АО ОКБ «Факел» – лидер по разработке электроракетных двигателей для космических аппаратов

18
АО ОКБ «Факел» – лидер по разработке электроракетных двигателей для космических аппаратов

Неяркий специалист


9 октября 2022 года в разделе «Мнение» была опубликована статья М. Павлова «Механика ступора и импотенции советских НИИ и КБ периферийной зоны», которая имела резонансный характер. Автор пытался убедить всех, что он был «достаточно ярким специалистом», которому закостенелая система не позволила раскрыть свой талант.

Вначале я хочу представить ОКБ «Факел», которое автор пытается выставить в таком невыгодном свете. Я работаю на предприятии уже 45 лет. За это время ОКБ «Факел» заняло более 10 % мирового и 60 % отечественного рынка двигателей ориентации и коррекции орбиты космических аппаратов. Фирмы практически всех космических держав покупают двигатели в Калининграде. Уже здесь можно было бы поставить точку.



По работе я вполне мог пересечься с автором, но не случилось. Обратился к ветеранам, и никто из них не смог вспомнить такового. Справку дал отдел кадров: М. Павлов поступил на предприятие в марте 1983 года после окончания МВТУ им. Н. Э. Баумана и уволился в июне 1985 года, то есть проработал на предприятии чуть больше двух лет. За давностью времен автор статьи что-то мог забыть, а где-то и включить фантазию, но все же мне бросилось в глаза явное несоответствие реальности с обстановкой в изложении автора.

Известно, что высшие учебные заведения всегда имели различные рейтинги: где-то базовая и специальная подготовка получше, где-то похуже. Так вот, в табеле о рангах примерно одинаковые позиции занимали МАИ и ХАИ. Только лучшие выпускники МАИ к защите дипломного проекта уже успевали определиться и найти себе работу в столице или Подмосковье и не стремились на периферию, хотя там было единственное место работы по специальности.

С ХАИ было все по-другому: для выпускников лучшим распределением был Калининград. Начальник отдела кадров предприятия в конце последнего семестра приезжал в Харьков на собеседование и отбирал лучших студентов, которые проходили в ОКБ «Факел» преддипломную практику, а затем и защищали дипломную работу по одному из актуальных направлений. Выпускники Бауманки поступали к нам по распределению…

В данном случае работал естественный отбор, в котором явные преимущества имели выпускники ХАИ. Потом время всех расставляло по своим местам, и уже не имело значения, что ты заканчивал.

Нормоконтролера критик не прошел?


Начало 80-х годов пришлось на один из самых продуктивных периодов в ОКБ «Факел». Из ускорителя с замкнутым дрейфом электронов, предложенного А. И. Морозовым, мы сделали стационарный плазменный двигатель (СПД). Это был гигантский шаг от устройства, потребляющего энергию, до одного из самых эффективных электрических ракетных двигателей.

Что касается личного вклада М. Павлова – это сборочный чертеж двигательного блока изделия 17Б14, упомянутого в статье, и немного мелочевки. Комплект конструкторской документации содержит более 300 позиций, в которых я нашел его подписи на 35 чертежах (заводские знаки, хомуты для крепления трубопроводов, ниппели, скобы, заглушки, плата для крепления разъемов, а также кронштейны, уголки и крышки из листа).

Конечно, без каждой из этих деталей не собрать двигательный блок, но их разработка не требовала особой квалификации. То, что на предприятии сохранился комплект документов сорокалетней давности, указывает на существовавший уже тогда порядок в документообороте.

Много необоснованной критики М. Павлов вывалил на нормоконтролера, который якобы с особым пристрастием относился к его разработке. Это от непонимания того, что нормоконтроль отвечает за правильность и единообразие оформления конструкторской и технической документации, как того требуют нормативные документы, и не в его компетенции оценивать совершенство изделия.

Каждый конструктор помнит свой первый поход к «нормоку», после которого все листы были испещренны цветными карандашами. Приходилось проштудировать ЕСКД и всё переделывать как следует. Потом замечаний становилось всё меньше. Это как один раз переболеть корью.

Что-то подсказывает, что нормоконтролера М. Павлов так и не прошел.

Без двигателей «Факела» остались бы без телевидения, связи, услуг глобальной навигации…


Не вижу смысла дальше разбирать претензии автора к предприятию, которое непрерывно развивалось, завоевывая сначала отечественный, а потом и международный космический рынок, так как он об этом просто ничего не знает.

В этот же период ОКБ «Факел» разработало термокаталитические двигатели для систем ориентации космических аппаратов и продолжало поисковые работы по другим типам двигателей. Главный конструктор Р. К. Снарский больше тяготел к научно-исследовательской работе и не спешил к серийному производству, как того требовало время.

В результате в 1980 году главным конструктором ОКБ «Факел» назначили Михаила Ивановича Шаламова – «мужичка с серийного завода», как его уничижительно назвал М. Павлов. Новый руководитель не мог знать тонкостей нашего ремесла, но понимал, как организовать и перестроить производство, за что мы ему благодарны. Он много сделал для того, чтобы в период с 1982 по 1988 год была развернута орбитальная группировка ГЛОНАСС.

Если к 2000 году продукция предприятия использовалась на 120 космических аппаратах, то сегодня их число уже перевалило за 700 (включая иностранные). В космос слетало свыше 1 100 стационарных плазменных и около 4 000 термокаталитических двигателей, и все они функционировали без отказа.

Назовите еще пример такой надежной космической техники! Кто еще в этом плане может конкурировать с ОКБ «Факел»? Не знаете? И я тоже.

Всю продукцию ОКБ «Факел» делает под ключ.

Начинаем обычно с эскизного проекта, разработки конструкторской и технологической документации, изготовления опытных образцов, экспериментальной отработки применительно к компоновке и особенностям работы конкретного космического аппарата. Когда цикл отработки успешно завершен, поставляем двигательную установку, двигательные блоки или просто двигатели.

О предприятии нужно судить не по отзывам и личным мнениям, а по результатам его деятельности.

Так вот, сегодня Российская орбитальная группировка насчитывает свыше сотни космических аппаратов (КА), в число которых входят: космическая обсерватория «Спектр-РГ», два КА серии «Электро-Л», пять КА серии «Канопус-В», 26 КА ГЛОНАСС, три КА семейства «Ямал», 14 КА серии «Экспресс», четыре КА серии «Луч», «Арктика-М», и на каждом из них стоят двигатели, изготовленные в Калининграде.

Если бы единовременно на орбите выключились все наши двигатели, это почувствовал бы каждый: остались бы без телевидения, связи, услуг глобальной навигации и много другого.

Вот такое оно, «КБ периферийной зоны»!
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 ноября 2022 05:59
    В результате в 1980 году главным конструктором ОКБ «Факел» назначили Михаила Ивановича Шаламова – «мужичка с серийного завода», как его уничижительно назвал М. Павлов. Новый руководитель не мог знать тонкостей нашего ремесла, но понимал, как организовать и перестроить производство, за что мы ему благодарны.
    Да, тоже в той статье глаз резануло, то ли "дело" сейчас - выпускничка ВШЭ, и то не факт, производством рулить назначают, чтоб уж совсем ни ножек ни рожек не осталось...
  2. 0
    10 ноября 2022 08:23
    За это время ОКБ «Факел» заняло более 10 % мирового

    И этот процент упал уже меньше 1%. Ведь на Старлинках движки не Факела, а Онивебу Рогозин отказал в поставке двигателей Факела.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      10 ноября 2022 13:56
      Цитата: BlackMokona
      Онивебу Рогозин отказал в поставке двигателей Факела.

      Ну так выполнил народные чаяния о прекращении поставок двигателей на Запад. Столько просили и умоляли люди в комментариях winked
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      10 ноября 2022 15:36
      Согласен, скоро Маск будет портить статистику всем. Но сейчас летает 428 КА OneWeb (с двигателем ОКБ "Факел"), что составляет 12 % от группировки Starlink (3397 шт.). Так что с цифрами пока все нормально.
  3. ban
    -5
    10 ноября 2022 08:24
    В данном случае работал естественный отбор, в котором явные преимущества имели выпускники ХАИ


    ХАИ по сравнению с Бауманкой - это просто техникум.
    Дальше туповатую агитку можно не читать hi
    1. 0
      10 ноября 2022 10:56
      ХАИ - это все таки хорошая харьковская инженерная школа.
      Чтобы почувствовать разницу (ну скажем между ХАИ и МВТУ) нужно какое-то достаточно честное сравнение.
      В качестве такового можно было бы считать профессиональный рост скажем до убедительного кандидата наук, а лучше доктора наук. И причем не по бумажкам, а по убедительному результату. То есть, может ли данный товарищ в реальном проекте (!) (и каждом последующем) продемонстрировать аналитику и результат достойный диссертации.
      Проблема в этом методе только одна - движухи такого уровня ответственности днем с огнем не найдешь. А часто предлагается - "контачить" с бабой-нормоконтролером.
      1. ban
        -1
        10 ноября 2022 11:03
        Последняя строчка улыбнула laughing

        А так, у меня лично опыт есть, попал после МВТУ в подобную контору, только там источник кадров магнитогорские.
        Как-то так...
        За три года диссертация у меня была практически готова, да я плюнул на эту совдепию и ушёл на вольные хлеба, о чём не жалею wink
        1. 0
          11 ноября 2022 10:03
          Когда я пришел работать в частную фирму, меня посадили на относительную рутину - разводку печатных плат. Кто-то считает что с такой работой может справиться и переученная бухгалтерша, кто-то же думает, что для такой работы требуются нетривиальные представления в электродинамике.
          Через полгода мне на пробу дали задачу-микроисследование продукции белгородской фирмы Сталь-Энерго и создание нашей замены.
          Результаты той работы для всех нас - реально приятно вспомнить - удалось "раскатать ниже плинтуса" все их образцы и тотально по всем параметрам (к слову говоря говоря, все мои достижения были тщательно перепроверены выделенным тестировщиком).
          Еще через полгода меня снова переключили с разводки на микро-проект. На этот раз параметры нашей продукции не проходили под стандарты Европы и нужно было спроектировать дополнительную примочку. Если главный на тот момент специалист получал кпд на подобных вещах в 40-60%, то мне удалось достичь 95%. Результат этот был протестирован у нас, а потом директор отослал его в на оценку в Белоруссию (через которую мы и работали). Через пару месяцев он лично сообщил что там мой результат понравился.
          После этого была масса подобных сравнительно небольших достижений.
          В нашей фирме есть неформальная группа специалистов, которым доверяют самые крутые задания и проблемы. Прямого набора "с улицы" в эту группу практически нет
          Были попытки приема каких-то кандидатов наук, но они не тянут на достижение результата ( и в том числе по неспособности эффективно применять теоретические знания ).
          И карьерный рост здесь - это вхождение в эту группу. Например, моя задача за последние пол-года - эта замена американских разработок DVSI.
          Мой же карьерный результат в классической промышленности с 1983 по 2012 - это путь лузера.
          Вот в классической промышленности расселись мужички по всяким местам .. и это очень надолго..
          А еще, на эту тему
          -Ну вот кого принять в группу разработки плазменно-ионнных модулей?
          - Нам нравиться Саша Уродовский - он классно рассказывает смешные анекдоты!
          (Это из 1983-4 года, если кого в Факеле это интересует).
  4. 0
    10 ноября 2022 10:43
    Когда я писал свою статью, я ее хотел представить как некоторую конструктивную критику (но может быть с некоторыми перегибами).
    По сути, нет большой разницы кто Шаламов или Масленников будет главным интеллектуалом, но он должен быть. Вы только посмотрите на параметра модуля СПД-100 (они где-то есть в интернете)
    Они, что - феномен?
    Вы многие тысячи часов крутили эти модули в 80-е годы на стендах.
    Кто-то пытался снять например дисперсию скорости ионов, угловую дисперсию ионов, временную дисперсию?
    Я такого не помню.
    В 80-е годы одновременно делалось от силы два проекта. Это - мизер.
    В месте где я сейчас работаю у нас нет никаких подписей на чертежах, но чтобы запустить проект, он проходит чудовищную проверку - а не забыли ли мы что нибудь. У нас иерархия практически плоская.
    Выше меня, специалиста - только начальник отдела. Я в любой момент могу организовать консилиум по любой сложной проблеме,.. или меня могут позвать.

    PS. Вообще-то это предполагалась серия статей в которой ОКБ Факел выглядел скорее в позитивном свете.
    М.Павлов
    1. ban
      +1
      10 ноября 2022 11:12
      А Вы, случайно, не с Э8?

      Комментарий слишком короткий
      1. +2
        10 ноября 2022 11:23
        Да, 1983 года выпуска. Нас на Факел пришло четверо
        А. Тлатов - сейчас директор обсерватории на Северном Кавказе
        Н. Ровба - слинял с Факела в 90-е
        Маргарита Михайловна - слиняла еще раньше
    2. 0
      10 ноября 2022 19:33
      "Факел" действительно заслуженное предприятие и дифирамбам вашим во многом соответствует. Но, к сожалению, монополизм его губит. Двигатели "Факела" - двигатели малой тяги, даже микротяги - 10...12, максимум 20-ть граммов. Вес, вместе с источником питания где-то килограммов 17-ть, что для малых спутников неприемлемо. С ксеноном возня изрядная, это рабочее тело движка. Ну и цена этих двигателей вполне космическая. Что еще добавить? В 90-е, одна из фирм пыталась наладить производство "водяных" двигателей для спутников, с такой же тягой. Движки работали с химгенератором кислородно-водородной смеси, массой около (2-3)кг, работавшим на дистиллированной воде. Цена "водяных" движков была много ниже изделий "Факела". Соответственно, "Факел", использовав административный ресурс, придушил конкурента.
      1. +1
        11 ноября 2022 23:57
        Цитата: СавранП
        Двигатели "Факела" - двигатели малой тяги, даже микротяги - 10...12, максимум 20-ть граммов. Вес, вместе с источником питания где-то килограммов 17-ть, что для малых спутников неприемлемо.


        Каких таких малых спутников? МКА - это спутники массой до 600 кг. Если вы имеете ввиду наноаппараты массой до 3 кг, то там уже разработаны и уже находятся в космосе и проходят испытания отечественные микродвигатели :

        VERA - абляционный плазменный микродвигатель от Института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ на кубсате CubeSX-HSE-2



        ГДУ - азотная газовая двигательная установка от ОКБ «Факел» на кубсате Геоскан-Эдельвейс.



        Кстати, факеловские СПД-50М имеют массу кило триста. laughing Что вполне приемлемо для МКА, на них и стоят.
        1. 0
          14 ноября 2022 06:58
          "Каких таких малых спутников? МКА - это спутники массой до 600 кг..." Вообще-то малые спутники, это спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические и т.д. Их масса, ориентировочно, (60-70)кг. СПД-50М имеют массу кило триста вместе с источником питания? Тогда, конечно, хороший результат.
          1. 0
            14 ноября 2022 16:05
            Цитата: СавранП
            "Каких таких малых спутников? МКА - это спутники массой до 600 кг..." Вообще-то малые спутники, это спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические и т.д. Их масса, ориентировочно, (60-70)кг.


            А 100 кг - это не МКА? laughing Вот вам наш спутник ДЗЗ "Аист-2Д", относится к классу Малых Космических аппаратов, его масса - 531 кг.



            Вот недавно запущенный МКА "Скиф-Д", массой 200 кг



            Вот корейский МКА CAS500-1, его масса 500 кг



            А вот от 10 кг до 100 кг - это наноспутники или как их ещё называют кубсаты из-за формфактора состоящего из юнитов (1U) массой до 10 кг. Хотя уже бывают и кубсаты формфактора 12U. laughing



            Цитата: СавранП
            СПД-50М имеют массу кило триста вместе с источником питания? Тогда, конечно, хороший результат.


            Источник питания - это солнечные электропанели + аккумуляторы. СПД-50М установлены на МКА OneWeb.

  5. 0
    10 ноября 2022 16:33
    покупают двигатели в Калининграде.
    Ну, наверное, не в Калининграде, а в Королёве.
  6. -1
    12 ноября 2022 13:23
    На счет нормоконтроля вспоминается реальный случай из 80-х
    В секторе Беседина был конструктор Николай (фамилию не помню). Ему было уже под 30 и его можно было считать устоявшимся конструктором.
    .. Но у него были абсолютно те же самые проблемы с нормоконтролем что и у меня, у Ровбы и прочих.
    И этот Николай как выход из ситуации догадался подделывать подпись Александры Григорьевны, когда сдавал чертежи. Если говорить по технике дела - это не создавало ни каких проблем никому.. Но у Николая появились проблемы когда это всплыло.
    ----------------------------
    Система технических стандартов и механизмов их продвижения - это весьма серьезная ветвь альтернативной технологической власти. И у меня есть серьезное подозрение - гипотеза, что в местах где плодили огромное количество стандартов, которые шли большой чередой в которой один стандарт сменялся следующим иногда всего лишь через полтора-два года (так было в 80-е), там работали люди весьма понятной национальности. И свою работу они возможно сочетали с мечтами-планами как они навострят лыжи и рванут на историческую родину. Нельзя ведь отрицать что в создании стандартов в принципе требуется интеллектуальный уровень выше среднего, а когда мы попытаемся проследить ход мысли создателей от одного их ГОСТ-а к следующему его замещающему, то там явственно чувствуется такой специфический одесский юмор.

    На мой взгляд данная очень серьезная область требует существенно лучшего понимания, что там происходит, со стороны и "благодарных читателей" этого форума.
  7. 0
    17 ноября 2022 18:08
    Я считаю - это полезная статья.
    С одной стороны, Александр подтверждает общую временную канву событий, в которой некоторые детали я бы мог подзабыть из за давности.
    Статья интересна тем, что демонстрирует очень типовую реакцию, с которой бы вы столкнулись если стали подымать представленные выше проблемы.
    В центре аргументации находится нормоконтроль и все рассуждения крутятся вокруг этого..
    .. Но сравнивать нормоконтроль Факела середины 80-х и современный нормоконтроль (ну пусть из 90-х) крайне не правильно, поскольку сейчас страдать извращенными формами этой дури крайне не логично.
    Если сейчас копаться в чертежах 17Б14, которые кстати сохранились на Факеле, то можно заметить, что последнюю версию этого проекта очевидно переделывал Юра Залужный в соответствии с идеями специалиста по прочности Лаврова. И логично, что моих подписей там уже нет,.. поскольку проект сделал заход на следующую итерацию.
    А вот честные рассказы конструкторов из середины 80-х о их боданиях с нормоконтролем не плохо было бы услышать
    Александр Нестеренко в это время работал на испытательной станции... Был таким увлеченным туристом..
    В организации, где я сейчас работаю, сильно увлеченные туристы-альпинисты проскакивали,... но они здесь не выживают.
    Хотя я сам люблю летом чуток прошвырнуться на байдарочке по лесным речкам, в обед - партейку бадминтона, есть у нас качалочка на первом этаже, работяги в пятницу снимают зал для волейбола.

    Вопрос о "мужичке с серийного завода" - весьма банален. Результат работы классической организации в целом очень часто ведет к тому, что в цеху начинается сущий цирк и траходром. Ну и нужны специалисты-организаторы.. Можно сказать - "люди с опытом".

    У нас же в цеху организацией работы заняты женщины, мужиков - почти нет.
    Я часто чисто случайно узнаю что мои например проекты идут большими сериями, поскольку они были очень сильно отработаны, протестированы и не требуют какой либо формы постоянного надзора.
    Исходная статья -
    https://topwar.ru/202901-mehanika-stupora-i-impotencii-sovetskih-nii-i-kb-periferijnoj-zony-chast-i.html