Military Review

Chinese multiple launch rocket systems. Part II

6
WS family

In the second half of the eighties, the Sichuan Aerospace Industry Company (SCAIC) began the development of unguided rockets for multiple rocket launchers under the general name Weishi (Defender). They should have been distinguished from previous missiles by a large caliber, a greater range, and greater power. Tests of the first finished RSZO family called WS-1 began in 1990 year.

The basis of the WS-1 complex was the eponymous rocket projectile caliber 302 millimeter. With a length of about 4,7 meter rocket weighed 520-530 kilogram, depending on the type of applied head. Like all rocket salvo systems, the WS-1 was equipped with a solid-fuel engine. The engine model FG-42 provides the maximum flight speed of the order of 1300 meters per second. In the course of the flight, the ballistic trajectory rocket rose to an altitude up to 30 kilometers. The firing range lay in the range from 40 to 100 kilometers. The WS-1 rocket delivered to the target a fragmentation or cluster warhead weighing 150 kg. Stabilization in flight was carried out using four planes in the tail of the rocket. These stabilizers were located at an angle to the axis of the projectile, which led to unwinding during the flight.



The WS-1 MLRS combat vehicle could be mounted on the basis of any suitable three-axle truck. On the frame of the car, immediately behind the standard cabin, an additional compartment was installed to accommodate the equipment, and a launcher was mounted above the rear axles. The latter was a block of four tubular guides (2x2) installed on a swing-up device. Horizontal guidance was possible within 30 ° from the axis of the machine in both directions. The maximum elevation angle is 60 degrees. Turning and raising the guides was carried out hydraulically, but if necessary, you could use mechanisms with manual transmission. Similarly, the situation was with the outriggers who held the car during the shooting. In the event of a hydraulic system failure, the transfer time of the vehicle from the traveling to the combat position increased significantly. Without any technical problems, a three-person calculation should have performed this procedure in 18-20 minutes. A relatively long time to transfer to a combat or marching position was due to the complexity of all actions and a long range, which made it possible not to rush too much with preparation.

However, for the long range had to pay some features of operation and shooting. Firstly, the WS-1 combat vehicle carried only four unguided missiles, which, when stabilized by rotation, did not give a high effectiveness of the strike with one volley. Secondly, a separate transport-loading machine was required, with which it took at least five minutes to prepare one shell for firing. Finally, the need for a massive strike by the forces of several batteries was almost not compensated by the large mass of warhead of each rocket. Even with a circular deviation of about one percent from the firing range, the dispersion of shells was too large to effectively hit targets. For these reasons, it was decided to limit the trial operation of several batteries. MLRS WS-1 is not officially accepted into service.

Already in 1993, a new version of the Weishi family salvo fire system, WS-1B, appeared. The eponymous missile received a new engine of greater power, thanks to which the maximum flight speed increased (about 1500 m / s) and, as a result, the maximum range. At the same time, the rocket weighs up to a kilogram of 705-730. WS-1B MLRS could hit targets at 80-180 kilometers. In addition, a more powerful engine allowed to make a new head. In addition to the standard high-explosive fragmentation and cassette, fragmentation appeared with an increased number of ready-made destructive elements. According to unconfirmed data, the volume-detonating part was developed. After the upgrade, the accuracy rates deteriorated slightly. The QUO now ranged from 1 to 1,25 percent of firing range. In this case, the mass of the head part remained the same.

It is quite obvious that the WS-1B MLRS differed from the original WS-1 only in its greater range. There were no other useful innovations, and the accuracy deteriorated. For this reason, the PLA did not accept the WS-1B armament. But these cars are interested in foreign buyers. In the late nineties, Turkey acquired several WS-1 MLRS batteries, which received the local designation Kasigra. A little later, Ankara and Beijing agreed to deploy a licensed production of WS-1B systems, renamed Jaguar. The rest of the countries showed their interest, but it never came to supplies.

The latest member of the Weishi family at the moment is the WS-2 MLRS. Once again, increased the size of the rocket, in particular, the caliber has grown to 400 millimeters. The range of flight of new missiles increased to 200 kilometers. In addition, further development of WS-2C and WS-2D, according to available data, means equipping the missiles with a GPS navigation system, which allows you to fire at targets at distances in 350 and 400 kilometers. There are also rumors about the development of WS-3 RSZOs with even greater firing range indicators.

WM family

Shortly after the start of production of the Type-83 MLRS, work was started to further improve this system. The military wanted to increase the combat characteristics of the existing complex. After analyzing the possibilities, it was decided to return to the wheelbase. The tracked undercarriage had the best maneuverability, but in the case of multiple launch rocket systems, they were even excessive. For this reason, the eight-axle special truck Shandong Taian TAS80SQ has become a new base for the MLRS, dubbed WM-5380.

Chinese multiple launch rocket systems. Part II


The selected chassis was originally equipped with a large cabin in which it was possible to accommodate even more than five people calculating the installation. In the back of the selected chassis placed launcher. Its swivel base rotated 20 degrees to the side of the car. Elevation angles were adjusted from 20 to 60 degrees. As in the case of the "Type 83", small pointing angles in the horizontal plane did not allow firing with small elevation angles - the cab of the vehicle was in the path of the missiles. A characteristic feature of the WM-80 launcher was the use of transport-launch containers. Before entering the position of the transport-charging vehicle (also on the TAS5380SQ chassis), using its own crane, installed two containers of four missiles each on the starting device of the combat vehicle. This method of recharge was chosen due to the relative simplicity and ease of use. The whole process of recharging the combat vehicle took no more than five to seven minutes.

For use on WM-80, unguided rockets of the 83 Type complex were modified. 273-mm ammunition was heavier by several tens of kilograms. The weight of the warhead remained the same. At the same time, due to the use of another kind of solid fuel, the maximum flight range has doubled. The range of firing system WM-80 - 34-80 kilometers. Missiles for this MLRS were the first time that Chinese designers tried to give this type weapons the possibility of accurate shooting. In addition to simple unguided rockets, an adjustable one was developed. The flight path correction system, according to most sources, worked with the help of satellite navigation systems, but there are references to an inertial system that commands out gas rudders in the initial part of the flight. Data on the accuracy of the adjusted ammunition was not published. For new projectiles caliber 273 millimeter was developed three combat units: high-explosive fragmentation, cluster and volume-detonating.

Tests of the MLRS began in the late nineties. WM-80 salvo systems are reportedly not adopted by the PLA. Nevertheless, a certain number of complexes went to the countries of the third world. Interestingly, several combat vehicles were subsequently resold to the United States, where they were carefully studied.



Later, in the two thousandth years, the WM-80 complex underwent a serious revision. Modernization received the designation WM-120. Changes, above all, were rocket and guidance systems. After all the changes, a new rocket with a trajectory correction system was able to fly a distance of 120 kilometers. Automatic guidance control systems not only updated, but also changed their composition. The staff of the MLRS WM-120 battery included a separate meteorological reconnaissance vehicle equipped with a specialized radar. In addition, all the calculations required for shooting are now made fully automatically.

There is currently no accurate data on the production and supply of the MLRS WM-120. There are fragmentary information about negotiations with Chile, Jordan and other third world countries, but there is still no confirmed information. Perhaps the WM-120 project is not yet ready for mass production: despite repeated demonstrations, the new Chinese MLRS has not yet been adopted.

A-100

Not having achieved the desired result with the first MLRS of the Weishi family, the Chinese military and engineers began another project. This time they decided to do the same as when creating the “Type 81”, with the difference that it was suggested not to fight off the sample for copying in battle, but to buy from third countries. In 1997, a number of Russian-made 9K58 Smerch was purchased from an unnamed country. All of them were transferred to the research organization CALT for the study and development on their basis of their own volley fire system. The prototype was described at the beginning of 2000.



The combat vehicle of the new A-100 complex looks a lot like the original Smerch. So, the WS-2400 with the wheel formula 8х8 became the base for it, and the launcher design is a slightly reworked original unit. Unlike the Soviet / Russian, the Chinese MLRS has a slightly smaller salvo volume: the launcher is equipped with only ten tubular guides with an U-shaped slot for the initial promotion of a missile. The caliber of the guides and the rockets remained the same as on the Smerch - 300 millimeters. The combat vehicle is held in place during the shooting by four hydraulic outriggers. The same hydraulic system is used to guide the block guides. All operations are done by calculating the MLRS from the cab. If necessary, the functions of hydraulic cylinders can be performed by mechanics with manual transmission. After arriving at the position, the combat vehicles of the A-100 complex spend about six minutes to go into a combat position. After striking a strike (a volley lasts about a minute) for three minutes, the cars can go to the technical position, where the transport-charging machines recharge them.



Missiles with a course correction system are used for firing. 840-kilogram ammunition is equipped with a warhead weighing about 235 kg. A comparatively powerful solid-fuel engine delivers loads from 40 to 100 kilometers. Missiles can be equipped with high-explosive fragmentation, incendiary and cluster warheads. Of particular interest is the system of correction of the flight path. The Chinese are not without reason taken as the basis of "Tornado". The fact is that its high firing range is provided by a special system designed to hold the rocket on the calculated trajectory. This system can not be called homing, but it provides a fairly high accuracy. Naturally, with the correct calculation of the direction to the target and the elevation angle of the launcher. Own equipment missiles complex A-100 during the first three seconds of the flight automatically determines the actual direction of motion, analyzes it and compares with the calculated trajectory. If necessary, commands are issued on the gas rudders, which allows you to withdraw ammunition in the right direction. After this correction, the control system does not interfere in the course of the flight, except in cases where the missile is equipped with a cluster warhead. When such warheads are used, the control system, at the estimated time, issues a command to open the cassette and eject submunitions. The stated deviation from the target is no more than 0,5% of the distance to the target.



For the accuracy of the guidance meets a separate fire control system. Each battery is given one machine with such equipment. The tasks of the control machine include determining the coordinates of battery combat vehicles, generating guidance information and transmitting it to missile control systems. The last stage of preparation for the volley is carried out "through the mediation" of the onboard equipment of the combat vehicles themselves. All pre-launch procedures related to the creation of a missile flight program take no more than one and a half minutes after arriving at the position.

In 2002, the A-100 system was adopted by the Chinese army. The total number of complexes produced is small - no more than a hundred. Small volumes of production are due, first of all, to the great complexity of production and the cost of both combat vehicles and rockets. In addition, A-100, having a long range, is in some way a special weapon designed to perform special tasks.

AR1A

In 2009, at the IDEX exhibition, NORINCO presented its new development, created, obviously, in the middle of the two thousandth. MLRS AR1A is a further development of the project A-100. It is noteworthy that this time the Chinese did not use other people's experience by buying and studying finished equipment. Employees of NORINCO completely legally and officially collaborated with the Russian National Research and Production Enterprise “Splav”, the leading Russian enterprise developing volley fire systems.



At the moment, the MLRS AR1A is a collection of the best practices of Chinese engineers. The combat vehicle uses a launcher, similar to the aggregate of the systems of the WM family: two separate containers of five missiles each are installed on its lifting boom. It is noteworthy that in order to facilitate the construction of the containers, they are designed as a frame frame with tubular guides mounted inside. To improve accuracy, the launcher has rotary devices that allow guides to be guided with an error of about one thousandth (about 0,06 °). In addition to the launcher on the combat machine is a cabin for all four people and equipment calculation. The latter allows you to collect and process the vast majority of the necessary information. Due to the correct selection of equipment, the combat vehicle of the AR1A complex is capable of independent combat work.

It is worth noting that an independent attack is still a tool "just in case." The main method of striking is the battery or division. In addition to the machines with the launcher, the compound consists of command-staff and transport-charging machines, as well as a separate car with a radar station, designed to collect data on meteorological conditions.



The 300 caliber millimeters of rockets were made in accordance with the Chinese military’s new views on the appearance of these munitions. Different warheads of missiles imply not only different actions on the target, but also characteristics that differ from each other. At the moment, the nomenclature of shells is as follows:
- BRE2. Corrected projectile with a range from 60 to 130 kilometers. High-explosive fragmentation warhead weighs 180 kilogram and hits targets within a radius of at least one hundred meters;
- BRE3. Adjustable projectile shorter range. Shooting is possible at a distance from 20 to 70 kilometers. The 200-kilogram cassette warhead is equipped with 623-cumulative fragmentation submunitions. Combat elements are scattered in a radius of up to 160 meters and punch up to 50 millimeters of homogeneous armor;
- BRE4. Missile with a cluster warhead and greater range: 60-130 kilometers. Equipped with combat elements similar to BRE3 submunitions, but in smaller quantities - 480 pieces.

To date, only a few AR1A complexes have been tested. This system of volley fire has repeatedly been interested in the military from different countries, but it is not yet offered for export. As for supplies for the Chinese army, they are worth waiting for in the coming years.


On the materials of the sites:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://military-informer.narod.ru/
http://sinodefence.com/
http://articles.janes.com/
http://military-today.com/
Author:
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alex86
    alex86 27 October 2012 08: 59
    +1
    The Chinese are definitely great - they try different directions and it turns out well. From the point of view of us, as a potential target, the only good thing is that the complexity of production constrains the volume. But we must understand that not for long. And MLRS for China is the most effective means for cleaning up areas on our territory. The article "+", sensibly, it is a pity that there is not enough about MLRS with a long range - but it seems that there is nowhere to take it (material).
  2. Lucky
    Lucky 27 October 2012 11: 40
    +1
    Bratzi, we must draw conclusions from this article that we need to adopt, something that negates this is not a bad weapon of theirs!
    They well mastered the lesson on Domsky Island with hail, now they want to catch up!
  3. urich
    urich 27 October 2012 19: 34
    -1
    Nothing new.
    The newest is an attempt to clone our old. Even in spite of cooperation with the "alloy".
    And it pleases.
  4. mar.tira
    mar.tira 28 October 2012 09: 25
    0
    Before they "cooperated", their mother! , we will be bombarded with our own "developments".
    1. loft79
      loft79 29 October 2012 01: 04
      +1
      I agree. You can't cooperate like that with a "potential friend".

      "In 1997, several 9K58 Smerch complexes were purchased from an unnamed country."

      Surely you know what kind of country. So this "unnamed" country should be knocked on the head of a commercial with a political club. So that the toads are not enclosed.
      1. Mairos
        Mairos 1 November 2012 19: 30
        0
        Well, Duc, we have "partners" all around .. if not western so eastern and there is no potential enemy, by default. Even during exercises, they fight terrorists exclusively.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II

Семейство WS

Во второй половине восьмидесятых Сычуаньская компания аэрокосмической промышленности (SCAIC) начала разработку неуправляемых ракет для систем залпового огня под общим названием Weishi («Защитник»). От предыдущих реактивных снарядов они должны были отличаться большим калибром, большей дальностью и большим могуществом. Испытания первой готовой РСЗО семейства под названием WS-1 начались в 1990 году.

Основой комплекса WS-1 являлся одноименный реактивный снаряд калибра 302 миллиметра. При длине около 4,7 метра ракета весила 520-530 килограмм, в зависимости от типа примененной головной части. Как и все ракеты систем залпового огня, WS-1 оснащалась твердотопливным двигателем. Двигатель модели FG-42 обеспечивал максимальную скорость полета порядка 1300 метров в секунду. В ходе полета ракета по баллистической траектории поднималась на высоту до 30 километров. Дальность стрельбы лежала в пределах от 40 до 100 километров. Ракета WS-1 доставляла к цели осколочную или кассетную головную часть массой 150 кг. Стабилизация в полете осуществлялась при помощи четырех плоскостей в хвостовой части ракеты. Эти стабилизаторы были расположены под углом к оси снаряда, что приводило к раскручиванию во время полета.


Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Боевая машина РСЗО WS-1 могла монтироваться на базе любого подходящего трехосного грузовика. На раме автомобиля, сразу за штатной кабиной, устанавливался дополнительный отсек для размещения аппаратуры, а над задними осями – пусковая установка. Последняя представляла собой блок из четырех трубчатых направляющих (2х2), установленных на поворотно-подъемном устройстве. Горизонтальное наведение было возможно в пределах 30° от оси машины в обе стороны. Максимальный угол возвышения – 60 градусов. Поворот и подъем направляющих осуществлялся гидравликой, но при необходимости можно было использовать механизмы с ручным приводом. Аналогичным образом дело обстояло и с аутригерами, удерживавшими машину во время стрельбы. В случае отказа гидравлической системы время перевода машины из походного положения в боевое значительно увеличивалось. Без каких-либо проблем технического характера расчет из трех человек должен был производить эту процедуру за 18-20 минут. Сравнительно большое время перевода в боевое или походное положение обуславливалось сложностью всех действий и большой дальностью, дававшей возможность не слишком спешить с подготовкой.

Тем не менее, за большую дальность пришлось заплатить некоторыми особенностями эксплуатации и стрельбы. Во-первых, боевая машина WS-1 несла только четыре неуправляемые ракеты, что при стабилизации вращением не давало высокой эффективности удара одним залпом. Во-вторых, требовалась отдельная транспортно-заряжающая машина, при помощи которой на подготовку одного снаряда к стрельбе уходило не менее пяти минут. Наконец, необходимость массированного удара силами нескольких батарей почти не компенсировалась большой массой боезаряда каждой ракеты. Даже при круговом вероятном отклонении около одного процента от дальности стрельбы рассеивание снарядов оказывалось слишком большим для эффективного поражения целей. По этим причинам было решено ограничиться опытной эксплуатацией нескольких батарей. РСЗО WS-1 официально на вооружение не принималась.

Уже в 1993 году появилась новая версия системы залпового огня семейства Weishi – WS-1B. Одноименный реактивный снаряд получил новый двигатель большей мощности, благодаря которому увеличилась максимальная скорость полета (порядка 1500 м/с) и, как следствие, максимальная дальность. Одновременно с этим ракета потяжелела до 705-730 килограмм. РСЗО WS-1B могла поражать цели на дальностях 80-180 километров. Кроме того, более мощный двигатель позволил сделать новую головную часть. Кроме стандартной осколочно-фугасной и кассетной появилась осколочная с повышенным количеством готовых поражающих элементов. По неподтвержденным данным, разрабатывалась объемно-детонирующая часть. После модернизации немного ухудшились показатели точности. КВО теперь лежало в пределах от 1 до 1,25 процента от дальности стрельбы. При этом масса головной части осталась прежней.

Вполне очевидно, что РСЗО WS-1B отличалась от оригинальной WS-1 только большей дальностью. Никаких других полезных нововведений не было, да и точность ухудшилась. По этой причине НОАК не стала принимать вооружение WS-1B. Зато эти машины заинтересовали зарубежных покупателей. В конце девяностых Турция приобрела несколько батарей РСЗО WS-1, получивших местное обозначение Kasigra. Немного позже Анкара и Пекин договорились о развертывании лицензионного производства систем WS-1B, переименованных в Jaguar. Остальные страны выказывали свой интерес, но до поставок дело так и не дошло.

Последним на данный момент представителем семейства Weishi является РСЗО WS-2. В очередной раз увеличились размеры ракеты, в частности, калибр вырос до 400 миллиметров. Дальность полета новых реактивных снарядов возросла до 200 километров. Кроме того, дальнейшие разработки WS-2C и WS-2D, по имеющимся данным, подразумевают оснащение ракет системой GPS-навигации, что позволяет обстреливать цели на дистанциях в 350 и 400 километров. Также ходят слухи о разработке РСЗО WS-3 с еще большими показателями дальности стрельбы.

Семейство WM

Вскоре после начала производства РСЗО «Тип-83» были запущены работы по дальнейшему совершенствованию этой системы. Военные хотели увеличения боевых характеристик существующего комплекса. После анализа возможностей было принято решение вернуться к колесной базе. Гусеничная ходовая часть имела лучшие показатели проходимости, однако в случае с реактивными системами залпового огня они были даже чрезмерными. По этой причине новой базой для РСЗО, получившей название WM-80, стал восьмиосный специальный грузовик Shandong Taian TAS5380SQ.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Выбранное шасси изначально комплектовалось большой кабиной, в которой можно было разместить даже больше, чем пять человек расчета установки. В задней части выбранного шасси разместили пусковую установку. Ее поворотное основание вращалось на 20 градусов в стороны от машины. Углы возвышения регулировались в пределах от 20 до 60 градусов. Как и в случае с «Типом 83», небольшие углы наведения в горизонтальной плоскости не позволяли вести огонь с малыми углами возвышения – на пути ракет находилась кабина машины. Характерной чертой пусковой установки WM-80 стало применение транспортно-пусковых контейнеров. Перед выходом на позицию транспортно-заряжающая машина (так же на шасси TAS5380SQ) при помощи собственного крана устанавливала на пусковое устройство боевой машины два контейнера по четыре ракеты в каждом. Такой способ перезарядки был выбран ввиду относительной простоты и удобства использования. Весь процесс перезарядки боевой машины занимал не более пяти-семи минут.

Для применения на WM-80 были доработаны неуправляемые реактивные снаряды комплекса «Тип 83». 273-миллиметровый боеприпас потяжелел на несколько десятков килограмм. Вес боевой части остался прежним. При этом, благодаря использованию другого сорта твердого топлива, максимальная дальность полета увеличилась вдвое. Диапазон дальностей стрельбы системы WM-80 – 34-80 километров. Реактивные снаряды для этой РСЗО стали первым случаем, когда китайские конструкторы попытались дать этому виду оружия возможность точной стрельбы. Помимо простых неуправляемых ракет была разработана корректируемая. Система коррекции траектории полета, согласно большинству источников, работала при помощи систем спутниковой навигации, однако встречаются упоминания об инерциальной системе, выдающей команды газовым рулям на начальном участке полета. Данные о точности корректируемого боеприпаса не публиковались. Для новых снарядов калибра 273 миллиметра было разработано три боевых части: осколочно-фугасная, кассетная и объемно-детонирующая.

Испытания новой РСЗО начались в конце девяностых. По имеющимся сведениям, системы залпового огня WM-80 не были приняты на вооружение НОАК. Тем не менее, определенное количество комплексов ушло в страны третьего мира. Интересно, что несколько боевых машин впоследствии было перепродано Соединенным Штатам, где их тщательно изучили.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Позже, в двухтысячных годах, комплекс WM-80 подвергся серьезной доработке. Модернизация получила обозначение WM-120. Изменениям, прежде всего, подверглись ракета и системы наведения. После всех изменений новая ракета с системой коррекции траектории смогла лететь на расстояние до 120 километров. Автоматические системы управления наведением не только обновились, но и изменили свой состав. В штатный состав батареи РСЗО WM-120 вошла отдельная машина метеорологической разведки, оборудованная специализированной РЛС. Кроме того, все необходимые для стрельбы вычисления теперь производятся полностью автоматически.

К настоящему времени нет точных данных относительно производства и поставок РСЗО WM-120. Имеются отрывочные сведения о переговорах с Чили, Иорданией и другими странами третьего мира, однако подтвержденной информации до сих пор нет. Возможно, проект WM-120 еще не готов к серийному производству: несмотря на неоднократные демонстрации, новая китайская РСЗО до сих пор не принята на вооружение.

A-100

Не добившись желаемого результата с первыми РСЗО семейства Weishi, китайские военные и инженеры начали другой проект. На этот раз решили поступить так же, как и при создании «Типа 81», с той разницей, что образец для копирования было предложено не отбить в бою, а купить у третьих стран. В 1997 году у неназванной страны было приобретено несколько комплексов 9К58 «Смерч» российского производства. Все они были переданы в научно-исследовательскую организацию CALT для изучения и разработки на их основе собственной системы залпового огня. О создании прототипа рассказали в начале 2000 года.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Боевая машина нового комплекса A-100 внешне значительно напоминает оригинальный «Смерч». Так, базой для нее стала машина WS-2400 с колесной формулой 8х8, а конструкция пусковой установки является незначительно переработанным оригинальным агрегатом. В отличие от советской/российской, китайская РСЗО имеет немного меньший объем залпа: пусковая установка оснащается только десятью трубчатыми направляющими с П-образным пазом для первоначальной раскрутки реактивного снаряда. Калибр направляющих и ракет остался таким же, как на «Смерче» – 300 миллиметров. Удержание боевой машины на месте во время стрельбы осуществляется четырьмя гидравлическими аутригерами. Та же гидравлическая система используется и для наведения блока направляющих. Все операции проделываются расчетом РСЗО из кабины. При необходимости функции гидравлических цилиндров могут выполняться механикой с ручным приводом. После прихода на позицию боевые машины комплекса A-100 тратят около шести минут на переход в боевое положение. После нанесения удара (залп длится примерно минуту) в течение трех минут машины могут уйти на техническую позицию, где транспортно-заряжающие машины производят их перезарядку.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Для стрельбы используются реактивные снаряды с системой коррекции курса. 840-килограммовые боеприпасы оснащаются боевой частью массой около 235 кг. Сравнительно мощный твердотопливный двигатель обеспечивает доставку нагрузки на расстояние от 40 до 100 километров. Ракеты могут оснащаться осколочно-фугасными, зажигательными и кассетными боевыми частями. Особый интерес представляет система коррекции траектории полета. Китайцы неспроста взяли за основу именно «Смерч». Дело в том, что его высокая дальность стрельбы обеспечивается специальной системой, предназначенной для удержания ракеты на расчетной траектории. Эту систему нельзя назвать самонаведением, однако она обеспечивает достаточно высокую точность. Естественно, при правильном расчете направления на цель и угла возвышения пусковой установки. Собственная аппаратура ракет комплекса A-100 в течение первых трех секунд полета автоматически определяет фактическое направление движения, анализирует его и сравнивает с расчетной траекторией. В случае необходимости выдаются команды на газовые рули, что позволяет вывести боеприпас на правильное направление. После этой коррекции система управления не вмешивается в ход полета, за исключением тех случаев, когда ракета оснащена кассетной боевой частью. При применении таких боеголовок система управления в расчетное время выдает команду на раскрытие кассеты и выброс суббоеприпасов. Заявленное отклонение от цели составляет не более 0,5% от дальности до цели.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


За точность наведения отвечает отдельный комплекс управления огнем. Каждой батарее придано по одной машине с такой аппаратурой. В задачи машины управления входит определение координат боевых машин батареи, выработка информации наведения и передача ее системам управления ракет. Последний этап подготовки к залпу осуществляется «при посредничестве» бортовой аппаратуры самих боевых машин. Все предпусковые процедуры, связанные с созданием программы полета ракет, занимают не более полутора минут после прибытия на позицию.

В 2002 году система A-100 была принята на вооружение китайской армии. Общее количество произведенных комплексов невелико – не более сотни. Малые объемы производства обусловлены, в первую очередь, большой сложностью производства и стоимостью как боевых машин, так и реактивных снарядов. Кроме того, A-100, обладая большой дальностью стрельбы, является в некотором роде специальным оружием, предназначенным для выполнения особых задач.

AR1A

В 2009 году на выставке IDEX компания NORINCO представила свою новую разработку, созданную, очевидно, в середине двухтысячных. РСЗО AR1A является дальнейшим развитием проекта A-100. Примечательно, что на этот раз китайцы не стали пользоваться чужим опытом путем покупки и изучения готовой техники. Сотрудники NORINCO совершенно легально и официально сотрудничали российским ГНПП «Сплав» – головным российским предприятием по разработке систем залпового огня.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


На данный момент РСЗО AR1A представляет собой собранные воедино лучшие наработки китайских инженеров. Боевая машина использует пусковую установку, подобную агрегату систем семейства WM: на ее пдъемную стрелу устанавливается два отдельных контейнера на пять ракет каждый. Примечательно, что для облегчения конструкции контейнеров они выполнены как рамочный каркас с установленными внутри трубчатыми направляющими. Для повышения точности пусковая установка имеет поворотные устройства, позволяющие наводить направляющие с погрешностью порядка одной тысячной (около 0,06°). Помимо пусковой установки на боевой машине располагается кабина для всех четырех человек расчета и оборудования. Последнее позволяет собирать и обрабатывать подавляющее большинство необходимой информации. Благодаря правильному подбору аппаратуры, боевая машина комплекса AR1A имеет возможность самостоятельной боевой работы.

Стоит отметить, что самостоятельная атака все же является средством «на всякий случай». Основным способом нанесения ударов является работа батареей или дивизионом. Помимо машин с пусковой установкой в состав соединения входят командно-штабные и транспортно заряжающие машины, а также отдельный автомобиль с радиолокационной станцией, предназначенный для сбора данных о метеообстановке.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть II


Реактивные снаряды калибра 300 миллиметров были сделаны в соответствии с новыми взглядами китайских военных на облик этих боеприпасов. Различные головные части ракет подразумевают не только разное действие на цель, но и отличающиеся друг от друга характеристики. На данный момент номенклатура снарядов выглядит следующим образом:
- BRE2. Корректируемый снаряд с дальностью стрельбы от 60 до 130 километров. Осколочно-фугасная головная часть весит 180 килограмм и поражает цели в радиусе не менее ста метров;
- BRE3. Корректируемый снаряд меньшей дальности. Стрельба возможна на дистанции от 20 до 70 километров. 200-килограммовая кассетная головная часть снаряжается 623-мя кумулятивно-осколочными суббоеприпасами. Боевые элементы рассеиваются в радиусе до 160 метров и пробивают до 50 миллиметров гомогенной брони;
- BRE4. Ракета с кассетной боевой частью и большей дальностью: 60-130 километров. Снаряжается боевыми элементами, аналогичными суббоеприпасам BRE3, но в меньшем количестве – 480 штук.

До настоящего времени произведено только несколько комплексов AR1A, которые проходят испытания. Этой системой залпового огня неоднократно интересовались военные разных стран, однако на экспорт она пока не предлагается. Что касается поставок для китайской армии, то их стоит ждать в течение ближайших лет.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://military-informer.narod.ru/
http://sinodefence.com/
http://articles.janes.com/
http://military-today.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. alex86 27 октября 2012 08:59
    Китайцы однозначно молодцы - пробуют разные направления и получается неплохо. С точки зрения нас, как потенциальной цели - радует лишь то, что сложность производства сдерживает объем. Но надо понимать, что ненадолго. И РСЗО для Китая- самое эффективное средство для зачистки площадей на нашей территории. Статье "+", толково, жаль, что про РСЗО с большой дальностью мало - но его (материала) и взять, похоже, негде.
  2. Везучий 27 октября 2012 11:40
    Братци, надо делать выводы из данной статьи, что нам нужно принять на вооружения, что то такое, что свело на нет это не плохое ихнее оружие!
    Они урок на острове Домаский хорошо освоили с градами, теперь наверстать упушеное хотят!
    Везучий
  3. urich 27 октября 2012 19:34
    Ничего нового.
    Самое новое, это попытка склонировать наше старое. Даже не смотря на сотрудничество со "сплавом".
    И это радует.
  4. mar.tira 28 октября 2012 09:25
    До" сотрудничали",мать их яти!!!Скоро нам на голову "срать будут,а мы все модернизируем,и оптимизируем армию,по Сердюковски.Вот вам один из примеров нашего "сотрудничества" в наступательном вооружении Китая.Если что не дай бог,нас нашими же "разработками"и будут засыпать.
    mar.tira
    1. loft79 29 октября 2012 01:04
      Согласен. Нельзя так сотрудничать с "потенциальным другом".

      "В 1997 году у неназванной страны было приобретено несколько комплексов 9К58 «Смерч»"

      Наверняка известно что за страна. Так этой "неназванной" стране надо политической дубинкой постучать по коммерческой голове. Что-бы жаб не подкладывали.
      1. Mairos 1 ноября 2012 19:30
        Ну дык, у нас же кругом "партнёры".. как не западные так восточные и потенциального противника нет, по-умолчанию. Даже на учениях воюют с террористами исключительно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня