Война третьей коалиции. На пути к Аустерлицу

81
Война третьей коалиции. На пути к Аустерлицу
Наполеон и генерал Мак. Иллюстрация к книге Уильяма Миллигана Слоана Жизнь Наполеона Бонапарта, 1896 г.


Сегодня мы поговорим о так называемой Войне третьей коалиции, кульминацией которой стало знаменитое сражение при Аустерлице. В двух коротких статьях, конечно, невозможно дать полный и развернутый анализ череды обстоятельств, приведших к разгрому союзных русско-австрийских войск армией Бонапарта. Тем не менее, надеюсь, что они будут интересны и позволят более четко представить ход событий, предшествующих сражению, и причины поражения коалиционной армии.



Третья антифранцузская коалиция


Вообще-то, в 1805 году Наполеон вовсе не собирался воевать в Центральной Европе – положение дел там его вполне устраивало. Главным противником он всегда считал Англию и теперь собирался раз и навсегда покончить с этим древним врагом Франции.

Инициатива новой войны исходила от англичан: именно Британия 22 мая 1803 года объявила войну Франции. Английские корабли стали захватывать французские и голландские торговые суда. Наполеон в качестве ответной меры распорядился арестовать всех британских поданных, находившихся на территориях, подвластных Франции. Был оккупирован Ганновер – германское владение английских королей. Но особо неприятными для англичан стали серьезные приготовления к вторжению на Британские острова. В Булонь-сюр-Мер был построен огромный лагерь, в котором собирались французские экспедиционные войска, и к августу 1805 года здесь уже находились порядка 130 тысяч солдат и офицеров.


Булонский военный лагерь, 1804 год. Гравюра неизвестного автора

Удалось собрать около 2 300 десантных кораблей, которые должны были переправить эту армию через пролив.

Бонапарт говорил:

«Мне нужно только три дня туманной погоды – и я буду господином Лондона, парламента, Английского банка».


Jean Louis Ernest Meissonier. Наполеон и его штаб

В этих обстоятельствах британский премьер-министр Уильям Питт Младший прилагал отчаянные усилия для создания новой антифранцузской коалиции, которая должна была отвлечь Бонапарта от его планов завоевания Англии.


Уильям Питт Младший на портрете Гейнсборо Дюпона

По его мысли, воевать с Францией должны были континентальные державы – Россия, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское королевство. Пруссию, Данию и мелкие германские княжества вовлечь в коалицию тогда не удалось. Лондон же брал на себя финансирование этой кампании, то есть англичане фактически покупали иностранных солдат, которые должны были сражаться хоть и под своими флагами, но за британские интересы.


Российский император Александр I, император Австрии Франц II и король Пруссии Фридрих Вильгельм III на немецкой ксилографии первой четверти XIX века

Согласно договору, заключённому 30 марта 1805 года, англичане обязались платить Александру I по 12,5 миллионов рублей за 100 тысяч солдат и четверть этой суммы сверху для проведения мобилизации. Таким образом, стоимость одного русского солдата была определена в 156 рублей 25 копеек. Между тем «ревизские души» в России в это время стоили от 70 до 120 рублей. В общем, не скупился английский премьер-министр.

Надо сказать, что австрийцы не слишком хотели вступать в новую войну с Францией: они ещё хорошо помнили поражения, которые нанесли им армии Бонапарта и Моро. Однако молодой Александр I, мечтавший о лаврах великого полководца, просто рвался в бой. Он, вероятно, вступил бы в войну с Бонапартом и в гордом одиночестве, но вот беда: у России и Франции не было общих границ. Поэтому пришлось уговаривать австрийского императора Франца II поучаствовать в этой авантюре, о чем тот очень скоро горько пожалел.

Но дело было не только в честолюбии Александра I. Он должен был учитывать мнение российских аристократов, которые желали вести европейский образ жизни, но необходимые средства для его обеспечения могли получить лишь от торговли с Англией. Именно потому они и убили Павла I, решившего заключить союз с Наполеоном (и в качестве оправдания объявили свою жертву сумасшедшим тираном). Евгений Тарле так писал об этом в своей книге «Наполеон»:

«Молодой царь вместе с тем знал, до какой степени дворянство, сбывающее в Англию сельскохозяйственное сырье и хлеб, заинтересовано в дружбе с Англией».

Были у Александра и личные мотивы, так как Наполеон неосторожно позволил себе оскорбить его намеком на соучастие в убийстве отца. В ответ на официальную ноту, осуждающую казнь герцога Энгиенского, российский император получил письмо, в котором были такие строки:

«Если бы император Александр узнал, что убийцы его покойного отца находятся на чужой территории, и, тем не менее, арестовал их, то Наполеон не стал бы протестовать против такого нарушения международного права».

Убийцы Павла I были прекрасно известны Александру, и все они находились на территории Российской империи. И потому лично Александр никак не мог возразить своему оппоненту. Для ответа французскому императору пришлось отправлять русских солдат и офицеров.

Планы союзников


Александр I и Франц II вовсе не собирались вести оборонительную войну на территории Австрии. В планах было наступление сразу на четырех фронтах: на севере Германии, в Баварии, в Северной и Южной Италии. Командовать русскими войсками был назначен М. И. Кутузов – генерал бывалый и опытный, послуживший под началом Суворова, участник штурма крепости Измаил.


Один из прижизненных портретов М. И. Кутузова. Раскрашенная гравюра С. Карделли, 1810-е гг.

Впрочем, Александр I главную роль в предстоящей кампании отводил именно себе. Кутузов должен был решать чисто «технические» вопросы организации движения армии, её снабжения в пути и так далее. От решения стратегических задач император Кутузова «благородно освобождал».

Поход, в который русская Подольская армия Кутузова (около 58 тысяч человек) выступила 13 августа 1805 года, получил название «Цесарского». В пути к этим войскам должны были присоединиться Волынская армия Буксгевдена (48 тысяч солдат) и гвардейские части Литовской армии Эссена Первого. Состав и состояние Русских войск внушали оптимизм.

Среди командиров были люди очень талантливые, опытные и авторитетные, в том числе и участники последних боевых кампаний великого Суворова (Итальянского похода и перехода через Альпы). Назовем некоторых из них. Первыми в голову, конечно, приходят имена М. А. Милорадовича и П. И. Багратиона, которые в Швейцарском походе командовали авангардными частями правой и левой колонн суворовских войск соответственно.


М. А. Милорадович, прижизненный портрет работы неизвестного художника. 1810-e гг., музей «Бородинское поле»


П. И. Багратион, прижизненный портрет 1805 г. (гравюра Саундерса с портрета С. Тончи), ГМИИ имени Пушкина.

Менее известен Николай Михайлович Каменский, сын екатерининского фельдмаршала, получивший от Суворова прозвище «Чертов генерал». Это было не оскорбление, а агномен (прозвище, вроде «Задунайский» или «Таврический»), который Александр Васильевич присвоил ему за решающую роль в захвате знаменитого Чертова моста (полк Каменского появился в тылу французов на левом берегу реки Рейс, обойдя их позиции через селение Бетцберг).


Н. М. Каменский на портрете Ф. Вейча

Именно Николая Каменского тогда все считали любимым учеником Суворова. Вершиной его карьеры стала должность командующего Дунайской армии. Он одержал ряд побед над османами, но заболел и умер 4 мая 1811 года – в возрасте 35 лет. На посту командующего его заменил Кутузов, который и заключил с турками Бухарестский мир менее чем за месяц до начала войны с Бонапартом.

Другой участник последних походов Суворова, Карл Федорович Толь, в 1812 году будет исполнять обязанности генерал-квартирмейстера Русской армии, в дальнейшем станет главноуправляющим путями сообщения и общественными зданиями.


Карл Федорович Толь, портрет мастерской Дж. Доу

Фердинанд Фёдорович фон Винцингероде в 1812 году вошёл в историю, как командир первого партизанского отряда (в числе его подчиненных тогда оказался будущий шеф III управления А. Бенкендорф). В 1813 году он возглавлял кавалерийские части в битве при Люцене.


Джордж Доу. Портрет Фердинанда Винцингероде, Эрмитаж

Пётр Иванович Озеров станет членом Государственного совета и комиссии по строительству храма Христа Спасителя.


П. И. Озеров на портрете А. Молинари

В общем, у Александра I были все основания надеяться на успех. На соединение с австрийцами Русские войска шли шестью «эшелонами», которые двигались на расстоянии дневного перехода один от другого.

Первые столкновения австрийской и французской армий


Все планы союзников нарушил Наполеон, который совершил практически невозможное. Всего за 20 дней он провел свою армию от Ла-Манша к Дунаю и вышел к этой реке, когда Русские войска ещё были в пути. А вот австрийская армия, которой номинально командовал эрцгерцог Фердинанд, но фактически – генерал-квартирмейстер Карл Мак, уже выдвинулась в Баварию к реке Иллер. Наполеон, который встречался с Маком в Париже, так отзывался о нём:

«Мак – это самый посредственный человек из числа встреченных мною. Преисполненный самомнения и самолюбия, он считает себя на все способным. Теперь он без всякого значения; но желательно было бы, чтобы его послали против одного из наших хороших генералов; тогда пришлось бы насмотреться на интересные вещи».

На этом портрете мы видим Шарля Шульмейстера, о котором министр полиции Жан Рене Савари сказал Бонапарту:

«Вот человек, который целиком состоит из мозга, но без сердца».


Charles Louis Schulmeister на портрете работы неизвестного художника

Именно он в марте 1804 года похитил любовницу Луи Антуана де Бурбона, герцога Энгиенского, использовав ее в качестве приманки. Явившийся герцог был схвачен, доставлен в Париж и расстрелян по приговору военного суда. Теперь Шульмейстер вошёл в доверие к Маку, представившись венгерским аристократом, высланным из Франции и хорошо осведомлённым о ситуации в этой стране. Поверив Шульмейстеру, Мак ожидал неминуемого роялистского мятежа в Париже, из-за которого Наполеону станет не до войны. И потому он вовремя не отвёл армию от Ульма.

Первыми подошли сюда корпуса Нея и Ланна, поддержанные и кавалерией Мюрата. После того, как 15 октября 1805 года французы захватили господствующие высоты, окружавшие Ульм, положение австрийцев стало практически безнадежным. 20 октября армия Мака сложила оружие. Была сдана и крепость Ульм. В плен попали 32 тысячи человек, французам достались 200 артиллерийских орудий и 90 знамен. За пределами крепости кавалеристами Мюрата были взяты в плен ещё 8 тысяч солдат. Многие из австрийских пленных были отправлены на работы во Францию.


Charles Thevenin. Сдача в городе Ульме, 20 октября 1805 года Наполеон I принимает капитуляцию генерала Мака

Немного позже Наполеон сказал, что под Ульмом один Шульмейстер заменил ему 40-тысячный армейский корпус.

Некоторые отряды из армии Мака все же смогли отойти от Ульма. Корпус генерала Елачича ушел в Тироль, где потом был окружён войсками Ожеро и также капитулировал. Около 5 тысяч солдат эрцгерцог Фердинанд увел в Богемию. Генерал Кинмайер во главе 10 тысяч солдат прорвался к реке Инн, где присоединился к армии Кутузова. За ним шли войска Наполеона, и Кутузов повел свою армию в сторону Вены, надеясь встретить новые части из России и австрийские соединения, которые должны были подойти из Италии и Тироля (но пришли слишком поздно).

Армия Кутузова вступает в бой


28 октября Русские войска перешли Дунай у Маутерна после чего разрушили единственный мост. На левом берегу перед ними находился лишь корпус Мортье, который должен был помешать переправе Русской армии, но опоздал.


Эдуард Адольф Казимир Жозеф Мортье

30 октября в сражении у Кремса (его называют также Дюрренштейнским боем) части Мортье, хоть и понесли большие потери, сумели избежать полного разгрома и переправиться на правый берег. Русские и французские войска теперь разделял широкий и полноводный Дунай.

У Кутузова было три варианта действий. Он мог остановить свои войска для отдыха, мог повести их на восток, чтобы соединиться с армией Буксгевдена, либо пойти вниз по Дунаю к Вене. Кутузов выбрал первый вариант, который в итоге оказался наихудшим.

Однако следует признать, что трудно было не то что предугадать, но даже поверить в возможность того, что затем произошло. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир», адъютант Кутузова Билибин так описывает эти события:

«Вчера, господа маршалы: Мюрат, Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.)
– Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tête de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Поедемте втроем и возьмем этот мост.
– Поедемте, говорят другие;
и они отправляются, и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас».

На самом деле Таборский мост захватили генералы Бертран, Бельяр и Муассель, и лишь первые двое были гасконцами. Но все остальное соответствует действительности.

«Чудо Венского моста»


Мюрат во главе кавалерийских частей, Ланн и Сульт со своими корпусами и Удино с гренадерской дивизией двигались к Вене. Они могли выйти в тыл армии Кутузова, но для этого им следовало захватить стратегически важные мосты через Дунай: Таборский, длиной около 100 метров, и Шпицкий, длина которого составляла 430 метров.

Все прекрасно понимали значение этих мостов. Для их охраны были выделены 13 тысяч австрийских солдат с приданными им артиллерийскими батареями. Более того, мосты были заблаговременно заминированы, и австрийским частям прикрытия был отдан приказ о немедленном их уничтожении при первом же появлении неприятеля. В общем, захват мостов французами казался невозможным.

Однако и австрийцы, и русские не учли человеческий фактор, а именно – горячую кровь молодых и безродных наполеоновских генералов и непроходимую тупость князя Карла Ауэрсперга фон Маутерна. Австрийский аристократ раньше был командиром «игрушечных солдатиков» придворной гвардии, а теперь именно ему было поручено охранять эти мосты.


Карл Ауэрсперг фон Маутерн

31 октября 1805 года к Таборскому мосту подъехали два французских генерала. Это были подчинённые Мюрата – его адъютант Анри-Грасьен Бертран и командир артиллерийских частей Муассель. Чуть позже к ним присоединился еще и Огюстен-Даниэль де Бельяр, начальник штаба Мюрата. За ними скрытно шли два гусарских и два драгунских полка, гренадерская дивизия и батарея из трёх пушек.

«Парламентеры» по-приятельски заговорили с дежурным австрийским лейтенантом, а подошедшие французские солдаты стали ломать замки на опущенной мостовой решетке. Рядовые австрийские солдаты уже готовы были открыть огонь, но, к несчастью, поблизости оказался полковник Герингер, которому Бертран объявил о прекращении боевых действий. Себя и двух других генералов он представил уполномоченными, которые должны гарантировать неприкосновенность Таборского и Шпицкого мостов – без этого соглашение о мире подписано не будет.


Анри-Грасьен Бертран

Испугавшись ответственности, Герингер позволил им перейти на другую сторону для переговоров с Ауэрспергом. Боевой генерал Кинмайер – тот самый, что сумел увести 10 тысяч солдат от Ульма, умолял князя не вступать в переговоры и отдать приказ об уничтожении моста. Однако Ауэрсперг отправился на встречу с французами.

Здесь последнюю попытку спасти Вену сделал оставшийся неизвестным капрал, который, наплевав на субординацию, стал кричать командующему, что французы его обманывают – и был арестован по приказу князя. А всего через несколько минут через мост перешёл первый французский взвод, за ним последовали другие части.


Эжен Луи Шарпантье. Захват моста через Дунай французами

Военный трибунал приговорил Аэурсперга к расстрелу, но он был помилован императором.

Между тем 1 (13) ноября 1805 года французские войска вступили в Вену. Здесь их трофеями стали около двух тысяч артиллерийских орудий и огромное количество боеприпасов, снаряжения, продовольствия.


Вступление французских войск в Вену. Гравюра из альбома «Военные кампании Франции времён Консульства и Империи». Париж, 1834 год

В следующей статье мы закончим наш рассказ и поговорим о битве русского арьергарда с корпусом Мюрата у Шёнграбена и сражении при Аустерлице.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 ноября 2022 05:06
    Спасибо, Валерий. Невеселые страницы нашей истории. «Война и мир» сделали их близкими достаточно давно.
    Были личные причины у Александра l.
    И полный разгром Мака оставил нас в крайне скверной ситуации.
    1. +7
      19 ноября 2022 12:38
      Сергей, добрый день! smile
      Присоединяюсь к благодарности, порадовал нынче Валерий. good
      А по поводу коалиции... Давно уже было сказано чем всегда занимается англичанка. negative

      По его мысли, воевать с Францией должны были континентальные державы – Россия, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское королевство. .................................. Лондон же брал на себя финансирование этой кампании, то есть англичане фактически покупали иностранных солдат, которые должны были сражаться хоть и под своими флагами, но за британские интересы.

      А какие бы причины у Александра ни были, нагадил он своей стране преизрядно. request
  2. vet
    +5
    19 ноября 2022 07:22
    Из всех войн того времени у нас хорошо известны лишь кампания Суворова - потому что победная, и 1812 года - потому что Отечественная война и "дубина народной войны". Об остальных - почти ничего никто и не знает. А войну 1805-1807 гг вообще не любят - потому что воевали непонятно почему и зачем, России Наполеон не угрожал и, как написано в статье, даже границ общих с его империей не было. При этом ещё и люлей огребли. А писать то надо - чтобы желающих в чужие войны лезть поменьше было.
    1. +5
      19 ноября 2022 08:06
      у нас хорошо известны лишь кампания Суворова - потому что победная
      А что поимела Россия с этой компании? Кроме славы? Ничего.. А итоги войны третьей коалиции? Выход Австрии из войны, усиление Франции на континенте.Австрия утратила влияние на Германию, это привело к созданию через три месяца Рейнского союза под французским протекторатом, а также к упразднению Священной римской империи.Россия, приняла участие в четвертой коалиции,главный спонсор,Великобритания.Закончилось,Тильзитским миром.
      1. +6
        19 ноября 2022 10:29
        Алексей, доброго времени суток hi Тут же вопрос не в том что имела, а в том что она более известна, ну и правда мальчишки про ту же битву при Нови могли узнать почитав "Книгу будущих командиров" А. Митяева.
        А если говорить о толке, то давайте не будем забывать, что царь - это крупный феодал, и мышление у него феодальное. А тут королю голову снесли, мато того что свергли, так и покусились и кто? Чернь непонятная. А если наша чернь на такое посмотрит и нечто похожее учудит? Если свои по тихому пристукнули, то это нормально, да и дворцовый переворот тоже а тут улица, стихия.
        Если рассуждать с точки зрения государственных интересов, не сиюминутных, то верхом глупости было душить Венгрию в 1849, тем более австрийцы очень быстро Николая 1 "отблагодарили", но император повёл себя как монарх, как рыцарь ничего не попросив взамен, и окружали его точно такие же феодалы. Они не думали как мы.
        Читал как-то князя Оболенского, это уже с темой не связано напрямую, участник партии кадетов, революционер либерального толка, так вот в своей семье, фамилия то известная, он был эдаким выродком. И был он по работе в Псковской кажется губернии, но в общем в тех краях, смотрел дворянские имения. Железная дорога в тех краях далеко и дворянские усадьбы приходили в упадок, некому было смотреть. В общем дворяне там откровенные нищеброды, но зато все в фуражках с красным околышем. Один сам себя расфеодалил и не выпендриваясь принялся пахать наравне с мужиками.
        О офицеры, можно же пройти пешком пару кварталов, нет, должны нанять извозчика, ибо не поймут.
        1. +5
          19 ноября 2022 14:28
          Цитата: Александр Саленко
          А тут королю голову снесли, мато того что свергли, так и покусились и кто? Чернь непонятная.

          Королям и раньше головы снимали, но франки пошли дальше и начали экспорт революции. А Наполеон плюс к тому стал рассаживать на освободившиеся троны своих родственников (правда, несколько позже)) А так как половина немецких монархов, обижаемых франками, в той или иной степени Романовым-Голштейн-Гогторпским родня, повод для вмешательства достаточно весомый.
          Вы сами, если узнаете, что у ваших родственников и соседей по беспределу квартиру отжимают, не призадумаетесь?
          Я вовсе не хочу сказать, что еще не ставший "Благословенным" Александр I в данном случае был абсолютно прав, но, вообще, идея давить чайников пока они не стали паровозами, не так уж плоха!
          Цитата: Александр Саленко
          Если рассуждать с точки зрения государственных интересов, не сиюминутных, то верхом глупости было душить Венгрию в 1849

          Ровно наоборот. В том случае Николай поступил как раз-таки весьма прагматично.
          Вся фишка в том, что большая и неповоротливая Австрийская империя для России в качестве соседа куда предпочтительнее, нежели куча национальных республик во главе которых окажутся демагоги непомерными амбициями.
          К слову "Кошут и компания" ничуть не скрывали, что после победы первым делом понесут знямя свободы в ... Польшу. Отчего, кстати, в их рядах было столько поляков.
          Оно нам надо?
          1. +3
            19 ноября 2022 15:59
            но, вообще, идея давить чайников пока они не стали паровозами, не так уж плоха!

            Я не об этом, точнее и да и нет, не потому что там мой тёзка что-то просчитал, а потому что у него иная была мотивация, в том числе давить чайники С рассуждениями о том что он подумал что Франция усилиться - это сильное осовременивание мотивации.
            Ровно наоборот. В том случае Николай поступил как раз-таки весьма прагматично.
            Вся фишка в том, что большая и неповоротливая Австрийская империя для России в качестве соседа куда предпочтительнее, нежели куча национальных республик во главе которых окажутся демагоги непомерными амбициями.

            Она неповоротливая, но неприятная в качестве противника. У мадьяров точно было бы меньше притязаний, ресурсов и желания, чем у распадающейся империи. Отдельно одёрнуть Венгрию было бы куда проще, чем Австро-Венгрию.
            1. +3
              19 ноября 2022 16:22
              Цитата: Александр Саленко
              У мадьяров точно было бы меньше притязаний, ресурсов и желания

              Ресурсов, может быть, а вот насчет притязаний и желания точно - нет.
              И если уж говорить о Крымской войне, то венгров союзники совершенно точно пристегнули бы. А Австрияки, как к ним не относись, встали между противоборствующими сторонами в Придунайских княжествах.
              Цитата: Александр Саленко
              Отдельно одёрнуть Венгрию было бы куда проще

              Сардинию сильно одернули? А у них вообще резона не было вмешиваться...
              1. +1
                21 ноября 2022 09:32
                Австрийцы нам нехорошее сделали и мы вынуждены были держать там большую армию, никого они не разделили, сами имея притязания на Балканах.
                А одёрнуть Сардинию, простите как, не имея сухопутной границы.
                1. 0
                  21 ноября 2022 11:01
                  Цитата: Александр Саленко
                  Австрийцы нам нехорошее сделали и мы вынуждены были держать там большую армию,

                  Ну держали бы против Венгрии. Если вы не в курсе собсно Австрия - крайне небольшая часть той империи.
                  И кстати, наш традиционный союник против турок. Не самый хороший, но других Шостаковичей у меня для вас нет (тм))
                  Цитата: Александр Саленко
                  никого они не разделили

                  Да неужели!
                  Цитата: Александр Саленко
                  А одёрнуть Сардинию

                  Вот именно, что у них не было границы, но их ухитрились пристегнуть. А Венгию с долбанутыми романтиками и подавно смогли бы.
                  1. 0
                    21 ноября 2022 15:17
                    Ну держали бы против Венгрии. Если вы не в курсе собсно Австрия - крайне небольшая часть той империи.

                    Я не понимаю зачем разговаривать с таким апломбом, если я там о чём то в курсе, то Венгрия, я в курсе что не остальная часть, и сама она не имела бы того интереса на Балканах, так что Вы бы батенька просто хотя бы какую-то работу по той войне проделали, я хотя я больше касаюсь Крыма, так или иначе общеполитических вопросов касаюсь.
                    И кстати, наш традиционный союник против турок.

                    Кстати вот тогда то он и кинул, этот традиционный союзник и противоречия между империями вырисовывались и ранее, уже при Суворове, когда было наиболее тесное сотрудничество с ними, ничего себе оплеуха, с какой стремительности они Италию потеряли и как быстро Суворов всё вернул обратно.
                    Вот именно, что у них не было границы, но их ухитрились пристегнуть. А Венгию с долбанутыми романтиками и подавно смогли бы.

                    Чем? У франции то с Сардинией общая граница есть а с Венгрией нет, что такого могли предложить венграм? А Сардинию Вы хотя бы знаете чем подкупили и очень не сразу?
                    1. 0
                      21 ноября 2022 18:24
                      Цитата: Александр Саленко
                      сама она не имела бы того интереса на Балканах,

                      Это Вы почему так решили? Еще как имела бы! И на Сербию рот раззевали и на Придунайские княжества и Польшу желали освобождать, причем когда еще сами независимость не обрели.
                      Цитата: Александр Саленко
                      кинул, этот традиционный союзник и противоречия между империями вырисовывались

                      Отношения между союзниками никогда не бывают простыми. И надо сказать, что там и наши дипломаты изрядно накосячили.
                      Цитата: Александр Саленко
                      Чем? У франции то с Сардинией общая граница есть а с Венгрией нет, что такого могли предложить венграм?

                      А вы точно по той войне что-то читали?
                      Вспомните, что предлагали Австрии (ну и те сами хотели), и подумайте, почему это нельзя предложить независимым венграм?
                      Но у Франца Иосифа ума хватило держать нейтралитет, а вот за Кошута и компанию я бы не поручился.
                      Точнее поручился бы. Этот побежит на войну впереди собственного визга!
                      1. 0
                        21 ноября 2022 19:27
                        Наверное потому что, независимой Венгрии не случилось тогда а исторические её интересы - Закарпатье, вот разве где мы могли с ними столкнуться, так это по Украине, и прихлопнуть Венгрию, это не прихлопнуть Австро-Венгрию, я признаться устал от вашего вольного полёта мысли.
                        А вы точно по той войне что-то читали?
                        Более чем уверен, что раз в цать более чем Вы. В том числе и взгляд с той стороны.
                        Вспомните, что предлагали Австрии (ну и те сами хотели), и подумайте, почему это нельзя предложить независимым венграм?

                        Что предлагали Австрии, это в ваши фантазии что австрийцы нам не насолили, и наша Дунайская кампания была аккуратной не потому что кто-то чего-то предложил.
                        Но у Франца Иосифа ума хватило держать нейтралитет

                        У него хватило памяти.
                        И прежде чем задавать глупые вопросы про чтение, Вы на каком театре Крымской войны вообще были, например, сколько мест сражения видели? А к чему привели дипломатические игры, когда дипломаты фактически сорвали замысел военных?
                        И поскольку я сказал что знаю события в Крыму и побывал на каждом поле крупного сражения, то в том числе на месте сражения на реке Чёрная, Вы, дяденька, о таком хотя бы слыхали? Дело в том что оно известно, ну в очередной раз проиграли, что стало привычным.
                        А тем не менее именно это сражение привело к падению Севастополя, так противник делился на осадный корпус, и обсервационный, если не понятно неизвестное слово то это корпус, который ожидал удара русской армии извне, использовалась идея Вобана, что армию не надо запирать в крепости а возложить её оборону на гарнизон, а сама армия давит извне, хотя нечто подобное ещё римляне использовали и даже спартанцы при осаде Платей, только наоборот, они осаждали и те и другие.
                        После поражения, надобность в обсервационном корпусе отпала практически, совсем оголить союзники всё не могли, но в целом собрались в кулак и вложились в удар. Пала крепость и по сути исход войны был решён.
                        Проблема Чернореченского сражения в том что противник занимал сильную позицию, у итальянцев подъём полегче у французов прям таки обрывистые склоны, перед фронтом река, а Горчаков атаковал не имея превосходства в силах, зачем это вообще надо было делать вопрос другой. Ему не хватило как раз для создания преимущества тех сил, что курили на границе Австро-Венгрией. Что больше и кто больше мог выставить войск, Австро-Венгрия, целое, или часть - Венгрия?

                        П.С. География тоже не Ваш конёк, я от души поржал с того как венгры лезли в Сербию, или бы обладаете неким тайным знанием? laughing
                      2. 0
                        21 ноября 2022 20:10
                        Цитата: Александр Саленко
                        я признаться устал от вашего вольного полёта мысли.

                        Это у нас взаимно))
                        Вы почему-то уверены в миролюбии венгров и провозглашаете это как догмат
                        Цитата: Александр Саленко
                        Вы на каком театре Крымской войны вообще были, например, сколько мест сражения видели?

                        если бы дискуссия шла о том, где какая рота стояла на Черной речке, я бы принял любое Ваше утверждение на веру. Но в данном случае вы ... как бы это повежливее.
                        Цитата: Александр Саленко
                        я от души поржал с того как венгры лезли в Сербию,

                        Смех без причины....
                        Цитата: Александр Саленко
                        ли бы обладаете неким тайным знанием?

                        Никаких тайн. просто берете и учите реальную историю.

                        Смотрите на карту. Австрия - темно-коричневым. Светлым - королевство Венгрия.
                        Как видите, она прекрасно граничит и с Сербией и с еще не существующей в ту пору Румынией.
                        Так что марш учить матчасть!
                      3. 0
                        22 ноября 2022 16:59
                        Марш учить матчасть Вам, что за дурость, господи. Вспомнила бабка, когда она дедкой была, всё, идите на свой диван своим домашним сии бредни рассказывать.
                      4. 0
                        22 ноября 2022 17:20
                        Публично обгадились и перешли на хамство?
                        Не удивлен...
                        Цитата: Александр Саленко
                        Вспомнила бабка, когда она дедкой

                        Так ведь мы как раз про те времена и говорили....
                        впрочем, о чем это я!
                      5. 0
                        21 ноября 2022 20:23
                        Вообще, это типичная ошибка начинающих альтернативщиков. Вы предлагаете план действия отличный от реального, но при этом свято убеждены, что противник будет действовать так же как в реале.
                        А так не бывает. Обстоятельства изменились.
                        Цитата: Александр Саленко
                        У него хватило памяти.

                        пусть так. Но откуда такие воспоминания возьмуться у Кошута?
                        Цитата: Александр Саленко
                        Что предлагали Австрии, это в ваши фантазии

                        Может и фантазии, но точно не мои)))
                        Все эти условия заставили английскую и французскую дипломатию с особенной энергией приступить к Францу-Иосифу с открытыми просьбами, завуалированными угрозами, и с не очень определенными, но очень заманчивыми обещаниями. Присоединение Австрии, а за ней и возможное совместное присоединение всего Германского союза к борющейся против России коалиции могло бы очень сильно повлиять на ускорение хода военных действий и на достижение победы над страшным противником.

                        Восточная война. Тарле.
                      6. 0
                        22 ноября 2022 17:03
                        ВОсточнакя война Тарле просто никакущая в плане военной мысли от слова совсем, не споря о политической составляющей, я то думаю где собака порылась. Но те бредни не Тарле, а ваша его трактовка, дедушка, он такой дурости не порол.
                        Почему Австрия ведет себя так двусмысленно? Не затевает ли она «измены», т. е. присоединения к Англии и Франции в случае войны России с этими державами? Не обрушится ли она внезапно со всей мощью своей еще нетронутой и хорошо вооруженной армии на правый фланг русских войск во время их возможного будущего движения от Дуная к Балканам? Николай знал, что Паскевич склонен на все эти вопросы давать утвердительные ответы.
                        Хотелось быть размазанным, ну допрыгались Царь не соглашался но то его проблемы.
                        КТО там рассказывал что Австрия чего-то там развела?
                        Тарле хоть не военный историк, он в этих вопросах откровенный профан, но он хороший историк в целом и такой дури написать не мог.
                      7. 0
                        22 ноября 2022 17:17
                        Цитата: Александр Саленко
                        ВОсточнакя война Тарле просто никакущая в плане военной мысли

                        Вы так и не поняли, что дискуссия идет не боевых действиях?
                        Печально.
                        Цитата: Александр Саленко
                        такой дури написать не мог.

                        Вас в гугле забанили?
                      8. 0
                        22 ноября 2022 17:26
                        Я ткнул что там Тарле написал, всё, отвалите.
                      9. 0
                        22 ноября 2022 17:37
                        Цитата: Александр Саленко
                        Я ткнул

                        Тыкалку отрастите сначала.
                        И еще два момента,
                        1) чтобы понять каким образом могла бы действовать Венгрия случись ей освободиться, надо не по Черной речке шляться, а хоть что-то почитать о революции 1948 года и конкретно Кошуте.
                        2)
                        Цитата: Александр Саленко
                        Что больше и кто больше мог выставить войск, Австро-Венгрия, целое, или часть - Венгрия?

                        Глупый вопрос, неплохо впрочем Вас характеризующий.
                        Часть армии пришедшая на поле боя (причем лучшая ее часть), всегда имеет большее значение, чем целая, но оставшаяся в казармах.
                        Вот теперь все. yes
          2. +1
            20 ноября 2022 00:51
            Повод для вмешательства всегда можно найти. Было бы желание. А вот Екатерина 2, хоть и была немка, но встревать в Европейскую свару не спешила. Заявления всякие делала, а сама занималась насущными вопросами.
            1. +3
              20 ноября 2022 07:46
              Ситуация была немножечко другая. Революционная Франция тогда только отбивалась и экспорта своих идей на штыках еще не начала. Поэтому матушка Екатерина под шумок обделывала свои делишки.
    2. +5
      19 ноября 2022 09:07
      Литературы по Наполеоновским войнам на русском языке вполне достаточно, и она продолжает издаваться и в настоящее время. Другой вопрос - народ читать перестал, историей не интересуется. Грустно.
      1. +7
        19 ноября 2022 10:42
        Сергей, раньше конечно читали больше и больше знали, но опять же история просто преподаётся в школе там что-то остаётся в голове, оставалось, так правильнее сказать. Но всё же военная история весьма специфическая и её точно мало кто по сути знает. Например мне сосед в детстве рассказывал что слово мушкетёр происходит от слова мушкет, ну когда известное кино вышло и мы пацанами играли в них, этот сосед взрослый мужик выдал - это такой пистолет. А подавляющая часть населения были уверены что мушкетёры сражаются на шпагах.
        Тут упомянут Тарле, заслуженный ученый, но вот он, специалист, начинает разбирать сражение на реке Альма например, и с реальностью там мало что общего. Знаете присказку как щепка попадает в зубчатый механизм и начинает трещать и человек несведущий воспримет именно её как самую важную деталь. Вот так и здесь, и как раз по Крымской могу привести подобные работы других историков, подчёркиваю.
        А по поводу публикаций согласен, издаётся, мне ещё в детстве достались два журнала "Орёл", их собственно столько и вышло и там подробно расписано движение корпусов Наполеона от Булонского лагеря к Ульму, в частности о проходе части их через Анспах, анклав Пруссии, за что она пропустила через свою территорию прусские войска.
        А сейчас, благодаря интернету, буфер обмена информации огромный, читай не хочу. И наполеолнизмом не мало кто заболел в 90-е годы, например небезызвестный Соколов. И появились наши работы по французам.
        1. +4
          19 ноября 2022 16:05
          Мне повезло несколько больше - я учился читать в 4 года по Сытинской военной энциклопедии. Были и другие книги по военной истории - Наполеон, Клаузевиц, Дельбрук…. , но понимание их пришло позже, к концу школы. И второе, с чем мне повезло, это то, что я не вылезал из Ленинки почти 30 лет, начав в 16, перед тем перелопатив великолепную библиотеку ЦДСА.
          Очень приятно встретить родственную душу drinks
        2. 0
          20 ноября 2022 01:00
          Соколов занялся Наполеоникой ещё в конце 70х. В конце 80х он уже был "Сир" в определённых кругах.
    3. +5
      19 ноября 2022 10:15
      Не могу согласиться, если осилить "Войну и мир" могли не все, то уж постановку Бондарчука посмотрело не мало людей, а там показано Шённграбенское дело и втык Болконского над насмехающимися над Маком русскими офицерами, что вы гогочете, союзная нам армия разбита. А уж про Аустерлиц вообще молчу.
      Если Вы говорите о широких массах, то даже они что-такое слышали, скажут Вам, но и про войну 1812 года они слышали не намного больше, достаточно вспомнить что для этих масс все кто в кивере с султаном - это гусары.
      А те кто мало-мальски интересовался об этом в курсе, я если не с начальной школы, то класса с 5 знал об этом точно и было с кем обсудить, понятно что на детском уровне.
      1. +7
        19 ноября 2022 10:27
        А ещё выход статьи как раз к дате. 20 ноября - день Аустерлицкой битвы.
    4. +1
      19 ноября 2022 11:05
      Цитата: vet
      Из всех войн того времени у нас хорошо известны лишь кампания Суворова - потому что победная, и 1812 года - потому что Отечественная война и "дубина народной войны". Об остальных - почти ничего никто и не знает. А войну 1805-1807 гг вообще не любят - потому что воевали непонятно почему и зачем, России Наполеон не угрожал и, как написано в статье, даже границ общих с его империей не было. При этом ещё и люлей огребли. А писать то надо - чтобы желающих в чужие войны лезть поменьше было.

      Причины воевать простые , если бы Наполеон разгромил и подчинил бы себе англию, представляете какая бы весёлая компания была бы, когда он пришёл в Россию?
      1. +2
        19 ноября 2022 16:09
        А зачем ему Россия при поверженной Англии???
        1. +2
          19 ноября 2022 16:55
          Цитата: Сергей Валов
          А зачем ему Россия при поверженной Англии???

          Когда захватываешь мир, каждая страна важна. winked
  3. +6
    19 ноября 2022 07:35
    англичане обязались платить Александру I по 12,5 миллионов рублей за 100 тысяч солдат и четверть этой суммы сверху для проведения мобилизации. Таким образом, стоимость одного русского солдата была определена в 156 рублей 25 копеек.
    Деньги, дают, отчего не повоевать...
    1. +2
      19 ноября 2022 10:11
      Не было у Александра варианта не воевать, если Наполеон расправится с Англией, то воевать с ним все равно придётся, только вот уже без Англии.
      1. +4
        19 ноября 2022 10:22
        если Наполеон расправится с Англией
        А если , без "если"?Англия, воевала чужими руками.
        1. +2
          19 ноября 2022 10:43
          Простите не понял вашу мысль?
          Что значит чужими руками Англия вполне себе воюет как может, если её завоюет Наполеон, заставит выдать флот, выплатить контрибуцию, как вообще с ним возможено будет бороться или вы пологаете, что Бонапарт не стал реализовывать полученную гегимогию и на суше и на море.
          1. +3
            19 ноября 2022 10:57
            То что Англия вносила посильный вклад с этим было бы неправильно спорить, а то на ВО в том числе можно услышать мнение что англичанка гадит всегда и везде русским, у них там врождённая русофобия.
            А так для многих открытые, что без англичан была бы затруднительная экспедиция Балтийского флота в Архипелаг на Средиземное море, она политически надавила на государства Италии, Испанию, чтобы оказывали помощь и поддержку. А с той колокольни это было ну буквально вчера. И не малое число русских солдат стреляло ружьями британского происхождения.
            А Франция наш давний соперник, то поляков на бунт подобьют, то туркам крепость Измаил построят, так что исторически нам гадили именно они. Но опять же с высоты того полёта а что предвещало подобное усиление Франции?
            Пока что французы выдержали нашествие коалиции, добились успеха в Италии, опять же потребовалось его повторять, потому как Суворов всех вышиб, было ещё менее известное поражение австрийцев от Моро под Гогенлинденом, оккупация Голландии, ничего фантастического, из-за чего бы мог испугаться царь, не было.
            Тут выше комментировал что царь - это феодал и мыслил он по феодальному, а в реальности Наполеон мечтал привести страну в порядок и радовался длившемуся не долго миру с Англией и именно англичане его же и нарушили.
            1. +1
              19 ноября 2022 11:03
              Николай может и мыслил как феодал, рыцарь и тд. А Александр пока в религию не ударился мыслил категориями европейского равновесия, Франция излишне усилилась, её влияние нужно было ограничить, завоевание Францией, Англии было в принципе не приемлемо, даже не будь Франция основным противником который на протяжении 100 с лишним лет мешала русской политике в Турции и Польше.
              1. +4
                19 ноября 2022 11:24
                Не надо путать базис и надстройку, так вот базис феодальный, кстати я не понял за что мне минус прилетел. Екатерина вовсе была немкой и провела Уложенную комиссию, так там купцы заявили: а почему крепостными владеют только дворяне?
                Так что можно восхищаться тем что император любил читать, слушать музыку и всё такое, но я не вижу его усилий по созданию русской промышленности, повторюсь, мы даже ружьями свою армию обеспечить не могли и никого это не беспокоило - купим.
                И вокруг такие же феодалы, что в Пруссии, что в Австрии, куда ни плюнь.
                1. +1
                  19 ноября 2022 11:36
                  Минус тут можно и за простое перечисление фактов получить, не раз доводилось.
                  С выплавкой чугуна и стали если верить книжкам что подростком читал в РИ начала 19 века было всё хорошо, а ружей очевидно не хватало из постоянного роста армии и потерь.
                  И тем не менее вы ни как не опровергли утверждения, что Александр не мог допустить победы Франции над Англией и кроме участия в коалиции особых вариантов не было у него.
                  1. +2
                    19 ноября 2022 11:57
                    Я вообще утверждал, что тут в другом причина и опровергать, если следовать строго методологически, я не должен, сделав замечание о том, что рост могущества Франции был неочевидным. Вон в Египте Наполеон вовсе продул всё в чистую но вовремя сдёрнул, а поскольку в тот момент катастрофа в Египте была неочевидной, его принял как героя. А так можно было бы сказать о бестолковости французов, что после такого фиаско носили Наполеона на руках.
                    Подобный же пример произошёл у нас в 1914 году, вот там было полное осознание что немцы сметут Францию и примутся за нас, хотя советское общественное мнение массовое придерживалось противоположной точки зрения: зато Париж был спасён. Что озвучено Пикулем.
                    Аустерлиц, Ваграм, Фридланд - это всё ещё впереди.
                    1. +3
                      19 ноября 2022 12:29
                      Полная беспомощнось австрийцев в боестолкновениях с французами в войне 2 коалиции уже вполне себе выявилась, читая Клаузевица диву даешься если у австрийцев нет двойного превосходства они уступаят позицию в любой ситуации и это ещё до Маренго и той деревни с жутким названием где Моро обрёл величие))
                      Ну и рисковать тем что твой основной экономический партнёр просто исчезнет с карты за пару недель нельзя, лично я думаю, что англичане всё равно отбились бы, но денег бы на это не поставил.
                      1. +2
                        19 ноября 2022 13:29
                        Ваша правда, и конечно на тоот момент. рассматриваемый в теме, про битве при Ваграме никто не знал, это не такая убедительная победа Наполеона как тот же Аустерлиц.
                        Только нам оно зачем? Ну пусть бьёт австрийцев а мы будем лупить турок, кстати чем занимались с 1806 по 1812, или персов, там начали и вовсе раньше.
                        Поймите правильно. я не хочу чтобы Вы признавали моё мнение, зачем, мы обменялись своими представлениями, это уже просто отлично, так считаю.
                        Но если отойти от темы и дискуссии, всё же постепенно к Наполеону на поле боя подбирался ключик и упомянутый Ваграм случится позже, а пока Наполеон столкнулся с неприятностью под Прейсиш-Эйлау, потом он не выиграл Асперн-Эсслинг, Бородино и финал при Ватерлоо.
                      2. +3
                        19 ноября 2022 16:26
                        «к Наполеону на поле боя подбирался ключик» - не совсем так. Наполеоновская армия в профессиональном плане начиная с 1805 г. постепенно ухудшалась - постоянно рос процент недостаточно обученных новобранцев, увеличивался процент союзников, которые зачастую воевали по принуждению, соперничество высшего командного состава доходило до абсурда. У его противников процесс был обратный - рос профессионализм командного состава, увеличивалось количество и качество войск, появилось осознание согласованности боевых действий в составе коалиции.
                        И самое главное - замкнув на себе роль главы государства и главнокомандующего Наполеон начал принимать ошибочные решения имевшие катастрофические последствия - движение в глубь России после Смоленска, продолжение бессмысленной войны в Испании, срыв переговоров летом 1813 г….
                      3. +3
                        19 ноября 2022 17:13
                        А австрийцы одни в 1804 не выступили бы
            2. +4
              19 ноября 2022 11:42
              Уточню, Франция, старый друг Османской империи, аж с 16 века..
              1. 0
                19 ноября 2022 12:34
                Пётр великий, предложил французам заменить в системе союзов, разбитую Швецию, ничтожную Польшу и явно слабеющую Турцию, Россией положительного ответа не получил, больше таких предложений не делалось и французы считались враждебной стороной по умолчанию.
                1. +2
                  19 ноября 2022 13:31
                  Так я, Михаил, говорил тут тоже самое как и Алексей Богомазов.
          2. +3
            19 ноября 2022 11:39
            А что французский флот,главенствовал на морях-океяанах? Откуда такая уверенность, что Наполеон расправился бы с Англией?Англия воевала с Францией на полях Европы,с помощью европейских армий.Да, французский флот,помешал высадке англичан в Португалии? В Испании? И кст, Наполеон, понимал, что с помощью военной силы он не справится с Англией, поэтому устроил ей экономическую блокаду.
            1. +1
              19 ноября 2022 11:43
              Блокаду ввели после Трафальгара, а до него извините, французы готовятся к высадке.
              1. +4
                19 ноября 2022 12:36
                На деле экономическую блокаду Англии применил Павел I на рубеже 1800-1801 годов. Он оказался своего рода первым разработчиком концепции наполеоновского проекта континентальной блокады Англии.А что в Трафальгарском сражении Франция одержала победу? smile Разгромила английский флот? А если уж быть точным континентальная блокада введена в 1806 году.Наполеон ,издал Берлинский декрет о континентальной блокаде 21 ноября 1806 года. Документ был подписан в Берлине после разгрома пруссаков армией Наполеона. В течение 1807 года к континентальной блокаде, помимо Франции, Италии, Голландии, Испании и Дании, присоединились согласно Тильзитским договорам 1807 года Россия и Пруссия, а в 1809 году - Австрия и Швеция,так формально. Аустерлиц уже прогремел два года назад. Так что,у Александра были варианты не воевать с Францией, а заниматься Балканами,пока в Европе драка.Не лезть в тертью коалицию.
                1. +1
                  19 ноября 2022 12:47
                  Как бы экстренный переход императора Павла в иное агрегатное состояние намекает, что так лучше не делать.
                  Пасаж про Трафальгар не понял, после Трафальгара, Наполеон понял, что высадка на остров не возможна и занялся блокадой, не понимая ту простую вещь, что любая блокада в обе стороны работает и экономическую войну Император проиграл, был вынужден сам нарушать свою блокаду.
                  Александр и занимался Балканами, только вот Константинополь ему уступать Наполнен не собирался.
                  Не полезь Александр в коалицию французы всё равно оказались бы на Висле и повторюсь ни каких гарантий что они не оказались бы на Темзе, что на много хуже.
                  1. +3
                    19 ноября 2022 14:15
                    Пасаж про Трафальгар не понял
                    Блокада началась,после разгрома третьей и четвертой коалиций. Еще раз.Континентальная блокада, была крупномасштабным эмбарго против британской торговли, введенным Бонапартом против Британской империи с 21 ноября 1806 года по 11 апреля 1814 года во время Наполеоновских войн. Наполеон издал Берлинский декрет 21 ноября 1806 года в ответ на морскую блокаду французских берегов, введенную британским правительством 16 мая 1806 года.Английская блокада Франции,вот результат Трафальгара.
                    Александр и занимался Балканами
                    Ага, попутно,участвуя в коалициях против Бонапарта.Напомню, что русско-турецкая война,длилась с 1806-1812 год.Лучшие силы были заняты,против Бонапарта.Если так заниматься Балканами,лучше совсем не заниматься.Тем более война,была спровоцирована Турцией, при поддержке Франции,одна из целей не допущения резервов.Что бы разгромить Турцию,необходимы были значительные силы их не было,Россия ,воевала на два,два фронта.Еще раз,Аустерлиц уже был.Коалиций ,не было бы совсем,не влезь туда Александр.Коалиции сложились,так как стрежнем их была Россия.Павла,убрали,т.к. он был союзником Франции.Правда,это одна из причин.Александр, уместившись на троне,переориентировался на Англию.
                    1. 0
                      19 ноября 2022 16:48
                      Прошу вас не надо мне напоминать самоочевидные вещи, что такое Континентальная блокада я знаю, мы с вами одни и те же книги читали.
                      Сначала сложилась Третья коалиция, а потом случился Трафальгар, без третей коалиции, а без участия России она была не возможна, Булонская армия вполне могла оказаться в Лондоне, а император Наполеон владыкой Европы и всех морей, что явно не соответствует интересам РИ, и уж точно при таком раскладе на Балканах ни чего бы не обломилось.
                      И в принципе Александр не мог вести анити британскую политику, ибо а куда товары экспортировать?
                      1. +7
                        19 ноября 2022 19:18
                        Павла убили за союз с Францией, Александр на английские деньги спас Англию от вторжения Булонской армии. Англия , спасена, Европа,попадает под контроль Франции.Наполеон на границах России.Итог войн,3 и 4 коалиций.
                      2. +1
                        19 ноября 2022 20:18
                        Вы на месте Александра первого даже имея после знание, готовы поручиться что Булонская армия не сможет форсировать канал и занять Лондон?
                      3. +1
                        20 ноября 2022 06:31
                        А Вы готовы поручиться что Булонская армия смогла бы форсировать канал и занять Лондон?
                      4. 0
                        20 ноября 2022 06:47
                        А вдруг получиться и что тогда делать?
                      5. +1
                        20 ноября 2022 06:50
                        А вдруг получиться
                        Кто Вам мешает? Действуйте.. hi
                      6. 0
                        20 ноября 2022 06:59
                        А поздно действовать когда французы в Лондоне, всё финита ля комедия, как непобедимый император скажет так и будет.
      2. 0
        20 ноября 2022 01:09
        А какие неразрешимые противоречия были между Россией и Францией чтобы воевать? Территориальные, религиозные, финансово-экономические и т.д.? Только не надо вспоминать про вселенские завоевательские амбиции Наполеона. Не было их.
        1. +1
          20 ноября 2022 06:14
          Всем французским министерствам от Решилье до Наполеона третьего раскажите,
          И Наполеон строил именно всемирную империи, он желал контролировать Европу, Индию и пути между ними, если это не всемирная империя то что это?
          1. 0
            25 ноября 2022 20:49
            Тут речь не про Ришелье или Наполеона III. Тут про Наполеона I.
            Хоть один документ есть, подтверждающий желание Наполеона построить всемирную империю? Именно синхронный. Именно из архива.
            Европа неоднократно начинала войны с Францией. Проигрывала их. Создавала новую коалицию и начинала новую войну. Опять проигрывала... Платила контрибуции.
            Но агрессор, конечно, Наполеон...
            1. 0
              25 ноября 2022 21:06
              Да вот просто так Европа от делать не чего нападала на Францию, мамелюки тоже вероятно напали на Францию, Испания напала на Францию, всё нападали и нападали, а Франция всё защищалась и защищалась, с помощью армии в миллион штыков, чисто оборонительной.
              1. 0
                29 ноября 2022 21:57
                Европа нападала на Францию не от "нечего делать", а чисто по практическим соображениям: задавить революционную заразу, выбить конкурента на международном рынке, оттяпать что-нибудь из земель. А огромную армию Франция собрала как раз, чтобы отстоять завоевания революции и победить интервентов. Ну и победили. В ответ вторая коалиция. Опять победа. Третья - опять победа. И так шесть (!) раз. Первыми французы начали войну в Испании и в России. Хоть в этих случаях тоже были определённые предпосылки, но колоссальные просчёты налицо.
  4. +4
    19 ноября 2022 07:47
    генерал Мак для сегодняшней России , для современников знаменит ещё и тем , что когда после капитуляции Мак был отправлен в Австрию и там суд лишил его чинов и наград, то по ходатайству князя Шварценберга Маку были возвращены и чины и ордена , а величественный памятник Советским войнам с золотыми буквами из приказа Сталина в Вене ,стоит на площади имени князя Шварценберга - на площади Шварценбергплац . Между прочем , и памятник самому Шварценбергу тоже стоит на той же площади , хотя он уже и не центральный акцент площади его имени. Центральный объект там памятник советскому солдату , держащему золочёное советское знамя из золочёный советский герб ... Многие туристы не знают русского языка и не понимает золочёных слов из цитаты Сталина , что выбито на пьедестале памятника . За то раскрыв рты понимает величие подвига советского Солдата , величие советской Знамени и величие советского Герба...
    Извиняюсь , что нечаянно фактически отошёл от темы в статье . Так , вдруг навеяло ...
  5. vet
    +4
    19 ноября 2022 08:34
    А супершпион Бонапарта Шульмейстер - каков! Прямо, как в пословице: "Хоть подлец, да молодец".
    И фамилия соответствующая!
    1. +4
      19 ноября 2022 12:15
      Да, мало про кого так можно сказать:
      Наполеон сказал, что под Ульмом один Шульмейстер заменил ему 40-тысячный армейский корпус.


      Его более поздний портрет.


      Что говорили о нём:

      Нынче утром я встретился с французским комиссаром полиции в Вене, человеком редкого бесстрашия, непоколебимого присутствия духа и поразительной проницательности. Мне любопытно было посмотреть на этого человека, о котором я слышал тысячи чудесных рассказов. Он один воздействует на жителей Вены столь же сильно, как иной армейский корпус. Его наружность соответствует репутации. У него сверкающие глаза, пронзительный взор, суровая и решительная физиономия, жесты порывистые, голос сильный и звучный. Он среднего роста, но весьма плотного телосложения; у него полнокровный, холерический темперамент. Он в совершенстве знает австрийские дела и мастерски набрасывает портреты виднейших деятелей Австрии. На лбу у него глубокие шрамы, доказывающие, что он не привык бежать в минуту опасности. К тому же он и благороден: он воспитывает двух усыновлённых им сирот. Я беседовал с ним о «Затворницах» Иффланда и благодарил его за то, что он дал нам возможность насладиться этой пьесой.

      — Шарль Луи Каде де Гассикур (1809)[
  6. Eug
    +3
    19 ноября 2022 17:19
    Спасибо, чертовски интересно! И сколько аналогий с нынешним временем и близкой историей - и знать, живущая за счет экспорта в Эуропу, захват моста почти один в один повторили немцы в 1941 (через Двину), и ожидание роялистского мятежа в Париже... как в песне группы Воскресение - "все уже было на свете но этого мало все проходило и все начиналось сначала"...
  7. +3
    19 ноября 2022 18:02
    Однако и австрийцы, и русские не учли человеческий фактор, а именно – горячую кровь молодых и безродных наполеоновских генералов и непроходимую тупость князя Карла Ауэрсперга фон Маутерна. Австрийский аристократ раньше был командиром «игрушечных солдатиков» придворной гвардии, а теперь именно ему было поручено охранять эти мосты.


    Соль статьи, отлично, Валерий! hi )))
    1. +1
      21 ноября 2022 09:20
      Цитата: депрессант
      Соль статьи

      Забанен Нифилим.Сайт лишился еще одного умного и интересного собеседника.Как причудлива политика ВО,*уходят* те кто способен мыслить.Кто интересен.Да.Он конечно резкий мужчина,но каков уровень знаний!Эх.Неприятная ситуация на мой взгляд.
      1. +1
        21 ноября 2022 13:00
        Потрясена. И за что?
        Иногда читаю мнения и аналитику, новости. Изредка там он мелькал, и вот значит результат... жуть!
        И не далее как сегодня вылезла я к Скоморохову со своим вяканьем и теперь трясусь : а вдруг тоже забанят?
        Представьте, из телеграма ВО днесь меня выперли с треском во второй раз, теперь, видимо, навсегда. Ну, тут моя вина. Цитатку воткнула с одного очень честного, но крайне злого и невоздержанного телеграма, в ответ от телеграма ВО получила по зубам и вдогонку пинок под зад wassat )))
        В общем, Вы меня напугали и убедили. Больше я не ходок налево, только история.
        1. +1
          21 ноября 2022 13:09
          Цитата: депрессант
          Потрясена. И за что?

          Я тоже.
          Цитата: депрессант
          И за что?

          Ну это скорее вопрос *отцам-основателям* сайта.Скорее всего вместо нормальной дискуссии,с их стороны,прибегли к старой испытанной методе.*Нет человека-нет проблемы.*Кому от этого хуже?По крайней мере нам,обитателям подвала,точно.Ибо?Уход умного человека всегда печален.
          Цитата: депрессант
          Больше я не ходок налево, только история.

          Ну не стоит так.Истина бывает дороже присутствия.И свои убеждения тоже. hi
          1. +1
            21 ноября 2022 14:56
            Мои убеждения, как я имела возможность убедиться, никому не нужны. С ними соглашаются только те, кто имеет такие же убеждения, остальных может убедить в чем-то только сама жизнь. Убеждение имеет смысл высказывать только тогда, когда есть шанс расширить число сторонников, а если нет -- сотрясение воздуха.
            1. +1
              21 ноября 2022 15:59
              Цитата: депрессант
              С ними соглашаются только те, кто имеет такие же убеждения, остальных может убедить в чем-то только сама жизнь.

              Отнюдь не факт.С ними или соглашаются,или отвергают.В нормальной дискуссии.В процессе.
              Цитата: депрессант
              сотрясение воздуха.

              Хмм.А мы занимаемся чем-то иным? bully Нет,конечно же мы общаемся.Общаемся с теми людьми кто нам в силу разных причин приятен.Но по факту?Обсуждение тех тем,тех действий,тех событий повлиять на исход коих мы не способны это не *сотрясание воздуха*?Нет? hi
              1. +1
                21 ноября 2022 17:11
                Да видите ли, какое дело...
                На подсознательном уровне каждый полагает: вот я сейчас высказал свой бред, и ведь куда-то дойдет, на уровень принятия решений, и кто-то властный поднимет палец вверх и скажет "О! А мы-то тут всей толпой, всем Аппаратом Президента и не догадывались, что так можно! Двайте-ка проведем это мудрое предложение в жизнь!"
                На это я могу сказать лишь ха-ха-ха!
                На самом деле к сигналам прислушиваются. Но к каким?
                Если коров в хлеву не накормить, они будут мычать так, что крыша хлева рухнет. К таким сигналам прислушиваются. Перед первым игнанием с телеграма ВО я громко вскричала: "Куда делся сахар? Это политический вопрос!" Ответно с гневом на меня заорали ура-патриоты. Но, видно, мой вопль не был единичным, вопрос подняли повсюду, и сахар появился. Правительство помнит, как голодными электричками свалили СССР. И вот на этом пищевом уровне нас слышат и наполняют ясли сеном (магазины продуктами). И это всё. Считается, что остальное -- не наш уровень.
                Вы не поняли, что у нас СССР 2.0 wassat )))
                1. +1
                  21 ноября 2022 17:51
                  Цитата: депрессант
                  Вы не поняли, что у нас СССР 2.0 )))

                  Это Вы, Людмила Яковлевна,сейчас так пошутили?Да?У нас сейчас на дворе вообще не пойми чего.Микс.Смесь.Коктейль. bully
                  1. +1
                    21 ноября 2022 18:59
                    Нет, не пошутила.
                    На дворе у нас ровно то, что хотели иметь и получили правящие слои СССР. Это как смотреться в кривое зеркало, можно себя не узнать. Но это будете Вы.
                    1. +1
                      21 ноября 2022 19:18
                      Цитата: депрессант
                      нас ровно то, что хотели иметь и получили правящие слои СССР

                      Вы хотите сказать,что именно эту весьма дурно пахнущую субстанцию хотели и строили Сталин,Хрущев,Брежнев,Черненко?Про Андропова говорить не хочу,ибо с ним далеко не всё ясно.А завербованного Горбачёва упомяну ради того,что он просто...был.
                      Цитата: депрессант
                      в кривое зеркало,

                      Да перестаньте.Надо очень даже *клюнуть* дабы не узнать себя.Даже в кривом зеркале. laughing
                      1. +1
                        21 ноября 2022 19:52
                        Оставьте в покое Сталина. Берите послевоенное время, начиная с Хрущева. У меня такое впечатление, Друг мой, что Вы никогда не участвовали в дискуссиях о том, как разлагался, начиная с верхов, СССР. Но вообще-то у меня сегодня уже нет возможности беседовать с Вами на равных -- зрение! Читать ещё могу, печатать крайне напряжно. Давайте при случае как-нибудь вернёмся к этой теме, если не угаснет ваш интерес. А именно -- к вопросу, почему я считаю, что мы живём в СССР 2.0, но построенному по желанию верхушки Союза, а не трудящихся. А Вы пока подумайте над этим. love )))
                      2. +1
                        21 ноября 2022 20:07
                        Цитата: депрессант
                        беседовать с Вами на равных -- зрение! Читать ещё могу, печатать крайне напряжно.

                        Ну,а у меня Сенегал-Нидерланды.ЧМ по футболу начался.Ещё вчера. bully
                        *Но мы встретимся,обязательно встретимся.* (с)fellow