«Интернациональный чех» – легкий пулемет vz. 26

65
«Интернациональный чех» – легкий пулемет vz. 26
Боец Красной Армии с чешским пулеметом vz. 26


«Став на одно колено,
Половцев проворно распутал белые сыромятные ремни,
туго спеленавшие бурку, развернул ее
и достал части разобранного ручного пулемёта,
завернутые в промасленную мешковину
четыре матово блеснувших диска».

Михаил Шолохов, «Поднятая целина»

Рассказы об оружии. Первая мировая война закончилась и показала, что в следующей такой же войне воевать без надежного ручного пулемёта нельзя. Причем она же и определила его ТТХ. Новый пулемет, который должен был заменить военные и предвоенные образцы не должен был напоминать пулемет Шоша, но зато призван быть легче пулемета «Льюис», иметь быстросъемный магазин и ствол, быть технологичным в производстве, а также вполне скорострельным и точным. Охлаждение – только воздушное.




Бойцы китайской армии Гоминьдана с пулеметом vz. 26

Разработкой именно такого оружия уже в начале 20-х годов занялись сразу в нескольких странах мира, включая СССР и Чехословакию, где работа над легким пулеметом для пехотного отделения началась в пражской компании «Прага». Разработал новый пулемет конструктор Вацлав Холек, а уже 24 марта 1925 года лицензия на его производство была продана оружейной компании в городе Брно именуемой «Чешска Збройовка».

В итоге на вооружении армии Чехословакии поступил ручной пулемет vz. 26.


Китайские солдаты учатся стрелять из vz. 26 в противогазах

Работал он по принципу отвода пороховых газов из ствола и применял патроны винтовки «Маузер» калибра 7,92 мм. Для питания использовался прямой коробчатый магазин на 20 патронов, крепившийся сверху. Существовал и более длинный магазин на 30 патронов, но распространения он не получил. Теоретическая скорострельность составляла 500, практическая – 200 выстрелов в минуту. Дальность полета пули равнялась 3 200 метрам. Длина составляла 1 165 мм, а вес без магазина 8,84 кг. Стойкость ствола была высокой и доходила до 14 000 выстрелов, но при отстреле 200 патронов (10 магазинов) ствол требовалось по инструкции менять, чтобы он остыл.


Действия чехословацкой армии против судето-немецких террористов, 1938 г.

Пулемет в ходе эксплуатации претерпел значительные изменения, а его последней модификацией перед войной стал LK vz. 30J (югославский). Лицензия на пулемет ZGB33, который представлял собой модифицированный образец модели vz. 26, была продана в Великобританию, где на его основе было развернуто производство пулемета «Брэн». Кроме этого, пулемет «26» и его последующие версии поставлялись Румынии и Югославии, а также Литве, Китаю, Эквадору, Персии (Ирану), Сиаму (Таиланду) и Бразилии. Вслед за этими странами последовали поставки Афганистану, Боливии, Болгарии, Египту, Эфиопии, Чили, Ираку, Гватемале, Перу, Испании, Турции, Уругваю и Венесуэле.


Германские солдаты с vz. 26 на советско-германском фронте

Разумеется, при этом пулеметы выпускались в разных калибрах и типах (vz. 26, 27, 30, 30J) и в дальнейшем модифицировались по желанию заказчика. Количество пулеметов, экспортированных в период с 1926 по 1941 год, достигло 100 000 штук – прекрасный показатель для такой, в общем-то, не очень большой страны, как Чехословакия.


Хорватские четники в Лопаре 1942 г.

Внутри страны производство vz. 26 началось в 1926 году и продолжалось (включая постепенно добавлявшиеся новые версии) вплоть до 1941 года, когда его выпуск был прекращен по распоряжению немецких властей. После войны производство меньших серий пулеметов vz. 26. было налажено в Австралии, Великобритании, Канаде и Индии (модификация «Брэн»), а также в Испании (под обозначением F.A.O.) и в Китае. При этом он участвовал во всех конфликтах, имевших место на земном шаре в 1930–1950-х годах.


Пулемёт vz. 26, купленный Швецией в 1939 году. Калибр 7,9 мм был заменен на калибр 6,5 мм. Музей Армии в Стокгольме

В сентябре 1938 года в чехословацкой армии было более 34 000 единиц этого оружия. Старые пулеметы vz. 26 Министерство национальной обороны обычно предлагало предприятию в Брно для экспорта, взамен чего компания поставляла ему пулеметы новейшего типа.

В итоге именно этот пулемет оказался в предвоенное время самым распространенным ручным пулеметом во всем мире, причем служил и в пехоте, применялся на танках и броневиках, а также в укреплениях в качестве основного и вспомогательного оружия.


Схема устройства vz. 26

ТТХ пулемета vz. 26
Калибр: 7,92 × 57 Маузер
Общая длина: 1 165 мм
Длина ствола: 602 мм
Вес без магазина: 8,84 кг
Вес пустого магазина: 0,32 кг, снаряженного: 2,46 кг
Скорострельность максимальная: 500 выстр./мин
Скорострельность практическая: 200 выстр./мин
Максимальная дальность стрельбы: 3 200 м
Эффективная дальность стрельбы: 2 000 м



Пулемет vz. 26. Вид слева. Фото Арундел Милитария deactivated-guns.co.uk

Ручной пулемет ZB 30J, также известный как vz. 30/37, стал продолжением успешной конструкции пулемета vz. 26 и последним выпускавшимся вариантом этого пулемета.


Ствол, газоотводная трубка, сошка и пламегаситель. На газовой трубке имеется регулятор на семь позиций, что позволяет очень точно настраивать автоматику пулемета. Фото Арундел Милитария deactivated-guns.co.uk

А было так, что во второй половине 1930-х годов «Чешска Збройовка» пыталась преуспеть в конкурентной борьбе за югославский рынок пулеметов. Однако её удаче с ручным пулеметом vz. 26 помешала сильная иностранная конкуренция. Причина заключалась в предложенной конкурентами более низкой цене за пулемет, что потребовало в свою очередь модернизации производства vz. 26 в Чехословакии с целью снижения его себестоимости.


Оребрение ствола, рукоятка смены ствола и переноски пулемета, сдвижная крышка горловины магазина. Фото Арундел Милитария deactivated-guns.co.uk

Испытания пулеметов vz. 30 и vz. 34 выявили ряд дефектов, связанных прежде всего с использованием боеприпасов, но в итоге именно эти две реконструкции породили ещё один тип серии ZB – крайне неприхотливый к качеству боеприпасов пулемет ZB 30J для Югославии.


Рукоятка крепления ствола (слева), дисковой прицел, предохранитель/переводчик огня (прямо над спусковым крючком). Фото Арундел Милитария deactivated-guns.co.uk

Пулемет получил ещё и треногу, на которой он мог частично выполнять задачи крупнокалиберного пулемета. Кроме того, его также можно было установить на этой треноге для ведения зенитного огня.


Рукоятка затвора. Фото Арундел Милитария deactivated-guns.co.uk

Контракт на 15 000 пулеметов, заключенный в июле 1936 года, впоследствии справедливо отмечался как сделка только в кавычках, поскольку цена его была производителю невыгодна, и вся торговля велась исключительно для поддержания престижа и сохранения рынка на будущее. После выполнения первой части контракта производством в Брно все остальные пулеметы выпускались по лицензии уже в Югославии на оружейном заводе в Крагуеваце. Ну а югославская армия получила его в 1937 году в качестве стандартного ручного пулемета под обозначением Puska-Mitralez M.37.


Пулемет vz. 30 с уменьшенным оребрением ствола. Фото Мартина Влаха fronta.cz.

Другими странами, в которые продавался ZB 30J, были, например, Боливия, Афганистан и Венесуэла. Он также широко использовался вооруженными силами Германии (обозначение 7,92-мм LeMG 148(j)), особенно подразделениями Ваффен СС, действовавшими на территории Югославии. С другой стороны, они использовались в большом количестве и в рядах югославских партизан, и… коллаборационистов-четников.


Магазин к vz. 30. Фото Мартина Влаха fronta.cz.

Развитие семейства пулеметов vz. 26 демонстрирует постепенный отказ от оребрения ствола (мы видим полностью ребристый ствол у vz. 26 и целиком гладкий ствол у пулемета «Брэн»). Сначала считалось, что благодаря оребрению охлаждающая поверхность ствола увеличивается, а значит и он сам лучше охлаждается. На практике, особенно при установке его в дотах, удалось установить, что оружие эффективно охлаждается, только когда оно находится в движении. Если же пулемет при стрельбе стоит на месте, то его ствол нагревается быстрее, поскольку в этом случае вокруг ребер образуется тепловая подушка.


Набивать магазины вручную было сложно. Поэтому к пулемету было разработано вот такое приспособление, снаряжавшееся сразу четырьмя винтовочными обоймами. Фото Мартина Влаха fronta.cz.


Зарядное устройство за работой. Фото Мартина Влаха fronta.cz.

ТТХ ручного пулемета ZB 30J
Калибр: 7,92×57 Маузер
Длина общая: 1 204 мм
Длина ствола: 602 мм
Вес: 9,58 кг
Теоретическая скорострельность: 500–550 выстр./мин
Начальная скорость пули: 762 м/с
Эффективная дальность стрельбы: 2 000 м



Неполная разборка пулемета vz. 26. Фото forgottenweapons.com

Пулемет имел очень интересное устройство: во-первых, очень длинный газовый поршень, поэтому и ход у него был соответственно длинным. Во-вторых, его возвратная пружина была утоплена в прикладе. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора в вертикальной плоскости. Стреляные гильзы выбрасываются вниз, под ствольную коробку. Отверстие для выброса в походном положении закрывается сдвижной крышкой.


На фото показан затвор, скрепленный с остового затвора на конце очень длинного газового поршня. Хорошо виден фигурный выступ на самом затворе и треугольный выступ в задней части остова, в который затвор упирается при отходе назад. Прямоугольные выемки на затворе сделаны для его облегчения. Фото forgottenweapons.com


На этом фото Йен Макколум из передачи Forgotten weapons показывает, как именно работает затвор vz. 26. Как видите – ничего сложного не придумано, наоборот, все очень и очень просто. Вот в таком положении при отходе назад затвор расцепляется с остовом и происходит экстракция стреляной гильзы. Затем затвор и остов движутся вперед вместе и сцепляются в тот самый момент, когда зеркало затвора упрется в донце патронной гильзы. Фото forgottenweapons.com


Последнее применение в бою vz. 26 нашел в годы войны в Афганистане…

P. S.


Пулемет vz. 26 частенько снимался в кино. Но советский и российский кинозритель вряд ли имел и имеет возможность увидеть все фильмы с его участием.

Отметим самые известные и доступные: «Смерть зовется Энгельхен» (1963), «Срочно… секретно… Губчека» (1982), «Одиночное плавание» (1985), «Роковые яйца» (1995), «Мы были солдатами» (2002), «Бой местного значения» (2008).
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 октября 2022 05:33
    Достаточно хороший пулемёт, с одним неустранимым недостатком - магазин с верху перекрывал обзор стрелку.
    К нам в СССР поступала его английская модификация с различной бронетехникой.
    Спасибо, всем доброго дня и выходных!
    1. +5
      22 октября 2022 07:20
      Привет, Владислав!

      А мне это фото очень понравилось! wassat belay fellow



      Мумбо-юмбо в натуре. И зачем ему пулемёт, он и так хорош, дальше некуда! laughing
      1. +3
        22 октября 2022 07:23
        Привет дядя Костя! С пулеметом на калым зарабатывать не надо!!!
      2. +5
        22 октября 2022 09:43
        Кто то из англичан написал, что негр пардон африканец с автоматом - это совсем не то, что он же с копьем..
      3. +3
        22 октября 2022 13:27
        "Представитель коренного населения Новой Гвинеи на учебных стрельбах с пулемётом Bren Mk.II, 1943 год"
        1. +4
          22 октября 2022 13:41
          При этом он не стал менее людоедом, чем был без пулемёта с копьём. laughing

    2. +1
      3 декабря 2022 01:08
      Достаточно хороший пулемёт, с одним неустранимым недостатком - магазин с верху перекрывал обзор стрелку.
      Да, а кроме этого , левшам его можно было не выдавать, ибо с левого плеча увидишь фигу, вместо прицела!
  2. +10
    22 октября 2022 05:49
    Всем доброго утра!

    Хорошая статья, Вячеславу спасибо за интересный рассказ. good

    Маленькое дополнение к большой статье. smile


    Экспериментальный ручной пулемет Praha I-23 конструкции братьев Холек.

    Из него "вырос":

    Ручной пулемет ZB vz.26,

    Далее был:

    Ручной пулемет ZB 30.

    Ну и британская копия -- "Брэн" (Брно-Энфильд)
    1. NAP
      +6
      22 октября 2022 21:34
      Плюсик за дополнение. Ещё был вариант довольно массовый в Китае переделанный в 7.62х39, питался магазинами от Тип 56 (АК)
      1. +4
        22 октября 2022 22:14
        Добрый вечер, коллега! smile
        Спасибо за плюс, Вам тоже его поставил.
        У Вас случайно нет ТТХ и фото этого пулемёта, а то мне как-то не попадалось.
        1. +4
          22 октября 2022 22:40
          https://lautlesen.livejournal.com/22897.html?mode=reply
          Немного информации о китайских переделках оружия под 7,62×39.
          1. +5
            22 октября 2022 23:27
            Спасибо, Алексей, сразу нашел. Интересный гибрид. Что и говорить, китайцы... smile

  3. +4
    22 октября 2022 06:53
    Да, у чехов стрелковка традиционно топовой была, хотя и вечно искусственно забивалась конкурентами.
    Кстати, всегда интересовало, что у чизета за лабуда сверху на затыльнике приклада, на защелку какую-то похожа? Никак в толк не возьму, даже идей нет
    1. +4
      22 октября 2022 07:18
      Никак в толк не возьму, даже идей нет


      Откидная плечевая накладка.
      1. 0
        22 октября 2022 07:24
        Цитата: Морской Кот
        Откидная плечевая накладка.

        Была такая мысль, только смысла в СКЛАДНОЙ в ней нет - фиксировать - ересь, ненадежно, незафиксированая - сложится сразу. Логично было бы, если бы она крутилась в горизонтальной плоскости. И до этого додуматься чехи точно могли, коль даже я допер, но не сделали. Почему? Опять ничерта не понятно
        1. +2
          22 октября 2022 07:43
          Он фиксируется, насколько я помню.
  4. +1
    22 октября 2022 08:32
    Весьма хороший пулемет, на одном уровне с ДП, но с появлением в 1934 году МГ-34, который являлся первым единым пулеметом, уже безнадежно устарел.
    1. 0
      22 октября 2022 09:48
      Как говорил Чёрный Абдула: ...кинжал хорош для того у кого он есть и плох для того у кого его не оказалось в нужную минуту... Как говорят '' всё не так однозначно''
    2. +7
      22 октября 2022 09:48
      Лично для вас, как пулемётчика малой группы, удобней бегать с пулемётом в 9кг или в 12 кг (МГ-34)?
      1. +1
        23 октября 2022 02:19
        По вашей логике, пулеметчику тогда удобнее бегать с винтовкой весом 4 кг. Во-первых, ДП с заряженным диском весил 11,8 кг. Во-вторых, бойцы РККА очень ценили трофейные МГ, и считали его очень грозным оружием. Недаром после войны в СССР на вооружение приняли ПК, тоже пулемет класса единых пулеметов.
        1. 0
          17 января 2023 12:43
          После войны на вооружение приняли СГМ и РП-46, а ПК только через 16 лет...
        2. 0
          8 февраля 2024 04:00
          По моей логике удобнее воевать и бегать с пулеметом ленточного или коробчатого питания на 100-150 патронов, чем таскать 100500 магазинов по 20
  5. +7
    22 октября 2022 10:42
    Специально для адептов "гениального" Хуго Шмайссера считающих что он произвел революцию в оружии .... Внизу скрина затворная группа от Stg-44 / На что-то похоже )

    Но таки да.! Революционной в штурмгевере было - промежуточный патрон hi
    1. +5
      22 октября 2022 18:41
      Цитата: Region-25.rus
      Но таки да.! Революционной в штурмгевере было - промежуточный патрон

      В штурмгевере было ещё одно революционное решение - цельноштампованная конструкция. Не припомню сходу автоматическую винтовку, принятую на вооружение до Stg44, с цельноштампованной конструкцией.
      1. +3
        23 октября 2022 03:25
        цельноштампованная конструкция
        под промежуточный патрон да, первая. А вот под пистолетный - ППС42/43 тоже был насквозь штампованным hi
        1. +2
          23 октября 2022 07:47
          под промежуточный патрон да, первая. А вот под пистолетный - ППС42/43 тоже был насквозь штампованным

          ППС самый лучший ПП Второй Мировой.
          Его производство смогли наладить даже в блокадном Ленинграде.
          Где то читал что до сих пор производят , на краю Земли.
    2. +4
      22 октября 2022 19:15
      Не только это. Спусковой механизм куркового типа конструктивно является копией спускового механизма чехословацкой винтовки ZH-29, но с добавлением устройства, позволяющего вести стрельбу как одиночным огнем, так и очередями.

      Но, всё-таки, нужно отдать должное немцам -- MP43/1 бал первым промышленным образцом под промежуточный патрон, запущенный в массовое производство. hi
      1. +2
        23 октября 2022 02:28
        Цитата: Морской Кот
        Но, всё-таки, нужно отдать должное немцам -- MP43/1 бал первым промышленным образцом под промежуточный патрон, запущенный в массовое производство

        Странно, что в СССР все 30-е годы упорно цеплялись за патрон 7,62*54 и пытались сделать под этот патрон автоматическую и самозарядную винтовки. Ведь что может быть проще, чем идея создать более слабый патрон, промежуточный между патроном Мосинки и ТТ, который благодаря более слабой отдаче и проточке, больше бы подходил в качестве патрона для индивидуального автоматического оружия стрелка? Но нет, руководство РККА с завидной упертостью держалось за священную корову под названием "7,62*54". Если бы хотя бы в 1938 году создали бы аналог 7,62*39, то уже к 1940 году возможно было бы создание аналога СКС и в 1941 году начался бы массовый выпуск такого оружия.
        1. +6
          23 октября 2022 09:25
          Цитата: Лукачевский
          Странно, что в СССР все 30-е годы упорно цеплялись за патрон 7,62*54 и пытались сделать под этот патрон автоматическую и самозарядную винтовки.

          Я с вами полностью согласен. Это просто какойто мировой заговор. Немцы, имея на руках промежуточный патрон, вцепились в G43, более того разработали и приняли на вооружение FG42. А вы на американцев посмотрите - после ВМВ взяли и приняли на вооружение М14. Про FN FAL и прочие G3 в Европе я вааще молчу.
          Цитата: Лукачевский
          Но нет, руководство РККА с завидной упертостью держалось за священную корову под названием "7,62*54"

          А что 7,62х51 радикально лучше? Особенно если учесть, что эти патроны идут к пулемётам (ленточным) и снайперским винтовкам в 99% случаев? Так уж сильно закраина мешает...
          Цитата: Лукачевский
          Если бы хотя бы в 1938 году создали бы аналог 7,62*39, то уже к 1940 году возможно было бы создание аналога СКС и в 1941 году начался бы массовый выпуск такого оружия.

          А зачем? Все хотели унифицировать боеприпас как минимум в отделении. Принятие промежуточного патрона неизбежно приводит к смене всего оружия. Дорого.
          1. +1
            23 октября 2022 23:50
            Цитата: DesToeR
            Я с вами полностью согласен. Это просто какойто мировой заговор. Немцы, имея на руках промежуточный патрон, вцепились в G43, более того разработали и приняли на вооружение FG42.

            FG42 был ручным пулеметом, МГ-42 десантникам не полагался.
            Цитата: DesToeR
            А вы на американцев посмотрите - после ВМВ взяли и приняли на вооружение М14. Про FN FAL и прочие G3 в Европе я вааще мол

            Американцы ковбои, у них была своя философия оружия. Каждый ковбой должен уметь метко стрелять, поэтому и нужды в стрельбе очередями американцы не видели. По их мнению, каждый американский солдат должен был одним метким выстрелом за полмили поражать врага, а для этого был нужен мощный винтовочный патрон. Потом, правда, Вьетнам показал, что они были неправы, и потому им пришлось принимать на вооружение М16.
            Цитата: DesToeR
            А что 7,62х51 радикально лучше? Особенно если учесть, что эти патроны идут к пулемётам (ленточным) и снайперским винтовкам в 99% случаев? Так уж сильно закраина мешает...

            Ничем не лучше. Отдача слишком велика для прицельной автоматической стрельбы.
            Цитата: DesToeR
            зачем? Все хотели унифицировать боеприпас как минимум в отделении. Принятие промежуточного патрона неизбежно приводит к смене всего оружия. Дорого.

            Смотрите ответ ниже.
            1. +1
              24 октября 2022 14:57
              Цитата: Лукачевский
              FG42 был ручным пулеметом

              Нет. Это была автоматическая винтовка, т.е. индивидуальное, а не групповое оружие. Пулемёт у десантников был (МГ34 или МГ42).
              Цитата: Лукачевский
              Американцы ковбои, у них была своя философия оружия. Каждый ковбой должен уметь метко стрелять, поэтому и нужды в стрельбе очередями американцы не видели.

              Так СКС так же не стрелял очередями, хоть и испольхзовал пром.патрон. И да, не надо считать американцев слабоумными. Взаимосвязь количества патронов на погонный метр в ед.времени они усвоили ещё с ПМВ. Именно тогда появилась BAR с 20-ти патронным магазином. Ни о каком одном точном выстреле концепция применения самозарядной/автоматической винтовки не подразумевала. Плотность огня решала.
              1. 0
                24 октября 2022 23:56
                Цитата: DesToeR
                И да, не надо считать американцев слабоумными. Взаимосвязь количества патронов на погонный метр в ед.времени они усвоили ещё с ПМВ. Именно тогда появилась BAR с 20-ти патронным магазином.

                Угу, так усвоили, что приняли на вооружение БАР с 20-зарядным магазином. Еще бы с 10-зарядным бы приняли! А что? Ковбои ведь! Каждый патрон - минус один вражина!
          2. +1
            24 октября 2022 14:41
            Цитата: DesToeR
            А вы на американцев посмотрите - после ВМВ взяли и приняли на вооружение М14. Про FN FAL и прочие G3 в Европе я вааще молчу.

            Собственно США тут случай особый. Они аж до войны во Вьетнаме толком не понимали (ну вернее - руководство американских военных не понимало) "зачем вообще промежуточные патроны нужны".
        2. +3
          23 октября 2022 16:53
          РККА с завидной упертостью держалось за священную корову под названием "7,62*54"

          Так ведь налаженная поточная линия производства, а под новый патрон нужна новая, а где взять деньги. Экономили, не до жиру. Потому и для пистолетов и П/П был взят Маузерский патрон, бракованные винтовочные стволы шли в дело.
          1. +1
            23 октября 2022 23:45
            Цитата: Морской Кот
            Так ведь налаженная поточная линия производства, а под новый патрон нужна новая, а где взять деньги. Экономили, не до жиру

            Вредительство это, а не экономия! Например, патрон 7,62*39 легче мосинского патрона на 6 грамм, и пороха нужно всего 1,5 грамма, вдвое меньше, чем для мосинского патрона. А при выпуске патронов миллиардами штук, это экономия тысяч тонн цветного металла и пороха. И патронов солдату можно дать больше по причине меньшего веса. Если БК к винтовке Мосина составлял 90 патронов, то при таком же весе солдат мог нести на себе уже 120 патронов 7,62*39.
            1. +3
              24 октября 2022 00:08
              Коллега Анатолий уже пытался Вам всё объяснить.
              А зачем? Все хотели унифицировать боеприпас как минимум в отделении. Принятие промежуточного патрона неизбежно приводит к смене всего оружия. Дорого.

              К тому же промежуточный патрон не является панацеей и "лекарством" от всех бед.
              Тут, на сайте регулярно возникают апологеты какого-либо вида боеприпасов или "непризнанного" оружия, ну, как возникают так и исчезают. Никому не интересны гадания на кофейной гуще типа, "а что было бы, если бы было как сказал я" -- ну так с этим к альтернативщикам.
              FG42 был ручным пулеметом, МГ-42 десантникам не полагался.


              FG42 не был ручным пулемётом, он позиционировался как автоматическая винтовка.

              А единые пулемёты MG-34 и MG-42 им всё же полагались и сбрасывались с самолётов отдельно в герметичных контейнерах на парашюте.
              1. 0
                24 октября 2022 02:40
                Цитата: Морской Кот
                К тому же промежуточный патрон не является панацеей и "лекарством" от всех бед.

                Никакое оружие не является панацеей. Но судя по тому, что сейчас во ВСЕХ армиях мира основным индивидуальным оружием стрелка является автомат под промежуточный патрон, то промежуточный патрон это лучшее решение, что есть на сегодняшний день. И я уверен, что если бы в СССР на июнь 1941 года был бы налажен серийный выпуск аналога СКС, и в РККА их имелось бы достаточное количество, то это сократило бы потери наших войск и День Победы отмечали бы не 9 мая, а допустим, 9 апреля.
                1. +3
                  24 октября 2022 02:51
                  то промежуточный патрон это лучшее решение,


                  Всему своё время, ракеты массово появились на вооружении после Второй мировой, хотя известны были с давних времён. Да и один новый патрон с новым оружием под него на исход войны никак не влиял, слишком много было всего всякого прочего. Хотя я с Вами согласен в одном -- сокращение войны хотя бы на неделю спасло бы многие жизни наших солдат.
                2. +1
                  24 октября 2022 15:06
                  Цитата: Лукачевский
                  Но судя по тому, что сейчас во ВСЕХ армиях мира основным индивидуальным оружием стрелка является автомат под промежуточный патрон, то промежуточный патрон это лучшее решение, что есть на сегодняшний день

                  После знание однако. Без какой либо исторической привязки. Стоит, для начала, вспомнить почему у всех на вооружении появились столь мощные винтовочные патроны. Подсказка: их убойная сила рассчитывалась на поражение отнюдь не человека.
                  Цитата: Лукачевский
                  И я уверен, что если бы в СССР на июнь 1941 года был бы налажен серийный выпуск аналога СКС, и в РККА их имелось бы достаточное количество, то это сократило бы потери наших войск и День Победы отмечали бы не 9 мая, а допустим, 9 апреля.

                  А почему вы не рассматриваете вариант пересортицы в частях с двумя разными боеприпасами? Когда тебе в роту приходят "цинки" с 7,62х39, а у тебя все вооружены СВТ-40 и ДП, например. Сколько таких проблем с логистикой испытала РККА в 1941 ... 1942 годах. И сколько молодых парней полегло бы в землю в таких, отнюдь не единичных случаях? Унификация в таких войнах всегда выгоднее. Вон немцы с 1943 года со своим "штурмгевером" возились, а в итоге на каждый STG44 промышленнось дала только по 3000 патронов. Это цена перехода на принципиально новый комплекс патрон/оружие. Все массово соскакивали на пром.патрон в уже более менее "тепличных условиях.
                  1. 0
                    25 октября 2022 00:01
                    Цитата: DesToeR
                    Стоит, для начала, вспомнить почему у всех на вооружении появились столь мощные винтовочные патроны. Подсказка: их убойная сила рассчитывалась на поражение отнюдь не человека.

                    Столь мощные патроны для винтовок принимали не только против кавалерии, но и потому, что в конце 19-го века не было пулеметов, минометов и полковой артиллерии, и винтовками предполагалось уничтожать врага за километры от позиций, еще на стадии его развертывания. Можно вспомнить русский полк образца 1914 года, который вообще не имел ни артиллерии, ни пулеметов, и потому вынужден был полагаться только на винтовки. Артиллерия и пулеметы полагались только дивизиям и выше.
                    1. 0
                      25 октября 2022 01:09
                      Цитата: Лукачевский
                      и потому, что в конце 19-го века не было пулеметов, минометов и полковой артиллерии, и винтовками предполагалось уничтожать врага за километры от позиций, еще на стадии его развертывания.

                      А что мешает это делать пром.патроном? Убойной силы то хватает с лихвой по незащищённой (даже каской) пехоте. И где бы не находилась артиллерия, а шрапнель никто не отменял.
                      Цитата: Лукачевский
                      Можно вспомнить русский полк образца 1914 года, который вообще не имел ни артиллерии, ни пулеметов, и потому вынужден был полагаться только на винтовки.

                      И какое отношение это имеет к концу 30-х годов 20-го века? Ведь именно в этот период вы хотите СКС в массовом производстве на заводах СССР. Пулемёты уже есть не то что в полках, но в каждом стрелковом отделении, миномёты - в ротах, а артиллерия - в батальонах и выше. Вы уж как то определитесь со своими "хотелками" во временных рамках. А то Ивана Грозного поминёте всуе за отсутствие противоснарядного бронирования "гуляй-города".
                3. +1
                  25 октября 2022 10:16
                  Цитата: Лукачевский
                  И я уверен, что если бы в СССР на июнь 1941 года был бы налажен серийный выпуск аналога СКС, и в РККА их имелось бы достаточное количество, то это сократило бы потери наших войск и День Победы отмечали бы не 9 мая, а допустим, 9 апреля.

                  Для нашей пехоты обр. 1941 г. что СВТ, что СКС, что ДП - всё едино.
                  В частях 97 сд винтовки изготовления 1940г. ,бывшие на руках не более 4-х месяцев, до 29% приведены до состояния следов ржавчины в канале ствола, пулеметы "ДП" изготовления 1939г до 14% также имеют ухудшение каналов стволов.
                  © Акт проверки вооружения КОВО за 1940-й год.
                  97-я сд, если кто не в курсе - это лучшая дивизия РККА на 1940 г.
                  Штаб дивизии был оценён как самый передовой в РККА и был награждён переходящим призом Генерального Штаба. За организацию боевой и политической подготовки и выучку войск командир дивизии генерал-майор Шерстюк И. Г. награждён орденом Красного Знамени.
        3. +1
          24 октября 2022 14:30
          Цитата: Лукачевский
          Если бы хотя бы в 1938 году создали бы аналог 7,62*39, то уже к 1940 году возможно было бы создание аналога СКС и в 1941 году начался бы массовый выпуск такого оружия.

          В 1930х от ручных пулеметов еще ожидалось ведение огня по целям (обычно площадным) на дальности свыше 1000 метров (до 1200-1300 метров). Отсюда и сохранение "полноразмерного" винтовочного патрона как основного.
      2. +2
        23 октября 2022 03:23
        Спусковой механизм куркового типа конструктивно является копией спускового механизма чехословацкой винтовки ZH-29
        таки согласен. Торопился когда писал и не стал вдаваться в подробности hi
      3. 0
        2 января 2023 09:57
        винтовка рибейроля- первая на самом деле. Еще в 1918. Французские Генералы зарезали
    3. +1
      22 октября 2022 20:22
      MkB42(w) и MkB42(h) имели поворотный, у первого и перекосный у второго затворы.
  6. +3
    22 октября 2022 13:17
    В 1978 в Анголу поставляли потомка этого пулемёта под 7.62-54 с ленточным питантем
  7. 0
    22 октября 2022 18:29
    Возможно, я чего-то не понимаю, но всего 20 патронов в магазине...
    1. +3
      22 октября 2022 20:06
      У "американо-бельгийского" BAR-а больше?
      Первоначально те-же 20 патронов.
      MG-13 - 25 патронов.
      MAC M1924/29 - 25 патронов.
      1. +2
        23 октября 2022 07:42
        Ну так интересно, сколько можно навоевать с таким магазином. Понятно, что у пулеметчика магазин не один, но всё же.
        Насколько я понимаю, война того времени предполагала в том числе отражение атаки больших масс пехоты противника. А у тебя 20 патронов в магазине...
        Взять хотя бы пулеметы СССР и Германии того же времени: ДП - 47 патронов в диске, МГ-42 - 50 патронов в ленте. А тут всего 20...
        1. +3
          23 октября 2022 10:21
          Для ответа на свой вопрос попробуйте найти носимый боезапас к чехословацкому пулемёту и к его "сородичам".
          В Первую Мировую с завода пулемёт "льюиса" выпускался с комплектом в 68 "дисков".
          Но и пулемётный расчёт состоял не из двуж бойцов!
        2. +3
          24 октября 2022 14:56
          Ну так интересно, сколько можно навевать с таким магазином.

          Много, расчет РП Шоша 1915 в 1917 году 4 человека - 36 35-патронных магазина(720 патронов)+2 пачки россыпью (2х64)=848, послевоенный MAC 24/29 - 35 25-патронных магазинов (875)+ 6 пачек россыпью(6х75=450), расчет РП 2 человека + 3 подносчика, патроны носят все, включая командира отделения.
          Финны на свой Лахти-Салоранта 90 снаряженных 20-патронных магазина(но у них заряжание только с помощью машинки), по довоенным наставлениям в отделении 1200 патронов и 60 магазинов, в Советско-финскую 15(300), в ВОВ 30(600).
          У англичан в пехотном взводе одно(пулеметное) отделение - 29 дисков.
          1. +1
            24 октября 2022 18:29
            Поправка - 20 патронный магазин у Шоша
        3. 0
          24 декабря 2022 19:16
          Для больших масс пехоты есть станковый пулемёт, который более устойчив к перегреву.

          Ручной же нужен для подавления противника огнём, для чего двадцати патронов хватало что в ПМВ, что в ВМВ, что в каких-нибудь Кореях и Вьетнамах.

          Да и рожок перезаряжать быстрее: 6 секунд у чеха против 14 у МГ и ДП.
      2. +4
        24 октября 2022 11:19
        Цитата: hohol95
        У "американо-бельгийского" BAR-а больше?
        Первоначально те-же 20 патронов.

        Так BAR проектировался не как ручной пулемёт, а автоматическая винтовка: Browning Automatic Rifle.
        Просто янки за всё межвоенное время не смогли в ручной пулемёт - и поэтому решили использовать в качестве РП автоматическую винтовку. Это как если бы у нас вместо ДП решили юзать АВС/АВТ. smile
        1. +2
          24 октября 2022 11:31
          Так, кто мешал янки для себя нормальный "ручник" создать?
          Британы не смогли - попросили чехов помочь.
          Получили BREN.
          1. +1
            25 октября 2022 10:10
            Цитата: hohol95
            Так, кто мешал янки для себя нормальный "ручник" создать?

            Отсутствие нормальных сухопутных войск. smile
            Все СВ США до конца 30-х - это четыре расчётные дивизии. Плюс пара бригад у морпехов. И всё. И стоит ради такой армии городить ручник - особенно при наличии эрзаца от Джона Мозесовича? Тем более, что со станкачами у янки проблем не было.
            1. +1
              25 октября 2022 18:19
              Сперва сухопутные генералы-американы хотели автоматическу винтовку.
              Дабы "шквалом огня" первой линии наступающей пехоты подавлять оборону врага и давать возможность подтянуться второй линии стрелков с простыми винтовками.
              Затем оказалось, что патрон "избыточно мощный".
              Война закончилась, ручного пулемёта нет.
              И сухопутные генералы решили - приделать тяжёлый ствол и сошки к автоматической винтовке Браунинга да и отправить сей ручной пулемёт в кавалерию!
              А станковые "Браунинги" с кожухами и без они "юзали" до самого конца Второй Мировой, а затем и в Корейской войне.
        2. +1
          24 октября 2022 14:43
          Цитата: Alexey RA
          Просто янки за всё межвоенное время не смогли в ручной пулемёт - и поэтому решили использовать в качестве РП автоматическую винтовку.

          Ну вообще по меркам 1920х ручной пулемет с 20 патронным сменным магазином это как раз считалось вполне нормальным.
          Плюс, к BAR шло по 4-5-6 таких магазинов в комплекте.
    2. +3
      24 октября 2022 14:36
      Зато носимый запас снаряженных магазинов - 35 шт = 700 патронов.
      Тут ключевой момент в удобстве переноски, компактные магазины(диски) можно раздать отделению(в подсумках, а не абы как), носить в разгрузочном жилете (были у английских пулемётчиков "Льюис"). Обычно расчет РП 2 человека - один стреляет, другой меняет магазины, в огневой подгруппе 3-4(ещё 2-е прикрывают пулемётчиков, меняют пустые магазины на полные у бойцов отделения).
  8. +6
    22 октября 2022 20:09
    Для оружейной промышленности СССР этот образец ручного пулемёта был очень сложен. Много работ по металлообработке, в том числе точных фрезерных.
    А в СССР старались развивать более дешёвую и менее металлозатратную штамповку.
  9. NAP
    +4
    22 октября 2022 21:32
    Часть экспертов по стрелковому оружию считают его лучшим ручным пулемётом Второй мировой войны. В Китае кстати его переделывали в 7.62х39
  10. Комментарий был удален.
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    25 октября 2022 09:39
    Уважаемый камрады по "В.о.": hohol95 (Алексей), NAP,Морской Кот (Константин), может быть, Вячеслав Олегович в следующем материале затронет тему ручного пулемёта Vz. 52. Сразу вспомним и карабин Vz. 52 и чешские патроны 7,5 х45 и 7,62 х45, а там шаг до китайских переделок пулемёта под наш "калашниковский" патрон 7,62х39. Жаль, что пропали на "В.о." комментаторы от страны с белым флагом... Чехословакия ведь оружием Израилю и помогали, и продавала, интересно от них подробности было бы узнать про 40-50-е годы века 20-го и стрелковку от чехов на Ближнем востоке.
    1. +1
      25 октября 2022 18:30
      Пишут, что евреи США собрали для Израиля 50 миллионов долларов. 12 из низ пошло на закупку вооружения у Чехословакии:
      магазинные винтовки «Маузер» чешской модели 1924 года и германские карабины «Маузер» 98k, единые пулеметы MG.34 и MG.42, станковые пулеметы ZВ-53 (MG.37t).
      На момент провозглашения независимости израилитяне получили:
      около 25 тысяч винтовок, более 5 тысяч ручных и единых пулеметов,
      200 станковых пулеметов, более 54 миллионов патронов и 22 самолета «Мессершмитт» Bf.109.