Многокорпусная перспектива

5

Тримаран USS Independence (LCS-2)

Суда на подводных крыльях и на воздушной подушке оказались слишком дорогими, сложными, при этом весьма ограниченными в возможностях. Экранопланы вроде бы перспективнее, но ещё сложнее в постройке и эксплуатации. Однако отказываться от мечты о скорости конструкторам не хотелось. Ещё одним вариантом её реализации стали многокорпусные суда. Именно они сегодня постепенно становятся мейнстримом.

Двухкорпусные (катамараны) и трёхкорпусные (тримараны) суда строить гораздо проще, чем корабли на подводных крыльях (КПК), корабли на воздушной подушке (КВП) и экранопланы. Просто потому, что многокорпусные суда по своей конструкции являются, в сущности, разновидностью обычных судов. При этом каждый из корпусов можно сделать очень узким, что совершенно немыслимо для однокорпусного водоизмещающего судна. Это обеспечивает резкое снижение волнового сопротивления без всяких извращений типа подводных крыльев и воздушной подушки. При этом остойчивость судна не только не уменьшается, но даже увеличивается, потому что корпуса можно разнести достаточно далеко. Их соединяет между собой висящий над водой мост. Он как раз может быть очень широким, и на его форму особых ограничений нет. Соответственно, возникает перспектива постройки, например, многокорпусного авианосца с широкой и удобной лётной палубой.

Правда, ни один вариант не обходится без недостатков. Очень узкий корпус имеет довольно значительную осадку, именно из-за своей узости он глубоко погружается в воду. Тем более если на него ещё давит тяжёлый мост. В итоге вместо волнового сопротивления, которое обусловлено поперечным сечением подводной части корпуса, начинает играть серьёзную роль сопротивление, обусловленное трением воды о корпус (оно определяется размером смоченной поверхности). Кроме того, у судна с большой осадкой появляются значительные ограничения с точки зрения возможности ходить на мелководье и заходить во многие порты и гавани.

Для устранения этого недостатка была придумана альтернативная схема многокорпусного судна. Вместо узких корпусов было решено делать корпуса торпедообразные. С их помощью можно было также обеспечить достаточно высокую скорость при достаточно незначительной осадке. Эта схема получила название SWATH (Small Waterplane Area Twin-Hull, катамаран с малой площадью ватерлинии).

Многокорпусными судами очень увлеклись в США. Ещё в 1984 году в США был построен экспериментальный катер Sea Shadow. На нём одновременно отрабатывалась катамаранная схема с торпедообразными корпусами и технология «Cтелс» для надводной части корпуса. Поэтому по форме «Морской призрак» очень напоминал гроб. Главным для него была именно невидимость, а не скорость, которая составляла всего 13 узлов. В 2009 году он был выведен из состава ВМС США.

Многокорпусная перспектива

Боевой трезубец - Корабль plug-and-play

Следующим экспериментальным кораблём стал Sea SLICE. Он был построен по той же схеме SWATH, при этом реально корпусов под водой было не два, а четыре (по два друг за другом с каждой стороны). Он имел длину 32 м, а ширину 17 м, при этом развивал скорость 30 узлов. Обычное судно при таком соотношении длины и ширины, скорее всего, вообще не сдвинулось бы с места. На Sea SLICE была успешно отработана установка сменных модулей вооружения.

В 2006 году вошёл в строй гораздо больший по размерам катамаран Sea Fighter, он же X-Craft. Его водоизмещение достигло 1000 т, длина — 80 м, ширина — 22 м, скорость — 50 узлов. Корабль создан в модульном исполнении, его можно использовать для переброски спецназа, а также в качестве тральщика, противолодочного или ударного корабля.

В высшей степени оригинальной конструкцией стал пятикорпусный катер Stiletto, по форме похожий на блин. Он почти целиком сделан из углеродных композитов, у него нет надстроек, что обеспечивает очень малую заметность. Кроме того, катер практически не имеет кильватерного следа. Водоизмещение — 63 т, длина — 24 м, ширина — 12 м, осадка — менее 1 м. Скорость — до 50 узлов, дальность — 500 миль (900 км). Катер предназначен для быстрой переброски боевых пловцов (до 12 человек) к месту проведения операции. Он также может быть использован в качестве тральщика. Несмотря на небольшие размеры, проектировщики умудрились впихнуть на катер скоростную лодку для спецназа, небольшой беспилотный летательный аппарат и малогабаритный подводный аппарат.

С 2003 года в качестве корабля управления минно-тральными силами ВМС США используется катамаран «Свифт» HSV-2. При длине 98 м он имеет ширину 27 м, осадка составляет всего 3,6 м, развивает максимальную скорость 53 узла. Крейсерская скорость «Свифта» — 34 узла, то есть выше, чем максимальная скорость обычных кораблей.

Катамаранами и тримаранами оказалась большая часть проектов, предложенных на конкурс по строительству для ВМС США серии LCS (Littoral Combat Ship, боевой корабль прибрежной зоны). Администрация Джорджа Буша-младшего очень любила этот проект. ВМС США добились абсолютного превосходства над всеми флотами мира в открытом океане, но вблизи берегов такого преимущества у них не было, тем более что американцы уже много лет не строили кораблей меньше фрегата. LCS и должен был заполнить нишу.



Сейчас, правда, в Вашингтоне новые веяния, администрация Обамы к проекту сильно охладела. В первую очередь потому, что он оказался слишком дорогим. Тем не менее по два экспериментальных корабля каждого из проектов, вышедших в финал конкурса, решено построить. Один из финалистов — Independence, — предложенный компанией General Dynamics, является тримараном. Он имеет водоизмещение 2,7 тыс. т, длину 128 м и ширину 28 м, при этом способен развивать максимальную скорость 47 узлов. Несмотря на относительно небольшие размеры, он несёт два вертолёта SH-60, а также несколько беспилотников, причём не только разведывательных, но и ударных. На палубу корабля может садиться и тяжёлый вертолёт СН-53. Кроме того, на борту корабля базируются скоростные надувные лодки для спецназа. Independence вооружён 57-миллиметровой пушкой, зенитно-ракетным комплексом самообороны, возможна установка ПКР, а также противоминного оборудования.


LSC-2. Корвет-тримаран ближней морской зоны.

Разумеется, особый интерес в США проявляют к строительству многокорпусных скоростных транспортных судов, которые позволили бы решить проблему стратегической мобильности. Здесь впереди планеты всей оказалась Австралия. И именно австралийская фирма Austal Ships строит для США транспортные катамараны (Joint Venture, Westpack Express и др.; она же, впрочем, построила и Independence). Они имеют длину 90—100 м, ширину 26 м, максимальная скорость — 35—40 узлов. Десантовместимость составляет 300—1000 человек, до 15 танков или до 250 единиц автомобильной техники. При этом подразумевается возможность высадки людей и техники на необорудованное побережье, как с обычного десантного корабля.

Считается, что группа из 10—12 подобных кораблей способна перебросить бригаду сухопутных войск или морской пехоты за 10 ч на 900 км. Ни военно-транспортная авиация, ни обычные транспортные суда не способны решить такую задачу (первая — из-за низкой грузоподъёмности, вторые — из-за низкой скорости). Строительство подобной группы (не менее 12 быстроходных транспортных катамаранов, судя по последним сообщениям прессы) США предполагают вести в рамках программы JHSV (Joint High Speed Vessel), причём часть таких судов будет передана сухопутным войскам США. Американский филиал Austal приступил к строительству первого катамарана в рамках этой программы в конце декабря 2009 года, передача его ВМС США предполагается в 2012 году.


Китайский ракетный катер пр. 022 «Хубэй»

По сути, единственными соперниками американцев в строительстве многокорпусных кораблей стали китайцы. Они построили небольшую серию (3 или 4 единицы) ракетных катеров пр. 022 «Хубэй», близких по своей конструкции к Sea Shadow (то есть они не только скоростные, но и невидимые). Однако если американский «призрак» не имел вооружения, то китайские катера (их длина — 43 м, ширина — 12, скорость — около 40 узлов) несут восемь новейших ПКР YJ-83 и артустановку АК-630. Поэтому именно китайский катер стал первым в мире боевым катамараном, причём не экспериментальным, а строящимся серийно. По некоторым данным, предполагается строительство до 40 таких катеров.

Судя по всему, именно многокорпусные суда станут победителями в гонке за скоростью. Они наиболее оптимальным образом сочетают в себе скорость, грузоподъёмность и мореходные качества. Катамараны уже достаточно активно используются в качестве пассажирских судов в закрытых морях на не очень больших расстояниях (например, на Средиземном море). Здесь они становятся конкурентом авиации. Практически нет сомнений, что впереди — строительство достаточно крупных скоростных катамаранов, которые будут использоваться в качестве грузопассажирских паромов, а также в качестве десантных кораблей. Разумеется, они не смогут полностью вытеснить традиционные однокорпусные суда и тем более авиацию, но перспективы у таких судов очень хорошие. Нет особых сомнений, что появятся и боевые многокорпусные корабли и катера.

Увы, здесь у России шансов нет никаких. Как обычно, мы не уловили мейнстрим. Мы долго занимались бесполезными КПК, малоперспективными КВП, интересными, но слишком сложными экранопланами. А вот катамаранов и тримаранов у нас нет даже в проекте.


5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ПАТРОН
    0
    18 октября 2011 00:06
    Увы, здесь у России шансов нет никаких. Как обычно, мы не уловили мейнстрим. Мы долго занимались бесполезными КПК, малоперспективными КВП, интересными, но слишком сложными экранопланами. А вот катамаранов и тримаранов у нас нет даже в проекте
    если и говорить о стратегической мобильности,то равных экранопланом нет,и не стоит гнаться за америкой(уже гонимся с т-50,не оказался бы дорогой игрушкой)надо идти своим путём,и в возрождении экранопланов я вижу ничуть не худшую перспективу.
    1. 0
      20 сентября 2019 09:07
      Красива мечта о безумной - на сегодня - скорости экранопланов. Жаль только, что для использования в условиях волнения этот тип аппаратов совершенно не пригоден...:( На реки и озёра - да, на море - никогда...:(
  2. 0
    11 августа 2017 08:25
    SWATH - очень интересная тема. представьте себе 1000 цистерн в воде, на них на стойках огромная палуба - аэродром. мореходные качества не очень, но это свой непотопляемый остров в океане. К тому же очень хорошая остойчивость для авиации. Дёшево и сердито!
    1. 0
      20 сентября 2019 09:09
      Как раз суда с малой площадью ватерлинии (СМПВ) обеспечивают максимально высокие мореходные качества: при заданном водоизмещении мореходность СМПВ такова же, как однокорпусного объекта в 5-15 раз бОльшего водоизмещения.
  3. 0
    20 сентября 2019 09:04
    Удручают поверхностные и отрывочные знания автора...В СССР различные многокорпусные корабли и суда, включая объекты с малой площадью ватерлинии, исследовались с начала 70-х годов. И сегодня Россия располагает самыми обширными в мире систематическими знаниями о всевозможных многокорпусниках. К сожалению, уровень знаний тех, кто принимает решения - хотя бы о рассмотрении многокорпусных вариантов - ещё ниже, чем в рассматриваемой статье. :( А как раз сегодня, при дефиците энергетических установок и вынужденном широком строительстве малотоннажных кораблей, использование высокой мореходности и большой удельной площади палую кораблей с малой площадью ватерлинии существенно улучшило бы как тактико-технические качества, так и условия труда и отдыха экипажей малотоннажных НК. Впрочем, кто и когда у нас задумывался об условиях для экипажа...:(