Керченский мост, старый паром и Азовская альтернатива

30
Керченский мост, старый паром и Азовская альтернатива


Не переправить – перенаправить


Керченская паромная переправа в условиях нерегулируемого рынка почти мгновенно пала жертвой большого Крымского моста, почему-то названного именно Керченскими. И жертва, как выяснилось после диверсии на мосту, была и напрасной, и тщетной. Причём и с экономической, и главное — со стратегической точки зрения.



Работу ещё не до конца ликвидированной паромной переправы через Керченский пролив из-за взрыва на мосту пришлось срочно возобновить. Напомним, что на протяжении почти семи десятилетий – с сентября 1954-го по сентябрь 2020-го она работала не менее 10 месяцев в году.

Её работу самоуверенно прекратили в «пользу» Крымского моста, однако уже тогда многие расценили это бизнес-решение как стратегическую ошибку. Особенно с учётом нараставшего год от года обострения российско-украинских отношений после воссоединения Крыма с Россией.

Уязвимость моста тем более повысилась в связи с проведением российской СВО на Украине. Работу старой переправы, скорее всего, надо было возобновлять и налаживать сразу, но повторим, она возобновляется только сейчас, когда уже вскоре может потребоваться пауза из-за штормов и необходимой профилактики.


Сейчас вряд ли кто-то с уверенностью скажет, надолго ли удастся восстановить работу паромов. После всего случившегося оказывается ещё более спорным и само решение о полном переводе сугубо на новый мост практически всех грузовых и пассажирских перевозок между Крымом и другими регионами РФ.

Взвесить и поделить


Это было проделано не сразу, в 2019-2022 годах, и по имеющейся у авторов информации, некоторые эксперты ранее предлагали, для взаимозаменяемости здесь видов перевозок, распределить пассажирские и грузовые потоки на данном маршруте между паромной переправой (ПП) и мостом.

Оговаривались даже пропорции в % к общему объёму транзита. На паромную переправу должно было прийтись от 35 до 50 процентов пассажирских перевозок и 55-65 процентов грузовых. Мост предполагалось загрузить на 50-65 процентов пассажирских перевозок и 35-45 процентов грузовых.

Такой взвешенный подход обозначился ещё в первой половине 50-х годов минувшего века: по данным Института комплексных транспортных проблем при АН-Госплане СССР (1955 г.: институт работал с 1955 по 1991 год), ещё в конце 1953 года, в канун ввода в действие паромной переправы, в её ТЭО отмечалось, что в случае организации новых вариантов перевозок между Керчью и Таманским полуостровом паромная переправа должна сохраняться.

Это было предусмотрено ввиду возможной перегруженности этих новых вариантов через несколько лет их работы. Да и в целом — планировалось сделать всё для оптимального распределения перевозок между видами транспорта, чтобы застраховаться от зависимости от одного «монопольного» перевозочного варианта. Но эти рекомендации так и остались рекомендациями.

Города и острова


Тем не менее, именно на такой сбалансированной основе издавна осуществляются грузо- и пассажирские перевозки:

- между США и Канадой на шести Великих озёрах (ПП, мосты, водные перевозки);
- Сингапуром и Малайзией (мост и ПП);
- Великобританией и Францией (тоннель через Ла-Манш и ПП);
- Бахрейном и Катаром (мост и ПП);
- Данией и Швецией (мост и ПП);
- Аргентиной и Парагваем (мост и ПП);
- Лесото и ЮАР (мост и ПП);
- Танзанией и танзанийским о. Занзибар (морские перевозки и ПП);
- южновьетнамским регионом и близлежащим о. Фукуок (морские перевозки и ПП);
- южно-китайским островом Хайнань и соседней провинцией Гуандун;
- французским островом Сен-Пьер и близлежащим североатлантическим побережьем Канады (мост, ПП).

И всё это – считанные примеры взаимодополняемости перевозочных схем.

К слову, в КНР и США давно имеет место смежный вариант эксплуатационной страховки, то есть сочетание морской, речной и смешанной («река-море») перевозок по конкретному маршруту. В первом случае — это «Великий канал» в 1800 км, соединяющий Пекин с портами Тяньцзинь, Шанхай и Ханчжоу. Во втором — это Внутренний береговой канал в 4850 км, действующий вдоль атлантического и карибского побережья США.

Вернуться в Крым


Относительно же паромного сообщения между Крымом и Россией отметим, что власти Украинской ССР «увёртывались» от российских проектов 60-х — начала 80-х гг., предусматривавших создание новых паромных линий РСФСР и постсоветской России с Крымом. Процесс такого рода затянулся по инерции вплоть до времён, когда Крым уже ушёл под юрисдикцию РФ.


Скажем, в апреле 2015 г. крымский минтранс сообщал, что порты Темрюк и Ейск (Краснодарский край) вскоре получат паромное сообщение с Керчью (см. схему). Что и было реализовано в 2016-2017 гг., но этот проект предлагался российскими экспертами... ещё в начале-середине 70-х годов. В Киеве же смогли «доказать» Москве, что данный проект нецелесообразен.

В РСФСР в те же годы и в начале 80-х предлагались разнообразные проекты трансазовских паромных переправ на Керченский полуостров из Таганрога (Ростовская область) и Приморско-Ахтарска (Краснодарский край). В том числе с созданием нового паромного порта вблизи Щёлкино – северо-западнее Керчи. Но украинские власти отвергали под разными предлогами и эти проекты.

Что же касается закрытия переправы через Керченский пролив в сентябре 2020 г., характерна буквальная информация от 29 сентября компании «АнРуссТранс» – оператора этой переправы:

«Заказов на перевозки нет, так как весь пассажиро- и грузопоток переориентирован на Крымский мост. Было три пассажирских парома, два уже проданы, один ещё стоит на продаже. Так же и с грузовыми: часть продана, часть ещё осталась.»

Однако экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин уверен, что

«стоило бы оставить переправу хотя бы в качестве запасной «пожарной машины». Так как и при наличии моста должно быть резервное сообщение с Крымом. Но поддержание паромной инфраструктуры в должном состоянии возможно только за счёт государственных средств.»

Похоже, эта рекомендация вполне актуальна сегодня и на обозримую перспективу. Тем более с учётом известной военно-политической ситуации рядом с Крымом. И, соответственно, диверсии на Крымском мосту.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    20 октября 2022 16:09
    Эта привычка наших нонешних властителей всё мерять исключительно на бабло, причём сиюминутное - однажды таки доведёт страну до ручки..
    1. 0
      20 октября 2022 16:12
      А тем временем, пока мы тут злопыхали и желали "долгие лета", от нас ушла Лиз crying

      Только не подумайте что на совсем, нет. Просто подала в отставку drinks
      1. 0
        20 октября 2022 16:28
        Цитата: кредо
        А тем временем, пока мы тут злопыхали и желали "долгие лета", от нас ушла Лиз

        Не успел бутончик распустится, как завял. Сидела бы на старом месте, ездила "на танке", а теперь "камбуз-пеленки-англиканская церковь". Прощай Лиз Трас, повеселила ты нас.
    2. +2
      20 октября 2022 16:53
      У нас с 90х годов на Армии с Флотом "экономят",не говоря об остальном,а Вы прожекты запустить хотите.Фантазии.
      1. +4
        20 октября 2022 19:25
        Цитата: Таймень
        У нас с 90х годов на Армии с Флотом "экономят"...

        Ну это вы зря, отцы-правители ничего не жалели, сколько триллионов потратили на обороноспособность...
        1. +2
          20 октября 2022 21:44
          Юмор и сарказм понял.Вам +.
          Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
    3. +4
      20 октября 2022 19:28
      В первый раз что ли. Экономят на копейках, а потом проигрывают в рублях. И никто. НИКТО не виноват. И всякие чубайсы потом катаются по европам (в худшем случае), или занимают другие должности, продолжая воровать и дестабилизировать экономику. Каждого второго у власти копни- рыло будет в пушку по уши.
  2. +4
    20 октября 2022 16:11
    Пока слабо работают паромы. Сегодня запустили 5-й грузовой паром, но перевозочной мощности не хватает. Ставки на автоперевозки в Крым выросли в 2-2,5 раза. Если смогут поставить ещё один большой морской паром, то может очередь и уменьшится, если нет, то в ближайшее время (1-2 недели) отгрузки на Крым остановятся, заводы на полуострове будут вставать из-за отсутствия комплектации и невозможности отгрузить готовую продукцию. На сегодняшний день Минтранс не справляется.
    1. -1
      20 октября 2022 16:42
      Цитата: Митрич73
      Пока слабо работают паромы. Сегодня запустили 5-й грузовой паром, но перевозочной мощности не хватает. Ставки на автоперевозки в Крым выросли в 2-2,5 раза. Если смогут поставить ещё один большой морской паром, то может очередь и уменьшится, если нет, то в ближайшее время (1-2 недели) отгрузки на Крым остановятся, заводы на полуострове будут вставать из-за отсутствия комплектации и невозможности отгрузить готовую продукцию. На сегодняшний день Минтранс не справляется.


      а как же трасса через Мариуполь?
      ее вроде бы по лету - начали ремонтировать, да и теперь уже, это территория РФ!?
      В советское время, все планы обсчитывались "вручную", теперь же есть возможность смоделировать любую ситуацию, обсчитать затраты при любых рисках: считает машина...
      что мешает? - запустить вдоль северного побережия Азовского моря...
      ДРГ противника? или опять есть "свои интересы"?
      1. +1
        21 октября 2022 10:02
        . считает машина...


        Ага. А стирает- стиральная машина.
        Проходили уже. Некто "Медвед" уже говорил про "просто кнопку нажать". А бухгалтеры типа "отомрут" как профессия. Все это у настоящих бухгалтеров и программистов вызывает только смех.
        Машина не считает ничего. Не умеет она. В нее сначала данные ввести надо. А ещё раньше алгоритмы и программы ввести нужно. Кто это делать будет? Эффективные манагеры?
        Причина происходящего проста: отрицательный кадровый отбор, отсутствие внутренней политики вообще как таковой, отсутствие государственных деятелей во власти "как класса".
        1. -2
          21 октября 2022 11:14
          Машина не считает ничего. Не умеет она. В нее сначала данные ввести надо. А ещё раньше алгоритмы и программы ввести нужно. Кто это делать будет? Эффективные манагеры?
          Причина происходящего проста: отрицательный кадровый отбор, отсутствие внутренней политики вообще как таковой, отсутствие государственных деятелей во власти "как класса".

          Это чего сейчас было? Рассказ воспитательницы детского сада о компьютерах скрещенный с выступлением на митинге КПРФ?
  3. 0
    20 октября 2022 16:14
    Кроме паромной переправе вполне возможно организоват канатной линии для грузов и трубопроводний транспорт для жидких грузов.
  4. 0
    20 октября 2022 17:00
    Кажется странным, что паромы не были переведены в другое место, а не проданы. Разве в других местах России не было спроса на паромные перевозки?

    Если да, то можно ли несколько таких паромов передать в Крым по распоряжению соответствующего министерства?
    1. +3
      21 октября 2022 10:14
      . Кажется странным, что паромы не были переведены в другое место, а не проданы.


      Ничего необычного. Все стоит денег. Государство налоги дерет, не думая о последствиях, условия для работы создавать не желает. Собственник паромов, не имея дохода ввиду отсутствия заказов, банкротится. Имущество распродается.
      Я вообще не понимаю, как кто-то ещё умудряется хоть что-то в таких условиях производить и услуги оказывать. Возьмите хоть цены на топливо: 1-го января 2000 года 92-й стоил 6-50. Сейчас рядом на Газпроме 47-80. Калькулятор сообщает, что это в среднем минимум 25% роста цены все 22 последних года. Каждый! Год! Ну как? Как вообще , к примеру, механизаторы умудряются хлеб убирать?
      А что в ответ на вопросы? Ничего кроме "Я не допущу резкого раста цены на бензин".
  5. +2
    20 октября 2022 17:03
    В 1978 году ехал поездом Новороссийск-Мурманск. Через пролив проезжали на пароме ночью, но что интересно, народ спокойно спит, из вагонов людей не высаживали. А сейчас думаю, а если что-нибудь с паромом, и всё, из вагонов единицы смогли бв выйти. Но в те времена об этом не думалось.
    1. +1
      20 октября 2022 23:39
      поездом Новороссийск-Мурманск. Через пролив проезжали

      Извините, а через какой пролив?
      1. +1
        21 октября 2022 09:15
        Извините, а через какой пролив?

        Через Керченский пролив.
        1. 0
          21 октября 2022 10:57
          Цитата: AlexGa
          Извините, а через какой пролив?

          Через Керченский пролив.

          Из Новороссийска в Мурманск через Керченский пролив belay ? А через Татарский не удобнее было бы wassat ?
          1. +2
            21 октября 2022 11:25
            Это вопросы к бывшему МПС СССР. Там маршрут разрабатывал я чтобы СКЖД разгрузить.
          2. 0
            21 октября 2022 23:03
            Цитата: 26rus
            Из Новороссийска в Мурманск через Керченский пролив

            Поезд Новороссийск-Мурманск, к нему где-то присоединили несколько вагонов из Севастополя.
  6. +1
    20 октября 2022 22:33
    Цитата: paul3390
    Эта привычка наших нонешних властителей всё мерять исключительно на бабло, причём сиюминутное - однажды таки доведёт страну до ручки..

    В смысле? А то, что сейчас - это, типа, цветочки? Сейчас ещё - не?
  7. +4
    21 октября 2022 07:34
    За что не берутся нынешние правители всё через задний проход получается
    1. +5
      21 октября 2022 09:25
      Цитата: Ryaruav
      За что не берутся нынешние правители всё через задний проход получается

      так рук - нет ни у кого;
      а если у кого то, типа - есть, - то растут оттуда же
  8. -2
    21 октября 2022 15:00
    Цитата: paul3390
    Эта привычка наших нонешних властителей всё мерять исключительно на бабло, причём сиюминутное - однажды таки доведёт страну до ручки..

    А СССР что довило до ручки?
  9. 0
    21 октября 2022 15:07
    Цитата: Таймень
    У нас с 90х годов на Армии с Флотом "экономят",не говоря об остальном,а Вы прожекты запустить хотите.Фантазии.

    Что уже забыли ,что творилось в России в 90-е?, 2 миллиона сограждан "вылетело в трубу", а Вы армия, флот...
  10. +2
    22 октября 2022 09:08
    Оптимизаторы греют свои грязные ручонки везде!
  11. +1
    22 октября 2022 20:11
    Это всё прекрасно.
    Что у нас в плане коронавируса наблюдается?
    Каковы наработки в плане борьбы с оным вирусом.
    Каким образом планируется защитить сотрудников занимающимися СВО от коронавируса?.. Всем же сообщалось- что половина Украины не привита от слова совсем...
    Возможно- вирус малость вышел покурить покуда СВО?..
    Возможно его особо вообще нет!?....
    1. +1
      23 октября 2022 23:58
      Вирус был, люди страдали, умирали. Сейчас его опасность снизилась и население до 40-50 лет могут на него вообще плевать. Переболеешь, как гриппом, а заплохеет - так в больнице вылечат. Главное, не рисковать вакцинацией, так как данных о её эффективности и безопасности нет. так что непривитые, может быть, имеют большие шансы выжить.
  12. 0
    23 октября 2022 23:55
    Абсолютно верное решение гонять паромы прямо из Ростова. Но лучше им плыть до Севастополя, Ялты... Сел вечером на паром, ночь поспал и свеженький съезжаешь на берег в Ялте или ещё где.
  13. +1
    24 октября 2022 12:04
    Не, паромы не нужны. Моста вполне хватает, а второй путь - через Мелитополь.