Бывший лётчик ВВС США призывает отказаться от модернизации имеющихся двигателей истребителей F-35 в пользу создания новых силовых установок

33
Бывший лётчик ВВС США призывает отказаться от модернизации имеющихся двигателей истребителей F-35 в пользу создания новых силовых установок

В Пентагоне озадачились проблемой технических характеристик двигателей истребителей пятого поколения F-35, которые начали поступать на вооружение ВВС США несколько лет назад. Американским генералам в связи с этим пришлось решать непростую задачу: провести более дешевую и быструю модернизацию существующих силовых установок, либо заказать разработку и производство двигателей нового поколения. В США не всё хорошо с военным бюджетом, потому что Пентагон пока что склоняется к первому варианту? Не хватает и 800 с лишним миллиардов...

С таким выбором категорически не согласен бывший пилот ВВС и старший научный сотрудник Фонда наследия (Heritage Foundation) Джон Венейбл. В статье, опубликованной в Breaking Defense, он приводит свои аргументы и причины того, почему не следует проводить модернизацию оригинальных двигателей в компании-производителе Pratt & Whitney, а лучше заказать разработку новых авиационных силовых установок у победителя соответствующего конкурса — корпорации Pratt или General Electric.



Венейбл рассуждает о том, что силовая установка современного боевого самолета — очень сложное устройство, улучшение отдельных характеристик которого обязательно ухудшит другие.

Тяга находится на вершине списка, но потребность двигателя в топливе, его способность обеспечивать охлаждение и электроэнергию для компонентов системы и его долговечность определяют парадигмы производительности для системы вооружения

— аргументирует свою позицию эксперт.

Вот еще некоторые из доводов бывшего военного летчика в пользу разработки новой силовой установки для истребителей F-35.

Даже после улучшения тяговых характеристик двигателя F135, которым сейчас оснащены все три модернизированные модификации истребителя, он не сможет обеспечить должного ускорения, что делает F-35 слишком уязвимым. Особенно остро эта проблема стоит для самолета F-35C, который в результате улучшений получил значительно большие габариты и вес. Теперь ему для ускорения от 0,8 Маха до 1,2 Маха требуется целых 43 секунды, что очень критично в условиях реального боя.

Увеличенные размеры и вес самолета в сочетании с повышенными требованиями к охлаждению самолета уменьшили боевой радиус всех трех вариантов примерно на 15 процентов ниже целей, изначально предусмотренных летными программами.

Двигатель F135 был разработан с учетом потребности в охлаждении мощностью 15 киловатт, но эта потребность уже удвоилась и составляет примерно 30 киловатт. К тому времени, когда версия F-35 Block 4 будет полностью развернута в 2028 году, подсистемам самолета для охлаждения потребуется минимум 47 киловатт, а количество, необходимое для удовлетворения последующих требований к мощности, достигает 60 киловатт.

По мере того как для охлаждения отводится больше отбираемого воздуха, двигатель сжигает больше топлива и нагревается сильнее, чем было рассчитано. Более высокая степень сгорания топлива уменьшает дальность полета F-35, а более высокие температуры уже привели к заметно более высокому износу двигателя, частоте отказов и циклам ремонта F135.

Все эти недостатки, считает эксперт, отсутствуют у адаптивного двигателя нового поколения AETP, разработкой которых занимаются компании Pratt и General Electric (GE). В то время как движок XA101 от Pratt все еще находится в стадии разработки, XA100 от GE завершил испытания и доказал, что повышает топливную экономичность на 25 процентов (увеличит дальность полета на 30 процентов) и увеличивает тягу на 10-20 процентов (обеспечит ускорение на 20 процентов больше, чем у F135).

XA101 от Pratt также демонстрирует большие перспективы, и есть все основания полагать, что по окончании его испытаний у ВВС будут два отличных варианта двигателя следующего поколения

— уверен Венейбл.

Не исключено, что бывший пилот просто лоббирует интересы одной из компаний, готовых побороться за контракт на разработку нового двигателя. А если выиграет конкурент? Хотя, вполне в американских правилах ведения бизнеса предположить картельный сговор и договоренность Венейбла с обеими корпорациями. К слову, сметные расходы на полевой двигатель AETP обычно превышают 6 миллиардов долларов, сообщает эксперт. В то время как модернизация существующего F135 оценивается примерно в 2 млрд долларов.

В то время, когда США, вероятно, будут превосходить своих противников численностью, особенно в бою в Индо-Тихоокеанском регионе, важно, чтобы у наших авиаторов были лучшие истребители, которые может предоставить Америка

— приводит последний и самый неоспоримый аргумент Венейбл.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    2 ноября 2022 11:02
    Покупайте наш ПД - 35, он хоть пока и не в серии, но явно лучше матрасни wassat
    1. +6
      2 ноября 2022 11:10
      Цитата: Buyan
      Покупайте наш ПД - 35, он хоть пока и не в серии, но явно лучше матрасни wassat

      Хрен им без масла, а ни наш ПД-35 hi
    2. +4
      2 ноября 2022 11:15
      Цитата: Buyan
      В то время, когда США, вероятно, будут превосходить своих противников численностью, особенно в бою в Индо-Тихоокеанском регионе, важно, чтобы у наших авиаторов были лучшие истребители, которые может предоставить Америка

      События последних восьми месяцев показывают, что при хорошо эшелонированной ПВО эффект от самых лучших истребителей может оказаться ни таким масштабным как на него многие рассчитывали.
      Поэтому я склонен как Автор статьи считать что данное предложение бывшего лётчика больше смахивает на очередной распил местного бюджета и не более.
      1. +2
        2 ноября 2022 11:31
        распил местного бюджета и не более

        Отличие западного распила от отечественного заключается в том, что у янкесов на выходе получается серийный продукт, а не единичный экземпляр для парадов.
        1. 0
          2 ноября 2022 11:59
          Цитата: Пулково1942
          распил местного бюджета и не более

          Отличие западного распила от отечественного заключается в том, что у янкесов на выходе получается серийный продукт, а не единичный экземпляр для парадов.

          Не надо судить по единичному случаю обо всём, при том что и F-35 пока так и не стал массовым продуктом, а сводка последних новостей на ВО говорит о том, что с ним не всё так благополучно как кажется.
          1. +1
            2 ноября 2022 12:50
            F-35 «съел» сотни миллиардов, но вышел куда хуже. Было ожидаемо, учитывая их спешку.
          2. -1
            2 ноября 2022 14:06
            Цитата: кредо
            Не надо судить по единичному случаю обо всём, при том что и F-35 пока так и не стал массовым продуктом,

            А что в вашем понимании массовый?
            F-35 продано 840+ по состоянию на октябрь 2022 г.
            Можете привести пример, какой самолет стал массовым продуктом?
            1. +1
              3 ноября 2022 01:21
              Цитата: Vitaly Gusin
              F-35 продано 840+ по состоянию на октябрь 2022 г.

              Они его начали продавать, когда ещё даже пушка не стреляла, когда глючило ПО, когда у двигателя отваливались лопатки, когда не работала кислородная система, ... И сейчас продают с кучей недоработок, включая разрушение покрытие для поглощения облучения.
              И этот самолёт рекламировали, как аппарат с низкой стоимостью лётного часа - но получилось наоборот.
              1. -1
                3 ноября 2022 13:21
                Цитата: Genry
                Они его начали продавать, когда ещё даже пушка не стреляла, когда глючило ПО, когда у двигателя отваливались лопатки, когда не работала кислородная система

                Да это ПОЧТИ так
                1 Вам приходилось читать, что мировые автомобильные гиганты отзывали какие то модели машин, у которых в процессе эксплуатации обнаруживались те или иные не исправности. Но их продолжали покупать.
                2 При переходе на widows 10 тоже было очень много багов и по сей день вы получаете обновления, но весь Мир пользуется им.
                3 F-35 это то чего не было в мировой практике и конечно же при его эксплуатации были и есть замечания от летчиков и их устраняют.
                За 21 год эксплуатации всегда будут находится не исправности.
                Если в других странах они в дежурном состоянии, то в Израиле они выполняют боевые задачи и очень успешно.
                Может вы укажите на исправности которые выявлены у
                7 единиц СУ-57, или их нет?
                1. -1
                  4 ноября 2022 14:23
                  Вы путаете про случайные недоработки, которые обнаруживаются во время массовой эксплуатации и халтуру и недоделки, о которых было известно до производства и последующей продажи.
        2. -2
          2 ноября 2022 14:02
          Цитата: Пулково1942
          Отличие западного распила от отечественного заключается в том, что у янкесов на выходе получается серийный продукт, а не единичный экземпляр для парадов.


          Так распил не только на разработке, но и на производстве "продукта".
          Правда от их последних серий... Ф-22 закупили для своих ВВС около 200 штук - а много ли пользы от них оказалось?
          Чуть больше, чем от наших "парадных экземпляров"... laughing
          1. -2
            2 ноября 2022 15:08
            Цитата: Illanatol
            Ф-22 закупили для своих ВВС около 200 штук - а много ли пользы от них оказалось?

            ЯО тоже не используется, но в нужный момент могут прибегнуть к нему, то же и F-22 он ждет своих супер бункеров,
            которые для него орехи.
            А опробовали его в Сирии. 22 сентября 2014 г. F-22 совершили первые боевые вылеты этого типа во время несколько самолетов сбросили 1000-фунтовые бомбы с GPS-наведением на цели Исламского государства в районе плотины Тишрин.
        3. 0
          2 ноября 2022 18:32
          Ага. Серийный продукт, так и не принятый на вооружение, неспособный летать выше 7км и хоть сколько-то заметное время лететь на сверхзвуке, за дикие деньги при нулевой боеспособности. Зато серийный. laughing
  2. +2
    2 ноября 2022 11:04
    улучшение отдельных характеристик которого обязательно ухудшит другие.
    Это естественно.Закон физики,если где-то прибыло,следовательно,где-то убыло.
  3. +1
    2 ноября 2022 11:13
    Все эти недостатки, считает эксперт, отсутствуют у адаптивного двигателя нового поколения AETP, разработкой которых занимаются компании Pratt и General Electric (GE).
    . Да ладно, этих недостатков не будет, будут другие!
  4. -1
    2 ноября 2022 11:15
    На Западе пока не понимают экономической выгоды мирного сотрудничества с Россией, а поэтому будут пускать свои доллары в трубу. Пока разработают и пустят в серию, для России они уже не будут представлять особой угрозы.
    1. -2
      2 ноября 2022 14:44
      Цитата: Армен Сологян
      Пока разработают и пустят в серию, для России они уже не будут представлять особой угрозы.

      Оно всегда так, если не знаешь, то кажется что этого нет.
      А когда получаешь информацию вдруг узнаешь, что не все знал и не все так, как казалось.
      Как сообщает иранское государственное новостное агентство
      Tehran Times, верховный лидер страны аятолла Хаменеи своим указом снял с должности командующего войсками ПВО бригадного генерала Фарзада Исмаили.
      По информации кувейтской газеты «Аль-Джарида», которая ссылается на свой источник в Корпусе стражей Исламской революции (КСИР), отставка Исмаили связана с успешной разведывательной операцией израильских истребителей F-35 в воздушном пространстве Иран истребители F-35 ВВС Израиля действительно находились в воздушном пространстве Исламской Республики, пролетев над Тегераном, Исфаханом, Араком и рядом других крупных городов страны

      Согласно сообщению саудовского СМИ, за последние два месяца истребители F-35 ВВС Израиля, неоднократно вторгались в воздушное пространство Ирана.
      Арабской интернет-газеты Elaph говорится, что во время учений самолетам удалось уклониться от российских и иранских радаров, а Израиль и США также проводили секретные учения над Красным морем.
      И вдруг узнаешь, что есть такой боевой самолет в количестве 840 единиц и на вооружении пока нет конкурента.
      И сколько не кричи ХАЛВА.........
      1. -1
        4 ноября 2022 08:30
        Проникновение на территорию Ирана говорит о недостаточной зоне покрытия РЛС и не более. Так что это проблемы ПВО Ирана, а не достоинства F35.
      2. 0
        5 ноября 2022 07:45
        То иранские ПВО, а ПВО Российской Федерации другое, совсем другое. Большой опыт с ещё финской войны!!! Тогда, в финскую и во Вторую Мировую Войну, Наши сбивали их самолёты даже из винтовки Мосина. С той поры прошло много времени и как СССР, так и Российская Федерация как правопреемница СССР накопила хороший опыт в участии в локальных войнах. Вспомним Северную Корею и Вьетнам, тогда уже были сверхзвуковые самолёты, затем Африка, Сирия. А Наша система ПВО в руках Сербов сбила самолёт-невидимку США. А Иран что? Они же только защищались, не участвовали в локальных войнах и опыта у них естественно нет, но находясь под жёсткими санкциями США всё же Иран существует и представляет угрозу для друзей США!!!
  5. +2
    2 ноября 2022 11:17
    Цитата: кредо
    Цитата: Buyan
    Покупайте наш ПД - 35, он хоть пока и не в серии, но явно лучше матрасни wassat

    Хрен им без масла, а ни наш ПД-35 hi

    Хрен тоже жалко, пусть и без масла laughing
  6. 0
    2 ноября 2022 11:26
    рассуждает о том, что силовая установка современного боевого самолета — очень сложное устройство, улучшение отдельных характеристик которого обязательно ухудшит другие.

    Оригинальные рассуждения. По таким рассуждениям никакие двигатели вообще модернизировать не нужно.
    Не исключено, что бывший пилот просто лоббирует интересы одной из компаний, готовых побороться за контракт на разработку нового двигателя.

    Не исключено?
  7. -1
    2 ноября 2022 11:28
    Pratt и General Electric

    Конкуренция рождает прогресс и качество good
    XA100 от GE завершил испытания и доказал, что повышает топливную экономичность на 25 процентов (увеличит дальность полета на 30 процентов) и увеличивает тягу на 10-20 процентов

    А ещё уровень тепловой заметности на 20% меньше.
    P.S. Pratt & Whitney в сентябре отмечали поставку 1000 двигателя F135 для F-35.
  8. 0
    2 ноября 2022 11:30
    Об этом говорили изначально, что один из главных параметров истребителя - разгонные характеристики, это явно не про "пингвина". Теперь это уже почти официально подтвердили. Впрочем, признание проблемы - это еще не ее решение. С учетом финансовых проблем в матрасоленде, процесс будет не быстрым и не легким.
  9. 0
    2 ноября 2022 11:44
    он не сможет обеспечить должного ускорения, что делает F-35 слишком уязвимым
    Включение в арсенал F-35C новейшей бомбы JSOW-ER даст флоту США принципиально новые возможности: за счёт оснащения бомбы турбореактивным двигателем Hamilton-Sundstrand TJ-150 удалось повысить её дальность полёта с примерно 100—130 километров (у базовой версии) до
    560 километров; с помощью JSOW-ER можно поражать хорошо защищённые объекты без опасения входа самолёта-носителя в зону поражения ПВО.
    1. 0
      2 ноября 2022 15:18
      Ну это смотря какая система ПВО, самолеты никто не отменял..
    2. 0
      2 ноября 2022 20:03
      Цитата: Andriuha077
      даст флоту США принципиально новые возможности: за счёт оснащения бомбы турбореактивным двигателем Hamilton-Sundstrand TJ-150 удалось повысить её дальность полёта с примерно 100—130 километров (у базовой версии) до
      560 километров
      Это называется ракета
      1. 0
        2 ноября 2022 21:46
        Имеет «ракетное» обозначение, так как планировалось оснастить её ракетным двигателем[1] (планы осуществлены[2]). Бомба выполнена по технологии стелс.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/AGM-154_Joint_Standoff_Weapon
  10. 0
    2 ноября 2022 15:47
    Умеют матрасы пилить бюджет.Вложитесь в новый двигатель и через 5-10 лет начнем модернизировать,а потом сразу и списывать самолеты.Купите новый шлем пилоту,а через пару лет докупите неглючное ПО для него.Покройте самолет антирадарным покрытием,только имейте ввиду,оно смывается дождём.Талант,он и в п е н д о стане талант.
  11. 0
    2 ноября 2022 18:01
    РФ за матрасами не угнаться. Весной этого года США впервые опубликовали схему и принцип работы адаптивного двигателя. Через полгода-GE уже собрал демонстратор и получил впечатляющие результаты. В августе Иноземцев заявил, что в связи с отсутствием финансирования демонстратор ПД35 будет собран в 2023 году. Прошло два месяца-уже демонстратор будет в 2024!! Про изделие30 для Су57 вообще анекдот-в июле обещали взлёт прототипа с новыми движками, в конце октября рапортуют-взлетел модернизированный с возможностью установки двигателей второго этапа. И серию их перенесли аж на 2025 год! Видно, в РФ совсем грустно-все мозги утекли за рубеж, остались только Обещалкины с Болтунишками, но близкие к финпотокам. И жадные до бабла все-ужас!!
    1. 0
      4 ноября 2022 08:35
      Вы серьёзно считаете, что работы по демонстратору надо отсчитывать с момента публикации схемы? Вынужден сказать, что Ваша наивность умиляет)
  12. 0
    2 ноября 2022 22:43
    Если на линии соприкосновения взлетит тысяч 10 (десять)
    копеешных дронов (мавиков например),
    любой мега-двигатель подавится.
    Это посильнее аэростатов второй мировой в - целом
    и Великой Отечественной в-частности.
    Как всегда, имхо.
  13. 0
    2 ноября 2022 23:41
    Если профессионал противник говорит, что не надо модернизировать, значит надо. Осталось повлиять на принятие правильного решения там.
    1. 0
      3 ноября 2022 14:51
      Вский двигатель при работе выделяет тепло, в F-35 двигатель стоит где то глубоко внутри фюзеляжа и отводить тепло по любому сложнее чем в том же F-16 , где двигатель стоит снизу