Следственный комитет назвал основные версии крушения истребителя Су-30СМ в Иркутске

59
Следственный комитет назвал основные версии крушения истребителя Су-30СМ в Иркутске

В Следственном комитете назвали предварительные версии крушения многоцелевого истребителя Су-30СМ в Иркутске, произошедшего в воскресенье, 23 октября. Как сообщается, на сегодняшний день следствие рассматривает две основные причины произошедшего.

Отказ техники и ошибка в пилотировании являются основными версиями падения истребителя Су-30СМ на жилой массив в Иркутске. Следователи внимательно изучают изъятую документацию на самолет, работают со свидетелями и обслуживающим персоналом, назначены экспертизы. Окончательный вывод будет сделан после изучения всего, имеющего отношение к аварии.



Проводится дополнительный осмотр места происшествия, изъяты образцы топлива, заправленного в самолет, унифицированная газоразрядная станция с медицинским кислородом, назначены химические и судебно-медицинские экспертизы

- говорится в сообщении Следственного комитета.

В то же время представитель экстренных служб сообщил, что экипаж не смог отреагировать на падение самолета по причине того, что был без сознания или погиб. Причиной этого могла стать ошибка наземного персонала, готовившего самолет к вылету.

К потере сознания экипажа мог привести остаток азота в кислородных баллонах

- приводит РИА Новости его слова.

Истребитель Су-30СМ упал на жилой дом в Иркутске в воскресенье, 23 октября при проведении испытательного полета. Судя по видео, снятому очевидцами, самолет упал отвесно вниз, экипаж никак не реагировал на падение машины, что только подтверждает версию с потерей сознания или гибелью летчиков. В результате крушения оба пилота погибли, на земле имеются разрушения, других погибших нет.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    59 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +2
      24 октября 2022 11:55
      При заправке баллонов кислородом перепутали и заправили азотом? Тут вроде писали что сейчас ставь химические патроны как в самоспасателях.
      1. +8
        24 октября 2022 12:02
        Царство небесное погибшим летчикам .Соболезнования родным и близким. Ждём комментарии пилотов и техников кто в теме.
      2. +9
        24 октября 2022 12:47
        однозначно халатность на грани диверсии ((( ошибка пилотирования и отказ техники ? нереально, пилоты опытные, при отказе техники пилоты 20 минут в отключке и самолет свободно летит, как так ? Версия диверсия=халатность наземного персонала приоритетная.
        1. -1
          25 октября 2022 18:56
          А зачем точно халатность? Можно просто ошибка сделали, ето не означает что наземний персонал не старался и не уважает свою професию.....
      3. +7
        24 октября 2022 13:03
        Цитата: ALARI
        При заправке баллонов кислородом перепутали и заправили азотом?

        Там специально разъёмы разные
    2. -1
      24 октября 2022 11:57
      Да похоже техники проглядели,халатно отнеслись к своим обязаностям!
      1. t-4
        +11
        24 октября 2022 13:57
        Что проглядели техники? Можете ответить?
        Вы штепсельную вилку от пылесоса в USB-разъем смартфона сможете засунуть? Это примерно как самолет вместо кислорода азотом заправить.
    3. -13
      24 октября 2022 11:59
      Погубили летчиков, растяпы. Виновных- на фронт или к стенке.
      1. +3
        24 октября 2022 12:04
        Цитата: V.B.
        или к стенке.

        Расстреливать лично будете?
        1. 0
          24 октября 2022 19:38
          Расстреливать лично будете?

          Буду расценивать это как не самую приятную, но нужную обязанность гражданина

          Готовсь! Пли!
      2. +7
        24 октября 2022 12:06
        А может не растяпы? Может продуманные враги или предатели?
        1. +8
          24 октября 2022 12:14
          А может, ошибка чисто техники, а,может,
          техники виноваты, но перед этим несколько смен работали без отдыха, а может...много что может быть, но вряд ли идея назначения заранее врагов народа - самая правильная.
      3. +7
        24 октября 2022 12:10
        Не рано ли до приговора суда кого - либо к стенке ставить, назначив виновными ?
      4. +10
        24 октября 2022 13:43
        Цитата: V.B.
        Погубили летчиков, растяпы. Виновных- на фронт или к стенке.

        Не бегите впереди паровоза, Дождитесь окончания расследования. А то тут многие уже выступают в ролях следователей, прокуроров, судей и палачей в одном флаконе, даже ничего не понимая в авиации.
    4. +8
      24 октября 2022 12:04
      Одно дело когда обслуживающий персонал из за халатности совершил ошибку приведшую к такому результату...и другое дело если это было умышленно....из за тайных разделений взглядов к укронацистам...и если такие спящие кадры не один ..а сотни во всех сферах оборонки то надо ждать еще больше диверсий и свботажей.
    5. +3
      24 октября 2022 12:04
      Земля экипажу самолёта пухом!Соболезнования сослуживцам, родным и близким погибших!
    6. +13
      24 октября 2022 12:10
      Повторяю свой комментарий:
      " Это к вопросу о том, откуда мы берём электронику.
      Чтобы самолёт летел, нужно, чтобы очень много нолей и единичек бегало по проводам постоянно, без перерывов и сбоев. Очень-очень много.
      А, вот, чтобы самолёт начал падать и уже больше не смог набрать высоту, нужен очень короткий сигнал с минимальным количеством кода. Он, практически, микроскопический, по сравнению со всем остальным. Его, в общем потоке, можно легко спрятать. Но, если он будет принят, дело будет сделано.
      15 лет уже я пишу про то, что такой огромной стране, как Россия, не иметь свою элементную базу в век электроники - это смерть всему.
      Советская элементная база - это первое, что разрушил Чубайс и его сотоварищи ! Не ждал ни минуты. Как только Ельцин Белый дом себе присвоил, так Чубайсы, как иуды из песни Игоря Талькова, и бросились рушить самое основное, самое жизненное.
      А упавшие самолёты - это первые чёрные ласточки, предвестники последствий тех лет. Дальше их может быть только больше, но никак не меньше.
      Помните, статья была ... " с МИГ-31 убрали старые малоэффективные аналоговые приборы" - помните ? А чем заменили ?..
      Полагаю, очень эффективной современной электроникой, у которой отечественная только сборка и надпись на коробочке. У семейства СУ она вся такая.
      Так вот, эта электроника, действительно, эффективна. И дальше будет только эффективнее ...
      Имеющий уши - да услышит !... Хоть когда-нибудь ...
      Про мозги на той стороне проблемы, в этом случае, я даже по телефону уже не спрашиваю."
      1. +1
        31 октября 2022 14:50
        Очень правильный комментарий, своя элементная база нужна. Плотность упаковки возрастает и упрятать туда можно всё что угодно. А инициировать закладку можно в любой момент и множеством способов.
        1. 0
          31 октября 2022 15:09
          Ваши бы слова да кое-кому, прямо - в уши, через усилитель и колонки киловатные.
          Да раз десять повторить, чтобы, либо - дошло, либо - уши отвалились, раз мозгов в голове, всё равно, нет.
          Такая, вот, обстановка там тактическая. И уже достаточно давно.
    7. -8
      24 октября 2022 12:10
      К потере сознания экипажа мог привести остаток азота в кислородных баллонах

      То есть под копирку вчерашний случай?! Два однотипных - уже тенденция. Так что присоединяюсь ко мнению кого-то тут вчера на сайче - ФоБоСам товсь - и землю рыть
      1. +1
        24 октября 2022 12:37
        Какой ещё кроме катастрофы в Иркутске?!
        1. -5
          24 октября 2022 12:46
          Ну вчера проскальзывала на ВО информация, что разбившийся Су-30 в Иркутске летал до выработки топлива, поднимали истребитель, визуально - пилоты были без сознания. Не знаю. правда-нет, но инфа вчера проскочила. Если второй случай однотипный - надо поднимать ФСБ и шерстить еще и по техническим аспектам - два однотипных случая - это уже не случай
          1. 0
            24 октября 2022 15:06
            Цитата: Bingo
            То есть под копирку вчерашний случай?!

            Цитата: Bingo
            Если второй случай однотипный -

            В сегодняшней статье написано:
            В Следственном комитете назвали предварительные версии крушения многоцелевого истребителя Су-30СМ в Иркутске, произошедшего в воскресенье, 23 октября.
            1. -1
              24 октября 2022 15:17
              Да я чет не сразу понял))) Думал еще один грохнулся...
      2. 0
        24 октября 2022 13:46
        Цитата: Bingo
        То есть под копирку вчерашний случай?! Два однотипных - уже тенденция.

        Откуда второй случай, где вы его взяли? Вчера и сегодня перепутали, или просто воду мутите?
    8. 0
      24 октября 2022 12:14
      Пилоты то ли были без сознания, то ли погибли. Аппарат летал до выработки топлива. Автопилот что ли ошибку при пилотировании "допустил"?
      1. +13
        24 октября 2022 14:42
        Ув. Аварийный, да ещё и Икар. Глубоко извиняюсь, но не смог разглядеть в Вашем посте даже признаков авиационного опыта ( да и школы авиационной ) winked
        Я, конечно, понимаю, что журнализдская статья - полный отстой. Но и свои мозги надобно впрягать ( хотя вынужден заметить, что для этого нужны определённые знания и опыт ).
        Итак, по первому Вашему постулату "Пилоты то ли были без сознания, то ли погибли.
        ". Ответ лежит в записях радиообмена на вышке у РП. Если запросы экипажа были, а ответа нет, то сразу "вилка" версии: а) отказ радиосвязи на борту; б) экипаж без сознания ( оба лётчика ). Понять, какое из предположений верное, поможет лишь извлечённый " чёрный ящик - самописец" Надеюсь - найдут.
        Второй Ваш постулат " Аппарат летал до выработки топлива[/i]." Он полностью опровергается видео с фактом падения, где отчётливо слышен звук работающих двигателей. Вдобавок подтверждается взрывом керосина при падении.
        Третий Ваш постулат " [i] Автопилот что ли ошибку при пилотировании "допустил
        "? Полагаю ( небезосновательно), что автопилот может поиметь шанс на ошибку только тогда, когда он включён. Рассказать об этом может опять же " чёрный ящик". Так что тут не более, чем гадание на кофейной гуще. Предполагаю, что в скором времени на ВО появится более грамотная статья об этой катастрофе, где прозвучит инфа по выложенным мной пунктам. Запасёмся терпением...
        Что бы я предложил для исключения такого рода катастроф? ОАК-у немедленно принять решение об установке на вновь строящиеся боевые самолёты системы автоматической ( т.е. без участия лётчика) посадке. Такая система уже есть!!! На БПЛА " Орион". " Форпост-р", а также С-70 " Охотник". Да и Богдан неоднократно в интервью говорил, что и Су-57 может сам вернуться домой без участия лётчика в управлении.
        А чтобы дело закрутилось быстро, надо поменять тугодумов в ОАК на профессионалов, чувствующих ритм времени своей кожей и болеющих всем сердцем за Русь- матушку!!!
        При наличии такой системы на Су-30 и самолёт бы сберегли ( а это труд тысяч смежников ) да и шанс спасти лётчиков какой-никакой был бы.
        Безответственность чиновников большого ранга - вот главный бич сегодняшней России.
        Как-то так. Обидеть Вас не хотел и не хочу. Пост написал скорее не Вам, а широкому кругу читателей, которых не устраивает положение дел с подобными катастрофами.
        hi
        1. 0
          24 октября 2022 17:31
          Не обидели. К авиации имел весьма опосредственное отношение, как пользователь услуг транспортных и иных. Просто не смог представить, как "выключенный" экипаж мог совершить ошибку в пилотировании. hi
    9. +1
      24 октября 2022 12:15
      Остаток азота в баллонах медицинского кислорода.... Ведь эти баллоны разных цветов...
      1. +3
        24 октября 2022 13:55
        Цитата: gafovec
        Остаток азота в баллонах медицинского кислорода.... Ведь эти баллоны разных цветов...

        Не знаю как обслуживается кислородная система на Су-30, но на Ту-95, например, емкости кислородных приборов (КПЖ-30) при регламентных работах промывались спиртом, после чего продувались АЗОТОМ для удаления остатков спирта. Так что кислород и азот вполне соседствовали. Может именно спецы по обслуживанию кислородного оборудования Су-30 что то пояснить могут. А то тут каждый суслик - агроном, который всё уже знает точно.
        1. 0
          24 октября 2022 15:46
          Ну так и в воздухе азот и кислород очень даже мирно сосуществуют, причём азота в нём в разы больше.
          1. +1
            24 октября 2022 15:58
            Я только ответил на задаваемые здесь вопросы о том, как мог попасть азот в кислородный баллон.
    10. +5
      24 октября 2022 12:18
      "Отказ техники и ошибка в пилотировании являются основными версиями падения истребителя Су-30СМ на жилой массив в Иркутске." Такой прогноз по моему и дворник смог бы дать а не только следственный комитет. Плохо что над жилыми районами летают.
      1. +3
        24 октября 2022 13:06
        Потому что авиазавод, ВПП и гражданский аэропорт в Иркутске в черте города
        1. 0
          24 октября 2022 15:15
          Цитата: Владимир Михалев
          Плохо что над жилыми районами летают.

          — Произошедшее еще раз доказывает, что нельзя ничего строить в районе аэродрома, — говорит генерал-майор. — Весь это бардак начался в 90-е и в 2000-е годы. Вот вам демократизация этих процессов и ослабление тех требований, которые были разработаны еще в Советском Союзе. Я занимался этим вопросом и хочу сказать, что около 50 аэродромов и аэропортов в России также являются угрозой для безопасности жизнедеятельности наших граждан.
          _Владимир Попов говорит, что на месте, где сейчас расположено авиапредприятие, в годы Великой Отечественной был завод.
          — Рядом с железной дорогой построили сначала заводские цеха. Шла война, надо было быстрее разгружать танки и тут же начинать работать. Потом эту базу оставили, не стали передвигать, так как в нее были вложены значительные средства. Во время войны рядом с цехами появились бараки, жилая застройка для рабочих. Потом эти казармы превратились в жилой фонд.....
          https://www.mk.ru/incident/2022/10/23/voennyy-lyotchik-predpolozhil-prichinu-poteri-soznaniya-pilotami-irkutskogo-su30.html
        2. -1
          24 октября 2022 20:49
          Иркутский авиационный завод существует с 1932 года - кто там в чей черте вопрос вопросительный
    11. +1
      24 октября 2022 12:27
      В то же время представитель экстренных служб сообщил, что экипаж не смог отреагировать на падение самолета по причине того, что был без сознания или погиб. Причиной этого могла стать ошибка наземного персонала, готовившего самолет к вылету.

      Пока самый логичный вывод.
    12. 0
      24 октября 2022 12:50
      К потере сознания экипажа мог привести остаток азота в кислородных баллонах

      1. Как мог попасть азот в кислородные баллоны?
      2. Что за "остаток"? В атмосферном воздухе 80% азота, и мы сознания не теряем. Даже с учётом фактора низкого давления на высоте, если "остаток" не выше процентов 50-60, то ничего страшного бы не произошло.
      1. +1
        24 октября 2022 14:02
        Цитата: УАЗ 452
        Как мог попасть азот в кислородные баллоны?

        При регламентных работах кислородные баллоны могут промываться спиртом, затем продуваться азотом.
        1. +2
          24 октября 2022 14:19
          Чтобы в конечной смеси доля азота превысила 80% (то есть больше, чем в воздухе), нужно, чтобы либо после азота кислородом не заправляли систему вообще, либо баллон должен был продуваться при давлении (причём его после этого забыли стравить вовсе), сравнимом с таковым в кислородном баллоне, то есть 150 атмосфер. Иначе примесь азота была бы несущественна. Если это был не азот, а, к примеру, углекислый газ, там расклад иной.
          PS Просто к слову - за рубежом голубым цветом обозначаются не кислородные баллоны, а закись азота (которая веселящий газ), и эти баллоны иногда в стране встречались, и случались из-за этой путаницы трагедии в медучреждениях.
    13. +2
      24 октября 2022 12:54
      ".....остаток азота в кислородных баллонах"

      Это ЧТО?............................ Это КАК?
      Это тоже самое что - В бутылке лимонада присутствовало остаток молока.
      Если баллон кислородный, тем более там используется кислород медицинский -95-99% очистки.
      То есть в кислородном баллоне может быть остаток только кислорода.
      Допускаю, что в статье ошибка. Если не ошибаюсь, в самолётах используется Азот для охлаждения. Но тогда это либо УМЫШЛЕННО, либо по ХАЛАТНОСТИ (следствие должно выявить) кто то что то не туда подключил.
      Хотя моё мнение - разницы в данном случаи нет. Пилоты погибли, техника погибла, и могли погибнуть гражданские люди.
    14. 0
      24 октября 2022 13:01
      я не специалист...но все эти авиакатастрофы в россии...исключая аварию су-34 которая якобы из-за птиц в двигателе...но су-30,Ил- 112v и еще кто-то, подозреваю, что это больше похоже на вредительство. Не нужно ли усилить протоколы?
    15. 0
      24 октября 2022 13:16
      Цитата: УАЗ 452
      2. Что за "остаток"? В атмосферном воздухе 80% азота, и мы сознания не теряем. Даже с учётом фактора низкого давления на высоте, если "остаток" не выше процентов 50-60, то ничего страшного бы не произошло.

      Не путайте содержание Азота в воздухе и ПАРЦИОНАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ газов во вдыхаемой смеси.
      Это отдельная тема. Но при Гипобории (пониженное барометрическое давление) возникают неблагоприятные условия для организма в работе по насыщению его газами.
      До 2000м влияние на организм почти нулевой, дальше начинаются проблемы.
      1. +4
        24 октября 2022 14:14
        Не путайте содержание Азота в воздухе и ПАРЦИОНАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ газов во вдыхаемой смеси.
        Вообще-то в одном баллоне парциальное давление составляющих газов зависит от концентрации. И после редуктора тоже. Судить о причинах мы просто не можем, мы даже не знаем длительности полёта, причём азот вырубает практически мгновенно. Либо затрудняет дыхание, но тогда у лётчиков было бы время на принятие решения. Как химик с азотом знаком очень хорошо, двоих похоронил, двоих спас.
      2. 0
        24 октября 2022 14:28
        Про гипобАрическую гипоксемию знаю, и пишу про этот фактор (в приведённой Вами цитате), но учитывайте, что даже на высоте в кабине отнюдь не то же давление, что и за бортом, хоть и ниже нормального атмосферного на уровне моря. Поэтому и указываю в качестве относительно безопасной не 80% содержания азота в дыхательной смеси, а ниже, на уровне 50-60%. Цифры условны, но порядок содержания газа при механизме "забыли стравить после продувки" должен быть ещё ниже - из транспортных баллонов кислородом заполняют встроенные баллоны под давлением 150 атм, а зачем было продувать под таким? Тем более, что трубки газопроводов тонкостенные, и рассчитаны не более чем на 10 атм. (в медицинской разводке газов так, по крайней мере).
    16. 0
      24 октября 2022 13:37
      Если кого-то не растреляют и на етот раз все продолжится без конца.
    17. 0
      24 октября 2022 13:55
      Вопрос дилетанта. А нет ли алгоритма автоматического срабатывания катапультируемого кресла при отсутствии реакции экипажа на какой-либо запрос системы, как например для данного случая?
      1. t-4
        +7
        24 октября 2022 14:04
        Нет.
        Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
      2. +1
        24 октября 2022 14:30
        Тоже не панацея - были же уже случаи ошибочного срабатывания катапульты, с гибелью лётчиков и потерей бортов.
      3. +1
        24 октября 2022 18:07
        Никогда не надо торопиться,в таких случаях,с какими бы не было выводами (к Вам не относится),все причины данной катастрофы уже известны,на данное время (и,это в духе времени)
        Цитата: ohka
        А нет ли алгоритма автоматического срабатывания катапультируемого кресла при отсутствии реакции экипажа на какой-либо запрос системы, как например для данного случая?

        Экипаж на маршруте потерял сознание,автомат вывел на аэродром,далее самолет,до выработки топлива,на автомате начал летать над городом,далее падение.
        Это,если на пальцах объяснить.
    18. +2
      24 октября 2022 14:26
      я конечно не специалист, но неужели внутрь баллона или на входе его нельзя поставить газоанализатор, который бы показывал состав дыхательной смеси?
      Ведь это жизненно важно для управления самолетом
      1. +1
        24 октября 2022 15:28
        Цитата: Грац
        неужели внутрь баллона или на входе его нельзя поставить газоанализатор

        Еще топливоанализатор, маслоанализатор, лабораторию и пять лаборантов за кабиной пилота. Все газы и жидкости проверяются перед их заправкой в самолет.
        1. 0
          24 октября 2022 17:14
          Цитата: Piramidon
          Все газы и жидкости проверяются перед их заправкой в самолет.

          ДОЛЖНЫ проверяться. hi
          1. +3
            24 октября 2022 18:09
            Цитата: Владимир_2У
            ДОЛЖНЫ проверяться.

            Во времена моей службы проверялись, и очень тщательно. Как сейчас дела обстоят, я не в курсе. Поэтому не буду голословно обвинять всех и вся, как делают это многие здешние диванные "эксперты", которые увидев самолет только на картинке пытаются здесь высказывать своё "авторитетное" мнение, провести расследование и даже вынести свои приговоры.
          2. -5
            24 октября 2022 18:18
            Цитата: Владимир_2У
            Цитата: Piramidon
            Все газы и жидкости проверяются перед их заправкой в самолет.

            ДОЛЖНЫ проверяться. hi

            Безопосником работал, что ли?

            Да, должны. Не ТОБОЙ И НЕ ТЕБЕ, Чуда в перьях.

            Шкура, блин.
            1. 0
              24 октября 2022 18:48
              Цитата: Репеллент
              Да, должны. Не ТОБОЙ И НЕ ТЕБЕ, Чуда в перьях.

              Шкура, блин.

              Что за выползок.
              1. Комментарий был удален.
    19. -1
      24 октября 2022 21:09
      Диверсия однозначно. Я вообще не помню чтоб по такой причине самолеты падали. А тут сразу после Ейска.
    20. -4
      24 октября 2022 23:34
      Как говорится, куда не кинь, всюду клин... Эти месяцы СВО показали полный бардак и общее не соответствие российской армии, авиации, флота и разведки современным условиям общевойскового боя и современной войны. Не соответствия как техники, оборудования, так военного рукодства (Суровикина не в счет пока). Фронтовая и штурмовая авиация оказалась практически бесполезна против фронтового и объектового ПВО ВСУ. Смелость и геройство наших пилотов не отменяет этого факта. Порадовали только стратеги пусками ракет В-З, и истребители, сбивающие украинские самолеты. В целом порадовали ракетчики, Искандеры, Калибры и прочие показали отличное применение. БПЛА-мопеды хороши. Артиллерия только сейчас учится воевать, наконец то поражая цели с 2 или 3-го снаряда, а не с 20-го. И это радует. Спустя 8 месяцев СВО дождались таки ударов по энергоструктуре врага. И самое главное, Канашенков наконец то понял, что мы воюем не только с "националистами" и Кракеном, но и с ВСУ, начав упоминать их потери в брифингах. Закончившиеся из за высоких потерь танки начали больше выпускать на заводах - это наверное радует. Вроде БПЛА начали серийно гнать - тоже радует.
      Понадобилось начать пафосно СВО, пылая решимостью разоружить нацбаты и ВСУ, посадить престуников - получить больнючих люлей и позора, отступать, обьявить мобилизацию, гордиться прочной обороной от "денацифицированных", наблюдать бегство своих мужиков за границу тысячами, потерять огромное количество военной техники, получить разрушенные поселки и обстрелы городов своих, чтобы понять, что что то с этим СВО изначально не так. Надеюсь сейчас в Кремле уже знают, что делать и без очередных провалов и позора? Очень хочется закончить войну правильно, профессионально, победой России и капитуляцией Запада в лице Украины.
    21. 0
      26 октября 2022 09:32
      Да уж, раздолбайство никто не отменял, особенно в военной авиации.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»