Military Review

Victory and defeat of the Livonian War. Part of 2

3
Victory and defeat of the Livonian War. Part of 2

During the truce with Russia, the Livonian Confederation found allies, with the support of the Lithuanians and the Swedes. In Vilna, the Livonians concluded an agreement with the Lithuanian Grand Duke Sigismund II, according to which the lands of the Order and the possession of the Archbishop of Riga passed under the protectorate of the Grand Duchy of Lithuania. Sweden received Revel for help, and the Bishop of Ezel gave the island of Ezel to the Duke Magnus, brother of the Danish king, for 30 thousands of thalers. In addition, the Livonians hired new detachments of "overseas Germans."

It should be noted that during the Livonian War - in 1569, the Lithuanian representatives concluded a union in Lublin with delegates from the Polish Sejm. As a result, the political union of two independent states, backed up by dynastic unity, was transformed into a currently united state (Rzeczpospolita) with 6 million population, quite comparable in its power to Russia.

Resumption of hostilities

Magister Gothard Kettler in October 1559 broke the truce, and a month before the end of his term unexpectedly attacked a detachment of voivode Zakharia Ovchina-Pleshcheyev near Dorpat (Yuriev). In the battle, thousands of Russian warriors died before 1. However, the head of the Yuriev garrison, the governor Katyrev-Rostovsky, managed to prepare the city for defense. When the Livonians laid siege to Yuriev-Derpt, the Russians greeted them with artillery fire and cavalry raids. For ten days, Kettler tried to make holes in the walls, and then retreated, failing to succeed. The rearguard of the Livonian army was defeated by a detachment of Gleb Obolensky and Timothy Teterin. Captured prisoners reported Kettler’s intention to attack the fortress of Lais (Laus).

In this castle was a garrison of 300 children of boyars and archers under the authority of Andrei Babichev and Andrei Solovtsov. Reinforcement was sent to the fortress — a hundred archer under the head of Andrei Kashkarov. Strelets Troops in Lais before the approach of the Livonian troops. The siege of the castle began in November 1559. The Livonians made a breach with the help of artillery, but the Russians were able to quickly close it with wooden shields. However, the Livonian command, confident in the power of its numerous troops, began the assault. The battle lasted two days, but the Russian soldiers repelled all enemy attacks. The Livonian army, having lost 400 soldiers, lifted the siege and retreated.

One of the reasons for the unsuccessful actions of the Livonians was the tensions between the new allies. So, Sweden and Denmark fought each other before 1570, which absorbed their attention. Conflicts often occurred between Lithuanians and Poles before 1569. This allowed Russia to continue the successful campaign in the Baltic States.

Russian offensive 1560 of the year

In February, the Russian army, under the command of I. Mstislavsky and P. Shuisky, occupied Marienburg in February 1560. In the summer of the 60-thousand Russian army with 90 guns under the command of I. Mstislavsky, M. Morozov and A. Adasheva moved to seize the most powerful fortress in eastern Livonia - Fellina. She was met by the Livonian army under the command of the "last hope of Livonia", the land marshal of the Order and commander of Riga, Philip von Bell. Livonians faced with 12-th. Russian avant-garde commanded by Vasily Barbashin. Prince Barbashin was instructed to cut the way from Fellin to the sea. 2 August 1560, a battle took place at 16 kilometers from Hermes Castle. During the clashes of the advanced patrols, the German knights overturned the Russian soldiers and clashed with the main forces of Barbashin. The German cavalry was surrounded and suffered a complete defeat: 261 knight was killed or captured (including the land marshal himself and 10 comtus), others fled.

The victory at Hermes opened the way to Fellin, where the former Livonian Magister Wilhelm von Furstenberg lived. The fortress was defended by most of the Livonian artillery (guns were purchased in Lübeck) and 300 mercenaries. The Russian army surrounded the fortress with trenches and subjected it to 3-week artillery fire. As a result of Fellin’s bombardment with incendiary shells, not a single whole building remained in the fortress. On August 30, after a breach had been made in the wall, the mercenaries, despite Furstenberg's persuasion to continue their defense, capitulated.

Capturing Fellin, Prince Mstislavsky, contrary to the sovereign's decree on the immediate appearance of Revel (Kolyvan), led the troops to the fortress Weissenstein (White Stone). However, the voivode did not take siege artillery with him and the well-fortified fortress withstood. Knight Caspar von Oldenbocken knew the defense of the stronghold. The Russian army stood under the white Stone 6 weeks (until October 18), and then retreated.

The collapse of the Livonian Confederation

The military defeat led to the final collapse of the Livonian Confederation. Dorpat's bishopric was abolished by Ivan the Terrible after the conquest of St. George, the Ezel-Vic bishopric was secularized and sold to Denmark in 1560, the bishopity of Courland was sold in 1560 to the Danes and transformed into the secular duchy of Kurland.

In 1561, the Riga Archbishopric was secularized, Riga received the status of a free imperial city. In June, the Northern Estland cities 1561, including Revel, pledged allegiance to the Swedish crown. In the same year, Lithuanian troops under the command of hetman Nikolai Radzivill moved under Riga. 18 (28) November 1561 of the year in Vilna between the Grand Duke of Lithuania and the King of Poland Sigismund II and the Master Gothard Kettler signed an agreement (Vilna Union). In accordance with this agreement, a secular state was formed on the part of the lands of the Livonian Order - the Duchy of Courland and Zemgale (Gothard Kettler took his possession, becoming the vassal of the Polish king), and the rest was transferred to Poland and Lithuania.

In December, Lithuanian troops occupied the cities of Pernau (Pernov), Weißenstein, Wenden, Ermes, Helm, Wolmar, Trikaten, Schwanneburg, Marienhausen, Dinaburg and others. Thus, the conflict involved other states that, taking advantage of the military defeat of Livonia, subjugated its parts. Moscow initially managed to agree with the Swedes who occupied Revel. 20 August 1561 in Novgorod with representatives of the Swedish king Eric XIV was a truce for 20 years. It was not possible to reach an agreement with the Lithuanians, soon border clashes turned into a real war.

War with the Grand Duchy of Lithuania

In the summer of 1561, the Polish king announced the gathering of gentry militia to war with the Russian state. However, the gentry did not hurry to the assembly points, and the campaign had to be postponed. In the 1562 year, on the eve of the expiration of the truce with Moscow, alarmed by the state of its armed forces, Sigismund II Augustus tried to extend the truce and ordered the frontier commanders and elders not to bully the Russians. However, it was not possible to delay the start of the war in order to start it on more favorable terms. In March, 1562, Ivan Vasilyevich ordered his commanders to start a war.

In the spring of 1562, the Russian army, which was concentrated in Smolensk under the command of commander Ivan Sheremetev, Ivan Vorontsov, Tatar “princes” Ibaki, Tokhtamysh, went to fight “Lithuanian places”. In summer, Andrei Kurbsky was ravaged from the Great Onions in the vicinity of Vitebsk. From Smolensk, under Mstislavl and on Dvina, went to the princes Peter and Vasily Silver, and from the Great Onions - the regiments of Mikhail Prozorovsky and Michael Denis. In Livonia, Russian troops recaptured the city of Tarvas (Tarvasth, Taurus) and Verpel (Polchev).

Lithuanians struck back. In the spring of 1562, a raid of Lithuanian detachments took place near Smolensk, Velizh, in the Pskov volosts. In August, the Lithuanians attacked Nevel. Voivode Kurbsky went in pursuit, caught up with the enemy, but could not break (he was injured himself). In the autumn of 1562, the hetman Nikolai Radziwill fought off Tarvas, capturing the Russian governor Timofei Kropotkin, Neclude Putyatin and Grigory Trusov. Lithuanian troops raided the Pskov lands.

Siege and capture of Polotsk by Russian troops. The seizure of Polotsk was planned by the Russian command in September 1562, at the same time preparations began for the march, in which the main forces of the Russian army were to take part. Capturing this ancient Russian city solved several important tasks. First, Moscow returned to one Russian state one of the oldest Russian principalities, an important and large city. The Grand Duchy of Lithuania was hit hard. There was an opportunity to strike Vilna. Secondly, Polotsk hung over the southern flank of the grouping of Russian troops in Livonia, could become a springboard for cutting off the blow to them. Thirdly, when capturing the city and the flow of the river. Western Dvina The Russian state would have had the opportunity for direct communication with the garrisons in Livonia from Smolensk via a convenient river route.

On November 30, the main grouping of Russian troops headed by Ivan the Terrible came out of Moscow and December 4 arrived in Mozhaisk, from where last instructions were given to regiments moving from different cities. The general collection of troops occurred on January 5 1563 in Velikiy Luki, from where 50-60 thousand army with 200 guns, led by the sovereign, marched.

The regiments were ordered not to expel the forager detachments, all the supplies were carried with them, in order to preserve the surprise of the strike. However, in Polotsk soon received a message about the approach of the Russian army. Several defectors notified the Polotsk governor Stanislav Dovoyu of the approach of the Russian troops. After that, Ivan IV proposed to the Polotsk voevode to go to his service, but was refused.

The city was well fortified, it was defended not only by a garrison of 1 thousand mercenaries, but also by militias from the townspeople (the population of the city was 12-20 thousand people). Inside Polotsk there were two powerful stone fortifications - the Upper and Lower Castles. Posad defended the prison. 2,5-3,5 thousand detachment with 20-25 field guns under the command of Grand Hetman N. Ya. Radziwill came out to help the city from Minsk. He hoped to divert part of the forces of the Russian army and thereby disrupt the siege of Polotsk. The Tatar "prince" Ibak and the voivodes Yu.P. were sent against him. Repnin, A.I. Yaroslavov. At their approach, Radziwill retreated, the Russian troops did not pursue the Lithuanians and returned to Polotsk. After the fall of Polotsk, Radziwill withdrew to Vilna to cover the capital of the Grand Duchy.

31 January 1563, the Polotsk was under siege. The next day, the archers took strategically important Ivanovo island on the river Polote. 4 — 5 February began building siege structures and installing batteries against city walls. On the morning of February 5, the first assault took place, during which the archers of Ivan Golokhvastov seized the tower over Zapadnaya Dvina and made their way to the fortress. However, the Russian command considered that the continuation of the assault without appropriate artillery preparation would result in too great losses, and recalled the troops. The leaders of the Polotsk garrison conducted negotiations for 5 — 8 in February, delaying the bombardment and delaying time, hoping for the approach of the Radziwill forces. February 7 arrived "big outfit" (siege artillery), began its installation. Ivan Vasilyevich demanded unconditional surrender, February 8 negotiations were interrupted after someone shot at the royal envoy. On the same day, the siege artillery began to make gaps in the fortifications of the fort.

February 9 Russian troops took the prison where they were captured, according to Russian data - 12 thousand, according to Polish - 20 thousand citizens. During the retreat, the Lithuanians set fire to the Posad, in a great fire, 3 thousand courtyards burned down. 9 — 10 February, siege artillery was set up opposite the Polotsk castle in a conflagration, Zadvinie and Zapolot'e. 10 — February — 14 guns fired violently; for the last two days, guns have been beating day and night. Artillery fire led to a strong destruction of fortifications, the Polotsk garrison was reduced to 500 people. On the night from 12 to 13 February, the defenders of the castle launched a sally with all their might to destroy the Russian artillery, but it failed. In the night from 14 to 15 February, Moscow archers were able to burn part of the wall. Russian troops began preparations for the general assault. The position of the garrison became hopeless. Without waiting for the assault, Dovoyna capitulated.

Ivan the Terrible left himself a city "outfit" - 20 guns and treasury, all the other wealth was given to the soldiers. The Russian army lost during the siege, according to the Nikon chronicle, 86 people. Poles and Germans from the garrison were treated quite graciously (some were even bestowed), some mercenaries switched to the Russian service. Part of the population of the city and region was hijacked for resettlement in the central regions of Russia.

On February 27, the king departed from Polotsk, leaving the city governor P. Shuisky and the Princes of Silver. They were instructed to restore the heavily damaged fortifications and to carry out additional work on the construction of fortifications in the most vulnerable places that were discovered during the siege.



Failures of the Russian army. Defeat at Chashniki (on the Ola) 26 January 1564 of the year. The fall of Polotsk caused a lot of noise in Western Europe and very much alarmed the Poles. Lithuanians and Poles gathered all the available forces to cover the borders, mobilization began.

In 1564, Ivan Vasilyevich outlined another campaign in the Lithuanian lands. To solve this problem, the corps of Peter Shuisky, who was stationed in Polotsk, was sent with several detachments from other cities. 18-thousand the army under the command of Shuisky, F. Tyatev and I. Okhlyabin moved from Polotsk to Orsha. Under Orsha, the corps was to be connected with the regiments of the Princes of Silver, who came out of Vyazma. Silver led and unarmed recruits from Smolensk. In the army of Shuisky was a large wagon train with weapons for recruits.

Fatal role played carelessness Russian governor. The Russians, reassured by their victories, did not take the usual precautions. Reconnaissance of the area was not conducted. Crowds of servicemen walked along narrow forest roads in crowds, without armor and heavy weapons, which were carried on sleds. No one even thought about the possible strike of the enemy. Meanwhile, hetman Nikolai Radzivil and Lithuanian hetman Grigory Chodkiewicz, received full information about the Russian army from spies and decided to deliver a sudden blow.

In the deep woods near the Uly river, Lithuanians trapped the Moscow army. 26 January 4-th. enemy squad struck an unexpected blow to the narrow forest road at the Russian rati. The Lithuanians were a complete success. Not a success to arm and prepare for battle, the Russian soldiers panicked and ran, leaving the wagon train at 5 thousand sledges. Pyotr Shuisky, the hero of the conquest of Yuriev-Dorpat, Neuhaus (Novogorodka), Kirnpe, Lais and other Livonian fortresses, paid for his mistake with his life. Died governor Semen and Fyodor Paletsky. Voevods Z. Pleshcheyev, I. Okhlyabin and 700 people were taken prisoner.

The princes Silver, having learned about this defeat, withdrew their forces to Smolensk, on the way destroyed the environs of Mogilev, Mstislavl and Krichev. In April, the famous Russian commander, one of the closest associates of the tsar, Andrei Kurbsky, turned over to the Lithuanians in 1564. He had full information about the number, places of concentration, weak points of the Russian army, plans for command. It was a serious blow to the defense of the Russian state.

Further fighting. In the summer of 1564, opponents struck each other in different directions. In June 1564, the Lithuanian forces launched a counter-offensive in Livonia. Getman Alexander Polubensky attacked the “Yuriev volosts”. In response, Yuryevsk voivode Mikhail Morozov sent a detachment of Dmitry Kropotkin to the “German suburbs”.

Failure of the campaign ended 13-thousand. troops of the voivod Yury Tokmakov on the Lithuanian fortress Ozerische, located on the borders of the Pskov land. 22 July the fortress was besieged. There was no siege artillery, only light field, so it was not possible to break through the gaps in the walls. July 26 Russian army clashed with 12-thousand. Lithuanian army under the leadership of the Vitebsk governor Stanislav Pats. Tokmakov blocked the roads to Vitebsk with zasekami, but the Lithuanians passed. The Russian voivode sent guns and infantry to Nevel, while he and the cavalry attacked the enemy. The Russians crushed the advanced Lithuanian detachment, seizing several dozen prisoners, and then retreated, without engaging with the main enemy forces. The Russian army was able to leave, avoiding defeat, but the march on an important fortress failed. In July, Vasily Buturlin’s equestrian army (Tatar, Nogai and Mordovian troops) marched from Smolensk and ravaged the environs of Mstislavl, Krichev, Mogilev and other cities.

In August, the Pskov militia, under the command of Vasily Vishnyakov, repulsed several attacks on border volosts. In September, Chernihiv governors Vasily Prozorovsky and Thomas Tretyakov defeated Peter Sapega, who had invaded Seversk land. Three weeks unsuccessfully besieged Polotsk by a large army under the command of N. Radzivil. However, the new fortifications of the city survived, and the enemy detachments retreated.

To be continued ...
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Krasnodar
    Krasnodar 29 October 2012 11: 47
    0
    How many people were beaten by how much in vain ... Horror!
    1. Suvorov000
      Suvorov000 29 October 2012 13: 18
      +1
      It is not in vain, but this is exactly what the great Russia did, and so the sowing day continues only in a modern way
  2. Ross
    Ross 29 October 2012 14: 06
    +1
    And yet, our great-grandfathers knew how to defeat powerful enemies.

Победы и поражения Ливонской войны. Часть 2

Победы и поражения Ливонской войны. Часть 2

Во время перемирия с Россией Ливонская конфедерация нашла союзников, заручившись поддержкой литовцев и шведов. В Вильне ливонцы заключили с литовским великим князем Сигизмундом II соглашение, по которому земли ордена и владения рижского архиепископа переходили под протекторат Великого княжества Литовского. Швеция получила за помощь Ревель, а Эзельский епископ отдал остров Эзель герцогу Магнусу, брату датского короля, за 30 тысяч талеров. Кроме того, ливонцы наняли новые отряды «заморских немцев».

Надо отметить, что во время Ливонской войны - в 1569 году литовские представители заключили в Люблине унию с делегатами польского сейма. В итоге политический союз двух самостоятельных государств, подкрепленный династическим единством, был преобразован в настоящее единое государство (Речь Посполитую) с 6 млн. населением, вполне по своей мощи сопоставимым с Россией.

Возобновление боевых действий


Магистр Готард Кетлер в октябре 1559 года нарушил перемирие, и за месяц до окончания его срока неожиданно атаковал около Дерпта (Юрьева) отряд воеводы Захария Овчины-Плещеева. В сражении погибло до 1 тысячи русских воинов. Однако глава юрьевского гарнизона – воеводы Катырев-Ростовский успел подготовить город к обороне. Когда ливонцы осадили Юрьев-Дерпт, русские встретили их артиллерийским огнем и вылазками кавалерийских отрядов. Десять дней Кетлер пытался пробить бреши в стенах, а затем отступил, не добившись успеха. Арьергард ливонской армии был разгромлен отрядом Глеба Оболенского и Тимофея Тетерина. Захваченные пленные сообщили о намерении Кетлера напасть на крепость Лаис (Лаюс).

В этом замке стоял гарнизон из 300 детей боярских и стрельцов под началом Андрея Бабичева и Андрея Соловцова. В крепость было направлено подкрепление – стрелецкая сотня под началом головы Андрея Кашкарова. Стрельцы успели в Лаис до подхода ливонских войск. Осада замка началась в ноябре 1559 года. Ливонцы пробили брешь с помощью артиллерии, но русские смогли быстро заделали её деревянными щитами. Однако ливонское командование, уверенное в мощи своего многочисленного войска начало штурм. Бой длился два дня, но русские воины отразили все вражеские атаки. Ливонское войско, потеряв 400 воинов, сняло осаду и отступило.

Одной из причин неудачных действий ливонцев стали напряженные отношения между новыми союзниками. Так, Швеция и Дания до 1570 года воевали с друг другом, что поглощало их внимание. Да и между литовцами и поляками до 1569 года нередко происходили конфликты. Это позволило России продолжать успешную кампанию в Прибалтике.

Русское наступление 1560 года

В феврале 1560 года русская армия под началом И. Мстиславского и П. Шуйского заняла Мариенбург. Летом 60-тыс русская армия при 90 пушках под началом И. Мстиславского, М. Морозова и А. Адашева двинулась для захвата самой мощной крепости в восточной Ливонии - Феллина. Ей навстречу вышло ливонское войско под началом «последней надежды Ливонии», ландмаршала Ордена и комтура Риги Филиппа фон Белля. Ливонцы столкнулись с 12-тыс. русским авангардом под командованием Василия Барбашина. Князь Барбашин получил указание перерезать пути из Феллина к морю. 2 августа 1560 года в 16 километрах от замка Эрмес произошло сражение. В ходе столкновения передовых дозоров, немецкие рыцари опрокинули русских воинов и столкнулись с основными силами Барбашина. Немецкая конница была окружена и потерпела полное поражение: 261 рыцарь был убит или попал в плен (в том числе сам ландмаршал и 10 комтуров), другие бежали.

Победа при Эрмесе открыла путь на Феллин, где проживал бывший ливонский магистр Вильгельм фон Фюрстенберг. Крепость защищала большая часть ливонской артиллерии (орудия были закуплены в Любеке) и 300 наемников. Русская армия окружила крепость шанцами и подвергла её 3-недельному артиллерийскому обстрелу. В результате бомбардировки Феллина зажигательными снарядами, в крепости не осталось ни одного целого здания. 30 августа, после того как в стене была пробита брешь, наёмники, несмотря на уговоры Фюрстенберга продолжить оборону, капитулировали.

Захватив Феллин, князь Мстиславский, вопреки государеву указу о немедленном выступлении на Ревель (Колывань), повел войска на крепость Вейсенштейн (Белый Камень). Однако воевода не взял с собой осадную артиллерию и хорошо укрепленная крепость устояла. Обороной твердыни ведал рыцарь Каспар фон Ольденбокен. Русская армия простояла под белым Камнем 6 недель (до 18 октября), а затем отступила.

Распад Ливонской конфедерации

Военное поражение привело к окончательно распаду Ливонской конфедерации. Епископство Дерпт было упразднено Иваном Грозным после завоевания Юрьева, епископство Эзель—Вик — секуляризировано и продано Дании в 1560 году, епископство Курляндия — продано в 1560 году датчанам и преобразовано в светское герцогство Курляндия.

В 1561 году архиепископство Рижское было секуляризировано, Рига получила статус свободного имперского города. В июне 1561 года города Северной Эстляндии, в том числе Ревель, присягнули на верность шведской короне. В этом же году под Ригу двинулись литовские войска под командованием гетмана Николая Радзивилла. 18 (28) ноября 1561 года в Вильне между великим князем Литовским и королём Польским Сигизмундом II и магистром Готхардом Кетлером был заключен договор (Виленская уния). В соответствии с этим соглашением, на части земель Ливонского ордена было образовано светское государство — Герцогство Курляндское и Земгальское (его в ленное владение получил Готхард Кетлер, став вассалом польского короля), а остальная часть отходила Польше и Литве.

В декабре литовские войска заняли города Пернау (Пернов), Вейсенштейн, Венден, Эрмес, Гельм, Вольмар, Трикатен, Шванебург, Мариенгаузен, Динабург и другие. Таким образом, в конфликт включились другие государства, которые воспользовавшись военным поражением Ливонии, подчинили себе её части. Со шведами, которые заняли Ревель, Москве первоначально удалось договориться. 20 августа 1561 года в Новгороде с представителями шведского короля Эрика XIV было заключено перемирие на 20 лет. С литовцами договориться не удалось, вскоре пограничные стычки переросли в настоящую войну.

Война с Великим княжеством Литовским

Летом 1561 года польский король объявил о сборе шляхетского ополчения на войну с Русским государством. Однако шляхта не спешила на сборные пункты, и поход пришлось отложить. В 1562 году, накануне истечения срока перемирия с Москвой, встревоженный состоянием своих вооруженных сил, Сигизмунд II Август попытался продлить перемирие и приказал приграничным воеводам и старостам не задирать русских. Однако оттянуть начало войны, чтобы начать её на более выгодных условиях не удалось. В марте 1562 года Иван Васильевич приказал своим воеводам начать войну.

Весной 1562 года русское войско, которое было сосредоточено в Смоленске под началом воевод Ивана Шереметева, Ивана Воронцова, татарских «царевичей» Ибаки, Тохтамыша, ходило воевать «литовские места». Летом из Великих Лук окрестности Витебска разорил Андрей Курбский. Из Смоленска под Мстиславль и на Двину ходили князья Пётр и Василий Серебряные, а из Великих Лук – полки Михаила Прозоровского и Михаила Денисьева. В Ливонии русские войска отбили города Тарвас (Тарваст, Таурус) и Верпель (Полчев).

Литовцы наносили ответные удары. В весной 1562 г. произошёл рейд литовских отрядов под Смоленск, Велиж, в псковские волости. В августе литовцы атаковали Невель. Воевода Курбский пошёл в погоню, нагнал противника, но разбить не смог (сам получил ранение). Осенью 1562 г. гетман Николай Радзивилл отбил Тарвас, захватив в плен русских воевод Тимофея Кропоткина, Неклюда Путятина и Григория Трусова. Литовские отряды совершили рейд в псковские земли.

Осада и взятие Полоцка русскими войсками. Захват Полоцка был запланирован русским командованием в сентябре 1562 г., тогда же началась подготовка к походу, в котором должны были принять участие основные силы русской армии. Захват этого древнего русского города решал несколько важных задач. Во-первых, Москва возвращала в единое русское государство одно из старейших русских княжеств, важный и крупный город. Великому княжеству Литовскому наносился сильный удар. Появлялась возможность для удара по Вильно. Во-вторых, Полоцк нависал над южным флангом группировки русских войск в Ливонии, мог стать плацдармом для отсекающего удара по ним. В-третьих, при захвате города и течения р. Западная Двина Русское государство получило бы возможность для прямого сообщения с гарнизонами в Ливонии из Смоленска по удобному речному пути.

30 ноября основная группировка русских войск во главе с Иваном Грозным вышла из Москвы и 4 декабря прибыла в Можайск, откуда были отданы последние указания полкам, двигавшимся из разных городов. Общий сбор войск произошел 5 января 1563 г. в Великих Луках, откуда 50-60 тыс. армия при 200 пушках во главе с государем выступила в поход.

Полкам было приказано не высылать фуражирские отряды, все запасы везлись с собой, в целях сохранения внезапности удара. Однако в Полоцке вскоре получили сообщение о приближении русской армии. Несколько перебежчиков известили полоцкого воеводу Станислава Довойну о приближении русских войск. После этого, Иван IV предложил полоцкому воеводе перейти к нему на службу, но получил отказ.

Город был хорошо укреплен, его защищал не только гарнизон из 1 тыс. наёмников, но и ополченцы из горожан (численность населения города была 12-20 тыс. человек). Внутри Полоцка было два мощных каменных укрепления – Верхний и Нижний замки. Посад защищал острог. На помощь городу из Минска выступил 2,5-3,5 тыс. отряд при 20-25 полевых пушках под командованием великого гетмана Н. Я. Радзивилла. Он рассчитывал отвлечь часть сил русской армии и этим сорвать осаду Полоцка. Против него были отправлены татарский «царевич» Ибак и воеводы Ю.П. Репнин, А.И. Ярославов. При их приближении Радзивилл отступил, русские войска не преследовали литовцев и вернулись к Полоцку. После падения Полоцка, Радзивилл отошел к Вильне, чтобы прикрыть столицу Великого княжества.

31 января 1563 года Полоцк был взят в осаду. На следующий день стрельцы заняли важный в стратегическом отношении Ивановский остров на реке Полоте. 4—5 февраля против городских стен начали сооружать осадные сооружения и устанавливать батареи. Утром 5 февраля произошёл первый штурм, в ходе которого стрельцы Ивана Голохвастова захватили башню над Западной Двиной и пробились в острог. Однако русское командование посчитало, что продолжение штурма без соответствующей артиллерийской подготовки приведёт к слишком большим потерям, и отозвало войска. Руководители полоцкого гарнизона вели в течение 5—8 февраля переговоры, оттягивая бомбардировку и затягивая время, надеясь на подход сил Радзивилла. 7 февраля прибыл «большой наряд» (осадная артиллерия), началась его установка. Иван Васильевич потребовал безоговорочной капитуляции, переговоры 8 февраля были прерваны, после того как кто-то выстрелил в царского посланника. В этот же день осадная артиллерия начала пробивать бреши в укреплениях острога.

9 февраля русские войска взяли острог, где было пленено, по русским данным – 12 тыс., по польским – 20 тыс. горожан. Литовцы при отступлении подожгли посад, в великом пожаре сгорело 3 тыс. дворов. 9—10 февраля осадная артиллерия была поставлена напротив Полоцкого замка на пожарище, в Задвинье и Заполотье. 10—14 февраля пушки вели сильный огонь, последние два дня орудия били день и ночь. Артиллерийский огонь привел к сильному разрушению укреплений, полоцкий гарнизон сократился до 500 человек. В ночь с 12 на 13 февраля защитники замка предприняли вылазку всеми силами с целью уничтожения русской артиллерии, но она провалилась. В ночь с 14 на 15 февраля московские стрельцы смогли сжечь часть стены. Русские войска начали подготовку к генеральному штурму. Положение гарнизона стало безнадежным. Не дожидаясь штурма, Довойна капитулировал.

Иван Грозный оставил себе городской «наряд» - 20 пушек и казну, все остальные богатства были отданы воинам. Русская армия потеряла в ходе осады, по данным Никоновской летописи, 86 человек. К полякам и немцам из гарнизона отнеслись довольно милостиво (некоторых даже одарили), некоторые наемники перешли на русскую службу. Часть населения города и области угнали для расселения в центральных областях России.

27 февраля царь отбыл из Полоцка, оставив в городе воевод П. Шуйского и князей Серебряных. Им было поручено восстановить сильно пострадавшие укрепления и провести дополнительные работы по строительству оборонительных сооружений в наиболее уязвимых местах, которые были обнаружены в ходе осады.

Победы и поражения Ливонской войны. Часть 2


Неудачи русской армии. Поражение при Чашниках (на Уле) 26 января 1564 года. Падение Полоцка сильно вызвало большой шум в Западной Европе и очень встревожило поляков. Литовцы и поляки собрали все наличные силы для прикрытия границ, началась мобилизация.

В 1564 году Иван Васильевич наметил ещё один поход в литовские земли. Для решения этой задачи был направлен корпус Петра Шуйского, который стоял в Полоцке, с несколькими отрядами из других городов. 18-тыс. войско под началом Шуйского, Ф. Тятева и И. Охлябина двинулось от Полоцка к Орше. Под Оршей корпус должен был соединиться с полками князей Серебряных, которые выступили из Вязьмы. Серебряные вели и невооруженных новобранцев из Смоленска. В войске Шуйского был большой обоз с оружием для новобранцев.

Роковую роль сыграла беспечность русских воевод. Русские успокоенными уже одержанными победами, не предприняли обычных мер предосторожности. Разведка местности не велась. Толпы служилых шли по узким лесным дорогам толпами, без доспехов и тяжелого оружия, которые везли на санях. Никто даже не думал о возможном ударе противника. Тем временем, гетман Николай Радзивил и гетман литовский Григорий Ходкевич, получили от лазутчиков полные сведения о русском войске и решили нанести внезапный удар.

В глухих лесах у речки Улы литовцы подстерегли московскую рать. 26 января 4-тыс. неприятельский отряд нанес неожиданный удар на узкой лесной дороге по русской рати. Литовцам сопутствовал полный успех. Не успех вооружиться и подготовиться к бою, русские воины поддались панике и побежали, бросив обоз в 5 тыс. саней. Петр Шуйский, герой покорения Юрьева-Дерпта, Нейгауза (Новогородка), Кирнпе, Лаиса и других ливонских крепостей, заплатил за свою ошибку жизнью. Погибли воеводы Семен и Федор Палецкие. В плен попали воеводы З. Плещеев, И. Охлябин и 700 человек.

Князья Серебряные, узнав об этом поражении, отвели свои силы к Смоленску, по пути разорив окрестности Могилева, Мстиславля и Кричева. В апреле 1564 года на сторону литовцев переметнулся известный русский полководец, один из ближайших сподвижников царя Андрей Курбский. Он имел полную информацию о численности, местах сосредоточения, слабых местах русской армии, планах командования. Это был серьёзный удар по обороноспособности Русского государства.

Дальнейшие боевые действия. Летом 1564 года противники наносили друг другу удары на разных направлениях. В июне 1564 года началось контрнаступление литовских войск в Ливонии. Гетман Александр Полубенский атаковал «юрьевские волости». В ответ юрьевский воевода Михаил Морозов послал на «немецкие пригороды» отряд Дмитрия Кропоткина.

Неудачей завершился поход 13-тыс. войска воеводы Юрия Токмакова на располагающуюся у границ Псковской земли литовскую крепость Озерище. 22 июля крепость была осаждена. Осадной артиллерии не было, только легкая полевая, поэтому пробить бреши в стенах не удалось. 26 июля русская рать столкнулась с 12-тыс. литовским войском под началом витебского воеводы Станислава Паца. Токмаков перекрыл дороги на Витебск засеками, но литовцы прошли. Русский воевода отправил пушки и пехоту в Невель, а сам с конницей атаковал противника. Русские смяли передовой литовский отряд, захватив несколько десятков пленных, а затем отступили, не ввязываясь в бой с основными силами противника. Русское войско смогло уйти, избежав поражения, но поход на важную крепость провалился. В июле же конная рать Василия Бутурлина (татарские, ногайские и мордовские отряды) выступила из Смоленска и разорила окрестности Мстиславля, Кричева, Могилева и других городов.

В августе псковские ополченцы под началом Василия Вишнякова отбили несколько нападений на приграничные волости. В сентябре черниговские воеводы Василий Прозоровский и Фома Третьяков разбили вторгшегося в Северскую землю Петра Сапегу. Большое войско под началом Н. Радзивилла три недели безуспешно осаждало Полоцк. Однако новые укрепления города выстояли, и отряды противника отступили.

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Краснодарец 29 октября 2012 11:47
    Сколько народа побили почем зря...Ужас!
    1. Суворов000 29 октября 2012 13:18
      Не почем зря, а именно так и делалась великая Россия и так и посей день продолжается только на современный лад
      Суворов000
  2. Ross 29 октября 2012 14:06
    И все таки умели наши прадеды побеждать сильных врагов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня