Военное обозрение

Т-50: Танк сопровождения пехоты, так и не ставший самой массовой бронированной машиной в Красной Армии

9
Т-50: Танк сопровождения пехоты, так и не ставший самой массовой бронированной машиной в Красной Армии

В 30-х годах прошлого столетия единственным танком сопровождения пехоты в СССР был Т-26, построенный на базе британского Vickers Mk.E. Однако уже к концу десятилетия, в связи с увеличением мощи артиллерии, у машины с броней 15 мм не было не единого шанса уцелеть на поле боя.


Так, уже летом 1940 года, благодаря усилиям конструкторов Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова, на смену Т-26 был предложен танк, получивший название Т-126СП.

45-мм бронезащита (кроме крыши и дна, где она составляла 20-мм) новой машины практически ничем не уступала Т-34. Зато по обзорности легкий Т-126СП превосходил своего среднего «собрата».

На вооружении нового танка сопровождения пехоты стояли 45-мм пушка, а также пулеметы ДТ и ДС-39 калибра 7,62 мм.

Шестицилиндровый двигатель В-3 мощностью в 250 л.с. позволял 17-тонной машине развивать скорость до 35 км/ч. В то же время, запаса топливных баков хватало на преодоление расстояния до 270 км.

Несмотря на то, что на заводских испытаниях танк показал себя весьма неплохо. Было принято решение снизить его вес за счет уменьшения брони. Также рекомендовалось увеличить место для экипажа. Для этих целей конструкторы планировали убрать пулемет ДС-39.

Уже осенью 40-го года на Ленинградском машиностроительном заводе № 174 имени К.Е.Ворошилова был создан новый танк, получивший обозначение «объект 135». Что характерно, на предприятие для доработки был передан Т-126СП, однако в некоторых источниках можно найти информацию, что «объект 135» разрабатывался параллельно.

Уже в начале 1941 года машина была выполнена в металле и успешно прошла заводские испытания. В войска новый танк сопровождения пехоты поступил под индексом Т-50.

В отличие от Т-126СП, новая машина имела сварные корпус и башню. Последняя своей обтекаемой формой напоминала таковую у Т-34.

Масса Т-50 составляла 13,8 тонн, правда для этого конструкторам пришлось уменьшить толщину брони (если сравнивать с Т-126СП): башня – до 37 мм, корма – до 25 мм, а дно и крыша – до 15 мм.

В качестве вооружения машина получила 45-мм пушку, спаренную с двумя пулеметами ДТ, что довольно нетипично для танков советского производства.

300-сильный двигатель В-4 позволял Т-50 развивать скорость до 52 км/ч, а два бака по 50 литров – проходить расстояние до 344 км.

Несмотря на то, что, благодаря отличным характеристикам, данный танк планировалось сделать самым массовым в Красно Армии, его судьба оказалась крайне сложной. В связи с целым рядом трудностей, производство танка, которое, к слову, так и не стало массовым, было прекращено в 1942 году. К тому моменту было выпущено порядка 60 машин.

Автор:
9 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dmi.pris
    dmi.pris 14 ноября 2022 18:12
    +1
    Промышленность в тех условиях просто не могла выпустить этот танк.Мощности ограничены,вот и приходилось выпускать ассортимент наиболее необходимой и отработанной боевой техники.
    1. фа2998
      фа2998 14 ноября 2022 18:33
      +7
      Не могла?А надо? Орудие 45 мм,танки наращивают защиту.А фугасный снаряд тоже маломощный.Если 76мм орудие на Т-34 заменили на 85 мм.,то 45 -маловато.
      По бронированию-да усилили,уже не Т-26 и БТ.Но и ПТО тоже стала мощнее.Немецкая 50 мм. легко справится.Думаю не нужен был такой танк. hi
      1. dmi.pris
        dmi.pris 14 ноября 2022 18:41
        +5
        Вы наверно в курсе,какие танки наша промышленность выпускала в 41-ом.На том же ГАЗе.С гораздо более слабым бронированием и орудием.Просто они были отработаны,с автомобильными агрегатами и прочее.Да,через год такие танки уже были ни о чем hi
  2. mark1
    mark1 14 ноября 2022 18:52
    +4
    Тупиковое направление, в таком виде даже толковая модернизация невозможна. А вот при поперечном расположении В-4 ( а такой вариант сначала рассматривался, но почему то был забракован) можно было б установить башню от Т-34 76, а это уже иной качественный уровень для легкого танка.
    1. фа2998
      фа2998 14 ноября 2022 20:22
      +3
      Цитата: dmi.pris
      ,какие танки наша промышленность выпускала в 41-ом.На том же ГАЗе.С гораздо более слабым бронированием и орудием

      В курсе.Но производили от БЕЗИСХОДНОСТИ! Коллосальная потеря танков летом,а пехота охотно в атаку идет следом за танками,и обороняется с оглядкой на танки.И штангенциркулем броню не кто не мерял.Танк и есть танк.
      А Т-50 новая модель,ее в серию ставить--а перспектив у нее мало. hi
  3. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 14 ноября 2022 21:40
    +2
    Сложен для легкого и массового танка, возможность модернизации близка к нуля, слабая пушка, маленькая башня. Лучше бы по примеру немцев спрямили бы лобовую броню и сделали бы башню на 3 человек.
  4. DMFalke
    DMFalke 15 ноября 2022 08:13
    +3
    А так нужен ли он был? Нет, с одной стороны фронту в 41 танк был нужен любой, так что даже Валентайны и Матильды брали и не жаловались.
    С другой стороны, Т-50 использовал 45 мм прокат для лобового листа. "Как у Т-34". А если у нас уже есть Т-34 и проката для него может не хватать (война, эвакуация), то зачем Т-50? А зачем Т-50 с ослабленной броней, когда уже есть Т-60? А Т-70 с бронелистом 35 мм и вовсе выпустили 8000, а потом еще и СУ-76.

    Попытка сделать из легкого танка "малый подвижный средний" логично окончилась ничем. Запаса по массе и габаритам то нет, в итоге даже сырой Т-34 все равно лучше в своей нише, а для роли легкого были более дешевые и простые варианты.

    Разумеется, нам сейчас легко рассуждать имея все ТТХ по всей бронетехнике и артиллерии.
  5. Франк Мюллер
    Франк Мюллер 15 ноября 2022 12:56
    0
    По поводу этого танка Жозеф Котин высказался примерно так: «Пятидесятку» смело можно аттестовать как «тридцатьчетверку» меньших размеров, но с намного менее удачной судьбой». В самом деле, изначально очень хорошая боевая машина так и не стала основным легким танком РККА, и вовсе не из – за недостаточно подходящих боевых характеристик. Вмешались, в основном, неудачно складывающиеся организационные и экономические обстоятельства: невозможность наладить достаточно сложное производство в эвакуации, куда заводу – производителю пришлось передислоцироваться; трудности сотрудничества со смежниками; разные стороны логистики, наладить которую не было своевременной возможности. Примерно такие жа причины были и в других сферах военной промышленности, включая авиационную и артиллерийскую. Чаще вопрос стоял ребром: или наладить производство новых, более современных конструкций, рискуя затем задержкой с выпуском необходимого объема военной техники, либо продолжить поточный, хорошо налаженный массовый выпуск боевых единиц вооружения, пусть и не самого современного, но крайне нужного на фронтах. Можно привести немало примеров, когда второму варианту отдавалось преимущественное предпочтение. Хотя производство «пятидесяток» несколько раз и пытались все – же возобновить, но к 1943 году от этого полностью отказались. Отчасти по упомянутым выше причинам, отчасти потому, что ленд – лиз пополнил парк РККА легкими танками «Валентайн», которые наши танкисты шутейно и уважительно прозвали «Валентинами», отзываясь об этих машинах вполне дружелюбно (в отличие от американских «Стюартов», которых некоторые наши танкисты именовали «Стервами»). По своим характеристикам эти британские машины, в общем – то приближались к «пятидесяткам», хотя и уступали им в удобстве обслуживания экипажами. Единственный, сохранившийся в России, серийный экземпляр Т – 50 мне довелось как - то видеть в музее бронетанковой техники в Кубинке.
  6. certero
    certero 17 ноября 2022 19:49
    -2
    Вместо этого потратили ресурсы на выпуск там т-60 который был полным говном.