Береговая охрана: вчера силовики, завтра — волонтёры. Только не в России

16
Береговая охрана: вчера силовики, завтра — волонтёры. Только не в России


Спасатели с берега


Обывателю комфортнее смотреть на береговую охрану как на «Спасателей Малибу», или в лучшем случае — «Жандарма из Сен-Тропе» и его коллег. Реальность куда жёстче. В разных странах мира службы морского спасения — почти силовики, они имеют разный юридический статус, подчинение и структуру.



Казалось, было бы логично, чтобы они подчинялись ВМФ или МЧС. Но есть разные варианты подчинения, к примеру, в англосаксонских странах поисково-спасательные функции чаще всего выполняет береговая охрана.

Отнюдь не всегда она является частью силовых структур, варианты подчинения могут быть самыми разными. Например, в Великобритании Береговая охрана Его Величества, старейшая в мире служба, учреждённая ещё в 1829 году, относится к агентству морской и береговой охраны, подчинённому парламентскому госсекретарю по транспорту

При этом ряд функций, не связанных со спасательными, возложен на Береговую оборону ВМФ, и широко используется труд волонтеров. В США береговая охрана в мирное время подчинена Министерству транспорта, а в военное время указом президента может быть переведена в состав ВМС.

Комендант береговой охраны назначается лично президентом на срок 4 года. 30 % личного состава спасателей составляют женщины. В Канаде Королевская морская поисково-спасательная служба – гражданская организация, которая строится на добровольной основе и тесно интегрирована с береговой охраной США. Но подчинена не силовым ведомствам, а Министерству рыболовства и океанов.


В Австралии на уровне ведомств непосредственно за планирование спасательных операций отвечает координационный центр спасения. Сама служба морского спасения в стране была учреждена в 1936 году как добровольческий патруль. В Японии это тоже гражданская организация, подчинённая Министерству земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма, но всё построено по западному типу в силу послевоенного сильного влияния США.

В странах «второго эшелона»


Вот где спасатели почти всегда входят в число силовиков. Например, в Индии, естественно, спасательные функции возложены на береговую охрану, подчинённую министру обороны, а её государственные учреждения в силу колониального прошлого во многом копируют британские.

В Египте подразделения береговой обороны, включая спасателей, входят в состав ВМС АРЕ. Широкое привлечение гражданского персонала, в том числе и иностранных граждан, для спасательных работ на пляжах нередко оборачивается печальными последствиями.

Не так давно широкую известность получил случай, когда туристы предупредили пляжных спасателей о том, что видели в море акулу, но те в ответ сказали, что акул там никогда не было. Уже через несколько минут появились первые жертвы нападений хищных рыб. Даже после этого спасатели не сразу закрыли пляжи.

В Турции в составе береговой охраны, подчинённой МВД, существует Группа морских поисков и операций по обеспечению безопасности. Она считается подразделением специального назначения. Она выполняет свои функции как в территориальных и прибрежных водах, так и в проливах Босфор, Чанаккале и Мраморном море, по турецким законам относящихся к внутренним водам.

Только в военное время командование службой переходит к военно-морским силам, если есть соответствующий указ президента Турции. Для спасательных работ на пляжах также широко привлекается гражданский персонал, который подчиняется городской администрации, либо являются сотрудниками отелей или частных служб безопасности.

В отличие от военных морских спасателей, эти люди, хоть и в какой-то степени координируются турецкими силовыми ведомствами, не имеют какого-либо специального образования, в основном это спортсмены, пловцы или дайверы, либо женщины, прошедшие курсы медсестер. Позитив, правда, в том, что подавляющее большинство мужчин-турок служило в армии, откосить от неё можно только по очень веским медицинским причинам.

Как в Европах или как в Африке?


В Евросоюзе существуют как спасательные морские структуры на уровне государств-членов, так и единая для всего объединения государств координирующая организация – Фронтекс, или Европейское агентство береговой и пограничной охраны. Его штаб-квартира находится в Варшаве.

Следует отметить, что эта организация неоднократно подвергалась критике за то, что, вместо того чтобы спасать в море мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, блокировала их. Само же наличие европейской высшей структуры береговой охраны не говорит о том, что все спасательные структуры в странах ЕС, координируемые Фронтекс, относятся именно к береговой охране.

Например, в Швеции спасательные работы на море проводит общественная организация – Шведское общество спасения потерпевших кораблекрушение лиц. Это одна из старейших спасательных структур в мире, основанная в 1907 году. Особенность её в том, что она находится на самоокупаемости, не получая государственного финансирования.

В Норвегии тоже есть общество спасателей на море, но, в отличие от Швеции, там государство предоставляет спасателям субсидии. Работают там в основном оплачиваемые профессионалы, волонтеров немного. Система, при которой в спасательных структурах отсутствует армейская дисциплина и подчинение силовым ведомствам, периодически вызывает критику.

Вообще, в ЕС в целом не посылают спасателей в зону угрозы для их жизни, в отличие, например, от США и России, где командование может подвергать подчинённых зачастую значительному риску.

Известен случай, когда у берегов Шпицбергена у российского рыболовного судна намотало сети на винто-рулевую группу. Спасательных судов в районе бедствия не оказалось, они были заняты на других работах. Пришлось прибегать к помощи российских спасателей, которые добирались до места происшествия двое суток.

В Италии береговая охрана, одна из старейших в мире, учреждённая в 1865 году, имеет двойное подчинение: ВМФ и Министерству инфраструктуры и транспорта. Служба отличается развитой территориальной иерархией – вплоть до отдельно взятых пляжей. Практиковалось участие добровольцев из Мальтийского ордена в операциях по спасению мигрантов у берегов Лампедузы.


Во Франции на пляжах в спасательных работах задействованы спецподразделения МВД, но есть и береговая охрана ВМФ, и морская жандармерия МВД. В Германии наравне с Федеральной береговой охраной существует некоммерческая Германская поисково-спасательная служба, делающая упор на волонтеров. В Нидерландах действуют морские спасательные институты с чётким упором на волонтеров.

Несмотря на то, что в африканских странах службы спасения на море в основном относятся к береговой охране (за редкими исключениями, например, гражданское ведомство при Минтрансе Нигерии), но есть и более интересные варианты. Например, в ЮАР морские спасатели подчинены Национальному морскому спасательному институту, как и в Нидерландах.

Это, видимо, пережиток эпохи апартеида, когда власть была сосредоточена в руках африканеров, говорящих на языке, близком к голландскому. Упор делается на волонтеров, при этом на работу принимают в первую очередь чернокожих, тогда как белых и азиатов – только если есть нехватка кадров.

Морская спасательная служба в ЮАР появилась довольно поздно – в 1966 году, и примечательно, что её учредителями и первыми волонтерами были исключительно англоговорящие жители страны, а не африканеры, которым принадлежала там почти безраздельная власть.

Особый курс России


У нас в ходу многоуровневая система, что-то вроде образцовой береговой бюрократии. Спасательные работы на море координируются Государственным морским спасательно-координационным центром, который подразделяется на бассейновые, а они, в свою очередь, на региональные подцентры.

Высшая организационная структура для непосредственного исполнения работ привлекает спасательные службы различных ведомств, чаще всего ВМФ и МЧС, иногда – службы других государств, как, в частности, было при катастрофе АПЛ «Курск».


Серьёзным недостатком механизма зарубежного сотрудничества ГМСКЦ является то, что для привлечения иностранных спасателей требуется прямое указание Президента РФ, что в случае с «Курском» привело к пятидневной задержке проникновения водолазов в 9-й отсек.

Непосредственным исполнением работ занимаются две структуры. Первая – Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ, ранее – Поисково-спасательная служба, доставшаяся российскому ВМФ от ВМФ СССР. До революции в России существовало подразделение водолазов при Императорском флоте.

В СССР юридический статус, подчинение и структура морских спасательных сил менялись несколько раз, был даже период, когда морских спасателей поделили на гражданских и военных. В настоящий момент УПАСР имеет сложную структуру, подразделяясь на флоты (флотилии), командные пункты, военно-морские базы и районы, отделы по специфике деятельности, научные и учебные заведения, формирования морской авиации.

Вторая российская структура морских спасателей – 328-й экспедиционный аварийно-спасательный отряд ВМФ, дислоцированный в Ломоносове (Ленинградская область) и сформированный в 1992 году. Занимается он спасением и поиском под водой.

Несмотря на географическое расположение, изначально он формировался из личного состава Черноморского флота. Первое серьёзное боевое крещение отряд прошёл в ходе совместной с норвежцами операции по попытке спасения АПЛ «Курск» и дальнейшего подъёма тел погибших.

После «Курска» специалисты отряда принимали участие в совместных учениях со спасателями стран НАТО по оказанию помощи попавшим в чрезвычайные ситуации подводным лодкам. Отряд работает также во внутренних водах, в частности, поднимал тела погибших на «Булгарии».

Тенденция, однако


Итак, в развитых странах спасательная деятельность (а зачастую и подразделения береговой охраны) превращаются в гражданские структуры со всё более расширяющимся привлечением волонтеров. В связи с этим имеется серьёзный риск как снижения профессионализма спасателей, так и прецедентов, когда они под каким-либо предлогом могут не выполнить приказы.

В этом смысле гораздо более серьёзно выглядят Россия и страны бывшего СССР, где морские спасатели – силовая структура с соответствующей субординацией и ответственностью в случае неисполнения приказов или ошибок с тяжелыми последствиями при их исполнении.


До сих пор на слуху забастовка пляжных спасателей в Таиланде, повлёкшая временное падение туристической отрасли на ряде его курортов. В России, Индии, Китае и других странах, где спасатели подчинены Министерству обороны, такая ситуация невозможна в принципе: забастовка силовиков будет чревата для них трибуналом. Поэтому те страны, где морской спасатель – должность военная, а не гражданская, должны сохранять такой статус-кво.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 ноября 2022 18:10
    По-моему, слово "охрана" от слова охранять, а не спасать. Чего проблему высасывать?
    В СССР были морчасти погранвойск (чего сейчас - не знаю).
    1. +2
      14 ноября 2022 18:55
      Цитата: fax66
      были морчасти погранвойск.

      И в 2000-х они были.
      Что до сейчас, тоже не могу сказать.
      А переход на гражданских специалистов и волонтёров не спроста, ибо экономия...
      1. +2
        15 ноября 2022 07:22
        Все понятно, значит на примере "развитых" стран, будут спасателей переводить в "добровольцы". А точнее продолжат передавать на содержание регионов и муниципалитетов. Естественно без перераспределения доходной части бюджета.
        1. +2
          15 ноября 2022 10:24
          Цитата: Гражданский
          Все понятно, значит на примере "развитых" стран, будут спасателей переводить в "добровольцы"

          Вы это где вычитали?
          1. 0
            15 ноября 2022 12:57
            Цитата: Serg65
            Цитата: Гражданский
            Все понятно, значит на примере "развитых" стран, будут спасателей переводить в "добровольцы"

            Вы это где вычитали?

            Как только начинаются такие статьи про добровольцев, значит будет оптимизация. Это опыт.
      2. +1
        15 ноября 2022 10:43
        Волонтёр – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите, некоммерческим организациям, государству. Слово «волонтёр» пришло из латинского языка – voluntarius означает «доброволец», «желающий».Последний раз добровольцы были замечены в ВОВ и на поднятии целины с БАМом.Нынешние"волонтёры" жидковаты против добровольцев.Да ещё и не по русски.
        1. Cap
          +2
          15 ноября 2022 17:38
          Ну да, ну да...на БАМЕ, Целине с деньгами все вообще хорошо было))))))
  2. +4
    14 ноября 2022 19:23
    Серьёзным недостатком механизма зарубежного сотрудничества ГМСКЦ является то, что для привлечения иностранных спасателей требуется прямое указание Президента РФ, что в случае с «Курском» привело к пятидневной задержке проникновения водолазов в 9-й отсек.
    Задержка была потому, что своих водолазов к тому времени уже не было. Оптимизация, однако.
    1. +5
      15 ноября 2022 10:26
      Цитата: Авиатор_
      Оптимизация, однако.

      Оптимизация...в 90-х водолазам платили как школьным уборщицам, вот водолазы и оптимизировались!
    2. +2
      15 ноября 2022 11:17
      Так, как проникли иностранные водолазы в отсек, наши могли в первый же день проникнуть. Просто открыли люк. Все эти дни наши пытались открыть тамбур шлюз с помощью подводных спасательных аппаратов, чтобы людей вывести. Другое дело что спасать уже некого было к сожалению.
  3. +1
    14 ноября 2022 20:40
    Имхо ,чтото путается в статье Береговая Охрана (Т.е. военные) и спасатели (т.е. какбы более гражданские)
    А по статье выходит:
    На злобном агрессивном западе спасатели - изначально и до сих пор гражданская и добровольческая структура.
    В добрых и белых мирных России и востоке, спасатели - подразделение Военно-Морского флота.

    Бывает
    1. +4
      15 ноября 2022 10:27
      Цитата: Макс1995
      Бывает

      Статья сама по себе странная и не о чем!
      1. +2
        15 ноября 2022 14:56
        так предвнесём смысл (!)
        БОХР ФСБ РФ имеет приличный флот - много новенького
        корабли 1-го ранга (скобки) - строятся
        пр. 22100 Океан ви 2 кт: 2 + (1)
        пр. 22550 ви 8,5 кт: (1)
        корабли 2-го ранга (скобки) - строятся
        пр.22460 750 кт: 14
        пр. 22150 Пурга 1,2 кт: 8 + (1)
        корабли 3-го ранга (скобки) - строятся
        пр. 10410 Светляк ви 375 кт: 28 + (2)
        итого: 57 новых корпусов
  4. +2
    15 ноября 2022 10:53
    Смешались в кучу кони, люди. © Начиналось всё с береговой охраны - и вдруг речь заходит о спасательных службах, причём в РФ они рассматриваются исключительно с точки зрения спасения экипажей АПЛ и вообще АСС ВМФ. belay

    Мухи - отдельно, котлеты - отдельно.
    Наша береговая охрана является частью ФСБ: БОХР ПС ФСБ России.
    Задачи БОХР:
    Помимо охраны государственной границы мы стали участвовать в решении таких специфических задач, как обеспечение безопасности объектов морской экономической деятельности, противодействие терроризму в морском пространстве, контроль режима плавания по Северному морскому пути (СМП), охрана морских биологических ресурсов, контроль за проведением научно-исследовательской деятельности, поиск и спасание людей, судов и объектов, терпящих бедствие на море, обеспечение безопасности объектов государственной охраны, экологический мониторинг надводной обстановки.
    © заместитель руководителя службы руководитель департамента Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России адмирал Геннадий Медведев.

    То есть, наша БОХР является структурой, подчинённой службе безопасности, и для неё спасение на море является одной из задач.
    Впрочем, у нашего нашего вероятного противника всё ещё круче - Coast Guard вообще является видом вооружённых сил США. И подчиняется... правильно - Министерству Любви внутренней безопасности. smile Что же до задач, то они примерно те же, разве что больший упор идёт на предотвращение нелегальной миграции, перевозки наркотиков и борьбу с терроризмом.
    1. Cap
      +1
      15 ноября 2022 17:42
      Не сильно ошибусь, если скажу, что на море есть вообще международный закон, который регламентирует всем судам, получившим сигнал СОС, тем более, видящим корблекрушение, любое бедствие, обязывает принять меры к оказанию помощи и спасению. Если говорить про суда БОХР, то, логично, они не большие, как правило скоростные, в ходе патрулирования почему не могут оказать помощь?....нормальная морская практика.
  5. +1
    16 ноября 2022 11:06
    Я нахожу статью немного запутанной. На самом деле, за исключением ошибок в переводе, спасатели-добровольцы, люди, выполняющие работу, банки, клерки, каменщики и т. д., которые посвящают часть своего времени волонтерству, смешиваются с профессионалами-спасателями, которые могут быть гражданскими или военными. Вывод для автора - лучшее решение - они должны быть военными, потому что их может судить военный суд??????. В США многие пожарные являются добровольцами, людьми, которые посвящают себя спасению в свободное время. В Италии пожарные — гражданские, я не думаю, что они отказываются спасать людей. Государственная полиция Италии имеет гражданскую и невоенную классификацию, но выполняет свою работу одинаково. Суть определяется средствами, компетенцией и персоналом, а не их классификацией. В одних областях военные хороши, в других не нужны.