Военное обозрение

Великобритания передает Украине вертолеты Westland Sea King

25
Великобритания передает Украине вертолеты Westland Sea King
Вертолет Sea King из состава КВВС в поисково-спасательной конфигурации. Фото Wikimedia Commons



Великобритания продолжает поддерживать киевский режим поставками вооружений и техники. Теперь сообщается о передаче поисково-спасательных вертолетов Westland Sea King и подготовке экипажей для них. Пока предусматривается передача всего нескольких машин, но оглашенные особенности такой помощи позволяют предполагать, что эта партия не будет последней. Впрочем, результаты поставок в любом случае будут далеки от нужных Украине.

Три вертолета


23 ноября в ходе своего визита в Норвегию министр обороны Великобритании Бен Уоллес объявил о новой военно-технической помощи для Украины. На этот раз союзнику планируют передать 10 тыс. артиллерийских снарядов, а также вертолеты Westland Sea King в поисково-спасательной конфигурации, ранее состоявшие на вооружении морской авиации.

Британские вооруженные силы уже начали процедуру передачи техники, и ее собираются завершить в ближайшее время. Вертолеты поступят в соответствующие подразделения украинских воздушных сил и должны будут дополнить остающиеся в них машины. При этом количество вертолетов для Украины официально не объявлялось.

Королевский военно-морской флот сейчас завершает подготовку украинских экипажей. По словам министра, переподготовку для работы на «Си Кингах» прошли 10 экипажей. Учитывая штатный состав экипажа, можно говорить об обучении не менее 20 летчиков. Также готовят технический состав. В ближайшее время все они вернутся на Украину и должны будут начать эксплуатацию вертолетов.


Вертолет на задании. Фото Минобороны Великобритании

По следам заявлений министра обороны в прессе появились некоторые подробности. Так, издание The Times со ссылкой на свои источники пишет, что к передаче подготовлено всего три вертолета. Первый из них уже попал на Украину и готовится к эксплуатации. В ближайшее время к новому месту службы доставят два оставшихся.

Любопытно, что количество обученных экипажей на данный момент превышает число передаваемых вертолетов. Это обстоятельство может намекать на дальнейшие планы британского командования. Вполне возможно, что поставки Sea King не ограничатся первой партией из трех вертолетов. Вслед за ними могут передать еще семь таких машин, что позволит занять все подготовленные экипажи. Нельзя исключать и дальнейшие поставки – Великобритания располагает достаточным количеством такой техники.

Сняты с вооружения


Многоцелевой вертолет Westland Sea King, состоявший на вооружении британских КВВС и КВМФ, представляет собой модификацию американского Sikorsky S-61 / SH-3 Sea King. Базовый образец поступил в эксплуатацию в начале шестидесятых годов и вскоре заинтересовал британское командование. Результатом этого в 1966 г. стало соглашение о разработке новых модификаций американского вертолета и последующего запуска серийного производства. Британскую сторону в проекте представляла компания Westland и ряд субподрядчиков.

Первый полет доработанного Sea King состоялся в сентябре 1967 г. Испытания столкнулись с некоторыми трудностями, но их удалось завершить в самом конце десятилетия. В 1969-70 гг. новый вертолет пошел в серию и начал поступать на вооружение морской авиации КВМФ. Позже Westland получила заказы и от КВВС.


В процессе спасения. Фото Wikimedia Commons

Серийное производство «Си Кинга» началось с противолодочной версии HAS.1. Позже ее заменили усовершенствованной HAS.2. В дальнейшем HAS.1/2 несколько раз модернизировались, в т.ч. с присвоением новых индексов. Также строились поисково-спасательные вертолеты HAR.3 и HAR.3A. В начале восьмидесятых флот получил вертолеты дальнего радиолокационного обзора.

Вертолеты Sea King строились до середины девяностых годов. К этому времени заказчики получили ок. 360 вертолетов всех модификаций. Основная масса техники поступала в КВМФ и КВВС Великобритании. Также выполнялись заказы от ряда зарубежных стран, причем некоторые пожелали получить собственные модификации.

По мере эксплуатации и выработки ресурса, вертолеты постепенно списывались. К середине десятых годов вертолеты Sea King их посчитали окончательно устаревшими, и британские вооруженные силы решили отказаться от них. По состоянию на 2015 г. в КВВС сохранялось только 25 машин версии HAR.3A в двух эскадрильях. Морская авиация на тот момент располагала одной эскадрильей с 13 вертолетами ДРЛО версии AEW.7 и одной с 16 вспомогательными HU.5.

В 2015 г. «Си Кинг» был снят с вооружения КВВС, а в 2018-м от таких вертолетов отказался и КВМФ. Остававшаяся в эксплуатации техника отправилась на хранение или в музеи. Теперь некоторое количество вертолетов из резерва подготовили к эксплуатации и отправляют на Украину.

Технические особенности


С точки зрения конструкции британские Sea King минимально отличаются от исходных американских S-61. Это многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом. Фюзеляж большого сечения вмещает объемную кабину с возможностью установки различного оборудования и оснащения. Некоторые модификации могут нести гидроакустические буи или вооружение.


Sea King над палубой авианосца HMS Ark Royal, 2003 г. Фото Минобороны Великобритании

Длина вертолета по фюзеляжу – 17 м, диаметр несущего винта с пятью лопастями – 18,9 м. В зависимости от модификации и оснащения, пустой «Си Кинг» весит не менее 6 т. Максимальная взлетная масса – не менее 9,7 т.

Силовая установка включает два турбовальных двигателя Rolls-Royce H.1400 Gnome мощностью 1660 л.с. С их помощью вертолет может развивать скорость более 210 км/ч. Дальность – не менее 1200 км.

Вертолет получил навигационное и пилотажное оборудование, соответствовавшее требованиям конца шестидесятых годов. В дальнейшем авионика неоднократно обновлялась для повышения характеристик и улучшения общих возможностей. Также изменялся состав целевого оборудования.

Так, поисково-спасательный вертолет HAR.3 изначально оснащался поисковой радиолокационной станцией MEL ARI.5955. В проекте HAR.5 ее заменили более совершенной ARI.5991 Sea Searcher с увеличенной дальностью обнаружения. Модификации для третьих стран получали иные РЛС. При помощи штатной РЛС вертолеты могли засекать надводные объекты, а также находить следы крушения и пострадавших для оказания помощи.


Sea King HC.2 - модификация для "коммандо". Фото Wikimedia Commons

Поисково-спасательный вертолет получал различное оборудование и инструмент для работы на местах аварий и оказания помощи. В грузопассажирской кабине можно было разместить более 25 сидячих пассажиров или до 9 пострадавших на носилках. Грузоподъемность превышала 3,5 т с размещением нагрузки внутри кабины или на внешней подвеске.

Для самозащиты вертолеты «Си Кинг» получали 7,62-мм пулемет на установке в бортовой двери. Противолодочные машины, в свою очередь, оснащались торпедами, глубинными бомбами или противокорабельными ракетами.

Восполнение потерь


Как сообщает справочник The Military Balance 2002, на начало текущего года у Украины было не менее 110 вертолетов разных типов. В дальнейшем ей удалось восстановить до летного состояния некоторое количество техники. Кроме того, существенное количество вертолетов поступило из зарубежных стран в качестве помощи. Все это позволило едва ли не удвоить вертолетный парк.

Однако такой воздушный флот понес фатальные потери. По данным российского Минобороны, к настоящему времени уничтожено почти 180 вертолетов разных типов. Точное количество оставшейся техники, готовой к полетам и выполнению задач, неизвестно. Вряд ли оно превышает несколько десятков, а кроме того, должны присутствовать различные проблемы технического и эксплуатационного характера.


Британский "Си Кинг" на международных учениях, 2012 г. Фото Минобороны США

В таких условиях киевский режим готов принимать любую помощь, например, морально устаревшие и давно списанные британские вертолеты Sea King. Их могут использовать для перевозки личного состава и грузов – в качестве замены для потерянных Ми-8. Кроме того, наличие бортовой РЛС позволяет использовать такие вертолеты в разведывательной роли. Нельзя исключать попытки кустарного оснащения машин каким-либо вооружением.

Впрочем, пользы от такой помощи будет немного, в первую очередь, из-за ее малых объемов. Британская пресса сообщает всего о трех вертолетах, а министр обороны говорит о 10 экипажах. Даже десяток машин не позволит восполнить потери последних месяцев и не повлияет на общее состояние вертолетного парка. Более того, бесполезной будет даже передача всех «Си Кингов» с хранения. Также следует учесть, что малое число техники не позволит наладить ее полноценную, постоянную и эффективную эксплуатацию и применение. При этом сохраняется высокий риск поражения вновь полученных вертолетов – и они пополнят список потерь.

В ответ на просьбы


В последние месяцы киевский режим выпрашивает у зарубежных партнеров дальнобойные ударные средства, тактическую авиацию и т.д. – но пока не слишком преуспел в этом. Вместо желаемых современных комплексов ему предоставляют в основном устаревшие образцы разного рода. Так, Великобритания на этот раз решила выделить Украине снятые с вооружения вертолеты.

Очевидно, что от трех до десяти вертолетов Westland Sea King попросту не хватит для решения актуальных проблем украинских вооруженных формирований. Тем не менее, в нынешней ситуации им не приходится выбирать, а британские «друзья» даже не думают предоставлять более полезную помощь.
Автор:
25 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AlexGa
    AlexGa 24 ноября 2022 16:03
    -4
    Ну передали несколько бортов, но вопрос, а дальнейшую сертификацию англичане будут делать забесплатно? Или расчет на то, что эти вертушки российские ВКС в землю вгонят?
    1. withoutreverse
      withoutreverse 24 ноября 2022 16:31
      +6
      Надо день , и ночь думать как этих наглосаксов остепенить. на любом уровне, политика,экономика,СВР.. по крайней мере за "северные потоки" народ требует ответки.ибо только ленивый незнает кто это сделал!!
      1. ник7
        ник7 24 ноября 2022 17:11
        +1
        как этих наглосаксов остепенить

        Глупости пишете ангичане парнёры олигархов, которые покупают футбольные клубы и поместья.
      2. aleksklo
        aleksklo 24 ноября 2022 23:05
        +1
        Выдавливать их нужно отовсюду, в мире. Это самое страшное, что может произойти с этой страной.
    2. Умник
      Умник 24 ноября 2022 17:23
      +1
      Почему РФ не помогает Ирландии и Шотландии освободиться от гнета англичан?
  2. ALEXX.
    ALEXX. 24 ноября 2022 16:11
    0
    Даже с десяток бортов врятли смогут что то решить.
    1. aleksklo
      aleksklo 24 ноября 2022 23:14
      -1
      Решает всё. Это, в базе - боевые вертолеты. В след за бортами ПСС именно такие и пойдут. Про Хаймарсы тоже говорили, на каждом углу - "не окажут влияния". А они шороху наделали - будь здоров. Одних мирных сколько погибло... Эти, оранжевые - ловушка. Сбей их, рот откроют - "гуманитарный борт погубили, варвары". Надеюсь, наши на эти сопли все равно не клюнут и век этих вертолетов на Украине будет не долог.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 25 ноября 2022 11:16
        +1
        Цитата: aleksklo
        Это, в базе - боевые вертолеты.

        Это в базе - противолодочные и транспортные машины. Многоцелевые они только в морской версии, заточенной под борьбу с ПЛ и НК.
        1. aleksklo
          aleksklo 26 ноября 2022 02:30
          0
          Ну, конечно, транспортные вертолеты же не могут использоваться для обеспечения ВВСТ, ДРГ и десантирования? Это же прогулочные вертолеты - для туристов.
          1. Alexey RA
            Alexey RA Сегодня, 10:41
            0
            Цитата: aleksklo
            Ну, конечно, транспортные вертолеты же не могут использоваться для обеспечения ВВСТ, ДРГ и десантирования?

            Могут. Но именно как транспортные, а не многоцелевые. В чём разница между транспортным/ПЛО и многоцелевым вертолётом можно понять на примере Ка-27 и Ка-29.
            Цитата: aleksklo
            Это же прогулочные вертолеты - для туристов.

            Это вертолёт, спроектированный для действий в условиях, когда противодействия со стороны противника не предполагается, а главной является максимальная масса полезного груза - под бортовую аппаратуру, РГАБ и вооружение.
  3. Nexcom
    Nexcom 24 ноября 2022 16:23
    +1
    Если не ошибаюсь - по второму разу эта новость, уже было.
  4. rocket757
    rocket757 24 ноября 2022 16:28
    0
    Великобритания передает Украине вертолеты Westland Sea King
    . Обглоданная кость шелудивой собаке.. все, больше там ничего и нет.
  5. Bingo
    Bingo 24 ноября 2022 16:50
    0
    Бритиши! Референдум о независимости Шотландии НННАДА? Спецы уже выехали...
    1. aleksklo
      aleksklo 24 ноября 2022 23:19
      0
      Вильям Волос - Храброе сердце? Кстати, где Мелл Гибсон, почему помалкивает, о свободе Шотландии? В фильме, на эту туму он был хорош!
  6. solar
    solar 24 ноября 2022 17:00
    -2
    есть модификации Си Кингов в ДРЛО, в том числе против низколетящих воздушных целей, включая крылатые ракеты. В целом вертолет хороший
    1. ColdWind
      ColdWind 24 ноября 2022 22:53
      +4
      Очевидно, что от трех до десяти вертолетов Westland Sea King вооружённых ПКР хватит для решения проблем наличия надводных кораблей у ЧФ


      1. Жозе
        Жозе 25 ноября 2022 07:56
        0
        В теории да, проблема присутствует. На практике - целый ряд вопросов, прикрытие, целеуказание и т.д. Такие вертолёты уязвимы при адекватном ПВО. Хотя проблем могут подкинуть.
      2. Alexey RA
        Alexey RA 25 ноября 2022 11:13
        0
        Цитата: ColdWind
        Очевидно, что от трех до десяти вертолетов Westland Sea King вооружённых ПКР хватит для решения проблем наличия надводных кораблей у ЧФ

        А зачем так извращаться? Те зоны, где могут работать вертолёты, уже простреливаются береговыми ПКРК, а дальше "кингов" отпускать опасно.
        1. ColdWind
          ColdWind 25 ноября 2022 12:22
          0
          Эти вертолёты могут выйти на наши порты в Крыму с юга, со стороны моря. При комбинированной атаки с двух противоположных направлений шансы на поражения повышаются многократно.
          Они вынуждают нас перебазировать ЧФ в Новороссийск.
  7. kwwk
    kwwk 24 ноября 2022 17:06
    0
    В любом случае передаются как одноразовые игрушки, на хранении держать дорого, а готовить техперсонал и поддерживать техисправность еще дороже.
  8. vovochkarzhevsky
    vovochkarzhevsky 24 ноября 2022 17:35
    0
    Вертолёт уровня давно снятого с производства Ми-8Т. Погоды не сделает.
  9. ares1988
    ares1988 24 ноября 2022 17:42
    0
    "Впрочем, результаты поставок в любом случае будут далеки от нужных Украине." - писал Кирилл 9 месяцев назад)) Когда со всех утюгов верещали про "Киев за 3 дня", "Зеленский сбежал" и "парад на Крещатике"))
  10. Самолет_Юнкерс
    Самолет_Юнкерс 24 ноября 2022 18:09
    +2
    все еще считаю что даже такие старые вертолеты, но бесплатно, это куда серьезнее, чем никаких вертолетов
  11. mad big
    mad big 24 ноября 2022 20:02
    -1
    Хорошая птичка. Жалко сбивать ее будет.
  12. evgen1221
    evgen1221 24 ноября 2022 21:48
    0
    Ну раз морские выписали, жд какую нибудь гадость против флота от диверсантов