Белорусские ударные БПЛА «Квадро» и «Барражирующая труба»

44
Белорусские ударные БПЛА «Квадро» и «Барражирующая труба»
Ударный БПЛА "Квадро-1400" на выставке MILEX-2021


Белорусская промышленность разрабатывает свои собственные беспилотные летательные аппараты разного назначения. Так, несколько лет назад она представила беспилотники «Квадро-1400» и «Барражирующая труба», оснащенные реактивными противотанковыми гранатами и способные поражать различные наземные цели. Как сообщается, к настоящему времени два этих изделия прошли испытания и были приняты на вооружение.



Легкие ударные


Ударные беспилотные авиационные комплексы (УБАК) «Квадро» и «Барражирующая труба» разработаны витебским КБ «Дисплей». Основной сферой деятельности этого предприятия являются радиоэлектронные системы для различной техники, но несколько лет назад оно начало осваивать направление беспилотной авиации.

Готовые изделия «Квадро-1600» и «Барражирующая труба» впервые были показаны в середине 2018 г. на конференции министерства обороны Белоруссии, посвященной вопросам развития БПЛА. Два беспилотника стали экспонатами выставки в рамках конференции, а через несколько дней состоялись показательные полеты на одном из полигонов.


Изделие "Барражирующая труба"

В дальнейшем два новых БПЛА / УБАК несколько раз демонстрировались на выставках. Так, первый публичный показ состоялся в мае 2019 г. на выставке MILEX-2019. На этом мероприятии КБ «Дисплей» представило пару ударных беспилотников, а также наземные робототехнические комплексы с похожим вооружением.

Вскоре КБ «Дисплей» разработало и представило аппарат «Квадро-1400». По характеристикам и возможностям он был похож на изделие «1600», но отличался конструкцией и размещением вооружения. Количество винтомоторных групп уменьшилось до четырех, а вооружение поместили над рамой. Позже новый БПЛА неоднократно показывали на новых выставках, и он фактически заменил более старый «Квадро-1600».

В течение нескольких лет «Квадро-1400» и «Труба» проходили необходимые испытания и доводку. Осуществлялось совершенствование конструкции, программного обеспечения и т.д. Как теперь ясно, все эти работы выполнялись с прицелом на серийное производство и передачу техники в войска.


"Квадро-1400" на испытаниях

19 октября телеграм-канал «ОтВинта – Авиация Беларуси» со ссылкой на свои источники сообщил, что два новых УБАК приняты на вооружение белорусской армии. Впрочем, более подробные данные не приводятся. Неизвестно, когда именно БПЛА поступили на вооружение, для каких частей и подразделений предназначаются и т.д.

Общие решения


Белорусские УБАК «Квадро» и «Барражирующая труба» построены на основе общих идей и в целом похожи друг на друга. Это БПЛА вертолетного типа с несколькими винтомоторными группами на основе электродвигателей. Основной корпус вмещает аппаратуру управления и батарею, а также на нем устанавливаются вооружения и средства управления им.

При одинаковой схеме, аппараты заметно отличаются друг от друга. Они имеют разные размеры и массу, показывают разные летные характеристики и несут различные варианты боевого оснащения. Также возможны различия в бортовой электронике, обеспечивающей полет и применение вооружения.


Процесс установки гранат

БПЛА «Квадро-1600» представляет вертолет собой размером 1,5 х 1,5 м в плане и высотой около 500-600 мм с восемью моторами и винтами. Взлетная масса – ок. 45 кг. Он выполнен на основе легкой трубчатой рамы и имеет небольшой корпус. Под последним на подвижной установке подвешиваются две реактивные противотанковые гранаты РПГ-26. Имеется возможность вертикальной наводки. Для полетов, поиска цели и стрельбы используются видеокамеры и тепловизор.

Сообщалось, что «Квадро-1600» способен развивать скорость 40 км/ч и удаляться от оператора на 6 км. Продолжительность полета – 25 мин. Предусматривалась возможность работы в широком диапазоне температур воздуха.

В проекте «Квадро-1400» использовали более простую схему квадрокоптера, для чего была разработана другая рама с корпусом и выбраны двигатели подходящей модели. Кроме того, модель «1400» получила качающуюся пусковую установку на две РПГ-26 с размещением на корпусе сверху.

По своим размерам «Квадро-1400» похож на БПЛА типа «1600», а масса сократилась до 35 кг. Радиус действия уменьшился до 5 км, тогда как продолжительность полета осталась прежней.


Механизм управления предохранителем гранаты

Самым малым образцом линейки является УБАК «Барражирующая труба». Это квадрокоптер размером 750 х 750 мм высотой 350 мм и массой 12 кг. Под его корпусом жестко закрепляется одна РПГ-26. Батарея меньших габаритов и емкости позволяет оставаться в воздухе в течение 15 мин.

БПЛА семейства управляются при помощи унифицированной операторской станции в защищенном корпусе. Она оснащена двумя экранами для вывода видеосигнала и прочей информации, а также имеет компактный проводной пульт с необходимыми органами управления.

Все ударные БПЛА от КБ «Дисплей» вооружаются реактивной гранатой РПГ-26 «Аглень» – одним или двумя такими изделиями. Пусковые установки оснащены механизмами для управления штатным предохранителем оружия и спусковым устройством. Какая-либо доработка гранаты перед установкой на УБАК не требуется. Граната РПГ-26 имеет массу 2,9 кг и оснащается выстрелом калибра 72,5 мм. Кумулятивная боевая часть пробивает 440 мм гомогенной брони.


Операторская станция

Многоцелевое средство


Легкие и средние БПЛА, в т.ч. вертолетного типа в основном используются для ведения разведки. Тем не менее, предлагается масса проектов превращения такой техники в полноценную боевую единицу с огневыми средствами на борту. Белорусские проекты «Квадро» и «Барражирующая труба» следуют этой тенденции и дают запланированный результат. При этом они уже смогли дойти до официального принятия на вооружение, что выгодно отличает их от других разработок такого рода.

БПЛА этого класса имеет ряд сильных сторон и действительно может представлять интерес для армий. Главным преимуществом такого аппарата является его способность решать разные задачи в интересах войск. Как и другие мультикоптеры, УБАК способны вести разведку и искать объекты противника. При этом наличие вооружений на борту позволяет сразу поразить найденную цель, не тратя времени и не привлекая другие средства.

Тактико-технические характеристики двух вариантов «Квадро» и «Трубы» в целом достаточны для использования на уровне взвода или роты. Аппарат массой не более 35-45 кг можно переносить в разобранном виде или перевозить доступным транспортом. Дальность действия до 5-6 км вполне достаточна для таких подразделений.

В нынешнем виде БПЛА от КБ «Дисплей» используют реактивные противотанковые гранаты РПГ-26. Это оружие входит в штатный боекомплект различных подразделений, что должно резко упростить применение беспилотников. Кроме того, граната отличается малой массой и размерами, что позволяет использовать его с легкими воздушными платформами.


Цель поражена: вид с прицельной камеры

В то же время, малые габариты гранаты ограничивают ее боевые характеристики. Однако размещение изделия «Аглень» на УБАК позволяет нивелировать такие недостатки. Беспилотник, в отличие от гранатометчика, может без особых затруднений приблизиться к цели на оптимальное расстояние и атаковать ее в наименее защищенную проекцию.

Комплексы на вооружении


В целом УБАК на основе легкого или среднего мультикоптера с гранатометным вооружением представляет определенный интерес для армий. Комплекс такого рода отличается простотой конструкции, не слишком сложен в производстве и эксплуатации. При этом он позволяет значительно повысить разведывательные и боевые возможности подразделения.

Белорусская армия уже оценила несколько вариантов реализации такой концепции, после чего приняла на вооружение два из них. В ближайшее время БПЛА «Квадро-1400» и «Барражирующая труба» могут пойти в серию и поступить в строевые части. Насколько полезной будет такая техника в ходе реальной эксплуатации, покажет время.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    26 октября 2022 05:07
    Конечно 5-6 км небольшое расстояние, в целом доступное ПТРК, но на местности с естественными и искусственными преградами, да в сочетании с разведкоптерами такие ударники трудно переоценить!
    1. +9
      26 октября 2022 05:27
      Можно залезть в какую нибудь нору с десятком таких беспилотников и спокойно работать по технике противника ночью... попробуй обнаружь и сбей... тут Герани то мотоциклетные замучаешься сбивать...а эти мерзопакостные белорусские штучки с гранатометами еще хуже... подлетели тихо в складках местности пальнули и смылись... ищи ветра в поле.
      1. +1
        26 октября 2022 05:31
        Цитата: Леха с Андроида.
        Можно залезть в какую нибудь нору с десятком таких беспилотников и спокойно работать по технике противника ночью.

        Тем более что тепловизоры вроде как есть.
      2. 0
        27 октября 2022 20:45
        Цитата: Леха с Андроида.
        а эти мерзопакостные белорусские штучки

        Защем ругаешь Белорусию?
        Очень хорошие штучки.
        Молодцы ящитаю.
      3. 0
        29 декабря 2022 14:21
        В целом ж как бонус ... можно подлететь к линии соприкосновения поближе ... и засесть до ночи ... а там взлететь и долететь уже в глубь неся хаос
    2. +4
      26 октября 2022 05:31
      Так для размышления-около Донецка война идет на растоянии"вытянутой руки" и если похожий аппарат ,только с универсальным креплением и программой под любой ручной гранатоме и пзрка резко увеличит убойность штурмгрупп
      1. +4
        26 октября 2022 05:38
        Цитата: Гуран33 Сергей
        под любой ручной гранатомет

        О грузоподъёмности не забывайте. К тому же Аглень берёт 440 мм брони, и с кормы танку это овердофига. А БЧ в кило весом и пехоту не оставит равнодушной.
        1. +1
          27 октября 2022 01:00
          Цитата: Владимир_2У
          О грузоподъёмности не забывайте

          А если не ограничиваться РПГ и предусмотреть подвеску вместо них некоторого количества бомб ? Скажем использовать в качестве таковых трофейные 60 мм. мины к натовским миномётам ? Это ведь как ювелирно , и сколько раз подряд можно такие в окоп положить ? На крышу БМП ? В открытый люк танка , на КШМ , арудийный расчёт ?
          А насколько эффективны такие мультикоптеры могут быть в ходе городских боёв ? При их массовом использовании сколько жизней наших штурмовиков можно сэкономить ? Разведка , подавление огневых точек - "Шмель" в окно (понимаю , тяжелей чем РПГ , так и подвесить один вместо двух) , зачистка .
          Такую технику необходимо срочно принимать на вооружение ВС РФ , налаживать производство таких мультикоптеров на всех пригодных для этого предприятиях , и не останавливаться на достигнутом - повышать грузоподъёмность и продолжительность полёта , интегрировать на такой коптер ПТУР . И всем этим необходимо заниматься немедленно и с максимально возможным размахом .
          1. 0
            27 октября 2022 20:51
            Цитата: bayard
            Это ведь как ювелирно , и сколько раз подряд можно такие в окоп положить ? На крышу БМП ? В открытый люк танка , на КШМ , арудийный расчёт ?

            За шум не забывайте.
            Те что 8 и более "лучей" - даже при одном пропеллере(можно же еще один снизу втыкать) на луч - хорошо так шумят.
            1. 0
              27 октября 2022 22:30
              Много двигателей тыкают когда лень четыре нормальных - подходящей мощности , намотать . Просто берут что есть и собирают как Лего .
              Будет заказ и системный подход , сделают всё как надо .
  2. +1
    26 октября 2022 06:03
    А почему до сих пор не опробован в сво.
  3. +1
    26 октября 2022 06:53
    Имхо, бла-камикадзе с кум БЧ в 1кг будет эффективней. Меньше, точнее, особенно по подвижным целям, и дальность полёта выше. Плюс проще в обслуживании
    1. +1
      26 октября 2022 08:54
      Когда вижу наш "Ланцет" на ум приходит израильский Spike NLOS. Внешне очень похожи. Нашему бы вместо электрических толкателей установить ракетный ТД двигатель и кумулятивную БЧ, превратив его в ПТУР, способным с закрытых позиций атаковать вражеские объекты. Естественно работать они должны в связке с обученными разведывательными подразделениями, имеющими на вооружении БПЛА. Преимущество такой ракеты в скорости реагирования. Если дрон летит к цели со скоростью 185 км/ч, то ракета уже 185 м/с ( цифры условные -- для понимания "пропорции").
      1. -1
        26 октября 2022 10:48
        дрон летит к цели со скоростью 185 км/ч, то ракета уже 185 м/с ( цифры условные -- для понимания "пропорции").

        185 км/час это примерно 50 метров в секунду.Не такая уж большая разница
        1. 0
          26 октября 2022 12:17
          Цитата: слава1974
          185 км/час это примерно 50 метров в секунду.Не такая уж большая разница

          Разница почти в четыре раза. Но если сравнивать реальные параметры скорости полета, то у " Ланцета" она составляет 110 км/ч, а у " Спайка" -- 185 м/с. Преимущество в скорости очевидно, но еще большее преимущество у такого комплекса перед тем же ПТРК " Корнет" в том, что ракеты можно запускать с закрытых позиций и атаковать бронированные цели в верхнюю проекцию и скрытую за рельефом местности. Например, атаковать какое-нибудь бронетанковое подразделение противника еще на подходе к линии боевого соприкосновения или изготовившееся к атаке. Да и сбить дрон легче, чем ракету.
    2. 0
      26 октября 2022 09:07
      Цитата: тлауикол
      Имхо, бла-камикадзе с кум БЧ в 1кг будет эффективней.

      Таскать сложней, скорей всего. Кроме того, этот многоцелевой - как разведчик тоже, и потребляет вполне штатное вооружение пехоты.
      А вообще, эту тему китайцы показывали - они на квадрики тяжелые чего только не запихали - от пулеметов до гранатометов, говорят, научили роями летать. Тоже, кажется в 2018 году у арабов на выставке показывали
      1. 0
        26 октября 2022 09:10
        Разведчик на 15мин это ерунда. И время реакции у него, этого белоруса, больше чем у ПТУР. А вот китайские Блоуфиш нам нужны позарез, это правда
        1. 0
          26 октября 2022 09:44
          15 минут - с гранатометом на борту, без него... А плюс тут в чем - наши сейчас массово отзываются, что Стугна-П опасней Жабелина - с пульта, зараза, работает, не накроешь оператора. А вот тут этого оператора не накроешь даже случайно
          1. 0
            26 октября 2022 09:55
            Без него он возьмет аппаратуру целеуказания. Правда не поднимет. А без неё и мавика хватит
    3. D O
      +1
      26 октября 2022 10:03
      бла-камикадзе с кум БЧ в 1кг будет эффективней. Меньше, точнее, особенно по подвижным целям, и дальность полёта выше.

      Камикадзе и разведчика сравнивать некорректно.
      Для дрона-камикадзе нужна предварительная разведка и примерное целеуказание, ибо летит он в один конец, а собственная видеокамера эффективно обеспечивает только наведение оператором на уже захваченную цель. Разведчик из летающего боеприпаса хреновый, из-за примитивности и дешевизны его видеосистемы.
      А обсуждаемый белорусский беспилотник - это разведчик. Подвешивать на него гранату целесообразно только если в текущей обстановке отсутствуют другие средства поражения - дроны-камикадзе, миномёт, артиллерия/РСЗО.
      1. 0
        26 октября 2022 10:15
        Камикадзе могут работать по квадратам. Каждый смотрит свой маленький район. И сразу поражает цель. А разведчик? Пытается дозвониться в поликлинику
        1. D O
          0
          26 октября 2022 10:39
          Камикадзе могут работать по квадратам. Каждый смотрит свой маленький район.

          При такой организации, большинство камикадзе к моменту окончания своей жизни ничего не найдут, и бесславно самоликвидируются.
          А разведчик? Пытается дозвониться в поликлинику

          При такой печальной "поликлинике", получим Красный Лиман ещё и ещё.
          К слову, для таких случаев бардака, которые неизбежно бывают в жизни, и придуман коптер-разведчик с гранатой.
          1. 0
            26 октября 2022 11:00
            Зачем? Дроны камикадзе просто возвращаются.
            Вот и я предлагаю "разведчик с большой гранатой", А не с телефоном
            1. D O
              +1
              26 октября 2022 11:18
              Дроны камикадзе просто возвращаются.

              Дроны-камикадзе Ланцеты с БЧ 1 и 3 кг не возвращаются. И это логично, ибо их источник энергии - условная дешёвая одноразовая батарейка, а не дорогой перезаряжаемый аккумулятор, который уместен только для многоразового разведчика.
              1. 0
                26 октября 2022 11:35
                Но это дешевле связки "разведчик - артиллерия". Про ланцет не буду спорить, на нём свет клином не сошелся. Но опция возвращения должна быть для камикадзе
                1. D O
                  0
                  26 октября 2022 12:00
                  Но опция возвращения должна быть для камикадзе

                  В этом мире за все нужно платить, и за аккумулятор вместо батарейки тоже. Для предлагаемых Вами функций разведки, на камикадзе придётся ставить ещё и дорогую камеру.
                  Вместо всего этого гораздо эффективнее за те же деньги наклепать побольше дешёвых одноразовых камикадзе, и запускать их только по заранее разведанным целям. Эта предварительная разведка может быть не только и не обязательно с дрона-разведчика. Может быть простая заявка бойцов с передка о том, что в таком-то квадрате бесчинствует, например, джип противника с пулемётом или ПТРК. Хотя в любом случае, дрон-наблюдатель не помешает.
                  1. 0
                    26 октября 2022 12:14
                    Да, но время реакции увеличится. Пока дрон долетит..
                    Лучше переплатить за опцию возвращения. А дорогая камера не обязательно. Уровня мавика хватит
                    1. D O
                      0
                      26 октября 2022 12:26
                      Да, но время реакции увеличится. Пока дрон долетит.

                      Да, возможно, для быстрых целей вроде джипа, может быть предпочтителен обсуждаемый развед-коптер от Батьки с выстреливаемой гранатой.
                      Без конкретного опыта сказать трудно.
                      Лучше переплатить за опцию возвращения. А дорогая камера не обязательно. Уровня мавика хватит

                      Ну так тогда закрепить на дешёвом мавике гранату, и использовать этот мавик по быстрой цели как дрон-камикадзе. По крайней мере сегодня такой камикадзе может получиться даже дешевле Ланцета.
    4. 0
      27 октября 2022 20:53
      Самолётный тип тут явно выигрывает, да.
      И по дальности, и по скорости, и по тому что тащить можно.
      Крыло штука полезное.

      Это как с самолет против вертолета.
  4. +2
    26 октября 2022 07:20
    Думаю,что и из такой "штучки" можно извлечь немалую пользу для боевого подразделения ! Наличие РПГ -это может быть лишь "первой буквой алфавита" ! Можно изготовить контейнеры в формфакторе РПГ-26 для размещения в них электронных блоков спец.аппаратуры(например,лазерный дальномер-целеуказатель...) или те же 60-мм мины...можно и КАБ-20 ! Можно квадрокоптер с лазерным целеуказателем "связать" с ПТРК ,применяющем ПТУРы с полуактивной лазерной ГСН ! (Это в "пику" украинской "Стугне-П" !) "Где-то" (в Венесуэле,кажется...) разработали 73-мм гранатомёт ,стреляющий и управляемыми гранатами ! Так что...главное нАчать ! wink
    1. 0
      26 октября 2022 07:37
      Где же взять лазерный дальномер-целеуказатель весом 3кг?
      Проще сразу обнаруженную цель поражать. Без посредников. Но вместо пары слабых гранатометов БЧ камикадзе использовать. Или мины
      1. +1
        26 октября 2022 16:24
        Цитата: тлауикол
        Где же взять лазерный дальномер-целеуказатель весом 3кг?

        Кто работает ,тот создаёт ! Кто не хочет решать проблемы ,тот отмазывается ! wink
  5. +1
    26 октября 2022 08:15
    Танки и прочие бронецели это конечно нужно. Но практика прказывает что по пехоте работают чаще.
    А в размерах РПГ 26 чего либо противопехотного увы нет.
    Можно озадачится доработкой минометных мин 82 мм. Про 60 мм тут выше говорили.
    В сети много видео с беспилотников сбрасывающих легкие "бомбы" из ВОГов и гранат. Эфективность скажем чесно слабая. Вроде и взрыв порой в метре от целей. А цели активно убегают. 82 мм мина в этом плане много эффективней. Особенно если ей доработать взрыватель чтоб срабатывала в метре над землей.
  6. +1
    26 октября 2022 10:53
    отличные беспилотники. Теперь тот ,кто их массово применит в бою ,станет родоначальником новой революционной тактики.
    Например ,выдвигаются в атаку 2-3 бтг при поддержке танкового батальона, как сейчас практикует противник.В небо поднимается 40-50 дронов и за 4-5 км до позиций начинают отстрел техники.Тем, кто доходит до линии соприкосновения навстречу выпускаются роботы-собаки с пулеметами на спинах.При таком раскладе ,не верится, что дойдет дело до пехоты сидящей в окопах. Максимум , выйти после боя собрать трофеи.
    1. 0
      26 октября 2022 13:29
      Цитата: слава1974
      отличные беспилотники. Теперь тот ,кто их массово применит в бою ,станет родоначальником новой революционной тактики.
      Например ,выдвигаются в атаку 2-3 бтг при поддержке танкового батальона, как сейчас практикует противник.В небо поднимается 40-50 дронов и за 4-5 км до позиций начинают отстрел техники.Тем, кто доходит до линии соприкосновения навстречу выпускаются роботы-собаки с пулеметами на спинах.При таком раскладе ,не верится, что дойдет дело до пехоты сидящей в окопах. Максимум , выйти после боя собрать трофеи.

      Да чего уж мелочиться? Просто меняем солдат в окопах на Терминаторов и все дела.
      1. 0
        27 октября 2022 08:36
        Да чего уж мелочиться? Просто меняем солдат в окопах на Терминаторов и все дела.

        К слову, терминаторы тоже уже есть.Разработаны ,построены малой серией и применялись на Украине.
        Как успешно, мы не знаем, но наверняка не хуже ,чем штатные БМП.Для Алжира сделали модификацию на базе танка с башней от БМП-2, тоже наверняка не хуже нашей БМП ,а по бронированию лучше.
        То бишь ,всё , для успешных боевых действий есть. Осталось внедрить в войска. Но с нашими генералами, которые квадрокоптеры считали игрушками ,наврядли можно ждать прорывных решений. Только после того ,как на Западе введут ,наши потянутся следом. А там уже вовсю испытывают солдата-робота.
  7. +1
    26 октября 2022 12:27
    Я бы испытательную закупил партию ,для наших войск .Можно обкатать,что бы пришло понимание ,нужны ли такие фронту
  8. +1
    26 октября 2022 19:05
    Их не мешало бы испытать в реальных боевых условиях на Украине.
  9. 0
    26 октября 2022 22:52
    Цитата: тлауикол
    Где же взять лазерный дальномер-целеуказатель весом 3кг?

    Если на "ALI" не забанили, можно там.
  10. 0
    27 октября 2022 23:52
    Переход возможностей коптеров от наблюдения к ударным функциям- очевиден. Возможно даже в СВО мы увидим кадры, где десяток дронов - штурмуют укрепы врага.
    Ps. Естественно, очевиден не для тех, у кого артагонь коректируется ТОЛЬКО- наблюдателем на берёзе. И старонников теории перемалывания взводного ОП в течении недели с помощью состава БК.
  11. 0
    22 ноября 2022 00:10
    Не мешало бы испытать их в боевых условиях! Например в СВО на Украине.
  12. D O
    0
    12 декабря 2022 16:34
    Для российской армии белорусские дроны предпочтительнее китайских в гражданском исполнении.
    А если дронам не хватит каких-либо ТТХ, есть возможность доработки, в том числе совместной, "союзной".
  13. 0
    10 января 2023 23:11
    Сомнительно все это. Вроде бы НАТО для ВСУ поставило станции определения координат операторов дронов с дальностью 10 км. Приехал такой дрон на фронт, включился полетел, обнаружили оператора и накрыли. Что будет с дроном тоже понятно.
  14. 0
    17 января 2023 16:56
    Нужно еще попасть с такого БПЛА. Думаю вариант с размещением свободнопадающих кумулятивных гранат был бы намного лучше. Да и время и дальность работы надо увеличивать. Интересно было бы узнать рабочая ли концепция квадрокоптера с двигателем внутреннего сгорания для разведки