью до одной цифры озвучивает потери авиации ВСУ, это означает, что он отвечает за каждую.

          Отвечать за каждую нереально, всегда есть вероятность ошибки. Какой-то самолет повредили на стоянке, но если заменить деталь, он полетит. Вместо самолета могли муляж подсунуть и тд... Так что плюс-минус десяток самолетов могут гулять в какую-то сторону.
      2. +4
        17 октября 2022 19:50
        Владимир_2У. А надутые посчитали как настоящие из дерева тоже.
        1. -1
          18 октября 2022 08:32
          Цитата: zenion
          Владимир_2У. А надутые посчитали как настоящие из дерева тоже.

          Там и ложные цели то не нужны, с таким количеством неремонтнопригодного старья...
          Формально уничтожили самолёт на стоянке, а фактически угробили ракету на мусор. И ведь никто ни слова не соврал. Я об этом говорю.
    3. +3
      17 октября 2022 06:20
      Канашенко по 5 самолетов в день уничтожает! Этож сколько тысяч самолетов еще на украине осталось?
      1. +3
        17 октября 2022 09:08
        Что прям по 5 и каждый день? Ну ка ну ка, так чет вчера меньше, позавчера меньше, позапозавчера меньше, с какого дня мне начинать то? А почти всё лето вообще ни одного самолёта практически не фигурировало в сводках, эта как понимать?
        А потом западные страны заговорили о поставках самолётов и самолёты начали появляться, я даже не знаю, это же наверное ни как не связано или связано, вы как думаете?
      2. -3
        17 октября 2022 11:34
        236 дней СВО идёт, Конашенков отчитался про 320+ самолётов,ты говоришь по 5 самолётов в день Конашенков уничтожает... А что не по 10? Я думаю 10 то больше, попробуй в следующий раз писать про 10.
      3. +1
        17 октября 2022 19:58
        Умник. Старый анекдот той власти. Идёт соревнование. Нужно выдавить из носового платка все капли, что капнут. Выходит немец здоровенный такой. На один угол платка капнули четыре капли, он так старался, давил выдавил две капли. Потом выходит француз. В другой угол платка капают четыре капли. Смог выдавить две капли. Потом выходит американец. Накапали в другой угол четыре капли. Он сумел выдавить три капли. Наконец на последний угол капают четыре капли. Выходит такой немощный мужичок из СССР, начинает давить. Выдавил четыре капли и продолжает давить. Уже четверть стакана, он продолжает давить, уже полстакана. Его спрашивают, сколько ты можешь ещё выдавить. Мужичок - а сколько партия прикажет, столько выдавлю. Видимо такое же происходит с самолётами.
  3. +3
    17 октября 2022 05:00
    один МиГ-29 разбился 13 октября под Винницей при попытке перехвата «дрона-камикадзе» «Герань-2».

    По украинским данным, этот истребитель якобы сумел сбить пять дронов, при этом столкнулся с обломками одного из них. Истребитель загорелся, и лётчик катапультировался.
    1. -1
      17 октября 2022 19:59
      Лётчик катапультировался с последним дроном в зубах.
      1. +10
        18 октября 2022 01:29
        Цитата: zenion
        Лётчик катапультировался с последним дроном в зубах.

        Увы, пилот жив, дал интервью, и мечтает летать на F-16.
        От себя добавлю, что злорадство и слепая ненависть в адрес противника плохие помощники на войне, ибо ослепляют разум и внушают ложное чувство превосходства.
        Если перед тобой не каратель, а воин, его нужно уважать и изучать. Только тогда у тебя появляется шанс сразить его.
        Будешь потешаться над ним и зубоскалить - победы тебе не видать.
  4. +10
    17 октября 2022 05:07
    Суть: "Информация о смерти ВВСУ несколько преувеличена" (((
    1. -8
      17 октября 2022 09:22
      Суть: ВСУ приходится использовать временами самолёты вроде Су-29, именно Су-29, не Миги, если это не смерть, то это уже определенные предсмертные конвульсии.
      1. +17
        17 октября 2022 09:43
        Цитата: DimCorvus
        Суть: ВСУ приходится использовать временами самолёты вроде Су-29, именно Су-29, не Миги, если это не смерть, то это уже определенные предсмертные конвульсии.

        Вы уверены?

        Су-29
      2. +9
        17 октября 2022 09:46
        Цитата: DimCorvus
        Суть: ВСУ приходится использовать временами самолёты вроде Су-29, именно Су-29, не Миги, если это не смерть, то это уже определенные предсмертные конвульсии.

        И что? В годы ВОв, что мы, что немцы использовали "летающие этажерки" в качестве ночных бомбардировщиков и с определенным успехом. Недавно армия Азербайджана очень успешно использовала Ан-2, в качестве "вскрывашек" системы ПВО армии Нагорного Карабаха. Так, что сильнокомпозитный, за исключением движка, высокоманевренный Су-29 не самый плохой вариант, еще бы знать, для чего они его использовали
        1. +8
          17 октября 2022 09:53
          Не было Су-29 в сводках, специально проверил.
          1. 0
            17 октября 2022 09:57
            Цитата: ColdWind
            Не было Су-29 в сводках, специально проверил.

            В чьих? В наших? И тем не менее по ангарам аэроклуба города Харьков были нанесены ракетно-артиллерийские удары. Это то в наших сводках точно было.
            Совпадение?

            1. +1
              20 октября 2022 12:36
              Ладно хоть на 9 месяц операции а не через 3 года
          2. +3
            17 октября 2022 12:12
            Скорее всего он имел ввиду Л39, учебный. Исполнение учебных самолётов в боевых действиях, как бы о чём нибудь говорит.
            1. 0
              17 октября 2022 17:44
              Цитата: Сергей ВTC
              Скорее всего он имел ввиду Л39, учебный. Исполнение учебных самолётов в боевых действиях, как бы о чём нибудь говорит.

              Так этот самолет давно используется, в качестве легкого штурмовика. И так понимаю, что в списке 1001 сбитого Су-25 есть и их доля
        2. +2
          17 октября 2022 15:26
          Я скажу больше ю87 на начало войны был устаревшим, англичане когда узнали про характеристики штуки вообще переживать не стали… старье… знали бы они как ловко Ганс Рудель укладывал 500 кг бомбы, начали бы переживать
          1. +7
            17 октября 2022 17:50
            … знали бы они как ловко Ганс Рудель укладывал 500 кг бомбы, начали бы переживать
            Знали бы они, как ловко станет писать Ганс Рудель...
        3. 0
          26 октября 2022 01:00
          Главный вопрос: как? Как использовать лёгкий самолёт, не несущий никаких подвесок и имеющий запас топлива только на то, чтобы петли крутить над еродромом? Если только летуну автомат дать, чтобы он безуспешно гонялся за "Геранями", случайно залетевшими в район еродрома
  5. +1
    17 октября 2022 05:09
    Интересно, а почему не разнесли эти авиабазы и заводы в феврале? Ладно, допускаю, что не хотели допустить лишних жертв. Но ведь можно было "перекопать" бетонные полосы?
    Второе интересно. Кого до сих сбиваем практически ежедневно по несколько единиц? Неужели страны нато передали украм столько самолётов из своего наличия?
    1. +13
      17 октября 2022 08:53
      Цитата: gafovec
      Интересно, а почему не разнесли эти авиабазы и заводы в феврале? Ладно, допускаю, что не хотели допустить лишних жертв. Но ведь можно было "перекопать" бетонные полосы?

      ВПП всех крупных украинских авиабаз и части гражданских аэродромов была перекопана. Но такие повреждения при отсутствии постоянного огневого воздействия достаточно быстро устраняются наземными инженерно-восстановительными службами. Где-то с середины апреля наша фронтовая авиация над тыловыми районами не летает. А долбить полосы КР - это очень затратное и практически бесполезное занятие.
      Цитата: gafovec
      Второе интересно. Кого до сих сбиваем практически ежедневно по несколько единиц? Неужели страны нато передали украм столько самолётов из своего наличия?

      Нигде не врут, как в ходе боевых действий. Говорящая голова из МО РФ слишком преувеличивает потери украинской авиации. Информация относительно НАТОвских МиГ-29 в данной публикации есть.
      1. +2
        20 октября 2022 12:37
        Единственный адекватный комент мыслящего человека, мое уважение
  6. +1
    17 октября 2022 05:39
    А где Украина берет и хранит авиационный керосин ? Ну ладно просчитался Конашенков в количестве летаков, а разведка почему не выявила базы хранения, ведь не трудно догадаться, что рядом с аэродромами эти запасы и хранятся и до сих пор не уничтожены.
    1. +12
      17 октября 2022 06:35
      Цитата: Silver99
      А где Украина берет и хранит авиационный керосин ? Ну ладно просчитался Конашенков в количестве летаков, а разведка почему не выявила базы хранения, ведь не трудно догадаться, что рядом с аэродромами эти запасы и хранятся и до сих пор не уничтожены.

      Авиации в Украине не так много. Для уцелевших самолётов и вертолётов авиатопливо можно доставлять бензовозами и жд цистернами. Видимо с этим проблем нет.
  7. +4
    17 октября 2022 05:47
    Этот материал я бы назвал а́втобиографией ВВС незалэжной Украины. Достаточно подробный анализ авиационной отрасли Украины. Закончу словами из фильма БУМЕР - хороший у тебя был Мерс, Димон!. Так и в этом случае.
  8. Eug
    +1
    17 октября 2022 06:23
    Как по мне, количество сбитых считают так - число пусков ЗУР х вероятноятность (ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ) поражения ЛА одной ракетой, а как на самом деле - мало кто из ВС РФ знает и это знание точно не для общественности. Такой вариант хоть как-то об'ясняет чудеса с мат.частью ЗСУ.
    1. +6
      17 октября 2022 08:16
      Абсолютно верно. Эта практика идёт ещё из Сирии. Когда после налёта Израильских ВВС все ракеты уничтожены, правда одна зараза прорвалась и уничтожила объект КСИР.
  9. -3
    17 октября 2022 06:29
    В Луцке не базируются Су-24 и,тем более самолеты не могут принадлежать 7-ой бригаде (Староконстантинов),о чем сообщает автор статьи,в Луцке одна из баз хранения Су-24
    1. +7
      17 октября 2022 06:37
      Цитата: bober1982
      В Луцке не базируются Су-24 и,тем более самолеты не могут принадлежать 7-ой бригаде (Староконстантинов),о чем сообщает автор статьи,в Луцке одна из баз хранения Су-24

      Вы готоывы поспорить с автором на бутылку коньяка, что Су-24 в Луцке не только хранились, но и регулярно использовали этот аэродром для полётов?
      1. -2
        17 октября 2022 06:41
        Цитата: zyablik.olga
        Вы готоывы поспорить с автором на бутылку коньяка, что Су-24 в Луцке не только хранились, но и регулярно использовали этот аэродром для полётов?

        Что значит женская хитрость!
        Уважаемая Ольга,речь идёт не о том,что луцкий аэродром нельзя использовать в качестве подскока,а о том,что там была большая самолетная свалка Су-24,которую устроили практически сразу после развала Союза и разгона 806-полка (Су-24)
    2. +7
      17 октября 2022 09:34
      Цитата: bober1982
      В Луцке не базируются Су-24 и,тем более самолеты не могут принадлежать 7-ой бригаде (Староконстантинов),о чем сообщает автор статьи,в Луцке одна из баз хранения Су-24

      Может быть свалка в Луцке после развала СССР и была, но до 24 февраля там всё выглядело пристойно.

      Во всяком случае, в России самолёты "хранят" бывает, что даже хуже.

      В Украине осталась единственная часть вооруженная бомбардировщиками Су-24М и разведчиками Су-24МР - 7-я бригада тактической авиации. Помимо Староконстантинова самолёты этой части с 2016 года периодически садились в Луцке.

      В 2018 году была частично отремонтирована ВПП и рулёжные дорожки к ангарам, после чего украинские фронтовые бомбардировщики стали регулярно здесь появляться.
      1. -5
        17 октября 2022 11:07
        Цитата: Bongo
        В Украине осталась единственная часть вооруженная бомбардировщиками Су-24М и разведчиками Су-24МР - 7-я бригада тактической авиации. Помимо Староконстантинова самолёты этой части с 2016 года периодически садились в Луцке

        А,почему - в Украине,правильней будет на Украине,мы ведь проживаем не в Бандерстане.
        Цитата: Bongo
        Помимо Староконстантинова самолёты этой части с 2016 года периодически садились в Луцке

        Вы сами поняли,что сказали? Периодически садиться (Су-24) в Луцке,совсем не означает там базироваться (Су-24)
        Я,при желании,могу тоже выложить интернетовских картинок луцких Су-24,но там фото не эстетические,хламья много.
        1. +10
          17 октября 2022 11:26
          Цитата: bober1982
          А,почему - в Украине,правильней будет на Украине,мы ведь проживаем не в Бандерстане

          Мне не ведомо, где вы проживаете. Если вас, что-то не устраивает из того как я излагаю, может написать статью самостоятельно.
          Цитата: bober1982
          Вы сами поняли,что сказали? Периодически садиться (Су-24) в Луцке,совсем не означает там базироваться

          В ходе сбора информации для данной публикации я опирался не только на различные источники (в которых говориться про базирование Су-24), но и на спутниковые снимки. Извините, но почему должен им верить меньше чем вам?
          Я так же прекрасно помню, как вы пытались бодаться с древним (старожилы сайта его помнят), который будучи штурманом-инструктором в ГЛИЦ летал на всех модификациях Су-24, и имел налёт и опыт( в том числе и боевой) гораздо больше вашего. Так же помню чем эти бодания закончились. Вам явно не повредит поменьше категоричности и апломба.
          1. 0
            17 октября 2022 14:55
            Цитата: Bongo
            Я так же прекрасно помню, как вы пытались бодаться с древним

            Куда пропал-то ? К слову сказать,здесь на сайте,множество "золотых перьев",как ветром сдуло с началом СВО
            Цитата: Bongo
            который будучи штурманом-инструктором в ГЛИЦ летал на всех модификациях Су-24

            Так он вроде как летчиком был,а не штурманом.
            Цитата: Bongo
            летал на всех модификациях Су-24

            Сильно сказано,сразу видно,что имеете смутное представление о всех модификациях Су-24
            Поясню,если вылететь на Су-24,даже на старом - со страшным квадратным задом,то в дальнейшем летать на других модификациях,не представляется чем-то необычным.
            1. +5
              17 октября 2022 15:45
              Цитата: bober1982
              Куда пропал-то ?

              У древнего были очень серьёзные проблемы со здоровьем, не знаем жив ли.... crying Неоднократные катапультирования здоровья не добавляют.
              Цитата: bober1982
              Сильно сказано,сразу видно,что имеете смутное представление о всех модификациях Су-24

              Ну да, ну да...особенно если учесть, что вы спорили с древним в комментариях к статье про разные модификации Су-24, их боевую службу, и эту статью написал мой муж. wink
  10. 0
    17 октября 2022 08:34
    Странно....Кого тогда ещё по сей день сбивают над территорией 404,если там было полтора самолёта?
    1. +7
      17 октября 2022 08:57
      По всем отчетам Украинских ВВС было 142 штурмовика/истребителей/бомбардировщиков, в теории могли восстановить 20-30 бортов, получить 20-30 от стран ОВД. Примерно 200 «летаков», ладно ещё 20 накинем на транспортную авиацию. Вот только по официальным данным МО уничтожены 323 самолёта, откуда 100 дополнительных самолёта появилось и летают ещё, они не объясняют.
      1. -3
        17 октября 2022 09:26
        В сводках МО есть всякие Су-29 и прочий хлам, который не относится к боевым самолётам, но это самолёты.
        1. +1
          17 октября 2022 09:48
          Цитата: DimCorvus
          В сводках МО есть всякие Су-29 и прочий хлам, который не относится к боевым самолётам, но это самолёты.

          Естественно вы можете назвать дату когда эта сводка была?
          Цитата: DimCorvus
          А почти всё лето вообще ни одного самолёта практически не фигурировало в сводках, эта как понимать?

          Свода от 15 июня:
          Российскими средствами противовоздушной обороны России в районе Краснополье Донецкой Народной Республики сбит самолет Су-25 воздушных сил Украины.

          Сводка от 15 июля:
          Истребительной авиацией ВКС России за сутки сбиты два самолета МиГ-29 воздушных сил Украины в районах населенных пунктов Славянск и Дружковка Донецкой Народной Республики.
          Российскими средствами противовоздушной обороны сбиты два самолета Су-25 воздушных сил Украины в районе населенного пункта Бармашово Николаевской области.

          Сводка от 10 августа:
          Истребительной авиацией ВКС России в воздушных боях над территорией Николаевской области сбито три самолета воздушных сил Украины: один Су-25 в районе населённого пункта Новохристофоровка, один МиГ-29 над Троицко-Сафоново и один Су-27 в районе населённого пункта Новоселье.


          Соответственно вы уже врете. Подтвердите первое утверждение?
          1. -4
            17 октября 2022 10:18
            Фразы - соответственно, очевидно - являются фразами приёмами НЛП, чтобы исказить точку зрения собеседника. Я сказал что почти всё лето не было сбитых самолётов, это знаешь ли не = что всё лето не было сбитых самолётов вообще. Каким образом это соответственно я вру? Факт - да никаким. Соответственно вы уже врёте.

            Я все сводки МО обороны наизусть и по датам не помню, я их вообще с десяток смотрел, может чуть больше. Помню что Саня из Флориды на своём канале показывал этот самолёт(примерно начало сентября вроде). А теперь ты скажешь что раз я не могу назвать точную дату и не помню все сводки, значит "соответственно" это опять неправда и не было такого? Ну не было так не было, значит те самолёты "соответственно" просто исчезли из реальности вместе с пилотами - мне то как то всё равно что с ними стало, я из за тебя пересматривать десятки роликов не буду.
            1. +1
              17 октября 2022 10:32
              Даты я взял произвольно, в июне-июле в сводках практически каждый день фигурируют сбитые самолёты ВВС Украины, в середине августе действительно была оперативная пауза примерно на 2 недели. Так что вы тут соврали.
              Про Су-29 вы так же соврали.
              Вы вообще правду пишите?

              П.С если верить МО мы каждый день СВО уничтожаем 1,4 самолёта ВВС Украины.
              1. -5
                17 октября 2022 11:15
                Если русский язык не твой родной, попробуй использовать гугл транслейт. Как я могу соврать, если даже ты со мной соглашаешься? Было бы тебе чем опровергнуть, ты бы наверное опровергал, а не делал бы голословные вбросы. Про Су я не помню, помню что смотрел у Сани на канале, может это был другой сбитый спортивный самолёт, факт что это был именно спортивный самолёт, там фото он выставлял, смотри ищи если тебе оно так надо.
              2. -1
                17 октября 2022 11:22
                Если ты утверждаешь что мои данные не верны то распиши какие именно модели самолётов были сбиты и сколько штук каждого типа. Или писать "вы всё врёте" и самому искать считать не одно и тоже? Я вот точно знаю что я прав. А вот ты не можешь знать, прав я или не прав, пока не проведешь аналитику всех сводок.
  11. -4
    17 октября 2022 09:24
    Цитата: Bongo
    Нигде не врут, как в ходе боевых действий. Говорящая голова из МО РФ слишком преувеличивает потери украинской авиации.

    Почти всё лето ни одного украинского самолёта не фигурировало в сводках МО РФ. Расскажите по подробнее, как можно преувеличить ноль?
  12. Eug
    +2
    17 октября 2022 09:26
    По АРЗ и грамотным квалифицированным кадрам категорически не согласен, только "истребительных" АРЗ в Украине было больше, на 1992 плюс к упомянутым были еще 805 АРЗ в Днепропетровске (ликвидирован, МиГ-23,25 для стран жаркого сухого климата), Чугуевский АРЗ (МиГ-21, 23, Л-39 для инозаказчиков, до начала известных событий работал), ну и Одесский АРЗ (много чего и для многих). Плюс к этому Николаевский АРЗ (вроде работал) и Евпаторийский АРЗ (вроде ликвидирован). Учитывая 2 летных училища (Харьков, Чернигов), инженерные высшие училища в Харькове и Киеве, среднее авиационное в Василькове, гражданские (с военными кафедрами) авиационные ВУЗы в Киеве и Харькове - кадров было более чем...
  13. -4
    17 октября 2022 09:29
    Могу поверить, что опытного летчика (откуда он возьмется на Украине?) за 2 - 3 месяца, можно переучить на новую технику. Но, вот наземный персонал, переучить на технику, которая сильно отличается и все инструкции на английском, меня терзают смутные сомненья.
    1. +2
      17 октября 2022 13:49
      Да, никто из украинцев же не знает английского языка. Это древний и редкий язык, никто даже не знает всех его букв
      1. -3
        17 октября 2022 20:54
        Вы в армии служили? До хрена там людей, которые знают английский на нормальном уровне? Не говоря уже о том, что технический английский - это не перевод фильма "ХХХ".
        1. +2
          18 октября 2022 12:05
          Ты давай не тыкай. Я очень хорошо знаю, что такое технический английский именно в авиации. Но ты, конечно, не верь. Так проще жить.
          1. -3
            18 октября 2022 12:15
            Вы читать умеете? К вам обращались на вы, а авиация она бывает разная. есть придворный полк, где все по высшему разряду, а есть обычная часть, где все не так красиво. Особенно с учетом того, что при нынешних бандерозарплатах затащить в армию толкового спеца просто не реально, они все уже давно уехали.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
  14. +4
    17 октября 2022 10:02
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    По вопросу ХАРМов - их применение подтверждается обеими сторонами и найденными частями ракет.

    Способ подвески/применения ХАРМ непонятен, вроде бы писали о некоем предварительном программировании ракеты, а не о захвате цели на носителе.

    По поводу носителей тоже непонятно, в Интернете "гуляет" признаваемое ВСУ фото пуска ХАРМа с Миг29.
    Фото Су27 с ХАРМом разбирали на Лостарморе, кажется, пришли к выводу что это монтаж и даже кто-то выкладывал исходное фото.

    Наблюдатели сходятся во мнении, что Украина в перспективе, вероятнее всего, получит бывшие в употреблении самолёты модификации Block 50/52, взятые из наличия ВВС США или одной из стран НАТО. Также это могут быть F-16AM/BM (модернизированные истребители постройки второй половины 1980-х).
    Обсуждались - неофициально, на уровне "блогеры-журналисты-слухи" - возможности передачи Ф16, которые снимаются с вооружения в связи с переходом на Ф35: например, норвежские или израильские Ф16, достаточно "продвинутые" версии; ИМХО, в США тоже есть такие варианты.
    Судя по уже объявленным поставкам, например, норвежских б/у Ф16 в Румынию, они еще и в хорошей комплектации управляемого оружия для ударов "по земле".
    Официально было объявлено, что пока истребителей "западного образца" не будет.

    Но, ИМХО, передача истребителей западного образца" типа Ф16 в обозримом будущем это очень, очень маловероятно. Даже танки идут только "советского стиля", БТР/БМП/МРАП - в небольших объемах от возможного количества. "Авиация ПВО" для ВСУ, ИМХО опять же, на втором или третьем месте после "ударной" техники.
    1. +7
      17 октября 2022 10:25
      Цитата: Wildcat

      Способ подвески/применения ХАРМ непонятен, вроде бы писали о некоем предварительном программировании ракеты, а не о захвате цели на носителе.

      Там все просто ракета AGM-88 HARM используется со штатной пусковой установки LAU-118/А, которая крепится к специально изготовленному пилону-переходнику.

      Данные действительно вбиваются на земле или можно вывести на специальный планшет в кабинете пилота. В обоих случаях нет необходимости интеграции с бортовыми системами истребителя. Питания от бортовой сети или отдельной батареи.
      Монтаж простой, делается под любым навесом.
      HARM запускается с Миг-29 и Су-27 информацию подтверждают обе стороны.

      Про F-16, начали учатся на них летать Украинские летчики ещё летом, то что их передадут не приходится сомневаться. Единственный вопрос когда. По идее в районе нового года должны быть готовы, дальше вопрос политики.
      1. +4
        17 октября 2022 10:37
        hi
        "По одному из предположений, основанному на приведенном видео ВВС Украины, доработанная система управления вооружения истребителя МиГ-29 "видит" подвешенную на самолете ракету HARM как советскую управляемую ракету класса "воздух-воздух" Р-27ПЭ с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032. Можно также предположить, что применение ракет HARM с МиГ-29 осуществляется по заранее разведанным/выявленным целям-источникам радиоизлучения, с пуском по предполагаемому району нахождения цели по заданным координатам, со включением пассивной радиолокационной головки самонаведения ракеты для поиска и захвата цели уже после пуска (так называемый режим Pre-Briefed (PB), обеспечивающий также максимальную дальность пуска)."
        https://bmpd.livejournal.com/4578470.html


        Фото и видео с Су27 и ХАРМ пока не попадалось.

        Про F-16, начали учатся на них летать Украинские летчики ещё летом, то что их передадут не приходится сомневаться.
        Хм, попадалась информация, что идут переговоры на эту тему, что-то закладывается в бюджет МО США - но точных/достоверных данных нет.
        1. +3
          17 октября 2022 10:46
          Цитата: Wildcat

          Фото и видео с Су27 и ХАРМ пока не попадалось.

          Было видео, скрин с него. От Украины и РФ так же было устное подтверждение.

          Цитата: Wildcat
          Хм, попадалась информация, что идут переговоры на эту тему, что-то закладывается в бюджет МО США - но точных/достоверных данных нет.

          Деньги выделены соответственно должны быть освоены. От Украины информация о том что их лётчики начали учится на F-16 была в июне. Нужно понимать, что американцы все новости связанные с поставками и обучением публикуют сильно позже, война все таки идёт…
          1. +4
            17 октября 2022 10:54
            Это фото есть в статье, о нем как раз и писал: "Фото Су27 с ХАРМом разбирали на Лостарморе, кажется, пришли к выводу что это монтаж и даже кто-то выкладывал исходное фото."

            Деньги выделены соответственно должны быть освоены. От Украины информация о том что их лётчики начали учится на F-16 была в июне. Нужно понимать, что американцы все новости связанные с поставками и обучением публикуют сильно позже, война все таки идёт…
            в этой части заявлениям сторон доверять не следует, ИМХО.

            Данных из официальных источников о выделении денег нет (1 конгрессмен 1 раз предложил 100 млн. долл. выделить и все.)

            Данных о подготовке самолетов и летчиков тоже нет.
            1. +3
              17 октября 2022 11:07
              Освежил память про обсуждаемые вопросы.
              Про информацию о Су-27 и хармах действительно спорная информация. Но не вижу никаких принципиальных проблем поставить эти ракеты на Су-27, на Миг-29 конечно проще было, они есть у стран НАТО на вооружении, могли просто использовать готовое решение.
              Про деньги. Палата представителей одобрила выделение 100 миллионов долларов на обучение украинских пилотов использованию самолетов США в рамках Закона о национальной обороне № 329-101, принятого 15 июля. Но на 2023 год. Соответственно, как и писал, вопрос в сроках.
              1. +4
                17 октября 2022 12:01
                Про деньги. Палата представителей одобрила выделение 100 миллионов долларов на обучение украинских пилотов использованию самолетов США в рамках Закона о национальной обороне № 329-101

                "Палата представителей Конгресса США одобрила выделение 100 млн долларов на обучение украинских пилотов управлению американскими самолетами, а также техников для ее обслуживания. Теперь дело за Сенатом и Байденом.
                Александр Сычев
                Это решение зафиксировано в принятом Законе о полномочиях в области национальной обороны на 2023 финансовый год.
                Обучать украинских военных пилотов, если закон будет одобрен в Сенате, а потом пройдет без изменений согласительную комиссию, предполагается на истребителях F-15 и F-16 на базе ВВС «Колумбус», штат Миссисипи, возможно, в Техасе или, что тоже не исключено, к воспитательной работе подключат европейские страны-члены НАТО.
                " https://newizv.ru/news/army/18-07-2022/amerikanskiy-kongress-vydelyaet-100-mln-dollarov-na-obuchenie-ukrainskih-letchikov
                Новость целиком выглядит так.

                ИМХО, данных о дальнейшем одобрении данной суммы и о каком-либо исполнении какой-либо программы обучения пилотов нет.
                "Хотелка" Зеленского на тему "дайте нам современную авиацию" неоднократно озвучивалась и неоднократно в этом было отказано.
                В общем, доживём до 2023 года - увидим.

                Про информацию о Су-27 и хармах действительно спорная информация. Но не вижу никаких принципиальных проблем поставить эти ракеты на Су-27, на Миг-29 конечно проще было, они есть у стран НАТО на вооружении, могли просто использовать готовое решение.

                У НАТОвских Мигов29 ИМХО, ХАРМов никогда не было, их использовали в ПВО и в подразделениях Агрессоров.

                На Су27 ИМХО, тоже могли ХАРМ "пристроить", но тут вопрос целесообразности.
                Миг29 первых серий уже давно "так себе" истребитель и его не жалко выделить в каком-то количестве на СЕАД.
                Су27 - лучший истребитель ВСУ. Учитывая то, что им приходится бороться с воздушными целями (КР, Герани хотя бы) день и ночь, посылать Су27 еще на СЕАД неразумно. Но тут опять же вопрос - сколько есть "летных бортов" и какие есть возможности.
                Если есть задача "максимально уничтожить ПВО/ПРО", хотя бы для того, чтобы облегчить работу ХИМАРС, то подключат все что можно. ИМХО, для цели "победа на поле боя" полетами Гераней и Калибров можно пренебречь в какой-то мере.
                1. +7
                  17 октября 2022 12:06
                  Констатирую достижения консенсуса hi
                2. +2
                  18 октября 2022 00:07
                  По Белгородскому аэропорту (локатору), ХАРМ с чего запустили?
      2. +2
        17 октября 2022 13:47
        Цитата: ColdWind
        Единственный вопрос когда. По идее в районе нового года должны быть готовы, дальше вопрос политики.

        Это будет видно по работам на аэродромах. Капониры привести в порядок, завести ПРО, Пэтриот или выше, - дела в отличие от заявлений будут заметны.
      3. -1
        17 октября 2022 13:51
        Вопрос политики решен, раз конгресс одобрил финансирование
  15. -7
    17 октября 2022 10:03
    Так мы украинцев предупредили что нападем. По миру сколько наших самолётов, не знай почему все ругают канашенкова. А по ф16 можно не переживать, слишком дорого, когда война закончиться поставят, а сейчас вряд ли, сильный удар по репутации, и танки тоже. Америкосы не захотят что б мы руку набили на сбитие их самолетов
    1. 0
      17 октября 2022 13:54
      Судя по всему "набивать" будут не руку. Больше подойдёт фраза "раскатывают губы". 100-200 F-16 в неделю я думаю труженики пиар службы МО осилят.
  16. +5
    17 октября 2022 10:07
    Украинская авиация жива ,и даже наносит удары по нашим войскам.Во время наступления украинских войск на Харьковском направлении ,ген.штаб ВСУ заявлял ,что их авиация работатет интенсивнее ,чем наша.На видео в украинских сетях ,видно ,что самолеты летают и по 4 штуки.Да ,на малых высотах ,но летают. Не говоря уже про вертолеты ,которые оказывается даже в осажденный Мариуполь прорывались.
    Зная о начале спецоперации все самолеты были спрятаны, а потом постепенно введены в действие. Не удивлюсь ,если они летают на задачи из сопредельных государств.
    Читал в тлг -канале ,что по данным на сайте украинског Мин.обороны, двум украинским летчикам присвоено звание за сбитие наших ИЛ-76. Не знаю ,правда или нет.
  17. +3
    17 октября 2022 11:03
    Статья, конечно интересная, но хотелось бы услышать и кое-какие рассуждения. Откуда столько сбитых нами украинских самолётов. На 05.03.2022 было объявлено, что ВВС ВСУ потеряли 21 самолёт в воздухе и 69 на земле. К этому времени МО РФ особо себя не утруждало, разбивки по типам самолётов почти не производились. А о L-39 вообще не упоминалось. Анализируя выступления Конашенкова по уничтоженным самолётам ВСУ, то получается, что на 16.10.2022 сбиты 39 Су-24, 108!! Су-25, 28 Су-27, 71 МиГ-29. Итого – 246 ед.!! Сюда почти не входят ещё 90 уничтоженных самолётов на 05.03.2022 (практически не было разбивки по типам – будем считать, что уничтожен ремхлам на хранении).
    На 16.10.2022 Конашенков объявил об уничтожении 323 самолётов
    Можно добавить также, что в это число входят уничтоженные в воздушных боях (также по докладу Конашенкова) 12 Су-24, 31 Су-25, 9 Су-27 и 35 МиГ-29
    И это при том, что Джейн за 2022 год сообщает о наличии только 23 Су-24, 31 Су-25, 34 Су-27, 36 МиГ-29 – всего 124 боевых самолёта (боеспособных ещё меньше) и 31 УБС L-39. На хранении было ещё достаточно самолётов, но вот их техническое состояние вызывает большие сомнения. В условиях СВО их восстановление весьма проблематично, возможно только на запчасти.
    World Air Forces 2022 сообщает, что на 2022 ВВСУ ВСУ имели 12 Су-24, 17 Су-25, 32 Су-27, 36 МиГ-29 (с учётом на хранении - 70).
    Так откуда столько сбитых? Что все, что находились на хранении были отремонтированы и брошены в бой? Европа помогла старыми советскими самолётами? По экспортe из Европы могу только сказать, что поставлялись только Су-25, в т.ч. Болгария - 14, а Македония 4 (попали туда из Беларусии).
    Общеизвестный сайт Oryx на 17.10.2022 сообщает о потерях ВВС ВСУ только 12 Су-24, 14 Су-25, 5 Су-27, 14 МиГ-29.
    Понятно, что верить всем этим джейнам, ориксам нельзя. Но ведь само МО РФ 25.03 сообщало и показало таблицу, что боевых самолётов у Украины на 24.02.2022 было 152 (видимо с L-39)
    Так получается, что уже почти 3 состава боевых самолётов ВВС Украины уничтожено (уничтожено 323, а было 124). Так кого сбивают? Дебет с кредитом не идёт. Узнал, что за сбитый самолёт платят 300 тыс. рублей, награды конечно (неприятная тема, но расценки на награды уже с Чечни шли). Может тут собака зарыта
    И как говорил Иван Васильевич Бунша: «Меня терзают смутные сомнения»
    1. 0
      17 октября 2022 16:18
      неприятная тема, но расценки на награды уже с Чечни шли
      А почему неприятная? Во всех нормальных армиях платили, платят и будут платить.
      1. +4
        18 октября 2022 00:06
        Одно дело платить за результат, другое за приписки.
      2. +1
        18 октября 2022 11:46
        Вы меня не поняли. Чтобы получить награду будущий награждаемый платит тому от кого зависит награждение и есть расценки у каждой награды
  18. 0
    17 октября 2022 16:12
    Обучение пилотов F-16, уже имеющих опыт полётов на МиГ-29 и Су-27, в интенсивном режиме занимает 2–3 месяца, примерно столько же требуется для подготовки наземного технического персонала.
    Если мне не изменяет память, Покрышкин со товарищами полгода на Аэрокобру переучивался. Так что при таких сроках обучения сомнительно, что ТО без непосредственного участия забугорных специалистов обойдётся.
  19. +1
    17 октября 2022 18:07
    Интересно, на каких цифрах уничтоженной авиатехники ВСУ остановиться пресс-служба нашего МО? Ведь через полгода ну никак нельзя будет приближаться к цифре 500 .. bully
  20. -1
    17 октября 2022 18:39
    В боевых действиях на Украине, видимо, принимают участие Л-39... Известно, по крайней мере, о двух сбитых украинских Л-39, на одном из них погиб "дед", Михаил Матюшенко, командовавший 40-бригадой тактической авиации) https://topcor.ru/28453-na-ukraine-sbili-prizraka-kieva-letjaschego-na-uchebnom-l-39.html... Конечно, это учебно-боевые машины со скромными возможностями, но, судя по всему, выбирать украинцам не приходится(по своим возможностям они, в какой-то мере, соответствуют нашему Як-50)...У Украины Л-39 было перед началом СВО - 32 шт, были они и в Восточной Европе(17 шт), еще недавно, только на вооружение Чехии их было - 77 шт, еще 52 шт на вооружении Румынии и Венгрии... Возможно, с некоторым напрягом, Л-39 можно использовать как легкие штурмовики, они могут нести: ок. 250 кг бомб, 150 кг управляемых ракет, 230 кг неуправляемых ракет, правда имеется только 2 бомбодержателя...Не исключено, что украинцы могут использовать МиГи -21 из Румынии(36 шт), из Хорватии - 9 шт и пр... Наше ПВО уничтожает их с большой дистанции, поэтому и не уточняет тип самолета...А что касаемо состояния польской авиации, то, судя по всему, почти все свои самолеты, имевшие советское происхождение, поляки Украине уже передали. .. Только этим можно объяснить попытки закупить самолеты в Корее(FA-50), при чем это машины имеющие очень скромные ТТХ.... Самолетов, в сколько-нибудь значительном количестве, у поляков нет, видимо это факт...И то что украинским пилотам приходится летать на древнем хламе, лишний раз показывает, что настоящих боевых самолетов, советского еще производства ни на Украине, ни в Восточной Европе, уже не осталось...
    1. +2
      18 октября 2022 12:14
      Вы ошибаетесь, про самолётов у поляков нет... У них Ф-16 как минимум 50 штук
      1. -1
        21 октября 2022 12:27
        Я лишь отметил, что "в сколько-нибудь значительном количестве, у поляков" самолетов нет....После того, как они передали, судя по всему, почти все советские самолеты Украине, это так....А 36 боевых Ф-16 и 12 учебно-боевых, это более чем скромно при польских-то амбициях, потом поляки уже давно выражали свое недовольство возможностями Ф-16 https://vz.ru/economy/2007/8/30/105127.html... Поэтому Польша и покупает, абы какие самолеты в Корее и это факт.
  21. +2
    17 октября 2022 19:57
    Эту статью, да в соотв. подразделения МО... Может получат представление о курируемом вопросе.
  22. +4
    18 октября 2022 01:52
    hi
    Статья на самом деле одна из лучших в цикле и "неимеетаналогов" в Рунете.

    Наиболее близкий вариант - неоконченный цикл статей Александра Булаха "Небо Незалежной Нэньки" в журнале "История Авиации".
    Но у Булаха все закончилось в 2018 г (журналы больше не выходят даже в электронном виде, а страничка в ВК не обновлялась с 2020, как бы чего не случилось...), а у Бонго все данные свежие!
  23. +2
    18 октября 2022 10:07
    Странно, что украинцы для борьбы с Германии до сих пор не привлекают вертолеты...те же ми-2. Но не исключаю, что скоро они догадаются ставить пулеметы на учебные як-52 или те же су-29 и сбивать ими шахидов
  24. +1
    18 октября 2022 17:49
    Я никак не могу понять откуда у нас 300 сбитых самолетов при умёте что даже если сложить все возможные включая и непригодные то и 200 не выйдет…
  25. +2
    19 октября 2022 21:55
    "Украина использует азербайджанские истребители
    По информации от источников в авиационной отрасли, Украина начала использовать многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29 ВВС Азербайджана.
    Как нам стало известно, ранее четыре машины находились на ремонте на Львовском государственном авиационно-ремонтном заводе.
    После необходимых ремонтных работ истребители были перекрашены в цвета ВВС Украины. В настоящее время машины используются для противодействия российской авиации, а также для поражения наземных целей ВС РФ. В частности, истребители участвовали в успешном контрнаступлении на херсонском направлении.
    Более того, это первый случай, когда Украине предоставили современные истребители не страны-члены НАТО и они были использованы не как «доноры» для украинских самолётов, а в качестве полноценных боевых машин." ©
  26. -2
    26 октября 2022 01:34
    Выскажусь, не вставая с дивана.
    Состояния и действия украинской авиации можно охарактеризовать фразой "Что-то там летает". Совсем мало самолётов, которые летают по одиночке, и больше наносят беспокоящие удары - "комариные укусы". Судя по тому, что периодически показывают работающие ЗРК и истребители, кого-то сбивающие, что-то украинское летает. Я думаю, работают они вовсе не по Байрактарам и снарядам Хаймарсов. Я думаю, вряд ли украинская авиация сильно влияет на ход боёв. Здесь больше решает арта и танки.
    Разговоры про F-16 пока пустая болтовня. Я очень сильно сомневаюсь, что пилота можно так быстро переучить с мигаря или сушки на сражающегося сокола. Во-первых, авиагоризонты у самолётов с прямо противоположными принципами индикации. Во-вторых, приборка с будильниками против стеклянной кабины F-16. И таких различий очень много. Фактически, освоение F-16 является освоением принципиально иного самолёта. Но это еще не все. Недостаточно перегнать с помощью обученных лётчиков F-16 на украинские аэродромы. Нужно переучивать техников (или везти натовских). Нужны все эти запчасти и оборудование. В конце-концов, F-16 привыкли к чистеньким и ухоженным натовским аэродромам. Надолго ли их хватит на запущенных укродромах?
    Гораздо проще американцам провести капитальный ремонт и реконструкцию аэродромов, завезти своих техников и своё оборудование, пригнать самолёты с натовскими экипажами, чем натаскивать пилотов в вышиванках.
    Именно поэтому, я думаю, несерьёзно говорить об украинских F-16. Нет, в небе Украины вполне могут появиться залётные натовские F-16 с натовскими экипажами и свеженамалёванными тризубами. Но вряд ли их будет много. И если они и будут использовать укродромы, то только как аэродромы подскока
  27. 0
    5 декабря 2022 09:54
    Цитата: buv59
    На хранении было ещё достаточно самолётов, но вот их техническое состояние вызывает большие сомнения. В условиях СВО их восстановление весьма проблематично, возможно только на запчасти.


    Это лишь ваше ИМХО. Их восстанавливали. Было где и было кому. В том числе и используя фрагменты сбитых/подбитых самолетов ВСУ.
    Просто наше военное ведомство взяло моду (у западных партнеров) записывать в потери не только сбитые (полностью уничтоженные), но и подбитые (просто поврежденные) самолеты противника.
    Замечу, что отличить сбитый от подбитого довольно сложно в реальных боевых условиях.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»