Ударный вертолет Ка-52: «Аллигатор» с Дальнего Востока России

36

ААК «Прогресс» является одним из пяти крупнейших вертолетных заводов в России. Считается, что он пожинает плоды наиболее современных производственных технологий, которые позволяют выпускать самый сложный и «навороченный» российский вертолет. Предприятие пытается приспособиться к необходимости повысить производительность и объем выпуска продукции, что необходимо в связи с резким ростом заказа на вертолеты Ка-52 со стороны министерства обороны России. В ближайшем будущем на заводе планируется наладить выпуск еще двух типов вертолетов – Ми-34С1 и Ка-62. Нынешняя благоприятная для компании бизнес-среда наступила после 15-летней борьбы за выживание в тяжелых реалиях постсоветских экономических условий и сокращения числа заказов.

Фактически с конца 2009 г. оборот компании растет очень высокими темпами — тогда объем продаж достиг 110 млн долл., затем в 2010 и 2011 гг. последовал резкий рост выпуска продукции — как считается, за счет резкого роста поставок вертолетов Ка-52 российскому министерству обороны. В 2010 г. объем продаж достиг 260 млн долл., а в 2011 г. превысил 460 млн долл.

Центр компетенций в авиации

ААК «Прогресс» дает работу более 6000 жителям Арсеньева — относительно небольшого города на Дальнем Востоке России с численностью населения в 59 000 человек. Он расположен в 200 км от Владивостока, в семи часовых поясах от Москвы. ААК «Прогресс» является крупным предприятием советской поры и является крупнейшим работодателем в Арсеньеве. Сам город в 1940—1960-х гг. развивался вокруг авиационного производства на заводе. В советские времена численность работников предприятия достигала 15 000 человек, и в середине 1980-х гг. они выпускали порядка 150 вертолетов Ми-24 в год. Эти примечательные достижения совпали с войной в Афганистане и быстрым развитием советской авиации. В 1970—1990 гг. было выпущено примерно 2 443 вертолета Ми-24 восьми модификаций, включая 240 Ми-24А, примерно 1 000 Ми-24В и 600 Ми-24П. Кроме того, предприятие специализируется на выпуске противокорабельных ракет морского базирования.

Затем завод переключился на выпуск боевого вертолета Ка-50, который стал наследником Ми-24 в российской армейской авиации. Первый Ка-50 поднялся в воздух в мае 1991 г. Этот необычный вертолет соосной схемы появился не в слишком удачное время, когда распадался Советский Союз, а оборонные расходы резко сокращались. В результате государственный заказ на этот вертолет исчез практически в одночасье, а на заводе осталось несколько недостроенных Ка-50. В период 1992—2009 гг. российской армии было передано только 12 серийных Ка-50, включая три вертолета, оконченных сборкой в 2009 году. Известно, что несколько Ка-50 находятся на вооружении центра боевой подготовки и подготовки личного состава в Торжке, а еще несколько машин переданы КБ Камова для использования в испытательных целях.

В трудные 1990-е гг. и начале 2000-х гг. ААК «Прогресс» сумел удержаться на плаву благодаря производству ПКР 3М80 «Москит», которые в значительных количествах заказывались ВМС КНР и Вьетнама. Эта тяжелая ПКР имеет боевую часть массой 320 кг, достигает скорости, в 2,5 раза превышающую звуковую, и максимальную дальность стрельбы в 120 км. Она все еще производится по заказу российского ВМФ.

Попытки начать производство гражданской продукции в начале 1990-х гг. оказались безуспешными, так как в период 1993—2002 гг. было выпущено всего 13 одноместных поршневых вертолетов Ми-34. Кроме того, с 1991 г. на предприятии было выпущено 110 Як-55 и пять Як-54 — поршневых учебно-тренировочных самолетов. В настоящее время завод производит только военную продукцию, хотя в ближайшее время эта ситуация должна измениться вместе с запуском в серию вертолетов Ка-62 и Ми-34.

Производственный процесс Ка-52

Автор рассчитывал столкнуться у своих российских гостей с высоким уровнем секретности, в особенности учитывая характер современной оборонной продукции и самих вертолетов Ка-50/52, выпускаемых на предприятии, но к его большому удивлению его принимали в дружеской и открытой манере, с редким исключением в отношении фотографирования.

По словам управляющего директора завода Юрия Денисенко, «Ка-52 является основной продукцией для ААК «Прогресс». «Между нашими производственными цехами имеется достаточно места для того, чтобы разместить второй комплект сборочного оборудования и получить вторую линию по производству фюзеляжей. Это позволит увеличить выпуск в связи с крупными экспортными заказами».

Традиционный советский подход к разделению проектирования и серийного производства все еще реализуется в современной российской вертолетной промышленности. В результате на 100% государственный ААК «Прогресс» отвечает за серийное производство Ка-52, а основные этапы разработки и работы над проектом находятся в компетенции КБ Камова, расположенного в Москве. У КБ есть свой филиал при заводе, который осуществляет контроль над производственным процессом и наблюдает за внедрением изменений в проект на производстве. Сотрудничество между ААК «Прогресс» и КБ Камова ведется в рамках холдинга «Вертолеты России», который выступает в качестве управляющего и координирующего органа для всей российской вертолетной промышленности. «Вертолеты России» консолидировал основные российские производственные площадки и конструкторские бюро, а в настоящее время также отвечает за отраслевую координацию маркетинговой деятельности и НИОКР.

Примерно 25% персонала ААК «Прогресс» имеет высшее техническое образование, очень много молодых специалистов пришли на работу в последние три-четыре года. Это позволило снизить средний возраст работника с 49 лет в 2008 г. до 42 в текущем году. Средняя зарплата квалифицированного производственного рабочего составляет 30 000 руб.

ААК «Прогресс» имеет сертификат ISO 9001-2008. На предприятии ведется полный цикл производства фюзеляжа, лопастей и других систем. Здесь ведется окончательная сборка, интеграция систем, наземные/летные испытания, отгрузка, послепродажное обслуживание и сопровождение в течение срока эксплуатации. Производство начинается с поставок на завод сырья, заготовок и проведения необходимых подготовительных работ. Также поступают контейнеры со всем необходимым оборудованием от субподрядчиков: вспомогательным оборудованием, авионикой, двигателями, колонкой винта и трансмиссией, а готовая продукция выходит в виде вертолета. Компания закупила многокоординатные фрезерные станки с ЧПУ, что позволило в десять раз сократить трудоемкость производства, увеличить производительность и улучшить качество. ААК «Прогресс» является центром компетенций по литью для всего холдинга «Вертолеты России». За счет субсидий федерального правительства инвестиции в предприятие пошли в 2008 г., их планируется завершить к 2015 г. Их объем составляет 7 млрд руб.

Производственный цикл для вертолета составляет девять месяцев, и по словам Ю. Денисенко, предприятие прилагает значительные усилия для повышения объема производства. Производство комплектующих и сборочные операции ведутся в 16 цехах, большинство которых занимаются обработкой металлических частей и сборкой, а также ряд специализированных производств, которые отвечают за выпуск композитных деталей фюзеляжа и лопастей винта. На производстве занято примерно 2 500 человек.

Ударный вертолет Ка-52: «Аллигатор» с Дальнего Востока России


Все блоки и комплектующие поступают на сборочную линию фюзеляжей Ка-52, где они обретают свою форму. Фюзеляж вертолета, похожий на самолетный, собирается вокруг коробчатой стальной балки, к которой прикрепляют несущие части фюзеляжа, ротор, кабину, хвостовую часть, двигатели, основные стойки шасси, пушечную установку, при этом центроплан проходит через эту балку.

После нанесения камуфляжа, фюзеляж передается в цех окончательной сборки, расположенный в просторном отапливаемом ангаре. С 2011 г. все Ка-52 красятся в новый серый камуфляж, который заменил двухтонный зеленый. Окончательная сборка занимает около четырех недель, после чего идет проверка электрооборудования, а затем вертолет передается на летно-испытательную станцию (ЛИС), которая находится в удаленном ангаре на территории небольшого заводского аэродрома. Он имеет взлетную полосу длиной 1100 м и несколько бетонных укрытий.

Производство Ка-52 набирает обороты

Вертолет соосной схемы Ка-52 считается наиболее совершенным российским боевым вертолетом в части навигационного комплекса, вооружения и общей боевой эффективности. В начале и середине 2000-х гг. его предполагалось закупать в небольших количествах и использовать исключительно для поддержки сил специальных операций, в то время как Ми-28Н должен был стать основным российским боевым вертолетом. Однако в настоящее время складывается впечатление, что в итоге российская армия может закупить большее количество Ка-52 по сравнению с Ми-28Н, так как до 2020 г. будет закуплено 150 Ка-52 в рамках нескольких контрактов, заключенных в 2008—2011 гг.

В ходе визита автора на завод было видно, что работы активно ведутся на шести фюзеляжах в разной степени готовности в сборочном цеху, и еще столько же было видно в цехе окончательной сборки. Еще один вертолет проходил летные испытания на ЛИС.

Легок в обслуживании и ремонте

По словам Ю. Денисенко, Ка-52 значительно проще в производстве, осмотре и обслуживании по сравнению с Ми-24. Из частей поступают неплохие отзывы в отношении его обслуживания, боеготовности и надежности. По его словам, «в этом для нас нет ничего удивительного в том, так как на Ка-52 установлено цифровое БРЭО, которое намного легче в обслуживании и контроле в полевых условиях, нежели аналоговое оборудование у Ми-24. На вертолете также установлено множество встроенных систем контроля, у него имеется хороший доступ ко всем системам и отсекам радиоэлектронного оборудования. Все эти особенности способствуют быстрому предполетному контролю, а также ускоренному и легкому ремонту в полевых условиях».

Множество панелей на Ка-52 сделано из композитов, некоторых являются крышками отсеков оборудования. Они облегчают доступ к оборудованию с уровня земли, что не требует лестниц для текущего обслуживания вертолета на аэродроме. Подобно Ми-24, Ка-50 и Ка-52 известны как надежные боевые машины, которые могут применяться в горячем и холодном климате. Они спроектированы для безангарного хранения при любой погоде, имеют только брезентовое покрытие, что является традиционным требованием, уходящим своими корнями еще в советское время.

Летные испытания

Для проведения всех необходимых наземных и летных испытаний, а также на предпродажную подготовку выделяется четыре недели. Требуется минимум шесть зачетных полетов для каждого Ка-52. В настоящее время на ЛИС имеется только два квалифицированных летчика-испытателя: Владимир Утва и Александр Кукла, которые летали на Ми-8Т и Ка-52. Оба летчика имеют гражданское прошлое в качестве пилотов вертолета Ми-8Т, но получили квалификацию заводских летчиков-испытателей в 1997 и 2010 гг. соответственно.

Летные испытания начинаются после завершения проверок двигателей и редуктора. Для каждого Ка-52 необходимо совершить шесть вылетов. Первый из них представляет собой зависание на высоте от 10 до 15 метров. Второй нужен для проверки управляемости и устойчивости и совершается по кругу над заводским аэродромом. Третий вылет нужен для оценки летных характеристик вертолета, а оставшиеся три вылета для оценки летного, штурманского и связанного оборудования в полете, а также некоторых систем навигационного комплекса.

Независимая проверка ведется летчиками военной приемки российского министерства обороны. Эта всеохватывающая структура по контролю качества имеет свои представительства на каждом авиационном и оборонном российском предприятии, что позволяет ей осуществлять контроль всего производственного цикла и испытаний. Она также контролирует производственные затраты, так как российским министерством обороны установлена фиксированная цена за вертолет.

Морской вариант Ка-52К находится в разработке

Морской вариант Ка-52 – Ка-52К, получил наименование «Катран», придуманное главным конструктором Сергеем Михеевым, который также известен как «отец» вертолетов Ка-50 и Ка-52. Эта новая модификация Ка-52 будет применяться с ДКВД Mistral.

Первый прототип, модифицированный Ка-52, изначально прошел испытания на французском ДКВД Mistral в ходе его визита в Санкт-Петербург в декабре 2009 г. В августе и сентябре 2011 г. серия более углубленных испытаний была проведена с палубы БПК «Вице-адмирал Кулаков» в Баренцевом море. Ка-52К имеет складывающиеся лопасти и крылья, систему выживания при приводнении для экипажа, систему вынужденной посадки на море, а также антикоррозийную обработку фюзеляжа и отдельных систем. Первый Ка-52К должен подняться в воздух в 2013 г., а предсерийные образцы должны быть выпущены ААК «Прогресс» в 2014 г.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    29 октября 2012 12:02
    Хорошая статья!Жаль фоток мало! Радует и тот факт , что в маленьком городе есть стабильная работа, люди не седят без дела!
    1. +6
      29 октября 2012 12:06
      Фоток мало? :) Вот пожалуйста: http://twower.livejournal.com/572607.html
    2. WW3
      WW3
      +24
      29 октября 2012 12:08
      KA-52 пилотаж летчиков испытателей завода "Прогресс"

      KA-52 Alligator
      в день 75-летия завода "Прогресс" в г. Арсеньев Приморский край был представлен пилотаж вертолета Ка-52 летчиками испытателями. В завершении полета поклоны.
      1. +6
        29 октября 2012 15:21
        Да уж, такое не под силу никакому другому вертолету в мире. На это способны только кашки.
        1. -1
          30 октября 2012 09:37
          Я прошу прощения, но "кашки" звучит как "какашки" что идёт в разрез с обсуждаемым вертолётом... smile
      2. +9
        29 октября 2012 17:57
        а ведь некоторые кто там стоит с гордостью могут сказать: "ЭТО Я ЕГО СДЕЛАЛ!!!"
      3. скоромимоходящий
        +4
        29 октября 2012 19:25
        Блеск !!! Неудивительно , что приоритет в закупках склоняется в пользу этого красавца и это правильно !
      4. upasika1918
        +11
        29 октября 2012 19:56
        Обратил внимание- как много детей- это радует.
        1. WW3
          WW3
          +5
          29 октября 2012 20:38
          Дети - наше будущее. Это хорошо что радует и воспитывает патриотов своей Родины! wink
        2. +1
          30 октября 2012 00:45
          Zitata:
          "Обратил внимание- как много детей- это радует."
          Поддерживаю на все сто! good

          Мы со своими детьми регулярно на aвиационные празники выезжаем.
          Детей на биплане Boeing Stearman прокатили.(Вы бы видели их сверкающие глаза.) Сам с дуру дал себя прокатить на Extra 200
          (программа по полной-высший пилотаж).Моделный аэродромчик недалеко. Было-бы желание.
      5. director
        +3
        29 октября 2012 22:43
        бллииинн очень круто странно что его еще телепортироваться не научили.
    3. +4
      29 октября 2012 15:18
      Действительно хороший экскурс в будни предприятия. Прям как сам там побывал. Плюс за такие вот статьи.
    4. +4
      29 октября 2012 22:04
      Эх,ребята,знали бы вы,что перенес Арсеньев в эту задолбанную перестройку,как завод выживал.В статье об этом две строчки всего,а мы все испытали на своей шкуре,когда казалось,что все - конец...Знаете,сколько в городе было суицидов,когда здоровые мужики не могли смотреть в глаза своим голодным детям...Сейчас все изменилось:люди дома строят,перестраивают,жизнь налаживается!
      1. +2
        30 октября 2012 01:03
        Уничтожателей военных заводов, машиностроения, сельского хозяйства... под суд!
  2. +19
    29 октября 2012 12:06
    Хочется пожелать всего самого наилучшего тем людям, которые своими руками собирают лучшие в мире боевые вертолеты. Простые работяги и инженеры, те люди которые знают, что такое тварить, и то, как буквально из груды холодного металла создать единый и живой организм винтокрылой боевой машины...
    Низкий Вам всем поклон, мужики!
    1. director
      +2
      29 октября 2012 22:43
      целовать им руки надо.
  3. Mr.Fox
    +5
    29 октября 2012 12:38
    Будем надеяться, эта птичка станет не мене легендарной чем Ми-24. Машина 21-го столетия.
    1. +2
      29 октября 2012 19:05
      Эту птичку можно гордо называть орлом!
  4. Doremia
    +8
    29 октября 2012 12:43
    а такие объемы нормально?, а если война, разве нормально выпускать 10 штук в год?.. .
    1. +6
      29 октября 2012 13:50
      такие явно лучше, чем 12 штук за 20 лет, не находите?
    2. ded
      +3
      29 октября 2012 16:38
      а такие объемы нормально?, а если война, разве нормально выпускать 10 штук в год?.


      Надо было пригласить семейство Тетулов с канала Дискавери, которые делают мотоциклы. За год они тоже наверно бы собрали10 вертолётов!!! 10 вертолётов в год - это не завод, а какой то кружок "умелые руки"! laughing
      1. +7
        29 октября 2012 20:59

        В советские времена численность работников предприятия достигала 15 000 человек, и в середине 1980-х гг. они выпускали порядка 150 вертолетов Ми-24 в год.
        Приблизительно так же собирают и знаменитые "Апачи"
        [/quote]

        У этой машины очень большой потенциал, КБ необходимо продолжать эксперементы с соосной схемой
        1. +1
          30 октября 2012 01:14
          co станками от DMG / MORI SEIKI знаком не по наслышке. Сила!!!
      2. 0
        30 октября 2012 00:11
        Апачи тоже собирают вручную.До 40 машин в год не напрягаясь

        http://1bbc.ru/national-geographic/1222-national-geographic-supersooruzheniya-me
        gazavody-vertolety-ah-64-apache-2007.html
    3. +3
      30 октября 2012 04:00
      Когда разрабатывается вертолет (да и любая другая боевая машина) - разрабатывается и технология ее массового производства на пиковый случай. Сюда входят и новые производственные площадки. и необходимое оборудование и многое другое. Но это вовсе не означает, что такое производство нужно организовывать в мирное время, когда и других забот не мало. "По одежке протягивай ножки". За каждым новым вертолетом стоят огромные сопутствующие затраты в аэродромном базировании, персонале, ЗИПе, топливе и т.д. Но зачем они в мирное время? Это только Тухачевский хотел выпустить в мирное время 20000 танков и таким образом угробить экономику страны. Что, собственно, тоже сыграло не маловажную роль в его судьбе. Тут важно уметь быть готовым, уметь седлать, когда и что станет нужно. Думаю, что спецы по стратегическому планированию это понимают много лучше нас всех.
      1. +2
        30 октября 2012 05:22
        Цитата: ikrut
        Когда разрабатывается вертолет (да и любая другая боевая машина) - разрабатывается и технология ее массового производства на пиковый случай. Сюда входят и новые производственные площадки. и необходимое оборудование и многое другое. Но это вовсе не означает, что такое производство нужно организовывать в мирное время, когда и других забот не мало.

        Вы когда-нибудь имели отношение к какому-нибудь производству? Судя по этому посту - нет, Вы скорее специалист по продажам =)
        Резко увеличить производство какой-либо техники, особенно такой сложной как боевой вертолет - это ведь не товар со склада по магазинам развезти. Даже если у Вас есть построенный загодя цех, установленная конвеерная линия и разработанная техдокументация, это еще ничего не значит. Потому что нужны еще опытные рабочие, причем с опытом производства именно вертолетов . А если вместо вертолетов они в мирное время займутся выпуском сковородок - у них и опыт будет соответствующим. И для восстановления утраченных навыков понадобится время, будет неизбежный процент брака, масса технологических нестыковок и так далее. Кроме того: нужны запчасти, блоки и модули от смежников - которые тоже "по-мирному" клепают кастрюли, и просто так взять и выдать готовую продукцию не смогут. Которую еще и доставить надо, что с учетом перестройки транспортных потоков "на военные рельсы" тоже не раз плюнуть.
        И таких вот проблем у Вас будет дофига и чуть-чуть, и в итоге - первый вертолет уйдет в войска где-то к моменту, когда немцы на Волге будут. И дай Бог, чтобы к этому времени там успели аэродромы построить, завезти топливо и ЗИП (которые еще успеть произвести надо), техперсонал обучить...
        О чем мы забыли? Правильно - о летчиках. Которые хоть и прошли 100500-й уровень на симуляторе, но живого вертолета в глаза не видели. И которых без определенных часов налета и сдачи зачетов по пилотированию и стрельбе - ни один вменяемый командир в бой не пустит. О боевом слаживании лучше вообще промолчу, это слишком сложно для понимания.

        В итоге, пока вся вышеперечисленная бодяга более-менее разрулится, куда успеют донаступать условные немцы? Вот именно, аккурат до проходной Вашего завода. Который, если Вы помните, находится на Дальнем Востоке.
        А если вместо условных немцев - условные китайцы нападут, которым топать гораздо ближе? Что тогда делать будете? Так ото ж...

        Вывод: Ваша логика имеет место быть в корне неправильной. С чем Вас, собственно, и поздравляю =)
  5. Doremia
    +1
    29 октября 2012 13:53
    ну это да., но если брать WW2 то там счет был тысячи.. .а нет гарантии что таких войн не будет.
    1. Lacoste
      +3
      29 октября 2012 15:25
      Если будет такая война, то она будет ядерная и масово применять такие вертолеты будет уже скорее всего некому.
    2. +4
      29 октября 2012 15:31
      Так-то вертолётов в те времена не было вообще.
      А войн таких действительно не будет,ибо если уж столкнуться мощнейшие армии,то наступит ядерный армагеддон и в дальнейших боевых действиях не будет смысла,даже если они и будут возможны.
  6. +8
    29 октября 2012 13:56
    Приятная инфа. Меня вот что настораживает... до 2020 г. будет закуплено 150 Ка-52 Маловато, однако. Даже с учетом Ми-28.
  7. +8
    29 октября 2012 14:02
    классный вертолет! И город Арсеньев красивый! Бывал там) удачи вертолету , и жителям этого города!
  8. Обозреватель
    +7
    29 октября 2012 16:11
    "Затем завод переключился на выпуск боевого вертолета Ка-50, который стал наследником Ми-24 в российской армейской авиации. Первый Ка-50 поднялся в воздух в мае 1991 г. Этот необычный вертолет соосной схемы появился не в слишком удачное время, когда распадался Советский Союз"

    Ка-50 никогда не был наследником Ми-24 soldier
    "Милевцы" с группой "вояк", на протяжении нескольких лет и , довольно успешно, всячески вставляли палки в колеса, препятствуя появлению в войсках Ка-50, в то время (1-я половина 80-х гг) превосходившего все их наработки.
    Первый Ка-50 в мае 1991г - это машина арсеньевской сборки.
    Ну, да ладно, через тернии к звездам - радует, что все-таки разум начинает побеждать и с опозданием, действительно, отличная машина приходит в войска!!!!
    1. +4
      29 октября 2012 18:03
      +100 !!! Все правильно!!!! good drinks
    2. +1
      29 октября 2012 23:57
      Первый полёт 17 июня 1982 года

      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0-50

      C уважением.
  9. +2
    29 октября 2012 18:28
    по ми-34 очень противоречивая инфа - надеюсь таки его тоже будут выпускать (тем более С2 разрабатывали)
    1. +1
      29 октября 2012 20:54
      Не будет его. Программа официально закрыта. Жаль, хорошая машина. Облагородить маленько надо было под гражданского пользователя.
  10. F-22
    0
    29 октября 2012 19:49
    Интересно, сколько закупят в морском варианте.
    1. +4
      29 октября 2012 20:37
      А мне он болше напоминает дельфина - умного, доброго и грозного. Такой могли создать только в России.
  11. +3
    29 октября 2012 20:53
    Вертолет красавец! Очень нравятся Ка-50 и Ка-52, Ми-28 - восхитительное оружие. Огромное спасибо создателям!
  12. +1
    29 октября 2012 21:35
    Исключительно положительные эмоции!!! В первую очередь, от того, что производство поднимается. А делать прекрасные машины в 80-ые мы уже научились и теперь необходимо осуществить преемственность поколений именно советских конструкторов и технологов к российским. А перенимая, копируя или воруя западные конструктивные решения и технологии - мы опять будем догонять лет 20-30.
  13. +2
    29 октября 2012 23:52
    Сила!!!
    Кстати, кто хочет попрововать в пилотировании (на симуляторе)
    на Ка-50:
    http://www.digitalcombatsimulator.com/ru/series/black_shark/ good
    (правда компьютер мощный нужен, ну и желание).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»