Военное обозрение

Противотанковые возможности американской авиации в годы Второй мировой войны

63
Противотанковые возможности американской авиации в годы Второй мировой войны

До вступления во Вторую мировую войну в США не имелось специализированных боевых самолётов, предназначенных для борьбы с бронетехникой. Работы в этом направлении начались позже, чем в других странах и, несмотря на создание ряда летающих прототипов, не завершились принятием на вооружение реальных образцов.


В дальнейшем для борьбы с танками, помимо истребителей-бомбардировщиков и легких бомбардировщиков, наносивших авиаудары с использованием реактивных снарядов, баков с напалмом, 113-кг, 227-кг и 454-кг авиабомб по скоплениям вражеской бронетехники, активно работали дальние четырёхмоторные бомбардировщики, несущие тяжелые фугаски.

В отличие от британских Королевских военно-воздушных сил, в ВВС США не было эскадрилий, специализирующихся на охоте за немецкой бронетехникой. Американские истребители-бомбардировщики, привлекаемые для ударов по наземным целям, действовали по заявкам наземных авианаводчиков или занимались «свободной охотой» в ближнем немецком тылу или на коммуникациях. После высадки союзных войск в Нормандии основной тактикой противодействия немецким танкам и САУ стала изоляция поля боя и недопущение подвоза на фронт снаряжения, боеприпасов и горючего, а также не допущение возможности своевременного обслуживания, ремонта и эвакуации неисправной бронетехники.

Истребитель-бомбардировщик/пикирующий бомбардировщик А-36А Apache


В начальный период войны ВВС США не располагали штурмовиками непосредственной авиационной поддержки и, хотя проектирование таких самолётов велось, серийно они не строились. Для уничтожения бронированных целей американцы активно применяли самолёты, изначально для этого не предназначенные. Из всех американских боевых самолётов истребители-бомбардировщики «Мустанг» и «Тандерболт», действующие над передним краем и в ближнем немецком тылу, уничтожили и подбили больше всего танков.

Первым американским самолетом, добившимся заметных успехов в деле борьбы с вражеской бронетехникой, стал относительно малоизвестный у нас истребитель-бомбардировщик A-36 Apache, используемый также для бомбометания с пикирования.


A-36А Apache

Первые истребители «Мустанг» появились в строевых эскадрильях RAF в начале 1942 года. Самолёт обладал прекрасной аэродинамикой, был простым в управлении и имел хорошую манёвренность.

Однако двигатель Allison V-1710-39, устанавливаемый на истребитель «Мустанг I» после набора высоты более 4 000 метров существенно терял мощность. С учётом того, что воздушные схватки над Британскими островами в основном проходили на средних и больших высотах, боевая ценность первого «Мустанга» как перехватчика была не высока. В связи с этим всю партию истребителей американского производства передали Тактическому воздушному командованию, непосредственно взаимодействовавшему с армейскими подразделениями.

Британские пилоты, летавшие на «Мустангах» первой модификации, в основном занимались маловысотной фоторазведкой, свободной охотой на железнодорожных и автомобильных дорогах и атаковали точечные наземные цели вдоль побережья. Позже в число их задач ввели перехват одиночных немецких самолётов, пытающихся на малой высоте, вне зоны видимости британских радаров, прорваться и нанести удары по объектам в Великобритании.

С учетом успехов маловысотных истребителей «Мустанг», в апреле 1942 года компания North American получила заказ на создание чисто ударного самолёта, который мог бы сбрасывать бомбы с пикирования. Всего предполагалось построить 500 самолётов.

Ударный А-36А имел максимальный взлётный вес 4 535 кг. Практическая дальность полёта составляла 1 200 км. Двигатель жидкостного охлаждения Allison 1710-87 мощностью 1 325 л. с. в горизонтальном полёте мог разогнать самолет до 587 км/ч. Встроенное вооружение включало в себя шесть 12,7-мм пулемётов. Боевая нагрузка первоначально состояла из двух 227-кг (500-фунтовых) бомб, в дальнейшем на пикировщик стали подвешивать зажигательные баки с напалмом.

В связи с тем, что в крутом пике «Апач» мог развить очень высокую скорость, для обеспечения безопасного бомбометания на А-36А установили перфорированные тормозные щитки.


Первое боевое применение «Апачей» произошло в июле 1942 года. Пилоты 27-й легкой бомбардировочной группы и 86-й группы пикирующих бомбардировщиков, действующие в Италии, приступили к выполнению первых боевых заданий, совершая атаки по целям в Сицилии, и в течении месяца было выполнено более 1 000 боевых вылетов. В августе 1943 года обе группы переименовали в истребительно-бомбардировочные.

На начальном этапе пилоты А-36А в основном бомбили с пикирования. Обычно боевые вылеты совершались в составе группы 4–6 самолётов, которые поочерёдно пикировали на цель с высоты 1 200–1 500 м, точность бомбометания при этом была достаточно высокой. После сброса бомб цель зачастую обстреливали из пулемётов, совершая 2–3 боевых захода.

Конструкторы и командование считали, что залогом неуязвимости «Апачей» является их высокая скорость. Отчасти это было так, но в расчёт не принимались достаточно высокие характеристики немецкой малокалиберной зенитной артиллерии и уровень подготовки зенитных расчётов. При совершении повторных заходов на цель зенитчики успевали среагировать и пристреляться, и потери пикировщиков зачастую были очень значительными. Кроме того, при пикировании с высокой скоростью самолёт часто становился неустойчивым, что было связано с ненормальной работой аэродинамических тормозов.

Для снижения потерь была применена другая тактика: все бомбы сбрасывали в одном заходе, бомбометание осуществлялось с более пологого угла пикирования и с большей высоты. Это позволило снизить потери, но и точность бомбометания существенно упала.

Наблюдатели отмечали, что А-36А весьма успешно действовали по местам скопления бронетехники и транспортным колоннам. Однако 500-фунтовые бомбы мало подходили для использования против танков, развёрнутых в боевые порядки. Боевая эффективность «Апачей» против танков могла бы быть существенно выше при использовании зажигательных баков с напалмом. Но зажигательные баки применялись в основном против японцев, в джунглях Бирмы.

Стоит отметить, что «Апач» не был лёгким противником для неприятельских истребителей и вполне мог за себя постоять, но чаще всего истребители-бомбардировщики благодаря высокой скорости полёта отрывались от вражеских перехватчиков.

На определённом этапе боевых действий «Апачи» сыграли очень заметную роль, оказав существенное влияние на ход боевых действий на отдельных участках фронта. Так, в сентябре 1943 года истребители-бомбардировщики А-36А и тяжелые истребители Р-38 оказали едва ли не решающую помощь подразделениям 5-й армии США на Апеннинах, которые попали в очень сложную ситуацию. Благодаря серии успешных ударов по точкам концентрации сил противника, мостам и коммуникациям, наступательный порыв немецких войск удалось остановить.

Именно пилоты «Апачей» выработали тактику, которая впоследствии оказалась наиболее успешной. Вместо того, чтобы гонятся за вражескими танками на поле боя, их старались накрыть во время движения в колоннах по узким дорогам, предварительно разрушив мосты и переправы или создав завалы из разбитой техники на ключевых перекрёстках и горных дорогах.

Всего на Средиземноморском и Дальневосточном театрах истребители-бомбардировщики А-36А совершили 23 373 боевых вылета, в ходе которых было сброшено более 8 000 тонн бомб. В воздушных боях А-36А сбили 84 вражеских самолёта. Собственные потери составили 177 единиц. Большая часть потерянных «Апачей» была поражена зенитным огнём.

Боевая карьера А-36А в боевых эскадрильях ВВС США завершилась в первой половине 1944 года, когда начали массово поступать истребители P-51D Mustang и P-47D Thunderbolt.

Истребители-бомбардировщики P-51D Mustang и P-47D Thunderbolt и их вооружение, используемое против бронетехники


К моменту высадки войск союзников на севере Франции американские эскортные истребители Р-51 и P-47, благодаря увеличенной дальности полёта, могли сопровождать бомбардировщики в рейдах над всей территорией Германии. Их характеристики улучшились настолько, что они стали способны уверенно противостоять любым самолётам люфтваффе.

На обратном пути лётчики «Мустангов» и «Тандерболтов» зачастую обстреливали наземные цели из пулемётов. Также выяснилось, что эти самолёты в случае подвески бомб и ракет способны эффективно оказывать непосредственную авиационную поддержку наземным подразделениям и бороться с танками.


P-51D Mustang

«Мустанг» был не только очень красивым, но и одним из самых скоростных американских поршневых истребителей периода Второй мировой войны. После того как Р-51D получил двигатель Rolls-Royce Merlin V-1650-7 максимальной мощностью 1 695 л. с., он мог разогнаться в горизонтальном полёте до 705 км/ч. При максимальной взлётной массе 5 262 кг боевой радиус составлял 1 520 км.

Встроенное вооружение «Мустанга» было стандартным для американской истребительной авиации – шесть 12,7-мм «Браунингов». На Р-51D устанавливали усиленные бомбодержатели. Теперь истребитель-бомбардировщик мог нести две бомбы по 454 кг – по тем временам это была нормальная бомбовая нагрузка фронтового бомбардировщика. Соответственно, вместо бомб можно было взять реактивные снаряды или подвесные баки большей емкости.


Истребитель модификации Р-51D стал самым массовым в семействе «Мустангов», их было построено более 7 900 единиц. Хотя самолёт имел двигатель жидкостного охлаждения, который был менее устойчивым к боевым повреждениям, чем мотор, охлаждаемый воздухом, это не стало препятствием для активного использования «Мустангов» в ударных миссиях.

«Тандерболт» был не столь изящен, как «Мустанг», и не обладал такой хорошей аэродинамикой. Но этот самолёт являлся ярким примером того, что очень мощный двигатель способен обеспечить достаточно высокие лётные данные машине, не блещущей совершенством форм.


Р-47D Thunderbolt

Двигатель воздушного охлаждения Pratt Whitney R-2800-63 с мощностью на форсаже 2 300 л. с. обеспечивал в горизонтальном полёте скорость немногим более 700 км/ч. Максимальная взлётная масса составляла 7 998 кг. Столь тяжелому самолёту, оснащенному очень мощным мотором, не было равных в пикировании, чем американские пилоты часто пользовались, когда было нужно оторваться от вражеских истребителей. В отвесном падении Р-47D мог превысить скорость 850 км/ч. Дальность полета позволяла сопровождать дальние бомбардировщики. При использовании ПТБ – 2 897 км.


Вооружение Р-47D было очень мощным – восемь 12,7-мм пулемётов. В качестве истребителя-бомбардировщика на Р-47D можно было подвесить до 1 135 кг бомб: две 454-кг бомбы под крыльями и одну 227-кг бомбу под фюзеляжем.

«Тандерболты» активно воевали на всех ТВД, всего заказчик принял 12 602 истребителя модификации Р-47D.

Когда пилотам американских истребителей-бомбардировщиков предстояло действовать против вражеской бронетехники, они предпочитали использовать реактивные снаряды.


Американский военнослужащий держит в руках 114-мм неуправляемую авиационную ракету М8А2

Американский 114-мм (4,5 дюйма) реактивный снаряд М8 по сравнению с британской ракетой RP-3 имел гораздо более совершенную конструкцию, отличался лучшей аэродинамикой пусковых установок, хорошим весовым совершенством и высокой точностью стрельбы. Этого удалось добиться за счёт удачной компоновки и использования подпружиненных стабилизаторов, которые раскрывались при выходе реактивного снаряда из трубчатой пусковой установки.


Истребитель-бомбардировщик Р-51D с ПУ НАР М8

Реактивный снаряд М8 имел массу 17,6 кг и длину 911 мм. Двигатель, содержащий 2,16 кг твёрдого топлива, разгонял его до 260 м/с. На практике скорость ракеты суммировалась со скоростью полёта носителя. Фугасная боевая часть содержала 1,9 кг тротила. В случае прямого попадания ракеты с фугасной боеголовкой, она проламывала броню толщиной до 30 мм. Также имелась бронебойная модификация со стальной болванкой, которая при прямом попадании могла пробить 45–50-мм броню, но использовались такие ракеты редко.

Боевое применение реактивных снарядов М8 началось весной 1943 года. Первым носителем ракет М8 был истребитель P-40 Tomahawk, но впоследствии эти НАР получили очень широкое распространение и использовались на одномоторных и двухмоторных американских боевых самолётах.


Истребитель-бомбардировщик P-47D с пусковыми установками ракет М8

В конце 1943 года в серию пошли улучшенные модели М8А2 и М8А3. Эти модификации получили складные стабилизаторы увеличенной площади, что позволило улучшить устойчивость после пуска. Масса взрывчатки в боевой части возросла на 200 г. Благодаря использованию новой рецептуры пороха, была увеличена тяга маршевого ракетного двигателя, что в свою очередь благотворно сказалось на точности и дальности стрельбы.

Всего до начала 1945 года было произведено более 2,5 млн 114-мм авиационных ракет.

В целом семейство НАР М8 оказалось очень удачным. По точности стрельбы 114-мм американские авиационные ракеты превосходили британские RP-3 примерно в 2 раза. В то же время, обладая хорошим действием по живой силе и слабо защищённым целям, реактивные снаряды М8 не всегда могли поразить тяжелую бронетехнику и ДОТы даже при прямом попадании. В связи с этим в 1944 году на вооружение американской авиации приняли 127-мм НАР 5HVAR (англ. High Velocity Aircraft Rocket – высокоскоростная авиационная ракета). В ВВС США она получила неформальное имя «Святой Моисей» (Holy Moses).


127-мм НАР 5HVAR

В качестве осколочно-фугасной части ракеты 5HVAR использовался 127-мм артиллерийский снаряд массой 20,4 кг, снаряженный 3,5 кг тротила. Без учёта скорости самолёта-носителя реактивный снаряд длиной 1,83 м и массой 64 кг разгонялся маршевым твердотопливным двигателем до 420 м/с.

Для уничтожения бронированных целей предназначалась ракета со сплошной стальной боеголовкой, с твердосплавным наконечником. Согласно американским данным, 127-мм НАР со сплошной стальной бронебойной боевой частью была способна пробить лобовую броню немецкого «Тигра», а осколочно-фугасная ракета в случае прямого попадания гарантировано выводила из строя средние танки и САУ на их базе.


На испытаниях 5-дюймовыми осколочно-фугасными ракетами удавалось проламывать 57-мм корабельную цементированную броню. В непосредственной близости от точки взрыва осколками могла быть пробита броня толщиной 12–15 мм. Несмотря на то, что на данной ракете использовались нескладные крестообразные стабилизаторы, по точности пуска она не уступала М8.

По комплексу служебно-эксплуатационных и боевых характеристик 127-мм 5HVAR считаются наиболее совершенным типом неуправляемых авиационных реактивных снарядов из числа применявшихся американцами во время Второй мировой войны. Они получили широкое распространение в странах-союзниках США и в ряде государств стояли на вооружении до конца 1990-х годов.

На немецкую бронетехнику с американских истребителей-бомбардировщиков часто сбрасывали 113-кг, 227-кг и даже 454-кг бомбы. При этом для исключения поражения осколками собственных бомб приходилось жестко ограничивать минимальную высоту сброса или применять взрыватели с замедлением. Также со средины 1944 года в Европе с одномоторных ударных самолётов стали сбрасывать 625-литровые баки с напалмом, но использовали их относительно не часто.


В роли бомбовозов чаще использовались более грузоподъёмные «Тандерболты», а под крылья «Мустангов», как правило, подвешивали реактивные снаряды. Понятно, что Р-47D сильно уступал по точности бомбометания специализированным пикирующим бомбардировщикам, но с учётом калибра бомб, сбрасываемых с «Тандерболтов», величина промаха зачастую не имела определяющего значения.

Эффективность действий американской авиации против немецких танков


Американцы во многом вынуждено применяли для решения ударных задач истребители-бомбардировщики. Впрочем, такое решение оказалось вполне удачным, что связано со специфическими условиями боевых действий в Западной Европе. К моменту высадки союзников в Нормандии основные лучшие лётные кадры немцев были перемолоты на Восточном фронте или защищали небо Германии от разрушительных налётов тяжелых бомбардировщиков.

Даже при наличии в люфтваффе исправных истребителей, они зачастую не могли подняться в воздух из-за хронической нехватки авиационного бензина. Да и зенитная артиллерия немцев на Западном фронте в 1944 году была совсем не той, что, скажем, в 1942 году на Востоке. Нет ничего удивительного, что в этих условиях небронированные «Мустанги» и «Тандерболты» доминировали над полем боя и пиратствовали в ближнем тылу противника.

Типичной тактикой американских истребителей-бомбардировщиков была внезапная атака с пологого пикирования. При действиях по колоннам, железнодорожным узлам, артиллерийским позициям и другим целям за линией немецкой обороны повторные боевые заходы во избежание потерь от зенитного огня, как правило, не выполнялись. Американские пилоты, оказывая непосредственную авиационную поддержку своим подразделениям, также старались наносить «молниеносные удары», после чего осуществляли уход на малой высоте.

В отличие от советских Ил-2, они не утюжили цель, совершая по нескольку атак, и соответственно потери американских истребителей-бомбардировщиков от малокалиберной зенитной артиллерии были минимальными. При такой тактике, с учётом тотального превосходства союзников в воздухе и количества американских ударных самолётов, ежедневно вылетающих на боевые задания, для немцев в дневное время при лётной погоде оказывалось невозможным любое движение по дорогам в прифронтовой полосе.


Непрекращающиеся атаки с воздуха оказывали изнуряющее воздействие на танкистов. Как говорили сами немцы, на Западном фронте у них выработался «немецкий взгляд» – личный состав панцерваффе даже вдали от передовой постоянно с тревогой смотрел в небо в ожидании авиационного налёта.


В целом же средняя эффективность бомбово-штурмовых ударов Р-51D и Р-47D с использованием бомб и ракет была примерно такой же, как у советских или немецких штурмовиков. Так, в идеальных условиях полигона в неподвижную цель ракетами удавалось попасть в 6–8 % пусков.

Не лучше дела с точностью реактивных снарядов обстояли на поле боя. Так, при обследовании подбитой и уничтоженной немецкой бронетехники на месте боёв в Арденнах выяснилось, что реактивными снарядами было поражено всего 6 танков и САУ, хотя пилоты утверждали, что им удалось добиться попаданий в 66 бронированных машин. При массированной атаке ракетами танковой колонны из примерно полусотни танков на шоссе в окрестностях Ла-Балейна во Франции было заявлено об уничтожении 17 единиц. В ходе обследования места авиаудара на месте обнаружили только 9 танков, и лишь два из них нельзя было восстановить.

С учётом тотального превосходства в воздухе, имевшегося у союзников на завершающем этапе войны, американцы могли использовать против немецких танков всю имеющуюся у них боевую авиацию, в том числе и тяжелые бомбардировщики. Известно немало случаев, когда к бомбёжке немецких танковых подразделений привлекались десятки тяжелых бомбардировщиков В-17 и В-24, которые ковровым бомбометанием сметали места сосредоточения войск противника. После таких массированных бомбёжек даже уцелевшие экипажи на исправных танках из-за сильнейшего морального потрясения зачастую теряли боеспособность.

Непосредственная охота за немецкой бронетехникой была не столь действенной в части снижения боеспособности противника, как парализующие удары по немецким транспортным коммуникациям. Намного более эффективными являлись атаки против незащищённых бронёй целей, таких как железнодорожные составы, тягачи, грузовики и бензовозы.

Истребители-бомбардировщики союзников в дневное время при хороших метеоусловиях надежно блокировали передвижение немецких войск, делали невозможным подвоз боеприпасов, горючего, продовольствия и эвакуацию повреждённой техники. Это обстоятельство самым негативным образом сказывалось на возможностях германских войск. Немецкие танкисты, оставшись без горючего, боеприпасов и запчастей, были вынуждены бросать свои машины.

Таким образом, американские истребители-бомбардировщики, не способные поразить большую часть вражеской бронетехники, стали наиболее эффективным противотанковым средством, лишив противника снабжения.
Автор:
Статьи из этой серии:
Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны
Немецкая противотанковая авиация, используемая в 1941–1943
Немецкая противотанковая авиация на завершающем этапе Второй мировой
Противотанковые возможности британской авиации в годы Второй мировой войны
Использование 37-мм и 75-мм пушек в составе вооружения американских боевых самолётов в годы Второй мировой
63 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Eva Star
    Eva Star 21 ноября 2022 06:12
    +2
    Главное преимущество США, это частные военные компании, которые борются за поставки техники в вооруженные силы. Прогресс любит конкуренцию, надеюсь наши тоже к этому придут со временем, особенно это актуально в развитии беспилотников и различных электронных систем, даже СУО можно заказать у частников.
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 21 ноября 2022 07:34
      +3
      Цитата: Eva Star
      Главное преимущество США, это частные военные компании, которые борются за поставки техники в вооруженные силы.

      Главное преимущество не в том что они частные, а в том что их МНОГО (больше одной).

      предварительно разрушив мосты и переправы
      Интересно, это "открытие" насчёт мостов озарит руководство СВО наконец?
      1. Oleg812spb
        Oleg812spb 21 ноября 2022 15:23
        0
        И с потребностями там, вроде, определяются получше
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 21 ноября 2022 16:38
          -1
          Цитата: Oleg812spb
          И с потребностями там, вроде, определяются получше

          Потребности это вроде требований военных? Так их не рыночек, а Министерство обороны определяет...
          1. Oleg812spb
            Oleg812spb 21 ноября 2022 23:54
            +2
            Вот я и намекаю на их Министерство обороны. А уж кому контракт достанется - от многих факторов зависит.
            1. Владимир_2У
              Владимир_2У 22 ноября 2022 08:38
              -1
              Цитата: Oleg812spb
              Вот я и намекаю на их Министерство обороны.

              Тогда ясно, тогда достаточно сравнить РЭНД и ... похоже не с чем сравнивать...
    2. Azat15
      Azat15 22 ноября 2022 10:24
      -4
      Почитайте историю принятия на вооружение весьма удачного F/A-18.
      И F15 в принципе то же.
      И в первом и во втором случае использовались подковерные игры концернов. В итоге вместо первого стали выпускать явно не сильно удачный F16, а второй "выиграл" у куда более функционального F14.
  2. certero
    certero 21 ноября 2022 06:26
    0
    Так пробивали лобовую броню тигра эти ракеты или нет?
    На западном фронте союзники смогли надёжно обеспечить господство в воздухе поэтому их авиация действовала весьма эффективно. Ну и понятное дело что значительно более совершенные самолёты позволяют действовать намного лучше
    1. роман66
      роман66 21 ноября 2022 09:50
      +2
      Так пробивали лобовую броню тигра эти ракеты или нет

      сомнительно, масса неплоха. но скорость маловата, хотя на заключительном этапе войны были данные об ухудшении качества немецкой брони
    2. Oleg812spb
      Oleg812spb 21 ноября 2022 15:19
      +1
      Витмана с его Тигром некоторые записывают в жертвы ракет штурмовой авиации.
  3. 3x3zsave
    3x3zsave 21 ноября 2022 06:52
    +8
    «Мустанг» был не только очень красивым,
    Согласен полностью! Из поршневых красивее только "SuperTucano", но это уже другая история.
    Спасибо, Сергей!
    1. Tucan
      Tucan 21 ноября 2022 07:12
      +5
      Цитата: 3x3zsave
      «Мустанг» был не только очень красивым,
      Согласен полностью! Из поршневых красивее только "SuperTucano", но это уже другая история.
      Спасибо, Сергей!

      Относительно эстетического восприятия "Мустанга" и "Супертукано" полностью с вами согласен. Но справедливости ради, стоит отметить, что бразильский УТС, который часто используется как лёгкий штурмовик, имеет турбовинтовую силовую установку.
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 21 ноября 2022 07:19
        +4
        Да, конечно. Написал не подумав. Спасибо!
    2. Engineer
      Engineer 21 ноября 2022 08:13
      +4
      Из поршневых красивее только "SuperTucano"

    3. Hagen
      Hagen 21 ноября 2022 12:40
      0
      Цитата: 3x3zsave
      Из поршневых красивее только "SuperTucano"

      С каких пор Супер Тукано стал вдруг поршневым? EMB 314 Super Tucano - силовая установка: 1 турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68C мощностью 1196 кВт (1604 л.с.)
    4. Морской Кот
      Морской Кот 21 ноября 2022 13:05
      +5
      Привет, Антон! smile

      «Мустанг» был не только очень красивым,


      Ну, так нужно было поддерживать марку! wink Красивыми были все, кто носил это имя.




      Сергею, как и всегда, большое спасибо за великолепную работу! good

      Непосредственная охота за немецкой бронетехникой была не столь действенной в части снижения боеспособности противника, как парализующие удары по немецким транспортным коммуникациям. Намного более эффективными являлись атаки против незащищённых бронёй целей, таких как железнодорожные составы, тягачи, грузовики и бензовозы.


      Вот так, и без непосредственных налётов на боевую технику, авиация добивалась эффективного воздействия на возможности германских танковых войск. Хотя поражали и танки, янки в своё время оспаривали у англичан честь уничтожения танка Виттмана со всем экипажем, приписывая это своим "Тандерболтам", но это, конечно, не факт.
    5. Yorick
      Yorick 21 ноября 2022 19:35
      0
      Согласен полностью!

      Commonwealth Aircraft Corporation CA-15 Kangaroo ничуть не хуже.
  4. Mister X
    Mister X 21 ноября 2022 08:19
    +3
    Однако двигатель Allison V-1710-39, устанавливаемый на истребитель «Мустанг I»...
    Автор: Сергей Линник

    Какую мощность он выдавал?
    Кроме мощности чем от него отличался V-1710-87?
    1. Yorick
      Yorick 22 ноября 2022 10:47
      +2
      Кроме мощности чем от него отличался V-1710-87

      Самое большое отличие - передаточное отношение привода нагнетателя. Из других отличий - распределители зажигания, магнето, маслонасосы, наличие ил отсутствие синхронизатора и т.д.
      1. Mister X
        Mister X 23 ноября 2022 09:08
        +2
        Цитата: Yorick
        Самое большое отличие

        Спасибо
        1. Yorick
          Yorick 23 ноября 2022 09:15
          +1
          Спасибо

          Не за что. Обращайтесь, если что.
  5. Негритенок
    Негритенок 21 ноября 2022 08:21
    +2
    Даже Сергей всё-таки ввернул про Восточный фронт в разговоре об американских самолетах. Печально.

    Для справки. Тандер имел исключительно высокую нагрузку на крыло. От того его аэродинамика была хоть и хуже мустанговской, но сравнима с худым, к примеру. 850 км/ч это стандартная скорость пикирования (предельная скорость) для любого американского самолёта, включая Кобру. Конкретно Р-47 на больших высотах мог достигать 1000км/ч по приборам (но возможно это охотничьи истории). В то же время исключительные скоростные характеристики при пикировании, посредственная маневренность и отсутствие воздушных тормозов на Тандере почти исключали крутое пикирование при работе по земле. Обычно работали с пологого пикирования, не больше 45 градусов.

    Также забавно, что не избалованные вниманием ВВС Армии американские танкисты в мемуарах по 44 году сплошь и рядом называют Тандер "пикировщиком".
    1. Engineer
      Engineer 21 ноября 2022 08:52
      +4
      От того его аэродинамика была хоть и хуже мустанговской, но сравнима с худым

      Лучше она была (чем у худого)
      850 км/ч это стандартная скорость пикирования (предельная скорость) для любого американского самолёта, включая Кобру.

      Так стандартная или предельная?
      Прочностным пределом для Мустанга в пикировании был 0.81 М . На 0.83М начиналось разрушение конструкции. Но поскольку разрушение-процесс вероятностный, то Мустанг в исключительных случаях достигал 0,83-0.85.
      В мануале Мустанга было прописано 505 миль ограничение скорости -808 км. В бою пилоты разгонялись до 550миль -880 км
      Для тандера ограничение скорости по мануалу- 500 миль
      Во всех случаях речь идет об измеренной скорости IAS
      Реальная скорость (TAS) с ростом высоты все больше превышает измеренную
      1. Негритенок
        Негритенок 21 ноября 2022 10:35
        +3
        Цитата: Engineer
        Так стандартная

        Под словом "стандартная" имелось в виду "любой самолёт имел возможность разогнаться до такой скорости".
        Цитата: Engineer
        Прочностным пределом для Мустанга в пикировании был 0.81 М . На 0.83М начиналось разрушение конструкции. Но поскольку

        965 км/ч на уровне моря. Давайте без М лучше))

        ОК, уточнять так уточнять.

        В мануале 45-го года (51-127-5) написано, что в случае Мустанга проблемой является не планер, а волновой кризис (compressibility), который делает пикирование неуправляемым. TAS от 495 до 560 в зависимости от высоты. 796-901 км/ч.
        505 - это IAS на 5000 футах. ТАS соответственно 900 км/ч.
        1. Engineer
          Engineer 21 ноября 2022 11:14
          +2
          965 км/ч на уровне моря. Давайте без М лучше))

          С М все норм.Это объективный критерий. Ясно,что на уровне моря 0,81М не достижим. Другое дело что точно определить М не всегда возможно, но это же касается IAS
          В мануале 45-го года (51-127-5) написано, что в случае Мустанга проблемой является не планер, а волновой кризис (compressibility),

          Здесь нет противоречий. Волновой кризис сопровождается сильнейшими вибрациями которые самолет может не выдержать . Англичане повредили свой Мустанг на 0.84М
          http://www.wwiiaircraftperformance.org/mustang/p-51d-dive-27-feb-45.pdf
          1. Негритенок
            Негритенок 21 ноября 2022 11:27
            +4
            Цитата: Engineer
            но это же касается IAS

            ИАС это как раз приборная скорость, как я понимаю, давление воздуха на датчик. Поэтому она так падает на высоте.
            Цитата: Engineer
            Здесь нет противоречий.

            Ну как бы не помешает уточнить. Одно дело у вас теряют эффективность органы управления, другое дело с вашего крыла начинает срывать фанеру.

            Впрочем, мы ушли от темы.
            1. Engineer
              Engineer 21 ноября 2022 11:37
              +2
              ИАС это как раз приборная скорость, как я понимаю, давление воздуха на датчик. Поэтому она так падает на высоте.

              Спасибо, кэп. Мысль была в том, что сам процесс измерения скорости прибором далеко не столь тривиален как можно подумать.
              Ну как бы не помешает уточнить. Одно дело у вас теряют эффективность органы управления, другое дело с вашего крыла начинает срывать фанеру.

              Англичане в рапорте пишут про конструктивную прочность. Треснул радиатор, разорвало гидромагистраль, погнуло закрылок.
              Американские пилоты пишут про потерю управления.
              1. Негритенок
                Негритенок 21 ноября 2022 11:51
                +3
                ОК, пришли к тому, что 0,84 это невер эксидед по планеру. 892км/ч на высоте 11 км.
                1. Engineer
                  Engineer 21 ноября 2022 12:01
                  +3
                  Вроде бы да, но есть странные моменты.
                  У англичан ни слова о проблемах с управляемостью. Только сказано что на 0.75 М начал слегка роллить
                  Мне известно два свидетельства американских пилотов про пикирование на предельных скоростях. Там именно про потею управления, но ни слова о повреждениях конструкции.
                  1. Негритенок
                    Негритенок 21 ноября 2022 12:15
                    +2
                    Как вы сказали, процесс разрушения планера - вопрос вероятностный. Плюс в зависимости от высоты аэродинамическое давление могло отличаться в разы при одном и том же числе маха.
                  2. роман66
                    роман66 21 ноября 2022 16:25
                    +2
                    а зачем же на самолеты стреловидное крыло ставить стали? не для полетов на сверхзвуке разве?
    2. роман66
      роман66 21 ноября 2022 09:56
      0
      была статья, кажись в " Крыльях Родины" об испытании Тандерболта советскими пилотами, с приговором - это не истребитель.
      1. Негритенок
        Негритенок 21 ноября 2022 10:54
        +5
        Советские пилоты не летали на тех высотах и скоростях, где Тандерболт был королем неба.
  6. Zaurbek
    Zaurbek 21 ноября 2022 10:15
    0
    Мне кажется можно подумать над штурмовиком с ТВД типа ВК2500..... в дополнение к вертолетам и с аналогичным вооружением.
    1. Негритенок
      Негритенок 21 ноября 2022 10:42
      +3
      Уже давно подумали.
      https://topwar.ru/93960-boevaya-selskohozyaystvennaya-aviaciya.html
      1. Zaurbek
        Zaurbek 21 ноября 2022 11:22
        +2
        Окончание данной статьи:
        . В данный момент лёгкие турбовинтовые многоцелевые самолёты весьма востребованы, и спрос на них растёт с каждым годом. К сожалению, на этом рынке наша страна пока предложить ничего не может.

        И тут одна из главных мыслей - привязаться к серийному ТВД и вооружению...
        1. роман66
          роман66 21 ноября 2022 16:26
          +3
          и сделать таки свой " супертукано"!
  7. iouris
    iouris 21 ноября 2022 11:00
    +4
    Прошу обратить внимание на следующий пассаж:
    "Так, в идеальных условиях полигона в неподвижную цель ракетами удавалось попасть в 6–8 % пусков."
    Ничего не изменилось. Это актуально и сегодня.
    Когда вы видите супер-пупер вертолёт, который запускает ракеты с кабрирования, то что вы думаете? Какова вероятность попадания в наземную цель? А в "Украину"?
    А сколько стоит одна ракета? А сколько стоит один час налёта? Не задумывались? А зря. Особенно, если вы работаете в Генеральном Штабе.
  8. Костадинов
    Костадинов 21 ноября 2022 11:02
    -2
    В отличие от советских Ил-2, они не утюжили цель, совершая по нескольку атак, и соответственно потери американских истребителей-бомбардировщиков от малокалиберной зенитной артиллерии были минимальными.

    1. Потери от немецкой МЗА американских самолетов на поле боя били весьма тяжелие. От МЗА они несли 80-90 % всех своих боевих потерь, которие били сравними по числености с потери советских штурмовиков за одинаковой период времени и намного больше по стоимости потеряних самолетов. То же самое потом било в Корее.
    2. Потери врага на земли от ударов авиации американци преувеличивали в среднем в 8-10 раз. Ето результат ряд иследование и во Второй мировой и в Корее. Доля авиация в потери врага била в среднем 5-6 %.
    1. Негритенок
      Негритенок 21 ноября 2022 11:09
      +4
      Цитата: Костадинов
      От МЗА они несли 80-90 % всех своих боевих потерь

      Цитата: Костадинов
      Потери врага на земли от ударов авиации американци преувеличивали в среднем в 8-10 раз

      Все цифры высосаны из пальца.
  9. Костадинов
    Костадинов 21 ноября 2022 11:53
    +2
    Цитата: Негритенок
    Цитата: Костадинов
    От МЗА они несли 80-90 % всех своих боевих потерь

    Цитата: Костадинов
    Потери врага на земли от ударов авиации американци преувеличивали в среднем в 8-10 раз

    Все цифры высосаны из пальца.

    Совсем нет.
    1. Потери американской и союзной авиации на Западе в 1944-45 по типам самолетов и причин потери доступни для всех желающих.
    А потери в Корее можно найти и по отдельним самолетам и предполагаемой причине потери.
    2. Анализ заявок уничтоженой техники, в том числе танков, и реальних результатов американской авиации на Западе 44-45 и в Корее тоже легко доступни. Надо только проявлят интерес к реальной статистики, а не к рьибацко-охотничие сказки о войнах.
    1. Негритенок
      Негритенок 21 ноября 2022 12:00
      +2
      Цитата: Костадинов
      Потери американской и союзной авиации на Западе в 1944-45 по типам самолетов и причин потери

      Не доступны. Мало того, их никогда не существовало, учитывая практику американцев списывать всё, что смогло дотянуть до аэродрома, по техническим причинам.
      По Корее аналогично.
      Цитата: Костадинов
      Анализ заявок уничтоженой техники

      Заявки никогда никого не интересовали, кроме бухгалтерии и наградного отдела.
      1. Engineer
        Engineer 21 ноября 2022 12:34
        +5
        Не доступны. Мало того, их никогда не существовало, учитывая практику американцев списывать всё, что смогло дотянуть до аэродрома, по техническим причинам.

        https://apps.dtic.mil/sti/pdfs/ADA542518.pdf
        Для Европейского ТВД общие потери -17062 самолета. В боевых операциях -11687. От зениток 5380.
        Никаких странностей не наблюдаю. Небоевые потери вроде бы даже ниже чем в ВВС РККА (там по памяти под 50%)
        Проблема учета damaged beyond repair существовала для статистики всех воюющих стран.
        Американская статистика потерь по войне в целом едва ли не самая простая, подробная и доступная.
        Все посчитано аж в декабре 45-го.Остальным учиться
        1. Негритенок
          Негритенок 21 ноября 2022 13:33
          +3
          )))
          Вы и тут решили уточнить.

          Немного не к спеху работать с 300 страничным документом. Там есть что-нибудь про потери от МЗА в количестве 90% от общих? Тут товарищу нужно потерю 30+ тысяч Ил-2 перебить.
          1. Engineer
            Engineer 21 ноября 2022 13:41
            0
            Вы и тут решили уточнить.

            Всех американофобов ждет кара am
            Там есть что-нибудь про потери от МЗА в количестве 90% от общих?

            Потери от зениток не разбиты на МЗА и большие калибры, увы.
            1. Негритенок
              Негритенок 21 ноября 2022 14:21
              +2
              А вместе сколько по одномоторникам?

              PS Вэнгард лучше Аляски.
              1. Engineer
                Engineer 21 ноября 2022 16:00
                +2
                А вместе сколько по одномоторникам?

                стр 255 в документе.
                PS Вэнгард лучше Аляски.

                На флаг только слоупока ему вместо святого Георгия.
                1. Негритенок
                  Негритенок 21 ноября 2022 16:38
                  +3
                  Цитата: Engineer
                  флаг только слоупока

                  Зато деньги отдали пенсионерам.
                  Цитата: Engineer
                  стр 255 в документе.

                  2449 самолётов за три года? Неужели патриот опять врёт?
                  1. Engineer
                    Engineer 21 ноября 2022 16:42
                    +1
                    2449 самолётов за три года?

                    Что опять не так?
                    Театр уточнили? Дату начала плотных боев вспомнили? С потерями 8-й ВА сравнили?
                    1. Негритенок
                      Негритенок 21 ноября 2022 16:50
                      +2
                      Мне тут товарищ патриот обещал извести тандерболтов примерно как Ил-2.
                      Цитата: Костадинов
                      От МЗА они несли 80-90 % всех своих боевих потерь, которие били сравними по числености с потери советских штурмовиков за одинаковой период времени
                      1. Engineer
                        Engineer 21 ноября 2022 16:55
                        -1
                        Ваши ожидания это ваши проблемы (с)
        2. Korax71
          Korax71 21 ноября 2022 16:58
          +4
          Нужно отдать им должное hi статистика потерь весьма правдоподобна,причем и для последующих конфликтов,причем касается не только авиации.
  10. Костадинов
    Костадинов 21 ноября 2022 12:59
    -1
    Не доступны. Мало того, их никогда не существовало, учитывая практику американцев списывать всё, что смогло дотянуть до аэродрома, по техническим причинам.
    По Корее аналогично.

    Буду верить своим глазам и то что записал из нета. Практика списиват как можно больше потери на технических причин у американцев есть, но статистика потери и причин все таки имеется.
  11. Костадинов
    Костадинов 21 ноября 2022 18:08
    +1
    1. Безвозвратние потери только ВВС США в боевих вьилетов на так називаемий Европейский театр свише 17 тисяч и на Средиземноморском которий не входит в Европейский свише 10 тисяч. При етом они воевали за более короткий период против сухопутних войск противника
    2. Если конкретнее Только в Нормандской операции и только 2 тактическа воздушная армия потеряла безвозвратно 829 самолета, а 9 воздушная армия США 897 самолета. Практически все они изтребители-бомбардировщики которие потеряни при атаках земних целей и более 80 % от МЗА. В общем союзники потеряли безвозвратно 4101 самолета только в Нормандской операции.
    Немецкие потери танков и САУ в операции 1500, но из них не более 100 от авиации или менее 7 %.
    Советские потери Ил-2 только в боевих полетов за весь 1944 примерно 3,3 тисячи самолетов.
    1. Негритенок
      Негритенок 21 ноября 2022 18:22
      +3
      Вы ознакомились с матчастью по ссылке инженера?
  12. Force Multiplier
    Force Multiplier 21 ноября 2022 18:58
    -2
    американские истребители-бомбардировщики...cтали наиболее эффективным противотанковым средством, лишив противника снабжения


    Некритическое отношение к англо-американскому официозу и мифам о войне просто беда всех русскоязычных публикаций
    1. Grossvater
      Grossvater 21 ноября 2022 20:45
      -3
      Основная причина всех успехов союзников на Западном фронте, кроме конечно чудовищного превосходства в силах, была в нежелании немцев воевать с братьями по европейской цивилизации.
      Там где немцы брались за дело серьезно, союзники вставали колом и продвигались вперёд только после отхода немцев.
  13. Grossvater
    Grossvater 21 ноября 2022 20:41
    +1
    В общем: " сила солому ломит". А вообще, лучшее противотанковое оружие Второй мировой, 14 и 16 дюймовые орудия американских и английских линкоров. После них невозможно было не то что определить типы разбитых танков, с подсчётом количества были проблемы laughing.
    Кстати, автор зря обижает Тандерболты, судя по соотношению взлетной массы, мощности двигателя и скорости аэродинамика у них была белее чем на высоте. Американцы вообще умели делать толстые самолёты очень обтекаемыми.
  14. Костадинов
    Костадинов 22 ноября 2022 12:41
    +1
    Цитата: Grossvater
    А вообще, лучшее противотанковое оружие Второй мировой, 14 и 16 дюймовые орудия американских и английских линкоров.

    Если линкори могли идти по суше (на гусеницах или колесах) и если их можно наклепат в несколько сот екземпляров и если не било мин, артилерии и авиации.
    1. agond
      agond 22 ноября 2022 17:17
      -2
      Так и хочется сравнить "противотанковые" самолеты
      Р-51D Мустанг экипаж 1 чел
      двигатель максимальной мощностью 1 695 л. с.
      скорость до 700 км/ч.
      максимальная взлётная масса 5 262 кг
      боевой радиус составлял 1 520 км.
      Встроенное вооружение – 6 х 12,7-мм «Браунингов».,масса секундного залпа 250кг/с
      истребитель-бомбардировщик мог нести две бомбы по 454 кг =900кг
      Ил-2 экипаж 2 чео
      двигатель максимальная мощность 1720л/с
      скорость 420км/ч
      максимальная взлетная масса 5800-6060 кг (разные варианты) в т.ч вес брони 990кг
      радиус действия 720 км
      Встроенное вооружение - две 2 х23мм и 2х7.62мм , масса пушечного выстрела 48 кг /сек
      Бомбовая нагрузка -400кг
      1. Сергей Жихарев
        Сергей Жихарев 23 ноября 2022 17:24
        0
        Уважаемый коллега,
        по части бомб, "Мустанг" конечно лучше, а вот по части стрелквоки, то ВЯ-23 куда лучше Браунингов. Так ВЯ-23 - это 195 граммовый снаряд (энергия 80,4кДЖ), и пробитие брони 25/400 м, а Браунинг - это 45-граммовая пуля (энергия 19кДж), и пробитие 19/183, или данные 80-го года - 25/100 м.
  15. Костадинов
    Костадинов 23 ноября 2022 11:16
    0
    Сравнение истребителя и штурмовика некоректно.
    Мустанг хуже защитен спереди и снизу и более уязвим от пули и осколков. В Второй мировой и Корее он нес очень тяжелие потери когда снижался для атаки земних целей.
    Кроме того у Мустанга нет второй член екипажа и оборонительное оружие в задней полусфере. Когда он снижается для атак по цели на земле он очень уязвим для внезапних атак.
    1. agond
      agond 23 ноября 2022 16:41
      0
      Цитата: Костадинов
      Сравнение истребителя и штурмовика некоректно.

      Не корректно считать что истребитель и истребитель бомбардировщик одно и тоже ,
      Некрасиво ставить минусы только за один перечень технических данных, самолетов