Счетная палата США раскрыла стоимость эксплуатации боевой авиации

23
Счетная палата США раскрыла стоимость эксплуатации боевой авиации


10 ноября Счетная палата США (Government Accountability Office – GAO) опубликовала доклад «Weapon System Sustainment. Aircraft Mission Capable Goals Were Generally Not Met and Sustainment Costs Varied by Aircraft», посвященный состоянию, боеготовности и стоимости эксплуатации боевой авиации вооруженных сил. Особый интерес в этом докладе представляют сведения финансового характера. GAO раскрывает как общие расходы на содержание авиации, так и среднюю стоимость эксплуатации техники разных типов.



Общие показатели


В новом докладе рассматриваются различные показатели пилотируемой авиации Пентагона во всем ее многообразии. Изучению подверглись все самолеты, вертолеты и конвертопланы, состоящие на вооружении военно-воздушных и военно-морских сил, а также сухопутных войск. Авторы доклада учитывали степень боеготовности техники, расходы на ее эксплуатацию и другие показатели.

С целью получения более подробной картины рассматривались и сравнивались показатели в период с 2011 по 2021 г. За счет этого удалось не только установить текущее положение дел, но и выявить различные тенденции положительного или негативного характера. Их анализ позволит сделать более точные прогнозы и принять необходимые меры.

Согласно подсчетам GAO, в настоящее время в вооруженных силах США имеется почти 9300 самолетов, вертолетов и конвертопланов. Насчитывается 45 типов и моделей такой техники. При этом модификации одного летательного аппарата могут считаться как один тип или как разные – в зависимости от различных факторов.


В 2020 ф.г. на эксплуатацию и обслуживание такого парка авиационной техники потратили ок. 54 млрд долл. Это почти на 2,9 млрд долл. меньше, чем в 2011 г. (в пересчете на современные цены). При этом незначительно изменилась структура расходов и их распределение по видам вооруженных сил. Так, в течение десятилетия, из-за изменений стратегий и соответствующего колебаний численности техники, расходы на ВВС и армейскую авиацию сократились. Одновременно с этим увеличились траты на авиацию ВМС.

На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдаются трудности с обеспечением уровня боеспособности, заданного нормативами. Из всего имеющегося парка лишь вертолеты UH-1N военно-воздушных сил все время полностью соответствовали таким требованиям. При этом некоторые образцы техники в 2011-21 гг. ни разу не преодолевали заданный рубеж готовности.

Тактическая стоимость


Особый интерес в докладе GAO представляют эксплуатационные и финансовые данные по всем типам авиационной техники, состоящим на вооружении. Приводится общий налет машин каждого типа за 2020 г., средний налет на одну в 2021-м. Также рассчитана средняя стоимость эксплуатации каждого самолета и вертолета и цена летного часа – по данным 2020 г.

В сфере тактической авиации самым дорогим в эксплуатации предсказуемо оказался истребитель F-22A. На каждый из 186 самолетов этого типа потратили 12,55 млн долл. Стоимость летного часа превысила 85,3 тыс. долл. При этом летный час в сравнении с 2019 г. подешевел на 13,4%. Более новый F-35 оказался дешевле в эксплуатации. На 365 самолетов этого типа ушло по 8,22 млн долл. Час полета обошелся менее чем в 42 тыс. долл., и этот показатель сократился лишь на 2,4% в сравнении с 2019-м.


В строю остается 234 истребителя F-15C/D и 218 более новых F-15E. Эксплуатация таких самолетов в 2020 г. обошлась в 6,23 и 9,16 млн долл. соответственно. Летный час боле старых модификаций «C/D» стоил почти 36,7 тыс. долл., а для «E» этот показатель не превысил 33,2 тыс. долл. В сравнении с 2019 г. летный час F-15C/D и F-15E подорожал на 4,2 и 7,6 проц. соответственно.

Авиация ВМС продолжает эксплуатацию 305 истребителей F/A-18A/D и 530 более новых F/A-18E/F. Годовые расходы на такую технику составили по 5,98 и 7,5 млн долл. на каждый самолет соответственно. Летный час более старого истребителя стоил 50,8 тыс. долл., тогда как современные «E/F» требуют всего 30,4 тыс. долл. Также флот располагает 131 самолетами РТР / РЭБ EA-18G. Их эксплуатация потребовала по 8,15 млн долл.; летный час стоил 27 тыс. долл. Полеты всех версий F/A-18 тоже подорожали. Для «А/D» рост превысил 4%, для «E/F» достиг 7,2%.

Важнейшей составляющей тактической авиации ВВС остаются 936 истребителей F-16. Эксплуатация каждой такой машины в 2020 г. обошлась в 4,6 млн долл. при стоимости летного часа менее 27 тыс. долл. В этом случае летный час за год подорожал на 16,3%.

Самым дешевым с точки зрения эксплуатации оказался штурмовик A-10C. Его летный час стоит всего 22,5 тыс. долл., что лишь на 4,5% больше показателей предыдущего года При этом на каждый из 281 строевых самолетов в 2020 г. потратили чуть более 6 млн долл.


Стратегические расходы


Дальняя авиация имеет особые функции – и соответствующую стоимость эксплуатации. Самым дорогим с точки зрения расходов в 2020 г. оказался малозаметный бомбардировщик B-2A. На каждую из 20 таких машин пришлось потратить 41 млн долл. Стоимость летного часа в сравнении с 2019-м выросла на 10% и превысила 150,7 тыс. долл.

Однако самым дорогим по стоимости летного часа стал сверхзвуковой B-1B – ок. 173 тыс. долл. Годовой рост этого показателя составил рекордные 38%. При этом на эксплуатацию 62 бомбардировщиков потратили по 19 млн долл., т.е. вдвое меньше, чем в случае с B-2A.

Самые лучшие экономические результаты показал старый и заслуженный B-52H. В строю остается 76 таких самолетов, и содержание каждого обходится в 16,6 млн долл. Стоимость летного часа не превышает 88,4 тыс. долл., и за год она выросла всего на 4,4%.

Расходы на вертолеты


Основным ударным вертолетом вооруженных сил США является AH-64D/E. В строю имеется 648 таких машин, и они отличаются хорошими экономическими показателями. В 2020 г. эксплуатация каждого такого вертолета обошлась всего в 910 тыс. долл. Летный час стоил 5171 долл., что на 5,6% больше стоимости 2019 г. Модернизированные AH-1Z в количестве 143 ед. оказались менее выгодными. На каждый из них потратили почти 3,4 млн долл. при стоимости часа полета ок. 20,6 тыс. долл. – на 16,7% больше, чем годом ранее.


Самым массовым вертолетом Пентагона является многоцелевой UH/HH-60 – в 2020 г. на службе числилось 1968 ед. На каждый из них за год потратили по 430 тыс. долл. Час полета подорожал на 7,6% и обошелся в 3116 долл. Важное место в логистике занимает тяжелый транспортный вертолет CH-47F. На 417 машин этого типа в 2020-м ушло по 550 тыс. долл. Стоимость летного часа не превысила 3920 долл., а ее рост составил всего 1%.

Более старые транспортные UH-1N, несмотря на все модернизации, оказались менее выгодными. 63 таких вертолета потребовали по 4,84 млн долл. Стоимость летного часа почти достигла 14,5 тыс. долл., хотя ее рост составил только 5,6%.

Особый интерес представляют показатели конвертоплана MV-22B. В эксплуатации находится 301 такая машина, и в 2020 г. каждая из них потребовала 6,33 млн долл. Стоимость летного часа в разы превысила аналогичные показатели вертолетов и вышла на уровень тактических истребителей – 42,8 тыс. долл. Также наблюдается значительное удорожание полетов – 21,8%.

Сложно и дорого


Новый доклад GAO о состоянии авиации вооруженных сил США и расходах на ее содержание указывает на ряд любопытных явлений и тенденций. В первую очередь, он наглядно показывает, что строительство и содержание крупного флота самолетов и вертолетов является весьма дорогим делом. Только на эксплуатацию имеющихся 9300 летательных аппаратов в год уходит порядка 54 млрд долл.


В очередной раз подтверждается, что затраты на содержание и эксплуатацию техники прямо пропорциональны ее сложности. Особенно ярко это проявляется в сфере тактической авиации: по стоимости службы и полетов современный истребитель F-22A в разы дороже старого штурмовика A-10C. Хорошим примером сложности и дороговизны также является конвертоплан MV-22B.

При этом количественные аспекты в виде объемов финансирования лишь ограниченно связаны с качественными показателями. Несмотря на все траты и различные мероприятия, состояние ВВС, морской и армейской авиации далеко от идеального. Боеготовность техники разных типов не превышает 70-80 проц. В случае с отдельными образцами не удается выйти на требуемый уровень в течение длительного времени.

Новые задачи


Следует отметить, что при всех таких проблемах боевая авиация США остается многочисленной и показывает приемлемую боеспособность, а также способна решать основную часть своих задач. Несмотря на все ограничения, регулярно проводятся различные учебные мероприятия, в ходе которых наличные силы и средства показывают свои способности.

Однако такое положение дел считается неприемлемым. Необходимо принимать меры организационного, технического и иного характера, направленные на повышение боеспособности и сокращение расходов. Удастся ли сделать это и вывести показатели воздушного флота на приемлемый уровень – неизвестно.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    22 ноября 2022 16:11
    Согласно подсчетам GAO, в настоящее время в вооруженных силах США имеется почти 9300 самолетов, вертолетов и конвертопланов. Насчитывается 45 типов и моделей такой техники.
    Даст ист фантастишь! А ведь и мы были не хуже.... request
    1. +4
      22 ноября 2022 19:02
      По истребительной авиации 4/5 ситуация предкатастрофическая.
      У Китая ~1200 истребителей 4/5 поколения без J-7 и J-8
      У США ~ 1900
      У Европейских членов НАТО ~ 1500.
      У нас 400 не наберется.

      По самолетам ДРЛО, заправщикам, РЭБ просто катострофа.
  2. +4
    22 ноября 2022 16:14
    Когда мы в детстве играли с девчонками в магазин, то если не хватало денег (листочков) я шел к ближайшему дереву и срывал еще. В США действует такой же принцип денежного дерева - станок ФРС.
    1. +3
      22 ноября 2022 16:28
      Цитата: dementor873
      Когда мы в детстве играли с девчонками в магазин, то если не хватало денег (листочков) я шел к ближайшему дереву и срывал еще. В США действует такой же принцип денежного дерева - станок ФРС.

      Чтобы во дворе не было гиперинфляции, мы договорились использовать листочки только трудно доступного куста с насыщенным зелёным цветом и плотностью в детском садике под охраной сторожа Васи. Больше куст нигде не рос. Соглашение двора было торжественно утверждено инициатором проекта в 1913 году - внуком старого сторожа - Вадиком
      1. +2
        22 ноября 2022 16:43
        Они уже перекинули свою инфляцию на ЕС, просто лох не мамонт, лох не верит. Этого им хватит лет на 5-10. За это время они накачают Тайвань, чтобы с началом конфликта, когда придется Японии и Корее вписаться из-за полупроводников, все производства поплыли к ним, плюс вдобавок возвращение американских производств из Китая на родину. А уж прибыли нефтегазового сектора от сидящего на игле ЕС будут сказочные.
  3. +1
    22 ноября 2022 16:23
    Свел данные, интересная картина получается.
    Миф о дороговизне F-35 не соответствует реальности, учитывая тренд на удешевление летного часа F-35, с обратным трендом на удорожание F-16 и F/A-18A/D то вообще сопоставимые с 4 поколением цифры выходят.

    F-22A - 85,3 тыс. долл.
    F-15C/D - 36,7 тыс. долл.
    F-15E - 33,2 тыс. долл.
    F-35 - 42 тыс. долл.
    F-16 - 27 тыс. долл.
    A-10C - 22,5 тыс. долл.
    F/A-18A/D - 50,8 тыс. долл.
    F/A-18E/F - 30,4 тыс. долл.
    1. +2
      23 ноября 2022 05:39
      Миф о дороговизне F-35 не соответствует реальности

      мягко говоря вывод поверхностный или иными словами это натягивание совы на глобус. Вы сравниваете мнимую "экономичность" обслуживания однодвигательного F-35 c "дороговизной" двухдвигательных F-15, F-18. Если хотите сравнивать корректно - сравнивайте F-35 и F-16. Вот вам разница в эксплуатации в 55%!
      1. +1
        23 ноября 2022 16:44
        Также как F-22 и F-15 двухдвигательные, пятое поколение дороже в эксплуатации request
  4. 0
    22 ноября 2022 16:53
    И это еще вмф не трогали.
    Запахнет внличием...
    Как наш мо живет в условиях санкций?
    Экономит?
  5. -1
    22 ноября 2022 18:33
    Да, час полета сильно подорожал (и доллар подешевел). В инете ходят старые таблицы, там сильно меньше , раза в 3-4.

    Немудрено что у нас все засекречено. Изредка случайно всплывают цифры ,что экономят на вылетах как могут. Налет у стратегических бомбардировщиков , всплывало , какие-то мизерные цифры...
    1. +1
      22 ноября 2022 20:49
      Те "старые таблицы" это таблицы в ценах 2010 года (вроде бы по памяти). Для F-35 сейчас действует программа "25-25" - попытка довести цену летного часа к 2025 году до 25 тыс.долл. в ценах 2010 года.
      PS Все это для удобства подсчетов в программе которая длится десятилетиями.
      1. 0
        22 ноября 2022 22:10
        Логично....
        По крайней мере открыто публикуют и обсуждают..
        На ВО предпологали что наша стоимость часа гдето в 2-3 раза меньше ,за счет рублевой оплаты
        Но забугорные новости просачивались, что там час наших самолетов примерно такой же как и западных...
        1. -1
          22 ноября 2022 22:22
          У наших истребителей ресурс планера, авионики и двигателей в разы меньше. Необходимо чаще обслуживать и ремонтировать. Это с лихвой компенсируют дешевизну труда.
          1. +2
            23 ноября 2022 05:55
            У наших истребителей ресурс планера, авионики и двигателей в разы меньше

            зачем вы тут враньем занимаетесь? Ресурс пратовского двигателя для F-18 не превышает 2000ч. Ресурсы нашего 31Ф3 уже более 3000ч. А 41й имеет ресурс ГЗ уже в 4000ч. Даже простенький ФП для МКИ имеет 1500, а это никак не
            в разы меньше
            1. 0
              23 ноября 2022 08:40
              Вы как обычно занимаетесь подтасовкой фактов т.е. враньем. Сравниваете двигатели разных классов и времён.
              РД-33 (1977 год производства) имеет наработку на отказ около 500 часов, F404 (1978) - 1100 часов.
              Что касается 31Ф3 2013 года с ресурсом якобы 3000 ч, то у F110-GE-132 2003 года этот ресурс до 6000 ч.
              1. +4
                23 ноября 2022 08:46
                Сравниваете двигатели разных классов и времён.

                я сравниваю не года, а двигатели, устанавливаемые на существующие самолеты! 31ФП ставится на Су-30МКИ, 41-1С ставится на Су-35, F404 ставится на F-18. Их РР я и указал. Носителей РД-33 уже практически нет в строю, а что есть катаются на последних их модификациях как РД-33МК, где ресурс тоже не менее 4к. Мы тут сравниваем самолеты, а вы занимаетесь любимым - писькометрией. Не надо тут истерить - я на ваши любимые США не покушаюсь.
                1. +2
                  23 ноября 2022 09:16
                  Цитата: Ка-52
                  Сравниваете двигатели разных классов и времён.

                  я сравниваю не года, а двигатели, устанавливаемые на существующие самолеты! 31ФП ставится на Су-30МКИ, 41-1С ставится на Су-35, F404 ставится на F-18.

                  Странный. Сравнивает существующие самолёты Су-30МКИ и Су-35 с несуществующим F-18. При этом пишет обратное. Прошу успокоится и написать, что с чем сравниваете.

                  Самолета с литерой F-18 никогда серийно не выпускался, были только прототипы. Если имеете ввиду FA-18A/B то они производились в 80ые и сняты с вооружения в США, сравнивать их с самолетами 2000ых тоже странно, между ними разница более 20 лет. Сравнивают подобное с подобным, а не самолётов разных десятилетий и классов.

                  Если сравнивать FA-18 с Миг-29 и F-15 с Су-27 (30, 35) соответствующих лет, то в каждом сравнении у американцев ресурс двигателя будет больше от 2 раз, ресурс планера от 2-3 раз, РЛС от 3-5 раз.
            2. +1
              23 ноября 2022 12:16
              Вроде как похоже что это вы занимаетесь выдумками. Двигатели GE и PW давно имеют срок службы на весь срок службы истребителя. Его ни разу не меняют, просто списывают вместе с самолетом, т.е. это 6-7к часов. Веры в то что наши двигатели лезко увеличили срок службы в два раза до 3-4к часов так же мало, т.к. это пока просто предположение производителя. Т.е. F404 или F110 налетали миллионы часов и они могут точно знать срок службы, а вот наши новейшие АЛ41 или современные АЛ31 летают от силы 5-7 лет и вряд ли за 1.5-2к часов вылезли, вы ведь не верите что налет наших истребителей больше 150 часов в год?.
              1. -1
                24 ноября 2022 05:20
                что за бред вы сейчас написали? во-первых, есть такое понятие как "рекомендованный ресурс". Это величина, установленная производителем. Ее и придерживаются в регламентах обслуживания.
          2. 0
            25 ноября 2022 09:37
            По планеру - фантазии. Куда уж больше ресурс.
            Авианика? А зачем ей большой ресурс? Она морально устаревает, её желательно менять хотя бы раз в 7 лет.
            Двигатели... ну возможно. Но большой ресурс часто достигается весьма дорогими ухищрениями, не факт что оно того стоит. Особенно, если реально воевать.
            Обслуживание и ремонт по стоимости тоже различаются. У западных производителей харя шире, поэтому и затратней эти процедуры у западников. И как раз дешевизна труда компенсирует с лихвой больший объем работ.
  6. 0
    22 ноября 2022 20:49
    Все издержки на боевую и учебную эксплуатацию данных самолетов составляет расход ресурса авиадвигателей этих самолетов. Сам планер самолета не так и дорог в экспуатации, как и выплата зарплаты пилотам этих самолетов, они постоянны. Содержание аэродромов, систем навигации, расход топлива на час полета так же постоянны. Чем больше летных часов, тем дороже содержание самолета, ибо ресурс его двигателя ограничен.
  7. 0
    23 ноября 2022 09:17
    Цитата: ColdWind
    Свел данные, интересная картина получается.
    Миф о дороговизне F-35 не соответствует реальности, учитывая тренд на удешевление летного часа F-35, с обратным трендом на удорожание F-16 и F/A-18A/D то вообще сопоставимые с 4 поколением цифры выходят.


    Фуфло эти расчеты. Не надо путать реальную стоимость с искусственно установленными тарифами. Сколько захотят - столько нарисуют, чтобы конгрессмены лишнего не бухтели.
    Не вспоминая о сотнях миллиардов долларов, потраченных на разработку этой вундервафли (все равно все оплатили налогоплательщики).
    С учетом всех затрат одна единица Ф-22 или Ф-35 будет стоить более 500 млн. Ну, красиво жить не запретишь.
  8. 0
    25 ноября 2022 07:42
    Цитата: ColdWind
    По истребительной авиации 4/5 ситуация предкатастрофическая.
    У Китая ~1200 истребителей 4/5 поколения без J-7 и J-8
    У США ~ 1900
    У Европейских членов НАТО ~ 1500.
    У нас 400 не наберется.

    По самолетам ДРЛО, заправщикам, РЭБ просто катострофа.

    У нас вообще могла бы не быть самолётов потому что толку от них не так много как казалось.Если вы не забыли сейчас война идёт а самолёты бросают бомбы с кабрирования как в Великую отечественную войну. Ну и нафига тогда нам су34 и су-57? всё равно в любом противостоянии с западными странами в небе проиграем и надежда только на ПВО