Новые слухи о БМТВ B1 Centauro для Украины

40
Новые слухи о БМТВ B1 Centauro для Украины
B1 Centauro одной из итальянских частей


Еще весной иностранная пресса сообщила, что в ближайшее время на Украину могут отправиться итальянские боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ) B1 Centauro. В дальнейшем подобные новости появлялись еще несколько раз, но реальные поставки техники не начинались. Прямо сейчас Италия готовит новый пакет военной помощи киевскому режиму, и высказывается предположение, что в него наконец-то могут включить «колесные танки».



Слухи и реальность


Впервые о возможности отправки боевых машин «Чентауро» на Украину заговорили в конце апреля. Тогда итальянское издание la Repubblica сообщило, что официальный Рим принял решение о передаче киевскому режиму бронетехники и иного вооружения. На тот момент итальянское военное ведомство изучало свои возможности и определяло, какие образцы и в каком количестве могут выделить в качестве помощи.

Сообщалось, что Италия может отправить бронетранспортеры, артиллерийские системы разных типов и т.д. Также в этом контексте упоминались «колесные танки», имеющиеся в наличии у армии. Однако вскоре стало известно, что Centauro не войдут в новый пакет помощи и не отправятся на Украину. Также итальянская армия не стала делиться и некоторыми другими образцами техники.

В июле иностранная пресса вновь писала о возможной поставке итальянских БМТВ. Как и в предыдущем случае, это были лишь слухи, не основанные на реальных планах и событиях.

Недавно итальянское руководство начало подготовку уже шестого пакета военной помощи для Украины и выбирало технику и вооружения для поставки. Итальянские СМИ сообщают, что в состав такого пакета включат системы противовоздушной обороны нескольких типов, имеющиеся на вооружении.


На днях «Российская газета» предположила, что Италия может выделить и бронемашины «Чентауро». Не указывая свои источники, она пишет, что такая техника упоминается в планах итальянского руководства. При этом подробности не приводятся. Даже если такие планы и существуют или рассматриваются, количество передаваемых машин и сроки отгрузки неизвестны.

Новый пакет помощи собирались составить и утвердить к середине ноября, и вскоре могли бы раскрыть его состав. В частности, прояснилась бы ситуация со слухами о БМТВ B1. Однако на днях Рим приостановил работы по шестому пакету для проведения дополнительных консультаций в рамках НАТО. Как скоро они пройдут и чем завершатся, неизвестно.

Неновая разработка


Перспективный «колесный танк» B1 Centauro разрабатывался в конце восьмидесятых годов по заказу итальянских сухопутных войск. Целью проекта являлось создание боевой машины с высокой подвижностью и мобильностью, достигаемой за счет колесной ходовой части, и огневыми характеристиками на уровне основного танка Leopard 1.

Разработка такой БМТВ была поручена нескольким компаниям. Так, новое колесное шасси проектировалось силами Fiat и Iveco, а боевое отделение с вооружением и другой аппаратурой разработала Oto Melara. Проект был завершен в конце восьмидесятых, а в начале следующего десятилетия опытная техника прошла все необходимые испытания. Параллельно шла разработка специальных модификаций «Чентауро» и техники на его базе.

В 1990-91 гг. стартовало серийное производство техники по заказу итальянской армии. Оно продолжалось до 2006 г., и за это времени построили почти 400 «колесных танков» и унифицированных ремонтно-эвакуационных машин. Имели место экспортные поставки. Так, Испания заказала 88 БМТВ и БРЭМ, а Оман приобрел всего 9 машин. В прошлом десятилетии Италия стала сокращать свой парк бронетехники, и с вооружения сняли 141 машину Centauro. После ремонта эти изделия продали Иордании.


В начале двухтысячных несколько «Чентауро» приобрела армия США. Их приняли в опытную эксплуатацию для освоения колесных БМТВ. В дальнейшем накопленный опыт собирались использовать при эксплуатации собственных бронемашин семейства Stryker.

Особый интерес представляет итальянско-российское сотрудничество. В начале десятых годов наша армия заказала две БМТВ B1 Centauro и пару унифицированных БМП Freccia. Сообщалось о возможной закупке большего количества техники – если она справится с испытаниями.

Полученные машины прошли полный цикл испытаний по отечественным методикам и показали неудовлетворительный результат. «Чентауро» имели недостаточную проходимость на разных местностях, низкую надежность, ограниченную огневую мощь и т.д. Дальше подобных испытаний сотрудничество с Италией не продвинулось.

Впрочем, итальянская армия неоднократно использовала свои B1 Centauro в реальных операциях и в целом осталась довольна. Этому способствовал характер операций, места их проведения и возможности противника. Так, на дорогах или в пустынной местности «колесные танки» показывали достаточные характеристики, а отсутствие у противника тяжелой техники позволяло эффективно использовать даже 105-мм пушку.

Подвижность и огневая мощь


B1 Centauro представляет собой боевую бронированную машину на четырехосном колесном шасси с пушечно-пулеметным вооружением в полноповоротной обитаемой башне. Боевая масса 24 т и ограниченные габариты позволяют перевозить машину воздушным транспортом. Экипаж состоит из четырех человек.


БМТВ «Чентауро» имеет сварной корпус и башню из гомогенной брони. Для лобовой проекции заявлена стойкость к 25-мм снарядам; остальные детали защищают от крупнокалиберных пуль или осколков. Специализированная противоминная защита отсутствует. Разработаны накладные модули бронирования, обеспечивающие защиту лба от 30-мм снарядов.

Шасси имеет переднемоторную компоновку. В носовом отсеке помещается дизельный двигатель Iveco мощностью 520 л.с. С ним сопряжена автоматическая трансмиссия ZF / Iveco, обеспечивающая привод всех колес. Ходовая часть имеет независимую подвеску типа «макферсон», систему централизованной подкачки колес и вставки run-flat. На шоссе достигается скорость не менее 100-105 км/ч.

В башне помещена качающаяся установка с орудием Oto Melara 105 mm – итальянской копией британского L7. Это 105-мм нарезная пушка с длиной ствола 52 клб, использующая стандартные унитарные выстрелы. Боекомплект – 26 выстрелов, в т.ч. 14 ед. в укладках башни. С пушкой спарен пулемет нормального калибра. Еще один пулемет находится на крыше башни.

B1 Centauro имеет систему управления TURMS. Она включает стабилизированные прицелы командира (панорамный) и наводчика с тепловизионным каналом, лазерный дальномер, набор датчиков, баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. Такая СУО обеспечивает точный огонь в любое время суток по неподвижным и движущимся целям, с места или на ходу.

Неоднозначный образец


Боевая машина B1 Centauro создавалась по тактико-техническим требованиям итальянских сухопутных войск – с учетом их нужд и предполагаемых сфер применения. Получившийся «колесный танк» соответствует пожеланиям заказчика и получил от него хорошие отзывы, в т.ч. по результатам реальной эксплуатации и участия в военных операциях.


Модернизированная БМТВ Centauro II

Однако «Чентауро» нередко подвергается критике, причем даже на уровне базовой концепции. Более того, некоторые критические замечания подтвердились на практике в ходе испытаний на российских полигонах. Оказалось, что подобный «колесный танк» имеет ряд серьезных ограничений: он может эффективно действовать далеко не везде, а также справляется не со всеми угрозами.

По всей видимости, гипотетическая отправка таких БМТВ на Украину попросту не имеет смысла. Ввиду наличия объективных ограничений разного рода эта техника не сможет реализовать свой боевой и эксплуатационный потенциал. При этом активное противодействие с российской стороны предсказуемо приведет к потерям.

Вероятно, именно из-за подобных рисков Италия не спешит передавать Украине свои «колесные танки». Несмотря на солидный возраст, такая техника остается одной из основ бронетанковых частей, и ее передача попросту ослабит итальянскую армию. Кроме того, подобная помощь не принесет никакой пользы принимающей стороне.

На уровне слухов


Гипотетическая отправка итальянских БМТВ B1 Centauro на Украину уже не в первый раз появляется и обсуждается в прессе. Однако предыдущие сообщения такого рода не подтверждались и, по всей видимости, новые не соответствуют реальным планам официального Рима. Итальянская армия не выделяла «Чентауро» в качестве помощи киевскому режиму и не похоже, что собирается сделать это в будущем.

На данный момент актуальной является тема передачи других вооружений и техники, в первую очередь систем ПВО. Однако работы по очередному пакету помощи приостановлены до проведения консультаций. Как скоро будут приняты новые решения, неизвестно. Но теперь все поставки итальянских вооружений на Украину оказались под вопросом – и гипотетическая передача B1 Centauro в том числе.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 ноября 2022 05:53
    Зима на окраине мягкая, но грунт подмерзает, так что угроза даже с 105 мм орудием от этой машины неиллюзорная.
    1. -2
      3 ноября 2022 10:11
      Там основные поражения от артиллерии ....осколки от 152мм Чентауер выдержит?
      1. +4
        3 ноября 2022 10:37
        Цитата: Zaurbek
        Там основные поражения от артиллерии ....осколки от 152мм Чентауер выдержит?

        Кроме танка мало что держит эти осколки. а вот 105 мм выдержит на 3 км хоть одна наша БМП/БТР?
        1. 0
          3 ноября 2022 10:50
          Честно говоря не понимаю ниши для этого Кентавра... для танка слабый, для САУ тоже слабы... не БМП... какая ниша у этого зверя?
          1. +2
            3 ноября 2022 11:15
            Тут, как раз все понятно....машины для экспедиционных сил, но одной тележке - БТР-БМП-ПТ орудие-Гаубица........если кого то в Африке гонять или Азии со старой бронетехникой....При поддержке авиации и артиллерии и разведки. Так то - бой с условными Т-72 будет для них последним. Можно по ним 125мм ОФ снарядом стрелять.
            1. 0
              3 ноября 2022 11:25
              Цитата: Zaurbek
              Тут, как раз все понятно....машины для экспедиционных сил, но одной тележке - БТР-БМП-ПТ орудие-Гаубица........если кого то в Африке гонять или Азии со старой бронетехникой....При поддержке авиации и артиллерии и разведки. Так то - бой с условными Т-72 будет для них последним. Можно по ним 125мм ОФ снарядом стрелять.

              Я имел в виду в СВО,
              1. +4
                3 ноября 2022 12:44
                В тылу, танко опасные направления....... Прикрывать.
                1. +4
                  3 ноября 2022 14:53
                  Против танков, тем более в обороне, эта колесница будет слабовата. Скорее это единица для наступления, для быстрого продвижения в прорыв, когда оборона противника уже сломлена. В других случаях годится для патрулирования или сопровождения.
                  1. 0
                    3 ноября 2022 21:45
                    Но для этого такую технику нужно иметь по всему фронту. В противном случае "в прорыв" будут выходить лишь несколько машин.
            2. -1
              8 ноября 2022 06:20
              Понятно что строился с заделом на продажу и для экспедиционных сил. Но колесный ход при 2-3 плюсах имеет с десяток жирных минусов. При такой же массе и при таком же орудии с СУО гусеничный танк был бы намного лучше. Причем проигрывал бы только в максимальной скорости по шоссе и незначительно был бы дороже в обслуживании ходовой. Но обслуживать колесное шасси намного сложнее. Да и в производстве оно дороже
              1. 0
                13 января 2023 01:01
                Цитата: МДП
                Понятно что строился с заделом на продажу и для экспедиционных сил. Но колесный ход при 2-3 плюсах имеет с десяток жирных минусов. При такой же массе и при таком же орудии с СУО гусеничный танк был бы намного лучше. Причем проигрывал бы только в максимальной скорости по шоссе и незначительно был бы дороже в обслуживании ходовой. Но обслуживать колесное шасси намного сложнее. Да и в производстве оно дороже

                Извините, но в чем то вы Максим правы, а в чем то нет. Да танк имеет намного большую боевую устойчивост, но ресурс ходовой части у танка куда меньше чем у колесной БМ обжчно даже на порядок. К тому же у гусеничной машины в принципе ниже устойчивост к подривам на минах (имею в виду противогусеничных. В афгане не раз и не два БТР-80 возвращались на базу без одного и даже двух колес с одного борта, а гусеничная машина при подриве на противогусеничной мине как минимум лишится гусеницы что автоматически делает ее неподвижную мишень.). Против противоднищевых комулативных минах обе машины почти не имеют шансов. Експлоатация колесной ходовой в принципе дешевле гусеничной и намного. А еще производство колесной ходовой в разы дешевле гусеничной еще и потому что при разработке колесной ходовой обычно стараются исползовать агрегаты от комерческих грузовиков.
          2. +2
            3 ноября 2022 14:25
            Цитата: Гражданский
            Честно говоря не понимаю ниши для этого Кентавра... для танка слабый, для САУ тоже слабы... не БМП... какая ниша у этого зверя?

            Против сильного противника только действие из засад по целям не тяжелее БТР/БМП. Оптика это позволяет, а колёсный ход позволит быстро отходить.
          3. +5
            3 ноября 2022 22:16
            не понимаю ниши для этого Кентавра

            Для итальянцев все более IMHO понятно. В случае войны в Европе, в Италию есть два пути - через Альпы с севера, то есть горно-стрелковые части и остальное по дорогам, тут "кентавр" уместен - танки противника выбьют ПТУР-ами егеря, а бить более слабую технику и ДОТ-ы эта машина может, как БМП с 105мм пушкой. В случае войны с Грецией и высадки десанта с моря, большая скорость по дорогам дает шанс оказаться в нужном месте. И тут - тяжелые танки плохо подходят для морского десанта, а БМП с тонкой броней из 105 подбивать легко.
            Для экспедиционных сил, гонять негров и арабов на самодельных багги и пикапах - тоже сочетание хорошее.
            Опять же - современные ПТУР и БОПС не держит броня полноценного и дорогого танка. А от пулеметов и старых зениток вроде ЗГУ - ЗСУ "Кентавр" вполне защищен. В общем - интересная машина для своего региона.
            1. -1
              8 ноября 2022 06:27
              На гусеничной ходу при такой же массе или 30 т, с этим же орудием и СОУ, был бы намного лучше танк для танковых бат. мотострелковых полков. Реально нужен средний танк для мотострелков и на его основе нужна тяжелая БМП с автопушкой 30 57мм
  2. +4
    3 ноября 2022 05:54
    Несмотря на солидный возраст, такая техника остается одной из основ бронетанковых частей, и ее передача попросту ослабит итальянскую армию. Кроме того, подобная помощь не принесет никакой пользы принимающей стороне.

    Тогда о чем говорить?
    У Италии их в наличии всего 259 единиц, по официальной версии. Сколько на ходу вопрос. В каком состоянии тоже вопрос. Но не об этом, если передадут все танки это может оказать влияние на б/д, передача 30-40 ну конечно где-то они могут себя показать, локально. На примере Польши что передали более 200 Т-72, в настоящих б/д они сыграли решающую роль, но прошел месяц и заканчиваются польские танки.
  3. +3
    3 ноября 2022 06:10
    Не лезли бы макаронники в войну. Ну, не их это дело.
    Бабы, тряпки, вино, пицца, песни хорошо поют. Нет же. Снова римлянами себя почувствовать хотят.
    1. +1
      3 ноября 2022 20:53
      римляне и нынешние цыгане итальянские, суть- разные народы!
      1. 0
        4 ноября 2022 05:09
        Так это ж понимать надо. А они не хотят. Живут там же и, а значит, считают себя римлянами.
        Что-то это смутно мне напоминает.....
  4. +3
    3 ноября 2022 06:45
    Вот нахрен они Украине нужны? Она с гораздо большим желанием получит еще дивизион 155мм гаубиц.
  5. 0
    3 ноября 2022 07:42
    Ну они примерно так же к месту, как снегоходы в Сахаре. А чего? Гусеничная техника, как-никак
  6. 0
    3 ноября 2022 09:49
    На украинских жирных черноземах техника бесполезная. Скорее колёсная САУ с ограниченными характеристиками.
    1. +2
      3 ноября 2022 11:01
      ЕМНИП, у Попеля было, что в 1 гв.ТА на Украине зимой-весной 1944 г. большая часть колёсной техники застряла на дорогах и догнала армию лишь когда подсохло.
      1. +2
        3 ноября 2022 14:35
        Цитата: Alexey RA
        ЕМНИП, у Попеля было, что в 1 гв.ТА на Украине зимой-весной 1944 г. большая часть колёсной техники застряла на дорогах и догнала армию лишь когда подсохло.

        Тогда полный привод даалеко не на всех машинах был. БА-64 например ещё вполне шустрил, а та же полуторка - "Наши полномочия уже всё".
        1. +4
          3 ноября 2022 15:43
          Цитата: Владимир_2У
          Тогда полный привод даалеко не на всех машинах был. БА-64 например ещё вполне шустрил, а та же полуторка - "Наши полномочия уже всё".

          Судя по Попелю, на Украине весной 1944 даже полный привод не спасал.
          Слов нет, наши танки обладали лучшей проходимостью, чем германские. И грех жаловаться на «студебеккеры» и «доджи», присланные нам из США. Но немецкая разведка не была настолько беспомощна, чтобы не знать, что даже советские танки и американские грузовики далеко не всегда в состоянии преодолеть разливанные моря весенней грязи, что и у нас вышли из строя почти все тягачи, безнадежно застряли сотни «зисов» и «полуторок».

          «Студебеккеры», застрявшие на пути от Погребища к Монастырищу, лишь в мае по подсохшим дорогам догнали армию у Черновиц.
          1. +2
            3 ноября 2022 16:36
            Цитата: Alexey RA
            Судя по Попелю, на Украине весной 1944 даже полный привод не спасал.

            Так то веснаа. Я про зиму с подмерзшей землёй
        2. +2
          4 ноября 2022 05:12
          Стоят кое-где полуторки памятниками. Так сейчас "Газель" значительно круче. Никому только в голову не придет "Газель" в грязь тащить. Так что не удивительно. wink
          1. +1
            4 ноября 2022 13:25
            Цитата: mmaxx
            Стоят кое-где полуторки памятниками. Так сейчас "Газель" значительно круче. Никому только в голову не придет "Газель" в грязь тащить. Так что не удивительно.
            Не понял посыла, но на всякий случай: в СССР тогда НЕ БЫЛО своих полноприводных грузовиков (всякие ЯГи не в счёт).
            1. 0
              4 ноября 2022 16:32
              К тому, что в принципе, та полуторка, это даже не современная "Газель". Городской грузовичок. Для асфальта. У полуторок асфальта не было и была фронтовая грязь. Но сейчас "Газель" лучше во всем, и никому не приходит в голову тащить ее в грязь.
              1. +1
                4 ноября 2022 17:02
                Цитата: mmaxx
                К тому, что в принципе, та полуторка, это даже не современная "Газель". Городской грузовичок. Для асфальта.

                Ну да, просто других не было, трёх и пятитонки по сути увеличенные полуторки. А вот студебеккеры и подобные уже ползали намного увереннее по грязям.
                Я к тому что Чентауро многоосная, полноприводная и довольно мощная машина.
          2. 0
            5 ноября 2022 09:30
            mmax
            сейчас "Газель" значительно круче

            Чем Газель в грязи лучше полуторки? Про полноприводные версии не слышал (может, конечно, они и существуют?), сзади 2 ската, как у полуторки. А у полуторки и развесовка получше будет, чем у Газели - из-за короткого капота центр масс Газели ближе к передней неведущей оси, чем у полуторки. Так же завязнет, как полуторка. А со студером ваще сравнивать глупо - они полноприводные
  7. 0
    3 ноября 2022 11:20
    Кентавр не будет отправлен. Думаю украинцы предпочли бы леопард1 или М60.
  8. 0
    3 ноября 2022 12:59
    Вот это логистика - снаряды и патроны ,ГСМ,переводчики ,курсы обучения ,ремонт и обслуживание .
    ВСУ перекрыли все что можно в одни руки
  9. +2
    3 ноября 2022 17:22
    В их разношёрстной номенклатуре боеприпасов ещё только 105 мм. не хватает... для полнокомплектного ахтунга.
    1. -2
      3 ноября 2022 23:26
      Приехали т-55 из Словакии кажись. Там L7 стоит
  10. +2
    3 ноября 2022 18:56
    Украинский чернозем, осенью - зимой, проблема, иногда не преодолимая, даже для гусеничной техники. Колесной там вообще делать нечего.
  11. 0
    3 ноября 2022 20:50
    да взорвать им ватикан и вся недолга, макаронники трусливые!
  12. 0
    3 ноября 2022 22:10
    Забавный заголовок для ресурса, на котором слухи выдают за факты. Получаются слухи в квадрате. Смешно.
  13. +2
    7 ноября 2022 17:14
    Поздновато для тяжелой колесной техники, да и вообще зачем все это итальянцам, правильно выше написали вино, пицца, красивые женщины...
  14. 0
    4 декабря 2022 06:31
    Что-то подобное напрашивается для сопровождения транспортных колонн. Только боевой, необитаемый модуль от БМПТ как то выглядит предпочтительнее. Два автоматических 30-ти мм. орудия и миномётик пожалуй идеальный вариант обработки растительности вдоль шоссе, от ДРГ противника с лёгким вооружением.
  15. +1
    8 января 2023 21:15
    По опыту эксплуатации автомобилей подвеска "Макферсон" пригодна исключительно для асфальта.