О чем могут рассказать убиенные младенцы

50
О чем могут рассказать убиенные младенцы

«Тогда Ирод, увидев, что он обманут волхвами,
весьма разгневался и послал истребить
всех младенцев в Вифлееме и во всей области его,
от двух лет и ниже, по времени,
которое точно выведал от волхвов».

Евангелие от Матфея, 2:16

Рассказы об оружии. Средние века. Мы продолжаем публикацию материалов по истории Средневековья, причем иллюстрациями к сообщаемой информации являются главным образом миниатюры из манускриптов. Главная идея цикла такова: чтобы читатели ВО получили полное представление о генезисе средневековых доспехов и оружия, основываясь на подлинных миниатюрах из самых разных манускриптов, изготовленных до 1450 года.

Дополнительными материалами цикла будут являться статьи с фотографиями музейных экспонатов. То есть в итоге каждый читатель ВО станет обладателем «солидной монографии» по этой теме. Причем тут все очевидно, никаких рисунков современных художников, которые видят так, а не иначе – все изображения на совести средневековых рисовальщиков-миниатюристов.



Но начать очередной рассказ хотелось бы, опять же, не с темы оружия, а с содержания средневековых рукописных книг.

Дело в том, что в основе средневекового общества Европы лежала религия. Поэтому главным видом литературы были книги религиозного содержания, центральной из которых являлась Библия. Её читали в церквях и её же показывали прихожанам, объясняя помещенные в нее «картинки». То есть многие списки Библии (как и позднейших рыцарских романов и хроник!) представляли собой на наш современных взгляд самые настоящие… комиксы! И это не должно нас удивлять: ведь люди тогда в основной своей массе были неграмотными.

Но сюжеты Библии были ограничены. И это для нас, сегодняшних историков, исключительно важно. Ведь получается, что все художники-миниатюристы в своих книгах всегда рисовали практически одно и то же – т. е. наиболее значимые по общему суждению сюжеты. Вы только себе представьте: десятки, сотни и даже тысячи книг, и во всех нарисованы одни и те же персонажи, совершающие одни и те же действия. Понятно, что все они рисовали их по-разному, потому что и все люди разные, и неодинаково себе представляют даже очень похожие предметы и явления.

Но… художники всякий раз рисовали в рамках существовавших в их времена живописной традиции, техники и, более того – видения того или иного события. Ну а о том, что, не имея исторического знания, они всякий раз рисовали то, что видели вокруг себя, в материалах этого цикла уже не раз сообщалось.

Благодаря этому, мы имеем множество одинаковых сюжетных сцен, но каждая – с разным антуражем в зависимости от времени. Мы уже показывали это на примере иллюстраций с Самсоном и ослиной челюстью, убиения Авеля Каином, ну и, конечно, об этом совсем недавно был и материал, посвященный Давиду и Голиафу. Сегодня мы ещё раз попробуем представить себе процесс совершенствования защитного вооружения европейского средневекового воинства, вот только основываться будем на другой библейской теме, а именно – убиении Вифлеемских младенцев царем Иродом.

Знаем мы об этом событии всего лишь из одного источника – Евангелия от Матфея. Остальные Евангелия о нем почему-то не сообщают. Сюжет данного события по-настоящему ветхозаветен: он существовал в Древней Индии, Персии, Риме. По сути дела, христианская Библия лишь добавила в него массовости.

А было так, что на момент рождения нового царя Ироду было уже далеко за шестьдесят. Он удостоился прозвища Великий, однако его карьера была уже близка к завершению. И тут вдруг такой «реприманд неожиданный». Евангелие не сообщает точно, сколько детей было убито, но есть археологические данные, согласно которым их было около 200, а церковное предание приводит число 14 000.

По мнению современных исследователей, столь значительное количество жертв попросту невозможно, поскольку столько народа в небольшом Вифлееме проживать не могло. Но дело в том, что тогда проводилась перепись населения. На неё пришло много людей, и ситуация с населённостью в городе могла измениться очень сильно. Ведь недаром для Девы Марии с Иосифом в гостинице места не нашлось.

В любом случае, мы не будем сейчас заострять внимание читателей на не историчности приведенных здесь миниатюр. То, что они не историчны, ясно и понятно. Но давайте расположим их в хронологическом порядке и посмотрим, как буквально с каждым десятилетием на наших иллюстрациях все изменялось. Итак…

Самое раннее изображение «убиения младенцев» принадлежит «Кодексу Гертруды», относящегося к X веку. Оно цветное, но… совсем для нас неинтересное, как и «Евангелие от Оттона III», датируемое 1000 годом. Отметим лишь, что на миниатюрах воинов там нет.


Поэтому начнем мы с миниатюры из «Винчестерской Псалтири» – английской иллюстрированной рукописной псалтири 1150 года (Британская библиотека), также известной как «Псалтирь Генриха Блуаского» или «Псалтирь святого Свитуна».

По интересующей нас теме рисунок в ней не слишком ярок, но очень любопытен: конический шлем с загнутой вперед макушкой, длинная кольчуга с двумя разрезами по бокам и ножны меча, пропущенные почему-то справа через разрез на кольчуге – все это очень показательно, и во многом именно для этого года типично, поскольку подтверждается также и другими миниатюрами из других манускриптов.


Страница с миниатюрой из данного манускрипта. Британская Библиотека, Лондон


Миниатюра (инициал) из французского манускрипта 1215–1240 гг. (Муниципальная библиотека города Лиона) наглядно показывает, что закрытые шлемы с плоским верхом в эти годы были уже известны!


Изображение «убиения» отличается большой традиционностью. Как правило, царь Ирод сидит слева на троне, а вокруг него творятся убийства. «Псалтирь Кристины», 1230 г. Национальная библиотека Дании и Копенгагенского университета. И что мы тут видим? Хауберг, сюрко, рыцарский пояс, спущенный на бедра, чепец под шлем на голове. Таких фигур в манускриптах просто огромное количество, и все они относятся к XIII веку. Ну и, наверное, это заметили уже все: практически все художники рисовать именно младенцев не умеют!


Здесь всего два воина, причем один одет в сюрко, что соответствует эпохе. Но вот на втором справа явно надета не кольчуга, а пластинчатые доспехи. По тем временам это большая редкость. «Библейские нравоучения» 1225–1249 гг. Париж, Франция. Австрийская национальная библиотека, Вена – венский дворец Хофбург


«Убиение младенцев», германский манускрипт, относящийся к 1240 г. Британская библиотека. Очень наглядно изображены доспехи у воинов, а навершия рукоятей мечей, безусловно, порадовали Э. Окшотта. Но мы обратим внимание на ноги двух «убивцев», в центре и справа. На них явно надеты кожаные «трубы» – первые предшественники сплошных кованых доспехов для рук и ног!


«Псалтирь Ратленда», 1260 г. Британская библиотека, Лондон. Здесь миниатюра и вовсе получилась похожей именно на комикс, поскольку в одном изображении присутствуют сразу два сюжета. Слева сам царь Ирод выхватывает меч, а его присные с радостью на лицах умерщвляют деточек, кто копьем, а кто кинжалом, но здесь же справа присутствует и сцена, на которой три царя приносят дары Иисусу!


На очереди у нас «Часослов Раскина». Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес. Эта рукопись, созданная на северо-востоке Франции около 1300 года, относительно ранний образец часослова. Рукопись включает почти сотню инициалов и миниатюр, иллюстрирующих календарь, и редкую особенность – иллюстрированную литанию. На многих страницах есть иллюстрации, называемые маргиналиями. Иногда эти сцены напрямую связаны с историческим инициалом на этой же странице; чаще всего это светские виньетки с юмористическими животными и фигурами, которые явно были призваны создать некий игривый аналог сухому религиозному повествованию. Иллюминации художника-анонима демонстрируют его внимание к деталям, характерные для стиля высокой готики. И – все верно: даже в этом инициале он показывает на наличие у воина эллета – «наплечного щитка», предка эполет!


Художник этой миниатюры из «Псалтири королевы Марии», 1310–1320 гг. Британская библиотека, Лондон, явно хотел показать, что Ирод творил сие грешное дело, наущаемый дьяволом. И воины типичны для этого времени. Но вот меч фелчен или фальшион в руке одного из них… Очень интересное оружие, о котором мы непременно ещё расскажем


На ногах у воина появились цельнокованые щитки! «Историческая Библия», 1300–1325 гг. Медиатека агломерации Труа, Франция


«Очень красивый часослов Богоматери» Жана де Берри,1380 г. Национальная библиотека Франции, Париж. Перед нами типичные воины середины XIV в. Кто в шлеме «шапель де фер», кто в высоком бацинете без забрала. И все в латах на руках и на ногах, но торс все ещё закрывает доспех из пластин – бригандина, поверх которой надет джупон


И вот, наконец, «Бедфордский часослов», 1410–1430 гг. Париж. Британская библиотека, Лондон. Первая треть XV века. Как видите – художник более или менее рисовать младенцев похожими на самих себя уже научился. Впрочем, 1400-е годы – это уже Кватроченто, то есть Раннее Возрождение…

P. S.



А вот эта миниатюра добавлена сюда забавы ради. Она из «Псалтири-часослова» Иоланды Суассонской, 1280–1299 гг. Амьен, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. Оказалось, «современная европейская толерантность» уже тогда давала свои ростки, то есть и хорошими, и плохими могли быть люди с различным цветом кожи. И оказывается, что среди людей царя Ирода, убивавших младенцев, был даже негр!
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 ноября 2022 06:53
    А куда смотрел Бог-отец? wink
    ---------
    Текст вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несет полезной информации
  2. +5
    5 ноября 2022 06:55
    Дело в том, что в основе средневекового общества Европы лежала религия.
    Религия, конечно, основополагающая доминанта, но главным объединяющим началом являлась церковь.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  3. +7
    5 ноября 2022 07:00
    Ну и, наверное, это заметили уже все: практически все художники рисовать именно младенцев не умеют!
    Тут как раз все просто, в Средневековье дети не считались людьми.
    1. +7
      5 ноября 2022 07:13
      Привет, Антон!
      Ну, Вячеслав сегодня порадовал под утренний кофе! belay Сплошные картины с убиением безвинных младенцев. crying Тем не менее, спасибо ему за новую статью.
      Тут как раз все просто, в Средневековье дети не считались людьми.

      Не спорю, но дитятю вообще рисовать (если не срисовывать с натуры) очень сложно, по своему опыту знаю.
      Когда перед глазами нет подходящей натуры получается вот такой упырёк. wassat

      1. +5
        5 ноября 2022 07:41
        Привет, дядя Костя!
        Я не про рисование, а про средневековый менталитет. В письменных источниках дети тоже упоминаются крайне редко.
        1. +8
          5 ноября 2022 08:10
          В письменных источниках дети тоже упоминаются крайне редко.


          Естественно, они же никого не убивают, не грабят, не жгут, так о чём здесь писать? laughing
          1. +8
            5 ноября 2022 08:21
            В чем-то ты прав. Так например, Эгиль Скалагримссон стал "человеком" в возрасте 7 лет, после убийства сверстника.
            1. +3
              5 ноября 2022 09:09
              Не знаю кто это такой, но, судя по всему, ребёночек много обещающий. wassat
              1. +4
                5 ноября 2022 09:13
                Один из самых извесных средневековых скандинавских поэтов. Но отморозок еще тот.
                1. +4
                  5 ноября 2022 09:22
                  Нормально! laughing Он ещё и стишки пописывал на досуге? fellow
                  1. +9
                    5 ноября 2022 09:31
                    Самую знаменитую вису он сочинил за одну ночь, сидя в тюрьме в ожидании казни. Называется она "Выкуп головы". И таки выкупил!
                    1. +5
                      5 ноября 2022 09:45
                      Подожди, так он ещё кого-то грохнул уже в более зрелом возрасте, или его ещё в детстве посадили в тюрьму?
                      1. +6
                        5 ноября 2022 09:57
                        Нет, уже в зрелом возрасте. Я плохо помню его биографию, давно читал. Из трех запомнившихся фактов изложил два, третий: Эгиль умер своей смертью, в возрасте 80 лет.
                      2. +7
                        5 ноября 2022 10:16
                        В семь лет грохнул первого, дожил до восьмидесяти... Интересно, какой у него "личный счёт": belay

                        Интересно, а отпрыску он тоже помог переселиться в мир иной? laughing
                      3. +5
                        5 ноября 2022 14:26
                        ой, ладно! Александр Сергеевич ( наше все) тоже был далек от идеала и не он один...поэзия, отрава для души..
      2. +4
        5 ноября 2022 08:23
        Всем привет!
        Когда перед глазами нет подходящей натуры получается вот такой упырёк. wassat

        Думаю монашек нарисовавший «дитятю» брал вдохновение с отца настоятеля! Надеюсь художника не «спалили», раз миниатюра не вымарана. Дамс… в средневековье слово «спалили» имеет двоякое значение.
        1. +4
          5 ноября 2022 08:48
          в средневековье
          Привет, Влад!
          При таких обобщающих тезах мне всегда хочется задать вопрос: а что такое Средневековье? И где границы эпохи?
          1. +1
            5 ноября 2022 15:24
            Цитата: 3x3zsave
            в средневековье
            Привет, Влад!
            При таких обобщающих тезах мне всегда хочется задать вопрос: а что такое Средневековье? И где границы эпохи?

            Привет Антон, мы уже обсуждали эту тему. Я мыслю классически: крах Римской империи - промышленная революция в Голландии.
            1. +4
              5 ноября 2022 15:59
              Ох, дружище!
              Мне все же придется дописать цикл материалов, под рабочим названием "Когда закончилось Средневековье?". Хотя бы для тебя.
              1. +2
                5 ноября 2022 16:22
                Цитата: 3x3zsave
                Ох, дружище!
                Мне все же придется дописать цикл материалов, под рабочим названием "Когда закончилось Средневековье?". Хотя бы для тебя.

                Ты мне - это уже обещал! drinks
                Могу только пожелать тебе творческих успехов!
                1. +2
                  5 ноября 2022 16:43
                  Ты мне - это уже обещал!
                  Я - негодяй и лжесвидетель!
                  А кто обещал, что со мной будет "легко и прибыльно? Я? Увольте!!! Я всегда позиционировал себя редкостным мерзавцем.
                  1. +1
                    5 ноября 2022 19:02
                    Сначала цикл напиши. А биографию - на обложку. Звёзды шоу-бизнеса иззавилуются.
        2. +6
          5 ноября 2022 09:17
          Доброе утро, Влад! hi
          Да, удя по всему отец-настоятел был алкоголиком, если так, то художник был не только точен, но и обладал чувством юмора. laughing
          Дамс

          Да, дам тогдашние богомазы тоже не щадили, за такие "портреты" тётки могут и глазки выцарапать. laughing
          1. +5
            5 ноября 2022 15:31
            . Да, дам тогдашние богомазы тоже не щадили, за такие "портреты" тётки могут и глазки выцарапать. laughing

            Все симпатичные до нас не дошли. Братья монахи из книг их вырезали и вешали, далеко не в богоугодных помещениях! laughing
            1. +4
              5 ноября 2022 15:43
              Ну, братия отводила душу как могла. wink laughing

              1. +3
                5 ноября 2022 16:24
                Дядя Костя, совету почитать тебе книгу «Священный Вертеп». Автора правда подзабыл, но написано диво и иронично.
                1. +5
                  5 ноября 2022 16:43
                  Возможно и почитаю, только мне книг накидали -- и Антон, и Сергей Фил, ещё их осилить надо. Сейчас вот грызу книженцию о потоплении "Лузитании" под названием "Мёртвый след", автор Эрик Ларсен, книга сплошь из документов, семьсот страниц с лишним, думал всё про эту историю знаю, однако, нет. Тоже рекомендую, это Фил подкинул.
            2. +6
              5 ноября 2022 16:48
              Цитата: Коте пане Коханка
              Братья монахи из книг их вырезали и вешали, далеко не в богоугодных помещениях!

              В исповеднике 16 века у нас был даже вопрос: "Не глядел ли с похотию на святые иконы?".
              1. +4
                5 ноября 2022 18:23
                Цитата: kalibr
                Цитата: Коте пане Коханка
                Братья монахи из книг их вырезали и вешали, далеко не в богоугодных помещениях!

                В исповеднике 16 века у нас был даже вопрос: "Не глядел ли с похотию на святые иконы?".

                Что-что, а лубки у нас были достаточно содержательные!!! laughing
    2. +2
      5 ноября 2022 07:40
      Цитата: 3x3zsave
      в Средневековье дети не считались людьми.

      Все они были причисленны к лику святых. А святыми могут быть только люди...
  4. +3
    5 ноября 2022 08:30
    Некоторые младенцы похожи на качков. Другие уже умеют молиться.
    Ирод и сам взялся за меч кое-где
  5. +3
    5 ноября 2022 09:23
    Что было избиение младенцев , т.е массовая и жесточайшая убийство новорождённых детей, об это напИсано лишь в Евангелии Нового Завета от Матфея . Позже Матфея писАшшие Евангелии Марк , Лука и Иоан этих коренных событий в Евангелиях Нового Завета не упоминает . Боле чем возможно и вероятно, что к тому времени как Евангелии писАли Марк, Лука и Иоан , к тому времени Церковь уже стала карательным органом и Маку , Луке и Иону она просто заткнула рот , что бы те не отражали в Евангелиях все эти ужасы , которые , на самом деле могли быть ещё ужаснее и , главное , бессмысленнее , чем эти
    ужасы описАл Матвей .
    Одним словом , если бы завтра были бы рассекречены и опубликованы все архивы Ватикана, то послезавтра мир перевернулся бы вверх ногами , от там спрятанной жестокости , лжи , подтасовок и кровожадности , зафиксированных в документах и фактах
    1. +4
      5 ноября 2022 12:16
      hi Самое позднее из Евангелий - от Иоанна. Он единственный из евангелистов, умерший смертью. Очевидно было записано одним из учеников Иоанна Богослова прмерно 80 -100 году Н.Э.
      После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея... Евангелия от Матфея, Луки и Марка называют синоптическими, события там описаны примерно одинаково. Ну.... за исключением "избиения" у Матфея...
      Какая такая церковь которая "заткнула рот" синоптикам и Иоанну? Не думаю... Известно, что Матфей до следования Христу был сборщиком податей его рассказ о страшном злодеянии Ирода можно считать инсайдерским сливом секретной информации. А остальные просто не знали laughing
      1. +3
        5 ноября 2022 12:33
        Матфей до следования Христу был сборщиком податей
        И, вероятно, едиственным грамотным человеком среди апостолов.
        Привет, Борисыч!
      2. +3
        5 ноября 2022 12:35
        Цитата: Толстый
        что Матфей до следования Христу был

        мытарь!
  6. +4
    5 ноября 2022 11:03
    Вячеслав Олегович, может быть, на последней миниатюре не негр-убийца, у него ведь не видно оружия. Может быть, это - сам Сатана? Направляет руку с мечом убийцы. Да и ухо у него выписано как "макаково ухо"...Царт Ирод - седой? Или сидит на диете из кервеля ажурного, лаврового листа и душицы? Да и мать - похоже, норвежка или немка, судя по цвету волос.
    1. +3
      5 ноября 2022 12:33
      Цитата: Тестов
      Может быть, это - сам Сатана?

      Скорее всего! Но... шутка есть шутка.
  7. +4
    5 ноября 2022 14:13
    hi
    Мозаики на тему Ирода:





    "Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации."
  8. +4
    5 ноября 2022 14:19
    Очень наглядно изображены доспехи у воинов, а навершия рукоятей мечей, безусловно, порадовали Э. Окшотта.

    Ну, раз упомянули Оукшотта, давайте попробуем рыцарские мечи на миниатюрах типологизировать по его типологии. smile
    На "Винчестерской псалтири" мечи классификации не поддаются, они, скорее какие-то церемониальные, игрушечные. Даже под каролингский меч их не подвести. Кстати, на этой картинке некто, пронзающий младенца мечом, его ещё и натурально жрёт. При этом имеет негроидные черты лица, это тоже к вопросу о толерантности. smile
    А вот на следующей, лионской миниатюре, мечи уже вполне "взрослые". Думаю, их смело можно отнести к типу XV или XVI по Оукшотту. А, нет, нельзя. По Оукшотту такие мечи появляются в самом конце XIII в., а у нас первая половина. По той же причине не подходит и тип XIV. Других похожих клинков в типологии Оукшотта нет. Проблемка, блин...
    Ладно, идём дальше. smile
    Псалтирь Кристины дает изображения двух мечей - меч в руках Ирода похож на меч типа XI или XII. Тип XII вполне укладывается в хронологический график. А вот меч в руках рыцаря опять больше напоминает тип XV и под 1230 г., согласно Оукшотту никак не подходит.
    А вот на манускрипте 1240 г. мечи действительно изображены очень хорошо и очень похожи на поздние каролинги или на тип Х по Оукшотту. Такие мечи, согласно его графику, были в ходу до конца XII в. А тут середина XIII. Опять неувязочка. smile
    Следующий меч изображен на миниатюре из часослова Раскина 1300 г. Как хотите, но я вижу здесь тип XVIIIc. Мечи этого типа появляются по Оукшотту только в XV в.
    Псалтирь королевы Марии даёт нам не очень четкое изображение мечей, но понятно, что это мечи второй "готической" группы и скорее всего, опять тип XV или XVI, в хронологию помещается. smile То же касается и двух следующих миниатюр из "Исторической Библии" и "Часослова Богоматери"
    Следующий по списку - Бедфордский часослов. Убийца в красном явно держит в руках меч типа XXI или XXII. По Оукшотту такие мечи появились не ранее второй трети XV в., часослов же датирован первой третью этого века.
    На последней миниатюре меч тоже изображен плохо и вряд ли может быть идентифицирован. Думаю, что условно его можно отнести к первой, "романской" группе мечей, возможно, тип XI или XII, в этом случае они вполне в хронологию вписываются.
    Итак, подведем итоги.
    На миниатюрах я нашел восемь мечей, которые отважился отнести к какому-либо типу.
    Трижды мы видим меч типа XV или XVI, но лишь один раз эти мечи "попадают" в хронологический график.
    Дважды попадаются мечи типа XI - XII и оба раза в хронологический график вполне вписываются.
    По разу попадаются мечи типа Х, XVIIIc и XXI-XXII и все три в график не попадают.
    Пять мечей из восьми, изображенных на миниатюрах, в хронологический график типологии Оукшотта не вписываются. Либо с типологией что-то не так, либо с датировками миниатюр.
    Либо с художниками, но это как-то слишком просто и неинтересно. smile
    1. +5
      5 ноября 2022 14:36
      Итак, подведем итоги.
      Все манускрипты подделаны в подвалах Ватикана!!!
      1. +5
        5 ноября 2022 15:01
        Есть ещё один вывод. Если сместить хронологическую шкалу Оукшотта на полвека удревнения типов, то всё, в общем, будет, что называется, "в цвет".
        Оукшотт исследовал, в основном, реальные мечи, и, насколько я знаю, особого внимания никаким другим источникам не уделял.
        1. +4
          5 ноября 2022 15:19
          Ох, Михаил...
          1. Начнем с того, что Окшотт не историк, а вовсе даже художник.
          2. Судя по его книгам, источниками он пользовался самыми разнообразными.
          3. Типологий мечей существует несколько: по Брюн-Хофмайер, по Петерсену, по Кирпичникову...
          4.Если сместить хронологическую шкалу Оукшотта А почему бы и не сместить? То, что он исследовал дошедшие до нас образцы, отнюдь не означает того, что подобные не появились полувеком раньше.
          1. +3
            5 ноября 2022 15:59
            Хронологии Петерсона и Кирпичникова, по мнению ряда историков также «запаздывают». Особенно это заметно в типологии раннего средневековья. Причём, я даже встречал этому объяснение. Тот и другой пользовались в описаниях археологическими находками. До повсеместной христианизации это захоронения. Фактически датируется не дата изготовления, а время погребения.
            К слову, датировка оружия (вплоть до высокого средневековья), когда повсеместно появились клейма гильдий и цехов ещё та заморочка.
        2. +1
          7 ноября 2022 11:06
          Цитата: Хозяин Трилобита
          сместить хронологическую шкалу Оукшотта на полвека удревнения типов, то всё, в общем, будет, что называется, "в цвет".

          Предложу еще более закрученную версию.
          Модных журналов тогда не было, но уже в "Трактате о живописи" Леонардо да Винчи попрекает "модников" с фестонами на краях одежды. (что их рисовать труднее)
          Моя версия - художник нарисовал меч как попало, рисунок тиражировали, и заказчики стали требовать у кузнецов "меч с рукояткой как на рисунке", а пока новая мода на навершие распространилась, как раз сколько-то времени проходило.
      2. +2
        5 ноября 2022 17:07
        Ну, раз упомянули Оукшотта, давайте попробуем рыцарские мечи на миниатюрах типологизировать по его типологии.

        Прежде чем что то типологизипрвать по Оукшоту, следует для начала разобраться с типологией Оукшота и с тем, как к своей типологии относился сам Оукшот. Самое главное, на чем акцентировал внимание Оукшот, это то - что его классификация - современная конструкция для современного "потребителя", с которой средневековые оружейники, в силу объективных обстоятельств, не знакомы, потому ковали свои мечи так, ка считали нужным и о том, чтобы в современные классификации вписаться. совсем не заботились.
        1. +4
          5 ноября 2022 19:10
          Уважаемый Nephilim, неужели вы, зная меня уже достаточно долгое время, могли предположить, что своим комментарием я пытался совершить "великое открытие научного масштаба"? smile Как-то даже за меня обидно, мне казалось, что я должен быть вне подобных подозрений. smile
          Мой экспромт по поводу дела Нельской башни - помните? - точно также как и многие прочие мои комментарии (анализ фильма "Там, на неведомых дорожках, например), в том числе и этот комментарий, не несут какого-то глубокого смысла, это исключительно упражнение, типа утренней зарядки, чтобы мозги не прокисали и не застаивались.
          Я взял два источника - статью Шпаковского и статью Вики, посвященную типологии Оукшотта и сопоставил их, не более того. На достижение какой-то сакральной истины, скрытой от научного сообщества, не претендовал, не претендую и не собираюсь. smile
          1. +1
            5 ноября 2022 20:18
            Мой экспромт ... это исключительно упражнение, типа утренней зарядки, чтобы мозги не прокисали и не застаивались.

            Так и мой - совершенно аналогично.
    2. +2
      5 ноября 2022 15:44
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Кстати, на этой картинке некто, пронзающий младенца мечом, его ещё и натурально жрёт.
      -Мама, мама, смотри: там девочка мальчика ест!
      -Что ты такое говоришь?! Целует она его! А, нет... Ест...
  9. +2
    5 ноября 2022 17:51
    Но вот на втором справа явно надета не кольчуга, а пластинчатые доспехи. По тем временам это большая редкость. «Библейские нравоучения» 1225–1249 гг. Париж, Франция. Австрийская национальная библиотека, Вена – венский дворец Хофбург

    По тем временам - это по каким? Если по "тем временам", о которых иллюстрация, то есть времена царя Ирода, то ламелярный доспех - явление рядовое. То есть тезис о том, что средневековые художники "не имели исторического знания" - эта иллюстрация явно не подтверждает.
  10. 0
    10 декабря 2022 16:46
    Швец и жнец и на дуду игрец. Всё может, стоит, только захотеть. Вылитый барон Мюнхгаузен.