Военное обозрение

Строительство фрегатов FDI для ВМС Франции и Греции

28
Строительство фрегатов FDI для ВМС Франции и Греции
Фрегат Amiral Ronarc'h D661 для ВМС Франции во время спуска на воду, 7 ноября 2022 г.



Французская Naval Group осваивает строительство перспективных фрегатов FDI / FTI и показывает первые успехи. В последние недели состоялся спуск на воду первого корабля этого типа, а также был заложен второй. До конца десятилетия группе предстоит построить не менее восьми новых фрегатов для военно-морских сил Франции и Греции. В дальнейшем не исключается увеличение серии за счет имеющегося опциона и/или новых контрактов с третьими странами.

На ранних стадиях


Решение о разработке и строительстве перспективных «средних фрегатов» FTI (Frégate de Taille Intermédiaire) было принято министерством обороны Франции в 2013 г. в рамках нового плана военного строительства и модернизации вооруженных сил. Предлагалось построить пять таких кораблей, которым в отдаленном будущем предстояло нести службу вместе с многоцелевыми фрегатами FREMM и Horizon.

Разработка нового проекта, также получившего обозначение FDI (Frégate de Défense et d'Intervention – «Фрегат обороны и вмешательства»), стартовала в мае 2015 г. На первом этапе ВМС и DCNS определяли тактико-технические требования и формировали облик будущего фрегата. По планам того времени, строительство кораблей должно было стартовать к концу десятилетия и завершиться в течение двадцатых годов.

В апреле 2017 г. DCNS, незадолго до своего преобразования в Naval Group, получила контракт на разработку технического проекта и постройку кораблей. Документ стоимостью 2,1 млрд евро предусматривал строительство пяти фрегатов – ок. 420 млн евро за каждый. Строительство должно было начаться к концу десятилетия. Головной корабль планировалось принять в строй к середине двадцатых годов.

В сентябре 2021 г. Греция заказала у Франции различные вооружения и технику общей стоимостью ок. 5 млрд евро. Один из подписанных контрактов предусматривал строительство трех фрегатов FDI с опционом на четвертый. По условиям соглашения, корабль в целом сохранит исходный облик, но получит иное вооружение. Строительство головного вымпела планировалось на первую половину десятилетия.


Закладка головного фрегата «Κίμων» для ВМС Греции, 21 октября 2022 г.

Naval Group продолжает поиск новых иностранных заказчиков. Экспортный вариант фрегата получил название [email protected] («Бельхарра») – по имени характерной высокой волны, наблюдаемой на побережье Бискайского залива. Этот проект предусматривает использование универсальных корпусных конструкций и энергетики и модульного вооружения. Состав оснащения и оружия такого корабля выбирает заказчик.

Выполненные работы


Строительство фрегатов FDI для обоих заказчиков поручено заводу DCNS Lorient (г. Лорьян, рег. Бретань). В 2017-20 гг. производственные мощности предприятия были реконструированы и модернизированы для соответствия новым задачам и заказам. На правах поставщиков различного оборудования к производству кораблей привлечены прочие французские компании из разных отраслей.

В ближайшем будущем к кораблестроительной программе присоединится греческий завод Salamis Shipyards. Ему предстоит собирать отдельные блоки и секции, которые затем будут доставляться во Францию для стыковки с конструкциями местного производства. Такой метод будет использоваться, начиная с одного из следующих корпусов.

В октябре 2019 г. завод в Лорьяне начал резку металла для головного корабля, после чего приступил к сборке первых конструкций. По ряду причин, с официальной закладкой корабля не торопились. Торжественная церемония прошла только 17 декабря 2021 г. К этому времени на стапеле находилась достаточно крупная секция корпуса. Головной фрегат для ВМС Франции получил тактический номер D660 и имя Amiral Ronarc'h.

За прошедшие месяцы DCNS Lorient завершила сборку корпуса и основной части надстройки. Внутри готовых конструкций установлены некоторые системы и проложена часть коммуникаций. В таком виде корабль 7 ноября 2022 г. вывели из сборочного цеха и спустили на воду. Сообщалось, что в ближайшие дни корабль будет переведен к достроечной стенке для дальнейших работ. Сразу этого не сделали из-за плохих погодных условий.


Макет корабля FTI / FDI обр. 2016 г.

Параллельно с работами по головному кораблю для Франции в Лорьяне готовилось строительство первого вымпела для Греции. Закладка этого фрегата, получившего имя «Κίμων» («Кимон») и номер F-601, состоялась недавно – 21 октября. На стапеле уже присутствовала секция корпуса, вокруг которой в дальнейшем будут возводиться новые конструкции. Как долго будет продолжаться строительство, пока не сообщалось. Можно предполагать, что корабль спустят на воду уже в следующем году.

Планы на будущее


Согласно оглашенным планам, монтаж оставшихся конструкций, оснащения и вооружения на головном фрегате для ВМС Франции будет продолжаться в течение нескольких следующих месяцев. После этого «Адмирал Ронарк» выйдет на испытания. Ввод корабля в боевой состав флота запланирован на первые месяцы 2024 г.

Второй фрегат для Франции, Amiral Louzeau (D661), пока находится на стадии резки металла и сборки первых конструкций. Его закладка состоится в ближайшие месяцы или даже недели. Передача заказчику ожидается только в начале 2026 г. Любопытно, что «Адмирала Лузо» сдадут только после двух кораблей для греческого флота.

Три следующих корабля – Amiral Castex (D662), Amiral Nomy (D663) и Amiral Cabanier (D664) – законтрактованы, но работы по ним еще не начинались. Их заложат только в середине текущего десятилетия и сдадут в 2027-29 гг.

Головной греческий «Кимон» (F-601) уже строится, но на завершение работ требуется время. Согласно контракту, в 2024 г. он выйдет на испытания, а в начале 2025-го начнет службу в составе ВМС Греции. Также начата сборка конструкций второго фрегата F-602 «Νέαρχος» («Неарх»). Его закладку можно ожидать в ближайшие месяцы. Скорейшее начало полноценного строительства позволит выполнить план и сдать его до конца 2025 г.


Ожидаемый облик кораблей

Фрегат «Φορμίων» (F-603) пока остается в планах на будущее. Его начнут строить после завершения сборки нескольких предыдущих кораблей. Впрочем, ожидание будет недолгим – «Формион» войдет в боевой состав ВМС до конца 2026 г. Также имеется греческий опцион на четвертый корабль, но его перспективы пока остаются неизвестными. Его перевод в твердый контракт зависит от успеха текущих работ.

Технические особенности


Проект FDI / FTI предусматривает строительство многоцелевого фрегата, способного действовать в ближней и дальней морской зоне, как самостоятельно, так и в составе ордеров. Корабль должен выполнять задачи противовоздушной и противолодочной обороны, а также бороться с надводными кораблями и береговыми объектами.

Корабль получает корпус с характерным заваленным назад форштевнем и традиционными обводами остальных частей. Предусмотрена невысокая надстройка, плавно сопряженная с корпусом. На ней находятся мачта радиоэлектронного оборудования, часть вооружений и т.д. Проектная длина такого фрегата – 122 м при ширине 17,7 м. Нормальное водоизмещение – 4460 т. Экипаж – 110 чел. Автономность – 45 сут.

Использована главная энергоустановка системы CODAD, включающая несколько дизелей общей мощностью 32 МВт. В зависимости от текущей потребности, одновременно работает только часть двигателей или вся установка вместе. Заявлена максимальная скорость 27 узлов; дальность плавания – 5 тыс. морских миль.

Основой радиоэлектронного вооружения является многофункциональная РЛС Thales Sea Fire с АФАР, обеспечивающая круговой обзор на большой дальности. Также предусматриваются различные РЛС управления вооружением и комплекс РЭБ SENTINEL. Для задач ПЛО предусмотрены гидроакустический комплекс Kingklip Mark 1115 в корпусе и буксируемый CAPTAS-4.


Пуск ракеты Aster из носовой установки

Фрегаты для Франции получат 76-мм артиллерийскую установку Oto Melara Super Rapid и пару установок Nexter Narwal с 20-мм пушками. Основным ударным средством станут ракеты Exocet последней модификации в количестве 8 ед. ПВО будет обеспечиваться ракетами MBDA Aster 15/30 в двух установках Sylver A50 – всего 16 шт. Корабли получат по два сдвоенных торпедных аппарата калибра 324 мм.

Корабли для Греции получат аналогичную артиллерию, ПКР и ракеты. При этом состав зенитного вооружения будет другим. Количество установок Sylver A50 на греческих фрегатах доведут до четырех с увеличением боекомплекта до 32 ракет Aster. Их дополнят установкой Mk 31 с 21 ракетами RIM-116 RAM Block 2A.

В корме корабля находятся посадочная площадка и ангар. Фрегаты ВМС Франции будут нести по одному вертолету NH90 или Guépard Marine. Греческие корабли получат вертолеты MR-60R Seahawk.

Оптимизм и реальность


Таким образом, программа строительства средних фрегатов «обороны и вмешательства» FDI постепенно набирает темп и дает реальные результаты. Не так давно был спущен на воду первый корабль этого типа, и началось строительство следующего, а в ближайшие годы ожидается закладка новых вымпелов. Военно-морские силы Франции и Греции получают повод для оптимизма.

Впрочем, не следует забывать, что планы по программе FDI расписаны до конца десятилетия, и это достаточно большой срок. За это время обстановка может измениться, и нельзя исключать появление тех или иных негативных факторов. Они могут заставить заказчиков и исполнителей пересмотреть планы и сдвинуть сроки выполнения работ. Удастся ли соблюсти установленный график и получить все желаемые корабли, покажет время.
Автор:
Использованы фотографии:
Naval Group, Wikimedia Commons
28 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Buyan
    Buyan 11 ноября 2022 16:23
    -5
    Желаю им скорейшего потопления wassat ибо нечего
    1. роман66
      роман66 11 ноября 2022 16:52
      +2
      уж не зависть ли в вас говорит? как-то смахивает малость
  2. Doccor18
    Doccor18 11 ноября 2022 17:34
    -2
    В сентябре 2021 г. Греция заказала у Франции различные вооружения и технику общей стоимостью ок. 5 млрд евро. Один из подписанных контрактов предусматривал строительство трех фрегатов FDI с опционом на четвертый.

    Здорово. Экономика в обмороке, но ведь милитаризация - это святое для капитала.

    Греция спустя 12 лет вышла из-под усиленного надзора кредиторов...
    За эти годы экономика Греции сократилась на 25%; в стране сокращались пенсии, увеличивались налоги, властям приходилось жестко экономить. По словам Мицотакиса, все это вызвало и социальные проблемы — жестокость и беспорядки
  3. Buyan
    Buyan 11 ноября 2022 18:30
    -1
    Цитата: роман66
    уж не зависть ли в вас говорит? как-то смахивает малость

    Партнерские чувства)
  4. navycat777
    navycat777 11 ноября 2022 19:04
    +1
    Развитые надстройки, максимально высоко панели АФАР. Большая автономность. Интересный корабль Желательно посмотреть в бою с турецким флотом. feel
  5. Усатый Кок
    Усатый Кок 11 ноября 2022 20:04
    -1
    420 млн. € ?
    Но это же... много!
    Речь идёт о фрегате - т.е. о самом ЛЁГКОМ классе кораблей способных выходить в открытое море. Фрегат должен быть массовым кораблём для выполнения задач ПЛО и ПВО. Тяжеоее них, но менее массовыми должны быть эсминцы. А тут парочка совсем небольших кораблей (почти корветы) но по цене сравнимой с ценой лёгких эсминцев.

    Флот бесполезный если он малочисленный.
    1. solar
      solar 12 ноября 2022 01:39
      +4
      Где вы увидели корветы?
      Нормальное водоизмещение – 4460 т.

      По размерам, водоизмещению и вооружению- это фрегаты. Вид только необычный. И цена обычная (даже заниженная) для фрегата
  6. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 11 ноября 2022 22:21
    0
    Для корабля водоизмещением 4500 тонн, 32 ракеты и ПКР и ЗУР, как - то "не феншуй". Да и "экзосет" уже не очень соответствует реалиям.
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 12 ноября 2022 06:12
      +1
      Цитата: ТермиНахТер
      Для корабля водоизмещением 4500 тонн, 32 ракеты и ПКР и ЗУР, как - то "не феншуй". Да и "экзосет" уже не очень соответствует реалиям.

      А с кем бороться? Но вот ПЛО вполне, как раз против наших ПЛ.
      1. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 12 ноября 2022 10:00
        +1
        Если не с кем бороться - зачем тогда строить?
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 12 ноября 2022 15:32
          +1
          Цитата: ТермиНахТер
          Если не с кем бороться - зачем тогда строить?

          Для размещения ПЛО, которое вполне.
    2. Maxim G
      Maxim G 12 ноября 2022 13:03
      +1
      Цитата: ТермиНахТер
      "экзосет" уже не очень соответствует реалиям.

      Почему не соответствует?
      1. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 12 ноября 2022 15:13
        -1
        Сразу по всем параметрам, ракета из 60 - ых годов.
        1. Maxim G
          Maxim G 12 ноября 2022 15:15
          +1
          Т.е. вдумчивого анализа от Вас не будет?
          1. ТермиНахТер
            ТермиНахТер 12 ноября 2022 19:17
            +2
            Если вам нужен вдумчивый анализ, можете посмотреть в интернете, там много про нее написано. 1. Дальность полета 180 км. - многие корабельные ЗРК стреляют дальше. Скорость - дозвуковая, практически любая система ПВО сбивает без проблем. Вес ВВ в боеголовке - 50 кг. "Шеффилд" водоизмещением в 4500 тонн, затонул только потому, что пожар дошел до ракетного погреба. Если бы не дошел, корабль могли спасти.
            1. Maxim G
              Maxim G 12 ноября 2022 19:59
              +1
              Сколько было сбито экзосетов?
              Прт чем тут вес ВВ и английский эсминец, если тогда боеголовка не взорвалась?
              1. ТермиНахТер
                ТермиНахТер 12 ноября 2022 20:44
                -1
                А сколько было запущено? Если головки и дальше не будут взрываться, то зачем такая ПКР?
                1. Maxim G
                  Maxim G 12 ноября 2022 21:12
                  +1
                  Цитата: ТермиНахТер

                  0
                  А сколько было запущено?

                  Вы не ответили на вопрос сколько было сбито экзосетов?

                  Цитата: ТермиНахТер
                  Если головки и дальше не будут взрываться, то зачем такая ПКР?

                  А они не взрываются?
                  При атаке на Старк взорвалась одна из ракет, и при атаках на иранские танкера тоже.

                  При атаке на английский контейнеровоз, и второй эсминец тоже.
                  1. ТермиНахТер
                    ТермиНахТер 12 ноября 2022 21:48
                    0
                    Возможно в 80 - ые и 90 - ые, они и были неплохими, хотя и работали по ним не самые лучшие ЗРК. Англичане с огромным удивлением узнали, что их "Си дарт" очень плохо работает по маловысотным и малоразмерным))) но прошло 40 лет, а ТТХ ракеты остались те же, кроме дальности. Когда она ракета взрывается, а вторая нет - это очень плохая статистика, потому что надо возить и стрелять в два раза больше.
                    1. Maxim G
                      Maxim G 13 ноября 2022 11:55
                      0
                      В начале 80-х годов это была новинка.
                      Причины почему не сработала боеголовка мы не знаем, ударилась не под тем углом, технические причины, или может не правильная подготовка.

                      Сейчас эти ракеты модернизацию прошли, изменился тип двигателя, да и они по сути уже уходят, готовятся новые ракеты.
                      1. ТермиНахТер
                        ТермиНахТер 13 ноября 2022 20:09
                        0
                        Тип двигателя поменяли только на последней - Blok 3. Все остальные остались с твердотопливными. И это еще большой вопрос - хорошо это или плохо?
  7. Maxim G
    Maxim G 12 ноября 2022 13:02
    +1
    В корме корабля находятся посадочная площадка и ангар. Фрегаты ВМС Франции будут нести по одному вертолету NH90 или Guépard Marine. Греческие корабли получат вертолеты MR-60R Seahawk.


    И беспилотный вертолет, в варианте для Франции.
  8. voyaka uh
    voyaka uh 12 ноября 2022 23:14
    0
    Нос, как у Зумвольтов.
    А потешались все: "утюг, утюг" laughing
    1. ТермиНахТер
      ТермиНахТер 13 ноября 2022 20:12
      +1
      А смешного ничего нет. Если у "замволта" водоизмещение 15 000 тонн, возможно у него проблем с заливаемостью носовой части в "свежую" погоду и не будет, или будет но не особо большие. То у этого малыша, могут быть весьма серьезные, вплоть до невозможности применять оружие.
      1. voyaka uh
        voyaka uh 13 ноября 2022 20:24
        +1
        Применять оружие, если это стрельба ракетами из
        вертикальных ячеек, мешает не заливаемость носовой
        части, а качка.
        У Зумвольтов качка меньше в шторм, чем у Тикондеронга и Берков, поэтому он более "работоспособен" в штормовую погоду. Это проверяли специально около Аляски.
        1. ТермиНахТер
          ТермиНахТер 13 ноября 2022 20:44
          0
          А если шахту, в момент пуска, захлестнет волна. Да и если просто захлестнет только что открывшуюся шахту - тогда как? Опять же 4500 тонн "валяет" с борта на борт куда сильнее, чем 15 тыщ.
          1. voyaka uh
            voyaka uh 13 ноября 2022 21:50
            0
            Для небольшого корабля важнее герметичность
            палубы, чем форма носа. Что острый нос, что "утюг" -
            все равно ныряет под волну в шторм.
            1. ТермиНахТер
              ТермиНахТер 13 ноября 2022 22:39
              +1
              Вы слышали такой термин - высота надводного борта? особенно в носовой части, для чего собственно и придумали полубак.