Военное обозрение

Старые трубы против Старого континента

10
Старые трубы против Старого континента



«Дружба» дружбой


Сербия и Венгрия на днях согласовали планы сооружения нефтепровода протяжённостью примерно в 300 км между двумя странами. Речь идёт о локальной ветке от продолжающего благополучно функционировать нефтепровода «Дружба». От нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Сазхаломбатта южнее Будапешта она пойдёт в Сербию для прокачки российской нефти.

Намечен маршрут от трубного перекрёстка в австрийском Баумгартене, где, кстати, находится и центрально-европейский газовый хаб, на Суботицу — Нови-Сад — Белград. Далее — на близлежащий к сербской столице НПЗ в Панчево. Об этом заявил официальный представитель правительства Венгрии Золтан Ковач, отметив соответствующие договорённости Виктора Орбана и Александра Вучича.

Подчеркнём: эта артерия станет первым «пророссийским» нефтеэкспортным проектом в условиях экономических санкций против РФ. Как известно, коллективный Запад, в том числе почти все балканские страны, исключая Сербию, ввели их вскоре после 24 февраля 2022 года.


Проект планируется реализовать в течение максимум полутора лет. В настоящее время стороны уточняют трассу нефтепровода, объёмы финансирования и поставок профильного оборудования для этого проекта. Другие подробности пока официально не сообщаются.

Европе вопреки


Сепаратное решение Будапешта и Белграда, вполне очевидно в пику ЕС, продолжающего давить на них, обусловлено прежде всего негативной позицией Венгрии и Сербии по поводу антироссийских санкций. И тем, что вне санкций ЕС остаётся нефтепровод «Дружба», перекачивающий с середины 60-х — начала 70-х российскую нефть в Восточную Европу.

Чёрное золото как шло, так и продолжает идти через Белоруссию — в Польшу и Восточную Германию (до весны 2022-го — и в Литву); через Украину — в Венгрию, Чехию и Словакию. Вдобавок ЕС в апреле сего года исключил Сербию из перечня стран, подлежащих санкциям из-за импорта российской нефти.

В настоящее время Сербия получает почти весь объём российской нефти — свыше 80 % объёма своего нефтеимпорта — по трубопроводу из Хорватии: с адриатического терминала Омишаль. Но, во-первых, расстояние перекачки здесь до Сербии почти на треть больше, чем по проекту нефтепровода Венгрия-Сербия. А во-вторых — перекачка в Сербию через Хорватию, по оценке З. Ковача,

«едва ли станет возможной ввиду санкций ЕС против России, затронувших и морские перевозки российской нефти.»

По уточнённым данным сербского минэнерго (14 октября), трубопровод Хорватия-Сербия будет законсервирован с середины ноября или не позже 5 декабря. В такой ситуации российская нефть будет поставляться только через Венгрию по железной дороге — и то, если Киев не закроет железнодорожный нефтетранзит из России.

Блокада.net


Но повторим, что перекачка по «Дружбе» Евросоюзом не ограничивается. Не препятствует работе этой артерии и Украина (по крайней мере, в настоящее время). Но для политической страховки маршрута «Дружбы» в Сербию весьма целесообразным было бы многостороннее межгосударственное соглашение РФ, Украины, Сербии и Венгрии о недопустимости перерывов в работе данной артерии по политическим причинам.

Такое соглашение возможно даже под эгидой ЕС, причём подспорьем к нему вполне может стать сохраняющаяся чёткой позиция Будапешта и Белграда по недопустимости санкций против российской нефти.


В то же время А. Вучич в складывающейся ситуации не исключает блокады нефтепоставок в Сербию из России любым видом транспорта. Тем более что эти поставки невозможны даже по Дунаю, так как Российская Федерация исключена из Дунайской Комиссии весной 2022 г., которая фактически присоединилась к антироссийским санкциям ЕС.

Поэтому 8 октября сербский президент заявил о запланированной проработке с Албанией и Северной Македонией запасного варианта: проекта нефтепровода порт Дуррес (Албания) — Тетово – Скопье (Северная Македония) — Ниш – Белград (Сербия). Такой маршрут нацелен на ввоз не российской нефти и обусловлен фактором Косово.

Косово — не Албания


Трубопровод здесь, в Косово, был бы на 20 % короче упомянутого, но по понятной политической причине труба Белграду нужна в обход Косово. Впрочем, и в Албании не заинтересованы в усилении для неё транзитной роли Косово: не реализуется даже железнодорожный проект ещё середины 90-х порт Шенгин – Шкодер – Кукес (Албания) – Призрен (Косово).

Это прямое следствие того, что практически все политические элиты «послесталинской» Албании по-прежнему не хотят допускать косоваров в её властные структуры. И тем более объединять Косово с Албанией. Соответственно, пробуксовывает и стародавний проект «Великой Албании», неофициальным приверженцем которой был даже «Албанский Сталин» – Энвер Ходжа...


Кстати, советская сторона в 1972-1973 гг. предлагала Югославии ту же ветку нефтепровода «Дружба» из Венгрии в Сербию и далее в Македонию. И даже создание «трансболгарского» нефтепровода из порта Бургас на Белград, далее в Боснию и Герцеговину. С продлением какой-либо из этих веток до черногорских портов Бар или Ульцинь.

Однако маршал Иосип Броз Тито тогда однозначно предпочёл — во всяком случае, для Сербии и Македонии — трубопроводный импорт из Ближнего Востока и Магриба: с 1972 г. для этого ввели в действие нефтепровод порт Салоники (Греция) — Скопье (Македония) — Ниш – НПЗ Панчево – Белград (Сербия).

В 1998-2001 гг. по этой артерии нефть в Сербию не перекачивалась в связи с антисербскими санкциями США и ЕС. И навряд ли такая труба, в отличие от «Дружбы», будет перекачивать российскую нефть Сербии, особенно с учётом антироссийских санкций Запада...
Автор:
Использованы фотографии:
bnr.bg, tportal.hr, dnevnenovine.rs
10 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kor1vet1974
    kor1vet1974 31 октября 2022 11:27
    +3
    Сербия и Венгрия на днях согласовали планы сооружения нефтепровода протяжённостью примерно в 300 км между двумя странами.
    Согласовать -то согласовали, вот как будут "овраги",преодолевать.
    1. Гражданский
      Гражданский 31 октября 2022 14:11
      +2
      Опять трубы... хватит унижаться. Надо хотя бы попробовать сделать свою промышленность для переработки ресурсов... хотя в это веры нет.
      1. Перейра
        Перейра 2 ноября 2022 15:20
        0
        И что Сербы смогут сделать без нефти?
    2. frog
      frog 31 октября 2022 15:39
      0
      Так мнить чаемое как бы сущим - вполне себе стандартная забава и здесь и не здесь. Сколько было елею и по поводу "нашего друга Трампа", и по поводу нашего же друга Китая, и по поводу ужжасной реакции Китая на визит тетеньки на островок и еще пес его знает с чем..
      А заканчивалось все несколько не так, что, впрочем, и правильно и нормально.
  2. Гардамир
    Гардамир 31 октября 2022 11:35
    +7
    Интересная вещь. Через Украину на Запад идет нефть.
    1. Ныробский
      Ныробский 31 октября 2022 21:43
      +3
      Цитата: Гардамир
      Интересная вещь. Через Украину на Запад идет нефть.

      Не только нефть. Так же идёт газ, титан,аммиак и прочая хрень, которая пока выскакивает из под санкций и находится в интересах таких компаний, что даже война не даёт укробандерлогам каким то образом воспрепятствовать этому трафику, т.к. голова "злоумышленников" окажется отделённой от тела гораздо быстрее, чем осядет копоть от взрывов направленных на подрыв транзита.
    2. Glagol1
      Glagol1 2 ноября 2022 12:14
      0
      Наверное скоро нефть и газ укрорейх перекроет. Как месть за разрушение энергетики.
  3. Арташес
    Арташес 31 октября 2022 13:14
    +1
    Тито - в пику СССР - ввозил нефть и газойль, хотя в малом объеме - даже из Албании в 70-х. Которая этим гордилась и, как известно, была "на ножах" с СССР (и с Венгрией, Болгарией, Польшей, ЧССР, СФРЮ).Т. е., Тито давал понять, что большой зависимости от советской нефти не будет. Убедить его в "выгодности" ветки "Дружбы" в Сербию и, через неё, в соседние республики не смог и Я.Кадар, когда Тито был в Будапеште в 1973 г.
    Причина была и в том, что в Белграде не хотели трубу через североюгославские Воеводину-Банат, что были в составе Венгрии в 1941-45 гг. (и ранее - в составе Австро-Венгрии).
    Москва же искусно подвязала Сербию к своей нефти через продление "Дружбы" из Венгрии до хорватского Омишаля (через Хорватию),к началу 80-х. Оттуда вскоре провели трубу в Сербию (и ветки из Хорватии в БиГ и на северословенские нефтехимзаводы) На этом проекте активно настивали не только Италия с Францией: его лоббировали, по понятной причине, и власти Хорватии - наиболее влиятельные в СФРЮ...
    Албанские же СМИ неспроста считали тогда, что "всё более шовинистическая Хорватия, контролирующая проамериканского ревизиониста Тито, со временем развалит Югославию" - так и случилось !
  4. Адрей
    Адрей 31 октября 2022 22:29
    +1
    Вот это точно!..
    Блокада.net

    Но для политической страховки маршрута «Дружбы» в Сербию весьма целесообразным было бы многостороннее межгосударственное соглашение РФ, Украины, Сербии и Венгрии о недопустимости перерывов в работе данной артерии по политическим причинам.

    Может еще чего конструктивного предложить?
  5. Арташес
    Арташес 1 ноября 2022 13:05
    0
    В том-то и дело, что нефть и газ в Европу из РФ идут и сегодня в основном через Украину ! Потому и "вне" СВО запад и юго-запад Украины: там проходят нефте- и газопроводы из РФ. Всё та же "сырьевая игла", которой пытаются и сегодня гордиться и власти РФ, и их "экспертная" прислуга...