Военное обозрение

ВМС Франции приняли в эксплуатацию модернизированные самолеты ATL 2

17
ВМС Франции приняли в эксплуатацию модернизированные самолеты ATL 2
Модернизированный ATL 2 Standard 6



В течение нескольких последних лет военно-морские силы Франции и авиационная промышленность страны занимаются модернизацией патрульных самолетов Atlantique 2. Был разработан проект обновления Standard 6, по которому уже перестроили несколько самолетов. Обновленная техника прошла все необходимые испытания и стадию опытной эксплуатации, и несколько дней назад ее официально приняли в строй.

Техническая эволюция


В 1963 г. ВМС Франции выдали международному консорциуму SEBCAT заказ на производство 40 новых базовых патрульных самолетов Bréguet 1150 Atlantic. Выполнение этого заказа заняло всего несколько лет, и это позволило закрыть все потребности французского флота и заменить устаревшие самолеты. Кроме того, SEBCAT получил несколько заказов от других стран.

В 1978 г. Минобороны Франции заказало модернизацию имеющегося самолета под названием Atlantic Nouvelle Génération. Этот проект предусматривал незначительное обновление воздушной платформы при одновременной радикальной перестройке комплекса поискового оборудования и вооружения. В первой половине восьмидесятых модернизированные прототипы прошли испытания, и в середине десятилетия обновленный самолет приняли на вооружение под обозначением Atlantique 2.

В дальнейшем имеющиеся самолеты регулярно проходили средний и капитальный ремонт, а также получали различные обновления того или иного масштаба. К началу десятых годов в строю имелось 22 самолета, разделенные между двумя эскадрильями. Техника соответствовала последней на тот момент модификации Standard 5.


Третий самолет версии Standard 6

В 2012 г. стартовала новая программа модернизации. Она предусматривала проведение капитального ремонта имеющихся самолетов с восстановлением технического состояния и продлением ресурса. Такой ремонт должен был обеспечить эксплуатацию техники в течение следующих 15-20 лет. Кроме того, создавался задел для будущей замены целевого оборудования, тоже направленной на рост характеристик и продление сроков службы.

По ряду причин, ремонт по программе 2012 г. прошли лишь 18 самолетов из 22 имевшихся. Остальные были выведены в резерв, и до сих пор стоят на хранении. Отремонтированные «Атлантик-2» получили новое сокращенное обозначение ATL 2. В дальнейшем численность парка вновь сократилась. Сейчас в активной эксплуатации находится лишь 12 самолетов, а количество техники на хранении увеличилось до 10 ед.

«Стандарт-6»


Уже в 2013 г. стартовала разработка очередного проекта модернизации, получившего обозначение Standard 6. Его целью вновь было повышение тактико-технических и рабочих характеристик самолетов. Кроме того, планировалось продлить возможные сроки эксплуатации до 2030-35 гг. Пакет обновлений должны были получить 18 самолетов, проходящих капитальный ремонт.

Головным разработчиком и исполнителем нового проекта назначили компанию Dassault Aviation. Поставщиками отдельных компонентов и систем стали компании Thales, Naval Group, SIAé и т.д. На разработку проекта давалось несколько лет. Перестройка самолетов должна была начаться во второй половине десятилетия и завершиться в середине двадцатых годов.


Модернизированный ATL [/center]
Подрядчики справились с поставленными задачами и укладываются в установленные сроки. Два первых ATL 2 Standard 6 были переданы заказчику для опытной эксплуатации в октябре 2019 г. В апреле 2020-го за ними последовал третий самолет. В дальнейшем работы вышли на требуемые темпы, и флоту регулярно возвращали обновленную технику. Летом 2022 г. сдали восьмой и девятый борт – проект модернизации преодолел «экватор».

Передаваемые ВМС самолеты проходили необходимые испытания, а кроме того, несколько раз участвовали в полноценных учениях. В ходе таких мероприятий были подтверждены все расчетные характеристики и продемонстрированы все новые возможности. Модернизированный самолет получил рекомендацию к принятию в полноценную эксплуатацию.

Соответствующий приказ 10 ноября подписал начальник штаба ВМС Франции адмирал Пьер Вандье. Девять модернизированных самолетов «Атлантик-2» возвращаются на службу и вновь становятся полноценными боевыми единицами в составе морской авиации.

Текущий заказ предусматривает обновление 18 самолетов, и его выполнение продолжается. Согласно текущим планам, в ближайшие месяцы ВМС получат десятый и одиннадцатый самолеты, а последние сдадут к 2024-25 гг. После этого весь активный парк ATL 2 будет соответствовать актуальному проекту Standard 6 и сможет продолжать службу до середины тридцатых.


Пути модернизации


Проект ATL 2 Standard 6 предусматривает сохранение существующей воздушной платформы. Несмотря на солидный возраст, несколько последовательных модернизаций позволили сохранить ее характеристики на требуемом уровне.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. При длине более 31 м и размахе крыла 37 м он имеет взлетную массу не менее 45 т. Два турбовинтовых двигателя в гондолах на крыле позволяют ему развивать максимальную скорость 650 км/ч или вести патрулирование на 315 км/ч. В последнем случае продолжительность полета достигает 16-18 ч.

Главное нововведение проекта «Стандарт-6» – современная бортовая РЛС Thales Searchmaster с АФАР в обтекателе под фюзеляжем. Такая станция способна засекать воздушные и надводные цели на дальностях не менее 200 морских миль, а также сопровождать большое число объектов.

Внедрена современная оптико-электронная станция Wescam MX-20. Подвижный сферический блок с дневным, ночным и дальномерным каналами подвешен под центральной частью фюзеляжа, за грузоотсеком. В зависимости от погодных условий и видимости, дальность наблюдения может составлять десятки километров.


Операторская кабина самолета Atlantique 2 Standard 5

ATL 2 Standard 6 по-прежнему несет и применяет гидроакустические буи. При этом разработана новая система управления и сбора данных с таких средств. Она отличается улучшенными характеристиками и позволяет использовать более широкую номенклатуру буев, в т.ч. изделия иностранной разработки.

Самолет получил новую информационно-управляющую систему LOTI-NG (Logiciel de Traitement de l'Information Operationelle Nouvelle Génération). С ее помощью осуществляется сбор и обработка информации от бортовых систем наблюдения с последующей передачей в штаб или другим потребителям.

Модернизированный самолет может самостоятельно атаковать обнаруженные цели. В грузоотсеке на днище фюзеляжа имеются держатели для подвески двух противокорабельных ракет Exoset и шести легких противолодочных торпед MU90.

Экипаж модернизированного самолета, как и до обновления, включает 14 чел. Четверо из них управляют самолетом, остальные составляют тактический экипаж и используют целевое оборудование. При этом новые автоматизированные рабочие места, БИУС и т.д. снижают нагрузку на операторов и/или повышают производительность работы.


Кабина из проекта Standard 6

По результатам последней модернизации самолеты Atlantique 2 сохраняют все прежние возможности, а также получают некоторые новые функции. Так, за счет новой РЛС увеличена дальность наблюдения за воздушным пространством и морем, количество сопровождаемых целей и другие параметры. Также имеется несколько оптических каналов наблюдения. Модернизация гидроакустических систем расширяет возможности по поиску подлодок.

Обнаружив ту или иную цель, патрульный самолет выдает целеуказание другим боевым единицам – кораблям флота или морской авиации. Выдача данных максимально ускорена, что упрощает своевременное реагирование на угрозу. Также сохранены возможности для самостоятельного поражения надводных кораблей или подлодок. Для таких задач используется самое современное вооружение своих классов.

Своими силами


Таким образом, Франция успешно решает вопрос обновления патрульной авиации ВМС и демонстрирует определенные успехи. К настоящему времени по новому проекту модернизации перестроили половину от запланированного количества ATL 2, и работы в этом направлении продолжаются. В течение нескольких следующих лет будет сформирован парк из 18 обновленных самолетов, и ему предстоит служить еще 10-12 лет.

Примечательно, что ВМС Франции модернизируют имеющиеся патрульные самолеты и не спешат начинать разработку совершенно новой машины. Кроме того, они не планируют закупать иностранную технику такого класса и справляются только своими силами. Как показывают последние события, подобные подходы полностью себя оправдывают и позволяют успешно решать все поставленные задачи по обновлению патрульной авиации.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны Франции, Dassault Aviation
17 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 29 ноября 2022 06:15
    +5
    По ряду причин, ремонт по программе 2012 г. прошли лишь 18 самолетов из 22 имевшихся.

    Пакет обновлений должны были получить 18 самолетов, проходящих капитальный ремонт.

    В течение нескольких следующих лет будет сформирован парк из 18 обновленных самолетов, и ему предстоит служить еще 10-12 лет.

    Я прекрасно знаю, что Автор не участвует в обсуждении своих статей, но надеюсь модераторы или редактор обратит его внимание на досадное «переливание из пустого а порожнее». Не мое дело критиковать уважаемого Кирилла. Материал у него всегда интересный, но постоянные повторы портят впечатление от работ.
    С искрениим уважением, Коте!
    1. solar
      solar 29 ноября 2022 09:28
      +2
      Краткость- сестра таланта!
      Но теща гонорара...
      smile
      1. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 29 ноября 2022 11:03
        0
        Цитата: solar
        Краткость- сестра таланта!
        Но теща гонорара...
        smile

        Насколько я знаю на ВО платят за статью в целом, а не количество знаков.
        1. solar
          solar 29 ноября 2022 13:17
          +3
          Возможно, есть требования по минимальному объему?
          feel
  2. solar
    solar 29 ноября 2022 09:29
    +2
    Кто-то недавно убеждал, что во Франции нет никакого высокотехнологичного производства, и они способы только духи и сыр производить...
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 29 ноября 2022 11:04
      +1
      Цитата: solar
      Кто-то недавно убеждал, что во Франции нет никакого высокотехнологичного производства, и они способы только духи и сыр производить...

      На пару с атомными авианосцами! laughing
      1. Deon59
        Deon59 29 ноября 2022 13:26
        +2
        А завод где делают Аэробусы.Не они к нам по поводу постройки кораблей обращались. Да и последние творение АвтоВаза уши французские
        1. вадим dok
          вадим dok 29 ноября 2022 18:56
          +1
          Видимо,к разряду сыров относятся самолеты РАФАЛЬ,танки ЛЁКЛЕР,подводные лодки ТРИУМФАН,а самолеты Аэрбас относятся к круасанам!
        2. dauria
          dauria 30 ноября 2022 04:10
          0
          Да и последние творение АвтоВаза уши французские

          Удивительно, но родина сотовых телефонов - Франция. Это их стандарт стал мировым , утерев даже американцев.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 29 ноября 2022 11:08
      +3
      Цитата: solar
      Кто-то недавно убеждал, что во Франции нет никакого высокотехнологичного производства, и они способы только духи и сыр производить...

      Ага-ага... smile
  3. Alexey RA
    Alexey RA 29 ноября 2022 11:24
    +4
    И в очередной раз французы умудрились натянуть нос запроливным соседям.
    Те, если кто помнит, в своё время тоже начали программу модернизации своих ПЛО-машин Nimrod в версию MRA.4. Но, в отличие от французов, сначала сократили количество модернизируемых машин с 21 до 12, затем до 9. А когда ВАЕ наконец-то выдала первый серийный модернизированный самолёт после головного - то программу закрыли из-за... ненужности авиации ПЛО в текущей обстановке и необходимости экономии средств. После чего готовые и стоящие в очереди на модернизацию "Нимроды" порезали на металлолом.

    К моменту закрытия на программу потратили 3,6 миллиарда фунтов. Оставшиеся фонды объявили сэкономленными. И всё бы было хорошо - вот только через полтора года британцы внезапно решили, что авиация ПЛО им опять нужна. И пришлось им платить дважды, покупая "Посейдоны". laughing
  4. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 29 ноября 2022 11:38
    -2
    Сколько же еще годочков будут летать эти несчастные аэропланы?)))
    1. Alexey RA
      Alexey RA 30 ноября 2022 14:36
      0
      Цитата: ТермиНахТер
      Сколько же еще годочков будут летать эти несчастные аэропланы?)))

      Тяжёлые машины Холодной войны практически вечны. smile
      1. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 30 ноября 2022 19:27
        0
        Усталость металла никто не отменит, потому как - физика.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 1 декабря 2022 15:00
          0
          Цитата: ТермиНахТер
          Усталость металла никто не отменит, потому как - физика.

          Поэтому они и служат столько времени - поскольку в их случае срок службы определяет физический ресурс планера, а не моральное устаревание, как с теми же истребителями. А у больших машин, работающих в районах с минимальной ПВО, с их задачами долететь из точки А в район Б и патрулировать там Х часов / сбросить боевую нагрузку, которая сама дойдёт до цели или доставить груз из точки А в точку Б можно просто "обновить начинку".
          1. ТермиНахТер
            ТермиНахТер 1 декабря 2022 19:28
            0
            Крыло с висящим на нем двигателем, не слабый рычаг относительно фюзеляжа. Конструкции, которые воспринимают нагрузку от шасси, при посадке, тоже "работают будь здоров".
  5. Pavel57
    Pavel57 3 января 2023 18:06
    0
    В статье имело бы смысл сравнить с Ил-38.