Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»

Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.


Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»
Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;
- машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;

Создан, чтобы уйти - самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»


Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.


Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. grizzlir 31 октября 2012 07:58
    Читая статьи о старых Советских разработках,всегда поражаюсь вот этому :
    Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32.
    Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания.
    grizzlir
    1. ShturmKGB 31 октября 2012 15:32
      И че писать статью, душу бередить, нет ведь в армии и не предвидеться, разве что к 2020 году разработку начнут...
    2. mazdie 31 октября 2012 22:27
      Ушли профессионалы, остались люди думающие только о себе. (сиюминутная выгода важнее долгосрочных инвестиций, но этом не наша вина, вина в этом предвещающих поколений слишком резко мы получили полную волю, а теперь компенсируем за все поколения которые ее не имели, ЭТО ПРОЙДЕТ)
      mazdie
      1. smel 1 ноября 2012 06:35
        mazdie,

        Да...В этом наша беда.
    3. iCuD 31 октября 2012 23:37
      А по-моему все логично: как заканчивается разработка одного проекта, так должна начинаться его доводка под современные реалии(новые стратегии/тактики/носители и т.п.), что плавно перерастает соответственно в новый проект. А когда государство предоставит заказ и нужные ттх, то проект становится официальным.
      Хм... ну как то так наверное.
  2. с1н7т 31 октября 2012 09:16
    М-да. Скорострельность - 1 "хиросима" в секунду. Душевно.
    По мне, нужная штука. Чтобы НАТО боялось и Китай не наглел.
    с1н7т
    1. vardex 31 октября 2012 14:02
      Полностью согласен
      vardex
    2. Гражданский 31 октября 2012 15:06
      с1н7т,

      уже все ржут над нами, что поддерживаем идиотские соглашения горбача...
    3. Аскет 31 октября 2012 23:27
      Цитата: с1н7т
      По мне, нужная штука. Чтобы НАТО боялось и Китай не наглел.


      Про "Искандер" не забываем! Всего на вооружение планируется принять 120 комплексов «Искандер-М».
      Наиболее подробно здесь
      My Webpage
      1. Rus2012 3 ноября 2012 22:46
        Хорошая машина!
        И по возможностям тоже есть вариант снаряжения с КР
  3. Везучий 31 октября 2012 18:51
    Надо воссоздать данный комплекс, хорошая система, штук 20 на границе с Китаем поставить, чтобы мысли дурные не залетали!
    Везучий
    1. alex86 31 октября 2012 21:13
      Если не впадать в ура-истерические комплексы, то 20 шт для границы с Китаем - это , мягко говоря, маловато, если людоедски посчитать, то для 100 млн , живущих в приграничной полосе , нужно не менее 100, что бы оставшимся было чем заняться, а если учесть, что для Китая людские потери вообще некритичны, то и 1000 будет мало. Простите меня, люди...
  4. sergant89 31 октября 2012 19:09
    А горбача награждают орденами за что?!!!!(за кобальные договора)или наверно он великий миротворец или тело пытающееся понравиться западу ну а по русски говоря сука и предатель,ладно с ним вроде бы все ясно, а те кто награждают его орденом Кто? request
    1. Кшатрий 31 октября 2012 22:21
      Цитата: sergant89
      А горбача награждают орденами за что?!!!!(за кобальные договора)или наверно он великий миротворец или тело пытающееся понравиться западу ну а по русски говоря сука и предатель,ладно с ним вроде бы все ясно, а те кто награждают его орденом Кто?

      ...Так горбатого по моему "шнобелевской" премией мира наградили...?????
      Да только за закрытие проекта "Коала"...и передачу научных разработок в сфере фундаментальной физики (отставание США в данной сфере оценивалось РАН..в 100 лет минимум..)..Данный индивидуум подлежит стиранию (вместе со всеми его родственниками до 12 колена!!!)...И что имеем???? Пин-дос -тан в асфальт закатал ..,за последние 2 года 45 Русских ученых (физики-ядерщики ,фундамент ...физика...математика)...собравшихся вернуться на Родину....(их просто убили ...и все --закатали в асфальт...и молчание...со стороны властьимущих Р,Ф...) Результат-----США ---проводит испытания Гиперзвуковой универсальной ударной платформы....Радуйтесь....ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ лет назад данное изделие в СССР летало....одноко.......
      Кшатрий
  5. Арсен 31 октября 2012 21:19
    Такая штука на нашем материке незаменима, обязательно нужно воссоздать.
    Арсен
  6. smel 1 ноября 2012 06:43
    Вместе с ней и Пионер, и Темп-С стёрли, и необоснованно Оку
  7. Rus2012 3 ноября 2012 22:54
    Появилась настораживающая информация способная сорвать дальнейшее соблюдение Россией Договора о запрещении БРСД.
    Источник - http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/3660

    Компания Lockheed Martin заявила, что представила свое окончательное предложение по контракту на производство баллистических ракет средней дальности следующего поколения, которые будут выполнять роль ракет-мишеней для испытаний боевых систем ПРО США, сообщает ASDNews 1 октября.
    Контракт включает в себя разработку и производство БРСД (Medium-range Ballistic Missile - MRBM), создание интегрированной логистической системы по их хранению и обслуживанию, контроля и подготовки к запуску, а также выполнения других инженерных работ. Контракт с Агентством по ПРО США ожидается в течение этого года.
    Компания имеет более чем 15-летний опыт производства ракет-мишеней для тестирования системы ПРО. Начиная с 1996 года, Lockheed Martin достигла непревзойденного 98%-ного успеха, поразив противоракетами 43 баллистические цели из 44.
    Новые БРСД-мишени будут надежными и недорогими в производстве ракетами. Модульная конструкция позволит удешевить производство, интеграцию, тестирование, хранение и транспортировку ракет, сокращая время развертывания на полигоне. Новые мишени позволят еще больше повысить эффективность противоракетных систем.

    Теперь и у России могут быть руки развязаны для создания аналогичных БРСД, например воссоздания мобильных ПГРК типа "Скорость" или "Курьер", для отработки своего национального ПРО.
  8. rurewarenefus 5 марта 2013 16:00
    Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(
    rurewarenefus
  9. ambizapanifub 21 марта 2013 21:45
    В чём то Вы правы...
    ambizapanifub
  10. Skydayenlak 6 апреля 2013 00:23
    http://carderbase.su
    Skydayenlak
  11. Skydayenlak 6 апреля 2013 00:23
    http://carderbase.su
    Skydayenlak

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня