Military Review

Experimental aircraft with vertical takeoff and landing KOR-70

3
Advances in the development of aircraft in the late 1960-x allowed to arm the Navy high-speed aircraft with vertical takeoff and landing (VTOL), which did not require special devices for takeoff / landing. These aircraft are highly efficient. weapons ship, because they solved a wide range of tasks, as in the interests of fleet, and individual ships at a distance of up to 800 km.

The main objectives of the aircraft with GDP were anti-submarine guarding of warships at the exit from basing places, and during the campaign - search, tracking and destruction of enemy submarines, communication between ships and communication with the coast, delivery of personnel and urgent cargo, landing of marine corps. In addition, aircraft carried out ice reconnaissance, aviation provision of landing operations, maintenance of expeditionary vessels, as well as search for schools of commercial fish.

Experimental aircraft with vertical takeoff and landing KOR-70


As can be seen from the list of tasks, the range and speed of flight, along with the vertical take-off / landing, were the main ones. requirements imposed on aircraft. The helicopters, which at that time were in service with naval aviation, had good take-off and landing characteristics, but were inferior to aircraft with GDP in range and speed.

The effectiveness of search and reconnaissance operations, combat and rescue missions, transport flights in the open sea, the higher, at higher speeds and distances from the ship, they can be performed. A shipboard aircraft with a GDP in this respect has significant advantages over a helicopter.

The seaplane of the ship-based, in addition to good flight performance, as an aircraft, which is operated in the open sea, must have certain seaworthiness. That is, to take off and land on the water, to stay afloat and drift, mooring or anchorage if necessary.

A relatively small offshore aircraft with GDP in difficult weather conditions can take off and landings, at sea conditions around 3 points and even slightly higher. At the same time, it is necessary to take into account that the vertical take-off / landing mode is the most intense, in connection with which take-off / landing in an aircraft mode over the same modes vertically have significant advantages.

Aircraft takeoff / landing modes increase payload, and as a result, the duration and range of flight, save limited resources of lifting engines.

The conditions for the use of such aircraft make it possible to abandon GDP in all cases of off-flight flights on the high seas, when weather conditions allow for taking off in an aircraft-like manner from water. This requirement is also true for onshore operation of aircraft with vertical take-off and landing, where there are conventional airfields.

If possible, a shipboard aircraft with a GDP should be an excellent amphibious seaplane, whose LTH correspond to the level of modern requirements.

Engineers Berlin I. and Korchagin V., who worked at the Bartini Design Bureau on a maritime theme, in 1969 developed on a proactive basis the concept of a shipboard aircraft with a GDP. The aircraft received the designation KOR-70.



At the same time, an aircraft with a vertical take-off and landing of the Yak-38 was adopted by the naval aviation. Korchagin recalls:

“We were aware of the position of many of the fleet aviation, including Alexander Nikolaevich Tomashevsky, the deputy commander of the Navy aviation. Yes, this "Yak" can come in handy as a strike aircraft for short distances with small combat loads. However, the vertical take-off was the cause of the huge expenditure of fuel and, as a result, of a short range, low combat load. In general, for the Navy it was not a big find, and moreover it was not a panacea for all ills.

We decided to propose such a concept. About 80 percent of the seasonally perturbed sea makes it possible for an aircraft to take off from the water as a seaplane, without spending a huge amount of kerosene for lifting, without resizing the engine power several times. In this regard, we conceived the plane, which, if necessary, could take off from the deck vertically, but the rest of the time (80 percent of the time for the season) can be launched by crane and take off in the usual way. ”

The proposed scheme made it possible to most confidently assemble retractable floats, cruising and lifting engines, while retaining the necessary volumes for accommodating equipment, fuel and crew, and the size of the cargo compartment.

One of the features of the project was that the lifting engines had to be performed block-type, with the possibility of quick dismantling in ship-based conditions.

At the end of the 1960-s, vertical take-off and landing aircraft were almost at the stage of creating experimental samples. Their applications have not yet been determined.

At that time, checks required approval of a so-called. "aeronautical" airplanes with vertical takeoff / landing and their ability to compete with aircraft that do not require vulnerable and expensive concrete strips and taking off from the ground. Also, the dispute was not resolved whether the aircraft with GDP should take off and land only vertically or with run and run.




The proposals from Berlin and Korchagin gave unambiguous answers to these questions:
- the area of ​​effective use of aircraft with vertical take-off and landing is exclusively ship-based aviation;
- the ship's deck is the best runway, and ship-based bases create favorable conditions for the "aerodrome-free" operation of aircraft;
-sea aircraft with a GDP should take off / land in an aircraft-like manner on the water, using vertical take-off / landing only when the sea is in a state of turbulence (when there is more than 3 points).

Comprehensive studies of such schemes allowed us to expect that the parameters of the aircraft, stated in the proposal, could be implemented. The use of serial cruise and lift engines, an amphibious chassis that did not represent a technical problem, conventional materials and structures, as well as the small size of the aircraft, allowed us to expect that the proposed aircraft in GDP during 2-3 years could be created and tested.

However, alas, the design of the aircraft did not work out in detail, an application was made only for the development of the advance project. And in Minaviaprom, they reacted traditionally to him: "What else did the designers find out and climb into their own business?"

As a result, the project was buried, although the sailors showed great interest to it. In the proposed aircraft, they saw a workhorse, about the same as in the 1940-s. was lee-xnumx. “Not thirsty”, unpretentious, but at the same time having an opportunity of vertical take-off.

The project was not given a turn. Some time later, in the design office, active work on the BBA-14 and KOR-70 aircraft was abandoned.

The aircraft with vertical takeoff and landing of the KOR-70 was supposed to solve a wide range of tasks that faced the deck aircraft of the Navy: from anti-submarine and assault operations to landing and transport operations. The design of the KOR-70 is riveted, duralumin, with reliable anti-corrosion protection, which ensured normal operation in sea conditions.



The powerplant consisted of 2 lift-marching and 4 lifting engine. Depending on the task being performed, the mass of the commercial cargo or combat load was 1 ton, in the cargo hold in the airborne variant could fit up to 12 people.

The multipurpose purpose of a ship-based aircraft with a GDP was determined by the need for modular configuration of special equipment and units, depending on the requirements of the customer. Installation of units and devices in mass production could be carried out at the final stage of assembly. Thus, it was hoped to achieve the possibility of assembling the aircraft along a single technological cycle.

It was assumed that the fuselage will be all-metal. The fuselage with the wing center section was a single unit. In the forward part of the fuselage was a double crew cabin, equipped with ejection seats. In the lower part, there was an observation radar of the lower hemisphere, and small arms could be placed under the cab. In the central part there were two compartments of lifting engines and an extensive cargo compartment. The wing consisted of a center section and folding consoles having a negative sweep. The wing mechanization included single-slit flaps at half the span. To control the roll during the vertical take-off at the ends of the wing jet rudders were made. Their working fluid was the air, which was taken from the lift-propulsion engines.

The powerplant of the aircraft with the KOR-70 GDP included two AI-25 lift-main engines with rotating nozzles. Each take-off thrust - 1500 kgf.

The lifting engines RD36-35F (thrust of each 2900 kgf) were located in the rear and front parts of the fuselage in pairs. The air intakes were at the top and closed with the help of flaps. There were a total of four lifting engines. The exhaust flaps of these engines were to be used for directional control and pitch during takeoff and landing. To the bottoms of the floats, ski runners were attached, which gave amphibious qualities to the landing gear. To create the floodability and the necessary reserve of buoyancy, soft cylinders were fastened to the floats, filled with air when landing on the water.

The shock-absorbing device was part of the mechanism for the release and cleaning of floats. The advantages of such a take-off and landing device consisted in the fact that the hydrodynamic characteristics were determined by the rigid part of the float, which was submerged to the waterline, and did not depend on the deformation of the cylinders that were above the waterline. If necessary, the float-ski chassis was replaced with a wheeled one.



Aircraft performance characteristics:
Modification - KOR-70;
Wingspan - 13,00 m;
Length - 14,70 m;
Height - 3,40 m;
Wing area - 12,40 m2;
Normal take-off weight - 11600 kg;
The mass of fuel - 3000 kg;
Type of propulsion engine - 2 turbojet engine AI-25;
Type of lifting engine - 4 turbojet dual engine RD-36-35F;
Main engines - 2 x 1500 kgf;
Hoisting engine - 4 x 2900 kgf;
Maximum speed - 650 km / h;
Cruising speed - 500 km / h;
Practical range - 2400 km;
Practical ceiling - 12000 m;
Crew - 2 person;
Combat load - 1200 kg;
The payload is 1000 kg cargo or 10-12 paratroopers.
Photos used:
http://avicopress.ru
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alex86
    alex86 27 October 2012 09: 15
    +8
    First, it's very interesting. Secondly - "what can these Russians not come up with, so as not to build roads" - in the sense, aircraft carriers. In general, the idea of ​​a seaplane with the possibility of GDP is quite viable, especially if you do not lower and raise it with a crane, but start it into the docking chamber with folded wings. 4 lifting motors - this is, of course, a dead-end branch ("Balzac"), but in general it is very interesting. Of course, not a fighter, but it is quite suitable for a wide range of tasks. And for air defense as a platform - it could also be developed. "+"
  2. Chicot 1
    Chicot 1 27 October 2012 17: 00
    +3
    Original, witty and elegant. However, like everything that was somehow connected with the Bartini school ... And it should be noted that the famous "Serpent Gorynych" (VVA-14) had a similar line-up ...
    And the author has an unconditional "+". smile
  3. Lone gunman
    Lone gunman 28 October 2012 10: 13
    +4
    Respect to the author, yes, he certainly resembles a Bartini plane, such a plane should have been available to all military and scientific long-range vessels passing by helicopters, (range and speed). And why aren't all of our amazing ideas implemented ?! There had to be reasons for it (which means we have something better).

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70

Успехи в разработке авиатехники в конце 1960-х позволяли вооружать ВМФ скоростными самолетами с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), которые не требовали специальных устройств для взлета/посадки. Данные самолеты являлся высокоэффективным оружием корабля, поскольку решали обширный круг задач, как в интересах флота, так и отдельных кораблей на удалении до 800 км.

Основными задачами самолетов с ВВП стали противолодочное охранение боевых кораблей на выходе из мест базирования, а во время похода - поиск, слежение и уничтожение подлодок противника, связь между кораблями и связь с берегом, доставка личного состава и срочных грузов, десантирование морской пехоты. Кроме того, самолетами выполнялись ледовая разведка, авиационное обеспечение десантных операций, обслуживание экспедиционных судов, а также поиск косяков промысловых рыб.

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70



Как видно из перечня задач, дальность и скорость полета, наряду с вертикальными взлетом/посадкой, были основными тех. требованиями, предъявляемыми к летательным аппаратам. Вертолеты, которые в то время находились на вооружении корабельной авиации, обладали хорошими взлетно-посадочными характеристиками, однако уступали самолетам с ВВП в дальности и скорости.

Эффективность поисково-разведывательных операций, боевых и спасательных вылетов, транспортных рейсов в открытом море тем выше, чем на больших скоростях и удалении от корабля они могут выполняться. Корабельный самолет с ВВП в этом отношении имеет перед вертолетом существенные преимущества.

Гидросамолет корабельного базирования, кроме хороших летно-технических характеристик, как летательный аппарат, который эксплуатируется в открытом море, должен иметь определенные мореходные качества. То есть осуществлять взлет и посадку на воду, оставаться при необходимости на плаву и в дрейфе, на швартовке или якорной стоянке.

Относительно небольшой морской самолет с ВВП в сложных погодных условиях может осуществлять взлеты и посадки, при волнении моря около 3 баллов и даже несколько выше. Вместе с тем необходимо учитывать, что режим вертикального взлета/посадки является наиболее напряженным, в связи с чем взлет/посадка по-самолетному перед теми же режимами по вертикали имеют существенные преимущества.

Самолетные режимы взлета/посадки увеличивают грузоподъемность, и как следствие, продолжительность и дальность полета, экономят ограниченные ресурсы подъемных двигателей.

Условия применения таких самолетов позволяют отказаться от ВВП во всех случаях внекорабельных полетов в открытом море, когда погодные условия позволяют взлетать по-самолетному с воды. Это требование справедливо и для береговой эксплуатации самолетов с вертикальными взлетом и посадкой там, где имеются обычные аэродромы.

По возможности, корабельный самолет с ВВП должен быть отличным гидросамолетом-амфибией, ЛТХ которого соответствуют уровню современных требований.

Инженеры Берлин И. и Корчагин В., работавшие в конструкторском бюро Бартини по морской тематике, в 1969 году разработали в инициативном порядке концепцию корабельного самолета с ВВП. Самолет получил обозначение КОР-70.

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70


На вооружение авиации ВМФ в то же время был принят самолет с вертикальными взлетом и посадкой Як-38. Корчагин вспоминает:

«Нам была известна позиция многих из авиации флота, включая Александра Николаевича Томашевского, заместителя командующего авиацией Военно-Морского Флота. Да, этот «Як» может пригодиться в качестве ударного самолета на небольшие расстояния с небольшими боевыми нагрузками. Однако вертикальный взлет являлся причиной огромной траты топлива и, как следствие, малого радиуса действия, малой боевой нагрузки. В общем-то, для ВМФ это было не большой находкой, и тем более не являлось панацеей от всех бед.

Нами же было принято решение предложить такую концепцию. Около 80 процентов времени по сезону волнение моря дает возможность взлететь летательному аппарату с воды, как гидросамолету, не тратя для подъема огромное количество керосина, не переразмеривая мощность двигателей в несколько раз. В связи с этим мы задумали самолет, который, при необходимости, мог взлететь с палубы вертикально, но в остальное время (80 процентов времени по сезону), может быть спущен на воду краном и взлетать обычным способом».

Предложенная схема давала возможность наиболее уверенно скомпоновать убирающиеся поплавки, маршевые и подъемные двигатели, сохранив необходимые объемы для размещения оборудования, топлива и экипажа, и размеры грузового отсека.

Одной из особенностей проекта было то, что подъемные двигатели должны были выполняться блочными, с возможностью быстрого демонтажа в условиях корабельного базирования.

В конце 1960-х годов самолеты с вертикальным взлетом и посадкой находились практически на стадии создания экспериментальных образцов. Их области применения еще не определились.

В то время проверки требовали утверждения о т.н. "безаэродромности" самолетов с вертикальным взлетом/посадкой и их способности конкурировать с летательными аппаратами, не требующими уязвимых и дорогих бетонных полос и взлетающими с грунта. Также не был решен спор о том, должен ли самолет с ВВП взлетать и садиться лишь вертикально или же с разбегом и пробегом.

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70


На данные вопросы предложения Берлина и Корчагина давали однозначные ответы:
- областью эффективного применения самолетов с вертикальными взлетом и посадкой является исключительно корабельная авиация;
- корабельная палуба является лучшей взлетно-посадочной площадкой, а корабельным базированием создаются благоприятные условия для "безаэродромной" эксплуатации самолетов;
-морской самолет с ВВП должен взлетать/садиться по-самолетному на воду, используя вертикальный взлет/посадку лишь при неспокойном состоянии моря (при волнении более 3-х баллов).

Всесторонние исследования подобных схем позволяли ожидать, что параметры самолета, заявленные в предложении, могли быть реализованы. Использование серийных маршевых и подъемных двигателей, амфибийного шасси, которое не представляло технической проблемы, обычных материалов и конструкций, а также небольшие размеры летательного аппарата позволяли рассчитывать, что предлагаемый самолет в ВВП в течение 2-3 лет мог быть создан и испытан.

Однако, увы, проект самолета подробно не проработали, была сделана заявка только на разработку аванпроекта. А в Минавиапроме к нему отнеслись традиционно: "Что еще за конструкторы такие выискались и не в свое дело лезут?"

В результате проект похоронили, хотя моряки к нему и проявили большой интерес. В предлагаемом самолете они видели рабочую лошадку, примерно, такую же, какой в 1940-е гг. был Ли-2. «Непрожорливый», неприхотливый, но при этом располагающий возможностью вертикального взлета.

Проекту хода не дали. В конструкторском бюро спустя некоторое время развернулись активные работы по самолету ВВА-14 и КОР-70 был забыт.

Самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70 должен был решать обширный круг задач, которые стояли перед палубной авиацией ВМФ: от противолодочных и штурмовых операций до десантных и транспортных перевозок. Конструкция КОР-70 – клепаная, дюралевая, с надежной противокоррозийной защитой, которая обеспечивала нормальную эксплуатацию в условиях моря.

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70


В состав силовой установки входили 2 подъемно-маршевых и 4 подъемных двигателя. В зависимости от выполняемой задачи масса коммерческого груза или боевой нагрузки составлял 1 тонну, в грузовом отсеке в десантно-транспортном варианте могли разместиться до 12 человек.

Многоцелевое назначение корабельного самолета с ВВП определялось необходимостью модульной комплектации спецоборудования и агрегатов в зависимости от требований, которые предъявляет заказчик. Монтаж агрегатов и приборов в серийном производстве мог выполняться на заключительном этапе сборки. Таким образом, рассчитывали достигнуть возможности сборки самолета по единому технологическому циклу.

Предполагалось, что фюзеляж будет цельнометаллическим. Фюзеляж с центропланом крыла представлял единое целое. В носовой части фюзеляжа находилась двухместная кабина экипажа, оснащенная катапультными креслами. В нижней части располагалась обзорная радиолокационная станция нижней полусферы, под кабиной могло размещаться стрелковое вооружение. В центральной части предусматривались два отсека подъемных двигателей и обширный грузовой отсек. Крыло состояло из центроплана и складывающихся консолей, имеющих отрицательную стреловидность. В механизацию крыла входили однощелевые закрылки на половине размаха. Для управления по крену во время вертикального взлета на концах крыла были выполнены струйные рули. Их рабочим телом являлся воздух, который отбирался от подъемно-маршевых двигателей.

В силовую установку самолета с ВВП КОР-70 входило два подъемно-маршевых двигателя АИ-25, имеющих поворотные сопла. Взлетная тяга каждого – 1500 кгс.

Подъемные двигатели РД36-35Ф (тяга каждого 2900 кгс) располагались в задней и передней частях фюзеляжа попарно. Воздухозаборники находились сверху и закрывались при помощи створок. Всего имелось четыре подъемных двигателя. Створки выхлопных устройств данных двигателей должны были использоваться для управления по направлению и тангажу во время взлета и посадки. К днищам поплавков крепились лыжные полозья, которые придавали амфибийные качества взлетно-посадочному устройству. Для создания непотопляемости и необходимого запаса плавучести к поплавкам крепились мягкие баллоны, наполняемые при посадке на воду воздухом.

Амортизирующее устройство являлось частью механизма выпуска и уборки поплавков. Преимущества подобного взлетно-посадочного устройства заключались в том, что гидродинамические характеристики определялись жесткой частью поплавка, погружаемой до ватерлинии, и не зависели от деформации баллонов, которые находились выше ватерлинии. В случае необходимости поплавково-лыжное шасси заменялось колесным.

Экспериментальный самолет с вертикальным взлетом и посадкой КОР-70


Летно-технические характеристики:
Модификация – КОР-70;
Размах крыла – 13,00 м;
Длина – 14,70 м;
Высота – 3,40 м;
Площадь крыла – 12,40 м2;
Нормальная взлетная масса – 11600 кг;
Масса топлива – 3000 кг;
Тип маршевого двигателя – 2 турбореактивных двигателя АИ-25;
Тип подъемного двигателя – 4 турбореактивных двухконтурных двигателя РД-36-35Ф;
Тяга маршевых двигателей – 2 х 1500 кгс;
Тяга подъемных двигателей – 4 х 2900 кгс;
Максимальная скорость – 650 км/ч;
Крейсерская скорость – 500 км/ч;
Практическая дальность – 2400 км;
Практический потолок – 12000 м;
Экипаж – 2 человека;
Боевая нагрузка – 1200 кг;
Полезная нагрузка – 1000 кг груза или 10-12 десантников.

Использованы фотографии: http://avicopress.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. alex86 27 октября 2012 09:15
    Во- первых, очень интересно. Во-вторых - "чего только не придумают эти русские, что-бы дороги не строить" - в смысле, авианосцы. Вообще, идея гидросамолета с возможностью ВВП вполне жизнеспособна, особенно если не краном его спускать-поднимать, а в док-камеру заводить со сложенными крыльями. 4 подъемных двигателя - это, конечно, тупиковая ветвь ("Бальзак"), но в целом очень интересно. Конечно, не истребитель, но для большого круга задач вполне подойдет. Да и для ПВО как платформа - тоже можно было развить."+"
  2. Chicot 1 27 октября 2012 17:00
    Оригинально, остроумно и изящно. Впрочем, как и все то, что так или иначе было связано со школой Бартини... И надо заметить, что знаменитый "Змей Горыныч" (ВВА-14) имел схожую компановку...
    А автору безусловный "+". smile
  3. Lone gunman 28 октября 2012 10:13
    Автору респект, да безусловно он напоминает самолет Бартини, такой самолёт надо было бы иметь всем военным и научным судам дальнего плавания по мимо вертолётов КА, (дальность полётов и скорость).И почему все потрясающие идеи у нас не воплощаются?! Должно быть на то были свои причины (значит у нас есть нечто лучшее).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня