Имя на карте – лётчик Дмитрий Калараш

23
Имя на карте – лётчик Дмитрий Калараш


Три или четыре... точки на картах...


Этому небольшому очерку обязательно придётся делать продолжение, даже два, а может быть, и три. Из подмосковных Люберец, с Кавказа – из Туапсе и солнечного курортного Лазаревского, наконец – из Хабаровска. Вряд ли где-нибудь промолчат о своём герое.



Ведь Дмитрий Калараш – он свой для всех тех, кто не собирается прощаться с памятью, как для дальневосточников, так и для люберецких, и для сочинцев, ведь Лазаревское – это центр одного из районов большого Сочи. Именно там минувшим летом меня и зацепило.
Зацепило в местном музее, когда-то краеведческом, теперь – с чётким национальным или этнографическим акцентом на адыгов или адыгейцев, это кому как нравится, на греков с армянами и ещё на многих других. Именно там за Дмитрием Каларашем и его товарищами по оружию закреплена едва ли не половина зала.


И это – в совсем небольшом особнячке, в котором когда-то обитала семья основателя современного посёлка – грека с забавной, но вполне обычной фамилией Попандопуло, заставляющей вспомнить «Свадьбу в Малиновке». Там же, в музее, увы, даже адмирал Лазарев, имя которого носит сам этот уютный и симпатичный курорт, отмечен единственным то ли фото, то ли портретом.

Кстати, и единственный в Лазаревском памятник легендарному адмиралу, считайте, упрятан на станции «Лазаревская», куда без скрупулёзного досмотра теперь простому гражданину и не попасть.


В Люберцах-2022


Впрочем, здесь не о Лазареве. Улицу Калараш в Люберцах, небольшую и тихую, знаю не один десяток лет. С тех пор как стал пробираться на старую дачку через этот подмосковный «почти мегаполис» своим ходом, то есть за рулём. Не раз вспоминал по её поводу молдавский городок Калараш с его замечательным винно-коньячным заводом.

Название городка можно перевести как «всадник» или «гусар», а продукцию этого орденоносного предприятия теперь в наших супермаркетах днём с огнём не сыщешь. А имя люберецкой улице, как оказалось, дал совсем другой Калараш. Дмитрий Леонтьевич, Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, погибший в небе над Кавказом.

Имена Героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны в Люберцах носят многие улицы. Тут и танковый маршал Полубояров, и генерал Кузнецов, здесь же и Дмитрий Калараш. Из семьи молдавского рабочего, родившийся в Киеве, а в Люберцах получивший свои первые лётные уроки.


Имя Дмитрия Калараша в Люберцах носит и учебное заведение – 44-я гимназия. Не так давно там торжественно открыли мемориальную доску, которую, к сожалению, сложно рассмотреть издалека – с улицы. Есть в гимназии что-то вроде музейного уголка, ученики регулярно пишут доклады и сочинения о герое.


В школьных отчётах, хотелось бы верить, написано примерно так:

«на уроках мужества ребята узнают не только о боевом пути героя, но и каким в жизни был Дмитрий Калараш: весёлым, жизнерадостным, хорошим спортсменом и семьянином, патриотом, волевым и смелым человеком».

От Хабаровска до Москвы


В Хабаровске, где тоже есть улица его имени, Дмитрий, воспитанник детдома, рано потерявший мать и отца-партизана, учился в педтехникуме и работал бетонщиком. Авиашколу он закончил уже в Борисоглебске, а к началу Великой Отечественной войны был 30-летним опытным асом, имея за плечами годы службы в НИИ ВВС, ныне – Чкаловском лётно-испытательном центре.

Дома остались жена и двое детей. Майор, замкомандира 402-го истребительного авиаполка сражался под Москвой, а затем в Крыму и на Кавказе. Лично сбил 14 вражеских самолётов, ещё шесть на его счету вместе с группой. Случилось так, что к высокому званию его представили ещё осенью, когда ещё не было принято не скупиться на награды. Но получил он его уже посмертно – 13 декабря.


Дмитрия Калараша не зря называли «небесный всадник», в боях под Новороссийском и Туапсе немцы просто охотились за ним. В свой последний полёт подполковник Калараш улетел 29 октября. Обстоятельства смерти Дмитрия Калараша до сих пор выяснены не до конца.

По одной из распространённых версий, в последнем бою он таранил «Мессера», который атаковал штурмовики, шедшие под прикрытием истребителей звена Калараша. Однако сочинские поисковики избавили героя от приписанного ему подвига, когда самолёт Калараша нашли всего несколько лет назад на склоне горы Индюк.

Стало ясно, что он был сбит, раненым сумел катапультироваться и получил новые тяжелейшие ранения при падении. Доктора госпиталя в Туапсе не смогли его спасти. В некоторых источниках, как писала газету «Черноморье сегодня», проходила информация, что

«аса нашли уже мёртвого, но как бы ни погиб герой, он до последнего вздоха бесстрашно сражался с врагом».

Нельзя не повторить, что высокое звание Героя Советского Союза он получил заслуженно – ведь к награде он был представлен ещё до своего последнего вылета.

Над горой Семашхо


Дмитрий Калараш – не первый из героев наших публикаций, который погиб под Туапсе. Мы уже вспоминали об однофамильце знаменитого создателя танка Т-34 Алексее Кошкине (Я был убит под Туапсе), а с неба его прикрывали лётчики 5-й воздушной армии. И в том числе из 236-й истребительной авиационной дивизии, где штурманом был подполковник Калараш.


В Лазаревском улица Калараша, то есть имени Дмитрия Калараша – самая что ни на есть центральная, в отличие от Люберец, но памятную доску там найти совсем непросто. Впрочем, дело ведь не в ней. В городе не забывают бесстрашных воинов из 236-й дивизии, хотя памятник им установили довольно далеко от центра и туристических маршрутов.


Увековечить же решили не истребитель времён войны, таких теперь ещё поискать, а довольно современный – Миг-23 с Иркутского авиазавода. И это при наличии на постаменте отчётливого «1941–1945». Память она такая, гибкая, впрочем, стоит ли ворчать, ведь послевоенные лётчики тоже её достойны.


Тем временем в Туапсе, в школе № 11 имени Калараша полным ходом ведутся работы по школьному проекту «Память потомков жива». И стоит во дворе школы памятник трём героям, которые сражались и погибли на туапсинских рубежах – А. Кириченко, М. Бондаренко и Д. Каларашу.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    6 ноября 2022 07:13
    Родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. С 1913 года жил в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. Окончил 3 курса Хабаровского педагогического техникума, работал бригадиром - бетонщиком. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях, затем работал лётчиком - испытателем в НИИ ВВС.

    С Июня 1941 года Майор Д. Л. Калараш в действующей армии. По Июль 1941 года - в составе 402-го ИАП ОН; по Декабрь 1941 года - в Управлении 6-го ИАК ПВО; по Апрель 1942 года - в Управлении ИА ПВО; по Июнь 1942 года - в Управлении УАГ-15; по Октябрь 1942 года - в Управлении 236-й ИАД. Сражался на Западном, Северо - Западном и Северо - Кавказском фронтах.

    Штурман 236-й истребительной авиационной дивизии ( 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт ) Подполковник Д. Л. Калараш произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника и 6 в группе. 29 Октября 1942 года стал последним вылетом летчика. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

    Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, "Знак Почёта"; медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.
    1. +3
      6 ноября 2022 08:33
      Автору спасибо!
      Попытался индентифировать самолёт героя статьи. Кажется Як-1.
      1. +9
        6 ноября 2022 10:25
        Як-7. Сбит 29.10.42 Герхардом Баркхорн, вторым по результативности лётчиком-асом Люфтваффе.
        29 октября летчиков 236-й истребительной авиадивизии потрясла гибель в неравном воздушном бою штурмана авиадивизии Дмитрия Леонтьевича Калараша, имевшего на своем боевом счету 18 сбитых самолетов противника. В этот день Калараш во главе группы, выполнив очередное задание, взял курс на свой аэродром. Но вдруг из облаков вывалились «мессершмитты». Их было много. Очередь одного из них пришлась по двигателю и кабине самолета Калараша. Летчик был ранен, самолет охватило пламя. Оставалось воспользоваться парашютом... Летный состав дивизии с тревогой ждал сообщений. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернется. Но через два дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось.

        Давтян С.М.
        Пятая воздушная
        1. +3
          6 ноября 2022 16:17
          Спасибо Сергей!
          Я долго гадал между 1 и 7 .
        2. +6
          6 ноября 2022 20:47
          Место падения самолета было найдено поисковиками в 2016 году, принадлежность самолета была установлена по найденному обломку с заводским номером
    2. 0
      7 ноября 2022 10:50
      Благодарю за интересный материал и дополнения!
      А про местных поделюсь наблюдениями - как-то лет 5 назад ездил в те края по работе, и на вопрос к местной в автобусе, получил ответ, что это был местный художник, в честь кого улица. Видимо это мнение было от надписи на маршрутке "Колораж". Жаль, что табличка висит на обзаборенной школе, а не на угловом доме около остановки
    3. 0
      27 января 2023 22:15
      Цитата: bionik
      Родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. С 1913 года жил в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области.

      Калараш молдавская фамилия, происходит от слова кэлэраш - всадник. В настоящее время слово является архаизмом и не используется.
      Семья Калараш родом из молдавской деревни Атаки (на молдаском Otaci - Отачь), ныне небольшом городе с населением 6 тыс.
      Калараш так же является названием районного центра, известного производством коньяков. Название никак не связано с героем статьи, селение так называется с 15-го века.
  2. +2
    6 ноября 2022 07:14
    Патриотизм начинает возвращаться к нам!Ещё бы память о гражданской войне вернуть.
    1. Комментарий был удален.
    2. +11
      6 ноября 2022 07:42
      Хм,спорный вопрос.Патриотизм возвращается..У него ноги что ли отрасли?Вот маленький пример.Отвез детей в санаторий Пирогова в Голубой бухте,Геленджик.Выложили они фото на пляже-гуляют.Всякая чушь?Пишу.Вам персонал,воспитатели рассказали,что с этого пляжа,где вы камушки в море кидали уходили в бессмертие бойцы Цезаря Кунникова на Малую Землю?Нет.Патриотизм никуда не уходил,просто старшее поколение,мы сами,забили болт на это.Не расскаже,не покажем,так он и будет невидимым.
  3. +1
    6 ноября 2022 09:15
    Цитата: tatra
    "Память " о Гражданской войне у врагов СССР и советского народа ,захвативших РСФСР -это оправдание преступлений белогвардейцев ,белоказаков ,вместе с оккупантами Советской России /РСФСР интервентами и немцами ,развязавших Гражданскую войну с целью свержения власти большевиков ,в которой погибли миллионы российских граждан ,оправдание ими Белого террора и зверств интервентов .
    И среди них нет ни одного настоящего патриота России и её народа .

    Позавчера , отмечая День народного единства , по Первому каналу целый день шёл кинофильм
    про Российскую империю от времён Петра Великого до конца правления Петра Третьего . По
    другим телеканалам тоже было полно материалов про Царскую и Императорскую Россию и её величие И ни одного фильма по всем каналам об правителях России от времён Ленина , до кончины Андропова , исключая правление Великого Сталина , где в фильме "Власик , тень Сталина" , Сталин показан совсем не таким , каким его нам рисовали Хрущёво- Брежневские коммунисты . Очевидная тенденция к тому , что бы народ стал обучатся вспоминать тысячелетнюю историю Княжеской , Царской , Императорской Руси и России и как можно быстрей забыл про Россию при большевиках- коммунистах , исключая
    личность Сталина , которым созданный СССР был вершиной творения Великого Сталина , но который рухнул от бездарей постсталинских коммунистов. Так зачем это вспоминать как жили каких то тридцать лет после Сталина и всё рухнуло , когда можно вспоминать как жили тысячу лет , пока Горбачёв ,такой же бабский подкаблучник как и Николай Второй ,не разрушил за пять лет то , что Сталин создал тридцать лет . Лучше людям разъяснять , что и как созданное Князьями , Царями и Императорами и существовавшее во славе тысячу лет разрушил Николай .
    И с каждым годом будет людям всё меньше и меньше напоминать про коммунистах разрушивших не только Российскую Империю но и СССР , а будет людям напоминать про славный тысячелетний путь России от маленького Московского Княжества до величайшей в мире Империи . Так что когда из жизни уйдут при Хрущёве , Брежневе , Горбачёве родившееся поколение , за это время необходимо как можно реже напоминать об коммунистах и ихней власти и как можно чаще напоминать об Царской и Императорской России. Что сейчас уже и делается , особенно во время Празднования Дня народного единства . Через лет двадцать , ни кто в России и не будет вспоминать про коммунистах , а все в России будет желать стать подданными Русского Царя или Русского Императора . Так что вы эту песню , коммунисты , про врагов разрушивших СССР , пойте сами себе. Сами вы разрушили СССР и даже свою компартию , сами семьдесят лет гадили на Царей и Императоров и на ими созданное государство, а сейчас хотите что бы вас не выбросили на помойку Истории ? Так уже ведь выбрасывает и даже в очень быстром темпе...
  4. +7
    6 ноября 2022 10:27
    раненым сумел катапультироваться
    Исправьте: во вторую мировую катапульт еще не было.
    1. +2
      6 ноября 2022 19:51
      «во вторую мировую катапульт еще не было» - были - He-280, He-219, He-162….
  5. +6
    6 ноября 2022 10:47
    раненым сумел катапультироваться
    Автор, катапульты появились лишь во время реактивной авиации (вторая половина 40-х), причём не от хорошей жизни - на скорости более 600 км/ч выпрыгнуть из кабины невозможно.
    1. 0
      6 ноября 2022 12:28
      Цитата: Авиатор_
      Автор, катапульты появились лишь во время реактивной авиации (вторая половина 40-х), причём не от хорошей жизни - на скорости более 600 км/ч выпрыгнуть из кабины невозможно.

      U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, на высоте примерно 20 700 м, неконтактный подрыв боевой части ракеты произошёл со стороны задней полусферы. В результате хвостовая часть самолёта была разрушена, но гермокабина с лётчиком осталась цела. Пауэрсу удалось спуститься на парашюте.
      1. +6
        6 ноября 2022 15:20
        В результате хвостовая часть самолёта была разрушена, но гермокабина с лётчиком осталась цела.
        Вы знаете плотность воздуха на высоте 20 км весьма малА. И скоростной напор, соответственно, невелик. На крейсерской скорости U-2, которая была коло 800 км/ч вполне при той плотности можно было покинуть кабину и без катапульты, тем более, что при повреждении самолёта Пауэрса его скорость резко упала. Пилоту повезло, что он не катапультировался, так как его катапульта была заминирована, чтобы не оставлять свидетеля для СССР. В музее Советской Армии в Москве есть обломки U-2, там же и про заминированную катапульту.
        1. +5
          6 ноября 2022 17:40
          С катапультой конечно, виноват, зарапортовался...
          1. +6
            6 ноября 2022 17:54
            Бывает. Когда я учился в школе, один наш ученик, рассказывая о восстании Спартака выдал: "И когда Спартака окружили враги, он схватил пулемёт и стал яростно отстреливаться..." А в Люберцах на улице Калараш я прожил целый год - с осени 1984 по осень 1985.
          2. -1
            7 ноября 2022 09:09
            Не стоит винить себя... У нас тут есть масса народа придраться хоть к чему нибудь лишь бы показать что и он тоже *знаток*. Понятно, что современное понятие катапультировался сродни понятию покинул самолёт. Даже в мемуарах военных летчиков ВОВ встречается, так как привлекает краткостью и смысла не теряет.
  6. Eug
    +6
    6 ноября 2022 13:38
    Герой Советского Союза, не ставший Дважды Героем из-за плена в самом конце войны Иван Ильич Бабак (37 сбитых лично, был представлен), упоминал в своих воспоминаниях героя заметки. В своем первом боевом вылете Бабак был ведомым Калараша, а позже Бабак пишет, что тяжело раненого Калараша везли в санитарной машине и о его состоянии сказали - умирает....
  7. +4
    6 ноября 2022 21:20
    катапультироваться из поршневого истребителя невозможно из-за отсутствия в нём катапульного кресла.

    Дмитрий Калараш и его ведомый капитан Щиров - Герои Советского Союза, навеки щачисленные в списки личного состава нашего 518-го истребительного авиационного Берлинского ордена Суворова полка (518-й иап), увы расформированного в конце 90-х,записанные и в формуляр полка, и в существовавший когда-то музей полка в Архангельске, который, кажется, сохранился в одной из архангельских школ
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Калараш,_Дмитрий_Леонтьевич
  8. 0
    7 ноября 2022 15:33
    может я слишком привередливый, но как то грустно читать, когда про погибших в ВОВ пишут не вникая в ими же самими написанное:
    ...шедшие под прикрытием истребителей звена Калараша.

    и тут же:
    И в том числе из 236-й истребительной авиационной дивизии, где штурманом был подполковник Калараш.

    или же такой пассаж:
    Стало ясно, что он был сбит, раненым сумел катапультироваться и получил новые тяжелейшие ранения при падении.

    так что ПАМЯТЬ о ВОВ изменяем и мы...
  9. 0
    6 декабря 2022 09:50
    Все прошедшие герои - надо помнить !
  10. 0
    28 декабря 2022 17:06
    Попробовал обработать в редакторе. Извините, уж как получилось:..