Failed blitzkrieg

Failed blitzkrieg



When in 1941, selected German divisions invaded the Soviet Union, the victory of the Nazi Nazis seemed inevitable. On the outskirts of Moscow, the German troops were stopped. So the myth of the invincibility of the Third Reich was dispelled.

In August 1939, Germany completed the preparations for the war in Europe. Not wanting to fight on two fronts, Hitler proposed to Stalin to sign a non-aggression pact, which promised the Soviet Union not only peace, but also the expansion of borders through the accession of Estonia, Latvia, Right-Bank Poland and Moldova (later Lithuania). Prior to this, the USSR was negotiating with England and France on the creation of an anti-Hitler coalition. Suddenly, these negotiations were interrupted, and on August 23, 1939, German Foreign Minister Joachim von Ribbentrop arrived in Moscow. On the same day, a non-aggression pact was signed. Nine days later, on September 1, the Germans invaded Poland. Thus began the Second World War. On October 17, the Red Army crossed the border and occupied Right-Bank Poland. In September and October, the Soviet Union concluded “mutual assistance treaties” with Lithuania, Latvia and Estonia. Units of the Red Army entered the Baltic states. During the war in Western Europe, in the spring and summer of 1940, the Germans captured Denmark, Norway, the Netherlands, and most of Belgium and France. Under these conditions, the Soviet leadership strove not to give Germany the slightest reason for the outbreak of hostilities: the USSR even continued to supply grain and such important types of raw materials as oil and iron ore to Germany. Having conquered France and holding on tightly to almost all of Europe, Hitler came up against British resistance. It became obvious that the invasion of the British Isles planned for 1940 would not take place, as the Germans clearly lacked the strength and resources to carry out a strategic landing operation. In this regard, the main forces of the Wehrmacht began to plan a war with the Soviet Union. Already on July 31, 1940, Hitler declared at one of the meetings that the resistance of England rested on the existence of the USSR. “If Russia is defeated,” he emphasized, “England will lose its last hope.” On December 18, 1940, Hitler ordered preparations to begin for the blitzkrieg (“lightning war”) scheduled for next summer against the Soviet Union. The implementation of the Barbarossa plan, named after the Holy Roman Emperor Frederick I Barbarossa, who conquered the East in the Middle Ages, should have taken no more than three months. This required at least 3 million soldiers, 3400 tanks and about 3000 aircraft - such a large military campaign on land история I did not know yet. In June 1941, a lot indicated that Germany had launched preparations for a war against the Soviet Union. And Stalin, trying to delay its beginning, ordered not to succumb to provocations and abide by the terms of the non-aggression pact. About two o'clock in the morning of 22 June 1941, the freight train loaded with Soviet grain crossed the border, heading for Germany. After an hour of 15 minutes, without bothering to officially declare war, Hitler ordered his troops to cross the border and move toward Moscow with a forced march. The non-aggression pact was violated. He lasted 22 month.

Hitler's miscalculation

The Nazis despised the Russians, called them "Untermensch" - "subhumans". Hitler considered communism to be an invention of Jewish intellectuals and wanted to destroy the "class of Bolsheviks and Jews." Using tactics of unprecedented cruelty, Hitler announced to his generals that it was possible to disobey the generally accepted rules of warfare in Russia, since the Soviets did not sign the Geneva Convention. Terror has become the main instrument of war against the people. The Nazi Party and the SS immediately took control of the occupied territories. All Soviet commissars and Jews were ordered to be shot on the spot. Over the Soviet Union was in mortal danger. 3 July, Stalin, for the first time in his many years of rule, directly addressed the people, called on people to defend their homeland. Against the USSR were also the allies of Germany - Romania, Hungary, Italy, Finland. The strongest group operated in the direction of Minsk-Moscow (Army Group "Center"). By July 3, German troops advanced more than 500 km deep into Soviet territory and were halfway to Moscow. “Essentially,” noted Hitler the next day, “we can assume that the enemy lost this campaign.” Two weeks later, the Germans captured the natural corridor leading to Moscow, to the Soviet capital was 320 km. It seemed that only a few days remained until the decisive victory. In order to prevent the strengthening of the Russian grouping in the Moscow sector and supply the German economy with raw materials and food for the troops, Hitler sent his armies north to Leningrad and to the rich industrial, coal and oil regions in the south. He believed that the capture of Leningrad would be a great psychological victory, and access to raw materials was crucial for the success of his grandiose strategic plans. He hoped to achieve all three goals before the onset of winter. At first, despite the fears of his military advisers, everything went according to plan. By 8 September 1941, Leningrad was finally blocked from land in the north by Finnish troops, and in the west and south by German ones. The Germans did not even consider it necessary to take the city in stride, believing that an exhausting siege, constant bombing, cold and hunger would break the will of the surrounded Leningraders. In the south to 20 September, the Germans captured Kiev, and 700 000 prisoners were sent to camps. During the two months of the war, Hitler lost 409 998 people, including 87 489 killed. More than half of the tanks he needed were disabled. The onset of autumn forced the fascist German command to hurry in order to realize the goals set in the Barbarossa plan. The direction of the main attack remained the same - to Moscow. For the implementation of the decisive "Typhoon" operation, the Hitlerite command within the Army Group "Center" concentrated 1,8 a million people, over 14 000 guns and mortars, 1700 tanks and around 1390 aircraft. The Soviet grouping of troops in this area numbered about 1,2 million people, 7600 guns and mortars, 990 tanks, 677 aircraft. Thus, the Soviet troops in the 1,5-2 times were inferior to German in both personnel and military equipment.

Intervention over

By September 30 began the next German offensive. Small Red Army suffered losses. Two armies were "in the bag" of the encirclement near Bryansk and four - at Vyazma. About 660 000 people were captured. The road to Moscow was almost free. However, in October, it started to rain and the pace of the German offensive slowed down considerably and averaged 2-3 km per day, thousands of vehicles got stuck in the mud. By that time, the Russians had managed to strengthen the defense of the capital by transferring 30 Siberian divisions there. In addition, the Soviet troops received new T-34 tanks and Katyusha rocket launchers. Before 100 000 Muscovites, mostly women, dug anti-tank ditches, built defenses, set up wire barriers. Around 2, millions of residents of the capital were evacuated to the east. Finally, the first winter frost bound the dirt, and on November 15-16, the German grouping resumed the offensive against Moscow. In the fields of the Moscow region bloody battles again unfolded. In some areas, the Germans managed to get closer to Moscow on 25-30 km. The intensified frosts literally tormented the Germans: the engines of cars, tanks and machine guns refused to work, because summer lubrication was used. In early December, the temperature dropped to minus 40 ° C, and people began to take it: The 14 000 Nazis had to amputate their limbs. The Soviet troops, despite the thousands of losses and frost, counterattacked, not allowing the Germans to move toward Moscow. Every day it became more and more obvious that the onslaught of the Nazi troops was weakening. In the battle for Moscow, the German command did not have significant reserves, so the offensive stopped.

End of illusion

“The notion that the enemy forces opposing the Army Group Center will run out is an illusion,” a German general reported to 1 on December. Two days later, a powerful counterattack of the Soviet troops began, developed by Marshal Georgy Zhukov, and the Germans began to retreat. Until the end of this unusually harsh winter, the Nazis failed to seize the initiative. They were only 43,5 km from Moscow, but could not take it. Leningrad also remained unconquered. The Germans continued to hold on to Ukraine - the country's main breadbasket - and a significant part of the coal and iron ore deposits, but Soviet troops did not let the enemy into the vital oil regions of the Caucasus. Like Napoleon, Hitler failed to conquer Russia. Strengthening the determination of his panicked generals, he did everything so that the army continued to fight. Ordinary soldiers performed the will of the Führer, even when they were forced to eat the flesh of fallen horses. But the world has already seen that the army of Nazi Germany can be defeated, and this has had the strongest psychological impact on the United States and Great Britain. On the one hand, in the six months of the war in 1941, the Red Army’s irretrievable losses amounted to 3 137 700 people. On the other hand, about a quarter of the German army - 830 903 man - were killed, injured, captured or missing, which denied Hitler's statements that the Red Army "does not know how to fight." The Fuhrer was not slow to blame the "scapegoats." Army officers, including 35 corps and division commanders, were severely punished, and Hitler gained even greater control over the development of military strategy. However, his serious mistakes could no longer be hidden. He underestimated the strength of resistance of the opposing side, its morale, will to win, economic and defense capabilities, as well as the conditions of warfare (lack of roads, mudslides, unusual frosts), which made all plans for a military campaign unrealistic. The unsuccessful attack on Moscow became a turning point during the Second World War. The victory of the Soviet troops near Moscow debunked the legend of the invincibility of the Wehrmacht, accelerated the design, and then the strengthening of the anti-Hitler coalition. By the end of 1941, the “troika” of the main allies in the war against Germany and its satellites: the USSR, England and the USA was defined. At the beginning of 1942, the anti-fascist coalition already included 26 states. On the Soviet-German front, during the past battles, the largest groups of German fascist troops were defeated, which reduced the offensive capabilities of the Wehrmacht. Therefore, preparing a new offensive in the summer of 1942 of the year, Hitler planned to strike on one southern sector of the front in order to reach the Volga in the Stalingrad region and then seize the oil-bearing regions of the Caucasus.

Last offensive

Taking advantage of the absence of a second front, the German command redeployed several more divisions to the east and on June 10 launched an attack on the Donbass and Stalingrad. By 28 July, German troops stood at the walls of the city. Hitler's troops outnumbered Russian forces 17 times, on planes twice. The Soviet soldiers heroically repelled the onslaught of the enemy and slowed down his movement, although they had to pay thousands of soldiers and officers for this. The Russians lost at Stalingrad: 1,7 643 people, including 800 323, were killed and captured, 800 320 - wounded and contused; 000 tanks, 1426 12 guns and mortars, 137 aircraft. The Germans lost about 2063 700 killed and wounded, more than 000 guns and mortars, more than a thousand tanks and over 2000 aircraft. It was the biggest battle of the Second World War. Attempts of the Germans to seize the city on the Volga demanded from Hitler’s command all new replenishments and assaults. Each month of the battle, about 1400 250 people and the bulk of military equipment were sent here. But it all burned in the fire of fighting near the walls of the city. In the battles on the approaches and in Stalingrad itself, the strike force suffered the greatest losses, but did not achieve the goal. During the counteroffensive launched on November 000, Soviet troops surrounded the Hitlerite 19 Army in the Stalingrad area. As in 6, frost raged, and unaccustomed German soldiers suffered from frostbite, disease and hunger. Hitler vowed that the blockade of the surrounded group would be broken, but on January 1941 and 31, the remnants of the 1943-thousandth army were forced to surrender. And for all the time of the Battle of Stalingrad, the Wehrmacht lost about a million people to 300. The counterattack of the three fronts near Stalingrad became the starting point for the subsequent attacks on the enemy, and at the beginning of 1,5, the strategic offensive of the Soviet troops on almost the entire Soviet-German front developed. Having exhausted and bloody the enemy at the initial stage, the Soviet troops created the conditions for the defeat of the German forces at Stalingrad, the seizure of the strategic initiative and the implementation of a radical change in the course of the war. The times when the Germans turned the heads of success and Red Square in Moscow almost became one of the spoils of war, moved into the field of legends. The victim of the crushing defeat of the Fuhrer could only complain: "God of war turned away from us."
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Andrey
    Andrey 10 January 2011 01: 18 New
    • 0
    • 0
    0
    Stalingrad metronome: “Every seven seconds a German soldier dies in Russia ...” In terms of losses, in principle, it is true: 650 thousand (KA) versus 1,5 million from the enemy ... “Soyuznichkov” is still being dug up: It was believed that Italy irretrievably lost 50 thousand, and it turned out 210 thousand people did not return from the eastern front ... But this is not the largest battle of the WWII ...
  2. Alexander-RM
    Alexander-RM 12 February 2011 06: 30 New
    • -1
    • 0
    -1
    In general, the article is not bad. But the fact that the Germans did not consider it necessary to take Leningrad immediately was on the conscience of the author. To take a city means to get a port, to live in houses, not in an open field, and there was something to rob. They were "washed" there, specifically Zhukov, although they broke into the outskirts of Leningrad (see Chakovsky's "Blockade"). But when it became clear to Hitler that he would not take Leningrad, he transferred part of the troops to Moscow. Well, ours did the same, the Fedyuninsky Germans knocked out the Germans from Tikhvin and saved the piece of iron. With Kiev, too, somewhat wrong. Hitler turned Guderian (2nd TA) south not for minerals, but solely because Kiev held on and hung over the right flank of the Germans. Hitler was afraid of what he ran into a year later, near Stalingrad. The Germans, of course, went wherever they wanted, and that’s the initiative, but by no means all (if any) arrived, very far from all. They were disturbed.
  3. Alex 13 June 2014 21: 41 New
    • 0
    • 0
    0
    The article is as small as a puddle. The thesis about dirt and winter is especially imposed on the teeth. And then Hitler did not know that winter exists in Russia - oh, horror! - there are severe frosts. He conceived the notorious blitzkrieg for exactly three months, in order to catch the autumn thaw. And what do we have? Already October - the fourth month of the war - and the Wehrmacht didn’t even enter the AA line, it didn’t even reach the outskirts of Moscow. And where does the dirt come from? She, like, didn’t interfere with our troops at all? And the fact that German technology was not suited for the harsh Russian conditions is to the brilliant OKW planners and effective leaders of "the whole of European industry."

Провалившийся блицкриг

Провалившийся блицкриг


Когда в 1941 году отборные немецкие дивизии вторглись в Советский Союз, победа гитлеровских нацистов казалась неизбежной. На подступах к Москве немецкие войска были остановлены. Так был развеян миф о непобедимости Третьего рейха.

В августе 1939 года Германия завершила под-готовку войны в Европе. Не желая воевать на два фронта, Гитлер предложил Сталину подписать договор о ненападении, который обещал Советскому Союзу не только мир, но и расширение границ за счет присоединения Эстонии, Латвии, Правобережной Польши и Молдавии (позднее и Литвы). До этого СССР вел переговоры с Англией и Францией о создании антигитлеровской коалиции. Внезапно эти переговоры были прерваны, а 23 августа 1939 года в Москву прибыл министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. В этот же день был подписан Договор о ненападении. Через девять дней, 1 сентября, немцы вторглись в Польшу. Так началась Вторая мировая война. 17 октября Красная Армия перешла границу и заняла Правобережную Польшу. В сентябре - октябре Советский Союз заключил с Литвой, Латвией и Эстонией «договоры о взаимопомощи». В Прибалтику вошли части Красной Армии. В ходе войны в Западной Европе весной и летом 1940 года немцы захватили Данию, Норвегию, Нидерланды и большую часть Бельгии и Франции. В этих условиях советское руководство стремилось не дать Германии ни малейшего повода к началу военных действий: СССР даже продолжал поставки в Германию зерна и таких важнейших видов сырья, как нефть и железная руда. Завоевав Францию и все крепче держа в руках почти всю Европу, Гитлер натолкнулся на сопротивление Великобритании. Стало очевидно, что запланированное на 1940 год вторжение на Британские острова не состоится, так как у немцев явно не хватает сил и средств для проведения стратегической десантной операции. В связи с этим главные силы вермахта начали планировать войну с Советским Союзом. Уже 31 июля 1940 года Гитлер заявил на одном из совещаний, что сопротивление Англии опирается на существование СССР. «Если Россия будет разбита, - подчеркивал он, - у Англии исчезнет последняя надежда». 18 декабря 1940 года Гитлер приказал начать подготовку к намеченному на следующее лето блицкригу («молниеносной войне») против Советского Союза. Осуществление плана «Барбаросса», названного по имени императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы, который в средние века покорил Восток, должно было занять не больше трех месяцев. Для этого требовалось по крайней мере 3 миллиона солдат, 3400 танков и около 3000 самолетов - такой крупной военной кампании на суше история еще не знала. В июне 1941 года многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. И Сталин, пытаясь оттянуть ее начало, приказал не поддаваться на провокации и соблюдать условия Договора о ненападении. Около двух часов пополуночи 22 июня 1941 года товарный состав, груженный советским зерном, пересек границу, направляясь в Германию. Через час 15 минут, не утруждая себя официальным объявлением войны, Гитлер приказал своим войскам перейти границу и форсированным маршем двигаться к Москве. Пакт о ненападении был нарушен. Он продержался 22 месяца.


Просчет Гитлера

Нацисты презирали русских, называли их «унтерменш» - «недочеловеки». Гитлер считал коммунизм выдумкой еврейских интеллигентов и хотел уничтожить «класс большевиков и евреев». Взяв на вооружение тактику неслыханной жестокости, Гитлер объявил своим генералам, что в России можно не соблюдать общепринятые правила ведения войны, поскольку Советы не подписали Женевскую конвенцию. Террор стал главным орудием войны против народа. Нацистская партия и СС немедленно взяли на себя управление на захваченных территориях. Всех советских комиссаров и евреев было приказано расстреливать на месте. Над Советским Союзом нависла смертельная опасность. 3 июля Сталин, впервые за долгие годы своего правления прямо обратившись к народу, призвал людей защищать Родину. Против СССР выступили также союзники Германии - Румыния, Венгрия, Италия, Финляндия. Наиболее сильная группировка действовала на направлении Минск -Москва (группа армий «Центр»). К 3 июля немецкие войска продвинулись в глубь советской территории более чем на 500 км и находились на полпути к Москве. «По существу, -отметил Гитлер на следующий день, - можно считать, что противник эту кампанию проиграл». Через две недели немцы овладели естественным коридором, ведущим к Москве, до советской столицы было 320 км. Казалось, до решающей победы оставались считанные дни. Чтобы не допустить усиления группировки русских на Московском направлении и снабдить экономику Германии сырьем, а войска продовольствием, Гитлер направил свои армии на север, к Ленинграду, и в богатые промышленные, угольные и нефтяные районы на юге. Он считал, что взятие Ленинграда станет огромной психологической победой, а доступ к сырьевым ресурсам имел важнейшее значение для успеха его грандиозных стратегических планов. Он надеялся достичь всех трех целей до наступления зимы. Поначалу, несмотря на опасения его военных советников, все шло по плану. К 8 сентября 1941 года Ленинград был окончательно блокирован с суши на севере финскими войсками, а на западе и юге - немецкими. Немцы даже не сочли нужным брать город с ходу, полагая, что изматывающая осада, постоянные бомбежки, холод и голод сломят волю окруженных ленинградцев. На юге к 20 сентября немцы овладели Киевом, и 700 000 пленных были отправлены в лагеря. За два месяца войны Гитлер потерял 409 998 человек, в том числе 87 489 убитыми. Более половины из так необходимых ему танков было выведено из строя. Наступившая осень заставила немецко-фашистское командование торопиться, чтобы реализовать цели, поставленные в плане «Барбаросса». Направление главного удара оставалось прежним - на Москву. Для осуществления решающей операции «Тайфун» гитлеровским командованием в составе группы армий «Центр» было сосредоточено 1,8 миллиона человек, свыше 14 000 орудий и минометов, 1700 танков и около 1390 самолетов. Советская группировка войск на этом направлении насчитывала около 1,2 миллиона человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 677 самолетов. Таким образом, советские войска в 1,5-2 раза уступали немецким как в личном составе, так и в военной технике.

Вмешательство свыше

К 30 сентября началось очередное немецкое наступление. Малочисленная Красная Армия несла потери. Две армии попали «в мешок» окружения под Брянском и четыре - под Вязьмой. В плену оказались еще около 660 000 человек. Дорога на Москву была почти свободна. Однако в октябре пошли дожди и темп наступления немецких войск значительно замедлился и составлял в среднем 2-3 км за сутки, тысячи машин увязли в грязи. К тому времени русские сумели укрепить оборону столицы, перебросив туда 30 сибирских дивизий. Кроме того, советские войска получили новые танки «Т-34» и ракетные установки «катюши». До 100 000 москвичей, в основном женщины, рыли противотанковые рвы, строили оборонительные сооружения, устанавливали проволочные заграждения. Около 2 миллионов жителей столицы эвакуировались на восток. Наконец первый зимний мороз сковал грязь, и 15-16 ноября группировка немцев возобновила наступление на Москву. На полях Подмосковья вновь развернулись кровопролитные сражения. На некоторых участках немцам удалось приблизиться к Москве на 25-30 км. Усилившиеся морозы буквально терзали немцев: двигатели автомобилей, танки и автоматы отказывались работать, так как использовалась летняя смазка. В начале декабря температура упала до минус 40°С, и начали сдавать люди: 14 000 гитлеровцев пришлось ампутировать конечности. Советские же войска, несмотря на тысячные потери и морозы, контратаковали, не давая немцам продвигаться к Москве. С каждым днем становилось все очевиднее, что натиск немецко-фашистских войск ослабевает. В битве за Москву у немецкого командования не было значительных резервов, поэтому наступление приостановилось.

Конец иллюзии

- Представление о том, что силы противника, противостоящие группе армий «Центр», выдохнутся, -это иллюзия, - докладывал 1 декабря один немецкий генерал. Через два дня началось мощное контрнаступление советских войск, разработанное маршалом Георгием Жуковым, и немцы стали отступать. До конца этой необычайно суровой зимы гитлеровцам не удалось перехватить инициативу. Они были всего в 43,5 км от Москвы, но взять ее так и не смогли. Ленинград тоже оставался непокоренным. Немцы продолжали удерживать Украину - основную житницу страны - и значительную часть месторождений угля и железной руды, но советские войска не пустили противника в жизненно важные нефтяные районы Кавказа. Как и Наполеону, Гитлеру не удалось завоевать Россию. Укрепляя решимость своих запаниковавших генералов, он делал все, чтобы армия продолжала сражаться. Простые солдаты исполняли волю фюрера, даже когда были вынуждены питаться мясом павших лошадей. Но мир уже увидел, что армию нацистской Германии можно победить, и это оказало сильнейшее психологическое воздействие на США и Великобританию. С одной стороны, за шесть месяцев ведения войны в 1941 году безвозвратные потери Красной Армии составили 3 137 700 человек. С другой, около четверти немецкой армии - 830 903 человека -были убиты, ранены, взяты в плен или пропали без вести, что опровергало заявления Гитлера о том, что Красная Армия «не умеет воевать». Фюрер не замедлил свалить вину на «стрелочников». Были сурово наказаны армейские офицеры, включая 35 командиров корпусов и дивизий, а Гитлер получил еще больший контроль над выработкой военной стратегии. Однако его серьезные ошибки уже нельзя было скрыть. Он недооценил силу сопротивления противоборствующей стороны, ее моральный дух, волю к победе, экономические и оборонные возможности, а также условия ведения войны (отсутствие дорог, распутица, необычайные морозы), что сделало нереальными все планы военной кампании. Неудачное наступление на Москву стало поворотным пунктом в ходе Второй мировой войны. Победа советских войск под Москвой развенчала легенду о непобедимости вермахта, ускорила оформление, а затем и укрепление антигитлеровской коалиции. К концу 1941 года определилась «тройка» главных союзников в войне против Германии и ее сателлитов: СССР, Англия и США. В начале 1942 года в антифашистскую коалицию входило уже 26 государств. На советско-германском фронте в ходе прошедших сражений подверглись разгрому крупнейшие группировки немецко-фашистских войск, что снизило наступательные возможности вермахта. Поэтому, готовя новое наступление летом 1942 года, Гитлер планировал удар на одном южном участке фронта, чтобы выйти к Волге в районе Сталинграда, а затем захватить нефтеносные районы Кавказа.

Последнее наступление

Пользуясь отсутствием второго фронта, немецкое командование перебросило на восток еще несколько дивизий и 28 июня развернуло наступление на Донбасс и Сталинград. К 17 июля немецкие войска стояли у стен города. Войска Гитлера превосходили силы русских в личном составе в 1,7 раза, в самолетах в два раза. Советские воины героически отразили натиск врага и затормозили его движение, хотя за это пришлось заплатить тысячами жизней солдат и офицеров. Русские потеряли под Сталинградом: 643 800 человек, в их числе 323 800 были убиты и попали в плен, 320 000 - ранены и контужены; 1426 танков, 12 137 орудий и минометов, 2063 самолета. Потери немцев составили около 700 000 убитых и раненых, свыше 2000 орудий и минометов, более тысячи танков и свыше 1400 самолетов. Это было самое крупное сражение Второй мировой войны. Попытки немцев захватить город на Волге требовали от гитлеровского командования все новых пополнений и штурмов. Каждый месяц битвы сюда направлялось около 250 000 человек и основная масса военной техники. Но все это сгорало в огне боев у стен города. В сражениях на подступах и в самом Сталинграде ударная группировка понесла самые большие потери, но цели так и не достигла. В ходе контрнаступления, начатого 19 ноября, советские войска окружили в районе Сталинграда гитлеровскую 6-ю армию. Как и в 1941 году, свирепствовал мороз, и непривычные к нему немецкие солдаты страдали от обморожений, болезней и голода. Гитлер поклялся, что блокада окруженной группировки будет прорвана, но 31 января 1943 года остатки 300-тысячной армии были вынуждены сдаться. А за все время Сталинградской битвы войска вермахта потеряли около 1,5 миллиона человек. Контрнаступление трех фронтов под Сталинградом стало исходным пунктом для нанесения по врагу последующих ударов и переросло в начале 1943 года в стратегическое наступление советских войск почти на всем советско-германском фронте. Измотав и обескровив противника на начальном этапе, советские войска создали условия для разгрома немецких войск под Сталинградом, овладения стратегической инициативой и осуществления коренного перелома в ходе войны. Времена, когда головы немцам кружил успех и Красная площадь в Москве чуть было не стала одним из военных трофеев, отошли в область преданий. Потерпевшему сокрушительное поражение фюреру оставалось лишь жаловаться: «Бог войны отвернулся от нас».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 3
  1. Andrey 10 января 2011 01:18
    Метроном Сталинграда: "Каждые семь секунд в России погибает один немецкий солдат..." По потерям , в принципе, верно: 650 тыс(КА) против 1,5 млн. у противника..."Союзничков" до сих пор откапывают: так,считалось, что Италия безвозвратно потеряла 50 тыс.,а оказалось с восточного фронта не вернулись 210 тыс. человек... Но это не самое крупное сражение ВМВ...
    Andrey
  2. Александр-РМ 12 февраля 2011 06:30
    В целом статья неплохая. Но вот то, что немцы не посчитали нужным брать Ленинград сходу - на совести автора. Взять город это значит получить порт, жить в домах, а не в чистом поле, да и пограбить там было что. Их там "умыли", конкретно Жуков, хотя на окраины Ленинграда они и ворвались (см. Чаковский "Блокада"). А вот когда Гитлеру стало ясно, что Ленинграда он не возьмёт, он часть войск перебросил под Москву. Ну, и наши сделали то же, благо из Тихвина Федюнинский немцев вышиб и "железку" сохранил. С Киевом тоже несколько не так. Гитлер развернул Гудериана (2-я ТА) на юг не за полезными ископаемыми, а исключительно потому, что Киев держался и нависал над правым флангом немцев. Гитлер опасался того, на что напоролся через год, под Сталинградом. Немцы, конечно, шли, куда хотели, на то она и инициатива, но вот доходили (если доходили) далеко не все, очень даже далеко не все. Им мешали.
    Александр-РМ
  3. Алекс 13 июня 2014 21:41
    Статья мелкая, как лужа. Особенно навязший в зубах тезис о грязи и зиме. А то Гитлер не знал, что существует зима и в России - о ужас! - бывают сильные морозы. Он пресловутый блицкриг задумал именно на три месяца, чтобы успеть до осенней распутицы. И что мы имеем? Уже октябрь - четвертый месяц войны, - а вермахт не то что на "линию АА" не вышел, даже до окраин Москвы не дошел. И причем тут грязь? Она, типа, нашим войскам совсем не мешала? А то, что немецкая техника ни к черту не годилась для суровых русских условий - так это к гениальным планировщикам ОКВ и эффективным руководителям "всей европейской промышленности".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня