Страны БРИКС: ответ на вызов глобального управления
В странах БРИКС живёт 43 процента жителей планеты, которые создают 20-25% глобального ВВП общей стоимостью в 13,7 трлн. долларов. Золотовалютные запасы пяти стран составляют 4,4 трлн. долларов. Только в 2012 году доля прямых иностранных инвестиций, приходящаяся на БРИКС, составила в мире 11%.
17 октября на заседании комиссии по вопросам ВТС России с иностранными государствами Владимир Путин сказал, что военно-техническое сотрудничество России со странами БРИКС и Вьетнамом должно выйти на качественно новый уровень:
Президент имел в виду отнюдь не только торговое партнёрство. Речь шла о производственной кооперации, совместных научно-исследовательских разработках, о создании эффективных систем сервисного и послепродажного обслуживания, наконец, об общем выходе стран БРИКС на рынки третьих стран. В качестве последнего примера президент привёл сотрудничество России с Индией:
Совместное производство позволило бы снизить издержки на выпуск продукции, внедрить новые технологии, рационально выстроить трансфер технологий из оборонной в гражданскую сферу.
В контексте развития отношений БРИКС следует напомнить и о том, что на 2015 год запланировано проведение саммита БРИКС в Уфе. На подготовку в этом городе двух саммитов — БРИКС и ШОС — планируется потратить 60 миллиардов рублей.
Следующий же саммит БРИКС, пятый, состоится в ЮАР 27 марта 2013 года. 29 октября в российской прессе появилась информация, что Южно-Африканская Республика намерена предложить главам пяти государств разместить штаб-квартиру планируемого Банка развития группы в своей стране. Заместитель министра международных отношений и сотрудничества ЮАР г-н Ибрахим заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС:
Создание Банка развития БРИКС, предложенное Индией, явится главной темой предстоящего пятого саммита группы в Дурбане. Сейчас идёт подготовка технико-экономического обоснования банка, которое будет представлено лидерам пяти стран. Основная цель банка — стимулирование торговли между странами БРИКС. Кредиты этот банк будет предоставлять в национальной валюте.
На пятом саммите будет обсуждаться и предложение президента ЮАР Джейкоба Зумы о том, что необходимо связать страны-члены БРИКС подводной кабельной системой связи. ЮАР уже приступила к закупкам оборудования для прокладки подводного кабеля через Атлантический океан в Бразилию. Проект впечатляет: длина кабеля — 9900 километров.
Глава телекоммуникационной компании «eFive» Рос Томас заявил:
Южноафриканские аналитики Кэтрин Грант и Питер Дрейпер («Mail and Guardian») заявляют в связи с этим: ЮАР заслуживает своего места в группе пяти стран, а концепция мистера Дж. О’Нила, придумавшего акроним из четырёх букв (БРИК) и не считавшего, что Южная Африка экономически заслуживает вхождения в «блок», давно устарела. Нынче, замечают эксперты (Дрейпер — старший научный сотрудник, а Кэтрин Грант — глава экономической программы в Южно-Африканском институте международных дел), ЮАР представляет собой страну с быстро растущей экономикой, развитым средним классом и вообще эта страна — весьма перспективный рынок. Мало того, ЮАР вот-вот догонит пресловутые развитые страны из «G7», — ну, или не вот-вот, так к 2040 году. Южная Африка, пишут эксперты, пока не соответствует этому уровню — ну что ж, давайте всё же признаем, что она двигается вперёд. Следовательно, концепции БРИК как объединению из четырёх стран «должен быть положен конец».
Южноафриканские аналитики не считают, что демократические подходы, отличные от подходов «G7», могут затруднять странам БРИКС реализовывать свои экономические интересы. Демократия, по мнению авторов статьи, не является основой экономической дипломатии; тут первую скрипку играет холодный экономический расчёт. Да и сама «G7» была создана для управления экономическими конфликтами в глобальной экономике.
Для стран БРИКС особенно актуальны три компонента сотрудничества.
Во-первых, они должны учесть различные подходы к экономическому развитию, в т. ч. баланс капиталистических сил по отношению к государству. Каждая страна может извлечь уроки, в частности, из проблем реализации рыночных реформ и из выбранных приоритетов экономического развития. В то же время страны могут выяснить, в каких направлениях они могут сотрудничать на международном уровне, и определить, где у них получится выступать на международном рынке соло и где — в квинтете.
Во-вторых, они должны уделять важное внимание упрощению процедур торговли. Их соответствующие бизнес-сообщества и форумы должны использовать своё влияние для ускорения торговых и инвестиционных сделок. При этом эксперты замечают, что пять стран не имеют давних традиционных инфраструктурных связей. Поэтому обсуждение общей деятельности БРИКС в рамках грядущего саммита и других встреч должно сосредоточиться на устранении самых разных торговых и инвестиционных барьеров, которые препятствуют укреплению деловых связей между пятью странами.
В-третьих, государства-участники должны продолжать переговоры о финансовом сотрудничестве, например, с помощью расчётов в национальных валютах и увязки фондовых бирж (там, где это имеет смысл).
Наряду с этим Южная Африка должна продолжать развивать свои отношения с остальной частью африканского континента.
Что касается «внешней повестки дня», то страны БРИКС должны по-прежнему твёрдо сосредоточиться на глобальном экономическом управлении. В иных случаях полезно объединиться с некоторыми из стран «G7», если это будет способствовать продвижению национальных интересов. Иными словами, ориентиром должна быть не идеология, а прагматизм.
II. «Вызов глобального управления»
Аналитик Марио Буркун полагает, что блок БРИКС — «один из наиболее влиятельных в сегодняшнем мире». Недаром на саммите «G20», состоявшемся в Лос-Кабосе, именно представители БРИКС предложили новую стратегию глобального экономического развития, в соответствии с которой страны-члены проводят реструктуризацию международной финансовой системы.
Первый шаг БРИКС направлен на смещение «мирового жюри», связанного с основными финансовыми группами мира. Члены этого «жюри», считает журналист, «присвоили себе роль оценщиков риска». Неудивительно, пишет автор, что они получают наибольшую выгоду от волнующих отчётов, способных поднять или обрушить экономики целых стран. Ведь иные кредитно-рейтинговые организации могут выносить субъективные решения, безоговорочно принимаемые за абсолютную экономическую истину.
Когда-то мнения председателей Федерального резерва — Пола Волкера, Алана Гринспена, Бена Бернанке — поощряли спекулятивные инвестиции, но эти люди растеряли авторитет после кризиса 2008 года и рецессии, стартовавшей в 2010 году.
Когда нынче компании «Standard & Poor’s», «Fitch group», или «Moody’s» в очередной раз сравнивают доходность облигаций какой-либо страны с некоей «точкой отсчёта в определённой сфере влияния», может разразиться вполне рукотворная экономическая катастрофа. Само по себе вполне объективное сравнение доходности облигаций в кризисных Греции, Испании и Италии с показателем успешной Германии уже отлично иллюстрирует это утверждение.
Ведь эти отчёты на самом деле основаны на дискриминационных параметрах в отношении норм потребления, политике протекционизма или финансового вклада отдельных регионов, корпораций и инвесторов. Тем не менее, они принимаются за истину.
Что касается России, недавно вступившей в ВТО, то автор указывает, что она — 9-я по величине экономика в мире.
Вот поэтому, чтобы не оказаться «участником» какой-нибудь рукотворной финансовой катастрофы, странам БРИКС необходимо создавать собственные организации оценки рисков и применять более объективные критерии. Собственные оценки, кроме того, позволят
Международная организация оценки рисков БРИКС, проект которой будет обсуждаться на предстоящем саммите в Южной Африке, сможет вырабатывать, считает М. Буркун, единое мнение, адекватно отражающее экономическую действительность. Поощрение продуктивных инвестиций и регулируемые риски позволит избегать внезапных изменений ожиданий на финансовых рынках, которые и являются часто источниками рецессий и спадов.
По сути, это не что иное, как вызов глобальному управлению. Именно так считает Ауробиндо Махапатра, автор статьи «БРИКС закладывает основы справедливого мироустройства».
Справедливый и честный международный порядок — необходим, считает индийский эксперт. Ведь до тех пор, пока иные мировые игроки не начнут ориентировать действия и работу на многополярный мир, будет продолжаться погружение в хаос. Однако есть надежда, что несговорчивость некоторых держав в этом вопросе скоро будет устранена. Это и есть «вызов глобального управления XXI века». Вызов, на который, вполне по Тойнби, нужно дать ответ.
Ауробиндо Махапатра выделяет в рамках «ответа» следующее событие: встречу 25 сентября 2012 года министров иностранных дел стран БРИКС в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН, на которой обсуждался вопрос о реформировании ООН и расширении Совета безопасности. Товарищ Лавров подтвердил позицию России в поддержке кандидатуры Индии, участника БРИКС, как постоянного члена Совбеза.
Устав Организации Объединённых Наций, пишет автор, основан на нормативных аспектах международной политики и провозглашает равенство всех народов. Однако реальность доказывает обратное: ООН рассматривается как палата, где её члены выражают свои крайние позиции —
При этом, хотя членством в ООН обладают почти все страны мира, принятие решений — привилегия немногих. Именно здесь и проходит линия расхождения «между высокими идеалами этой величественной организации и её реальной работой».
В меняющемся мире важна децентрализация, в том числе и экономическая. Сегодня БРИКС выступает за расширение власти на глобальном уровне и ратует за реформы таких международных организаций как Мировой банк и Международный валютный фонд. Давно назрела необходимость не только политической децентрализации власти, но и экономической — на глобальном уровне.
Глобальные проблемы, будь то изменение климата, религиозный экстремизм, финансовые кризисы, превосходящие компетенцию любой отдельной страны, — могут решаться на международном уровне. Но при отсутствии согласия между членами ООН названные проблемы будут с каждым днём становиться всё более устрашающими.
III. Половина против трети
Для того, чтобы предсказать крах экономикам стран БРИКС, на Западе даже выдумали специальный экономический термин: спад роста. Снижение ежегодного показателя прироста ВВП, скажем, на 1 п. п. даёт американским и европейским «экспертам» повод для радости. Они кричат: «Ура! БРИКС в беде!»
В числе причин близкой катастрофы пяти стран господами критиками называются следующие:
1. Страны БРИКС отсоединяются от влияния западных экономик.
2. Все пять стран разъедены коррупцией, и потому их политические системы — не легитимны.
3. Среди пяти равных есть тот, кто «равнее» других, — Китай. Но и там всё нестабильно: судят Бо Силая, приближается решающий съезд партии, экономика растёт не так быстро, как раньше, потому что в Западной Европе — спад. Растут зарплаты на китайских заводах? И это плохо — для китайской конкурентоспособности.
4. Особенно же быстро падает бразильский рост: в 2010 году он превышал 7,5%, а в этом году бразильская экономика, вероятно, вырастет менее чем на 2%.
5. В Индии — «клиническая депрессия». Рост, который превышал 9% до финансового кризиса, сейчас чуть выше 5%.
6. В России — свои проблемы. Хуже всего то, что в Кремль вернулся Путин: это немедленно вызвало массовые протесты в Москве. А революция сланцевого газа в США? Всё, это катастрофа для России: ведь мировая цена газа упадёт. У путинской системы не будет денег.
Так считает Гидеон Рэкман, колумнист «Файнэншиал Таймс».
Между тем американский финансовый эксперт Ким Хэйуорд в своих высказываниях куда более осторожен — и куда больше говорит об экономике, нежели о политике. В блоге «Файнэншиал Таймс» он прямо указывает, что в настоящее время
Данные получены экспертом на основании опроса более 1000 финансовых директоров из компаний среднего размера, действующих на 14 рынках.
Комментарии излишни.
Таким образом, как бы ни пугали инвесторов иные аналитики возвращением
— специально для topwar.ru
Информация