Враг, который давно живёт рядом

126
Враг, который давно живёт рядом

Странная тема на фоне текущих событий на самом деле, но она привлекла моё внимание еще в начале лета.

Как врановые управляют населением городов?


Три четверти птиц во дворе – врановые. Если раньше кругом были голуби, которых называли «пернатыми крысами» и продолжали подкармливать, то теперь они незаметно заменились на чёрных крикливых галок, которых и подкармливать не нужно – сами справляются.



Немного погрузившись в тему, поделюсь интересными выводами, основанными, прежде всего, на диссертации «Врановые птицы урбоэкосистемы Череповца: адаптации и управление населением».

Любой город – это уробоэкосистема, искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в первую очередь ориентированная на себя любимого. Все городские экосистемы в идеале должны содержать в себе животных и растения, так как это влияет на санитарную и эмоциональную среду человека. Ярким примером может быть городской парк, в котором утки уже перестали улетать на зимовку, потому что их и тут неплохо кормят, а белки нагло запрыгивают на человека, требуя еды.

Основной из групп, наиболее хорошо приспособившейся к жизни рядом с человеком, являются птицы из семейства врановых: серая ворона, грач, галка, сорока. Живут они с нами давно, все их знают или хотя бы видели, и утомлять справочной информацией о них не буду, идём дальше.


В начале XXI века ввели термин синурбизация, обозначающий процесс, в результате которого популяция животных приспосабливается к жизни в городской среде и формирует новые регулирующие механизмы в урбосистемах. Фактически это термин, специально созданный для животных, которые ведут себя отлично от своих диких сородичей только из-за того, что живут в городе.

Дальше становится еще интереснее.

В результате урбанизации появилась отдельная ветвь науки – экология птиц в городах. Исследования в этом направлении активизировались с 2000-х годов в основном в Европе, США и Канаде. Прежде всего, изучались факторы, влияющие на изменение популяции, затем начали рассматривать адаптацию и процессы, происходящие в их сообществах, что напрямую говорит об эволюции. Серой вороне и галке вообще не пришлось менять своё поведение и внутривидовые отношения, чтобы успешно колонизировать наши города.

Толерантность к людям


Приспособление птиц к городской среде возникает на основе изменения строения и пропорций тела, физиологии, способов добычи еды, стайности, высоты гнездования и поведенческих переадаптаций, то есть выработки толерантности к человеку и другим видам. Всё это происходит на уровне популяции, а не отдельно взятой особи. То есть из-за освоения городов эти птицы стали отличными от птиц того же вида, живущих в естественных местах обитания, хотя и называются так же. По сути, это уже не просто галка, а галка домашняя.


Например, обычно при встрече с хищниками животные спасаются бегством. В городе основную опасность представляет человек, но нас так много, что животному проще привыкнуть к нашему присутствию, чем каждый раз улетать. Таким образом, помимо того, что уменьшается дистанция взлетания, так еще и птица на уровне популяции понимает, когда человек представляет опасность, а когда нет.

Возвращаясь к первому абзацу – они настолько подстроились под нас, что мы перестали их замечать. Для нас это свойственно так же, как не обращать внимания, например, на количество официантов в заведении, но именно в этом кроется вся суть. Птица оказалась настолько умна, что научилась не создавать проблем, и стала нашим спутником без всякого специального приручения, из-за чего практически выделилась в отдельный вид, это вопрос времени и исследований.

Кроме этого, у них почти нет естественных врагов в городе, они даже с кошками нашли общий язык, предпочитая сожительство конфликту.

Теперь единственное, что ограничивает их популяцию – кормовая база и места для гнездования. Если поискать информацию, касающуюся, например галки, в интернете, то вы уже не найдёте единого мнения вредитель она или помощник, хотя раньше ответ был более однозначен. За годы, прошедшие с развала Союза, эти птицы провели отличную ребрендинговую кампанию.

Три вороны на человека


Далее, возьмём данные из диссертации, указанной выше: Череповец, определённые территории с конца 1990-х по октябрь 2018 года. Умышленно опускаю методологию подсчёта, поскольку ссылку на источник приложил, переходим непосредственно к цифрам.

В 1990-х годах в ночёвочной стае врановых отмечено свыше 200 000 особей. С 2011 года учтено уже 800 000 особей. Население Череповца в 1990 году составляло около 300 000 человек, а к 2017 году население насчитывало 318 000 человек.

На плотность заселения врановыми сильно влияют высотные здания, высокие посадки, температура воздуха и мусорки, ведь прежде всего они питаются нашими хозяйственными отходами.


Итого мы получали очень умных, всеядных, уже прижившихся птиц с крайне склочным и агрессивным характером и в количестве в 3 раза, а возможно, и больше, превышающих нашу численность.

Кроме того, до конца мы их так и не изучили, а осознанно контролировать их популяцию вроде как еще не понадобилось. Пока...

Численность населения в Мариуполе на 2022 год составляла 458 557 человек. Некогда зелёный и тёплый город у моря с крупными металлургическими предприятиями, морским торговым портом, малоэтажной застройкой советского образца и крупными агрохолдингами в области лежит в руинах и больше не способен обеспечить любое своё население едой. Даже если взять оптимистичный расклад в 3 врановых на человека получается 1 375 671 птиц, которые были и теперь куда-то делись. Напоминаю, это птицы, сильно отличающиеся от своих диких сородичей. Они умнее, организованнее и привыкли жить с людьми, потому что там, где человек, там и еда.


Куда делись 1,3 млн мариупольских ворон?


Я не то чтобы бью в набат и кричу «волки, волки». Однако, согласитесь, чрезвычайно любопытно, куда делись эти птицы, куда переселились врановые из других городов и куда переберутся те из них, кому еще предстоит потерять дом. Главные вопросы: куда они все отправятся, что они будут там есть, как станут делить территорию со старыми хозяевами и каким образом это всё отразится на нашей с вами жизни и на существовании братьев наших меньших.

Врановым свойственна иерархичность и разделение ролей в стае. Есть главный, есть сторожа-часовые, есть разведчики, а также есть бескорыстная забота друг о друге. Альтруизм заключается в том, что врановые действуют в рамках вида, а не стаи. Таким образом, с большой вероятностью птицы-беженцы будут приняты их местными сородичами, а значит – размеры городских стай значительно увеличатся.


Бесконтрольное увеличение стаи создаст нехватку еды, что вынудит птиц пересмотреть не только предпочтения в еде, но и дипломатические отношения с другими животными. Таким образом, начнут страдать другие птицы, а также мелкие животные вроде кошек и собак.

Фактически благодаря слаженности и уму вороны могут выбить в округе всю мелочь и взяться за более крупных соперников вроде чаек. Учитывая тот факт, что врановые и так сильно развились в кратчайшие по меркам эволюции сроки, нехватка ресурсов может спровоцировать не вымирание, как обычно, а наоборот – прогресс, например, интеллекта.

Человечество когда-то тоже попало в ситуацию, когда после ледникового периода еды не хватало, пришлось начать засеивать и обрабатывать поля. Понятное дело, птицы сеять не начнут и коммунизм не построят, но вот создать серьёзные проблемы на полигонах ТБО или фермах – могут запросто.

Как с ними бороться?


А теперь одна из самых сложных, на мой взгляд, задач – борьба с ними.

Регуляцию популяции вороны серой пытались возложить на охотников, но это не совсем про городскую птицу и уж точно не про охрану города. Сейчас согласно статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в городах популяцию должны регулировать органы местного самоуправления муниципальных районов. То есть на охотников эту задачу уже не возложишь, так как это как минимум противоречит КоАП.

Пытаться их травить – может не сработать, ввиду всё того же птичьего ума и избирательности. Оказывается, птицы в состоянии запомнить лицо работника управляющей компании, который раскладывает отравленную пищу, и предупредить об опасности остальных. Кроме того, при уничтожении любого животного его тело должны утилизировать, а не оставлять валяться на месте.

Ну и в качестве вишенки на торте можно полюбоваться количеством полигонов ТБО, например, на «Яндекс.Картах». Такие полигоны сетью соединяют не только города, но и страны и служат основной кормовой базой для множества синантропных животных.

Выводы


От родных мест ворона в состоянии улететь почти на 2 000–2 500 километров на скорости в 50 км/ч. При желании можно посчитать, через сколько часов она будет сидеть на балконе вашего дома и доедать местного голубя, потому что голубь травоядный и очень вкусный. Следующими в меню будут милые синички, белочки и мышки из парка. В особо тяжёлые времена не побрезгуют и котиками, маленькими собачками или уточками из ближайшего пруда.

Все овощные рынки вновь обретут «крышу», как в забытые 90-е, но дань будут платить остатками продукции. Открытые полигоны ТБО и мусорки возле дома будут раскиданы и дотошно проинспектированы, а вероятность ухудшения санитарно-эпидемиологической опасности резко вырастет.

Врановые, конечно, славятся возможностью есть даже гнильё, но и они всё же болеют вирусными и паразитарными заболеваниями. В том числе теми, которые передаются человеку, а это около 90 видов различной заразы от сальмонеллы до орнитоза, передающихся воздушно-капельным или воздушно-пылевым путём.


Меж тем патрон весом 32 грамма с дробью № 7 в нашей славящейся оружейной историей богоспасаемой стране стоит уже от 40 рублей в зависимости от региона. Для тех, кто не очень разбирается в теме – это реально дорого, особенно учитывая рост цен до 100 % за последний год.

Это значит, что даже если найдётся кому стрелять (в чём я сильно сомневаюсь, учитывая бедственное положение российских охотников, которые либо лишаются оружия, благодаря Росгвардии, либо сдают его сами) для мариупольских 1 375 671 птицы потребуется бюджет в 55 026 840 рублей при условии полного отсутствия осечек и промахов, что, разумеется, невозможно.

Даже для ПВО вероятность сбить цель в среднем берётся за 30 %, что уж говорить про стрельбу с рук по умной двигающейся мишени. Можно смело увеличивать бюджет в 3,5 раза, и это без учёта последующих мер по сбору и утилизации уничтоженных врановых.

Итог: мы не контролируем миграцию животных, связанную с войной или бедствиями. Не предпринимали и не предпринимаем действий для снижения последствий такой миграции и не имеем инструментов эффективного противодействия такой угрозе.
126 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 ноября 2022 05:52
    Вся фауна живет в конкуренции.А мы своими руками это все уничтожаем. Улицы оголились,деревья стали невыгодны.Снег зимой трудно убирать.А то,что на этих деревьях могли разместиться другие птицы,,никого не волнует. Кошки стали украшением домашнего обихода.Они даже не гуляют. Технократия рубит сук,на котором сидит.
    1. +30
      13 ноября 2022 06:10
      вороны,отлично знают что такое ружьё, достаёшь и они сваливают.
      1. KCA
        +12
        13 ноября 2022 08:17
        В СССР, по крайней мере у нас в городе, охотники с удовольствием организованно в сопровождении сотрудников милиции отстреливали ворон, стреляли самопальными патронами, в которые вместо дроби насыпали свинцовую сечку, а получали заводские, никуда вороны не улетали от ружей, может потому что отстреливали их по ночам, свистела сечка как реактивный истребитель
        1. +4
          13 ноября 2022 20:05
          Цитата: KCA
          В СССР, по крайней мере у нас в городе, охотники с удовольствием организованно в сопровождении сотрудников милиции отстреливали ворон, стреляли самопальными патронами, в которые вместо дроби насыпали свинцовую сечку, а получали заводские, никуда вороны не улетали от ружей, может потому что отстреливали их по ночам, свистела сечка как реактивный истребитель

          Было такое. В Коми АССР, учитывая то, что вороны разоряют гнёзда птиц охотничьих видов и вышибают птенцов, охотобщество поощряло отстрел и принимало вороньи лапки - пара=20 коп, а за хорошую оптовую партию, можно было вне очереди получить лицензию на лося или мишку. Сейчас это в прошлом и вороньё лютует в угодьях безнаказанно. Что касается профилактической борьбы, то рекомендовалось стрелять дробовым зарядом по вороньим гнёздам, отчего повреждались вороньи яйца, но мамаша ворона видя предмет своего обожания в гнезде продолжала их высиживать до упора и уже не успевала сделать вторую кладку. Если обычно из гнезда выходит 3-4 воронёнка, то 100 патронов истраченных по 100 гнёздам фактически снижали пополнение вороньего поголовья на 300-400 особей на каждую осень. По любому это лучше чем отрава, но сейчас такое тоже не практикуется.
      2. 0
        13 ноября 2022 15:57
        Цитата: Аэродромный
        вороны,отлично знают что такое ружьё, достаёшь и они сваливают.

        Умные заразы и злопамятные )))
        1. +8
          13 ноября 2022 17:17
          Умные заразы и злопамятные

          Озёрные чайки умнее . Организованы в стаи лучше . Взаимодействие отличнейшее даже между разными видами чаек. При драке с воронами слетаются толпой все виды - от мелких красноклювых до здоровенных как гуси
          серых .
          Помойки и свалки давно держат чайки , а не вороны и галки. По крайней мере у нас в Нижнем Новгороде. Единственное - зимой улетают , тогда вороны худо-бедно оживают .
          1. +3
            13 ноября 2022 17:45
            Цитата: dauria
            Озёрные чайки умнее . Организованы в стаи лучше . Взаимодействие отличнейшее даже между разными видами чаек.

            Да верно ,когда эти белые бестии на помойках вороны боятся жутко ..Слава Богу помойки сделали закрытыми ,а то эти боевые действия чаек и ворон были жуткие ..Даже собак атаковалии и людей ..Мечтал о пулемете чтобы утром их мочить (так их хохот доставал по утрам ))))
    2. +13
      13 ноября 2022 07:44
      Валерий,насчёт Мариупольских ворон могу сразу дать ответ-у нас в Ростове на Дону с весны этого года численность ворон выросла в разы!Мы сперва были в шоке появлению в небе стай из многих сотен ворон,теперь это обыденность нашей области. И,главное что серые вороны которые доминировали у нас на Дону фактически вытеснены чёрными воронами,которые ведут себя очень агрессивно порой,гоняя по улицам даже домашних собак и кошек,а уж бродячих со своих земель они выгнали полностью.
    3. +3
      13 ноября 2022 10:51
      Цитата: Николай Малюгин
      Технократия рубит сук,на котором сидит.

      Динозавры прожили на Земле почти 150 миллионов лет. Человек разумный после 50 тысяч лет жизни вида не знает, доживет ли он до следующего десятилетия.... И кто в этом случае мудрее?
    4. 0
      14 ноября 2022 23:54
      Эм. У нас 5 кошек живёт у дома в Москве. Их корят, они гуляют и спокойно живут на улице.
      Снег всегда убран.
  2. +13
    13 ноября 2022 06:11
    Почему ворона враг?
    Просто вороновые лучше приспособились к урбанизации.
    И приспособились не только они.
    Чайки практически стали "помойными " птицами. Их очень редко увидишь у моря,а вот на полигонах бытовых отходов они главные.
    Ещё пару десятилетий назад читал статью о голубях и как они адаптируются к городской среде. Клюв голубя всё больше походит на клюв хищной птицы. (Естественный отбор).
    Птицы санитары городов (свалок и ПБО)
    Действительно интеллект вороны (ворона) выше чем у других птиц. Это и даёт им преимущество перед другими видами.
    Приспособление к меняющимся условиям это часть эволюционного процесса.
    Ворон очень любознательная птица с высоким интеллектом.
    Если есть желание уменьшить их городское поголовье- сократите кормовую базу. И Мариуполь тому реальный пример.
    Коммунальные службы,без всяких охотников и росгвардейцев прекрасно могут с этим справиться, было-бы желание.
    1. +6
      13 ноября 2022 09:51
      Я вижу три дороги по которым надо идти . И надо использовать все три .
      Первая , и по моему самая важная , надо собирать и сразу перерабатывать отходы , и не только пищевые . Лишая птиц пищи , заставляем их перейти к их изначальному добыванию .
      Второй путь , это отстрел . Но тут проблема в том , что в населённых пунктах с этом могут возникнуть проблемы .
      И третий , самый необычный , но его все чаще используют в развитых городах .
      В парках изымать яйца из гнёзд и вкладывать туда исскуственные .
      Я понимаю , наверное это самый трудный путь . И его возможно применять когда уже несколько снизится их количество .
      В любом случае , лучше что то делать , чем не делать ничего .
      1. +3
        14 ноября 2022 10:56
        Второй путь , это отстрел . Но тут проблема в том , что в населённых пунктах с этом могут возникнуть проблемы .


        Поощрение за отстрел, как это было в СССР, пневматика с оптикой для многих доступна в отличии от охотничьего оружия, но как всегда есть кто всему этому мешает, бюрократические проволочки , зоошизы и прочие элементы общества.
        1. 0
          14 ноября 2022 11:04
          Пневматикой ворону не отстрелять , если только в голову попасть .
          А охотничье ружье может и человека поранить , если не хуже .
          И в населённых пунктах обязательно найдутся недовольные , начиная с того что шумно , пугаются дети , и кончая всякими защитниками животных .
          Поэтому и написал что могут быть проблемы .
          Кроме того , не знаю насколько это законно , стрелять в нп.
          1. +1
            14 ноября 2022 11:24
            Пневматикой ворону не отстрелять


            Смотря какой, МР-512 не возьмет если без доработок а тот же хатсан 125 с 50-60 м как делать не фиг я уж молчу про то на что способна пневматика калибром 5,5 и 6,35.
          2. +1
            14 ноября 2022 12:55
            Цитата: Кузнец 55
            Кроме того , не знаю насколько это законно , стрелять в нп.

            Всегда было незаконно- есть статья в КоАП.
            А в свете колумбайнеров и террористов- полиция просто пристрелит такого охотника....
          3. 0
            14 ноября 2022 23:56
            Гугли "australia cat shooting". Есть много видео где за один ролик австралиец кошек 30 валит и пневматики в полях. Да и птиц тоже.
    2. 0
      13 ноября 2022 17:00
      Цитата: ee2100
      Почему ворона враг?
      Просто вороновые лучше приспособились к урбанизации.

      Один к одному как шумеры, та же приспосабливаемость и урбанизация, от хутора и села, сразу в город, да чтобы всего было много и дешево прямо как ТБО. В короткое время эволюционизировались из тихих селюков, превратились в агрессивные стаи, терроризирующие соседей.
      Да и беженцы как вороны, разлетелись по миру и устанавливают в чужих стаях свои правила.
      1. +2
        13 ноября 2022 17:19
        В мире людей и животных есть всего 2 права:
        право первого и право сильного, но второе право сильнее
        drinks
        1. 0
          14 ноября 2022 05:17
          Л. Г. Раменский выделял три стратегии для растений.

          Можно и к животным приложить: Виоленты (силовики) - растения львы. Высокая конкурентоспособность. Подавляют соперников.

          Патиенты. Выносливцы. Растения-верблюды. Способны выдерживать экстремальные условия.

          Эксплеренты. Растения-шакалы. Характеризуются низкой центрической мощностью. Но способны захватывать свободные пространства.

          В чистом виде, наверное, никто не представлен.
    3. -2
      13 ноября 2022 23:13
      Ну потому,что нужно народ на ворон перенаправить с критики воров и предателей на ворон.Пусть занимается ими,чем на "елитку" брюзжит.Воронам то всё до одного места.Вот уже тут и погнали,как ворон побить,а не как предателей и воров из страны выкинуть или расстрелять.Посмотрите на комменты.Как легко перенаправить.
      1. -1
        14 ноября 2022 13:00
        Цитата: Таймень
        Ну потому,что нужно народ на ворон перенаправить с критики воров и предателей на ворон.Пусть занимается ими,чем на "елитку" брюзжит.Воронам то всё до одного места.Вот уже тут и погнали,как ворон побить,а не как предателей и воров из страны выкинуть или расстрелять.Посмотрите на комменты.Как легко перенаправить.

        Вообще то птички могут быть опаснее любых воров- если болезни из природных очагов заболеваний начнут растаскивать.Можете себе представить последствия чумы например?США тратило большие деньги на изучение путей миграции птиц в 90е
    4. 0
      15 ноября 2022 15:17
      Уточню, ворон и ворона - разные птицы. Ворон городов и людей сторонится.
    5. 0
      22 ноября 2022 09:38
      ee2100 (Александр) "...Если есть желание уменьшить их городское поголовье- сократите кормовую базу. И Мариуполь тому реальный пример..."
      Предлагаете нанести ядерный удар по Воронежу?
      1. 0
        22 ноября 2022 16:32
        Не понял взаимосвязи.
        Да, и по Мариуполю. Там оказывается ворон всегда было мало.
  3. +5
    13 ноября 2022 06:15
    Какая интересная статья! Неожиданно.Просто *Птицами* Хичкока повеяло. bully Но я заметил увеличение числа синичек и некоторое уменьшение числа голубей.Вороны?На мой взгляд сколько было столько и осталось.
    1. +4
      13 ноября 2022 06:35
      У меня рядом парк. Лет 10 назад полно было белок. А сейчас только вороны и сороки.
      1. +5
        13 ноября 2022 06:57
        У меня рядом парк. Лет 10 назад полно было белок и уток. А сейчас только узбеки, таджики. киргизы.
        не сказзл бы что ворон стало явно больше.
        1. +3
          13 ноября 2022 14:46
          Гардамир. Сегодня, 06:57. НОВЫЙ - "...не сказзл бы что ворон стало явно больше..."

          Они не "светятся" пока в этом не НЕОБХОДИМОСТИ. bully Нормальная система с +/ - обратной связью.
          Есть другие. более опасные - "серые". очень умные и с жесткой социальной системой- живущие в подвалах домой магазинов и спасибо "гостевому" бизнесу( "центрам" подах шаурмы и др. продуктов "первой" необходимости").
          Часто проходя мимо подобных "центров" можно наблюдать. как "упитанные" представители ЭТОГО семейства посетив "фаст-фуд" вылезает из-под "вагончиков, пристроечек и просто магазинчиков" не спеша не особо обращая внимания на "очаронанных" граждан выходят на променад....
          Если так дальше пойдет. то. повторится "всплеск" 90-х когда СЕРЫЕ не обращая внимания "гуляли " по подъездам и улицам.
      2. +2
        13 ноября 2022 09:51
        Вороны - естественные враги белок.
    2. +3
      13 ноября 2022 09:23
      Какая интересная статья!

      Доброе утро, Сергей Владимирович!
      Да, статья интересная.
      Скажу так.
      Поскольку наше домовое сообщество кормит птиц и подвальных кошек зимой, то за поведением тех и других наблюдала.
      Так вот. С начала эпохи ковида люди старались выходить из дома как можно меньше. В результате в моду вошли мешки для мусора. Если раньше мусорное ведро, наполняемое к вечеру, в тот же день выносилось и вываливалось в бак на ближайшей мусорке, то при ковиде люди стали накапливать мусор дома. Сначала наполняется за 2-- 3 дня пакет из Пятерки или какой иной пакет, надетый на ведро, затем очень плотно завязывается (плотно! Тугим узлом!) и отправляется в большой черный мешок. И только в конце недели, а то и реже выбрасывается в общественный бак. Сейчас в наших баках вы не увидите свободно лежащие пищевые остатки -- только туго набитые мешки разных размеров. Кормовая база городских птиц резко сократилась.
      Однако много доброхотов.
      Остатки хлеба накапливаются, измельчаются и при выбрасывании мусора рассыпаются в стороне от баков. Иногда люди рассыпают там же специально купленное для этого пшено.Тучи голубей!
      Изредка среди них попадаются вороны, которые реально не боятся человека. Чайки были раньше, пока не наблюдаемы.
      И да, вороны способны вступать в конфликт с собаками. У ворон бывают утренние полетные разминки, всей стаей. Потом совещания, перебранки.
      Трудно им.
    3. +8
      13 ноября 2022 10:27
      Воробьи почти пропали а ворон стало больше.
      У нас на работе, люди кормят местных котов и наблюдаю какие операции проводят вороны чтобы отобрать еду, как слаженно работают их подразделения, такое ощущение, что они читали учебник по тактике или даже писали его.
      1. +1
        13 ноября 2022 20:54
        Цитата: ettore
        Воробьи почти пропали а ворон стало больше.

        У нас за пару лет почти исчезли голуби и воробьи, вороны их выживают везде.
        1. +3
          13 ноября 2022 21:28
          Без воробьёв скучно, с их весело чирикающими компашками как-то веселей было и погоду предсказывали, если молча летают значит осадки и пасмурно, если весело чирикать начали то распогодится, и ведь не обманывали.
          1. +1
            14 ноября 2022 08:59
            Цитата: ettore
            Без воробьёв скучно, с их весело чирикающими компашками как-то веселей было

            Согласен с Вами!Тоже очень нравится эта весёлая и любознательная птичка! hi
    4. +4
      13 ноября 2022 10:40

      Привет Сергей!
      Это гнездо дрозда напротив моего балкона. Пару лет назад дрозды в нашем парке стали устраивать свои гнезда очень близко к дому. Из моей квартиры на втором этаже видно их - 2.
      Фото гнезда с балкона, около 3-х от него.
      Все городские животные и птицы используют человека. Почему дрозды стали так близко селиться к дому я понял позднее
    5. +3
      13 ноября 2022 10:46
      Цитата: АрхиФил
      Какая интересная статья! Неожиданно.Просто *Птицами* Хичкока повеяло. bully Но я заметил увеличение числа синичек и некоторое уменьшение числа голубей.Вороны?На мой взгляд сколько было столько и осталось.

      А я заметил полное исчезновение ласточек и снегирей. Раньше снегири, хоть и мало, но были. Ласточек же было полно. И дело тут не в вороновых. Кстати, сорок стало много меньше.
  4. +4
    13 ноября 2022 06:19
    Проще не охотников разводить, а хищников... Угу, орлиных-соколиных, и прочих сов. последнее сложнее, но в Москве вполне живут, и немало, просто городской люд их не видит)
    Только хрень в том, что ни охотники, ни хищники популяция особо не сократят и тех и других потребуется нереальное количество. Выход один - заменять свалки мусороперерабатывающими заводами, причем органику с них, которую и жрут-то собственно врановые, пускать на биотопливо - такие ЭС у нас есть

    Проблема только в том, что без приказа это строить не будут, и если на мусороперерабатывающие станции приказ есть, и это делается потихоньку, то вот с биогазом шляпа, хотя все давно и полностью отработано, опробовано, окупается. Но без свистка сверху просто невозможно строить.
    1. +3
      13 ноября 2022 09:17
      В РФ есть мощнейшее средство поражения - холод. Просто ввести штрафы за незакрытый крышкой контейнер с пищевыми отходами, причем штрафовать не муниципалов, у которых "нет денег" , а ПФР, и через неделю все контейнеры окажутся закрыты постоянно. Пищевые отходы - только сжигать или на газ, под открытым небом им появляться нельзя. Вороны и бродячие собаки просто замерзнут зимой, и их станет меньше.
      Штрафы с людей, подкармливающих бродячих собак. Логика исчисления штрафа проста:
      Певчие птицы гнездятся на земле или в кустах не выше полуметра, то есть перезимовавшая бродячая собака может уничтожить десятки или даже сотни птенцов за весну. Штраф за отстрел неохотничьих птиц - 0.1 - 1 МРОТ. Вот и приравнять кормление собак зимой к уничтожению ста нехотничьих птиц. После штрафа в 100 МРОТ любой зоошизик резко поумнеет.
      1. +3
        13 ноября 2022 11:34
        причем штрафовать не муниципалов, у которых "нет денег" , а ПФР,

        А ПФР тут при чем? Это его зона ответственности?
        Ну а насчет бродячих собачек... Автор, вероятность быть покусанным собачкой НАМНОГО больше гипотетического вреда от птички.
        Хотите сократить популяцию животных/птиц и т.д - уберите кормовую базу!!!
    2. +2
      13 ноября 2022 11:21
      Кто будет мусор разделять?
      Органику налево не органику направо?
      Бесплатно - сами люди?
      За денежку малую - работники мусоропереработки?
      Или опять поднимут крик о измельчителях мусора для каждой квартиры?
      А канализационные сети домов и городов выдержат дополнитеные нагрузки, не забьються ли кухонные стояки "пятидесятки" "измельчёнными отходами"?
      1. +3
        13 ноября 2022 13:26
        Цитата: hohol95
        Кто будет мусор разделять?

        Это прибыльный бизнес - мусоропереработка. Не верите, узнайте как Берлускони стал главой правительства Италии и олигархом... И технологии отработаны давно, первый мусороперерабатывающий завод в Москве, приччем в блатном районе, в Кунцево, где все Политбюро жило - построен был сразу после войны, причем настолько чистый был, что народ банально не знал, что он там есть, я сам лет 10 рядом прожил - не подозревал))) То есть технологии тоже отработаны.
        Вывод - и прибыльно, и умеем. Но строить возможно только по свистку сверху, это не магазинчик открыть... Все прочее - не утрируйте. Какие еще измельчители...
        1. +1
          13 ноября 2022 14:12
          Я конечно в Италии не бывал, но видел фотографии улиц итальянских городов заваленных мешками с мусором.
          Бытовые измельчители распространены в США.
          Разве Вы не слышите "из каждого утюга - сортируйте дома мусор"?
          Бесплатная работа для обогощения бизнесменов мусорной отрасли!
          В нашем городе я баков доя "органики" не видел.
          Для "пластика" и "бумаги со стеклом" не везде стоят!
          Основной бизнес делают на бумаге/картоне и металлоломе.
          1. +3
            13 ноября 2022 14:40
            Немного секу в этой теме - образование профильное... Так вот, еще раз:
            * сепарация ТБО - технология давно на ять отработаная.
            * Раздельный сбор мусора - тоже легко осуществим, и ничего в этом сложного и страшного нет. Не страшней сбора вторсырья в СССР, и никто не ныл, опять же стимулировать можно как штрафами, так и льготами типа снижения стоимости коммуналки.
            * Заваленые мусором улицы - это просто метод борьбы, характерный для мафии. а то, что именно мафия занимается этим в италии - лучше всего говорит об окупаемости, мафия убыточными делами не занимается, только сулящими сверхприбыль.
            * Переработка - прибыльна до изумления и не менее проста. Для сравнения, в разваленой наглухо экономике Украины годов 2010-х такие драки шли за рынок вторичного ПЭТ. Просто набейте "вторичный ПЭТ" - до такого изумления много нового узнаете... А там еще вагон - и металлы, и энергетика, и стекло, и даже удобрения, все до задницы нарасхват, стоит копейки производство, делается чуть не в гараже...
            1. +1
              13 ноября 2022 14:56
              В СССР при каждом продуктовом магазине бы пункт приёма стеклотары. Были и отдельные места.
              Принимали от маянезных до трёх литровых банок.
              Сейчас для сдачи подобного вторсырь требуется тащиться не известно в какие дали!
              И постоянное нытьё - пищевые отходы загрязнены бытовым мусором и их приходится отвозить на полигон...
              В деле сбора банок, картона и бутылок завязаны дворники.
              Им вообще всё приносят сами жильцы...
              Слышал "плачь" по поводу отсутствия тряпья доя переработки. Всё тряпьё везли из-за Бугряндии. Оно было мол чистое, расфасованное...
              И ни одного места для сбора старой обуви и изношенной одежды!
              Если, кто и занимается подобным сбором то очень тихо и незаметно.
        2. 0
          14 ноября 2022 13:06
          Цитата: Bingo
          Вывод - и прибыльно, и умеем. Но строить возможно только по свистку сверху, это не магазинчик открыть...

          Было б прибыльно - было б везде.А так там проблем куча и все
          1. 0
            14 ноября 2022 13:13
            Там проблемы искусственные, иначе говоря - бюрократия. Чтоб добиться разрешения - надо вбахать кучу денег на разрешения, то есть на чиновников. Так любое дело будет невыгодным.
            Простой пример - кто вам разрешит продавать энергию и кому? Так что возможно только госпредприятие, а это государству не нужно просто. Лень.
      2. +2
        13 ноября 2022 17:38
        Вопрос сбора и переработки мусора это решение государства- захочет решить- решит,нет - так нет.
        Сбор мусора и его переработка это две составляющие одного очень прибыльного бизнеса. К сортировке мусора население приучают- принуждают.

        Специально сделал фото т.н. мусорного домика.
        Для каждого квартирного товарищества он свой, да ещё и под замком.
        В небольших населённых пунктах под замком мусорные контейнеры.
        Маленькая птица залетит, а большая уже нет. Все крышки ,как правило, плотно закрыты.
        И в РФ скоро будет так же.
        Другого пути нет.
        1. 0
          13 ноября 2022 17:50
          У нас в частных секторах города за вывоз мусора многие вообще не платят!!!
          А просто оставляют мусор в пакетах на улице.
          И жалуются в администрацию на "управляшку" за плохую уборку улицы...
          "Управляшку натягивают" и её работники собирают мусор неплатещиков...

          И работники магазинов тащат "просрочку" в контейнера жилых домов!
          1. +2
            13 ноября 2022 20:06
            Я это знаю. Выбрасывают мусор вдоль дороги. Будет желание избавиться- избавятся.
            У нас каждый пакет выраженный в неположенном месте вскрывали и искали информацию о владельце и как правило находили. И ему отправили штраф и фото ,что это мусор его. Если не платил- суд и ещё большие расходы. И всё, нет мусорщиков.
            В доль дорог, где постоянно мусорят, в ленобласти ставили машины дпс и всё!
            Если мусорщикам не давать спуска, через 3-4 месяца всё придёт в норму, но в РФ это как всегда "компании " ,а не практика.
            1. 0
              13 ноября 2022 20:23
              Сильна Ленинградская область...
              У нас в Липецкой брезгуют в мусоре чужом рыться...
              И в многоквартирных домах есть неплательщики.
              А если ещё и мусоропровод заварен - некоторые доносят мусор до подъезной двери (внутри подъезда) и оставляют там. Уборщица отнесёт до мусорного бака...
              1. 0
                13 ноября 2022 23:43
                Это не ленобласть, это солнечная Эстония
                1. -1
                  13 ноября 2022 23:49
                  А я то удивился...
                  Вас ещё мыть баночки и бутылки перед выбрасыванием в мусор, как японцев и тайваньцев, не заставляют?
                  1. 0
                    14 ноября 2022 00:03
                    Мыть ни кого не заставляют. Это дело каждого.
                    Ввели налог на тару , уж не помню сколько лет назад, 10 евро центов. Ты покупаешь бутылку и в ней заложен налог. Практически при каждом магазине есть специальный аппарат, который по штрихкоду определяет бутылку "своя-чужая" . Сдав тару, ты получаешь чек , который можешь включить в покупку в этом же магазине или сразу перевести в деньги в той же кассе.
                    На улице тары практически не осталось. В основном её бомжи собирают.
                    Сам собираю свою тару и по мере наполнения икеевского пакета сдаю. Это около 3-4 € за раз. В Литве этого нет,про Латвию точно не знаю.
                    1. 0
                      14 ноября 2022 05:11
                      Этот применяют в ФРГ.
                      Ясненько...
                      Значит до Японии и Тайваня Солнечной Эстонии ещё "двигаться вперёд"!
                      1. 0
                        14 ноября 2022 07:48
                        Это к счастью, движение в правильном направлении laughing
            2. +1
              13 ноября 2022 21:04
              Цитата: ee2100
              Если мусорщикам не давать спуска, через 3-4 месяца всё придёт в норму

              Так тля кто этим занят? Нас еще в 90-е УЧИЛИ какие меры для этого НАДО принимать, кто этим занят? Выпускники экофакультетов вузов или эффективные менеджеры, у которых от экологии - был активистом Гринпис? Так блин Гринпис такие же экологи, как блохеры являются литераторами - то есть вообще не рядом
              1. 0
                13 ноября 2022 23:45
                Это не Гринпис, а коммунальные работники. Поставьте задачу и всё будет выполнено.
                Или ты работаешь или гуд бай
  5. +4
    13 ноября 2022 06:27
    У нас в районе в конце 80-х с популяцией грачей, которая заселила районный центр справились химией, которая не убивала птицу, а усыпляла ее. Потом желающие подзаработать (как правило бомжи на бутылку) собирали их и сдавали, не подобранные особи постепенно приходили в себя.
  6. for
    +4
    13 ноября 2022 06:33
    Человеку все мешают, все его обижают.
    Уберите пищу для них и они исчезнут.
    Во времена СССР (по крайней мере у нас) не было контейнеров, а ездила машина и вороны были экзотикой.
  7. +4
    13 ноября 2022 06:56
    Скажу по Хабаровску. Голубей множество, а вот стаи ворон совершают утреннюю и вечернюю миграцию с северо-запада города на юго-восток где находится одна из городских свалок (утром, а вечером обратно) и в течении дня дня в городе не наблюдаются. Сороки присутствуют, но не в таком количестве как голуби. Поэтому все относительно.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    13 ноября 2022 07:54
    Автор, по примеру Китая, предлагает открыть охоту на ворон? Автор помнит, чем это закончилось?



    Не надо вмешиваться в природу, она сама отрегулирует численность того или иного вида.
  10. +7
    13 ноября 2022 08:20
    Статья интересная. Но сейчас опасность исчезновения жизни на Земле исходит от другого существа - двуногого.
  11. +4
    13 ноября 2022 08:24
    у меня зеленый двор. птиц всяких много. ворон знаю по голосу - они закрывают периметр и сигналят друг другу. выгнали голубей, да. единственный минус: воруют еду для бездомных кошек. кормим котов подвальных..
    1. -3
      13 ноября 2022 11:23
      Кормите котов подвальных...
      Разводите кошачьих блох и гельминтов для жителей первого этажа!
      1. +4
        13 ноября 2022 13:58
        мы их стерилизуем (да их не так уж много), кормим и раздаем. я себе двух уже взял. как жильцы первого этажа "сталинки" подавятся глистами - мне не понятно
        1. -3
          13 ноября 2022 14:16
          Уличных котив начнёте целовать - узнаете. И о глистах и о лишаях! А блохи вполне скачут по первым и вторым этажам!
          Или вы своих "котиков" обрабатыааете от блох и клещей, даёте лекарства от глистов?
          1. +2
            13 ноября 2022 15:04
            Цитата: hohol95
            Уличных котив начнёте целовать - узнаете.

            Так вы их целуете? А мы-то, неграмотные, просто их кормим...
            1. 0
              13 ноября 2022 15:28
              Шутите ну шутите дальше...
              Знать вам не доводилось работать в подвалах полных кошаков, их экскриментов и блох. Работать рядом с раздувшимися тушками этих "жильцов подвальных".
              И не слышать ругань между жильцами - одни кормят подвальных котиков, а другие не могут вытравить блох из своих квартир...
          2. -1
            13 ноября 2022 15:37
            украинец, ты тупой? "животные" блохи на людях не живут. да, обрабатываем снаружи и внутри бездомных. отдаем чистыми и стерильными.
            1. +1
              13 ноября 2022 16:02
              Жить не живут!
              Просто кровью человеческой они питаться могут!
              "Паразиты питаются кровью теплокровных существ, коим может выступить и человек. Но получив необходимое они удаляются. Блохи могут жить в жилище, на домашних питомцах, но не на теле самого хозяина дома. В то же время животные, имеющие постоянный контакт с человеком могут от него заразится, если кровососы принесены с улицы с одеждой обувью."
              1. 0
                13 ноября 2022 19:51
                блох никогда не ловил, чудо? я то ловил и знаю о чем речь
                1. 0
                  13 ноября 2022 20:18
                  На себе ловили?
                  Или на котиках?
                  Я уже писал, что работал в местах загаженных котами и кишащих блохами...
                  И не рассказывайте мне, что людскую кровь они не пьют...
  12. +6
    13 ноября 2022 08:29
    В Олимпийском парке залипательные битвы между чайками и воронами.Побеждают ,третьи ястребы и соколы.Когда они выходят парами на охоту, вороны с чайками сидят на "аэродромах" ,боятся в воздух подняться.
  13. +5
    13 ноября 2022 08:36
    Интересная и очень логично построенная статья. Показательна для современной системы управления городом и т.д., вроде куча служб ответственных есть, а вроде никто ничего не делает.
    1. +1
      13 ноября 2022 15:31
      С кошками и собаками "ничего не делают" , а тут летающие "организмы"...
      В последнее время и сусликов стало много по периметру города.
      От кладбища идут по садовым "шести соткам"!
  14. +4
    13 ноября 2022 09:18
    Настоящим бичом садов в Киргизии стал афганский скворец. Первые появлялись в 80-х.
    Воробьев стало очень мало.
    А чаек с'ели китайские рабочие. Тема у них, разорять гнезда чаек и поедать яйца. Альпийских галок всегда уважал. Гнездятся высоко над ледниками в скалах. В долинах их не встречал.
  15. Комментарий был удален.
  16. PPD
    0
    13 ноября 2022 10:01
    Предлагается массово истреблять ворон? По какиму то надуманному поводу и популистскому заявоению?
    Это что за призывы такие? История Китая не учит ничему? Считать все по странноватым подсчетам из Череповца? Да ещё натягивать на все Россию. Сильно.
    А голуби не тревожат? Ежики расплодились. fool
    1. +2
      13 ноября 2022 10:30
      А куда ушли тараканы?
      Нам надо беспокоиться?
      1. PPD
        0
        13 ноября 2022 11:37
        В набат бить! laughing
        Явно враг подкрадывается....
        Изготовился к прыжку.. lol
        А вообще автор как минимум фабрикует факты.
        У меня у дома, г.Москва,- ворон 5, голубей не меньше 150, расплодились крысы с мышами, кошек же сильно меньше стало. Подвалы " умники" заколотили.
        Вороны иногода мышей с крысами гоняют.
        Да да, проблема именно в воронах
        1. +2
          13 ноября 2022 11:47
          Все проблемы от ворон.

          Завтра на шею человека сядут
          1. PPD
            +3
            13 ноября 2022 11:49
            Все проблемы от ворон.

            Все проблемы от идиотов.
            А оправдание всякой дури подобрать можно любое.
            1. 0
              13 ноября 2022 12:10
              Зато тема для разговора.
              Извините, я не достаточное умён, чтобы написать нормальный комментарий.
              1. PPD
                -1
                13 ноября 2022 13:34
                Зато тема для разговора

                Точно. А уж сколько статей понаписать можно, устраивая проблему на ровном месте. drinks
    2. +1
      13 ноября 2022 11:42
      В советское время серую ворону отстреливали охотники в обмен на боеприпасы.
      1. PPD
        0
        13 ноября 2022 11:45
        В советское время серую ворону отстреливали охотники в обмен на боеприпасы.

        В городе?
  17. +2
    13 ноября 2022 10:02
    У нас в Питере чайки давно всех ворон в резервации загнали.
    1. +4
      13 ноября 2022 11:18
      У нас в Питере чайки


      А в Лондоне попугаи расплодилисй с Викторианских времен так, что вытесняют нативные виды. Людей не боятся- с рук кормятся. Мерия всэ их отловитй хочет но пока до дела не дошло Ловитй самому не рекомендуется -кусаются yes .
      1. -2
        13 ноября 2022 16:05
        Зимой им "газ" отключат! Сами улетят на родину!
        1. 0
          13 ноября 2022 21:21
          Зимой им "газ" отключат!
          На фото-Грин Парк в феврале tongue .
          1. 0
            13 ноября 2022 21:40
            Температура около +10?
            Давно Темза не замерзала...
            А жаль...
  18. +5
    13 ноября 2022 10:34
    Меж тем патрон весом 32 грамма с дробью № 7 в нашей славящейся оружейной историей богоспасаемой стране стоит уже от 40 рублей в зависимости от региона. Для тех, кто не очень разбирается в теме – это реально дорого, особенно учитывая рост цен до 100 % за последний год.

    Пуля к пневматике ничего не стоит. Желающих регулировать численность ворон масса. У нас была закрытая группа, искали места их ночевок, там они наиболее уязвимы. Но закон не нашей стороне, только попадись, навешают всех собак. Проблема то есть, посмотрите например на свой местный зоопарк, там все закакано птицами, крик стоит себя не слышишь. Можно было бы ее решить, ввести это действо в правовые рамки, обговорить меры безопасности, контроль и прочее. Но это фантастика, никогда наша власть на такое не пойдет. Там и зоошизики разорутся, Грета Тумберг еще осудит. Нее))
    1. +1
      13 ноября 2022 11:45
      Пуля к пневматике ничего не стоит.

      Стрелял по воронам из пневматики. Как оказалась, птица хитрая и прекрасно понимает, когда ствол поднимают на неё, улетает. А издалека пневматика не очень эффективна. Да и в городе не очень-то постреляешь, условия для этого далеко не всегда есть.
      1. +3
        13 ноября 2022 12:25
        Птица то хитрая, но мы тоже не дураки. Машину ворона не воспринимает как опасность, приоткрыл окно и стреляй. Пневматика разная есть. Обычная переломка 7.5дж может в упор не пробить крыло. А был у меня Крикет в калибре 5.5, на 70 метров уверенно снимал кульки со столбов. Компактный, с встроенным глушителем, магазин на 10 пуль, оптику поставил, чудо просто аппарат. Но дорогой...
        1. +2
          13 ноября 2022 15:45
          А был у меня Крикет в калибре 5.5

          на который нужно разрешение, как на охотничье оружие?
          А что полиция при случае скажет?
          Из опыта- ворона способна на дерево сесть так хитро, что будет прикрыта ветками. В городе , даже если оставить в стороне проблемы с законом, не очень-то постреляешь- везде здания, люди и авто, за которые платить никакого желания.
          1. +1
            13 ноября 2022 16:24
            Раньше проще было, по паспорту это вообще детская игрушка до 3 джоулей. А сейчас при встрече везут на экспертизу и все, изъятие.
  19. Комментарий был удален.
  20. +2
    13 ноября 2022 11:31
    Стрелять в городе??? Это ж сразу статья, еще до первого попадания "куда не надо".
  21. +4
    13 ноября 2022 12:23
    Разоблачение фейка
    Утром задал вопрос другу из Мариуполя о воронах.
    Сейчас получил ответ, дословно.
    "А у нас ворон почти ни когда не было. Сейчас на зиму прилетели. Грачей дофига стало. А так чайки, голуби, воробьи, синицы и прочие пернатые - хватает как всегда. Вот кобчиков и ястребов перепелятников что то не видел. Может война распугала."
    1. +1
      13 ноября 2022 12:38
      И его дополнение на вопрос" почему такой вопрос"
      "Звиздешь и провокация. Хотя мусора стало меньше на фоне разрушенных зданий. Ну и пищевых отходов наверное меньше в контейнерах."
  22. +1
    13 ноября 2022 12:27
    Фик знает. У нас в городе как были тучи голубей так они и остались. Вороны с сороками тоже присутствуют , да и прочая мелочь тоже
  23. +1
    13 ноября 2022 13:03
    Нашлось занятие для народа - ворон перебить.


    Китайцы кстати успешно с воробьями справились и безо всякого оружия. Просто выходили толпы китайцев на улицы и стучали палками по окружающим предметам. Воробьи взлетали. Летали-летали, а потом от истощения шлепались на землю, где их сгребали в кучи и вывозили на утилизацию.

    1. +2
      13 ноября 2022 14:14
      Воробей может летать не более 15 минут – более того – сердце не выдерживает нагрузки...
  24. +6
    13 ноября 2022 13:17
    Тема поднята интересная и её надо дополнить. Как волжанин (Ярославская область) могу отметить засилье в наших дворах летом крупных, истошно крикливых чаек, подъедающихся на городских помойках, безжалостно уничтожающих мелкую городскую птицу и уток с выводком, заполонивших городские водоемы. Вооружённый нейтралитет они держат только с грачами, живущими колониями, мастерами воздушного боя и умеющими давать организованный отпор. Но поселения их в городе, как постоянны, так и редки. Почему такое засилье « помойных » чаек и как оно меняется с годами? Последние 15 лет прогрессирует и чувствительно. А причина их перехода на помойки проста: отсутствие кормовой базы на Волге и Рыбинском водохранилище. Почему? Обмеление русла, засилье гидротехнических сооружений, застой воды, цветение воды из-за плохой очистки сточных вод от ПАВ, браконьерство в невиданных масштабах, продажность всего в государстве в целом, а не только в контролирующих органах, и (вишенка на торте) разрушение морально- нравственных устоев народа. Во как, начал за здравие, а кончил за упокой. Но ничего не поделаешь.
  25. +2
    13 ноября 2022 14:15
    Можно начать спецоперацию против ворон. Но и тут нет гарантий от жестов доброй воли и перегруппировок
  26. +2
    13 ноября 2022 14:29
    Хотя проблема заслуживает внимания , мне кажется краски несколько сгущены. Значительные территории боевых действий лишились масс местных жителей,в том числе сель-хоз.местности . Поля не засеваются, урожай может лежать не убранным , придомовые хозяйства покинуты и.т.д. Часть птиц из крупных основательно потрепанных городов переместится в опустевшие пригороды ,где по-прежнему будет что-то расти без присмотра человека. По крайней мере до наступления устойчивых холодов и стабильного снежного покрова . С наступлением таковых какая-то часть птиц согнанных с ПМЖ погибнут - в основном молодь и старые особи . Природа сама отрегулирует себя ,масштаб ущерба другим видам будет,но он мне кажется сильно (в данный момент) преувеличен. Хотя я согласен -потенциально он может быть проблемой.
    Важно понимать насколько эффективно при необходимости человек способен бороться с любой живностью крупнее таракана - история воробьев в Китае или крайне высокочисленных птиц в ЛА , ныне вымерших или занесенных в красные книги , хорошо это демонстрирует.

    Вот проблема отходов и полигонов - да , это реально трудно разрешимая проблема. А массово выкосить какую-то живность человек, к сожалению,умеет без особых проблем..
  27. +1
    13 ноября 2022 14:59
    Цитата: Бережливый
    Валерий,насчёт Мариупольских ворон могу сразу дать ответ-у нас в Ростове на Дону с весны этого года численность ворон выросла в разы!Мы сперва были в шоке появлению в небе стай из многих сотен ворон,теперь это обыденность нашей области. И,главное что серые вороны которые доминировали у нас на Дону фактически вытеснены чёрными воронами,которые ведут себя очень агрессивно порой,гоняя по улицам даже домашних собак и кошек,а уж бродячих со своих земель они выгнали полностью.

    г. Пермь, Западный Урал, ближе к осени тоже замечено резкое увеличение ворон и дроздов. Местные вороны жёлуди с дуба игнорировали, у нас их очень мало. А вот в этом году пришлые дрались за жёлуди, и на людей поглядывали как то по другому...
  28. +2
    13 ноября 2022 17:40
    Стртировка пишевых отходов в закрытые урны и кормовая база для бродячих псов, котов птиц поубавится как и их поголовье. Коты начнут на мышей птиц и крыс охотится а не дефелировать гордо от мусорки к мусорке. Останутся мелкие птицы типа воробьев и перелетные виды синиц и снигерей в пределах наличия рябин яблонь и прочего.
  29. +1
    13 ноября 2022 18:08
    они незаметно заменились на чёрных крикливых галок

    это смотря где...
    у нас практически не встретишь галку...
    одни грачи и серые вороны, изредка можно ворона увидеть...
    причем вороны не доминируют, да и пугливые они в отношении людей...
    в отличии от голубей...
  30. +3
    13 ноября 2022 18:44
    У нас в Болгария тоже самое... В мой город уже почти нет птици кроме ворон и чайка. Я мьй на боле 100 км от море по воздух...
  31. +1
    13 ноября 2022 21:45
    Кошка у меня и воробьёв, и синиц , и ворон на лету в прыжке перехватывала.
    С поля через дорогу приносила и кротов , и землероек . Мышей и крыс из подвала
    дома на отчёт притаскивала .
  32. 0
    14 ноября 2022 00:01
    существуют у них враги в природе, орлы и ястребы. Каждой многоэтажке по Орлу или ястребу решит все вопросы
  33. +1
    14 ноября 2022 02:28
    "Ты что там, ворон считаешь?" (Из учительского фольклора).
    Много лет, бывая у родителей в Батайске наблюдаю, как все утро на юг черной полосой летят вороны - на поля кормиться. А вечером часов в 19-20 летом обратно.
    Миллионы ворон. Летят организованно.
    И всегда мучил вопрос: как они договариваются во сколько собираться, кто их ведет и чем руководствуется, и в каком месте они разлетаются по Ростову, по своим деревьям, столбам, крышам?
    И еще одно наблюдение: вороны и сойки очень любят грецкие орехи, поэтому отрывают их с дерева, и, чтобы расколоть с высоты сбрасывают их на асфальт или бетон. Так вот если сам способ свидельство ума в их гладком (без извилин) мозге, то как они через толстую мякоть выбирают безошибочно спелый орех с хорошим ядрышком, это вообще не понятно, человек, например, этого не может.
  34. -1
    14 ноября 2022 08:11
    Вообще то они занимаются полезным делом: утилизация отходов, пользы от них больше чем от человека.
  35. 0
    14 ноября 2022 10:44
    Для начала надо менять слишком "позеленевшее" законодательство. Сейчас нельзя отстреливать даже агрессивных собак.
    Меры регуляции просты:
    1. Все мусорные баки с крышками и вовремя вывозятся.... Мусорная реформа рулит: Где-то так и стало, где-то наоборот больше так не будет.
    2. Переработка + сортировка мусора. Органика в спец компостеры минуя открытые полигоны. (мечты, мечты.....)
    3. И только после этого дешёвые способы ликвидации через отраву - но и тут засада кто-то должен эти трупы собирать.
    Вообщем пока грипп птиц не выкосит все птицефабрики, а какой нибудь орнитоз население городка с Москву... Никто денег не даст и законы не поменяет.
    Вороны не единственные агрессоры. Идущие за людьми и косящие биотопы.
    Даже растения агрессивные есть.
  36. +1
    14 ноября 2022 11:32
    Цитата: AnAAsd
    существуют у них враги в природе, орлы и ястребы. Каждой многоэтажке по Орлу или ястребу решит все вопросы

    Сумеете орла или ястреба убедить поселиться в многоэтажке? :))
    1. Eug
      0
      14 ноября 2022 18:12
      Не знаю, как насчет орлов или ястребов, а какие-то небольшие явно хищные птицы года с 2007 (тогда мы впервые их увидели, может и раньше там были) постоянно обитали на тех.этаже главного корпуса Хартрона. Что с ними сейчас - не знаю, прилетало неоднократно, в т.ч.и по зданию, где они гнездились и выводили по 2-3 птенца...
      1. 0
        15 ноября 2022 23:10
        Это пустельги. Они тоже приспособились к городу
        1. Eug
          +1
          16 ноября 2022 08:19
          Возможно. В августе (разных лет)
          интересно было смотреть, как они вчетвером-впятером круги "нарезают" - учат "молодежь" летать.
  37. Eug
    0
    14 ноября 2022 18:07
    Больной вопрос... масса неубранных озимых в полях (говорю про север Харьковской области) стимулирует "эпидемию взрывного роста" грызунов - вот и кормовая база для пернатых, коих и так немало было.. про эпидемию туляремии и прочие сопутствующие "прелести" антисанитарного существования оставшихся там даже думать не хочется...
  38. +1
    14 ноября 2022 19:19
    Автор конечно может мне не верить но голуби уже тоже не совсем травоядные...
    Я минимум 3 раза видел как они на мусорках обьелали мясо.
  39. -1
    14 ноября 2022 22:22
    Перед сном читать вредно. После обеда читать опасно для желудка. Почитаю перед завтраком, пожалуй
  40. 0
    14 ноября 2022 23:57
    Я лазером ворон гоняю. Мешают спать когда стая собирается на дереве и голдит у дома.
  41. 0
    15 ноября 2022 15:26
    Цитата: Alex_Rarog
    Автор конечно может мне не верить но голуби уже тоже не совсем травоядные...
    Я минимум 3 раза видел как они на мусорках обьелали мясо.

    Городские голуби давно уде всеядными стали. Что нашли на помойке, то и съели. Скоро крыс и кошек стаями будут добывать
  42. 0
    15 ноября 2022 17:25
    прочитал ,да настоящих буйных мало вот и нету вожаков, прочитал и был страшно удивлен ,еще раз перечитал ,не понял ,думал что читаю журнал мир животных ,нет уважаемое издание Военное обозрение,точно кащенко по всем нам плачет.
  43. 0
    15 ноября 2022 23:08
    Статья интересная.
    Может вместо патронов построить нормальный мусороперерабатывающий завод? С полным циклом? И при этом заводе маленькую тец на мусоре сделать? Как у скандинавов.
    Но о чем это я.... Места для новых полигонов ТБО сколько хочешь. Велика Россия! Да и нефти с газом хватает.
  44. 0
    18 ноября 2022 23:28
    Чайки тоже не лыком шиты. И вполне думаю могут дать бой врановым, вытеснив их из их ареалов. Сам был свидетелем такого вытеснения.