«Le prince Andre». Новая патриотическая опера Алексея Рыбникова

53
«Le prince Andre». Новая патриотическая опера Алексея Рыбникова

29 сентября этого года в разделе «История» нашего журнала была опубликована статья «И с девизом авось». В ней я попытался рассказать о событиях, по мотивам которых была создана знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». К моему удивлению, на следующий день главный редактор переслал мне сообщение, в котором Татьяна Попкова, представляющая Государственную творческую мастерскую А. Л. Рыбникова, благодарила издание за данную публикацию.

Меня приглашали в музыкальный театр «Градский Холл», которым сейчас руководит Алексей Львович, на премьеру оперы «Le prince Andre. Князь Андрей Болконский». Это было очень приятно, хоть и неожиданно, поскольку ни о чем подобном я не думал и писал «для души» – на берегу моря, к которому подступали горы (а также в море – во время плавания). И при работе над статьей у меня в голове звучали (без слов) мелодии из «Юноны и Авось».



Воспользовавшись приглашением, 21 октября я посмотрел данный спектакль, и, хоть не являюсь специалистом по написанию театральных рецензий, попытаюсь немного рассказать о нём и своих впечатлениях.

«Война и мир» в музыкальных театрах по советским и американским рецептам


Прежде всего, следует, наверное, сказать, что по мотивам романа Л. Н. Толстого «Война и мир» уже были написаны два больших музыкальных произведения. Первым из них стала классическая опера С. Прокофьева, соавторами либретто которой стали сам композитор и его жена Мира Мендельсон. Первый вариант оперы был закончен в 1942 году, но работа продолжалась до 1952 года, количество картин увеличилось с 11 до 13, да еще и с прологом, продолжительность достигла 230 минут. Действие данной оперы начинается со знакомства Андрея Болконского с Наташей Ростовой и заканчивается обращением Кутузова к народу.


Финал оперы С. Прокофьева «Война и мир», постановка Мариинского театра, 2009 г.

Это произведение достаточно известно и периодически ставится в театрах, но, как правило, в сокращённых вариантах, так как исполнение полной версии оперы является серьезным испытанием выносливости артистов, музыкантов и зрителей.

Американский композитор, драматург и актер Дейв Мэллой (Dave Malloy), который до этого написал мюзикл о Распутине и стал композитором мюзикла «Гоголь», решил быть проще. Обратившись к великому роману Льва Толстого, Мэллой «войну» решил полностью проигнорировать, с мировыми проблемами тоже не стал «заморачиваться» и написал «лёгкий» мюзикл «про любовь» – «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года» («Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812»), который назвал «электропоп-оперой». Премьера состоялась в конце 2012 года в нью-йоркском театре Ars Nova, роль Пьера Безухова сыграл сам автор. В 2016 году дело дошло до Бродвея.

Мюзикл дважды включался в список лучших мюзиклов года. По замыслу Мэллоя, в цену билета должен был включаться обед «в русском стиле» – борщ, ржаной хлеб и галушки, какие-то соленья, курица и лососина, даже бокал вина (предлагать во время спектакля водку, видимо, все же не решились). Во время представления актеры ходили по залу, вовлекая в действие некоторых из зрителей – например, передавая через них записки. Сюжет мюзикла был сведен к изложению авантюрной интрижки соблазнения и похищения чужой невесты. Действие начинается в 1812 году, причем уже идёт война с Бонапартом, и Андрей Болконский находится в армии. Пьер Безухов в его отсутствии стреляется на дуэли с Долоховым, а Анатоль Курагин соблазняет невесту князя – Наташу Ростову.

После неудачи побега из родительского дома Наташа пытается отравиться мышьяком, её свадьба с вернувшимся в Москву Болконским расстраивается, и в небе наконец появляется та самая знаменитая комета, которой в финале любуется Пьер Безухов. В общем, «клюква» получилась довольно «развесистая». Как раз то, что мы традиционно «ценим» и «любим» в постановках Бродвея и фильмах Голливуда, неизменно умиляясь при виде космонавта в шапке-ушанке или сестёр Лариных, которые в британском фильме «Онегин» что-то поют под фортепиано на французском языке на мотив советской песни «Ой, цветет калина в поле у ручья». Медведей, играющих на балалайках, в этой постановке не было, но без афроамериканки в роли русской аристократки, всё же не обошлось. Граф Ростов из американского сериала «Великая» (2020 г.) и Наташа Ростова из бродвейского мюзикла 2016 года, видимо, были родственниками:


Дене Бентон в роли Наташи Ростовой, бродвейский мюзикл «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года»


Абрахам Попула в роли графа Ростова, сериал «Великая»

«Живые картины времен императоров Александра I и Наполеона»


Алексей Рыбников не раз говорил, что идея оперы по мотивам романа «Война и мир» появилась у него примерно в 2003 году. Работу над новым произведением он с перерывами продолжал около 10 лет. Результатом этих трудов стала довольно большая трехактная опера, длительностью около трёх часов.

В партитуру вошли фрагменты музыки, написанной ранее для исторического сериала «Северный сфинкс», снятого по мотивам произведений Петра Гнедича в 2003 году, в котором рассказывалось о последних годах жизни императора Александра I. В первоначальном варианте этой оперы была большая сцена, посвященная Великому пожару Москвы, гораздо более значительной была и роль Пьера Безухова.

Опера так и осталась неоконченной, хотя некоторые отрывки появились в интернете. Сам композитор утверждает, что окончательно произведение «сложилось» во время так называемой «самоизоляции» из-за Ковид-19, когда он, будучи вынужден сидеть на даче, сумел сосредоточиться на работе, написав либретто (прямо как Пушкин в Болдино во время карантина по холере 1830 года).

Главным героем либретто, написанного самим Рыбниковым, стал Андрей Болконский, и потому сюжетные линии, не связанные с этим героем, «остались за кадром», а продолжительность эпизодов «мира» и «войны» в опере оказалась примерно равной. Кроме того, в либретто были использованы цитаты из некоторых исторических документов – манифеста Александра I, писем Наполеона, дневников и мемуаров императора. Например, фраза Бонапарта, сказанная им во время коронации:

«Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет».

Или слова Александра I, обращённые к парижанам:

«Я пришёл бы к вам раньше, но меня задержала храбрость ваших солдат».

Тогда же было принято окончательное решение по названию: опера стала называться «Le prince Andre. Князь Андрей Болконский». В целом трактовка исторических событий оказалась вполне традиционной – без полутонов. Продолжительность нового сочинения, жанр которого сам автор определил, как «опера-драма», была сокращена до двух актов по 55 минут, что пошло ему на пользу, сделав более зрелищным и динамичным.

По окончании работы над либретто была сделана запись, в которой все инструментальные и вокальные партии исполнил сам композитор.


А. Л. Рыбников

Из-за отмены гастролей и остановки многих проектов, артисты оказались готовы к немедленным репетициям, и потому работа над подготовкой спектакля шла достаточно интенсивно.

Государственная творческая мастерская А. Рыбникова имела статус государственного театра и находилась на бюджетном финансировании, но не имела своего помещения. И потому репетировать приходилось в ДК МАИ, а первое исполнение новой оперы перед публикой состоялось 18 мая 2021 года в театре Et Cetera. Обратим внимание, что Алексей Рыбников в данном случае выступил не только в качестве композитора и автора текста, но также режиссера-постановщика и сценографа этого спектакля.

Педагогом по вокалу в театре Рыбникова была Жанна Рождественская, чей уникальный голос (меццо-сопрано, 4 октавы) знаком, наверное, каждому. Именно она исполняла арии Звезды в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и Богоматери в «Юноне и Авось», песни в фильмах «Ах, водевиль, водевиль» (некоторые – в дуэте с Людмилой Лариной), «Карнавал» и даже женские партии в пародийном мультфильме «Пиф-паф ой-ой-ой».


Жанна Рождественская

«Le prince Andre. Князь Андрей Болконский»



А. Поздняков в роли Бонапарта


Н. Поздняков в роли Андрея Болконского и Р. Орлов в роли Пьера Безухова

В 1957 году в Замоскворечье на улице Добрынинской (историческое и современное название – Коровий вал) по проекту И. Жолтовского в стиле «сталинский ампир» было построено здание кинотеатра «Буревестник». В 1991 году его решено было перепрофилировать под музыкальный театр, руководителем которого стал Александр Градский. Реконструкция здания началась только в 1998 году, постоянно останавливалась из-за недостатка финансирования и закончилась лишь в 2014. Официальное открытие состоялось в сентябре 2015 года.


Градский Холл

После смерти А. Градского (28 ноября 2021 г.) главой театра, получившего имя его первого руководителя, стал Алексей Рыбников – народный артист России, сопредседатель Российского Музыкального Союза и руководитель Государственной московской творческой мастерской. Теперь у него появилась своя сцена и возможность поставить на ней оперу Le prince Andre, премьера которой, как уже говорилось в начале статьи, состоялась 21 октября 2022 года и открыла новый театральный сезон. Попытаюсь немного рассказать об этом спектакле.

Опера оказалась двуязычной, и часть арий исполняется на французском языке. Например, диалог Анны Шерер и французского виконта, а также реплики гостей, написаны Алексеем Рыбниковым на основе текста Льва Толстого, которым и начинается роман «Война и мир». Он же придумал фразу «Je taime, Natacha», которая рефреном звучит в арии Андрея Болконского и служит своеобразным лейтмотивом этой оперы. Другие тексты на французском языке – арию Наполеона и гимн, исполняемый на его коронации, написала супруга композитора – Татьяна Владимировна Кадышевская-Рыбникова.

На протяжении спектакля, его герои и персонажи поют в разных музыкальных стилях – от оперного бельканто (здесь великолепны Евгения Благова и Иван Романенко) до рока.


Евгения Благова в роли оперной певицы

В начале спектакля пение Шерер и французского виконта переходит во что-то, очень похожее на облагороженный рэп, исполняемый остальными гостями салона. Казачья походная песня «Уж как пал туман на сине море» исполняется на музыку, написанную А. Рыбниковым. Кроме того, в спектакле можно услышать фрагмент молебна иконе Богоматери «Одигитрии».

В драматических репликах используются приемы мелодекламации и речитативы.

Лейтмотивом оперы, как уже говорилось, можно признать простую и красивую мелодию арии «Je taime, Natacha», которая звучит трижды. Вначале эта ария исполняется Андреем Болконским, как признание в любви к этой девушке, потом мы слышим ее, когда Наташа просит прощения у раненого героя, и наконец в финале. Надо сказать, что танцевальных номеров в спектакле довольно много, и исполняют их не только собственные танцовщики театра, но и актеры профессиональной труппы «Новый балет».


Над спектаклем работали также сын А. Рыбникова Дмитрий (фонограммы), его внук Степан (видеоряд) и супруга композитора – Татьяна Кадышевская-Рыбникова, которая, как мы помним, писала тексты на французском языке. Татьяну Владимировну я бы хотел поблагодарить за предоставленную дополнительную информацию, консультации по теме статьи и фотографии.

Музыкальное сопровождение осуществляет камерный оркестр «Искусство музыки (в спектаклях театра Et Cetera артисты пели «вживую», но под фонограмму). А всего в спектакле принимают участие 50 актеров.


Кстати, для двух актрис роли в опере стали дебютными. Это Валерия Воробьева, сыгравшая Наташу Ростову, и Наталья Куликова, которой досталась роль Элен Курагиной.


Валерия Воробьева

Чтобы иметь возможность вывести на сцену музыкантов в увертюре и в начале второго акта, пришлось пожертвовать первым рядом кресел зрительного зала.

Опера А. Рыбникова начинается в салоне Анны Шерер – как и роман Льва Толстого.


Салон А. Шерер

Она включает в себя сцены коронации Бонапарта (которой нет в романе), сражений при Аустерлице и под Бородино, а заканчивается диалогом супругов – Пьера и Натальи Безуховых.

Князь Андрей под Аустерлицем:




Счастливые супруги – Наталья и Пьер Безуховы:


Я бы отметил очень красивую и пафосную сцену коронации Бонапарта, которая сопровождается игрой небольшого духового оркестра.


Прекрасно пение Евгении Благовой в роли оперной певицы (тема «Да, да, да, да, я вас люблю»). Большое впечатление производит печальная, но вместе с тем отчаянная песня русских солдат перед Бородинским сражением: очень хорошо передается осознание этими людьми близкой смерти – и при этом спокойная решимость идти на неё.




И наконец очень впечатляет сама сцена этой битвы:


Именно для этого спектакля на задней стене сцены немецкой фирмой Gerreits был установлен огромный черный экран (сделанный по размерам сцены), который используется для создания световых картин и видеоинсталляций. Он значительно расширил визуальное пространство, дополнил декорации, добавил глубины и объема.



Происходящее на сцене подчеркивается интересными световыми эффектами (чего также не было в постановке в театре Et Ceterа). Так, хвост кометы 1812 года изображается с помощью лазерного луча. Понравились исторические костюмы артистов. Кстати, в спектакле используется подлинная корона XIX века, купленная на одном из антикварных аукционов Татьяной Кадышевской-Рыбниковой (супругой композитора). Драгоценных камней этот артефакт, правда, уже лишился, пришлось декорировать ее искусственными.


Актер в роли римского папы Пия VII держит в руках корону, купленную Т. В. Кадышевской-Рыбниковой (сцена коронации Бонапарта)

Разумеется, многие сюжетные линии романа не вошли в оперу, но все 110 минут произведения и так оказались наполнены событиями, большего сделать за это время, пожалуй, было невозможно.

Итак, можно утверждать, что в России появилась новая патриотическая современная опера, которая, возможно, будет так же популярна, как и написанная когда-то тем же композитором – Алексеем Рыбниковым, «Юнона и Авось».
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vet
    +11
    25 октября 2022 16:16
    Музыка А. Рыбникова – это любовь с первых трех нот и на всю жизнь. Причем ее восприятие не меняется с возрастом. Как замирало сердце от этой мелодии еще в школе, так и сейчас те же ощущения. Посмотрите видео, не пожалеете:



    Рад, что появилась новая опера этого композитора, не так много у нас хорошей музыки в последнее время. Даже дети в разных телепередачах в основном на английском языке поют – и, хочется надеяться, что не понимают о чем. Потому что девочка десяти лет – и вдруг начинает петь что-то о любви и при этом довольно пошлое. А члены жюри сидят и довольно улыбаются – такое впечатление, что туда только педофилов берут.
    1. +3
      26 октября 2022 06:45
      В видео, как я понимаю, нарезка сцен из фильма "Сказка о звёздном мальчике". Удивительно красивые актеры - и дети, и взрослые, и волшебная музыка. А сам фильм довольно "проходной".
      1. +1
        26 октября 2022 20:31
        Уважаемый Валерий спасибо за персональное приглашение на ветку, статья изумительная!
        Увы самостоятельно я в раздел мнения не ходок, так что мог банально пропустить вашу работу и комментарии камрадов к ней!
        Все спасибо и всем плюс!!!
    2. +3
      26 октября 2022 14:04
      Музыка А. Рыбникова – это любовь с первых трех нот и на всю жизнь.


      Большое спасибо, Алексей, за видео. Острое ощущение несбывшихся надежд, боль от напрасно ушедшего земного времени, оно всегда безжалостно и быстротечно.
  2. +3
    25 октября 2022 16:17
    без афроамериканки в роли русской аристократки, всё же не обошлось
    Но в душе,она русская smile Да и потом у нас тож дело было, С.Бондарчук,Отелло играл...мавра,белый...
    1. +2
      25 октября 2022 16:26
      Что, даже не загримировали под мавра?? belay Так с "рязанской физиономией" (с) и выпустили на сцену?
    2. +4
      25 октября 2022 16:28
      Цитата: kor1vet1974
      С.Бондарчук,Отелло играл...мавра,белый...

      Белый . но загримированный под мавра . Так ? Негритянку под белую ни кто не гримировал . Так ?
      1. +5
        25 октября 2022 16:29
        Ну вот видите - хотя бы загримировали под мавра т.е. соблюли исторические и национальные особенности произведения. Я ж не утверждал что мавра должен этнический мавр играть. Мне одинаково дико видеть Отелло - белым (без грима), а Наташу Ростову - черной.

        Это так же как в фильмах про ВОВ видеть Т55 с намалеванными крестами, изображающими немецкие танки.
        1. +4
          25 октября 2022 19:13
          А на Западе теперь модно негров пускать на все роли (аргонавтов,Наполеона,Наташу Ростову,Иисуса Христа,Моисея и т.д.) Иной раз смех разбирает от усердия толерантных режиссёров.И ангелы чёрные и Добро такого же цвета.Но как всегда вселенское Зло в виде русского,белого,пьяного и с медведем,который с балалайкой.
      2. +3
        25 октября 2022 17:37
        Цитата: 30 вис
        Негритянку под белую ни кто не гримировал . Так ?

        Да "нормальная" получилась Наталья Ростова, ничего не скажешь,
        Глянул и сразу понял, это Карин-Жан Пьер ( которая у Байдена).
    3. +4
      25 октября 2022 18:58
      Цитата: kor1vet1974
      играл...мавра,белый...

      Добрый вечер!А несравненная Любовь Полищук?
    4. +2
      26 октября 2022 20:36
      Цитата: kor1vet1974
      без афроамериканки в роли русской аристократки, всё же не обошлось
      Но в душе,она русская smile Да и потом у нас тож дело было, С.Бондарчук,Отелло играл...мавра,белый...

      Угу, из разряда - Вася ты кто?
      Русские Мы?
      Ты же чёрный как у меня в…
      Я и говорю - русские мы…, ещё раз плохое слово захочешь сказать - в глаз получишь!!!
  3. +3
    25 октября 2022 16:17
    Наташа Ростова в исполнении чернокожей на фото к статье - это какой-то зиккурат великому произведению....

    Не ну я не расист, но может роль Отелло тогда белому без грима чернокожего играть? Ну раз так чхают на исторические и национальные особенности произведений?
    ИМХО, это нельзя так, неправильно это....
    1. +3
      26 октября 2022 12:42
      ИМХО, это нельзя так, неправильно это....
      Если где то в условной Эфиопии, захотят поставить Евгения Онегина,по произведению "африканского" писателя А.С.Пушкина ( кст,эфиопы и эритерийцы, его считают своим,памятники ставят,пушкинские дни проводили,не знаю как сейчас,правда) кого им приглашать актеров из России? А если своими "кадрами" обойдутся,будет криминал? smile
      1. +3
        26 октября 2022 13:05
        Настоящая фамилия Ганнибала - Петров - получена в честь его крестного отца - Петра 1. Но, после смерти императора, он взял другую фамилию - в честь знаменитого полководца, которого он считал своим земляком. А Карфаген находится в Тунисе. Основан он выходцами из Финикии, которые отнюдь не были неграми. Пунийцы говорили на языке, родственном семитским, в их этногенезе принимали участие индоевропейские народы. То есть, они были смуглыми, но не черными. И если сам Абрам Петрович Ганнибал считая себя земляком карфагенского Ганнибала, он не мог быть негром. Это выдумки. Как не был негром венецианский мавр Отелло: мавры - это первоначально название людей берберских племен, а затем - и арабов.
      2. +2
        26 октября 2022 13:41
        ну тогда и японцев пусть негры играют - чего мелочится? laughing
        сидят в Эдо такие чернокожие кучерявые самураи и сакэ бахают... wassat
        1. +2
          26 октября 2022 15:47
          ну тогда и японцев пусть негры играют - чего мелочится?
          Ну, а почему нет? laughing Советские,российские актёры,играют же англичан, американцев, индейцев.Грузины, вон,латиносов играют. А помнится в каком-то гэдэровском фильме про индейцев и ковбойцев-индейцев. Серб,Гойко Митич,всяких Больших Змеев, Виниту и Орлиные перья играл.. laughing Мировой синематограф не умер. Дворжецкий-индуса,капитана Немо. Табаков,который Олег, ваще женщин играл и в спектаклях и кино. И это ,о ужос,в СССР! laughing Да, а русский актер,Дикий,грузина-Сталина.
          1. vet
            +3
            26 октября 2022 16:12
            Тут вспоминается старый советский анекдот, о том, как в дружественном Зимбабве (или Заире и т.д.) экранизировали "Чапаева", и негр, играющий комдива, говорит негру, изображающиму Петьку: "Вот перебьем всех белых, тогда и заживём!"
          2. +2
            26 октября 2022 20:45
            Ну, а почему нет? laughing Советские,российские актёры,играют же англичан, американцев, индейцев.Грузины, вон,латиносов играют. А помнится в каком-то гэдэровском фильме про индейцев и ковбойцев-индейцев. Серб,Гойко Митич,всяких Больших Змеев, Виниту и Орлиные перья играл..

            Помнится в детстве в областном театре юного зрителя была постановка, в которой все актеры кроме Буратино и пуделя были девчонками!!! Сегодня этот Буратино - если не врет молва полицейский, а пудель его непосредственный начальник! Бывшие девочки же до пор мелькают на афишах местных театров, но уже различными примадоннами!
            К слову, Пудель даже в школе милиции был Пуделем, а Буратино получил солидное погоняло - Сучок!!! Впрочем об этом помнят только его сокурсники.
  4. vet
    +5
    25 октября 2022 16:18
    Да, еще: я об этой опере уже читал в «Московском комсомольце»: Статья называлась
    «Алексей Рыбников написал патриотическую оперу. Премьера «Князя Андрея» прошла под овации зрителей».
    Если есть желание и время, можете сравнить статьи:

    https://www.mk.ru/culture/2022/10/22/aleksey-rybnikov-napisal-patrioticheskuyu-operu.html

    Думаю, что вы согласитесь: «наша» статья (Военного обозрения) информативнее и просто красивее.
    1. +4
      25 октября 2022 16:49
      Цитата: vet
      «наша» статья (Военного обозрения) информативнее и просто красивее.

      Кто писал!
    2. Комментарий был удален.
  5. +6
    25 октября 2022 16:27
    Очень хорошая статья и фотографии прекрасные. Очевидно и само произведение впечатляет. Вот только солдаты с расстегнутыми воротниками мундиров... Когда наши войска в летнюю жару отступали от Смоленска, кто-то из командующих разрешил расстегнуть на мундирах две верхние пуговицы. И это было воспринято войсками с огромной благодарностью. Две! По приказу... В общем, тут надо уточнить у специалистов.
    1. +8
      25 октября 2022 16:33
      Фотографии с "прогона" этого спектакля. За них хотелось бы еще раз поблагодарить Татьяну Владимировну Кадышевскую-Рыбникову. Как и за помощь в работе - ответы на вопросы, возникавшие по ходу работы над статьей.
  6. +6
    25 октября 2022 16:36
    Я думаю, что в театре А. Рыбникова не обидятся на меня, если я дам ссылку на арию А. Болконского «Je taime, Natacha». Правда, это старая запись, и опера еще называется «Живые картины...» На премьере 21 октября у этого князя прическа была без совершенно неуместного в данном случае «хвоста», и в роли Наташи была другая актриса.

    1. +5
      25 октября 2022 19:11
      "ссылку на арию А. Болконского"

      Посмотрел-послушал, даже два раза. Первое впечатление - очень!
      Как уже отметили выше, не так уж и много у нас хорошей музыки, увы, потому новые произведения Алексея Рыбникова это очень здорово!
      Спасибо за ссылку, Валерию - спасибо за статью и хорошую новость!
    2. +3
      25 октября 2022 19:16
      Вечер добрый Валерий!
      Спасибо за отличную статью.Но?Вот у меня вопрос.По поводу короны.Это случайно не пиарход от создателей?Ну согласитесь,что продаётся корона? bully Как-то знаете ли...неправдоподобно.Нет? hi Вероятно тоже из реквизита.
      1. +4
        25 октября 2022 19:23
        Татьяна Владимировна сказала, что на одном из аукционов удалось купить подлинную корону 19 века - разумеется, не английскую, или российскую. Вероятно, какого-то мелкого германского княжества. Уже без камней и украшений.
    3. +3
      26 октября 2022 14:21
      Правда, это старая запись, и опера еще называется «Живые картины...»


      Восхитительно!
      Спасибо, Валерий! love ))))))

      Я никогда не услышу эту оперу в театральном зале. Но вот, кусочек другой, волшебной жизни, и хочется плакать -- оттого, что многое замечательное проходит мимо, и будто живу не своей жизнью.
  7. +1
    25 октября 2022 16:44
    Опера так и осталась неоконченной, хотя некоторые отрывки появились в интернете. Сам композитор утверждает, что окончательно произведение «сложилось» во время так называемой «самоизоляции» из-за Ковид-19, когда он, будучи вынужден сидеть на даче, сумел сосредоточиться на работе, написав либретто (прямо как Пушкин в Болдино во время карантина по холере 1830 года).


    Может и Рыбников страдал как Пушкин во время своего сидения в Болдино? Пушкин раза два пытался вырваться из Болдино к своей невесте, но на полпути к Москве, на границе Нижегородской и Владимирской губернии в Саваслейке его разворачивали обратно. А так Пушкин был в Болдино три раза, в общей сложности всего 5 месяцев, но написал более 60 произведений, это был самый продуктивный период творчества Пушкина. Вот что любовь делает с гениями.
  8. +1
    25 октября 2022 17:12
    Итак, можно утверждать, что в России появилась новая патриотическая современная опера

    Патриотизм будет когда герои этой оперы (равно как и исторических событий (если это применимо к роману)) станут декабристами...
    1. 0
      25 октября 2022 17:40
      Цитата: ЦитатаЛаврова
      Патриотизм будет когда герои этой оперы (равно как и исторических событий (если это применимо к роману)) станут декабристами...

      Ох и наломали эти декабристы дров, правильно поступил Николай I с той братией.
      1. +2
        25 октября 2022 18:41
        Мда...хотеть свободы для простого народа - это так плохо. Хотел бы я посмотреть на ваше мнение, будь вы сами тогда на месте этого народа, который был фактически, на положении рабов.
        Хотя....возможно, вам это и и понравилось бы. Или нравится. Трудно сказать как правильнее.
        1. +2
          26 октября 2022 09:01
          Цитата: ЦитатаЛаврова
          Мда...хотеть свободы для простого народа - это так плохо. Хотел бы я посмотреть на ваше мнение, будь вы сами тогда на месте этого народа

          Смотреть не надо, надо думать. Когда свободы хочет народ и он ее добивается, а когда свободы хочет правящая элита, в том случае дворянство, то это другое, он и ее для себя хотят, а для Вас я напомню известные слова:
          "Никто не даст нам избавленья,
          ни царь, не Бог и не герой,
          добьемся мы освобожденья
          своей мозолистой рукой !"

          А если я не прав посмотрите на ту свободу (незалежность) которую получила Украина.
          на месте этого народа, который был фактически, на положении рабов.
          1. 0
            26 октября 2022 11:53
            Нет,вы снова не правы. Ну посмотрите на историю - все страны что ли прошли через горнило революций ? Нет.
            Далеко не везде элита цеплялась за власть руками и зубами до тех пор, пока ее с кровью не вырвали. Является ли это шагом вперёд в сравнении с монархией? Конечно. Передается ли власть народу - нет. Только после Октябрьской революции начались реальные шаги в мире по участию народа в управлении государством.
            Но считать, что надо сидеть и ждать когда ситуация дойдет именно до крови, революции, гражданской войны - вряд ли лучший вариант. Все таки, путь именно эволюции куда лучше, чем тот, когда власть попросту не оставляет народу иного выбора.
            Да и вспомните - даже коммунисты признавали значение восстания декабристов. Потому, что просто сидеть и ждать, когда до самого народа дойдет, что власть его держит на правах рабов - это тоже самое, что и соглашаться с таким положением.
            1. 0
              26 октября 2022 12:03
              И не забывайте о конкретной теме обсуждения - как полезли "наказать" за расшатывание престолонаслелных устоев, выдергивая из семей крестьян практически на всю жизнь и бросая их на смерть ради себя, и в итоге получили Аустерлиц - так о патриотизме ни слова, а как получили опасность для своих же коронованных персон, - так сразу заорали о единстве с народом и патриотизме!
              Сразу о народе вспомнили...
            2. +1
              26 октября 2022 14:40
              Цитата: ЦитатаЛаврова
              Нет,вы снова не правы. Ну посмотрите на историю - все страны что ли прошли через горнило революций ? Нет.


              А какие страны не прошли горнило революции ?

              Да и вспомните - даже коммунисты признавали значение восстания декабристов.

              Да большевики признавали всех кто шел против власти, и Разина и Пугачева и даже батьку Махно. Но это не значит что все разины-махно и другие с ними же, были за народ. И никто из них не предложил свободу для народа, так же ка и Великая Французская революция.
  9. +2
    25 октября 2022 17:50
    Итак, можно утверждать, что в России появилась новая патриотическая современная опера, которая, возможно, будет так же популярна, как и написанная когда-то тем же композитором – Алексеем Рыбниковым, «Юнона и Авось».
    Спасибо, интересно. У нас , в Екатеринбурге имеется отличный Театр музкомедии и на его сцене уже многие лета идет замечательный мюзикл "Екатерина Великая", если этот театр будет в вашем городе на гастролях с этим спектаклем, ООООООООЧЕНЬ рекомендую. Не пожалеете
  10. +4
    25 октября 2022 18:29
    (предлагать во время спектакля водку, видимо, все же не решились)
    Напрасно!
    1. +6
      25 октября 2022 22:58
      Напрасно!

      Да, от рюмочки еще никому не было плохо.
      Был недавно в Минске, отправился с родственниками в шляхетскую усадьбу. Слушая байки экскурсовода мужественно молчал, ну ту предложили по рюмочке местного самогона, для антуража, а мои дамы не употребляют, отказались в мою пользу и тут...экскурсоводы узнали подлинную историю Беларуссии. wassat
      Валерию спасибо!!!
      теперь буду знать, живу рядом, с Градским Холлом)
      1. +3
        26 октября 2022 05:29
        Кстати, 15 декабря там (в Градсий Холл) премьера "Юноны и Авось" в полной и авторской версии - как ее видит сам Алексей Рыбников, а не Захаров или другие режиссеры. Можете сходить.
        1. vet
          +2
          26 октября 2022 06:26
          Хотелось бы оказаться в Москве 15 декабря, но, увы, не получится, работа...
  11. +3
    25 октября 2022 20:10
    Владимиру за статью огромное спасибо!
    Новая опера от Рыбникова - это безусловно событие в нашей культуре, даже не сомневаюсь!
    И описание причудливой истории ее создания автора - это работа не для нашего "Военного обозрения", она и для декламирования на канале "Культура" и для специальных изданий по культуре и искусству.
    И выложенная ария, да что тут говорить... Рыбников. И про деревянного человечка всю страну до сих пор заставляет радостно орать по слогам...
    И сама основа историческая, тут конечно "Хаокин Мурьета" и "Юнона и Авось" по масштабам на два -три порядка помельче будут.
    Желаем счастливой судьбы этой работе, тем более сейчас, когда Россию пытаются вообще вычеркнуть из всех сфер,типа нету ее... И вот вам на ваши профанские поделки-мюзиклы наш ответ!
    1. +2
      26 октября 2022 14:31
      Ох, Андрей, как Вы неправы насчет неуместности рассказа о новой патриотической опере на страницах сайта ВО!
      Культура -- одно из мощнейших видов оружия -- не порохом единым сильны мы! )))
      Но комментарий ваш очень хорош.
      1. +3
        26 октября 2022 18:19
        Людмила Яковлевна, я ведь не о неуместности, а о тесноватости, местечковости, все-таки у нас на ВО народ интересный, эрудированрый, но не весь, и ЛОМы от культуры тут вряд ли тусуются.
        И вот такая по уровню статья, которая во многом превосходит уровень многих профессиональных театральных критиков, да еще с личной вовлеченностью и собственными фотографиями!
        А то, что слово пострашнее пистолета, это только наши манагеры могут не понимать.
        Одни слова Кадырова из вчерашнего обращения очень дорого обойдутся цеевропейцам, не сомневаюсь.
        1. +1
          27 октября 2022 07:41
          Доброе утро! )))
          Знаете, сейчас всё и везде выглядит неуместным. Вот захожу на раздел "История", читаю, но будто всё не то и не о том. Хочется говорить о сегодняшнем дне, иллюстрируя примерами из прошлого в поисках истока проблемы -- где начало слома, где точка бифуркации, прочее... Как выйти из состояния растерянности и нигилизма и, преодолев негатив, создать образ будущего -- действенными словами, теми, которые оружие. Это как история наоборот. Но все, натужно изображая интерес к теням прошлого, избегают настоящего момента. Какой прок в такой истории, если не тянется нить, не вяжется из неё перспектива, в которой слово становится тем, чем ему и полагается быть. Помните? "В начале было слово"!

          А Кадыров...
          Он также нуждается в классификации. Высушить и под стекло. Пришпилить бирку.
        2. +1
          27 октября 2022 08:27
          Спасибо за оценку, Андрей. Поскольку именно в качестве "театрального критика" я выступал впервые, старался делать статью "с запасом прочности", ем более, ч о была возможность общения с Татьяной Владимировной
          1. +1
            27 октября 2022 08:41
            Но фотографии все же делал не я, а профессиональный фотограф, мне разрешили их использовать.
  12. vet
    +2
    26 октября 2022 06:49
    Great Comet of 1812

    "Великая комета 1812 года" ...
    Солнечное затмение 2022-го
    Ох, ассоциации...
    1. 0
      26 октября 2022 14:34
      Уже было или ещё будет? Поинтересуюсь. Все великие события происходили то в связи с приходом кометы, предвещавшей войну, как это было в ВОВ, то в годы особенно активного Солнца -- революция 17-го года.
      1. +2
        26 октября 2022 14:45
        Так вчера же это затмение было! Но частичное (или, правильнее - частное). Так что "черного солнца", как дружина князя Игоря, мы не увидели. Даже в самый пик потемнело лишь незначительно. Многие даже и не заметили.
        1. +1
          26 октября 2022 16:58
          Эх, Валерий... Перестала я ходить на сайты с сообщениями о природных и погодных катаклизмах, и вот результат! Прошляпила, проморгала...
          Вывод: нельзя жить какой-то одной ипостасью реальности. Потому так благодарна Вам за эту статью. Будто открыли форточку, и вот он, глоток свежего, чистого воздуха hi )))
  13. +1
    27 октября 2022 16:42
    Цитата: ВлР
    Но фотографии все же делал не я, а профессиональный фотограф, мне разрешили их использовать.

    Ну что ж, фотографу Вашему респект и уважуха. Я не профессионально, но весьма увлекался фотографией (где-то десяток стекол "L" к Кэнону накопил под неодобрительным взглядом жены), и понимаю, как получить такого уровня картинки со сцены в темном зале - не только лишь все, мало кто сможет, и не телефоном, конечно. Тут надо иметь чем и уметь как.
  14. -2
    29 октября 2022 00:46
    А цирковое представление из "Войны и мира" когда сделают? Сейчас самое время!
«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»