Он был первым бомбардировщиком способным уйти от истребителей – СБ (СССР)

Осень 1936 года. В испанском небе появились республиканские самолеты-бомбардировщики. На их перехват вышли истребители - немецкие мессершмитты и испанские фиаты. Мало кто мог предположить, что бомбардировщики набрав скорость уйдут от противника. История еще не знала такого случая, и это положило конец полному господству в небе истребителей. Республиканские самолеты-бомбардировщики являлись советскими самолетами, разработанными КБ Туполева и получившие название СБ - скоростной бомбардировщик.

Он был первым бомбардировщиком способным уйти от истребителей – СБ (СССР)



Согласно заданию, порученному советским конструкторам, становится ясно, что будущий бомбардировщик будет необычной машиной – в ТТЗ была прописана цифра в 330 км/ч для скорости новой машины, при том, что на то время максимальной скоростью самолетов была цифра в 270 км/ч (1933 год). Понять военных летчиков можно – для любого самолета высокая скорость перемещения в бою - это самая главная составляющая, а уж для перегруженных бомбардировщиков - вообще предел мечтаний.

Бомбардировщик с высокой скоростью полета был запланирован фронтовым бомбардировщиком, для совместных действий с другими видами войск армии. Так как бомбардировщики не всегда могут сопровождать самолеты прикрытия, они должны были стать полноценной боевой воздушной единицей – выполнять основные задания, защищаться с помощью установленного пулеметного вооружения и при необходимости уйти от противника на высокой скорости.

При подходе к выполнению задания, были оценены современные возможности советского авиастроения, поэтому совсем не случайно разрабатывать новый высокоскоростной бомбардировщик поручили известному авиаконструктору А.Архангельскому. Именно он возглавлял немногим ранее проект истребителя-моноплана в двухмоторном исполнении, который обладал высокой скоростью полета.

Высокоскоростной бомбардировщик создан по схеме свободнонесущего моноплана, покрытого гладкой обшивкой и обеспеченного убирающимися шасси. Первый опытный образец был готов в 1934 году, и в начале октября он впервые поднимается в небо. Два установленных двигателя М-25 с воздушным охлаждением смогли разогнать бомбардировщик до 325 км/ч. А в начале декабря в небо поднимается второй опытный образец, на котором уже установленные более мощные моторы М-100. На испытаниях бомбардировщик достиг скорости в 424 км/ч на высоте около 4 километров. Максимальная подъемная высота бомбардировщика составила без малого 10 километров.



Бомбардировщик СБ, достигающий больших скоростей, принес и первые, ранее неизвестные проблемы под названием флаттер. Была срочно разработана теория нового вида вибраций, что позволило в дальнейшем, многим советским самолетам избежать трудностей. Бомбардировщик дорабатывают согласно новым расчетам. Этот высокоскоростной бомбардировщик и был запущен в серийное производство.

Именно серийные СБ и были поставлены республиканским ВВС, они изменили всю теорию боевого применения бомбардировщиков, а врагов заставляли вздрагивать при звуках издаваемых бомбардировщиками в небе. Советские конструкторы и инженеры пристально следили за боевым применением бомбардировщиков, и вносили изменения или дорабатывали модификации СБ. Производство СБ и его модификаций продолжалось до середины 1941 года.

1937 год. СБ получает усиленные моторы М-103 и устанавливает мировой рекорд по поднятия груза на высоту – одна тонна груза была поднята на высоту 12.24 километра.

1938 год. Серийные бомбардировщики СБ начинают выпускать с моторами М-103. Увеличилась полезная нагрузка бомбардировщика до полутора тонн. Кроме этого, бомбардировщики получают винты с изменяемым шагом, уменьшают общее аэродинамическое сопротивление бомбардировщика, применив туннельные радиаторы в охлаждении моторов. Максимальная скорость СБ возрастает и составляет 450 км/ч.

Германия начинает боевые действия и победоносно шагает по Европе. Перед советскими конструкторами ставят задачи по созданию фронтового боевого бомбардировщика – пикирующий бомбардировщик. Требовался бомбардировщик способный наносить точные бомбовые удары на больших скоростях. Новая модификация СБ с новыми моторами ВК-105 получила название АР-2. Он обладал скоростью до 480 км/ч и поднимался на высоту до 10 километров.



В конце 1930— х годов в Советском Союзе появился впервые самолет имевший нетрадиционное решение – носовая стойка шасси с колесом. Такая схема шасси самолета в дальнейшем стала стандартной для следующих самолетов. Бомбардировщик СБ стал знаменит не только тем, что был первым, но и тем, что многие конструктивные решения, агрегаты и возможности стали применять на практически всех следующих самолетах:
- чистая аэродинамическая форма;

- максимальное обжатие фюзеляжа;
- плотная установка оборудования;
- гладкая и легкая дюралевая обшивка;
- использование очень прочных сплавов алюминия;
- использование легированной стали;
- шасси убирающего типа;
- гидравлика шасси и крыла;
- винт регулируемого шага.



Модификации бомбардировщика выходили планомерно и отличались в основном установленными моторами и их капотированием, стандартным вооружением и бортовым оборудованием. Последняя из модификаций СБ – Ар-2, был глубоко модернизированным высокоскоростным бомбардировщиком получивший возможность производить бомбометания на больших скоростях в пикировке. Общее число серийных бомбардировщиков серии СБ – 6831 самолет.

Боевое применение:
СБ использовался в боях на территории Испании, Китая, озера Хасан, при Халхин-Голе, Западной Украины, Бессарабии, Белоруссии и Финляндии. СБ передавали Чехословакии и там же выпускались по лицензии, были использованы в составе ВВС Болгарии и даже Финляндии (трофейные).

На начало ВОВ бомбардировщики уже устарели, на их смену пошел Пе-2. Однако к началу боевых действий СБ и модификации составляли более 70 процентов всех фронтовых бомбардировщиков. Примерное число всех модификаций СБ в строю ВВС Советского союза на середину 1941 года – 3.5 тысячи самолетов. Они стояли на вооружении 27 полков, обеспечивающих безопасность западной границы Советского Союза. В первые дни войны было потеряно около 1200-1300 бомбардировщиков серии СБ.



В 1943 году бомбардировщики СБ стали планомерно заменять самолетами с лучшими характеристиками Пе-2 и поставляемыми союзниками Митчелами и Бостонами. В 1944 году к ним присоединился Ту-2. СБ, выводимые из боевого состава, однако не ушли окончательно «на пенсию» и использовались как достаточно скоростные транспортные перевозчики и самолеты связи.

Основные характеристики:
- длина – 12.1 метра;
- крыло – 22 метра;
- масса – 7.8 тонны;
- бронезащита – 9мм бронеплита за пилотом;
- силовая – 2 двигателя М-103 мощностью 960 л.с;
- скорость до 450 км/ч;
- высотный потолок до 10.5 километров;
- полезная нагрузка стандарт/макс – 0.5/1.5 тонны;
- установленное вооружение – 4 пулемета ШКАС калибра 7.62мм;
- дальность действия до 2.3 тысяч километров.


Источники информации:
http://www.migavia.com/tupolev/ant-40.html
http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/241/1742
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20867.htm
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

175 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти