Бывший лётчик ВВС США призывает отказаться от модернизации имеющихся двигателей истребителей F-35 в пользу создания новых силовых установок
В Пентагоне озадачились проблемой технических характеристик двигателей истребителей пятого поколения F-35, которые начали поступать на вооружение ВВС США несколько лет назад. Американским генералам в связи с этим пришлось решать непростую задачу: провести более дешевую и быструю модернизацию существующих силовых установок, либо заказать разработку и производство двигателей нового поколения. В США не всё хорошо с военным бюджетом, потому что Пентагон пока что склоняется к первому варианту? Не хватает и 800 с лишним миллиардов...
С таким выбором категорически не согласен бывший пилот ВВС и старший научный сотрудник Фонда наследия (Heritage Foundation) Джон Венейбл. В статье, опубликованной в Breaking Defense, он приводит свои аргументы и причины того, почему не следует проводить модернизацию оригинальных двигателей в компании-производителе Pratt & Whitney, а лучше заказать разработку новых авиационных силовых установок у победителя соответствующего конкурса — корпорации Pratt или General Electric.
Венейбл рассуждает о том, что силовая установка современного боевого самолета — очень сложное устройство, улучшение отдельных характеристик которого обязательно ухудшит другие.
— аргументирует свою позицию эксперт.
Вот еще некоторые из доводов бывшего военного летчика в пользу разработки новой силовой установки для истребителей F-35.
Даже после улучшения тяговых характеристик двигателя F135, которым сейчас оснащены все три модернизированные модификации истребителя, он не сможет обеспечить должного ускорения, что делает F-35 слишком уязвимым. Особенно остро эта проблема стоит для самолета F-35C, который в результате улучшений получил значительно большие габариты и вес. Теперь ему для ускорения от 0,8 Маха до 1,2 Маха требуется целых 43 секунды, что очень критично в условиях реального боя.
Увеличенные размеры и вес самолета в сочетании с повышенными требованиями к охлаждению самолета уменьшили боевой радиус всех трех вариантов примерно на 15 процентов ниже целей, изначально предусмотренных летными программами.
Двигатель F135 был разработан с учетом потребности в охлаждении мощностью 15 киловатт, но эта потребность уже удвоилась и составляет примерно 30 киловатт. К тому времени, когда версия F-35 Block 4 будет полностью развернута в 2028 году, подсистемам самолета для охлаждения потребуется минимум 47 киловатт, а количество, необходимое для удовлетворения последующих требований к мощности, достигает 60 киловатт.
По мере того как для охлаждения отводится больше отбираемого воздуха, двигатель сжигает больше топлива и нагревается сильнее, чем было рассчитано. Более высокая степень сгорания топлива уменьшает дальность полета F-35, а более высокие температуры уже привели к заметно более высокому износу двигателя, частоте отказов и циклам ремонта F135.
Все эти недостатки, считает эксперт, отсутствуют у адаптивного двигателя нового поколения AETP, разработкой которых занимаются компании Pratt и General Electric (GE). В то время как движок XA101 от Pratt все еще находится в стадии разработки, XA100 от GE завершил испытания и доказал, что повышает топливную экономичность на 25 процентов (увеличит дальность полета на 30 процентов) и увеличивает тягу на 10-20 процентов (обеспечит ускорение на 20 процентов больше, чем у F135).
— уверен Венейбл.
Не исключено, что бывший пилот просто лоббирует интересы одной из компаний, готовых побороться за контракт на разработку нового двигателя. А если выиграет конкурент? Хотя, вполне в американских правилах ведения бизнеса предположить картельный сговор и договоренность Венейбла с обеими корпорациями. К слову, сметные расходы на полевой двигатель AETP обычно превышают 6 миллиардов долларов, сообщает эксперт. В то время как модернизация существующего F135 оценивается примерно в 2 млрд долларов.
— приводит последний и самый неоспоримый аргумент Венейбл.
Информация