Судьба человека – от гомо сапиенс до гомо консуменс

83
Судьба человека – от гомо сапиенс до гомо консуменс


Каков твой разум, каков твой мозг


Согласно исследованиям, человечество зародилось всего-то 200 000 лет назад. Неужели за все эти тысячи лет мы не изменились? Конечно, изменились. Особенно заметно это стало в последние годы. Ученые выяснили, что человек глупеет! Так, начиная с середины 1970-х годов показатели IQ падали в среднем на семь пунктов для каждого следующего поколения.



Одни специалисты связывают это с продолжающейся эволюцией человека, другие – с законами генетики, третьи – со стремительным развитием технологий. Испанские ученые вообще уверены, что способности людей могут снижаться из-за сильного загрязнения окружающей среды.

А может, всё дело в потребительском отношении к жизни новых поколений. Недаром человек потребляющий даже получил красивое название – гомо консуменс. Отмечу, что консюмеризм – это культ потребления, стремление иметь много вещей, покупать товары известных торговых марок и т. п.

В основе консюмеризма лежит идея о том, что счастье и благополучие человека зависят от количества материальных ценностей. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввёл «Билль о правах потребителя», устанавливающий право на защиту потребителей, обеспечение их информацией и правом на выбор.

Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Аналогичные законы приняты во многих странах. Потребители не только обрели права, но стали объединяться в союзы и стали требовать защиты! А буквально после этого, через 12 лет человек стал глупеть. Ой, простите, не человек, а потребитель!

Неужели человек будущего, а возможно, уже настоящего – это гомо консуменс, точнее – homo cons ú mens (от латинского cons ū mo – потреблять, тратить; уничтожать, вести к исчезновению, умерщвлять).

Суть гомо консуменса – купить побольше, побольше и побольше всего. Главное для потребителя, чтобы у него было больше вещей, чем у других. Его счастье и успех ставится в зависимость от уровня потребления, а само потребление становится целью и смыслом жизни.

Иосифляне и нестяжатели: конфликт в России


Основная критика идеологии потребительства шла и идет в религиозной среде. С религиозной точки зрения потребительство игнорирует духовные ценности, поощряет пороки. А ведь религия призывает к ограничению.

Нестяжатели – духовное течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества. Пользуясь сегодняшней терминологии – нестяжатели выступали против потребительства. Нестяжатели были идеологическими противниками иосифлян.

Основателем нестяжательства является Нил Сорский. Инок в Кирилло-Белозерском монастыре, который отправился паломником в Константинополь, трудился в монастырях Афона. Вернулся домой Нил убежденным сторонником скитского жития. Он оставил монастырь и уединился в отдаленной келье на берегу речки Соры. Так он стал Нилом Сорским.

В скиты ушли и его последователи. Пропитание и одежду им надо было добывать собственным трудом. Вот так появились нестяжатели.

Среди сочинений Нила особое место занимает так называемый «Устав», где в форме вопросов и ответов раскрыто, как должно человеку воспитывать в себе лучшие нравственные качества, как распознавать в себе дурные помыслы (страсти), бороться с ними и преодолевать их.

Несмотря на то, что Нил Сорский жил вдали от городов, в глуши, он был услышан по всей Руси, у него нашлись последователи. Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Но их идеи, по мнению знати, представляли угрозу существованию государства. Против нестяжателей стали активно выступать иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого.

Иосифляне отстаивали принцип монастырского землевладения. Они утверждали, что «святители и монастыри земли держат». И вот на церковном Соборе в 1503 году был поставлен вопрос о праве церковных учреждений владеть селами и землями. Но и после Собора борьба иосифлян и нестяжателей продолжилась.

Интересно, что Великий князь Василий III пытался в своей политике опереться на нестяжателей. Специальным уложением он запретил жителям ряда районов Русского государства продавать и давать на «помин души» свои вотчины в монастыри без ведома Великого князя. Но боярство князя не поддержало. А на церковном соборе 1531 года полемика завершилась осуждением учения нестяжателей, иосифляне победили, монастыри после этого начали превращаться в крупных землевладельцев…


Бедность не порок


В культовом романе Умберто Эко «Имя розы» фактически описывается борьба между европейскими нестяжателями, утверждающими, что Христос не имел имущества, и теми, кто считал, что монастыри имеют право копить богатства.

Вспомним также святого XIII века Франциска Ассизского, основателя нищенствующего Францисканского ордена, где жили по заповеди Христа апостолам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха».

Главная добродетель, по мнению Франциска – святая бедность. Эта добродетель не имеет ничего общего с порицанием богатых, экономический аспект здесь вообще отсутствует. Естественным смыслом её является свобода, отсутствие необходимости заботиться об имуществе. А сверхъестественный смысл бедности – в смирении.

Бедность – абсолютная форма доверия к Богу и миру, предстояние в полной беззащитности, открытости перед Богом и миром. Кроме того, бедность уподобляет человека нищему Христу. Вскоре после смерти Франциска часть ордена отказалась от добродетели бедности, и дух францисканства был утрачен.

Однако аскетический идеал Средневековья приобрел в лице Франциска Ассизского новое измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Франциска слово «мир» написано практически на всех языках человечества.

Примером критики потребительства в современном христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой потребительство – одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Реклама – двигатель торговли: от Бодрийяра до Пелевина


Популярность понятия «общество потребления» связано с работой Жана Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры», появившейся в 1970 году. В ней философ проводит анализ роста экономики, утверждая, что рациональность потребительской системы имеет цель роста производительности труда, выражающейся в кадровой переквалификации, психологической вредоносности конкуренции и расточительства.

Раскрывая понятие счастья в современном обществе, автор описывает навязанную идеологию потребления, которая определяет счастье, как обладание необходимыми вещами. В качестве культурного символа общества потребления философ вводит понятие китча, никчемного предмета, который не имеет никакой сущности, но характеризуется массовостью распространения в виде приобщения к моде.

В финале философского трактата автор приходит к выводу об истинной сути общества потребления, заключающейся в превращении человека в существо, используемое в производственном процессе.

Специально для человека потребляющего построены громадные торговые комплексы, куда в выходной можно отправиться всей семьей: пробежаться по десяти-двадцати магазинам, посмотреть киношку и даже поесть на специальном этаже! Кончилась зарплата? Не беда. Можно взять потребительский кредит. Хорошо-то как! Или нет?

В 1955 году экономист и аналитик по розничной торговле Виктор Лебоу предложил концепцию нарастающего потребления:

«Наша чрезвычайно продуктивная экономика требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы, чтобы мы искали душевного удовлетворения, удовлетворения нашего эго в потреблении… Нам нужно, чтобы вещи потреблялись, сжигались, изнашивались, заменялись и выбрасывались со все возрастающей скоростью».

Как это сделать? Для этого нужна реклама. Она доказывает, что тебе продаётся не автомобиль, а принадлежность к элите, не квартира, а счастье, не губная помада, а неземная красота. Сатирически о рекламе и рекламщиках написано в романе Виктора Пелевина «Generation «П». Особое место Пелевин отводит телевизионной рекламе, когда телевизор превращается в пульт дистанционного управления человеком. А само телевещание – в главный способ воздействия на сознание.


И уже нет, по мнению Пелевина, никакого гомо сапиенс, а есть только остаточное свечение люминофора уснувшей души. Телезритель, уверен он – это пустота, когда ответ на вопрос: «Кто я?» звучит так: «Я тот, кто ездит на такой-то машине, живёт в таком-то доме и носит такую-то одежду».

Писатель отмечает:

«Человек думает, что потребляет он, а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости».

Рекламные агенты, добавляет Пелевин, относятся к тем, «кто заставляет людей глядеть в пламя потребления». По его словам, фактически это «чистая технология сжигания мусора».

Интересно, что мы даже не заметили, как у нас в стране после развала СССР стали быстро усваиваться потребительские ориентиры. Опять вспоминается наш министр, который считал, что задача школы – воспитать не гражданина и образованного человека, а «квалифицированного потребителя».

В уголке потребителя... или потребительства?


На днях, проходя около метро «Площадь Революции» я увидела удивительное объявление со списком телефонов скорой помощи, пожарной команды и полиции. Объявление называлось: «Уголок потребителя». Обратите внимание, что не «Уголок москвича», а именно потребителя. Мы все уже стали, по мнению мэрских служб, потребителями?

Так недалеко дойти и до «тошняка-полоумника». Помните, у Станислава Лема в «Звёздных дневниках» Ийона Тихого есть рассказ о принятии землян в Организацию Объединённых планет. Тарраканин от имени Союза Звёзд Бетельгейзе предлагал принять Землю в эту организацию. Он охарактеризовал землян, как молодую, динамичную, одухотворенную культуру.

Противником вступления в организацию землян был представитель Тубана. Характеризуя землян, он и дошёл до тошняков-полоумников, называющих себя гомо сапиенс. Представитель Водолея в ответ предложил называть человека Земли суррогадом чудоюдным. Не знаю, что лучше, но посмотрев на всеобщее потребительское отношение к жизни и окружающему миру, приходишь к выводу, что Лем был прав, и выше тошняка-полоумника мы не поднялись в эволюции.

Ещё до Маркса экономисты показали, что кризисы – неизбежное следствие капитализма. После кризиса – 2008 на встрече финансовой G20 в июле 2013 года министры финансов признали, что восстановление мировой экономики остается хрупким и неравномерным, безработица продолжает оставаться высокой во многих странах.

Не успела экономика восстановиться, как началась пандемия и связанные с этим экономические проблемы. К началу 2022 года мир готов был выдохнуть. Но не получилось. Пандемия, СВО. Наоборот, сегодня ни МВФ, ни ВТО, ни ООН, ни ФРС, ни ЕЦБ не отрицают наступления мировой рецессии. Это связано не в последнюю очередь с антироссийскими санкциями, принятыми в ЕС и США.

Ряд политиков дают мрачные прогнозы, мол, миру грозит холод и голод. Не знаю, как с голодом и холодом, но потребление точно стало снижаться. И не только потому, что люди поняли: десять холодильников и сто пар обуви им не нужны, но и потому, что часть производств, особенно малого и среднего бизнеса, стали закрываться из-за дороговизны электричества.

Похоже, что потребительский спрос больше не гарантирует роста ВВП. В ООН даже разработали «индекс человеческого развития» (ИЧР), но он пока так и не заменил ВВП.


«Мы не знаем пока экономической модели, которая будет после капитализма. (Социализм это была альтернативная конструкция социальная, но экономическая модель была та же самая – научно-технический прогресс)… Сейчас будет меняться экономическая модель, я не знаю, какой она будет, и никто не знает...»

– написал экономист Михаил Хазин.

Какой строй будет, неизвестно, но, возможно, что гомо консуменс отомрёт, как новый вид. А идеи нестяжателей России и Европы окажутся востребованными. Как вы считаете?
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 ноября 2022 16:14
    Для ресурса Военное обозрение данная статья несколько странная. На мой взгляд.
    1. HAM
      +5
      6 ноября 2022 16:57
      Нисколько не странная.......у военных то же самое---давай всё больше,быстрее,точнее,дороже....и чтоб у меня было,а других нет...
      1. +2
        6 ноября 2022 17:15
        Даже круче у военных. Нахрен не нужный Ф-35 и истерики вокруг него тому пример. Или суперточное и суперумное оружие, от которого аппологеты его - США - в Афганистане отказались СРАЗУ, уже в 2001 году перейдя к ковровым бомбардировкам, причем продолжая задвигать рекламу суперточного и суперумного.
    2. -1
      6 ноября 2022 17:14
      [/quote][quote=AlexGa]Для ресурса Военное обозрение данная статья несколько странная. На мой взгляд.[/quote]
      Странная - не то слово! Там картинка есть с колонной человекообразных, идущих за женщиной, под которую хочется задать вопрос:
      «Пусть встанут те, кто произошёл от обезьяны.»
      Бедность – абсолютная форма доверия к Богу и миру, предстояние в полной беззащитности, открытости перед Богом и миром. Кроме того, бедность уподобляет человека нищему Христу.
      По данным Росстата:
      Свежую статистику по количеству бедных Росстат опубликовал в сентябре. Согласно последним данным, за чертой бедности по итогам первого полугодия 2022 года живут 13 из 100 россиян, или 18,9 млн человек.
      Так и хочется спросить нашу власть:
      «Почему вы Бога не любите и приобщаете к нему других? »
      1. +1
        6 ноября 2022 20:33
        Я понял так.Мы должны быть очень бедными и уподобиться быть ближе к Богу. А товарищи,втюхивающие это нам,должны быть богатыми и идти прямой дорогой в Ад.Ну а мы бедные в Рай.Хорошая философия для оправдания хорошей жизни для избранных.Чего на них обижаться,они же в Ад.А мы покаржим маленько и в Рай.Красота,такая философия.Вот только Кто этот Ад и Рай видел и рассказал народу о нём.Когда вся эта (нехорошие слова и жесты) кончится в стране.Неужели нас за такое тупое быдлачьё считают? Зря,ребята,зря.
        1. -2
          7 ноября 2022 10:05
          Цитата: Таймень
          Я понял так.Мы должны быть очень бедными и уподобиться быть ближе к Богу.

          Да уж... Бедные, но гордые. Все эти глашатаи борьбы против потребительства забывают слова "нашего всего":
          "Быть можно дельным человеком
          И думать о красе ногтей..."
          А ещё можно (и даже нужно) вспомнить другие строчки:
          "Кто проповедь читать захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они!".
          Живёт ли автор по-спартански, чтобы иметь моральное право критиковать консьюмеризм?
        2. 0
          8 ноября 2022 14:52
          Цитата: Таймень
          Я понял так.Мы должны быть очень бедными и уподобиться быть ближе к Богу. А товарищи,втюхивающие это нам,должны быть богатыми и идти прямой дорогой в Ад.Ну а мы бедные в Рай.Хорошая философия для оправдания хорошей жизни для избранных.Чего на них обижаться,они же в Ад.А мы покаржим маленько и в Рай.Красота,такая философия.Вот только Кто этот Ад и Рай видел и рассказал народу о нём.Когда вся эта (нехорошие слова и жесты) кончится в стране.Неужели нас за такое тупое быдлачьё считают? Зря,ребята,зря.

          Не правильно поняли, потому как:
          Пользуясь сегодняшней терминологии – нестяжатели выступали против потребительства.

          Как выразился в своё время один умный человек: "Только сытый человек может любоваться звёздами". Потому крайности всегда ведут к деградации. В меру и змеиный яд - лекарство. А не в меру и кислород яд ...
    3. -7
      6 ноября 2022 17:36
      Для ресурса Военное обозрение данная статья несколько странная.

      Ну как вам сказать )))
      Автор доросла до начала духовного развития и поднимает вопросы ,ответ на которые ей может дать только религия ))))
      Если кратко ,в виде ответа - человек рождён на Земле ,чтобы его дух смог обуздать и подчинить свою плоть.
      Теория же потребления ,проповедует наоборот - в ней плоть обязательно должна возабладать над духом . Чтобы было лишнее подтверждение того ,что все гои - это скоты.
      Тема поднятая автором довольно своевременна ,но весьма глубока ,и вкратце её не рассмотеть . Тут по сути нужно переосмысливать всю религию (она устарела) ,и создавать новую ,на основе современных знаний.
      1. for
        0
        6 ноября 2022 21:36
        Цитата: lucul
        человек рождён на Земле ,чтобы его дух смог обуздать и подчинить свою плоть.

        Вот кто это придумал сам этим не пользовался.
    4. +2
      7 ноября 2022 03:34
      Тут речь не о войне, но о борьбе! А борьба в основании всех процессов и явлений, в том числе и войны, как крайней формы проявления войны!
      Ценность потребления это ценность капиталистического мира! Этот мир победил все другие, в том числе социалистический, коммунистический и фашистский.
      Если мы хотим выиграть борьбу с западом, нам нужно ломать их ценности и выдвигать новые!
      Если мы хотим выстоять против глобального мира, нужна своя идеологическая система, а мы лишь копируем чужую, пусть и по своему понятую!
      Статья об этом!
      Но возврат к Сорскому возможен лишь после ядерной войны! Чтобы вернуться к истокам нужно уничтожить все вещи созданные капитализмом!
      В противном случае соблазн велик дорогая автор!
      На мой взгляд капитализм не умрет, по крайней мере не целиком!
      Просто в американской интерпретации он зашел в тупик! Оттуда его нужно вытащить и оздоровить, поставив на базу традиционных ценностей! Китайский вариант!
  2. +5
    6 ноября 2022 16:18
    Теперь уважаемый автор, человек человеку волк, но им этого показалось мало, теперь оказывается пол сам себе выбираешь.....В общем моё мнение-ждет нас либо ядерный огонь, либо Содом и Гоморра. Не думал, что до такого доживу! hi
    1. 0
      6 ноября 2022 16:36
      Все верно.К этому и пришли.Пора о душе подумать,а не о потреблении
      1. for
        +1
        6 ноября 2022 17:02
        Цитата: dmi.pris
        Пора о душе подумать

        Может об душе с рождения надо думать?
        Грешим, грешим а тут бац старость, давай "очки" перед богом зарабатывать.
        1. +1
          6 ноября 2022 17:11
          "Очки"перед Богом не заработаешь.А кто из нас в молодости об этом думал?
          1. for
            +5
            6 ноября 2022 17:32
            Цитата: dmi.pris
            А кто из нас в молодости об этом думал?

            Я и в старости об этом не думаю.

            "Очки"перед Богом не заработаешь.

            Ну почему же бегут в церкву грехи замаливать, свечки пудовые ставить, благотворительностью занимаются (у одно 100 отнимут чтоб другому дать 1)
      2. +6
        6 ноября 2022 17:16
        Да просто производители раньше строили продукцию "на века" .
        А теперь она должна служить только пока есть гарантийный срок .
        А там надо новый продукт покупать .
        Так делают деньги , все заняты , все радуются . Все платят налоги , значит и государству весело .
      3. -5
        6 ноября 2022 17:21
        Цитата: dmi.pris
        Все верно.К этому и пришли.Пора о душе подумать,а не о потреблении

        На Украине, только и осталось, "хрен да душа" как у алкаша.
    2. -3
      6 ноября 2022 17:01
      Цитата: Alien From
      Теперь уважаемый автор, человек человеку волк, но им этого показалось мало, теперь оказывается пол сам себе выбираешь.....В общем моё мнение-ждет нас либо ядерный огонь, либо Содом и Гоморра. Не думал, что до такого доживу! hi

      И потому нам нужно отгородиться от этого Содома и Гоморры.
      Может это хорошо, что запад пытается от нас новым железным занавесом? Может нужно им помочь?
      1. +1
        6 ноября 2022 17:25
        Цитата: Ulan.1812
        ......Может это хорошо, что запад пытается от нас новым железным занавесом? Может нужно им помочь?

        Запад очень хитро себя ведёт ----где им выгодно, там занавес , а где хотят---лезут в наши дела. Либо сами, либо через прислужников.
        На самом деле, они и переформатируют идею христианской смирения и бедности в экологизм и зелёнку. А уже последние борются против христианства no
  3. -7
    6 ноября 2022 16:28
    Несколько тактических ядерных ударов ,на главном на сегодня ТВД ,третьей мировой в Восточной Европе. И пойдет цепная реакция .Индия - Пакистан,Китай- Вьетнам,Иран- Израиль и т. д. И тогда потребителю кранты. Мир станет не ютным, холодным и голодным. Все вернутся к истокам бытия.
    1. +8
      6 ноября 2022 16:44
      Простите за вопрос, но у вас, коллега, дети есть ?
      А то так легко у вас получается яд войну начать, что просто диву даёшься.
      1. 0
        6 ноября 2022 22:18
        Конечно,коллега и дети и внуки. Просто ,я такой сценарий не исключаю,а не призываю к нему. Это всего лишь один из способов человечества решить проблему потребительства. В поте лица добывать хлеб насущный и отказаться от техногенного пути. Речь ведь идёт не о ядрён-батоне,когда все в труху ,а о тактическом ЯО. Могут применить и ужаснувшись,испугавшись последствий тормазнут. Но потребительский мир будет безвозвратно разрушен.
  4. +1
    6 ноября 2022 16:31
    А идеи нестяжателей России и Европы окажутся востребованными. Как вы считаете?

    Эти идеи стали востребованы в веке эдак XVI-м, когда в Европе начал набирать обороты протестантизм, особенно его евангелическое направление - пуританство, индепендентство и баптизм. Современную Америку сделали богатой и процветающей страной именно они!
    1. +4
      6 ноября 2022 17:21
      Да, но протестанты позже не имели ничего против сколоченного своими руками и умом богатства. Они считали богатство достойной наградой за труды и благочестие, этаким видимым бонусом от бога за веру и старания. Нового богача воспринимали с уважением, лишь бы новый богач не заносился, не возгордился и не стал бы выпендриваться в общине, не отдалялся от неё.
      Похожее отношение к богатым купцам было и в среде российских старообрядцев, которые, естественно, ненавидели официальную церковь и иосифлян.
      1. +1
        6 ноября 2022 17:25
        Все так! Но протестантство учит скромности в потреблении. И чтобы стать богатым, а значит быть угодным богу, надо много и честно работать... Примерно так же думали и старообрядцы, и молокане, и духоборы...
  5. +5
    6 ноября 2022 16:32
    Накопительство и покупка статусных вещей вполне естественны для человека: от Рима и Венеции к Голландии и Великобритании. Савонарола и советская "борьба с мещанством" лишний раз показали судьбу усилий всяких "нестяжателей".
    Проблем нет. Рано или поздно, придут очередные "атиллы" с калашами и спустят жирок перенакопительства. bully Бюргеры всегда проигрывали войны сорвиголовам.
    п.с. А от падения процента ВВП пусть портится аппетит у молящихся на Блумберг и РБК.
  6. +5
    6 ноября 2022 16:37
    Потребительские ориентиры в СССР,упомянутые автором,начали усваиваться населением задолго до развала страны,в чем и была одна из причин краха СССР.
    Я,за гараж,Родину продам..... смешно конечно,кинокомедия,но оказалось,что не до смеха.
    Что касается вопроса нестяжательства,то у обеих сторон была своя правда.
    1. +2
      6 ноября 2022 16:51
      Цитата: bober1982
      Я,за гараж,Родину продам..... смешно конечно

      Допустим, не «продам», а «продал»... И не «Родину», а «машину»:

      hi
      1. +1
        6 ноября 2022 17:08
        Давно фильм не пересматривал,сути это не меняет- за золотые фиксы,хрустальную вазу или югославский гарнитур,советский гражданин мягко говоря,голову потерял,не до основ марксизма-ленинизма ему стало.И,вам моё почтение.
  7. -1
    6 ноября 2022 16:51
    В принципе, весь консьюмеризм был осмыслен Западной школой. Можно вспомнить того же Веблена.
    В рамках того же капитализма сейчас предложена концепция осмысленного потребления. Она не является абсолютным решением, но может быть частью фундамента построения нового общества.
    Теоретически капитализм может развиваться в том числе с дальнейшей трансформацией сферы услуг в область нематериальных услуг. Это поможет решить противоречие между необходимостью постоянного экономического ростом и связанной с ним возрастающей эксплуатацией ресурсов. Будут ли это мета вселенные или что-то иное, сказать трудно.
    1. +1
      6 ноября 2022 17:05
      Цитата: Engineer
      В принципе, весь консьюмеризм был осмыслен Западной школой. Можно вспомнить того же Веблена

      Веблен, как вы выражаетесь, "осмыслил" потребление более, чем сто лет назад. За это время утекло очень много воды, а наше общество стало сверхиндустриальным, научившись производить автомобили, телевизоры, штаны и т.д. многомиллионными тиражами...
      1. 0
        6 ноября 2022 17:10
        А такие термины как показное потребление и статусные вещи, сформулированные им вошли в лексикон современных людей.
        С чем спорите-то?
        1. +4
          6 ноября 2022 17:17
          Цитата: Engineer
          показное потребление и статусные вещи

          Подобное применимо только для тех, про кого говорят "из грязи, да в князи"...
          В очень богатых странах такого явления почти нет. Мне доводилось бывать в США и Дании, где люди, имея хорошие доходы, живут довольно скромно, не выпячивая свои доходы наружу...
          1. 0
            6 ноября 2022 17:23
            А тут нет никакого противоречия. Разве что у меня сложилось впечатление, что это самое "показное потребление" в сша куда более развито чем в Европе. Возможно отчасти жьо связано с концептом "американской мечты".
            В Европе вполне нашли баланс между желанием потреблять и реально потребленными продуктами. В том числе из-за правильного осмысления консьюмеризма.
            1. +2
              6 ноября 2022 17:36
              Цитата: Engineer
              это самое "показное потребление" в сша куда более развито чем в Европе

              1. Такое обычно наблюдается у недавно прибывших эмигрантов, которые наворовав у себя в стране достаточное количество денег, приехав в США начинают показывать свою "крутость"
              2. Точно так же себя ведут прибывшие из южных стран, где все принято выпячивать напоказ. Например, с голой задницей, зато в футболке "Армани" и с золотыми часами. wink
          2. +1
            6 ноября 2022 20:35
            Цитата: Luminman
            люди, имея хорошие доходы, живут довольно скромно, не выпячивая свои доходы наружу...

            Вам виднее, но именно из США и пошла фраза-Чтобы все было как у Джонсов.
            1. 0
              6 ноября 2022 20:52
              Чтобы все было как у Джонсов

              Если немного переиначить, то все должно быть, как у соседа. Так это везде, не только в Штатах...
              1. +1
                6 ноября 2022 20:54
                Цитата: Luminman
                Чтобы все было как у Джонсов

                Если немного переиначить, то все должно быть, как у соседа. Так это везде, не только в Штатах...

                Но Джонс-то фамилия американская, про такую жизненную философия у британцев мне слышать не приходилось...
                1. 0
                  6 ноября 2022 21:02
                  Но Джонс-то фамилия американская

                  Замените фамилию Джонс на Иванова, Берлускони или Ли Куан Ю и получите то же самое...

                  П. С. Джонс - скорее всего англизированная фамилия от скандинавского Йенс...
  8. +3
    6 ноября 2022 16:55
    Когда обезьяна взяла в руку палку, она пошла по пути, который довел ее до теперешнего состояния!
    Может пора выбросить палку из руки и задумается о будущем?
    1. +3
      6 ноября 2022 17:18
      Может пора выбросить палку из руки и задумается о будущем?

      Выбросив палку, мы опять оденемся в шкуры и полезем на деревья...
      Условная палка сделала нас разумными...
      1. +2
        6 ноября 2022 17:29
        На счёт разумности в теперешнем мире, можно говорить очень условно!!!
        Выбросив палку прямо сейчас, несколько откатившись назад ... время не мало пройдет, можем найти другой путь развития, не обязательно размахивать палкой во все стороны.
        Впрочем, это вопрос к философам, не у каждого хватит фантазии, что б представить, как оно может получится,
        должно быть по другому.
        1. +2
          6 ноября 2022 18:44
          Цитата: rocket757
          .......Выбросив палку... можем найти другой путь развития, не обязательно размахивать палкой во все стороны......

          Выбросить палку----это как-то слишком кардинально! Может какие-то ограничительные действия?......
          Хотя, без идеи, без идеолгии recourse эти ограничения ни к чему не приведут
          1. +2
            6 ноября 2022 19:33
            Человеком можно оставаться имея и палку в руках.
            Как всегда, важно как и для чего применяется тот или иной инструмент!
  9. 0
    6 ноября 2022 16:56
    Актуальная статья. Считаю варианта два:- 1. Борьба за оставшиеся ресурсы со всеми вытекающими( сокращение населения,возможные ядерные войны,болезни всякие и т.п.) с последующим установлением единого правителя(антихриста) и жесткого распределения благ и ресурсов между людьми,( чипирование и прочие "прелести")т.е. часть потребителей остается( избранные),а для остальных потребление все так же остается целью,пускай и неосуществимой. Разумеется это в том случае,если человечество вообще не погибнет от " мудрых" действий лентяев,желающих жить за чужой счет, руководить и иметь статус небожителей. 2. Нахождение иных источников энергии и тут возможны варианты от полетов к звездам до "ядерного реактора на кухне". Тогда потребление не будет основной целью. Какая цель будет основной зависит от возможностей, которые даст новая технология. Предположу,что это будет некое саморазвитие для кого то в духовном плане,а для кого то как исследователя или ученого.
  10. +3
    6 ноября 2022 16:59
    Странное дело, спутники летают по космосу дотягиваясь сигналами до далёких звёзд, сверхмощные компьютеры совершенствуют нейросети. Трёхмерная печать уже подбирается к решению задачи печати органов и тканей. И на фоне всего этого феноменального научно-технического прогресса находятся конспирологии торжественно объявляющие о том, что люди, оказывается, тупеют!

    Про потребление ещё смешнее. Рост потребностей населения - главный двигатель развития научно-технического прогресса. По-факту разговоры о ужасном "культе потребления" - это, по большей части, попытки оправдать неэффективную экономику неспособную удовлетворить растущие запросы населения. Нужно не бороться с ростом потребностей населения а РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ!
    1. +1
      6 ноября 2022 17:09
      Цитата: Усталый
      И на фоне всего этого феноменального научно-технического прогресса находятся конспирологии торжественно объявляющие о том, что люди, оказывается, тупеют!

      Не совсем тупеют. Больше полагаются на электронные машины...

      П. С. Положа руку на сердце, вы сможете решить какую-нибудь задачку из школьного курса, например, квадратное уравнение? Помните ли вы всю таблицу умножения? wink
      1. +2
        6 ноября 2022 17:27
        Учёных людей двигающих прогресс в наше время больше чем в любое другое. А все учёными быть не могут. То же можно сказать и про деталей искусства. Да и просто народное творчества, в том числе инженерное сейчас цветёт благодаря всяческим стартапам и прочим платформам.

        П. С. Таблицу умножения не забыл, а что до уравнений, то сильно от сложности зависит, всё же, по работе они мне не нужны.
        1. 0
          6 ноября 2022 17:41
          Цитата: Усталый
          Учёных людей двигающих прогресс в наше время больше чем в любое другое

          Эти ученые, двигающие прогресс, опираются не на свои знания, заложенные в голове, а на ЭВМ. В этом-то и вся заковыка...
          1. +2
            6 ноября 2022 17:50
            Машины ускоряют вычисления. В задачах по квантовой физике, для примера. Но без способностей людей-учёных ЭВМ несостоятельны. .
            1. 0
              6 ноября 2022 17:59
              Цитата: Усталый
              Машины ускоряют вычисления

              Ускоряют. Но и усушивают мозги... wink
              1. 0
                6 ноября 2022 20:49
                Машины работают по алгоритмам, созданными людьми.И не имеют разума.Даже если пофантазировать и представить себе ИИ,то и он будет нуждаться в отладке человеком.Да и что-то новое придумать,опять мозги человекам нужны.Ну,а кто не хочет думать от слова совсем,постепенно вымрут.Человек всё-таки хищник,а не жертва.Его место наверху съестной пирамиды.
                1. 0
                  6 ноября 2022 20:58
                  Цитата: Таймень
                  Машины работают по алгоритмам, созданными людьми

                  Людей, которые создают алгоритмы для машин, да и сами машины тоже, единицы. А другие люди, которых миллионы, просто ими пользуются. Много ли людей, пользующихся телефоном, компьютером или стиральной машиной, задумываются, как это все работает?
          2. for
            0
            6 ноября 2022 18:15
            Цитата: Luminman
            опираются не на свои знания, заложенные в голове, а на ЭВМ.

            Но в ЭВМ кто-то и что то должны заложить. Ну не могут все быть одинаково очень умными.
    2. -1
      7 ноября 2022 11:27
      Рост потребностей населения - главный двигатель развития научно-технического прогресса. По-факту разговоры о ужасном "культе потребления" - это, по большей части, попытки оправдать неэффективную экономику неспособную удовлетворить растущие запросы населения. Нужно не бороться с ростом потребностей населения а РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ!

      Ну и в чём смысл в 100 видах косметики и 2000 видов обуви и одежды?
      Можно сделать базовую косметика 10 видов и этого хватит. Можно сделать 10 видов обуви и этого хватит.
      В чем смысл в 150 видах мебели и ламината?
      Есть перепроизводство и это факт. И именно перепроизводство губит.
      Нужно не бороться с ростом потребностей населения а РАЗВИВАТЬ ЭКОНОМИКУ!

      А что в СССР (я не про весь период а про тот период который был лучшим) в СССР экономика не развивалась? Как раз в СССР был тот баланс которым необходим. Не слишком много перепроизводства но и не слишком мало.
      1. -1
        7 ноября 2022 12:46
        Смысл:
        1. Конкуренция.
        2. Работа на конкретного потребителя.
        3. Поиск новых решений.
        4. Стимуляция спроса = стимуляция развития рынка.

        Нет не хватит. Ограничение спроса неизбежно приводит к сужению экономики, замедлению темпов её роста, росту чёрного импорта и фарцы и напряжению в обществе. Нет ничего глупее, чем наступать на те же грабли во второй раз.

        СССР был разным. И под конец своего существования он отставал по уровню технического развития от передовых стран Запада на 10-20 лет. И в том числе из-за попыток партии ограничить спрос населения, вместо того, чтобы предпринимать экономические меры для его удовлетворения. На канале у Гоблина зачитывались, кстати, выдержки из партийных собраний начала 80х. За голову хватаешься до чего дошли.
  11. +1
    6 ноября 2022 17:02
    О подруга,как загнула!Вопрос о данном явлении возник вместе с цивилизацией и ответ на него также.Каждому-по вере его!При всём уважении к нашим нестяжателям,индийским аскетам,францисканцам,полностью отказываться от благ прогресса,путь в никуда.И вот тут приходится согласиться с тезисом-Каждому своё.Приход к осознаному отказу от потребительства у всех происходит поразному,но происходит практически всегда.У нас в россии это обычно приходит с "кризисом среднего возраста" вместе с переоценкой ценностей.Слетает шелуха "понтов корявых" навязанных рекламой брэндов.Кстати при социализме,у нас это тоже было,под названием "что-бы как у всех и не хуже".
    PS:Я лично следую,стараюсь,по пути "Золотой серредины".Умеренность во всём и отказ от любых крайностей.
  12. for
    0
    6 ноября 2022 17:06
    Автор, а у Вас самой надеюсь стиральной машины нет.
    1. +3
      6 ноября 2022 17:56
      Не путайте прогресс и статусность.
      1. for
        -3
        6 ноября 2022 18:09
        Потребительство это результат прогресса.
        1. +5
          6 ноября 2022 18:54
          Нет прогресс и потребительство разные явления. Зачем потребителям космические корабли, достижения науки, культуры.
          1. for
            -1
            6 ноября 2022 20:00
            Цитата: Гардамир
            Зачем потребителям космические корабли, достижения науки, культуры.

            Хотя бы космос - интернет, телевидение...., наука - продукты питания, одежда, энергетика...... Культура, это спорно, тоже стало продуктом потребления, за просмотр тоже надо платить. Да и вообще воздух для дыхания мы тоже потребляем.
            1. +1
              6 ноября 2022 20:23
              Не знаю вы заблуждаетесь или сознательно закручиваете.
              Хлеб это еда для всех, Крутоны это для потребителей.
              1. for
                -2
                6 ноября 2022 21:14
                Цитата: Гардамир
                Не знаю вы заблуждаетесь или сознательно закручиваете.

                Я не заблуждаюсь, это мое мнение и почему вы считаете что вы не заблуждаетесь.
                Хлеб это еда для всех, Крутоны это для потребителей.

                И хлеб и крутоны и едят и потребляют.
                Крутоны тоже кто то изготовляют чтоб есть хлеб или крутоны.
                Так или иначе все мы потребители, кто фаянсовых, кто фарфоровых, кто и золотых унитазов.
                1. +2
                  6 ноября 2022 22:46
                  и едят и потребляют.
                  Возможно вы не русский если не понимаете значения слов. Обычному человеку нужен смартфон, но потребитель готов продать почку за смартфон. Потребители это те кто покупает расчёски для лысых, зубные щётки для беззубых...
                  1. for
                    -2
                    7 ноября 2022 00:19
                    Цитата: Гардамир
                    Возможно вы не русский если не понимаете значения слов

                    С вами все понятно!

                    Кто такой потребитель Простыми словами?
                    Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
          2. +2
            6 ноября 2022 20:14
            Цитата: Гардамир
            ...Зачем потребителям космические корабли, достижения науки, культуры.

            Наверно то, что потребляют потребители, соответствует их требованиям. Например, кто-то потребляет ток-шоу, кто-то наргиз.....также с наукой. Разные уровни знаний и убеждений создают науку(или псевдонауку) под себя. hi
      2. +1
        7 ноября 2022 11:31
        Не путайте прогресс и статусность.

        Согласен. Ставлю+
        Одно дело часы Швейцарские за очень много зелени. Другое дело простенькие часы РБ, которые недорогие, но время показывают.
        В современном мире очень распространена реклама, что ты обязан купить то, ты обязан купить это . ....и т.д.
  13. -1
    6 ноября 2022 17:11
    Побольше потреблять побольше покупать, побольше жрать и как следствие побольше гадить.
    Кстати о птичках, основной конфликт между большевиками и церковью был как раз из-за земли.
    РПЦ была в РИ крупнейшим землевладельцем и это было одной из главных статей её дохода.
    Большевики лишили церковь этого громадного дохода, национализировав церковные и помещичьи земли.
    И тут же церковь в ряды противников советской власти, став одним из самых ярых.
    Естесственно последовала ответная реакция.
    Если человечество хочет уцелеть, то переход к разумному потреблению неизбежен.
    Но возможно ли это при капитализме. Хазин наверное прав и человечество ждёт следующая фаза-посткапитализм. А вот какой она будет, действительно никто не знает.
  14. +2
    6 ноября 2022 17:14
    Чёт навеяло :

    "..развешенные в столовой лозунги, сочиненные лично Александром Яковлевичем и художественно выполненные Александрой Яковлевной. Лозунги были такие: «Пища – источник здоровья», «Одно яйцо содержит столько же жиров, сколько 1/2 фунта мяса», «Тщательно следи за своими зубами», «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу» и «Мясо – вредно».

    Все эти святые слова будили в старухах воспоминания об исчезнувших еще до революции зубах, о яйцах, пропавших приблизительно в ту же пору, о мясе, уступающем в смысле жиров яйцам, а может быть, и об обществе, которому они были лишены возможности помогать, тщательно пережевывая пищу."
  15. +2
    6 ноября 2022 17:26
    Так, начиная с середины 1970-х годов показатели IQ падали в среднем на семь пунктов для каждого следующего поколения...
    А может, всё дело в потребительском отношении к жизни новых поколений.
    Автор путает причину и следствие.
    Интересно, что мы даже не заметили, как у нас в стране после развала СССР стали быстро усваиваться потребительские ориентиры.
    Такого уровня потребительства, как в СССР (застой-перестройка) в России и за бугром я не видел. Все что-то пытались достать. Получалось далеко не всегда, но затрачиваемые на это силы и время поражали.
    Объявление называлось: «Уголок потребителя». Обратите внимание, что не «Уголок москвича», а именно потребителя. Мы все уже стали, по мнению мэрских служб, потребителями?
    Ну нельзя же так откровенно тупить или передергивать. Это телефон, по которому вы можете пожаловаться на кидалово или просрочку. Причем тут «Уголок москвича»?
  16. +1
    6 ноября 2022 17:26
    А идеи нестяжателей России и Европы окажутся востребованными.
    Станут, когда все, вернутся в первобытное состояние. А дедушки, рассказывать внукам, о коврах самолетах,наливных яблочках на волшебном блюдце, скатертях самобранках и прочих чудесах. А возможно, что и мы будем это рассказывать.
  17. Комментарий был удален.
  18. +3
    6 ноября 2022 17:34
    Высокодуховные идеи не дают никакого конкурентного преимущества . Откровенно низостные также .
    Человечество по прежнему будет бултыхаться где то между ,осциллируя то в одном,то в другом направлении. На данный момент общество потребления уже не так зажигает потому, что в целом оно выполнило свою задачу - подняло участвующий в гонке за сердца и души продукт до функционально недостижимых ранее высот. Даже самая дешевая подделка под Айфон все равно до омерзения удобна и вылизана с точки зрения эргономики. Это в свою очередь для подавляющей массы человечества нивелирует привлекательность "пустого потребления" , возвращая к "функциональному потреблению" .

    Я не думаю что будет массовый отток от идеи "функционального потребления" , потому что "аскеза" плохо сочетается с обитанием в развитых государствах , где тебя будут в буквальном смысле окружать те,кто будет потре6лять ,где сама среда будет оказывать на аскета давление ,принуждающее его подтягивать свой уровень ради прибывания в среде без "некомфорта". К примеру я - старенькая бабушка, привыкшая жить скромно и считать каждую копейку. И мне не нужен мобильный телефон -у меня есть домашний , и я получаю на него конскую субсидию ,ибо я ветеран. Но штука юмора в том , что многими другими ветеранскими прибамбасами я без мобильного пользоваться не смогу - например я не смогу через ветеранскую организацию записаться на путевку в санаторий . Мне мягонько скажут что "вам надо указать мобильный" . И на госуслугах мне скажут тоже самое . И много еще где.
    Так что мне как старой аскетичной бабуле придется таскать с собой нафиг мне не сдавшийся прибамбас , платить за него абонентку .
    Ну или вот к примеру информационно ориентированная среда - с приходом интереса и забиванием всех каналов рекламой до верху , даже если я старенькая бабушка ,которую интересует хоть что-то , мне ПРИДЕТСЯ подключить себе интернет и завести к нему прибамбас , потому что иначе в современном обществе я пропущу кучу всего ,а то и вовсе не смогу зарегистрироваться на какие-то интересные мероприятия как то бесплатные экскурсии и.т.д.
    И вот у меня уже +2 прибамбаса (потому что я слишком старая бабуля и с экрана смартфона я ни черта не вижу ,а мои пальцы тычут черт знает куда ,вроде разного спама) и +1 абонентка (как минимум) , иначе без этого я буду обделен в несчетном количестве вещей .
    Примерно так, шаг за шагом , жизнь в обществе ставит нас в позу речного жителя вне зависимости от наших желаний, подвигая наши желания в сторону потребительства ,если мы не хотим оказаться на самом дне событийно-социальной ямы . Это я все к тому, что не стоит ждать увлечения аскезой в наше время, "потребительство" никуда не исчезнет ,покуда жива структура современного общества.
  19. +1
    6 ноября 2022 17:49
    Цитата: AlexGa
    Для ресурса Военное обозрение данная статья несколько странная. На мой взгляд.

    Цитата: AlexGa
    Нисколько не странная.......у военных то же самое---давай всё больше,быстрее,точнее,дороже....и чтоб у меня было,а других нет...

    Упоминаемый в статье Станислав Лем, в «Звёздных дневниках», указывал далее:
    «…Узнав, к какому пункту тела
    Землян привязан идеал,
    Все содрогнулись.
    Космос целый,
    Рыдая, щупальца ломал».
    Будем обсуждать?))
  20. 0
    6 ноября 2022 18:08
    Автор статьи представитель нового жанра - околофилософское суесловие.
  21. +1
    6 ноября 2022 18:30
    Цитата: dmi.pris
    .Пора о душе подумать,

    "И будут наши душеньки крылаты ,
    и улетят на новую войну"...
    Леонид Cергеев , "Последний парад"...
  22. 0
    7 ноября 2022 00:00
    Ерунда это все.
    подменяется проблема - купить то что нужно, проблемой - купить побольше.

    Вон, в Европе куча старых ,чуть ли не средневековых домов. Живут люди. Есть фото интерьеров - ничего лишнего....
    И у нас - луди живут чуть ли не в хрущевках по прежнему.

    Купить поболее? - так известно кто покупает и стяжает. Новые русские вкладывают в недвижимость - поупают квартиры, и никто в них не живет. Прямо сейчас, при СВО - элита отжимает друг у друга капиталлы. Шнур поёт в Дубаях для "еффективных менеджеров" на их вечеринке.
    Чьи яхты, дворцы, заводы, пароходы, и несколько фазенд за бугром?

    "Какой строй будет...." - капитализм и империализм. Все признаки есть. А надуманные западные фантастические-идеалистические идеи 70х-90х - чисто отвлечение внимания от главного.
  23. 0
    7 ноября 2022 01:33
    Достаточно вернуть в школьную программу логику, а основными предметами сделать физику, химию, логику и два иностранных языка, как проблема начнет ослабляться. А потом уже естественный процесс "выбивания" персонажей с "вертикальной социализацией". Что немного освободит технический прогресс. Дальшейшее предсказать сложно, но будет весело.
  24. 0
    7 ноября 2022 03:36
    автор спасибо за фото! Тетки с пакетами и во главе эволюции это Огонь!
  25. 0
    7 ноября 2022 08:03
    Когда смотришь телевизор,думаешь,нас вообще за идиотов держат. То война на всех каналах. То скороспелая любовь, где от поцелуя до постели несколько секунд. Эт что для повышения рождаемости? А то,что по ВИЧ мы уже уступили африканским странам,про это ни гу-гу. Что поделаешь жена смотрит,с ней не поспоришь.Женщина может напугаться грабителя,но стоит тому фамильярно взлохматить ее прическу,она может и убить. По глупости реклама доступна только грудным детям.Они ее с удовольствием смотрят.
  26. 0
    7 ноября 2022 09:51
    Ну вот сейчас на ВО: прежде чем прочитать статью --- сразу устремляешься вниз ... к "типо автору". И после уже решение - читать ли. И это на уважаемом - когда то ))- сайте. Увы. Поэтому - очень внимательно сортируйте вам предлагаемое "чтиво". Удачи).
  27. 0
    8 ноября 2022 08:36
    Цитата: Кузнец 55
    Так делают деньги , все заняты , все радуются . Все платят налоги , значит и государству весело .


    Пока ресурсы есть. А когда кончаться? До Пандоры еще нескоро долетим... tongue
    Так что весь этот банкет обречен скоро закончится. Уже заканчивается, на наших глазах.
    Развивающиеся страны пытались догнать развитые, скоро развитые станут напоминать развивающиеся.
    Эпоха массового потребления заканчивается, вскоре "квантум сатис" останется лишь для элиты.
  28. 0
    8 ноября 2022 08:44
    Цитата: Knell Wardenheart
    Это я все к тому, что не стоит ждать увлечения аскезой в наше время, "потребительство" никуда не исчезнет ,покуда жива структура современного общества.


    А эта структура - штука точно не вечная.
    Все описанное работает, пока есть массовое потребление и массовое же производство. Пока именно на этом элита делает деньги. Но для элиты деньги - лишь инструмент власти, причем этот инструмент стал обходиться слишком дорого. Элита понимает, что двуногая саранча изрядно объела планету, а другой планеты нет даже для ротшильдов. Так что придется менять и структуру общества и численность людской популяции и нормы потребления... или строить огромный флот космических кораблей-ковчегов (как советовал известный интеллектуал-паралитик) и отправляться в космические дали подальше от планеты, которая медленно, но верно превращается в глобальную свалку.