ВМС США получат АНПА Razorback для подлодок

17
ВМС США получат АНПА Razorback для подлодок

В интересах ВМС США разрабатывается несколько перспективных программ в области автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). В рамках подобного проекта с шифром Razorback уже удалось создать и принять в опытную эксплуатацию аппараты нескольких типов. Кроме того, проведены успешные эксперименты в области эксплуатации АНПА на подлодках-носителях.

Затруднения и решения


АНПА серии «Рейзорбэк» уже несколько лет находятся в эксплуатации и проходят различные испытания. Носителями такой техники являются различные катера и надводные корабли, оснащенные необходимой вспомогательной аппаратурой. Спуск аппаратов на воду и возвращение на борт осуществляются при помощи подъемного крана.



В планах ВМС давно присутствовало размещение перспективных АНПА на борту подлодок разных типов с возможностью скрытного запуска и возвращения. Насколько известно, в течение нескольких последних лет эта тема тщательно изучалась и даже дошла до разработки конкретных проектов. Предлагалось адаптировать АНПА Razorback для совместимости со штатными торпедными аппаратами субмарин.

В начале ноября в США прошел ежегодный симпозиум лиги Naval Submarine League, в ходе которого обсуждались перспективы развития подводных сил. В рамках этого мероприятия выступили представители командования, сделавшие ряд любопытных заявлений, в т.ч. в контексте развития необитаемых аппаратов Razorback.


Общий вид платформы REMUS 600

Сообщалось, что ВМС и подрядчики завершили разработку модификации комплекса для развертывания на подлодках. В ходе проектирования выяснилось, что запуск подводного беспилотника через торпедный аппарат в целом не является проблемой. При этом крайне сложным оказалось возвращение АНПА на борт носителя тем же путем. Однако с этой задачей успешно справились.

Ранее в этом году (точные сроки не названы) ВМС провели испытания доработанного АНПА в связке с торпедным аппаратом одного из современных типов. Мероприятия завершились успехом, и теперь предстоит провести войсковые испытания с использованием строевых кораблей. Полноценное развертывание новой системы запланировано на ближайшее будущее, но без уточнения сроков.

По следам этих заявлений в ВМС уточнили, что для подлодок предназначается новый вариант «Рейзорбэка», выполненный на основе серийного аппарата REMUS 600. В создании такого АНПА участвует несколько коммерческих подрядчиков.

Исходная конструкция


Изделие REMUS 600 (Remote Environmental Monitoring Units, 600 m) было создано более десяти лет назад компанией Hydroid (принадлежит норвежской Kongsberg Maritime) в качестве перспективного средства мониторинга и разведки. По заказу Управления военно-морских исследований ВМС США была разработана версия Mk 18 Mod 2 Kingfish, несущая аппаратуру военного назначения. После испытаний это изделие поступило в эксплуатацию в ВМС США.

Несмотря на значительный возраст, АНПА REMUS 600 считается удачной платформой для размещения различного оборудования. При необходимости, возможна модернизация аппарата – и именно она сейчас осуществляется в рамках проекта Razorback.


В исходной версии REMUS 600 / Mk 18 имеет цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем и конической кормовой частью. Общая длина изделия – 3,25 м при диаметре 324 мм. Масса конструкции – ок. 240 кг, в зависимости от внутреннего оснащения и полезной нагрузки.

Аппарат оснащен литий-ионными батареями большой емкости и ходовым электродвигателем с двухлопастным винтом малого диаметра. Маневрирование осуществляется при помощи кормовых рулей. Скорость хода для экономии энергии не превышает 5 узлов. Дальность плавания на одной зарядке – до 200-210 морских миль; продолжительность – до 70 ч. Конструкция выдерживает погружение на глубину до 600 м.

REMUS 600 имеет программируемый автопилот, систему навигации, набор датчиков, средства связи и т.д. Аппарат способен в автоматическом режиме проходить заданный маршрут и использовать установленное целевое оборудование. При необходимости, оператор может дистанционно корректировать программу работы.

Внутри корпуса предусматривается несколько объемных отсеков для полезной нагрузки. В частности, носовой объем предназначается для установки компактных гидроакустических систем переднего обзора и/или оптико-электронной станции. В центральном отсеке возможен монтаж ГАС бокового обзора и т.д. Тип и функции аппаратуры выбираются эксплуатантом в соответствии со ставящимися задачами.


Аппарат с ГАС бокового обзора

Изначально АНПА REMUS 600 предназначен для использования надводными носителями. Между миссиями он хранится на палубе судна и опускается в воду подъемным краном, который также отвечает за возвращение на борт. Также комплекс включает операторский пульт и прочее оборудование для обслуживания аппарата.

Обновленный аппарат


Точный облик АНПА Razorback для подлодок пока не раскрывался. Тем не менее, известная информация позволяет представить, каким он может быть и какие функции получает. При этом последние новости об испытаниях с торпедными аппаратами позволяют скорректировать уже известную картину.

Корпус изделия REMUS 600 имеет диаметр 324 мм, что позволяет использовать его с существующими торпедными аппаратами. Какие-либо доработки конструкции не требуются, что не приводит к сокращению объемов под батареи или полезную нагрузку. Соответственно, ходовые характеристики останутся на прежнем уровне.

Серьезной модернизации подвергается система управления. Ее должны перевести на современную элементную базу и адаптировать к решению новых задач. В первую очередь, необходимы компоненты и алгоритмы, обеспечивающие работу с подлодками. Возвращаясь на носитель, АНПА должен самостоятельно находить торпедный аппарат и входить в него. При этом субмарина может стоять на месте или двигаться.

Как именно обеспечиваются такие функции, неясно. Возможно, на подлодке-носителе должны устанавливаться некие «приводные маяки», по которым АНПА ориентируется в пространстве и выходит на нужный курс. Кроме того, требуется разработка и внедрение соответствующих алгоритмов работы автопилота.


По всей видимости, Razorback сохранит прежнюю архитектуру полезной нагрузки. Как и ранее, на нем будут ставиться гидроакустические системы разного назначения. С их помощью аппарат сможет вести подводную разведку с разными целями. Он должен будет сопровождать носитель и/или удаляться от него для обследования акваторий и поиска различных объектов. Сообщается, что такие АНПА помогут искать подлодки или морские мины.

Новые возможности


Согласно последним новостям, ВМС США и подрядчики провели успешные испытания подводного аппарата REMUS 600 / Razorback с торпедным аппаратом актуальной модели. Теперь ожидается, что в ближайшее время такие АНПА пройдут полноценные испытания со строевыми подлодками. Сроки их проведения не уточняются, но на эти мероприятия возлагаются большие надежды.

Новый этап испытаний покажет, пригоден ли новый АНПА к полноценной эксплуатации в ВМС. Возможно, потребуется дальнейшая доводка конструкции или переработка проекта в соответствии с измененными требованиями заказчика. Однако итогом этих работ станет появление и принятие на вооружение нового комплекса с необитаемым подводным аппаратом.

Как скоро это произойдет, неизвестно, хотя у ВМС есть повод для оптимистичных оценок. Едва ли не самая сложная часть проекта, связанная с созданием новых систем и алгоритмов, уже выполнена, а практические мероприятия не потребуют много времени – если на этапе разработки не были допущены ошибки. Все подобные работы могут быть завершены за несколько следующих лет, и не позднее середины десятилетия.

Затем начнется этап внедрения новых комплексов в подводных силах. В ходе плановых ремонтов и модернизаций строевые субмарины будут получать необходимые средства управления и прочие системы, а в их торпедных отсеках появятся новые АНПА. Кроме того, можно предполагать, что подлодки перспективных проектов сразу будут нести такие комплексы.

В целом аппараты Razorback новой версии представляют большой интерес для ВМС США, а последние успехи на испытаниях дают повод для оптимизма. Впрочем, до завершения проекта и полноценного внедрения новой техники еще далеко. Удастся ли довести перспективный комплекс до производства и эксплуатации, и оправдает ли он нынешние ожидания, покажет время.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    17 ноября 2022 16:10
    Опасная перспективная американская разработка нам бы тоже не помешала.
    1. -1
      19 ноября 2022 13:40
      Штучка для единичной тактической ситуации ... И под это все лодки доводить (1-й хороший распил).
      Очередной хороший вброс для наших, которые ухватятся и тоже начнут пилить.
    2. Yho
      -2
      5 февраля 2023 20:42
      У нас уже стрят «Посейдоны» на боевом дежурстве. Они насадят этого жёлтого полосатика на трезубец и употребят под пиво.
  2. +4
    17 ноября 2022 16:10
    ВМС США получат АНПА Razorback для подлодок
    . Полосатые стремятся быть на острие атаки... подводные дроны, это такая же интересная, нужная тема, как и многие другие.
    1. +1
      19 ноября 2022 20:21
      Цитата: rocket757
      ВМС США получат АНПА Razorback для подлодок
      Полосатые стремятся быть на острие атаки...
      Они там естественно оказались благодаря нашим эффективным менеджерам.
      Цитата: rocket757
      подводные дроны, это такая же интересная, нужная тема

      Это с какого же момента стало заметно? С тех пор, как американцы что-то построили? В 2000 и 2002 г.г. МО РФ и Правительству РФ это было не надо. (из писем чиновника МО РФ Л. Сидоренко в 2000 и 2002 г.г.)
      Более того, он попросил "прекратить переписку по данному вопросу с МО РФ в 2002. Но по данному вопросу я обращался в МО РФ только один раз, и это был ответ на его письмо от 2000г. Ниже копия моего ответа:
      Председателю Морского научного комитета г. Л. Сидоренко
      Re: Ваше письмо от 21 января 2000 г. №740/36.
      Уважаемый г. Сидоренко,
      Не выиграл, - а проиграл. Не в лотерею, - а в карты. И, наконец, не «Волгу», - а десять тысяч.
      Вот так кратко можно охарактеризовать суть Вашего вышеупомянутого письма.
      Я говорил о необходимости работы, прежде всего, над транспортной системой SFTS, а не носителей ПАН (подводный автономный носитель). Идея же создания автономных носителей заключалась в том, что ПАН могут быть достаточно быстро созданы на базе производства грузовых модулей системы SFTS, где в качестве ЭУ возможно будет использовать ЭУ типа “Fuel Cell” (топливные элементы), необходимость разработки которой возникнет на втором этапе реализации системы SFTS (с использованием денег заработанных на первом этапе). Хотел бы заметить, что доходная часть минимальной конфигурации системы SFTS на первом этапе (транзит) предположительно может составить как минимум 150 млн. долларов США в год в твердой валюте. Более того, я предлагал не строить ПАН, а иметь возможность их построить при необходимости, в кратчайший срок, и с наименьшими затратами (!).
      Пан не требует создания автоматизированных систем исключающих несанкционированное применение оружия, потому что запуск самого ПАНа – это и будет санкционированное применение оружия, а не пуск его ракеты.
      Да, это не «джентльменский» тип оружия, впрочем, как и все типы мин, но если нет денег на гербовую, то пишут на простой.
      Основной упор делается на фактор «сдерживания» (наиболее эффективный до сих пор), который в данном случае будет еще более действенным вследствие того, что между санкционированным пуском носителя ПАН и пуском его ракеты могут пройти сутки, недели и даже месяцы, что заставило бы не один раз задуматься любого вероятного противника перед совершением любого акта агрессии. (Вам бы все стрелять!)
      Да, моя идея не учитывает требования Договора СНВ-1, но, читайте же внимательно, речь шла о возможном выходе США из Договора по ПРО, причем этот вопрос даже сегодня обсуждался между главами обоих дипломатических ведомств. Прекрасно, если у Вас есть достойный ответ, который будет соответствовать нынешним финансовым и технологическим возможностям России.
      И в заключение, я бы еще раз просил Вас быть внимательным не только с материалами, которые Вам приходится читать, но и с фамилиями их авторов, чтобы впоследствии не возникали вопросы типа: кто такой Плотников - гражданин, или пароход?
      Ну вот, рассчитывал на поддержку, «а получилось как всегда».
      С пожеланиями,
      В. Постников
      Санкт-Петербург»

      Через 10 лет эффективный чиновник Л. Сидоренко сядет в кресло Генерального Конструктора "Рубина" (не будучи до того конструктором ни одной минуты) и в 2015 начнет пилить Посейдона. Результат получился оглушительный. Даже я услышал (из СМИ). Кто-то сейчас пилит Сарму. Возможно, что это уже Малахит. Не знаю. Но Сарму уже делают на топливных элементах, как я и хотел 23 года назад.
      А вот поди ж ты, стала интересной и нужной темой. Да нет. Не стала. Бизнес-план для "Промо-проекта "Полярный маршрут" до сих пор лежит под сукном, а заодно и "Лиманда", а заодно и десантируемые с малой высоты малые носители. Они стоили бы "копейки", потому что мне был интересен результат. А вот для пильщиков он никакого особенного интереса не представляет. Пилят-то с количества. Как итог: мы не на острие.
      1. 0
        19 ноября 2022 21:20
        Цитата: Владимир Постников
        Как итог: мы не на острие.

        И что теперь, не писать, не напоминать, о том, что надо было делать уже давно...
        Так то тему, кто у нас что то делал/создавал, за дело болел душой, можно развернуть и... а можно не разворачивать и смотреть на тех кто пилит и делает карьеру.
        Нет здесь чёткого, проверенного рецепта, как можно исправить несправедливость, например.
        1. 0
          19 ноября 2022 22:01
          Цитата: rocket757
          Нет здесь чёткого, проверенного рецепта, как можно исправить несправедливость, например.

          Вы не поняли. Речь не о том, чтобы исправлять несправедливость. Справедливости в мире не было, нет и не будет. Дело в том, что люди продолжают "пилить" даже в критический момент, от которого зависит и их жизнь тоже. Посмотрите на воздушные беспилотники. Спохватились только тогда, когда потекла кровь. Касательно подводных - еще не спохватились до сих пор. Потерянное время - оно уже потерянное. Проблема в том, что продолжаем терять, пока и тут не потекут потоки. Только жареный петух. Это наше национальное.
  3. +6
    17 ноября 2022 16:41
    Малозаметные подводные дроны могут стать новой звездой ,такими же как стали "дроны" воздушные, в конфликте где будут участвовать морские державы.Китай-США например, даже если это будет прокси конфликт.Есди даже кустарные лодки дроны смогли прорваться до севастополя,то многочисленная атака подводных малозаметных аппаратов-торпед, может вообще вывести пол флота противника.У современных эсминцев сейчас основное оружие обороны это ракеты ЗУР, но все это будет бесполезно если из под воды приплывает такая стая(с подводным Эл стелс) и как ее отражать я не представляю, если даже огромные Подлодки умудряются уходить из видимости.Я вообще жду новые типы подводных лодок с сотней носителей вот таких подарков , а если ещё радиус действия будет приличный(Аля маленький Посейдон с обычной бч) то вообще кранты hi
    1. +3
      17 ноября 2022 16:56
      Цитата: spirit
      Я вообще жду новые типы подводных лодок с сотней носителей вот таких подарков , а если ещё радиус действия будет приличный(Аля маленький Посейдон с обычной бч) то вообще кранты

      эдак и флот потеряется за не надобностью,будут одни "дроны" шастать по мировому океану волчьей стаей.и никакой"арли берк" или "пётр" шансов выжить иметь не будут.будущее...
      1. +2
        17 ноября 2022 19:02
        Цитата: Аэродромный
        Цитата: spirit
        Я вообще жду новые типы подводных лодок с сотней носителей вот таких подарков , а если ещё радиус действия будет приличный(Аля маленький Посейдон с обычной бч) то вообще кранты

        эдак и флот потеряется за не надобностью,будут одни "дроны" шастать по мировому океану волчьей стаей.и никакой"арли берк" или "пётр" шансов выжить иметь не будут.будущее...

        Так и стремительно устаревают пилотируемые ВВС
  4. +3
    17 ноября 2022 20:23
    Вопросы не автору статьи (понятно, автор перевел с какого-то иносайта)

    но ВДУМАЙТЕСЬ?

    Скорость хода для экономии энергии не превышает 5 узлов. Дальность плавания на одной зарядке – до 200-210 морских миль; продолжительность – до 70 ч.

    6 класс - физика
    t = s : v
    рассчитываем : 42 часа
    по тексту "Скорость хода для экономии энергии не превышает 5 узлов"

    если бы расчет показывал 60 - 65 часов , то можно было бы +/- не принимать погрешность
    тут - 42 часа - расхождение 60% странно tongue

    второе

    При этом крайне сложным оказалось возвращение АНПА на борт носителя тем же путем. Однако с этой задачей успешно справились.

    lol

    расскажите мне, специалисту МПО , ПЛО ВМФ - КАК ЭТО?

    НИ КАК!!! , отвечу вам lol
    1. +1
      17 ноября 2022 23:25
      расхождение 60% странно
      никакого расхождения.
      Скорость не 5 узлов, а ДО 5 узлов.
    2. +1
      18 ноября 2022 11:29
      Старт и стыковка АНПА с подлодкой давно решена, и не представляет сложности - дело в том, что пусковое устройство находится снаружи корпуса - работает как станция робота-пылесоса. Разумеется, что в трубу ТА АНПА никто не собирается засовывать, т.к. у АНПА скорость маленькая, поэтому рули большие и выходят за габариты. Второе, характеристики слабенькие, но у нас, кажется, и этого нет, к сожалению.
    3. avg
      -1
      18 ноября 2022 16:32
      расскажите мне, специалисту МПО , ПЛО ВМФ - КАК ЭТО?

      Ввели в состав разработчиков еще 4 гендера, пару представителей БЛМ и дело пошло. А то одни "снежки" на фото. yes
  5. 0
    18 ноября 2022 11:44
    Это называется : "технический кретинизм".
    Почему? Они слышали про "бугельные торпедные аппараты"?
  6. 0
    18 января 2023 14:57
    Человечество погибнет не от извержения вулкана или падения метеорита. Человечество убьют высокотехнологичные машины созданные для моментального убийства миллионов и миллиардов. Рано или поздно такими машинами обзаведутся все враждующие между собой державы. А потом у кого-то из них случится небольшой сбой в компьютерной системе предупреждения о нападении.
    И все...
  7. 0
    12 февраля 2023 11:59
    Странное какое-то дело.
    Судя по размерам штатных торпед, в та можно затолкать анпа с как минимум вдвое большим водоизмещением. С соотв. ростом характеристик и возможностей.
    Почему работают с этой штукой?
    По-видимому для оперативного испытания концепции и отработки решений. Следом пойдет уже диаметр полметра и длина пять.