Военное обозрение

«Нормандия-Неман». Французский полк на Русском фронте

27
«Нормандия-Неман». Французский полк на Русском фронте
Пилоты 1-й эскадрильи «Руан» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.



Создание «Нормандии»


В 1942 году генерал де Голль решил, что французские воины должны воевать на всех фронтах войны, включая и Русский фронт. Было принято решение направить в СССР французских лётчиков. Весной 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» предложил советскому правительству направить на фронт группу своих летчиков и авиамехаников. Москва ответила согласием.

Из лучших лётчиков 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, в сентябре 1942 года была создана авиагруппа № 3. Вскоре её преобразовали в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия». Поэтому в будущем французы часто называли себя «раяками». Боевой клич «Раяки, вперед!» стал особенностью «Нормандии».

25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участие французских частей ВВС в боевых действиях на Русском фронте. Пилотов набирали из британских ВВС и истребительной группы «Иль-де-Франс», расположенных на Британских островах (т. н. «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас», которая располагалась в Северной Африке (т. н. «ливийцы»). Через Ирак французские лётчики были переброшены в Иран (занятый британскими и русскими войсками), а оттуда на транспортных самолетах в СССР. 29 ноября французы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников.

В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж. Летчики осваивали советскую технику на УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 года все «нормандцы» летали на «яках». Самолеты французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета государственного флага Франции.


Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б. Июнь 1943 г.


Истребитель Як-3 № 24 младшего лейтенанта Жака Андре полка «Нормандия-Неман» в полете

На фронте


В марте 1943 года эскадрилью «нормандцев» сочли боеспособной и отправили на фронт. 12 самолетов вошли в состав 1-й воздушной армии. «Нормандия» была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии, и в её составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь на аэродромах Васильевское, Хотенки, Спас-Деменск и Монастырщина.

26 марта лейтенанты Дюран и Дервиль отогнали вражеский самолёт, положив начало боевой деятельности эскадрильи. 5 апреля французы прикрывали советские бомбардировщики. Два самолета Як-1, пилотируемые лейтенантом Дюраном и старшим лейтенантом Прециози, одержали победу над двумя немецкими ФВ-190.

С этого времени «нормандцы» стали регулярно участвовать в воздушных операциях. 13 апреля 1943 года в районе Спас-Деменска произошёл второй воздушный бой. Шесть истребителей под началом майора Тюляна сразились с девятью немецкими машинами. Французы сбили три вражеских самолета, но понесли тяжёлые потери: в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата французской эскадрильи. «Нормандцы» сражались храбро, отчаянно, часто в ущерб общему делу, что вело к тяжелым потерям.

5 июля 1943 года эскадрилья была пополнена и переформирована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже четыре эскадрильи, носившие названия четырёх главных нормандских городов: «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур».


Пилоты 2-й эскадрильи «Гавр» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.


Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото – лейтенант Роже Марки

Стоит отметить, что, кроме коренных французов, среди «нормандцев» были и «французские русские» – потомки эмигрантов, которые покинули Россию после событий 1917 года либо ещё раньше. Теперь «французские русские» сражались за свою Родину. В частности, инженер и лётчик Альберт Мирлес. Именно он начал формировать ядро французской эскадрильи, которая будет сражаться в России. Мирлес продавил решение о том, что французы будут воевать на русских самолетах:

«Если мы воюем за СССР, то никаких английских или американских машин».

«Нормандцы» бились на Курской дуге, освобождали Белоруссию, сражались в Восточной Пруссии. 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного главнокомандующего Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский». Он стал называться полком «Нормандия-Неман».

Во время пребывания на Русском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 года «нормандцы» совершили более 5 200 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, сбили 273 самолета (ещё 36 побед не были подтверждены) и повредили около 80 вражеских самолётов. Французская авиационная часть потеряла 42 лётчика.

Больше всего воздушных побед – 23, было у Марселя Альбера. Жак Андре сбил 15 самолетов противника, Морис Шалль и Марсель Лефевр – по 10. Для сравнения: лучший французский ас Западного фронта Пьер Клостерман (воевал за Англию в группе «Эльзас») сбил 19 самолетов.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 года полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французов были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза (Марсель Альберт, Роллан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр). Французские власти наградили полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения и Военным крестом 1939–1945 гг.

20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, которые были переданны СССР в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1947 года.


Истребители Як-3 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» на аэродроме

Снимок сделан после окончания войны на аэродроме Штутгарта во время возвращения полка во Францию в июне 1945 года. Звезды на хвостовом оперении самолетов уже закрашены, вместо них нанесены лотарингские кресты.

Из воспоминаний Ролана де ля Пуапа:

«Прибытие в Штутгарт было грандиозным. «Главный Визирь» генерал Де Латтр де Тасиньи нас встречал как глав государств, окруженный «табором» своих марокканцев.
В Штутгарте в то время базировалась 1‑я группа «Эльзас», и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме «Нормандии», которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному.
Яки казались маленькими и грубыми рядом с их цельнометаллическими «Спитфайрами».
Я их быстро остудил:
«Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может».
Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»


Летчики 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» и офицеры советских ВВС наблюдают за полетами на аэродроме Ле Бурже. Июнь 1945 г.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/
27 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. dauria
    dauria 25 ноября 2022 06:31
    +8
    Ну, раз уж история.... Был в полку "Нормандия " ещё один Як . Незаслуженно забытый "Дугласёнок ". Як-6
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 25 ноября 2022 20:44
      0
      Незаслуженно забытый "Дугласёнок ". Як-6
      Забыт очень даже заслуженно. Неудачная машина, отец рассказывал.
  2. dmi.pris
    dmi.pris 25 ноября 2022 07:09
    +12
    Самсонов достал со своими терминами ,времен первой мировой.Не было русского фронта в Великую Отечественную.Даже французы так не говорили.Еще,в марте 43-го Монастырщина не была освобождена,только осенью.303 авиадивизия во время описываемых событий еще не носила почетное наименование Гвардейская Смоленская.Она,кстати впоследствии воевала в Корее
    1. Alexey RA
      Alexey RA 25 ноября 2022 11:07
      +7
      Цитата: dmi.pris
      Самсонов достал со своими терминами ,времен первой мировой.Не было русского фронта в Великую Отечественную.

      Скажите спасибо, что фронт - русский, а не Восточный. smile
  3. kor1vet1974
    kor1vet1974 25 ноября 2022 08:33
    +7
    Фильм,"Нормандия-Неман",гораздо интереснее статьи.
  4. Бонифаций
    Бонифаций 25 ноября 2022 09:13
    +2
    Книга шикарная, и фильм по этой книге!
  5. Ryaruav
    Ryaruav 25 ноября 2022 10:51
    0
    Существуют данные что французы угробили больше наших машин чем сбили немецких, весь официоз надо перепроверять
    1. WapentakeLokki
      WapentakeLokki 25 ноября 2022 20:50
      +3
      в том числе по итогам боевых действий эскадрильи(а затем и полка)Нормандия Франция вошла в состав стран-победителей во WW II...со стороны союзников припоминаю танковую част Леклерка(МАХ ито-же полк)..если смотреть % сос тав французского сопротивления(МАКИ)то это либо русские эмигранты либо русские(Советские)беглые военнопленные..а теперь историческая справка.. со стороны III-го Рейха воевала дивизия Карл Великий(кажысь это звучало Карл Шарль Лемань)дивизия к стати SS(и сформирована ест.т.но из добровольцев)..и теперь вопрос - так на чьей-же стороне во WWII воевала La Bella France...
      1. Bulrumeb
        Bulrumeb 26 ноября 2022 21:17
        +2
        Забыли добавить, что последними защитниками здания Рейхстага были именно французы-эсэсовцы.
  6. demiurg
    demiurg 25 ноября 2022 12:04
    +3
    Когда я был еще маленьким, в 70е года, мои родители жили в Галенках. И только недавно я узнал, что самолеты денно и нощно ревущие в воздухе над городком, принадлежали подразделению с очень громким и длинным названием:
    18-й гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый, ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона полк «Нормандия-Неман»

    Этот авиаполк еще и в Корее повоевать успел.
    1. dmi.pris
      dmi.pris 25 ноября 2022 13:47
      +3
      Кстати,авиаполк "Нормандия"существует до сих пор во Франции.В начале 90-х они несколько раз бывали в Смоленске на авиапразднике на своих "Миражах"на аэродроме "Северный".Там где впоследствии гробанулся Качинский со своей шоблой.В Смоленске есть улица имени авиаполка "Нормандия-Неман"
  7. Vsevolod136
    Vsevolod136 25 ноября 2022 12:21
    +1
    Со стороны де Голля послать на Русский фронт летунов - удачный пропагандисткий ход, учитывая сколько французов зверствовало в дивизии "Шарлемань".
    Это без учёта как Франция легла под немцев.
    1. Bogalex
      Bogalex 25 ноября 2022 13:07
      +11
      К чему поминать французов, "лёгших под немцев", в статье о тех из них, кто не только под фашистов не лёг, но ещё и бился плечом к плечу с нашими дедами?
  8. Морской Кот
    Морской Кот 25 ноября 2022 13:07
    +6
    Есть совершенно великолепный, на мой взгляд, фильм "Нормандия-Неман" (1960г. СССР - Франция).
    Я его и сейчас пересматриваю с неослабевающим интересом, если кто-нибудь не видел, очень советую посмотреть.
    Кадр из фильма


    На вручении советских наград французским лётчикам.
    Лейтенант Марсель Бенуа (слева) обращается к лейтенанту маркизу де Вильмон: "Маркиз Герой Советского Союза, ты когда-нибудь видел такое"
    Правда, Бенуа тогда тоже присвоили Героя. Как было написано в журнале эскадрильи -- "Бенуа сбил девять фрицев, а сколько девушек не сосчитаешь" . Французы. smile

    Фото реальных лётчиков
  9. Альф
    Альф 25 ноября 2022 18:39
    0
    Где-то читал официальный документ, в котором характеризуются французские пилоты Нормандии. Написано так-пилотажная подготовка отличная, боевые навыки отличные, групповая слетанность низкая, в бою дерутся каждый сам за себя, часто увлекаются больше погоней за сбитыми, чем сопровождением бомбардировщиков.
  10. Glagol1
    Glagol1 25 ноября 2022 22:13
    -4
    У нас эту страницу истории помнят, а во Франции точно нет. Скоро в их школах будут учить детей насчет 2МВ, что это Россия напала на Европу, а Гитлер ее, Европу, пытался спасти.
  11. Force Multiplier
    Force Multiplier 25 ноября 2022 22:17
    -4
    Пилотов набирали из британских ВВС и истребительной группы «Иль-де-Франс», расположенных на Британских островах...а также из истребительной группы «Эльзас», которая располагалась в Северной Африке


    Не только. В "Нормандии" были и бывшие Вишистские лётчики, имевшие заявки (небеспочвенные) на английские самолеты (Дельфино, Лемар)

    наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»


    Вполне вероятно. Спитфайр весьма посредственный самолёт, благодаря английской пропаганде, наверное, самый переоцененный из всех истребителей ВМВ. Разве что с чуть менее убогим P-47 может посоревноваться за этот титул
    1. Альф
      Альф 26 ноября 2022 18:01
      +3
      Цитата: Force Multiplier
      Спитфайр весьма посредственный самолёт,

      В чем ?
      1. Force Multiplier
        Force Multiplier 26 ноября 2022 20:15
        -3
        Как истребитель.
        Лето 1940 - пилоты Харрикейнов заявили больше. Да, их было больше. Но есть пример VIII FC в начале 1944, когда пилоты P-51, еще будучи в меньшем количестве относительно P-47, заявляли больше.
        1941-1943 - англичане сами признают превосходство немецких истребителей, правда считают, что Mk.IX исправил ситуацию. Только на самом деле исправило ситуацию прибытие американских четырехмотрных бомбардировщиков, произошедшее в то же время (с августа 1942 по нарастающей)
        Советско-германский фронт - Спитфайр не проявил себя никак
        Австралия - тоже
        Бирма - без побоищ но и без особых успехов
        Африка и Средиземноморье - огромные потери на Мальте. Эпические попытки перехвата немецких разведчиков над Александрией.
        Американская истр.группа оставшаяся в Европе перешла с пятерок на P-47 с весны 1943
        Две Американские истребительные группы на Средиземноморье - особых успехов не добились и при первой возможности избавились от восьмерок-девяток уже весной 1944, что само по себе показательно
        И в Европе и в Африке пытались компенисровать недостатки тактикой. Заранее забраться повыше и атаковать истребители, пытающиеся перехватить бомбардировщики или ИБ. Та самая такика "бей-беги", которую Англичане в своем стиле приписали Немцам. Но. Даже это не гарантировало успех из-за неудачного расположения вооружения. Остановки пушек после нескольких выстрелов очень часто упоминаются в рапортах.
        Как ИБ - относительно небольшая масса полезной нагрузки и радиус + уязвимость
        Как разведчик - достаточно успешен, но двухмоторники в целом предпочтительнее
        То, что у Англичан ничего лучше не было, это да
      2. Zug
        Zug Вчера, 11:05
        +3
        Да товарисчь пишет лишь бы что нить написать.В интервью ветеран истребитель летавшей на спите о нем отзывался как о великолепной машине.
    2. Zug
      Zug Вчера, 11:03
      0
      С какого перепуга р-47 и спитфаер посредственные самолеты?По мнению нашего пилота Спит великолепная машина.И если Як еще мог с о спитом пободаться какое то время то Лавочкину он заходил в хвост уже на 3-4 вираже.А Р-47 надо уметь готовить.
      1. Force Multiplier
        Force Multiplier Вчера, 12:41
        -2
        Спитфайр - вот выше же пишу, что Американцы от "великолепных" девяток уже ко второй половине 1944 отказались. В СССР их держали в 1944-45 в ПВО вместе с Харрикейнами и P-40.
        Тандерболт - появившись в VIII FC весной 1943 (на безрыбье) как истребитель практически полностью вытеснен в VIII FC к концу 1944, а к концу войны осталась одна группа. И уже к февралю-марту 1944 основная масса заявок в VIII FC делалась пилотами P-51 (при том что P-51 там впервые появился в декабре 1943). На средиземноморье в 15 ВА с лета 1944 только P-51 и P-38. Тандерболт только как ИБ в Италии.
        При полном провале P-47 как истребителя его вынужденно использовали как ИБ (аналогично поступили в RAF с Тайфуном). Как ИБ он тоже себя показал плохо - тяжелый, неповоротливый и очень уязвимый для огня с земли (что бы по этому поводу не говорили в книжках "про самолёты" после войны). Потому уже в Корее как ИБ использовали P-51, но, тоже без особого успеха
      2. Zug
        Zug Вчера, 12:58
        +1
        Р47 как сопровождающее лицо стратегов должен работать на высоте 10 тыщщ а не как у нас-на севере как истребитель боя на средних и низких высотах.р-51 тоже не камильфо на нижней высотности был.А спит...ну я что от ветерана,что на них летал и пересказываю,по сравнению с советскими машинами.Он так и сказал-Спитфаер(не помню какой серии) великолепная машина.Превосходная.Вот за что прочел-за то продал
        1. Force Multiplier
          Force Multiplier Вчера, 16:53
          0
          должен работать на высоте 10 тыщщ


          В 1943 над Европой P-47 летали на 8500 м, бомбардировщики на 7000-5000 м. Да и табличные лтх с испытаний всегда отличаются от реальности. P-47 пикировал хорошо, а вот высоту набирал не очень, после первой атаки терял преимущество. Плюс малый радиус действия для истребителя сопровождения. Потому и был быстро вытеснен P-51 над Европой и еще быстрее на Средиземноморье. P-51 с Мерлином не без недостатков, но за счет совокупности характеристик был выдающимся истребителем
          1. Zug
            Zug Сегодня, 02:18
            0
            Согласен.Но на высоте он хоть справлялся,да и скоростные у него на высотах были не плохие.Понятно что он р51 не ровня но сопровождал он не плохо.Да и р51 до мерлина ничего из себя не представлял
  12. iouris
    iouris 26 ноября 2022 20:23
    0
    Не на "Русском фронте", а на Восточном фронте (для "Запада"), а для нас фронт один - фронт.
  13. Червоный Байкер
    Червоный Байкер 27 ноября 2022 01:13
    +1

    хорошая , добрая песня...
    Кстати в Париже есть улица "Героев Сталинграда"