Он был первым бомбардировщиком способным уйти от истребителей – СБ (СССР)

175
Осень 1936 года. В испанском небе появились республиканские самолеты-бомбардировщики. На их перехват вышли истребители - немецкие мессершмитты и испанские фиаты. Мало кто мог предположить, что бомбардировщики набрав скорость уйдут от противника. История еще не знала такого случая, и это положило конец полному господству в небе истребителей. Республиканские самолеты-бомбардировщики являлись советскими самолетами, разработанными КБ Туполева и получившие название СБ - скоростной бомбардировщик.

Он был первым бомбардировщиком способным уйти от истребителей – СБ (СССР)


Согласно заданию, порученному советским конструкторам, становится ясно, что будущий бомбардировщик будет необычной машиной – в ТТЗ была прописана цифра в 330 км/ч для скорости новой машины, при том, что на то время максимальной скоростью самолетов была цифра в 270 км/ч (1933 год). Понять военных летчиков можно – для любого самолета высокая скорость перемещения в бою - это самая главная составляющая, а уж для перегруженных бомбардировщиков - вообще предел мечтаний.

Бомбардировщик с высокой скоростью полета был запланирован фронтовым бомбардировщиком, для совместных действий с другими видами войск армии. Так как бомбардировщики не всегда могут сопровождать самолеты прикрытия, они должны были стать полноценной боевой воздушной единицей – выполнять основные задания, защищаться с помощью установленного пулеметного вооружения и при необходимости уйти от противника на высокой скорости.

При подходе к выполнению задания, были оценены современные возможности советского авиастроения, поэтому совсем не случайно разрабатывать новый высокоскоростной бомбардировщик поручили известному авиаконструктору А.Архангельскому. Именно он возглавлял немногим ранее проект истребителя-моноплана в двухмоторном исполнении, который обладал высокой скоростью полета.

Высокоскоростной бомбардировщик создан по схеме свободнонесущего моноплана, покрытого гладкой обшивкой и обеспеченного убирающимися шасси. Первый опытный образец был готов в 1934 году, и в начале октября он впервые поднимается в небо. Два установленных двигателя М-25 с воздушным охлаждением смогли разогнать бомбардировщик до 325 км/ч. А в начале декабря в небо поднимается второй опытный образец, на котором уже установленные более мощные моторы М-100. На испытаниях бомбардировщик достиг скорости в 424 км/ч на высоте около 4 километров. Максимальная подъемная высота бомбардировщика составила без малого 10 километров.



Бомбардировщик СБ, достигающий больших скоростей, принес и первые, ранее неизвестные проблемы под названием флаттер. Была срочно разработана теория нового вида вибраций, что позволило в дальнейшем, многим советским самолетам избежать трудностей. Бомбардировщик дорабатывают согласно новым расчетам. Этот высокоскоростной бомбардировщик и был запущен в серийное производство.

Именно серийные СБ и были поставлены республиканским ВВС, они изменили всю теорию боевого применения бомбардировщиков, а врагов заставляли вздрагивать при звуках издаваемых бомбардировщиками в небе. Советские конструкторы и инженеры пристально следили за боевым применением бомбардировщиков, и вносили изменения или дорабатывали модификации СБ. Производство СБ и его модификаций продолжалось до середины 1941 года.

1937 год. СБ получает усиленные моторы М-103 и устанавливает мировой рекорд по поднятия груза на высоту – одна тонна груза была поднята на высоту 12.24 километра.

1938 год. Серийные бомбардировщики СБ начинают выпускать с моторами М-103. Увеличилась полезная нагрузка бомбардировщика до полутора тонн. Кроме этого, бомбардировщики получают винты с изменяемым шагом, уменьшают общее аэродинамическое сопротивление бомбардировщика, применив туннельные радиаторы в охлаждении моторов. Максимальная скорость СБ возрастает и составляет 450 км/ч.

Германия начинает боевые действия и победоносно шагает по Европе. Перед советскими конструкторами ставят задачи по созданию фронтового боевого бомбардировщика – пикирующий бомбардировщик. Требовался бомбардировщик способный наносить точные бомбовые удары на больших скоростях. Новая модификация СБ с новыми моторами ВК-105 получила название АР-2. Он обладал скоростью до 480 км/ч и поднимался на высоту до 10 километров.



В конце 1930— х годов в Советском Союзе появился впервые самолет имевший нетрадиционное решение – носовая стойка шасси с колесом. Такая схема шасси самолета в дальнейшем стала стандартной для следующих самолетов. Бомбардировщик СБ стал знаменит не только тем, что был первым, но и тем, что многие конструктивные решения, агрегаты и возможности стали применять на практически всех следующих самолетах:
- чистая аэродинамическая форма;
- максимальное обжатие фюзеляжа;
- плотная установка оборудования;
- гладкая и легкая дюралевая обшивка;
- использование очень прочных сплавов алюминия;
- использование легированной стали;
- шасси убирающего типа;
- гидравлика шасси и крыла;
- винт регулируемого шага.



Модификации бомбардировщика выходили планомерно и отличались в основном установленными моторами и их капотированием, стандартным вооружением и бортовым оборудованием. Последняя из модификаций СБ – Ар-2, был глубоко модернизированным высокоскоростным бомбардировщиком получивший возможность производить бомбометания на больших скоростях в пикировке. Общее число серийных бомбардировщиков серии СБ – 6831 самолет.

Боевое применение:
СБ использовался в боях на территории Испании, Китая, озера Хасан, при Халхин-Голе, Западной Украины, Бессарабии, Белоруссии и Финляндии. СБ передавали Чехословакии и там же выпускались по лицензии, были использованы в составе ВВС Болгарии и даже Финляндии (трофейные).

На начало ВОВ бомбардировщики уже устарели, на их смену пошел Пе-2. Однако к началу боевых действий СБ и модификации составляли более 70 процентов всех фронтовых бомбардировщиков. Примерное число всех модификаций СБ в строю ВВС Советского союза на середину 1941 года – 3.5 тысячи самолетов. Они стояли на вооружении 27 полков, обеспечивающих безопасность западной границы Советского Союза. В первые дни войны было потеряно около 1200-1300 бомбардировщиков серии СБ.



В 1943 году бомбардировщики СБ стали планомерно заменять самолетами с лучшими характеристиками Пе-2 и поставляемыми союзниками Митчелами и Бостонами. В 1944 году к ним присоединился Ту-2. СБ, выводимые из боевого состава, однако не ушли окончательно «на пенсию» и использовались как достаточно скоростные транспортные перевозчики и самолеты связи.

Основные характеристики:
- длина – 12.1 метра;
- крыло – 22 метра;
- масса – 7.8 тонны;
- бронезащита – 9мм бронеплита за пилотом;
- силовая – 2 двигателя М-103 мощностью 960 л.с;
- скорость до 450 км/ч;
- высотный потолок до 10.5 километров;
- полезная нагрузка стандарт/макс – 0.5/1.5 тонны;
- установленное вооружение – 4 пулемета ШКАС калибра 7.62мм;
- дальность действия до 2.3 тысяч километров.


Источники информации:
http://www.migavia.com/tupolev/ant-40.html
http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/241/1742
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20867.htm
175 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 октября 2012 08:19
    широко представлены в отличной игре российского производства - War Thuner:World Of Planes...игра бесплатная, идёт глобальный бета-тест...
    1. +4
      26 октября 2012 09:18
      Цитата: n
      Осень 1936 года. В испанском небе появились республиканские самолеты-бомбардировщики. На их перехват вышли истребители - немецкие мессершмитты и испанские фиаты.


      Про Испанию

      Первый боевой вылет бомбардировщики СБ выполнили 28 октября 1936 г.

      ( первый Bf.109B-1 сошел со сборочной линии Аугсбурга в феврале 1937 г.)

      А первый предсерийный Bf.109-V3 попал в Испанию в 1936 году незадолго до Нового года, а в бой V3 и V4, вступили в конце января 1937 года, именно на V3 Траутлофт нарисовал свою знаменитую Зеленую жопу,
      .

      Кстати то что СБ-2 "Катюша" легко уходил от FIAT GR.32. и Хейнкелей выходя на задание с полной бомбовой нагрузкой и без сопровождения действительно было необычно, но западный мир закусив губу молчал, и только скопировав и попробовав нашу концепцию на Москито объявил ее революционной

      Интересный факт. В территориальных водах Испании болтался немецкий карманный линкор «Дойчланд» 29 мая 1937 г. пара СБ по нему отработала, возможно по ошибке, возможно тренировались, В результате прямого попадания авиабомб линкор получил серьезные повреждения.
      1. Братец Сарыч
        0
        26 октября 2012 10:48
        Уходили они очень недолго, так что рассчитывать на скорость для бомбардировщика несколько наивно...
        Москито совсем отдельная история, сюда не относящаяся, тот же Юнкерс достаточно легко уходили от тех же Ишаков чуть позже...
        Зато вроде именно наши СБ потопили японский авианосец у берегов Китая...
        1. +1
          26 октября 2012 12:10
          Цитата: Братец Сарыч
          Уходили они очень недолго,


          Ю-88 тоже тема сюда не относящаяся а уходил он и от Спитфайров, А Москито это концепция скоростного бомардировщика чего тут отдельного?
        2. -1
          26 октября 2012 21:11
          Это какой ещё японский авианосец?? Можно по-подробней.
          1. Братец Сарыч
            0
            26 октября 2012 21:15
            Легкий авианосец Ямато-Мару, бомбили достаточно известные Хрюкин и Полынин...
            1. Kibb
              +1
              26 октября 2012 22:52
              Крайне скользкий момент. Во первых Хрюкин ИЛИ Полынин. Во вторых японские армейские авианосцы появились позднее. В третьих считать армейские авианосцы авианосцами трудно - это скорее авиатранспорт, хотя в ходе войны их и пытались использовать как эскортники.
              В остальном не понимаю почему СБ не мог при удаче потопить подобный мару, вопрос не в номенклатуре бомб - этому и пары соток бы хватило
      2. 0
        26 октября 2012 11:28
        Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


        а понятно стало что устарели, после первых дней войны...
      3. +1
        26 октября 2012 14:29
        Цитата: Vadivak
        В результате прямого попадания авиабомб линкор получил серьезные повреждения.

        В затрепанной книжке советских времен "Пароль -Испания!" описывается эпизод, как наши летчики на СБ добивали торпедированный республиканскими эсминцами франкистский тяжелый крейсер "Балеарес" 6 марта 1938 года, плюс" под раздачу" попал британский эсминец, подошедший к тонущему кораблю. Сейчас об этом (может, из-за политкорректности,) как-то умалчивают.
        К тому же Ар -2 по боевой эффективности уступал Пе-2 только в скорости, подробно описывается на сайте "Альтернативная история", превосходя в бомбовой нагрузке. Незаслуженно забытый самолет.
        1. 0
          26 октября 2012 21:20
          Каа
          К тому же Ар -2 по боевой эффективности уступал Пе-2 только в скорости, подробно описывается на сайте "Альтернативная история", превосходя в бомбовой нагрузке. Незаслуженно забытый самолет.

          Уважаемый коллега, Ар-2 - это тот же СБ-2, но только слегка модернизированный. Поставлены более мощные моторы М-105, Нос самолёта выполнен по типу Хенкеля. В чём он несомненно превосходил Пе-2, так это во взлётно-посадочных свойствах. Недаром в авиаучилищах он всю войну был в качестве учебного.
          А вот пикировать его так и не научили, а лётный состав не обучали. Бомбовую нагрузку он брал до 1500 кг, только определённого калибра бомб. С этой нагрузкой дальность полёта была небольшая, как и скорость полёта. Оборонительное вооружение было на много слабее, чем у Пешки. Про манёвренность я уже молчу (Ар-2(СБ-2) летали как утюг). Переговорных устройств на самолёте не было. Была лишь световая сигнализация из трёх лампочек. Самолёт себя уже изжил, а потому его выпустили чуть более полутора сотен. Да, и те были в основном потеряны в первые месяцы войны.
          Со второй половины 1942 года оставшиеся СБ-2 применялись в основном как ночные бомбардировщики.
      4. Kibb
        0
        26 октября 2012 22:54
        Цитата: Vadivak
        В результате прямого попадания авиабомб линкор получил серьезные повреждения.

        Ой не надо, Вадим, лукавить
        1. алекс 241
          0
          26 октября 2012 23:01
          Яматомару уничтожила группа из 12 бомбардировщиков в феврале 1938года
  2. Братец Сарыч
    +2
    26 октября 2012 13:45
    На мой взгляд, СБ моментально устарел на начало войны исключительно из-за неправильного применения!
    Бленхейм тоже уходил от истребителей, появился он много раньше Москито, идея эта в воздухе витала, но только и его судьба была не особо радужной...
    Деньги, потраченные на достижение скорости в ущерб другим боевым качествам, можно считать потраченными впустую - уже очень скоро скорость становится недостаточной, а других преимуществ и не планировалось...
    1. +3
      26 октября 2012 14:11
      Цитата: Братец Сарыч
      оявился он много раньше Москито,

      Согласен, но позже СБ, приоритет за СССР
      1. Kibb
        +1
        26 октября 2012 22:59
        Мокито тут не к месту имхо, а так да приоритет за СССР, как не крути. Да и вообще не так уж он и устарел к началу ВОВ( по сравнению с Не 111-вполне сопоставим по характеристикам), просто вечная проблема - мотор. Ну и конечно тактика
  3. 0
    26 октября 2012 19:30
    К работе конструкторов отношусь с уважением, но некоторый вопрос к остеклению передней части фюзеляжа - спаренный пулемёт ведет огонь вперёд с некоторым углом по вертикали, так зачем всю переднюю полусферу было остеклять (хотя с точки зрения защиты - никакой разницы, бронирование только спинки сиденья пилота).
    1. +2
      26 октября 2012 19:45
      Цитата: alex86
      так зачем всю переднюю полусферу было остеклять


      ну -бомбер вс-таки, локации не было вот глазами и цель находили
  4. алекс 241
    0
    26 октября 2012 19:59
    Вообще то впереди размещалась кабина штурмана.,отсюда и сплошное остекление.
  5. ЭСКАНДЕР
    0
    26 октября 2012 20:04
    Москито – английский деревяшко.
    1. алекс 241
      0
      26 октября 2012 20:08
      Наши самолеты периода ВОВ делались из дельтодревесины.
      1. 0
        26 октября 2012 23:19
        СБ был цельнометаллическим, а из дельта-древесины изготавливался только ЛАГГ-1, -3. Смолы, которыми пропитывалась древесина для превращения ее в дельту были импортными, поэтому вскоре после начала войны начались перебои с поставками этих смол и ЛАГГи пришлось выпускать из обычной фанеры.
        1. алекс 241
          +1
          26 октября 2012 23:25
          За что ЛАГГ иногда называли лакированный гарантированный гроб.
    2. ДИМС
      0
      26 октября 2012 20:28
      "Москито" прекрасный самолёт
      1. алекс 241
        0
        26 октября 2012 20:32
        Самые низкие потери при ведении боевых действий,16 машин на 1000вылетов,что объясняется высокими летно-техническими данными.
        1. ДИМС
          0
          26 октября 2012 20:46
          Не только из-за этого. Они же непосредственно в налётах не участвовали, просто цели зажигательными и осветительными маркировали перед основной волной.
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 20:50
            Не только Дим,+разведка,пороху нюхнули при налете на Кельн.
            1. ДИМС
              0
              26 октября 2012 21:15
              Да ладно, сравни их с теми же "Ланкастерами" или "крепостями".

              Кстати, читал Лена Дейтона "Бомбардировщик" Если нет- советую. Не "Военный лётчик", но всё же
              1. алекс 241
                0
                26 октября 2012 21:24
                Читал еще курсантом.До дыр затерли.
                1. ДИМС
                  0
                  26 октября 2012 21:32
                  Книга о очности войны. И о цене ошибки.
                  1. алекс 241
                    0
                    26 октября 2012 21:35
                    Если не читал,прочитай УЛОВКА 22
      2. 0
        27 октября 2012 14:42
        Ту-2 будит получьше Москито,я имею в виду не серийный Ту-2,а пред серийный, с необрезанным движком.
  6. 0
    26 октября 2012 20:12
    а мне нравится такие самолёты!
  7. алекс 241
    0
    26 октября 2012 20:16
    Невероятно красивый самолет,выпускался по лицензии в Чехословакии,и даже состоял на вооружении люфваффе.
    1. ДИМС
      +1
      26 октября 2012 20:36
      А мне чисто эстетически нравятся "Бофайтер", "Аэрокобра" и "Москито". Ну и как вершина красоты- "Лайтинг", на котором Экзюпери погиб и "Мустанг" последних выпусков.
      А наши- рабочие лошади, не красивые, но тянущие телегу войны покруче любого орловского рысака. Собранные женщинами, стариками и детьми в неотапливаемых цехах за Уралом.

      Приветствую
      1. алекс 241
        0
        26 октября 2012 20:39
        р-51 Мустанг признан одним из самых красивых самолетов,в-17 в этом ряду.Из наших лично мне нравятся самолеты семейства Ла.
        1. ДИМС
          +1
          26 октября 2012 20:51
          Говорят, самым красивым самолётом всех времён и народов признали Ту-22.

          Наши начали задумываться о красоте только после Великой Отечественной, когда на это времени хватало
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 20:54
            Дим но согласись наши самолеты времен ВОВ все с эстетической точки зрения красивы,в авиации бытует мнение:Красивый самолет,красиво летает.
            1. ДИМС
              0
              26 октября 2012 21:08
              Ну и сравни их с "Лайтингом" или "Мустангом".

              Реально самолёты действительно воевавших стран, у которых промышленность работала на пределе, не так уж и красивы. Вспомни СССР, Японию, Германию. Вспомни в конце концов Англию времён "Битвы за Британию"- "Спитфайр" не красавец, а "Харрикейн" вообще
              1. алекс 241
                0
                26 октября 2012 21:10
                Ну Дим не знаю,Спитфайр красивая машина.....Просто мы с тобой спорим о предпочтениях,это дело вкуса.
              2. Братец Сарыч
                0
                26 октября 2012 21:18
                Спитфайр - не красавец? А форменный урод Лайтнинг стал красавцем? Да вы, батенька, эстет, как я посмотрю...
                Вот Харрикейн - однозначно, он и летал хреново...
                1. алекс 241
                  0
                  26 октября 2012 21:25
                  Братец не будем спорить о вкусах и предпочтениях,каждому свое,Лайтинг по своему красив.
                2. ДИМС
                  0
                  26 октября 2012 21:31
                  Насчёт "Лайтинга"- может я и престрастен
          2. алекс 241
            +1
            26 октября 2012 22:01
            ТУ22,действительно красив
            1. ДИМС
              +2
              26 октября 2012 22:06
              Говорят, что это мнение американцев. Уж не знаю, им их патриотизм обычно нормально мыслить не даёт. Но действительно, разве есть самолёт красивее за всю историю авиации?
              1. алекс 241
                0
                26 октября 2012 22:08
                Только начало судьбы у этого самолета было тяжелое.
                1. ДИМС
                  +1
                  26 октября 2012 22:16
                  У него вся судьба тяжёлая. Но красавец, этого не отнять
                  1. алекс 241
                    0
                    26 октября 2012 22:19
                    Дим +++++++++++ soldier
            2. +2
              20 декабря 2013 21:51
              Цитата: алекс 241
              ТУ22,действительно красив
              Особенно этот характерный "туполевский нос" - этакая саркастическая улыбка акулы wink
    2. 0
      26 октября 2012 21:27
      Захваченные в Чехословакии самолёты немцы использовали в авиашколах, как учебные. В строевых подразделениях Люфтваффе их не было.
      1. алекс 241
        0
        26 октября 2012 21:33
        Плюс как буксировщики мишеней
        1. ДИМС
          0
          26 октября 2012 21:36
          Вроде у финнов ещё были. Если память не изменяет.
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 21:40
            Не изменяет Дим,ты как всегда прав.
  8. алекс 241
    0
    26 октября 2012 21:05
    Дим для тебя нашел,наслаждайся
    1. ДИМС
      0
      26 октября 2012 21:10
      У Экзюпери был неокрашенный, цвета алюминия.

      Кстати, странная картинка, вроде к моменту его создания американские опознавательные знаки уже сменились
      1. алекс 241
        0
        26 октября 2012 21:15
        Дим это эмблема воздушного корпуса США
      2. +1
        26 октября 2012 22:50
        Все правильно, данный экземпляр-это П-38Е 1941 года с довоеннми образца 1934 года ОЗ, красный круг убрали 15 мая 1942 года из-за многочисленных ошибок (принимали за японский из-за красного круга), а американские ОЗ сменились на круг с красными ушами в июне 1943 года, затем в сентябре 1943 и до конца войны года уши стали синими.
        1. ДИМС
          0
          26 октября 2012 23:11
          Спасибо за информацию.
  9. алекс 241
    0
    26 октября 2012 21:12
    Вот Дим спифайр
    1. ДИМС
      0
      26 октября 2012 21:22
      Да блин, Алекс, ты разве не понял, что я знаю, как "Спитфайр" выглядит? Я ещё школьником модельки клеил, батя приучил.
    2. +1
      26 октября 2012 23:00
      Довольно редкая модификация Спита-Мк-16, причем в низковысотном варианте с укороченными законцовками крыльев. 604 дивизион метрополии.
      1. алекс 241
        +1
        26 октября 2012 23:03
        К нам этот вариант тоже поставляли,правда в небольшом количестве.
        1. +1
          26 октября 2012 23:10
          В Советский Союз поставляли МК-5, МК-8. Других Спитов у нас не было.
          1. алекс 241
            +1
            26 октября 2012 23:12
            Низковысотники были,если не ошибаюсь 34 самолета.
            1. 0
              26 октября 2012 23:24
              Низковысотные были у нас МК-8. Отличие только в каплевидном фонаре.
              1. алекс 241
                +1
                26 октября 2012 23:26
                В этой модификации 1118 самолетов.
                1. алекс 241
                  +1
                  26 октября 2012 23:29
                  Спасибо,по любому Вши замечания ценны.
                  1. +1
                    26 октября 2012 23:33
                    Всегда рад помочь, чем могу.
                    1. алекс 241
                      +1
                      26 октября 2012 23:36
                      Василий спасибо,но я точно помню что этот спит был в ссср,Вы источниками не располагаете?
                      1. +1
                        26 октября 2012 23:39
                        У меня есть монография на Спиты, сейчас уже лень, завтра схожу в подвал, достану ее и выложу скан.
                      2. алекс 241
                        +1
                        26 октября 2012 23:40
                        Буду очень признателен.Спасибо.
                      3. +1
                        29 октября 2012 18:57
                        МК-16 были у нас несколько штук, но это были версии с американским двигателем и обычным фонарем, таким образом, формально, представленных на фото модификаций в СССР не было.
                      4. алекс 241
                        0
                        29 октября 2012 18:58
                        Спасибо,я тоже уточнил.Вы правы.
                      5. 0
                        29 октября 2012 19:00
                        МК-16 у нас не было.
  10. алекс 241
    +1
    26 октября 2012 21:22
    Вот он Дим,извини что картинка маленькая.
    1. ДИМС
      0
      26 октября 2012 21:28
      Именно.
      Говорят, когда нашли немца, который его сбил, тот заплакал. Сказал, что он в авиацию пошёл, начитавшись книг Экзюпери.

      И самое интересное, что Экзюпери эти вылеты получил в подарок- его, к тому времени очень известного писателя, к боевым самолётам на километр подпускать не хотели. Мужик. Странно, что с такими людьми Франция за несколько недель войну проэтовала.
      1. алекс 241
        +1
        26 октября 2012 21:38
        Да Дим все так,по состоянию здоровья уже летать не мог,в кабину сажали,и лишь в воздухе преображался.
        1. ДИМС
          0
          26 октября 2012 21:48
          "Состояние здоровья" было просто отмазкой. Дух у него, как у сибирского охотника. Может в роду у него кто-то из славян присутствовал?
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 21:52
            Да нет Дим,изломан был прилично,а после 12года в каждом французе было что то русское bully
            1. ДИМС
              +2
              26 октября 2012 22:00
              Он переломанным был ещё после своих почтовых перелётов. Но это не помешало ему воевать за Францию.
              Помнишь, наверное: "Это, конечно, сон. Я в коллеже. Мне пятнадцать лет. Я усердно решаю задачу по геометрии..." Запредельная книга. Круче неё только "Маленький принц"- сказка для взрослых, которую каждый уважающий себя отец должен прочитать сыну в 18 лет. Раньше её не понять.
  11. алекс 241
    +3
    26 октября 2012 22:06
    На всю жизнь запомнил его слова:Друг-это тот кто имеет на тебя право,это тот кто может прийти к тебе днем и ночью,прийти и сказать:Ты мне нужен...........воистину лучше не скажешь!!!!!!!!!!

    Вот Дим нашел,
    1. ДИМС
      0
      26 октября 2012 22:11
      Ну точно славяне в роду. И именно потому он, пожалуй, у нас более популярен, чем у себя на родине. Общался на Байкале с французами. Знают, что был такой писатель, но не читали его.
      1. алекс 241
        +1
        26 октября 2012 22:13
        Ты же знаешь нет пророка в своем отечестве...........человек писатель солдат.ПРЕКЛОНЯЮСЬ!
        1. ДИМС
          +1
          26 октября 2012 22:19
          Философ. Философия сопричастности. "Мы в ответе за тех..." и прочее.
          1. алекс 241
            +1
            26 октября 2012 22:23
            Помнишь как в фильме Нормандия-Неман русский техник сказал про французского летчика:Летчик ,что надо,хоть и граф,После они вместе погибли при перелете,летчик так и не бросил своего техника,хоть и мог.........Есть люди.....
            1. ДИМС
              +1
              26 октября 2012 22:28
              Именно. Есть люди...
              Когда не смогу уже нормально ходить, напишу про Людей, которые мне встретились.
  12. алекс 241
    +2
    26 октября 2012 22:30
    Именно по больше бы людей............встретить в этой жизни.Дим мы с тобой здесь целый философский трактат накатали..........
    1. 0
      26 октября 2012 22:34
      Молодцы! Главное что всё от души!
      1. алекс 241
        0
        26 октября 2012 22:39
        Привет Саш,да что то нашло сегодня..........
        1. 0
          26 октября 2012 22:42
          Привет. Потому думаю и нашло, что тема душевная!
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 22:44
            Ну Экзюпери это земной человек в небе,или небесный человек на земле.......тут трудно быть равнодушным.Вот и Дима-боец и дыма пороха,с такой стороны открылся.
      2. ДИМС
        0
        26 октября 2012 22:45
        А разве о Людях можно по другому писать? Помню, едем, мой нукер вокруг меня как кузнечик скачет. Вначале орал на него, "свалишься, придурок". А потом понял, что он пытается оказаться между мной и той стороной, откуда выстрелы слышны. Накормил дятла конфетами и надел броник, чтобы он с машины по дороге не слетел.
        1. алекс 241
          0
          26 октября 2012 22:49
          Тут трудно что либо добавить,когда у меня жена беременная была,а на дворе 90,с харчами не очень,бойцы когда посылку из дома получали,все сладкое ей приносили,когда первый раз это произошло,я дар речи потерял.
          1. ДИМС
            +1
            26 октября 2012 23:09
            А мы в училище нашему взводнику памперсы для ребёнка покупали. И оставляли на его столе в канцелярии. Вначале он дёргался, а потом смирился. В 96 дело было. На выпуске его жена пыталась узнать, кто и зачем это делал, но мы даже после гильзы водки как партизаны молчали.
            1. алекс 241
              +1
              26 октября 2012 23:11
              Я тоже своих сначало хотел построить,но ребята от души делали,такие порывы нельзя через колено ломать.Да и если честно,приятно было черт возьми........... soldier
              1. ДИМС
                0
                26 октября 2012 23:13
                И чего бы ты добился после строительства?
                1. алекс 241
                  +1
                  26 октября 2012 23:17
                  Я про это и говорю Дим.
    2. ДИМС
      0
      26 октября 2012 22:35
      Людей с большой буквы вокруг много, просто мы их не всегда замечаем. Что неправильно.
      1. +2
        26 октября 2012 22:48
        Извиняюсь, если вмешиваюсь, но думаю не замечаем, скорее потому, что Человек с большой буквы себя не выпячивает, а мы порой проходим мимо, просто потому, что надо зайти в магазин, позвонить куда-то,....Спешим, короче, а куда и сами зачастую не можем объяснить куда.
        1. алекс 241
          +3
          26 октября 2012 22:53
          Да Саш,каждый в своих проблемах,а я вырос в маленьком военном городке,где после службы,под большим дубом собиралось население двух домов,мужики резались в домино,женщины судачили о своем,дети в песочнице.На праздники под этим дубом накрывали столы,когда в гости ходили без приглашения......
          1. +1
            26 октября 2012 23:01
            И ведь тогда жизнь была полна смысла!!! И перспективы были! И быт казался Райским! А при нынешних информационных возможностях, такое ощущение, что человек превращается в "бит информации" и не более того. Редко у кого в глазах ещё тлеет интеллект, кругом информация и деньги.
            1. алекс 241
              +2
              26 октября 2012 23:06
              Ладно прорвемся,не все так плохо.
        2. ДИМС
          +1
          26 октября 2012 23:04
          Скорее не замечаем сами. Иногда считая, что он делает должное.

          С неделю назад решил помочь соседке по даче. Дотащил её тележку до автобуса, погрузил, потом появилась ещё одна бабка с тележкой, потом ещё одна, потом ещё.. А потом они меня стали за это хвалить. З..ц как стыдно было почему-то. Я просто сделал то, чему меня учили родители да дед с бабками. Причём стыдился я не этих похвал, а того, что меня хвалят за то, что естественно для нормального мужика. Хрeн знает...
          1. алекс 241
            +1
            26 октября 2012 23:07
            Дим сейчас в цене другие доблести,а мы со своими понятиями о чести,порядочности-динозавры.
            1. +1
              26 октября 2012 23:24
              А если повнимательее присмотреться к современной молодёжи, то уже сейчас, через одно "потерянное поколение" , появилась, и немалая прослойка молодёжи, которая напрочь отвергает все эти "доблести" 90-2000-х, предложенные супостатами и обращается к ценностям, как Вы выразились "динозавров". И я считаю наша обязанность поддержать этих ребят, в том числе и путём пропаганды, хотя бы подробно и с душой рассказав о том же бомбардировщике СБ.
              1. алекс 241
                +1
                26 октября 2012 23:28
                Саш я стараюсь,поверь.Но есть позитивные люди,у которых можно что то узнать и чему то научиться,а есть которые приходят сюда только мочить..........
                1. 0
                  26 октября 2012 23:34
                  Я уверен, Александр, что Вы прошли правильную школу и твёрдо можете отфильтровать позитив от мокрушников.
          2. +1
            26 октября 2012 23:10
            Главное своя душа спокойна, потому что живёшь как учили родители да дед с бабками.
            1. алекс 241
              +1
              26 октября 2012 23:14
              Саш моя спокойна.
              1. +1
                26 октября 2012 23:16
                И моя спокойна, потому и умею радоваться жизни, какие бы повороты она не преподносила.
                1. алекс 241
                  +1
                  26 октября 2012 23:18
                  Уж лучше без виражей на прямой тяге.
            2. ДИМС
              +1
              26 октября 2012 23:20
              Главное, чтобы наши дети были лучше нас. Тогда мы сможем конки откинуть с сознанием, что мы не зря жизнь прожили.
              1. алекс 241
                +2
                26 октября 2012 23:23
                Надеюсь на это Дим.
  13. алекс 241
    0
    26 октября 2012 22:38
    Ты прав дружище,впрочем как всегда............Только здесь и находишь.В жизни в глаза то друг другу не смотрим.
  14. ДИМС
    +2
    26 октября 2012 23:29
    Блин, стоит о самолётах Второй мировой начать вспоминать, так сразу Экзюпери всплывает и тянет на философию.

    И о Покрышкине тоже- ещё тот борец был.

    И о мужиках, для которых первый вылет стал последним.

    И о детишках, которые руки грели над горящей в бочке соляре, чтобы после этого гаечки опять закручивать
    1. +3
      26 октября 2012 23:36
      Я так думаю, что "Самолёт" - это уже философия! И только потом изделие из дерева и металла .
      1. алекс 241
        +1
        26 октября 2012 23:38
        Саш,самолет это единство и борьба противоположностей,сам знаешь,а вот посвятить жизнь самолетам-это уже философия.
        1. ДИМС
          +1
          26 октября 2012 23:43
          А посвятить жизнь артиллерийским орудиям- посвятить жизнь Высшей Математике. smile
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 23:48
            Дим помню внутреннюю баллистику ствольных систем и ракетных двигателей твердого топлива.............тут бы и Эклезиаст нервно покурил.Недаром говорят лучшие мозги армии в артиллерии.
            1. ДИМС
              +1
              26 октября 2012 23:59
              Самые лучшие мозги армии у фиников, вещевиков и начпродов.
              Ну а у остальных просто романтика в одном месте играет, когда они в лётные или артиллерийские поступают. smile
              1. алекс 241
                0
                27 октября 2012 00:03
                Нет уж Дим,лучше я с самолетом на два метра под землю,чем умереть от геммороя,уверен и ты таково же мнения bully
                1. ДИМС
                  0
                  27 октября 2012 00:06
                  Батенька, Вы бы лучше благородную болезнь танкистов не трогали... winked
                  Чревато
                  1. алекс 241
                    0
                    27 октября 2012 00:11
                    Батя там отслужил,без проблем bully
                    1. ДИМС
                      0
                      27 октября 2012 00:17
                      Тогда вторая благородная танкистская- радикулит. Точно есть, не так ли?
                      1. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:20
                        Неа Дим,крепкий как броня...........Надо будет меня в бараний рог скрутит,я его называю карманный Геркулес.Он весь в своего отца моего деда пошел,тот кузнецом был,ну и мне от них немного перепало.
                      2. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:27
                        Повезло. А мой батя давно уже с радикулитом мучается. Поздней осенью в большой луже танк встал, и батя, как нормальный офицер, полез троса цеплять сам.
                      3. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:30
                        Как настоящий офицер:делай как я ,а не как я сказал.............Дим у меня есть хорошие спецы в этой области,может придумаем что нибудь?
                      4. +1
                        27 октября 2012 00:35
                        Радикулит болезнь нервов, невздумайте лечить костоправами! мой отец 12 лет отлежал после этих знахарей.
                      5. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:37
                        Саш сначало нужен правильный диагноз,а уж потом лечение.
                      6. 0
                        27 октября 2012 00:41
                        У нас-мужиков диагноз один, семью накормить. А лазарет прописывает зелёнку и пластырь от всех болезней. Печально, но....
                      7. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:43
                        Одну таблетку:половинка от головы,другая от ж..пы.
                      8. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:44
                        Главное- не перепутать.
                      9. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:49
                        Точно Дим,самое главное забыл.
                      10. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:41
                        Именно. Лучше боль, чем паралич.
                      11. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:42
                        Дим я тебе в личку потом отпишу,но спецы очень хорошие,не знал бы не предлагал.
                      12. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:40
                        У меня мама невролог. Высшей квалификационной категории. Был бы вариант, она бы его применила.
                      13. 0
                        27 октября 2012 00:43
                        И у меня мама врач. А исход.... На первом плане дожна быть наша Вера!
                      14. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:46
                        Да ладно, я какое-то время и ходить не мог. Теперь с палочкой только при перемене погоды. Мама своё дело знает.
                      15. +1
                        27 октября 2012 00:47
                        Духом не падай Дим!!! Остальное наладится!!!
                      16. ДИМС
                        +1
                        27 октября 2012 00:51
                        Да некогда мне духом падать. Дело надо делать.
                      17. алекс 241
                        +2
                        27 октября 2012 00:54
                        за делом и все забудется,молодца Дим,в андатровых буденовках ходили мы в поход
                      18. ДИМС
                        +1
                        27 октября 2012 00:56
                        Пока себя жалеть не время. Лет в 40 начну. Ладно, мне уже намекают. Спокойной. До воскресного вечера..
                      19. алекс 241
                        +1
                        27 октября 2012 00:57
                        Да и в 40 не начнешь.До завтра.
                      20. 0
                        27 октября 2012 01:06
                        Жалость к себе - тяжёлый грех! Проживём дольше. Давай бороться!!!
                      21. 0
                        27 октября 2012 00:57
                        ++++++++++++
                      22. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:50
                        Да и у меня было ,что бы бойцу руку не оторвало,пришлось поднапрячься,с позвоночником были проблемы.......
              2. 0
                27 октября 2012 00:06
                100 % согласен. И самое интересное, что многие из этих романтикиков из одного места становятся как раз истинными Патриотами!
                1. алекс 241
                  0
                  27 октября 2012 00:13
                  Романтика со времен проходит,остается ощущение нужности.и причастности.
                  1. 0
                    27 октября 2012 00:15
                    А разве это не Патриотизм? Ощущение - это ведь не навязанное чувство, например повинности? В этом гены отцов и дедов проявляются, на мой взгляд.
                    1. алекс 241
                      0
                      27 октября 2012 00:17
                      Саш об этом как то не думается.Просто делаешь свое дело.
                      1. 0
                        27 октября 2012 00:21
                        То есть делаешь своё дело на автомате? А этот автомат кто тебе вложил с воспитанием? Отец. Разве не так? Ты же не идешь мочить соседа за то что он на тебя косо посмотрел и не воруешь кошелёк из кармана в троллебусе?
                      2. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:23
                        Никакого автомата осознанное действие.Иногда интуитивное.
                      3. 0
                        27 октября 2012 00:32
                        Вот ты Саня сам себе и отвечаешь, что Родину любишь осознанно! И на защиту идёшь интуитивно! Я очень рад за тебя! и за Родину!
                      4. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:34
                        Спасибо Саш,но мы к таким высоким словам не привыкли.Просто есть такая профессия..............
                      5. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:30
                        Не на автомате. Просто с высокими материями вроде патриотизма не заморачиваешься.
                      6. 0
                        27 октября 2012 00:38
                        В этом и заключается Патриотизм, когда не заморачиваясь-любишь свою Родину, какой бы она со стороны уродливой не казалась. Я сам такой, просто иногда до боли обидно становится от несправедливости.
                      7. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:41
                        Саш Родину как и родителей не выбирают.
                2. ДИМС
                  0
                  27 октября 2012 00:16
                  Да ладно, какой патриотизм. Слишком это высокопарно. Одни воруют, другие воюют- просто профессии разные.
                  Всё намного проще. Жизнь соседей по окопу справа и слева намного важнее, чем любовь к Родине. Нас так воспитывают
          2. +1
            26 октября 2012 23:51
            О чём я и говорю. У каждого своя философия жизни: самолёты, арторудия, математика, женщины, водка,... Кто на что учился.
            1. алекс 241
              +1
              26 октября 2012 23:53
              Главное кто кем стал...............
              1. +1
                26 октября 2012 23:55
                Согласен! Большое видится на расстоянии!
                1. алекс 241
                  0
                  26 октября 2012 23:57
                  Но лучше смотреть в глаза...
                  1. 0
                    27 октября 2012 00:03
                    Смотреть в глаза и суметь увидеть и понять какой философией живёт человек.
                    1. алекс 241
                      0
                      27 октября 2012 00:06
                      Саш увидеть хотя бы что это человек.
                      1. 0
                        27 октября 2012 00:09
                        Пустые или коварные глаза я думаю Саш вы научены различать. И смотреть в них смысла нет.
        2. 0
          26 октября 2012 23:46
          Всё-таки полагаю, что "самолёт" это философия: полетит-не полетит. А посвятить этой философии жизнь и есть борьба - отдать всецело свою жизнь философии самолёта или жить земными проблемами: сажать-копать картошку, ходить на рыбалку, смотреть телевизор,...
          1. алекс 241
            0
            26 октября 2012 23:52
            Саш я думаю так:должна быть любимая работа,которая приносила бы радость,а потом .....вспомни слова из фильма ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА:......Овсы опылять?Это же просто замечательно.........
          2. ДИМС
            0
            26 октября 2012 23:53
            Дело не в предмете, дело в человеке. И борьбы в нём и без всяких самолётов хватает.
            1. алекс 241
              0
              26 октября 2012 23:55
              Дим как говорится:Каждого терзают свои демоны..............
              1. ДИМС
                +1
                27 октября 2012 00:04
                Меня часто во сне преследует демон улетевшего вместе со снарядом батарейного термометра.
                За всю службу не попадал так ни разу, но теперь он мне не реже, чем раз в две недели, зараза, снится. И к психотерапэуту боюсь идти- долго придётся объяснять что это такое и почему он улетает
                1. алекс 241
                  +1
                  27 октября 2012 00:10
                  Дим может к деньгам? bully Для разрядки анекдот:летчик во сне орет дурниной:КОЛОДКИ,КОЛОДКИ..............,жена его будит:В чем дело?Тот:представляешь приснилось земля разверзлась,и все самолеты туда.Жена:Ну?Что ну.а мой на колодках стоит.
                  1. +1
                    27 октября 2012 00:13
                    Правильно, главное не унывать!!!
                  2. ДИМС
                    0
                    27 октября 2012 00:22
                    Он, зараза, дорого стоит. Точно к деньгам.

                    Артиллерийские анекдоты рассказывать не буду. Слишком они специфичны.
                    1. алекс 241
                      0
                      27 октября 2012 00:24
                      Тогда я продолжу:Мечта летчика,что бы прилетел большой самолет,съел все маленькие,а потом умер
                      1. ДИМС
                        0
                        27 октября 2012 00:38
                        Тут другое. Батарейный термометр засовывают в одну из гильз, чтобы знать температуру заряда- одна из поправок по дальности.
                        И конечно же появляются особо одарённые подчинённые, которые этот заряд заряжают несмотря на кучу ленточек, которые ты на него навязал. Как результат- термометр улетает. И он, зарза, дорогой.
                      2. алекс 241
                        0
                        27 октября 2012 00:40
                        Дим из курса баллистики я это помню,хорошо все же учили.............
      2. ДИМС
        +1
        26 октября 2012 23:42
        На самом деле жизнь- это философия. Самолёт- всего лишь одна из точек приложения этой философии. Просто стоит помнить. Стоит помнить всё.
        1. алекс 241
          0
          26 октября 2012 23:44
          Дим для меня это точка опоры,а уж потом философия.Сам помню,и ребенку своему наказал...........
  15. алекс 241
    +1
    26 октября 2012 23:31
    Дим еще Кожедуб,Клубнев,Лилия Литвяк Лавриненков,да и многих других,и конечно же наш тыл которые руками детей и женщин приближали победу.
  16. Antistaks
    +1
    29 октября 2012 19:01
    Опять Россия родина слонов!!!!!!! И с чего вдруг мы в тридцатые годы стали лучше всех по дюралю и винтам регулируемого шага? Бомбовоз по определению не может обогнать истребитель СВОЕГО поколения. ТТХ самолёта даны на уровне детского сада. Вес даётся обычно в трёх вариантах - пустого, нормальный и максимальный. Про площадь крыла ни слова. Дальность - при какой нагрузке? Если самолёт пустой то надо писать - перегоночная. Боевая нагрузка - опять при какой дальности? Скорость - на какой высоте. Мощность мотора - их минимум две и опять на какой высоте?
  17. Oles
    0
    14 ноября 2012 16:53
    редкое га\\\но... содрали с амерского "Бостон"... да у нас своего мало что было... и то.. одна рус фанера ....