Использование 37-мм и 75-мм пушек в составе вооружения американских боевых самолётов в годы Второй мировой

33
Использование 37-мм и 75-мм пушек в составе вооружения американских боевых самолётов в годы Второй мировой

К началу Второй мировой войны в США не имелось боевых самолетов, предназначенных для непосредственной авиационной поддержки сухопутных подразделений и борьбы с бронированными целями на поле боя. Самым очевидным путём казалось создание специализированного штурмовика, вооруженного пушкой, способной пробить броню вражеских танков. Однако, как показали дальнейшие события, такой путь оказался тупиковым.

Истребители с 37–40-мм пушками


В годы Второй мировой войны основном оружием американских истребителей были 12,7-мм пулемёты, вполне эффективные против вражеской авиации, но маломощные даже против лёгкой бронетехники. 20-мм пушки устанавливались достаточно редко и по бронепробиваемости они почти не отличались от крупнокалиберных пулемётов.



Для увеличения дальности стрельбы и поражающего действия по цели американские конструкторы экспериментировали с авиационными пушками большего калибра, и в США предпринимались попытки вооружить боевые самолёты крупнокалиберными орудиями.

Так, истребители P-39D/Q Airacobra вооружались 37-мм пушкой M4 с боезапасом 30 снарядов. Масса орудия без боекомплекта составляла 97 кг. Темп стрельбы: 140–150 выстр./мин. Орудие вело огонь выстрелами 37х145R. В боекомплект могли входить выстрелы с осколочными и бронебойными снарядами.


37-мм мотор-пушка M4 с кольцевым магазином на 30 выстрелов, устанавливаемая на истребителе P-39Q

Осколочный снаряд весил 608 г и снаряжался 48 г пластифицированного гексогена. Бронебойный снаряд массой 753 г покидал ствол с начальной скоростью 556 м/с и по нормали мог пробить 32-мм броню средней твёрдости на дистанции 400 м. Осколочный снаряд в тех же условиях преодолевал 20-мм броню.

На истребители P-63 Kingcobra устанавливалась 37-мм автоматическая пушка М9, созданная на базе зенитного орудия М1А2. Темп стрельбы орудия М10 составлял 150–160 выстр./мин, а боезапас на борту увеличился до 58 выстрелов. Масса орудия без боекомплекта – 184 кг.


Истребитель P-63 Kingcobra с 37-мм пушкой

В отличие от 37-мм авиационной пушки М4, для питания М9 использовалась металлическая лента с распадающимися звеньями. Стрельба велась более мощным выстрелом 37x223SR. Согласно справочным данным, 753-граммовый бронебойный снаряд имел начальную скорость 930 м/с и на дистанции 450 м по нормали мог пробить 60-мм броню.

37-мм авиационные пушки, устанавливаемые на «Аэрокобрах» и «Королевских Кобрах», демонстрировали высокое разрушающее действие при стрельбе по самолётам, но они не могли гарантировать пробития брони тяжелых танков. Показательным фактом является то, что в СССР в основном поставлялись осколочные 37-мм снаряды, более эффективные против воздушных целей.

В порядке эксперимента в 1942 году британцы вооружили один истребитель Mustang Mk. I двумя 40-мм пушками Vickers S.


Истребитель Mustang Mk. I с 40-мм пушками

Пушечные 40-мм установки сильно ухудшили аэродинамику истребителя, поэтому из-за резкого падения лётных данных и в связи с тем, что уже серийно выпускался штурмовой вариант «Харрикейна» с 40-мм орудиями, такая модификация «Мустанга» на вооружение не принималась.

Тяжелые штурмовики на базе бомбардировщика B-25 Mitchell


В октябре 1939 года в США начались исследования возможности размещения крупнокалиберного артиллерийского вооружения на боевых самолётах. Был очень велик соблазн создать самолёт, способный поражать из крупнокалиберной пушки танки, корабли, инженерные сооружения или тяжелые бомбардировщики с одного выстрела, не входя в зону эффективного ответного огня противника.

Артиллеристы, далекие от авиации, не видели особых проблем, чтобы смонтировать пушку на достаточно крупном самолете, обеспечив при этом возможность наводки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также снабдить орудия осколочными снарядами с дистанционными взрывателями, предназначенными для стрельбы по плотному строю вражеских бомбардировщиков.

В качестве демонстратора был использован двухмоторный бомбардировщик B-18 Bolo (создан на базе транспортно-пассажирского самолёта Douglas DC-2). На бомбардировщике демонтировали фрагмент фюзеляжа под кабиной штурмана, бомболюк зашили, а 75-мм орудие и расчёт, состоявший из наводчика и заряжающего, разместили в фюзеляже.


75-мм пушка на В-18

В связи с тем, что готовых авиационных орудий такого калибра на тот момент не имелось, для установки на самолёт была использована старая 75-мм французская полевая пушка Matériel de 75mm Mle 1897, состоявшая на вооружении армии США под обозначением М1897.
В середине 1930-х годов американские специалисты предприняли попытку создания на базе французского орудия зенитной пушки. В серию эта установка запущена не была, но на её базе создали танковое орудие М2. Кроме уменьшения величины отката и измененного затвора, танковая пушка имела рукоятку пистолетного типа со спусковым крючком. С апреля 1941 года 75-мм пушка М2 устанавливалась на средние танки M3 Lee.

Впрочем, короткий ствол М2 не позволял ей иметь приемлемую бронепробиваемость, и в июне 1941 года пушка прошла модернизацию, результатом которой стало появление длинноствольного 75-мм орудия М3, которым вооружались многие американские танки выпускавшиеся в годы Второй мировой.

В июне 1942 года на совместном совещании представителей ВВС и артиллеристов было решено в проекте разрабатываемого тяжелого штурмовика заменить 75-мм орудие М3 на облегченную версию Т9, которая находилась в разработке. Тем не менее развитие крупнокалиберной системы на базе М3 прекращено не было.

В ожидании окончания работ по версии Т9 был оформлен заказ на изготовление 750 авиационных 75-мм пушек М3 на станке Т3Е1. В августе 1942 года станок получил серийное обозначение М6, а несколько измененное орудие стало именоваться М4. Одной из самых интересных особенностей авиационной версии 75-мм пушки стало оснащение её автоматической крышкой-надульником, открывающейся при выстреле.

Применение такого необычного устройства было вызвано опасением, что прорывавшиеся раскаленные пороховые газы с не до конца сгоревшими частицами пороха могут повредить обшивку самолета. Впрочем, после практических стрельб выяснилось, что опасения инженеров по поводу воздействия горячих пороховых газов на планер оказались напрасными, и от надульника отказались.

Масса артиллерийской установки составляла 690 кг. Для стрельбы использовался боеприпас 75x350R. Для поражения бронетехники предназначался 75-мм бронебойно-трассирующий снаряд М72 массой 6,8 кг. Покинув ствол с начальной скоростью 618 м/с на дистанции 500 м при угле встречи 60° он мог пробить 70-мм броню, что было достаточно для уверенного поражения немецких средних танков и САУ на их базе.

Также в состав боекомплекта входили осколочно-фугасные снаряды М48 массой 8,2 кг, содержащие 676 г тротила. Осколочно-фугасный снаряд был в состоянии проломить 25-мм броню, что позволяло использовать его против легкобронированных машин. На ручную перезарядку орудия у хорошо тренированного заряжающего уходило 3 секунды.

Для определения реального поражающего действия 75-мм бронебойных и осколочно-фугасных снарядов в конце 1942 года из орудия М4 с разных направлений обстреляли средний танк M4Е2 Sherman и корпус подводной лодки.

22 октября 1942 года начались испытания опытного артиллерийского штурмовика XB-25G. Этот самолёт был создан путём переделки серийного бомбардировщика В-25С-1 Mitchell, выпускавшегося компанией North American.


Опытный штурмовик XB-25G, переделанный из бомбардировщика В-25С-1

Пушку разместили в носовой части самолёта, сместив её влево относительно продольной оси, укоротив фюзеляж с 16,09 м до 15,78 м. Справа от орудия находился боезапас на 21 выстрел. 75-мм орудие М4 устанавливалось на жестко закреплённом основании под креслом второго пилота. Длина ствола составляла 2 780 мм, а общая длина орудийной установки достигала 3 280 мм, и она заняла часть бомбового отсека. Экипаж артиллерийского штурмовика состоял из двух пилотов, стрелка, радиста и штурмана, который одновременно был заряжающим.


Схема размещения наступательного вооружения на В-25G

Помимо пушки М4, в носовой части фюзеляжа, прикрытого дюралевым обтекателем, установили два неподвижных 12,7-мм пулемета с боекомплектом по 400 патронов.

Жестко закрепленные пушка и передние пулеметы стреляли по направлению полёта самолёта. В распоряжении пилота имелся оптический прицел N-3B и бомбово-артиллерийский прицел А-1. Кроме того, для пристрелки можно было использовать трассы курсовых пулеметов. Когда цель оказывалась под огнем пулеметов, производился выстрел из орудия.

После успешного завершения испытаний был заключён контракт на изготовление 400 самолётов B-25G. Первые штурмовики (63 единицы) переделывались из бомбардировщиков В-25С-1, В-25С-20 и В-25С-25. Все вновь построенные и переделанные B-25G имели дополнительное бронирование кабины пилота, рабочего места заряжающего и ящика с 75-мм снарядами. Кресла пилотов защищались бронеспинкой из 11,4-мм стального листа.

Штурмовик B-25G имел нормальную взлётную массу 15 870 кг. Два двигателя Wright R-2600-13 Cyclone мощностью по 1 700 л. с. в горизонтальном полёте обеспечивали скорость до 454 км/ч. Крейсерская скорость полёта составляла 399 км/ч. Практическая дальность – 2 510 км. Потолок – 7 400 м. Помимо 75-мм пушки и двух крупнокалиберных пулемётов, стреляющих вперёд, в состав оборонительного вооружения входили четыре 12,7-мм пулемёта. Также имелась возможность подвески бомбовой нагрузки массой 1 360 кг.

Командование ВВС США рассматривало B-25G как временную меру. Основным штурмовым вариантом стала модификация B-25H, оснащенная облегченной пушкой М5. Это 75-мм орудие рассматривалось как стандартное для использования в армии и флоте, а также поставок в страны-союзницы, прежде всего в Великобританию. Пушка получила обозначение AN-M5, авиационный станок под нее – AN-M9 (префикс AN обозначал – для армии и флота, Army-Navy).


75-мм орудие М5

Облегчённое орудие М5 весило 184 кг, а вся артиллерийская установка – 346 кг. Ствол укоротили до 2 134 мм, а длина орудия составляла 2 956 мм. Чтобы повысить точность стрельбы, была разработана новая модификация пушки M5A1, в которой уменьшили шаг нарезки ствола с изначальных 511,5 мм до 440 мм на один оборот. Это привело к увеличению скорости вращения снаряда и, соответственно, улучшению кучности. Баллистические характеристики орудия практически не изменились.

Пулемётное вооружение В-25Н стало намного мощней. В носовой части самолета выше пушки устанавливалось не два, а четыре 12,7-мм пулемета, боекомплект к каждому составлял 400 патронов. По правому борту в обтекателях стояло еще четыре 12,7-мм пулемета. За крыльями в бортах фюзеляжа на турелях в окнах размещалось по одному пулемету. Окна располагались так, что правое находилось ближе к крылу, а левое – к хвосту. Это позволяло бортстрелкам одновременно отражать атаки вражеских истребителей, не мешая друг другу. В хвостовой огневой точке стояли еще два 12,7-мм пулемета.


Вид на В-25Н спереди

Прототип В-25Н, переделанный из бомбардировщика В-25С-10, поднялся в воздух 15 мая 1943 года. Хотя штурмовик B-25G не оказался столь эффективен, как ожидалось, фирма North American получила дополнительный заказ на 1 000 самолетов В-25Н, вооруженных 75-мм облегчённой пушкой М5.


В-25Н

Штурмовик В-25Н имел нормальный взлётный вес 15 190 кг и комплектовался теми же двигателями Wright R-2600-13 Cyclone мощностью по 1 700 л. с. каждый. Максимальная скорость составляла 441 км/ч. Крейсерская – 370 км/ч. Практическая дальность – 2 173 км. Экипаж – 5 человек. Помимо наступательного вооружения, самолёт мог нести бомбы и ракеты общей массой до 1 450 кг.

Хотя пушечные В-25G/Н строились достаточно массово, эти тяжелые штурмовики в целом себя не оправдали.

Скорострельность и точность огня 75-мм орудий при поражении точечных целей оставляли желать лучшего. Стрельба из пушки была эффективной на скорости не более 370 км/ч. При достижении большей скорости устойчивость самолета ухудшалась и, соответственно, точность стрельбы резко падала. За один боевой заход из 75-мм пушки в лучшем случае удавалось выстрелить три раза.

И дело было даже не в ручном заряжании орудия, при должном уровне подготовки заряжающий обеспечивал скорострельность 20–25 выстр./мин, но после каждого выстрела сбивалась прицельная линия, самолёт приходилось выравнивать и вновь наводить на цель.

С учётом высокой эффективности немецкой зенитной артиллерии, самолёты В-25G/Н очень ограниченно использовались в Европе и в основном воевали на Тихоокеанском ТВД. Танков у японцев было немного, и пушечные штурмовики применялись для уничтожения мостов и командных пунктов, подавляли артиллерийские батареи, охотились за небольшими судами.

Так, в июне 1944 года недалеко от побережья Новой Гвинеи пара В-25Н огнем 75-мм пушек потопила японский эсминец (по другим данным – сторожевик) водоизмещением 1 700 тонн.

В целом же штурмовики с 75-мм пушками против точечных целей оказались не эффективней самолётов, вооруженных только 12,7-мм пулемётами. Опыт боевого применения показал, что в большинстве случаев обстрел цели из крупнокалиберных пулемётов и ракетами, с последующим сбросом бомб давал лучший результат, чем стрельба из 75-мм орудия. Зачастую достойных целей для орудия не имелось, и оно было мёртвым грузом на борту самолёта.

Для стрельбы по наземным целям на В-25Н пытались подвешивать противотанковые гранатомёты «Базука». Однако из-за очень малой дальности стрельбы это оружие в авиации не прижилось.

Опытный тяжелый штурмовик XA-38 Grizzly


Успешный опыт боевого применения советских штурмовиков Ил-2 послужил основанием для заказа ВВС США тяжелого бронированного штурмовика с мощным наступательным вооружением.

В 1942 году фирма Beechcraft приступила к строительству двух прототипов. Первоначально тяжелый штурмовик предполагалось вооружить 75-мм орудием, заряжаемым вручную, и в состав экипажа должен был входить заряжающий. На лётных прототипах использовалась 75-мм артиллерийская установка М10 с боекомплектом 20 выстрелов. Она представляла собой 75-мм пушку М5, снабженную автоматом заряжания. Темп стрельбы составлял 55–60 выстр./мин.


Магазин 75-мм артиллерийской установки М10

Для стрельбы вперед ещё имелась пара 12,7-мм пулемётов. Отражение атак вражеских истребителей снизу и сверху должно было осуществляться при помощи двух дистанционно управляемых турелей, с парой крупнокалиберных «Браунингов» каждая.


Внутренняя компоновка штурмовика XA-38 Grizzly

Согласно расчётам, начав стрельбу из 75-мм орудия с дистанции 700 м, до выхода из атаки можно было сделать 3–4 прицельных выстрела по малоразмерной подвижной цели. Для предварительной пристрелки предполагалось использовать 12,7-мм пулемёты, снаряженные патронами с трассирующими пулями. Также штурмовик должен был нести бомбы и ракеты.


Опытный штурмовик XA-38 Grizzly

Штурмовик, получивший обозначение XA-38 Grizzly, совершил первый полёт 7 мая 1944 года. Для машины такого назначения «Гризли» получился достаточно тяжелым, его максимальный взлётный вес составлял 15 996 кг. Тем не менее, благодаря двум двигателям Wright R-3350 (такие же моторы использовались на дальнем бомбардировщике B-29 Superfortress) мощностью по 2 300 л. c. каждый, максимальная скорость полёта достигала 600 км/ч. Практическая дальность полёта без подвесных баков превышала 2 600 км. Экипаж – 2 человека.


В связи с тем, что разработка штурмовика и строительство двух опытных экземпляров заняли слишком много времени, командование ВВС США сочло, что «Гризли» утратил актуальность. К середине 1944 года стало ясно, что Германия и Япония могут быть побеждены с использованием уже имеющейся серийной авиационной техники.

Опытные варианты штурмовика-бомбардировщика A-26 Invader с 37-мм и 75-мм пушками


После начала серийного производства артиллерийских штурмовиков В-25G крупнокалиберными орудиями решили вооружить двухмоторный бомбардировщик A-26В Invader, который являлся одним из лучших американских боевых самолётов периода Второй мировой и имел неплохой потенциал при использовании в качестве штурмовика.

Серийный «Инвейдер», запущенный в массовое производство на предприятиях компании Douglas в сентябре 1943 года, нёс очень мощное вооружение, состоящее из 6–8 12,7-мм пулемётов в носовой части, заднюю полусферу прикрывали верхняя и нижняя спаренные дистанционно управляемые 12,7-мм оборонительные установки. Также имелась возможность подвески восьми 12,7-мм пулеметов в контейнерах под крыльями.


А-26В

Самолёт с нормальной взлётной массой 12 515 кг и максимальной – 15 875 кг имел практическую дальность полёта 2 250 км. Два двигателя Pratt Whitney R-2800 мощностью 2 000 л. с. могли разогнать «Инвейдер» в горизонтальном полёте до 570 км/ч. Крейсерская скорость – 457 км/ч. Максимальная боевая нагрузка в виде бомб ракет и напалмовых баков достигала 2 725 кг.


Опытный штурмовик ХВ-26В с 75-мм пушкой

Опытная модификация штурмовика ХВ-26В, испытанная летом 1943 года, была вооружена 75-мм пушкой и двумя 12,7-мм пулемётами. Также испытывались варианты с одной 37-мм пушкой М9 и двумя 12,7-мм пулемётами, и двумя 37-мм пушками.

75-мм орудие М5 с ручным заряжанием имело низкую скорострельность и требовало наличия на борту дополнительного члена экипажа или отвлекало от основных обязанностей бортового стрелка. Использование автоматизированной пушки М10 давало возможность увеличить скорострельность, но и в этом случае массивная артиллерийская установка и боекомплект занимали весь внутренний объём бомбового отсека.

Прицелиться из 75-мм пушки по точечной цели можно было при скорости полёта не более 350 км/ч, а после выстрела из крупнокалиберного орудия скорость падала до 270 км/ч.


Опытный штурмовик ХВ-26В с двумя 37-мм пушками

В случае вооружения самолёта 37-мм пушками, бомбовый отсек оставался свободным, но такой вариант не имел преимуществ перед многоствольной батареей 12,7-мм пулемётов, которые обладали лучшей эффективностью по не укрытой живой силе и небронированной технике. Кроме того, стрельба длинными очередями из 37-мм пушек была невозможна, после 2–3 выстрелов наводка сбивалась.

По итогам испытаний вооружать «Инвейдер» 37-мм и 75-мм орудиями признали нецелесообразным.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    16 ноября 2022 06:41
    Интересный цикл статей от Бонго, в лучших традициях Военного обозрения до СВО. Особенно радует, что продолжение следует! good
    1. +6
      16 ноября 2022 16:43
      Цитата: Tucan
      Интересный цикл статей от Бонго, в лучших традициях Военного обозрения до СВО. Особенно радует, что продолжение следует! good

      Это да. Получаешь просто эстетическое удовольствие. good
  2. +7
    16 ноября 2022 06:43
    Сергей, спасибо за статью!
    Как всегда интересно и проработанно.
  3. +6
    16 ноября 2022 08:41
    Присоединяюсь, спасибо! Отличная статья.
  4. +6
    16 ноября 2022 10:12
    вот она, вкусняшка! Сергей! hi good
    хорошо амерам было, мощнейшие моторы и вдоволь алюминия, удобно в этих условиях творить что хошь.памятник нашим авиаконструкторам, которые и овна и палок( в прямом смысле из палок!!) смогли создать конкурентоспособную авиацию
    1. +5
      16 ноября 2022 12:57
      хорошо амерам было, мощнейшие моторы и вдоволь алюминия

      А эти моторы и алюминий им что, с неба упали?
    2. +2
      16 ноября 2022 18:59
      Цитата: роман66
      хорошо амерам было, мощнейшие моторы и вдоволь алюминия,

      А еще бомбы на голову не сыпятся, морозов нет (во Флориде на заводе Локхида сборочные цеха располагались прямо под открытым небом), высококвалифицированных рабочих хватает.
      1. +3
        17 ноября 2022 03:44
        Цитата: Альф
        во Флориде на заводе Локхида сборочные цеха располагались прямо под открытым небом

        Там тропические ливни не редкость в любое время года, а еще воздух насыщен взвесью морской (т.е. соленой) воды. Хоть там снега не бывает, машины очень быстро прогнивают насквозь. Сервисы, предлагающие дополнительную антикоррозионную обработку, я в Америке не встречал, а в СССР я свою "троечку" каждые пару лет обрабатывал мовилем и мастикой, притом, что зимой ездил ощутимо меньше чем в другие сезоны. Поэтому если видишь в истории машины, что она из FL, лучше не брать, или по крайней мере надо понимать, какой геморой берешь за свои же деньги.
        А еще там летом такой душняк, что без кондиционера не выжить. Так что если и были цеха под открытым небом, то только как временная мера. Впрочем, и в СССР, когда подперло в 1941, ставили станки под открытым небом и запускали производство, а там по ходу вокруг них ставили стены и крышу.
        1. +2
          17 ноября 2022 09:48
          Цитата: Наган
          Там тропические ливни не редкость в любое время года, а еще воздух насыщен взвесью морской (т.е. соленой) воды. Хоть там снега не бывает, машины очень быстро прогнивают насквозь. Сервисы, предлагающие дополнительную антикоррозионную обработку, я в Америке не встречал, а в СССР я свою "троечку" каждые пару лет обрабатывал мовилем и мастикой, притом, что зимой ездил ощутимо меньше чем в другие сезоны. Поэтому если видишь в истории машины, что она из FL, лучше не брать, или по крайней мере надо понимать, какой геморой берешь за свои же деньги.
          А еще там летом такой душняк, что без кондиционера не выжить. Так что если и были цеха под открытым небом, то только как временная мера. .

          Вы описали летние условия на Дальнем Востоке, а в Комсомольске самолёты делают. Впрочем, во Флориде зимой морозов -40 не бывает.
      2. +4
        17 ноября 2022 09:45
        А еще бомбы на голову не сыпятся, морозов нет

        И как Ваш пламенный спич приспособить к рассматриваемому вопросу?
        1. 0
          17 ноября 2022 18:07
          Цитата: Nephilim
          А еще бомбы на голову не сыпятся, морозов нет

          И как Ваш пламенный спич приспособить к рассматриваемому вопросу?

          Если бы Вы потрудились прочитать пост, на который я это написал, Вы бы поняли, но увы...
          1. +2
            17 ноября 2022 18:34
            Если бы Вы потрудились прочитать пост, на который я это написал

            У меня вообще такая вредная привычка - прежде чем писать - читать. Поэтому пост я прочитал, но это никак не помогло мне понять, каким боком климатические особенности Флориды отразились на конструировании в США авиационных двигателей и строительстве алюминиевых заводов. Особенно с учетом того, что во Флориде алюминиевого производства нет вообще. И не было.
            1. 0
              17 ноября 2022 18:44
              Цитата: Nephilim
              У меня вообще такая вредная привычка - прежде чем писать - читать.

              Видимо, не с начала...
              Там еще написано про отсутствие морозов, бомб на голову и наличие квалифицированных рабочих....П-38 во Флориде, видимо, делали из дерева...
              1. +3
                17 ноября 2022 18:51
                Ну, хорошо, начнем, как Вы предлагаете, с начала. А с начала некто Роман написал, что у американских авиастроителей имелись мощные авиамоторы и много алюминия. То есть до войны американцы смогли сконструировать целый ряд мощных авиационных двигателей и создать производство алюминия для авиастроения. К чему тут бомбы и морозы?
  5. +4
    16 ноября 2022 10:41
    Интересная тема. Много любопытных фактов.
  6. +7
    16 ноября 2022 10:52
    На истребители P-63 Kingcobra устанавливалась 37-мм автоматическая пушка М9, созданная на базе зенитного орудия М1А2. Темп стрельбы орудия М10 составлял 150–160 выстр./мин, а боезапас на борту увеличился до 58 выстрелов. Масса орудия без боекомплекта – 184 кг.
    В отличие от 37-мм авиационной пушки М4, для питания М9 использовалась металлическая лента с распадающимися звеньями. Стрельба велась более мощным выстрелом 37x223SR. Согласно справочным данным, 753-граммовый бронебойный снаряд имел начальную скорость 930 м/с и на дистанции 450 м по нормали мог пробить 60-мм броню.

    Тут автор немного запутался. 37-мм автоматическая пушка М9, созданная на базе зенитного орудия М1А2 и использовавшая более длинный и мощный патрон 37 × 223 мм SR на самолеты не устанавливалась. Она устанавливалась на торпедные катера. А на самолет Bell P-63 Kingcobra устанавливалась 37 - мм автоматическая пушка M10 - усовершенствованный вариант М4. От М4 она отличалась ленточным питанием, что позволило увеличить скорострельность и довести боезапас до 58 снарядов.
    1. +8
      16 ноября 2022 13:12
      Здравствуйте! Спасибо за развёрнутые и интересные комментарии! hi
      Цитата: Nephilim
      Тут автор немного запутался. 37-мм автоматическая пушка М9, созданная на базе зенитного орудия М1А2 и использовавшая более длинный и мощный патрон 37 × 223 мм SR на самолеты не устанавливалась.

      Ряд источников, в том числе "Уголок неба" с Вами не согласен.
      http://airwar.ru/weapon/guns/m9.html
      1. +9
        16 ноября 2022 13:30
        Здравствуйте! Я очень уважаю "уголок", но и он не безгрешен ввиду отсутствия у его авторов доступа к первоисточникам. Я считаю, что основой любой публикации о каких либо образцах техники должны быть "национальные" ресурсы. То есть, если мы говорим об американских авиационных вооружениях, то и основа, фундамент, должен быть американским. Поэтому я в рассматриваемом вопросе Rapid Fire: The Development of Automatic Cannon, Heavy Machine-Guns and Their Ammunition for Armies, Navies and Air For доверяю больше, чем "уголку".
        1. +4
          16 ноября 2022 14:00
          Добавлю, что в родных, американских источниках, выстрел 37*223, для зенитных и авиационых пушек, вовсе не считается мощным. Всего 625 м.с для 870гр бронебойного М59, и 792 м. с для лёгкого 610гр осколочного М54. Бронепробиваемость табличная, всего около 30мм на 500 ярдах, но при стрельбе с штурмовика по танку, конечно побольше будет. Под 900м. с это баллистика противотанковой М3, там в эту же гильзу заряд пороха в 1.5 раза больше втиснут. Гильзы и выстрелы маркировались по разному м16 и м17, видимо чтоб не спутать.
          1. +6
            16 ноября 2022 14:23
            Американцы вообще достаточно прохладно относились к идее борьбы авиации против танков с помощью стрелково-пушечного вооружения. Поэтому установка на самолеты орудий от 37 мм и выше обычно производилась или для борьбы с все более "толстеющими" бомбардировщиками, или для борьбы с кораблями. В этом плане усилия британцев намного интереснее.
            1. +3
              17 ноября 2022 09:16
              Видимо сказывалась специфика фронта, японские танки особой проблемы не представляли, на них и старых противотанковых пушек хватало, а в Европу янки попали поздно и опыта толком не было, а когда опыт появился уже поздно было что-то там разрабатывать, да и до окончания войны оставались уже считанные месяцы.
              1. +6
                17 ноября 2022 09:38
                Специфика театра боевых действий и противника, сказывалась, конечно. Но в основном сказывалась точка зрения на применение авиации у британцев и американцев. Если кратко, то она хорошо изложена у вице-маршала авиации Британии Джона Слессора: " «В задачи ВВС не входит останавливать развернутые танки. Это работа противотанкового оружия на земле, сапера с его противотанковыми ловушками и минами, наших собственных танков и должным образом обученного пехотинца... Задача воздуха состоит в том, чтобы сделать невозможным танку продолжать движение из-за нехватки горючего, продовольствия и боеприпасов».
                1. +2
                  17 ноября 2022 10:14
                  Ну что сказать, самую суть вице-маршал выразил, судя по циклу статей не особо-то эффективна авиация против танков была, а в рассказы Руделя и жуткую эффективность HS-129 я не верю, так что вполне резонно кошмарить авиацией логистику и производство.
                  1. +2
                    17 ноября 2022 11:21
                    Цитата: LastPS
                    так что вполне резонно кошмарить авиацией логистику и производство.

                    Эта тема будет затронута в завершающей публикации данного цикла. hi
                    1. +3
                      17 ноября 2022 12:39
                      Эта тема будет затронута в завершающей публикации данного цикла.

                      Ждем.
                    2. +2
                      17 ноября 2022 17:13
                      Ну что же будем ждать. Ваши статьи, к сожалению, это то немногое из-за чего я захожу на ВО.
                  2. 0
                    17 ноября 2022 12:39
                    а в рассказы Руделя и жуткую эффективность HS-129 я не верю

                    Не только Рудель и не только HS-129.
            2. 0
              18 ноября 2022 14:03
              Цитата: Nephilim
              Американцы вообще достаточно прохладно относились к идее борьбы авиации против танков с помощью стрелково-пушечного вооружения.

              позвольте усомниться в этом тезисе. американцы - это пожалуй единственные кто до сих пор поддерживают эту идею. если по поводу АС-130 еще можно сказать что броня не является его приоритетной целью, то А10 точно для этого строили и строили его вокруг пушки. оба этих самолета сейчас стоят на вооружении США. сразу после войны был у них еще проект бомбардировщика с безоткатным орудием... сейчас искал по нему данные но не нашел. точно читал про это. вроде как даже в металле выполнили. там кажется 150мм орудие стояло. если кто-то что-то знает про этот проект, буду благодарен если подскажите что и как. hi
              1. 0
                18 ноября 2022 16:26
                позвольте усомниться в этом тезисе

                Не позволю. Речь идет о периоде Второй мировой войны, а не о современных доктринах.
            3. 0
              16 декабря 2022 16:31
              Американские штурмовики воевали в условиях, несколько отличающихся от условий Восточного фронта.
              Во-первых, в Африке, в-основном, была устаревшая и слабенькая немецкая и итальянская бронетехника, для которой и 37/40 мм хватало с избытком. На Тихом океане штурмовики поддерживали высадку десанта, подавляя сопротивление японцев. В Европе американские штурмовики больше работали по тылам - поездам и войсковым колоннам. Кроме танков, есть и броня полегче и другие машины...
  7. +9
    16 ноября 2022 11:04

    Опытный истребитель Lockheed XP-58 Chain Lightning, созданный на базе P-38 Lightning. Планироалось использование как тяжелого истребителя или штурмовика. Варианты наступательного вооружения - четыре 37 мм пушки М4 или одна 75 мм пушка М5 и два пулемета 12,7 мм.
  8. 0
    16 декабря 2022 16:21
    Респект автору за статью, почитал с большим удовольствием. Конечно, летающая батарея на Митчелле впечатляет, но, как штурмовик в условиях советско-германского фронта он бы жил недолго. Во время войны нам поставляли B-25G и H, но, насколько я понимаю, у нас их применяли исключительно в морской авиации
  9. 0
    20 декабря 2022 16:25
    Отличная статья, как на старом, добром ВО.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»