Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Вихрь"

Основным предназначением авиационного противотанкового ракетного комплекса "Вихрь" является поражение бронетехники, включая технику, оснащенную реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, которое летят на скоростях до 800 км/ч.

Комплекс начали разрабатывать в конструкторском бюро приборостроения (научно-производственное объединение "Точность") в 1980 году. Работами руководил главный конструктор Шипунов А.Г. Авиационный ПТРК "Вихрь" в 1992 году приняли на вооружение.

Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Вихрь"



Комплекс к началу 2000 г. использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, 2-е пусковые установки АПУ-8, до 16 ракет) и вертолете Ка-50 "Черная Акула" (2-е ПУ, до 12 ракет).

На выставке в Фарнборо 1992 года впервые представили усовершенствованную модификацию ракеты "Вихрь-М".

Имеется модификация корабельного комплекса "Вихрь-К", включающая артиллерийскую установку АК-306 калибра 30 мм и 4 противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" с дальностью огня до 10 тыс. м. Комплексы "Вихрь-К" предназначаются для вооружения патрульных катеров и кораблей.

Комплексу "Вихрь" на западе дали обозначение AТ-12 (АТ-9).

Состав авиационного противотанкового комплекса 9К121 "Вихрь".

В его состав входят:
- 9А4172 – сверхзвуковая управляемая ракета (управление осуществляется по лучу лазера);
- И-251 "Шквал" – круглосуточная обзорно-прицельная система;
- АПУ-8 (АПУ-6) – авиационная пусковая установка.

Комплекс дает возможность вести огонь одиночными ракетами или залпом из двух ПТУР. Высокая сверхзвуковая скорость управляемой ракеты (до 610 м/c ) снижает уязвимость вертолета во при атаке и позволяет за один заход поражать несколько целей. Для преодоления дистанции в 4 тыс. м ракете необходимо 9 секунд. Для сравнения: самая мощная американская вертолетная ПТР FGN-114K "Hallfire" движется с дозвуковой скоростью, и это расстояние покрывает за 15 секунд.

При создании ракеты использована аэродинамическая схема "утка". Ракеты имеют складное крыло. Для наведения служит всесуточный автоматический прицельный комплекс. Во время приближения к району нахождения цели, его координаты в БЦВМ вертолета заведены заранее, на расстоянии около 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив на телевизионном экране изображение цели, летчик направляет в ее сторону вертолет, после чего обрамляет сеткой прицела цель и нажимает кнопку автослежения. Прицел переходит на автосопровождение цели, а при достижении разрешенной дальности запускает ракету.

Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Вихрь"


Тип старта – вышибным зарядом из транспортно-пускового контейнера.

Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности. Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования. Вероятность уничтожения подвижной малоразмерной цели класса "танк" ракетами "Вихрь" – 0,8.

Хранение, транспортировка и использование ракеты осуществляются с применением транспортно-пускового контейнера, который обеспечивает безрегламентное складирование противотанковых управляемых ракет в течение 10 лет.

Кумулятивно-осколочно-фугасная боевая часть ракеты 9А4172 может пробить броню (включая активную) современных зарубежных танков с различных ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000 миллиметров. "Вихрь" имеет неконтактный и контактный взрыватели.

Тактико-технические характеристики противотанкового комплекса 9К121 Вихрь:
Разработчик - КБ "Приборостроения";
Дальность стрельбы днем – 0,5-10 км;
Дальность стрельбы ночью – до 5 (6) км;
Высота пуска – от 5 до 4000 м;
Время полета:
- на дальность 6000 м – 14 с;
- на дальность 8000м – 23 с;
- на максимальную дальность – 28 с;
Средняя скорость полета – 600 м/с;
Габариты ракеты 9А4172:
- длина – 2750 мм;
- максимальный диаметр корпуса – 125-130 мм;
- размах крыла – 240 мм;
- размах стабилизаторов – 380 мм;
Стартовый вес ракеты – 40-45 кг;
Габариты транспортно-пускового контейнера:
- длина – 2870 мм;
- диаметр – 140 мм;
Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 59 кг;
Температура применения – от -50 до +50 градусов;
Боевая часть:
- масса – 8-12 кг;
- масса взрывчатого вещества – 4-5,5 кг;
- тип взрывателя – неконтактный и контакный;
- радиус действия неконтактного взрывателя – 2,5-3,0 м;
Аппаратура управления И-251 "Шквал":
- ночной канал – тепловизионный;
- дневной канал – телевизионный;
- система сопровождения цели – автоматическая;
Авиационная ПУ АПУ-8:
- носитель – Су-25Т (Су-39);
- количество ракет на пусковой установке – 8;
- масса пустой/снаряженной пусковой установки – 60/535 кг;
- длина пусковой установки – 1524 мм;
- ширина пусковой установки – 720 мм;
- высота пусковой установки – 436 мм;
- угол наведения в ВП – 10 градусов;
Авиационная пусковая установка АПУ-6:
- носитель - Ка-50 (Ка-52);
- количество ракет на пусковой установке – 6;
- масса пустой пусковой установки – 60 кг;
- длина пусковой установки – 1524 мм;
- ширина пусковой установки – 720 мм;
- высота пусковой установки – 436 мм;
- угол наведения в ВП – 10 градусов.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. borisst64 29 октября 2012 10:40
    Про поражение воздушных целей хотелось бы поподробнее. Всё же 800 км\ч приличная скорость.
    borisst64
  2. semenar 29 октября 2012 10:47
    На К-52 ставят Атаку, Вихрь не доведен.
    semenar
    1. olp 29 октября 2012 15:58
      вихрь вполне доведён, причём давно
      вот только в одном месте производство свернули, а в другом так и не открыли, ибо решили отказаться от него в пользу Гермеса, производство которого никак не могут наладить ибо МО денег жалеет
      olp
  3. neodim 29 октября 2012 11:01
    Hallfire - "выстрелил и забыл". Т.е. запустил и спрятался. Скорость ракеты небольшая.
    Вихрь - высокая скорость ракеты - но требует подсветки цели с вертолета.

    Два разных подхода, имеющих свои плюсы и минусы.
    Кстати, стоимость выстрела не озвучена. У Hallfire умная ракета должна стоить намного дороже.
    Две разные тактики использования.
    Логично бы взять и создать ракету лишенную недостатков обоих систем.
    neodim
    1. cucun 29 октября 2012 11:30
      Ну да, Тополь-М wink
    2. USNik 29 октября 2012 18:40
      Вихрь ... требует подсветки цели с вертолета.(или самолета)

      Вот в этом и заключается проблема. Попробуйте использовать вихрь в любом серьезном авиасиме вроде Су-25, и поймете насколько это сложнее принцыпа "выстрелил-свалил", т.к. надо постоянно удерживать маркер подсветки на цели, а он "гуляет" (ракета летит по спирали), одновременно с этим следить за скоростью-положением самолета и дистанцией до цели, плюс если по вам открыли ответный огонь приходится отвлекаться... В общем на полигоне попасть не проблема, а в стресовой ситуации боя это оччень сложно...
      USNik
      1. Diesel 29 октября 2012 23:25
        Цитата: USNik
        Попробуйте использовать вихрь в любом серьезном авиасиме вроде Су-25, и поймете насколько это сложнее принцыпа "выстрелил-свалил"


        Все спокойно получалось, только для начала надо было подавить серьезное пво ,остальное на расстоянии 4 км не проблема)
        ИМХО такие вещи для самолетов, для вертолетов лучше все-таки выстрелил и забыл)
        Diesel
      2. viktorR 30 октября 2012 12:15
        т.к. надо постоянно удерживать маркер подсветки на цели

        Там вообще то автомат сопровождения шквал. А так да, дело не простое, одному и самаолем управлять и огонь вести. А игрухи знатные, советую), только джойстик обязателен! Черная акула вообще шикарна, да и горячие скалы тоже супер! Кстати если все верно сделать то за один заход можно уничтожать по 2 цели (для су-25) не входя в зону действия стингеров и ствольной артилерии, а на ка-50 вообще с 7-8 км с висения шмалять можно из кустов. Это я все конечно про игрухи) на настоящих не летал)
  4. neodim 29 октября 2012 12:29
    Кстати у Hallfire есть несколько режимов применения.
    В т.ч. :
    -с подсветкой цели с вертолета,
    -с "отложенным захватом" (3 режима)
    Что предполагает гибкие варианты использования, есть вариант пикирования сверху.
    http://pentagonus.ru/publ/17-1-0-1138

    Так, что преимущество в скорости 600 м/с против 425 м/с нивелируется тем, что у вероятных друзей в ракете есть мозги.
    neodim
  5. Везучий 29 октября 2012 13:37
    Серьзная система, надо дорабатывать ее масово производить!
    Везучий
    1. sasha127 29 октября 2012 15:43
      Твои слова да богу в уши:точьнее власти в уши.
      sasha127
      1. morze 30 октября 2012 07:20
        действительно, все путное положено на полку/под сукно/, на потом.
        morze
  6. профессор 29 октября 2012 16:24
    Работа лазерно-лучевой системы наведения и автоматической системы сопровождения цели гарантируют высокую точность стрельбы, которая практически не зависит от дальности.

    Было бы правдой если бы на ракете стояла ГСН не требующая подсветки цели. Подсветка же цели ведется с вертолета и даже очень зависит от расстояния до него.

    Лазерно-лучевая система управления имеет мощность излучения, которая на порядок меньше пороговой мощности срабатывания систем предупреждения о лазерном облучении зарубежного производства, обеспечивающую высокую скрытность использования.

    Как автор себе это представляет? На ракете стOящей на порядок меньше танка стоит детектор на несколько порядков чувствительнее (ему необходимо уловить отраженный сигнал, а танковому прямой) того что установлен на танке?
    1. viktorR 30 октября 2012 12:31
      там система наведения по моему несколько иная. Ракета ловит не отраженный сигнал а летит по трассе луча у нее фотоприемник в хвосте и именно по этому она летит по спирали как бы.
  7. golem 29 октября 2012 16:35
    Ведь он в серию не пошёл
  8. Бурелом 29 октября 2012 18:28
    "FGN-114K "Hallfire" движется с дозвуковой скоростью" AGM-114K Hellfire вообще-то и летит со скоростью 1.3 Маха
    Бурелом
  9. View 29 октября 2012 21:36
    12 лет на разработку , однако не торопились
    View
  10. Hammer 30 октября 2012 06:57
    Однако "Вихрь" перспективнее "Атаки".
    У Вихря калибр 152 мм, у Атаки (Штурм-В) калибр 130. Следовательно могущество БЧ у Вихря выше, места для установки блока системы самонаведения будет больше, если таковой надумают ставить.
    Но лобисты у "Атаки" круче. Вот и задвинули Вихрь в угол... В общем как обычно у нас - "хотели как лучше, вышло как всегда".
    Но не Вихрь надо двигать, надо Гермес доводить до ума. Ибо это перспектива! )))))
    1. morze 30 октября 2012 07:23
      ка семейства крокодиловых, затачивались под шквал, но могут нести и другую систему.
      morze

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня