Военное обозрение

САУ Zrinyi: Гордость венгерского танкостроения

8
САУ Zrinyi: Гордость венгерского танкостроения

Самоходную артиллерийскую установку Zrinyi во многих источниках называют «шедевром венгерского танкостроения». Данные орудия были одними из лучших в своем классе, уступая лишь немецким.


К слову, к разработке САУ венгров как раз и подтолкнуло успешное применение вермахтом своих орудий «Штуг», 75-мм орудие которых могло подавлять огневые точки и уничтожать укрепления. При этом 50-мм броня корпуса и рубки легко выдерживала попадание «сорокопятки» (противотанковая пушка 45-мм).

Уже осенью 1942 года был готов эскизный проект новой «самоходки», а в январе 43-го собран первый опытный образец.

Стоит отметить, что «Зриньи» (Zrinyi) строилась на шасси венгерского танка «Туран», что вызвало немало возмущений со стороны танкистов. Последние всячески протестовали против серийного выпуска новой САУ, так как и «Тураны» производились не в «товарных» количествах.

Тем не менее, уже к середине 1944 года венгерская промышленность выпустила 72 САУ, на чем их производство остановилось по причине уничтожения завода.

Штурмовая версия САУ «Зринья-2» или «Зринья-105» получила клепанный корпус с достаточно солидным бронированием рубки: лоб – 75 мм, борта и корма – 25 мм, а крыша – 13 мм.

Корпус САУ имел более легкую бронезащиту: нижняя лобовая деталь – 35 мм, верхняя – 13 мм, борта – 25 мм.

Вес САУ «Зриньи» достигал 21,5 тонны. Двигатель от «Турана» позволял развивать скорость до 43 км/ч. Запас хода достигал внушительных на то время 280 км.

В штурмовом варианте САУ использовалась пушка 105-мм. Боекомплект составлял 52 снаряда.

Правда был еще и противотанковый вариант «самоходки», получивший 75-мм орудие и называвшийся «Зринья-1» или «Зринья-75».

Несмотря на то, что САУ у венгров получилась действительно достойная, какого-то серьезного влияния на ход боевых действий она не оказала. Ведь таких орудий было выпущено всего 72, при том, что изначально венгры планировали произвести более 250 «самоходок».

Автор:
8 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Buyan
    Buyan 11 ноября 2022 18:32
    +1
    Любопытный экземпляр. Спасибо за статью, я даже и не подозревал о такой вундервафле hi
    1. hohol95
      hohol95 11 ноября 2022 18:38
      +2
      "Сородичь" семейства итальянских САУ "Semovente"!
      Клёпанная. Ходовая до военной разработки (чешская).
      Слабая венгерская танковая промышленность!
      На наше счастье...
      1. geraet4501
        geraet4501 12 ноября 2022 00:53
        0
        У шасси буквально чешская родословная. Но при этом планетарная коробка передач и пневматические приводы управления с образцовым удобством.
        1. hohol95
          hohol95 12 ноября 2022 09:41
          0
          Чешские пневмоприводы Pz. 35(t) в морозы зимы 1941-1942 годов "чувствовали себя очень плохо".
          1. geraet4501
            geraet4501 12 ноября 2022 12:10
            0
            В ту морозную зиму техника и попроще чувствовала себя очень плохо. Немцы потом всё же решились ещё раз применить аналогичные приводы на Фердинанде, удобство было важнее.
  2. -Igor-
    -Igor- 11 ноября 2022 20:57
    0
    САУ опоздавшая на войну. Хотя она не смогла повлиять на ход войны. У немцев и без венгров были неплохие САУ, а металлургия оси не могла сравниться с советской.
  3. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 13 ноября 2022 21:41
    +1
    Шедевром он был бы в начале 40 года, к 1943 году это был анахронизм.
  4. Altmann
    Altmann 17 ноября 2022 20:46
    0
    Да, венгры использовали шасси танков LT-35 и LT-38. Венгры фактически переняли все идеи и материал. Солдаты были хороши в битве за Будапешт, воевали вместе с войсками СС, но проиграли. Как чех, я стараюсь быть объективным am