Санитарный броневик «Ковчег»: кустарная украинская неудача

24
Санитарный броневик «Ковчег»: кустарная украинская неудача
Общий вид "Ковчега". Сходство с БТР-60 отсутствует


На протяжении нескольких последних месяцев украинские вооруженные формирования несут большие потери убитыми и ранеными. Ситуация с санитарными потерями дополнительно усугубляется из-за недостатка специальных машин, способных быстро и безопасно эвакуировать раненых с поля боя. Решать эти проблемы предлагается разными способами. В частности, недавно вспомнили о санитарном бронеавтомобиле «Ковчег», построенном энтузиастами несколько лет назад.



Гаражная разработка


В 2014 г., после начала т.н. антитеррористической операции, украинская армия столкнулась с недостатком боеспособной бронетехники и специальных машин. В частности, выяснилось, что парк санитарных и медицинских автомобилей не соответствует текущей ситуации и имеющимся требованиям. Для решения этой проблемы предлагалось использовать имеющуюся технику, а параллельно началась разработка новых проектов.

В том же году свой вариант санитарной машины для войск предложила одна из автомастерских г. Днепропетровск. Ранее она разработала проект перестройки бронетранспортера БТР-60 в туристический «дом на колесах» высокой проходимости. В 2014 г. его с минимальными усилиями переделали в броневик и назвали «Ковчегом». Вскоре изделие прошло «заводские испытания» и предложили министерству обороны.


Правый борт и лестница для доступа внутрь

Несмотря на высокие оценки разработчиков, ведомство не заинтересовалось их машиной. «Волонтеры», собиравшие помощь для армии в частном порядке, тоже не прониклись энтузиазмом.

В дальнейшем санитарная машина «Ковчег» неоднократно вновь появлялась в новостях. Ее создатели показывали различные ее особенности, говорили о преимуществах и о необходимости такой техники в армии. Тем не менее, такая реклама не имела успеха. Минобороны по-прежнему не проявляло интереса к броневику «гаражного» происхождения.

Впрочем, вооруженные формирования не остались без санитарных машин. Такую технику закупали по линии Минобороны или силами общественных организаций. Однако в армию поступали только образцы заводского производства. Естественно, выпущенные конкретными предприятиями. Как стало известно позже, при всем этом не обошлось без коррупции, завышения цен, срыва сроков и т.д.

В сентябре украинские СМИ вновь вспомнили о «Ковчеге» и сняли новый репортаж о нем. Разработчики вновь хвалили свой броневик, говорили о его необходимости в армии и т.д. При этом они пытались буквально продать это изделие: был объявлен сбор пожертвований на «выкуп». Бронемашину кустарного производства оценили в 10 млн гривен (ок. 270 тыс. долл. США).


С тех пор прошло почти два месяца, но ситуация не изменилась. «Ковчег» так и остается в единственном экземпляре без будущего. Собрать желаемую сумму пока не удалось, а киевский режим не собирается выкупать «уникальную» машину. Строительство второго экземпляра тоже невозможно. Впрочем, все это не мешает автомастерской обещать строительство целых партий техники.

На готовой базе


Сообщается, что «Ковчег» выполнен на базе списанного бронетранспортера БТР-60. При перестройке сохранили часть элементов бронекорпуса, ходовую часть и т.д. Одновременно с этим внедрили ряд новых деталей и элементов. Получившаяся машина по внешнему виду и конструкции самым серьезным образом отличается от исходного БТР, и узнать его практически невозможно.

От прежнего корпуса фактически сохранилась только нижняя часть, причем ее удлинили за счет вставки между второй и третьей осями. На этом агрегате установили новую надстройку, которая образовала полноценный кузов вагонной компоновки. Надстройку составили из деталей разных форм, что придало ей специфический вид.

Защита санитарной машины состоит из 3-мм титановых листов по периметру корпуса. Имеется подобие комбинированной защиты, выполненное при помощи резиновых листов между металлическими деталями. Также имеются некие «бронированные стекла» толщиной 3,5 мм с металлическими жалюзи. Разработчики утверждают, что такая броня защищает от 7,62-мм автоматных пуль и некоторых осколков.


Обитаемый отсек, вид вперед. Штатные койки не подходят для размещения носилок и раненых

Компоновка в целом осталась прежней, хотя и с поправкой на новую роль. В носовой части обитаемого отсека находится водитель. Вся центральная часть машины представляет собой жилой отсек с местами для пассажиров и различного оснащения. В корме помещается силовая установка; над нею в надстройке организован бак для воды на 500 л

Как и БТР-60, «Ковчег» имеет два двигателя. Штатные моторы заменили двумя турбированными дизелями неназванной мощности. В ходовой части сохранена прежняя независимая торсионная подвеска. Машина массой 13 т, как утверждается, развивает скорость до 80 км/ч на шоссе. Для комфортного движения скорость не должна превышать 65-70 км/ч.

В обитаемом отсеке вдоль бортов размещены мягкие лавки для сидячих или лежачих пассажиров. Также предусмотрены кухня с раковиной, газовой плиткой и холодильником, санузел, отопители и кондиционеры, а также иные элементы комфорта. При этом какое-либо медицинское оснащение на борту «санитарной машины» до сих пор отсутствует. Нет даже простейшего подвеса для носилок, обязательного для такой техники.

Разработчики утверждают, что при подготовке броневика к службе может быть установлено необходимое оснащение. В обитаемом отсеке предлагается размещать различные приборы, инструменты и т.д., вплоть до операционного стола. В машину якобы уместится до 24 сидячих или до 10 лежачих раненых.


Вид назад. Можно увидеть бытовой отсек и люк для доступа в бак для воды

Машина на продажу


Ситуация вокруг санитарной машины «Ковчег» выглядит весьма интересно. Так, еще в 2014 г. небольшая автомастерская по собственной инициативе собрала это изделие и с тех пор пытается продать его армии или волонтерам. Несмотря на все усилия и рекламу, все это продолжается уже девятый год. Недавно на машину пытались собирать пожертвования, но и в этом деле не преуспели.

По всей видимости, проект «Ковчег» изначально создавался с прицелом на государственные контракты. Мастерская рассчитывала теми или иными путями заинтересовать заказчиков и получить необходимое финансирование. Сделать это не удалось, но разработчики броневика не теряют надежды. Они обещают – при наличии соответствующего финансирования – отдать имеющийся «Ковчег» и построить десяток новых.

Ситуация выглядит еще интереснее с технической точки зрения. Так, «Ковчег» выполнен на базе морально и физически устаревшего бронетранспортера. Часть агрегатов заменили современными аналогами, но оставшиеся детали остались на своих местах. Это будет провоцировать поломки и создавать риски для раненых. Также нетрудно заметить, что санитарная машина тяжелее исходного БТР, хотя заявленные ходовые характеристики остались на прежнем уровне. Вероятно, возникают дополнительные нагрузки на ходовую часть, тоже угрожающие поломкой.

«Ковчег» позиционируют как санитарную машину, но он до сих пор не имеет соответствующего оснащения. Оборудование в обитаемом отсеке соответствует исходной комплектации туристического транспорта, которая, как минимум, не соответствует нуждам медицинской службы. При этом за прошедшие годы, несмотря на все разговоры и обещания, никакое переоснащение не проводилось. Можно ли его выполнить, и насколько сложной будет такая работа – неизвестно. Кроме того, неясно, какие из обещаний разработчиков могут быть реализованы, а какие принципиально невыполнимы.


Походная кухня

Впрочем, как сообщается, машина еще в 2014 г. получила бронирование. Сообщается о применении 3-мм титановых листов и резинового подбоя. Такая «комбинированная броня», в т.ч. в сочетании с крупными стеклами, может защитить только от мелких осколков, потерявших свою энергию. По сути, главной защитой «Ковчега» являются конвенции, запрещающие атаковать санитарные машины.

Большие проблемы


Таким образом, санитарный бронеавтомобиль «Ковчег» создавался не только из благих намерений, но и из-за желания заработать. Однако получившееся изделие имеет ряд специфических особенностей и недостатков, которые фактически закрыли ему дорогу в армию. С момента первой демонстрации такой машины прошло больше восьми лет, но она до сих пор не попала на службу, а все попытки продать ее последовательно проваливаются.

Следует отметить, что успех такого проекта принес бы пользу только его создателям – они получили бы деньги за строительство техники. При этом «Ковчег», как в единственном экземпляре, так и в малой серии, не помог бы украинским формированиям. Только для эвакуации раненых с передовой им требуются десятки санитарных броневиков или иной подобной техники. Но их нет, и для решения таких задач теперь приходится использовать любой доступный транспорт или гражданские автомобили скорой помощи.

Все эти процессы, а также связанные с ними риски и угрозы являются одним из логичных результатов крайне неграмотной политики и военных авантюр киевского режима. В свою очередь, их следствием оказываются повышенные потери из-за проблем с эвакуацией раненых. Впрочем, последние годы наглядно показали, что киевский режим не заботится о сохранении собственных солдат, и санитарный транспорт его интересует только в контексте коррупционных схем.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 ноября 2022 05:58
    Наверное я не в курсе, а какая машина в должном уровне и количестве у нас представлена? Вна краине поставили полно импортной техники для эвакуации раненых.
    1. 0
      8 ноября 2022 15:37
      кто то содрал этот драндулет с Парка Юрского периода и в Аватаре такая же вафля была
  2. +3
    8 ноября 2022 07:04
    Фигня какая-то. Например - нафига там кухня и стекла в бортах? Это именно дом на колесах, раненому глядеть на пейзажи не тянет, а медперсоналу некогда. А кухня на борту, мало того, что жрет место, которого всегда мало, так это еще и антисанитария. Если убрать все эти побрякушки, в такой "вагон" могла бы влезть мобильная операционная, хотя ее необходимость все же сомнительна. Всеж медтранспорт нужен для эвакуации. И быстреньких реанимационных мероприятий...
    1. +4
      8 ноября 2022 20:44
      Потому что эта табакерка делалась для того чтобы туристов на природу возить, а в свете последних событий решили переделать в скорую. Я вообще не понимаю смысл этой статьи. То же самое, что полчаса обсуждать что у квадрацикла нету брони...
      1. 0
        11 ноября 2022 10:22
        Да прикольно же! Из серии "Шушпанцеры атакуют" )) Почитал с удовольствием. Баньки не хватает в этом драндулете - предбанник уже есть
  3. -4
    8 ноября 2022 07:30
    С момента первой демонстрации такой машины прошло больше восьми лет, но она до сих пор не попала на службу, а все попытки продать ее последовательно проваливаются.


    По сути статья выглядит так - украинцы восемь лет назад пытались сделать что-то хорошее, у них не получилось.
    1. +8
      8 ноября 2022 07:47
      а все попытки продать ее последовательно проваливаются.

      походу Рябов за процент пишет.
      1. +1
        8 ноября 2022 09:32
        С продажи "ковчега" laughing

        Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
  4. +2
    8 ноября 2022 08:57
    С такой внутренней отделкой, эта колесница будет гореть как чучело на масленицу.
    1. 0
      8 ноября 2022 09:33
      Я полагаю, к этому времени весь экипаж и пассажиры будут уже мертвы.
  5. +3
    8 ноября 2022 11:44
    Из бесполезной и морально устаревшей серии. Однако я не понял, к чему сегодня, ноябрь 2022 года, говорить об ужасном прототипе, сделанном в 2014 году небольшой автомастерской в ​​единственном экземпляре. ????????? был замечен в действии в ходе спецоперации ?????. Если нет, то единственное, что доказано, это то, что магазин работал как дерьмо.
  6. +1
    8 ноября 2022 11:48
    Мне одному кажется, что в бортах стоят обычные пластиковые рамы со стеклопакетами?
  7. +5
    8 ноября 2022 12:52
    Трансмиссия БТР-60
    Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
  8. +1
    8 ноября 2022 15:18
    Эвакуация раненых на таком громадном гробу ? Полевой медицинский комплекс ,куда не шло .
  9. +2
    8 ноября 2022 15:36
    С такой колёсной базой это чудо засядет в первой луже, не говоря уже о болотистой местности. Большим минусом ко всему, является вставка между разрезанными половинками корпуса, при диагональном вывешивании данного агрегата, существует риск надлома корпуса, по месту вварки вставки. В общем этот аппарат сырой и непродуманный. Я бы назвал его "Последний Ковчег", т.к его пассажиры не доедут до места назначения.
  10. +2
    8 ноября 2022 15:58
    Идея найти применение старым БТР не лишена смысла.
  11. Это наверно дом на калесах..................
  12. -1
    8 ноября 2022 19:34
    По моему в краине сейчас техника из безумного макса! До кучи можно и автомотачанку "Овод" пристроить! Ну и всякие там самопалы! Собрать все это в кучу, безумных обнюханных воинов с соответвующем антуражем в стиле казацком на броню... и вперед с воплями! Да за такое зрелище монстры кино драться будут!
  13. 0
    8 ноября 2022 20:13
    2.2 тд от Хундай-Киа дает 200лс и 440Нм....они 4цилиндровые ...два штуки вместо бензиновых "за глаза"
  14. 0
    8 ноября 2022 22:06
    Такое впечатление, что раненых будут везти несколько часов (кухня, бак с водой,... рулетка, минибар), по автобану, а по пути вести экскурсии типа "Посмотрите налево...посмотрите направо". Ну, и операции на ходу - бонусом...
  15. +1
    9 ноября 2022 00:09
    Автобус для зомби-апокалипсиса. А ещё его можно в кино про безумного Макса показать.
    1. 0
      10 ноября 2022 17:24
      Кстати идея - после победы его отдадут в "Мосфильм" в качестве реквизита. Или машины для помрежа, тоже вариант. "машина обеспечения киносьемок" из него хорошая получится.
      1. 0
        11 ноября 2022 10:24
        Для обеда и отдыха съемочной группы ))
  16. 0
    28 марта 2023 11:54
    Представляю выражение лица выходцев из украинского МО при виде этого laughing