Quasi-civil space infrastructure, threats and remedies

14
Quasi-civil space infrastructure, threats and remedies
K. Vorontsov at the thematic discussion in the UN General Assembly, October 26. Photo by the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation


Space infrastructure, built on the basis of satellites for various purposes, is of particular importance for the military and civil spheres. Accordingly, in certain circumstances, it becomes a priority target for a strike aimed at reducing the combat potential of the enemy. Recently, Russian diplomacy recalled the risks and threats associated with this state of affairs.



Official statements


On October 26, the First Committee of the 77th session of the UN General Assembly held a thematic discussion on the section "Space (disarmament aspects)". Konstantin Vorontsov, Deputy Director of the Department for Non-Proliferation and Arms Control of the Russian Foreign Ministry and Deputy Head of the Russian Delegation, spoke at this event. In his speech, he listed the current challenges and problems in the space sector, and also pointed out Russia's readiness to take the necessary measures.

In the context of the military use of outer space, K. Vorontsov mentioned a negative trend that can be observed right now, in the course of events in Ukraine. The United States and its allies use not only the spacecraft of their armed forces to solve military problems, but also the equipment of the civilian and commercial sectors.

In fact, such activity in space is indirect participation in an armed conflict. Because of this, dual-use “quasi-civilian infrastructure” used by such a party to the conflict may be considered a legitimate target for retaliatory strikes.


A GPS satellite in an assembly shop. Photos Lockheed Martin

K. Vorontsov pointed out that all this could lead to the most serious consequences. The defeat of the quasi-civilian space infrastructure puts activities in space at risk, and also threatens various socio-economic processes on the planet. The well-being of the inhabitants of the Earth depends on the latter, incl. in developing states.

Such provocative use of spacecraft is inconsistent with the Outer Space Treaty and the international community is invited to condemn it. In addition, the Russian side has developed a number of measures aimed at improving the situation in space and eliminating the emergence of new risks.

space aid


It is known that the United States and other NATO countries use their space groupings to support the Kyiv regime. There is also information about specific ways to help, about the funds involved, etc. It is curious that some aspects of such assistance are officially confirmed, while others are hidden and information about them comes from unofficial sources.

Reconnaissance satellites, mostly American, are almost constantly present over the war zone over Ukraine. With their help, optical and infrared surveys of various areas are carried out, and electronic intelligence is also conducted. The collected data is processed and transferred to Ukrainian formations to organize operations.

Commercial organizations with their own constellations, such as Maxar, etc., are involved in satellite reconnaissance. Such firms provide Kyiv with various data and photographs, as well as openly publish some materials. In particular, they showed the consequences of various Ukrainian strikes and terrorist attacks.


Laser complex "Peresvet" - presumably, a means of suppressing reconnaissance satellites. Photo by the Ministry of Defense of the Russian Federation

Due to the quasi-civilian infrastructure, communication is also provided. Back in the spring, a large number of terminals of the Internet company Starlink appeared in Ukraine. In addition, communication satellites of this system are regularly deployed over the Ukrainian territory. In certain circumstances, Starlink turns out to be perhaps the only stable communication system at the disposal of Ukrainian formations.

Also in the context of dual-use technologies, the American GPS navigation system can be mentioned. It is open to civilian users, but is actively used by Ukrainian armed groups. In particular, some types of high-precision weapons are used with its help.

Thus, foreign space groups make a significant contribution to the current combat capability of Ukrainian formations. With their help, a wide range of tasks is solved, from banal movement along routes to identifying and attacking targets using imported weapons. At the same time, satellites of commercial operators make a significant contribution to such processes - and we can talk about their transition to the dual-use category.

Methods of struggle


K. Vorontsov said that the quasi-civilian space infrastructure used by the military could also be considered a legitimate target for strikes. He did not develop this topic, but the press and industry experts took his words as a transparent hint at Russia's intentions and ability - if necessary - to use anti-satellite systems.


Layout of the launcher of the Nudol missile defense system. Photo bmpd.livejournal.com

Indeed, the Russian armed forces already have several complexes for influencing spacecraft for various purposes in different orbits, suppressing or destroying them. In addition, the existence of several other systems is assumed, and in the near future new complexes will enter the army.

A few years ago, the Peresvet laser complex took up combat duty. According to some reports, a mobile system of this type is intended for optoelectronic suppression of reconnaissance satellites. A directed laser beam should temporarily or permanently disable the optics of an enemy spacecraft, excluding shooting.

There are also means of electronic warfare of various types. So, recently it has been repeatedly reported that foreign electronic intelligence satellites, while working on Russia, encountered interference and could not receive useful signals.

Abroad, it is assumed that the Russian army has anti-satellite cyber weapons. As proof of this version, the incident with the Viasat KA-SAT satellite used by the armed formations of Ukraine is cited. On February 24, this device suddenly broke down due to software problems, and the Kyiv regime began to have serious communication difficulties. Recently, a report was released in the United States on Russia's involvement in this incident.


The defeat of the inactive satellite USA-193 by the American SM-3 missile, 2008. Photo by the US Department of Defense

It is assumed that Russia also has a space anti-satellite weapon in the form of a so-called. inspector satellites. Abroad, it has been repeatedly reported about Russian vehicles actively maneuvering in orbits and approaching the equipment of third countries. It is assumed that after approaching they can perform certain operations, incl. for the purpose of suppression or destruction.

Finally, as part of the development of the strategic missile defense system, the Nudol complex is being developed. It is believed that its guided missiles are capable of hitting targets not only in descending ballistic trajectories, but also in orbits. At the same time, the exact characteristics and capabilities of such an ABM / PKO system are unknown, which contributes to the emergence of the most daring versions.

Thus, the Russian army, using the available means, is already capable of influencing the satellite constellation of a potential enemy. Apparently, so far we are talking only about the suppression of optics and electronic systems, but in the future there may be opportunities for full-fledged interception and destruction. The range and height reach of such systems is unknown. It can be assumed that they will cover at least most of the country's territory, along with strategic facilities.

Treaty of the future


The armed forces of developed countries are trying to build their own satellite constellations with devices for various purposes. The need for such "constellations" is obvious, and current events in Ukraine confirm this again. At the same time, it turns out that military tasks can also be solved with the help of civilian space infrastructure. As a result, a commercial satellite becomes as much a target as a specialized military vehicle.

Such a situation cannot be called correct or safe, incl. for third countries and parties. It needs additional regulation, and it is necessary to develop and adopt new regulations and international agreements, as well as ensure their implementation. Russia has already proposed the main theses of a future treaty on activities in outer space. And in the current situation, in order to avoid negative consequences, one should listen to such a proposal.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +9
    October 31 2022
    Traitors are embarrassed to put interference over the Black Sea, and here the satellites ...
    1. +12
      October 31 2022
      Russia has already proposed the main theses of a future treaty on activities in outer space.
      And besides Russia, who will comply with them?
    2. +3
      October 31 2022
      Quote: Vladimir_2U
      Traitors are embarrassed to put interference over the Black Sea, and here the satellites ...

      Terrible puffing of cheeks is our everything.
  2. +3
    October 31 2022
    "The proof of the pudding's existence is its eating" - something like the saying of our enemies sounds.
    They do not believe in these "puddings" - another "red line" quickly running away from those who want to cross it.
  3. +8
    October 31 2022
    quasi-civilian space infrastructure used by the military can also be considered a legitimate target for strikes.

    And what did the author of the article mean by this? We already have a lot of such legitimate goals and a small cart. There are no longer enough statements and concerns for all purposes.
    And the article about satellites has already been recently, why duplicate it?
  4. +2
    October 31 2022
    The author, a little need to descend from heaven. Since February 24, our diplomats have been telling us and the whole World fairy tales about "legitimate purposes" in the form of Western weapons and other things, as soon as they cross the border of Ukraine - and other heresy. And things are still there. All weapons from the West calmly reach the front, even Ukrovermacht aviation flies at full speed. The idea was to write a whole article about satellites. Nobody will touch them.
  5. +1
    October 31 2022
    That is, against the starlink, we only have "Nudol"?
    It is sad.
    There are already 3 thousand of them, and there will be 12 thousand, no missiles will be enough.
  6. +4
    October 31 2022
    1. There is no clear position on UAV strategists who clearly correct strikes on the Russian Federation.
    There are no people there, they work against us, we don’t fly near them, they fly in a shaft near us and work for 404 against us ........ In case of a downing, there will be no casualties among the US military.
    2. The position of the Foreign Ministry is a timid voice against this.
    3. It's time to understand that "Concern" works great when everyone knows that something happens after.
  7. +3
    October 31 2022
    It is foolish to hope that some country will purposefully not use its satellite capabilities for government purposes.
    Is there an agreement and laws on the non-use of a number of weapons in space? there is. They are not used.
    Is there an agreement on the non-use of military communications? no. And they use it.
    Surely there are rules about the attacks of military and civilian satellites. Is there no war? no. A direct attack on an alien satellite is a clear criminal act.
  8. +2
    October 31 2022
    Verbal husk, to put it mildly. How many tryndeli have already been about disabling orbital satellites, and they are still there ...
    1. -1
      November 1, 2022
      It's such a clever strategy. The question will soon disappear by itself. You don't have to do anything: it will resolve itself.
  9. -1
    November 1, 2022
    There can be and is nothing "private" in space. Keep that in mind.
  10. 0
    November 4, 2022
    Commercial satellites, like military satellites, are almost impossible to control from the outside. For what purpose and for whom remote sensing of the Earth is performed, we will never know. Therefore, agreements are worth something only when they can be controlled. This is a problem in space. There should also be no big illusions about the inspector satellites. How much information will a good quality photograph of a tank taken from a distance of 10 kilometers give? Or am I not understanding something?
  11. 0
    December 30 2022
    Who will listen to Russia's proposal? Quasi-civil space infrastructure is a legitimate target and must be destroyed.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Квазигражданская космическая инфраструктура, угрозы и средства защиты

14
Квазигражданская космическая инфраструктура, угрозы и средства защиты
К. Воронцов на тематической дискуссии в ГА ООН, 26 октября. Фото МИД РФ


Космическая инфраструктура, построенная на основе спутников разного назначения, имеет особое значение для военной и гражданской сфер. Соответственно, в определенных обстоятельствах она становится приоритетной целью для удара, направленного на сокращение боевого потенциала противника. Недавно российская дипломатия напомнила о рисках и угрозах, связанных с таким положением дел.



Официальные заявления


26 октября в Первом комитете 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН состоялась тематическая дискуссия по разделу «Космос (разоруженческие аспекты)». На этом мероприятии выступил заместитель директора департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД России и замруководителя российской делегации Константин Воронцов. В своей речи он перечислил актуальные вызовы и проблемы в космической сфере, а также указал на готовность России принимать необходимые меры.

В контексте военного использования космического пространства К. Воронцов упомянул негативную тенденцию, которую можно наблюдать прямо сейчас, в ходе событий на Украине. США и их союзники используют для решения военных задач не только космические аппараты своих вооруженных сил, но и технику гражданского и коммерческого сектора.

По сути, такая деятельность в космосе является опосредованным участием в вооруженном конфликте. Из-за этого «квазигражданская инфраструктура» двойного назначения, используемая таким участником конфликта, может считаться законной целью для ответных ударов.


Спутник системы GPS в сборочном цеху. Фото Lockheed Martin

К. Воронцов указал, что все это может привести к самым серьезным последствиям. Поражение квазигражданской космической инфраструктуры подвергает рискам деятельность в космосе, а также угрожает различным социально-экономическим процессам на планете. От последних зависит благополучие жителей Земли, в т.ч. в развивающихся государствах.

Подобное провокационное использование космических аппаратов не соответствует Договору о космосе, и международному сообществу предлагается осудить его. Кроме того, российская сторона разработала ряд мер, направленных на улучшение обстановки в космосе и исключение появления новых рисков.

Космическая помощь


Известно, что США и другие страны НАТО используют свои космические группировки для оказания поддержки киевскому режиму. Имеются и сведения о конкретных способах помощи, о задействованных средствах и т.д. Любопытно, что некоторые аспекты такого содействия подтверждаются официально, тогда как другие скрывают, и информация о них поступает из неофициальных источников.

Над зоной боевых действий над Украиной практически постоянно присутствуют спутники разведывательного назначения, в основном американские. С их помощью осуществляется оптическая и инфракрасная съемка различных участков, а также ведется радиотехническая разведка. Собранные данные обрабатываются и передаются украинским формированиям для организации операций.

К ведению спутниковой разведки привлекаются коммерческие организации, располагающие собственными группировками, такие как Maxar и т.п. Подобные фирмы предоставляют Киеву различные данные и фотоснимки, а также открыто публикуют некоторые материалы. В частности, они показывали последствия различных украинских ударов и терактов.


Лазерный комплекс "Пересвет" - предположительно, средство подавления спутников разведки. Фото Минобороны РФ

За счет квазигражданской инфраструктуры также обеспечивается связь. Еще весной на Украине появилось большое количество терминалов интернет-компании Starlink. Кроме того, над украинской территорией штатно развернуты спутники связи этой системы. В определенных обстоятельствах «Старлинк» оказывается едва ли не единственной устойчивой системой связи в распоряжении украинских формирований.

Также в контексте технологий двойного назначения можно упомянуть американскую навигационную систему GPS. Она открыта для гражданских пользователей, но активно используется украинскими вооруженными формированиями. В частности, с ее помощью применяются некоторые виды высокоточного вооружения.

Таким образом, иностранные космические группировки вносят заметный вклад в текущую боеспособность украинских формирований. С их помощью решается широкий круг задач, от банального перемещения по маршрутам до выявления и атаки целей с применением импортного вооружения. При этом значительный вклад в подобные процессы делают спутники коммерческих операторов – и можно говорить об их переходе в категорию двойного назначения.

Методы борьбы


К. Воронцов сообщил, что квазигражданская космическая инфраструктура, используемая военными, тоже может рассматриваться как законная цель для ударов. Он не стал развивать эту тему, но пресса и профильные эксперты восприняли его слова как прозрачный намек на намерения и способность России – при возникновении необходимости – применять противоспутниковые системы.


Макет пусковой установки комплекса ПРО/ПКО "Нудоль". Фото Bmpd.livejournal.com

Действительно, российские вооруженные силы уже располагают несколькими комплексами для воздействия на космические аппараты разного назначения на разных орбитах, их подавления или поражения. Кроме того, предполагается существование еще нескольких других систем, а в ближайшем будущем в армию поступят новые комплексы.

Еще несколько лет назад на боевое дежурство заступил лазерный комплекс «Пересвет». По некоторым данным, мобильная система этого типа предназначается для оптико-электронного подавления спутников разведки. Направленный лазерный луч должен временно или перманентно выводить из строя оптику вражеского космического аппарата, исключая съемку.

Имеются и средства радиоэлектронной борьбы разных типов. Так, в последнее время неоднократно сообщалось, что иностранные спутники радиотехнической разведки, работая над Россией, сталкивались с помехами и не могли принимать полезные сигналы.

За рубежом предполагают наличие у российской армии противоспутникового кибероружия. В качестве доказательства этой версии приводится инцидент со спутником Viasat KA-SAT, использовавшимся вооруженными формированиями Украины. 24 февраля этот аппарат внезапно вышел из строя из-за проблем с программным обеспечением, и у киевского режима начались серьезные трудности со связью. Недавно в США вышел доклад о причастности России к этому инциденту.


Поражение недействующего спутника USA-193 американской ракетой SM-3, 2008 г. Фото Минобороны США

Предполагается, что у России есть и космическое противоспутниковое оружие в виде т.н. спутников-инспекторов. За рубежом неоднократно сообщали о российских аппаратах, активно маневрирующих на орбитах и сближающихся с техникой третьих стран. Предполагается, что после сближения они могут выполнять те или иные операции, в т.ч. с целью подавления или поражения.

Наконец, в рамках развития системы стратегической противоракетной обороны разрабатывается комплекс «Нудоль». Считается, что его управляемые ракеты способны поражать цели не только на нисходящих баллистических траекториях, но и на орбитах. При этом точные характеристики и возможности такой системы ПРО / ПКО неизвестны, что способствует появлению самых смелых версий.

Таким образом, российская армия, используя имеющиеся средства, уже способна оказывать воздействие на спутниковую группировку вероятного противника. По всей видимости, пока речь идет только о подавлении оптики и радиоэлектронных систем, но в будущем могут появиться и возможности полноценного перехвата и поражения. Дальность действия и досягаемость по высоте подобных систем неизвестна. Можно предполагать, что ими прикроют, как минимум, большую часть территории страны вместе со стратегическими объектами.

Договор будущего


Вооруженные силы развитых государств стараются строить собственные спутниковые группировки с аппаратами разного назначения. Необходимость таких «созвездий» очевидна, и текущие события на Украине вновь подтверждают это. При этом выясняется, что задачи военного характера могут решаться и при помощи гражданской космической инфраструктуры. Вследствие этого коммерческий спутник становится такой же целью, как и специализированный военный аппарат.

Такую ситуацию нельзя назвать правильной или безопасной, в т.ч. для третьих стран и сторон. Она нуждается в дополнительном регулировании, и необходимо разработать и принять новые нормативы и международные соглашения, а также обеспечить их исполнение. Россия уже предложила основные тезисы будущего договора о деятельности в космосе. И в существующей ситуации, во избежание негативных последствий, следует прислушаться к такому предложению.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    31 октября 2022 04:34
    Предаторам то над Чёрным морем помехи стесняются ставить, а тут спутники...
    1. +12
      31 октября 2022 04:52
      Россия уже предложила основные тезисы будущего договора о деятельности в космосе.
      А кроме России, кто их будет соблюдать ?
    2. +3
      31 октября 2022 08:49
      Цитата: Владимир_2У
      Предаторам то над Чёрным морем помехи стесняются ставить, а тут спутники...

      Грозное надувание щёк - это наше всё.
  2. +3
    31 октября 2022 04:46
    "Доказательством существования пудинга является его поедание" - примерно так звучит поговорка наших врагов.
    В эти "пудинги" они не верят - очередная "красная линия" быстро убегающая от желающего ее пересечь.
  3. +8
    31 октября 2022 05:38
    квазигражданская космическая инфраструктура, используемая военными, тоже может рассматриваться как законная цель для ударов.

    И что этим хотел сказать автор статьи? У нас таких законных целей уже воз и маленькая тележка. На все цели уже не хватает заявлений и озабоченностей.
    А статья про спутники уже была недавно, зачем дублировать?
  4. +2
    31 октября 2022 09:06
    Автор, немного надо спуститься с небес. Нам и всему Миру наши дипломаты с 24 февраля рассказывали сказки про "законные цели" в виде западного оружия и прочего, едва оно пересечёт границу Украины - и прочую ересь. И воз и ныне там. Все воорудение с Запада спокойно доходит до фронта, даже авиация Укровермахта летает во всю. Смысл было писать целую статью про спутники. Их никто не тронет.
  5. +1
    31 октября 2022 09:57
    То есть против старлинка у нас только "Нудоль"?
    Печально.
    Их уже 3 тыс., а будет 12 тыс., никаких ракет не хватит.
  6. +4
    31 октября 2022 10:09
    1.Нет четкой позиции по БПЛА стратегам , которые явно корректируют удары по РФ.
    Людей там нет, работают они против нас, мы возле них не летаем, их летает валом возле нас и работают на 404 против нас........При сбитии - жертв среди военных МО США не будет.
    2. Позиция МИД - робкий голос против этого.
    3. Пора понять, что "Озабоченность" прекрасно работает тогда, когда все знают, что после что то происходит.
  7. +3
    31 октября 2022 10:30
    Глупо надеется ,что какаята страна будет целенаправлено неиспользовать свои спутниковые возможности в правительственных целях.
    Есть договор и законы о неиспользованиии ряда вооружений в космусе? есть. Их и не используют.
    Есть договор о неиспользованиии военными связи? нет. Ее и используют.
    Наверняка есть правила и об атаках военных и гражданских спутников. Войны нет? нет. Прямая атака на чужой спутник - это явная уголовщина.
  8. +2
    31 октября 2022 13:19
    Словесная шелуха, мягко выражаясь. Сколько уже трындели про выведение из строя орбитальных спутников, а они и поныне там...
    1. -1
      1 ноября 2022 20:31
      Это такая хитрая стратегия. Вопрос скоро отпадёт сам собой. Ничего не надо делать: оно само рассосётся.
  9. -1
    1 ноября 2022 20:30
    В космосе не может быть и нет ничего "частного". Поимейте это в виду.
  10. 0
    4 ноября 2022 15:37
    Коммерческие спутники, равно как и военные, практически невозможно контролировать извне. С какой целью и для кого выполняется дистанционное зондирование Земли, мы никогда не узнаем. Поэтому договоренности стоят чего-либо лишь тогда, когда их можно проконтролировать. С этим в космосе проблема. На счет спутников-инспекторов тоже не должно быть больших иллюзий. Много ли даст информации фотография танка в хорошем качестве, сделанная с расстояния 10 километров? Или я чего-то не понимаю?
  11. 0
    30 декабря 2022 03:35
    Кто будет прислушиваться к предложению России? Квазигражданская космическая инфраструктура является законной целью и подлежит уничтожению.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»