«Нормандия-Неман». Французский полк на Русском фронте

35
«Нормандия-Неман». Французский полк на Русском фронте
Пилоты 1-й эскадрильи «Руан» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.


Создание «Нормандии»


В 1942 году генерал де Голль решил, что французские воины должны воевать на всех фронтах войны, включая и Русский фронт. Было принято решение направить в СССР французских лётчиков. Весной 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» предложил советскому правительству направить на фронт группу своих летчиков и авиамехаников. Москва ответила согласием.



Из лучших лётчиков 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, в сентябре 1942 года была создана авиагруппа № 3. Вскоре её преобразовали в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия». Поэтому в будущем французы часто называли себя «раяками». Боевой клич «Раяки, вперед!» стал особенностью «Нормандии».

25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участие французских частей ВВС в боевых действиях на Русском фронте. Пилотов набирали из британских ВВС и истребительной группы «Иль-де-Франс», расположенных на Британских островах (т. н. «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас», которая располагалась в Северной Африке (т. н. «ливийцы»). Через Ирак французские лётчики были переброшены в Иран (занятый британскими и русскими войсками), а оттуда на транспортных самолетах в СССР. 29 ноября французы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников.

В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж. Летчики осваивали советскую технику на УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 года все «нормандцы» летали на «яках». Самолеты французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета государственного флага Франции.


Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б. Июнь 1943 г.


Истребитель Як-3 № 24 младшего лейтенанта Жака Андре полка «Нормандия-Неман» в полете

На фронте


В марте 1943 года эскадрилью «нормандцев» сочли боеспособной и отправили на фронт. 12 самолетов вошли в состав 1-й воздушной армии. «Нормандия» была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии, и в её составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь на аэродромах Васильевское, Хотенки, Спас-Деменск и Монастырщина.

26 марта лейтенанты Дюран и Дервиль отогнали вражеский самолёт, положив начало боевой деятельности эскадрильи. 5 апреля французы прикрывали советские бомбардировщики. Два самолета Як-1, пилотируемые лейтенантом Дюраном и старшим лейтенантом Прециози, одержали победу над двумя немецкими ФВ-190.

С этого времени «нормандцы» стали регулярно участвовать в воздушных операциях. 13 апреля 1943 года в районе Спас-Деменска произошёл второй воздушный бой. Шесть истребителей под началом майора Тюляна сразились с девятью немецкими машинами. Французы сбили три вражеских самолета, но понесли тяжёлые потери: в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата французской эскадрильи. «Нормандцы» сражались храбро, отчаянно, часто в ущерб общему делу, что вело к тяжелым потерям.

5 июля 1943 года эскадрилья была пополнена и переформирована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже четыре эскадрильи, носившие названия четырёх главных нормандских городов: «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур».


Пилоты 2-й эскадрильи «Гавр» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.


Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото – лейтенант Роже Марки

Стоит отметить, что, кроме коренных французов, среди «нормандцев» были и «французские русские» – потомки эмигрантов, которые покинули Россию после событий 1917 года либо ещё раньше. Теперь «французские русские» сражались за свою Родину. В частности, инженер и лётчик Альберт Мирлес. Именно он начал формировать ядро французской эскадрильи, которая будет сражаться в России. Мирлес продавил решение о том, что французы будут воевать на русских самолетах:

«Если мы воюем за СССР, то никаких английских или американских машин».

«Нормандцы» бились на Курской дуге, освобождали Белоруссию, сражались в Восточной Пруссии. 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного главнокомандующего Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский». Он стал называться полком «Нормандия-Неман».

Во время пребывания на Русском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 года «нормандцы» совершили более 5 200 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, сбили 273 самолета (ещё 36 побед не были подтверждены) и повредили около 80 вражеских самолётов. Французская авиационная часть потеряла 42 лётчика.

Больше всего воздушных побед – 23, было у Марселя Альбера. Жак Андре сбил 15 самолетов противника, Морис Шалль и Марсель Лефевр – по 10. Для сравнения: лучший французский ас Западного фронта Пьер Клостерман (воевал за Англию в группе «Эльзас») сбил 19 самолетов.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 года полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французов были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза (Марсель Альберт, Роллан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр). Французские власти наградили полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения и Военным крестом 1939–1945 гг.

20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, которые были переданны СССР в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1947 года.


Истребители Як-3 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» на аэродроме

Снимок сделан после окончания войны на аэродроме Штутгарта во время возвращения полка во Францию в июне 1945 года. Звезды на хвостовом оперении самолетов уже закрашены, вместо них нанесены лотарингские кресты.

Из воспоминаний Ролана де ля Пуапа:

«Прибытие в Штутгарт было грандиозным. «Главный Визирь» генерал Де Латтр де Тасиньи нас встречал как глав государств, окруженный «табором» своих марокканцев.
В Штутгарте в то время базировалась 1‑я группа «Эльзас», и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме «Нормандии», которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному.
Яки казались маленькими и грубыми рядом с их цельнометаллическими «Спитфайрами».
Я их быстро остудил:
«Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может».
Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»


Летчики 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» и офицеры советских ВВС наблюдают за полетами на аэродроме Ле Бурже. Июнь 1945 г.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    25 ноября 2022 06:31
    Ну, раз уж история.... Был в полку "Нормандия " ещё один Як . Незаслуженно забытый "Дугласёнок ". Як-6
    1. 0
      25 ноября 2022 20:44
      Незаслуженно забытый "Дугласёнок ". Як-6
      Забыт очень даже заслуженно. Неудачная машина, отец рассказывал.
  2. +11
    25 ноября 2022 07:09
    Самсонов достал со своими терминами ,времен первой мировой.Не было русского фронта в Великую Отечественную.Даже французы так не говорили.Еще,в марте 43-го Монастырщина не была освобождена,только осенью.303 авиадивизия во время описываемых событий еще не носила почетное наименование Гвардейская Смоленская.Она,кстати впоследствии воевала в Корее
    1. +7
      25 ноября 2022 11:07
      Цитата: dmi.pris
      Самсонов достал со своими терминами ,времен первой мировой.Не было русского фронта в Великую Отечественную.

      Скажите спасибо, что фронт - русский, а не Восточный. smile
  3. +6
    25 ноября 2022 08:33
    Фильм,"Нормандия-Неман",гораздо интереснее статьи.
  4. +2
    25 ноября 2022 09:13
    Книга шикарная, и фильм по этой книге!
  5. 0
    25 ноября 2022 10:51
    Существуют данные что французы угробили больше наших машин чем сбили немецких, весь официоз надо перепроверять
    1. +3
      25 ноября 2022 20:50
      в том числе по итогам боевых действий эскадрильи(а затем и полка)Нормандия Франция вошла в состав стран-победителей во WW II...со стороны союзников припоминаю танковую част Леклерка(МАХ ито-же полк)..если смотреть % сос тав французского сопротивления(МАКИ)то это либо русские эмигранты либо русские(Советские)беглые военнопленные..а теперь историческая справка.. со стороны III-го Рейха воевала дивизия Карл Великий(кажысь это звучало Карл Шарль Лемань)дивизия к стати SS(и сформирована ест.т.но из добровольцев)..и теперь вопрос - так на чьей-же стороне во WWII воевала La Bella France...
      1. +2
        26 ноября 2022 21:17
        Забыли добавить, что последними защитниками здания Рейхстага были именно французы-эсэсовцы.
    2. 0
      5 февраля 2023 20:33
      Цитата: Ryaruav
      Существуют данные что французы угробили больше наших машин чем сбили немецких, весь официоз надо перепроверять

      Даже если бы они гробили 5 самолетов за один сбитый немецкий это был бы очень выгодный размен. По числу сбитых немецких самолетов 1 отделный истребительный полк РККА "Нормандия-Неман" был самым успешным. Это была славная страница французско-советского сотрудничества.
  6. +3
    25 ноября 2022 12:04
    Когда я был еще маленьким, в 70е года, мои родители жили в Галенках. И только недавно я узнал, что самолеты денно и нощно ревущие в воздухе над городком, принадлежали подразделению с очень громким и длинным названием:
    18-й гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый, ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона полк «Нормандия-Неман»

    Этот авиаполк еще и в Корее повоевать успел.
    1. +2
      25 ноября 2022 13:47
      Кстати,авиаполк "Нормандия"существует до сих пор во Франции.В начале 90-х они несколько раз бывали в Смоленске на авиапразднике на своих "Миражах"на аэродроме "Северный".Там где впоследствии гробанулся Качинский со своей шоблой.В Смоленске есть улица имени авиаполка "Нормандия-Неман"
      1. 0
        31 января 2023 19:02
        А в Париже есть площадь Сталинградской битвы.
  7. 0
    25 ноября 2022 12:21
    Со стороны де Голля послать на Русский фронт летунов - удачный пропагандисткий ход, учитывая сколько французов зверствовало в дивизии "Шарлемань".
    Это без учёта как Франция легла под немцев.
    1. +11
      25 ноября 2022 13:07
      К чему поминать французов, "лёгших под немцев", в статье о тех из них, кто не только под фашистов не лёг, но ещё и бился плечом к плечу с нашими дедами?
    2. 0
      31 января 2023 18:58
      Наш народ благодарен ВСЕМ, кто приближал Победу - американцу с англичанином, погибавшим на транспорте под немецкими торпедами по пути в Архангельск и французскому пилоту. И испанскому добровольцу Рубену Ибаррури, погибшему под Сталинградом. И многим другим, безвестным.
  8. +6
    25 ноября 2022 13:07
    Есть совершенно великолепный, на мой взгляд, фильм "Нормандия-Неман" (1960г. СССР - Франция).
    Я его и сейчас пересматриваю с неослабевающим интересом, если кто-нибудь не видел, очень советую посмотреть.
    Кадр из фильма


    На вручении советских наград французским лётчикам.
    Лейтенант Марсель Бенуа (слева) обращается к лейтенанту маркизу де Вильмон: "Маркиз Герой Советского Союза, ты когда-нибудь видел такое"
    Правда, Бенуа тогда тоже присвоили Героя. Как было написано в журнале эскадрильи -- "Бенуа сбил девять фрицев, а сколько девушек не сосчитаешь" . Французы. smile

    Фото реальных лётчиков
    1. +1
      10 декабря 2022 19:32
      Это фото из фильма, который делает Жерар Депардье.
  9. 0
    25 ноября 2022 18:39
    Где-то читал официальный документ, в котором характеризуются французские пилоты Нормандии. Написано так-пилотажная подготовка отличная, боевые навыки отличные, групповая слетанность низкая, в бою дерутся каждый сам за себя, часто увлекаются больше погоней за сбитыми, чем сопровождением бомбардировщиков.
  10. -5
    25 ноября 2022 22:13
    У нас эту страницу истории помнят, а во Франции точно нет. Скоро в их школах будут учить детей насчет 2МВ, что это Россия напала на Европу, а Гитлер ее, Европу, пытался спасти.
  11. -4
    25 ноября 2022 22:17
    Пилотов набирали из британских ВВС и истребительной группы «Иль-де-Франс», расположенных на Британских островах...а также из истребительной группы «Эльзас», которая располагалась в Северной Африке


    Не только. В "Нормандии" были и бывшие Вишистские лётчики, имевшие заявки (небеспочвенные) на английские самолеты (Дельфино, Лемар)

    наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»


    Вполне вероятно. Спитфайр весьма посредственный самолёт, благодаря английской пропаганде, наверное, самый переоцененный из всех истребителей ВМВ. Разве что с чуть менее убогим P-47 может посоревноваться за этот титул
    1. +3
      26 ноября 2022 18:01
      Цитата: Force Multiplier
      Спитфайр весьма посредственный самолёт,

      В чем ?
      1. -3
        26 ноября 2022 20:15
        Как истребитель.
        Лето 1940 - пилоты Харрикейнов заявили больше. Да, их было больше. Но есть пример VIII FC в начале 1944, когда пилоты P-51, еще будучи в меньшем количестве относительно P-47, заявляли больше.
        1941-1943 - англичане сами признают превосходство немецких истребителей, правда считают, что Mk.IX исправил ситуацию. Только на самом деле исправило ситуацию прибытие американских четырехмотрных бомбардировщиков, произошедшее в то же время (с августа 1942 по нарастающей)
        Советско-германский фронт - Спитфайр не проявил себя никак
        Австралия - тоже
        Бирма - без побоищ но и без особых успехов
        Африка и Средиземноморье - огромные потери на Мальте. Эпические попытки перехвата немецких разведчиков над Александрией.
        Американская истр.группа оставшаяся в Европе перешла с пятерок на P-47 с весны 1943
        Две Американские истребительные группы на Средиземноморье - особых успехов не добились и при первой возможности избавились от восьмерок-девяток уже весной 1944, что само по себе показательно
        И в Европе и в Африке пытались компенисровать недостатки тактикой. Заранее забраться повыше и атаковать истребители, пытающиеся перехватить бомбардировщики или ИБ. Та самая такика "бей-беги", которую Англичане в своем стиле приписали Немцам. Но. Даже это не гарантировало успех из-за неудачного расположения вооружения. Остановки пушек после нескольких выстрелов очень часто упоминаются в рапортах.
        Как ИБ - относительно небольшая масса полезной нагрузки и радиус + уязвимость
        Как разведчик - достаточно успешен, но двухмоторники в целом предпочтительнее
        То, что у Англичан ничего лучше не было, это да
      2. Zug
        +3
        28 ноября 2022 11:05
        Да товарисчь пишет лишь бы что нить написать.В интервью ветеран истребитель летавшей на спите о нем отзывался как о великолепной машине.
    2. Zug
      0
      28 ноября 2022 11:03
      С какого перепуга р-47 и спитфаер посредственные самолеты?По мнению нашего пилота Спит великолепная машина.И если Як еще мог с о спитом пободаться какое то время то Лавочкину он заходил в хвост уже на 3-4 вираже.А Р-47 надо уметь готовить.
      1. -2
        28 ноября 2022 12:41
        Спитфайр - вот выше же пишу, что Американцы от "великолепных" девяток уже ко второй половине 1944 отказались. В СССР их держали в 1944-45 в ПВО вместе с Харрикейнами и P-40.
        Тандерболт - появившись в VIII FC весной 1943 (на безрыбье) как истребитель практически полностью вытеснен в VIII FC к концу 1944, а к концу войны осталась одна группа. И уже к февралю-марту 1944 основная масса заявок в VIII FC делалась пилотами P-51 (при том что P-51 там впервые появился в декабре 1943). На средиземноморье в 15 ВА с лета 1944 только P-51 и P-38. Тандерболт только как ИБ в Италии.
        При полном провале P-47 как истребителя его вынужденно использовали как ИБ (аналогично поступили в RAF с Тайфуном). Как ИБ он тоже себя показал плохо - тяжелый, неповоротливый и очень уязвимый для огня с земли (что бы по этому поводу не говорили в книжках "про самолёты" после войны). Потому уже в Корее как ИБ использовали P-51, но, тоже без особого успеха
      2. Zug
        +1
        28 ноября 2022 12:58
        Р47 как сопровождающее лицо стратегов должен работать на высоте 10 тыщщ а не как у нас-на севере как истребитель боя на средних и низких высотах.р-51 тоже не камильфо на нижней высотности был.А спит...ну я что от ветерана,что на них летал и пересказываю,по сравнению с советскими машинами.Он так и сказал-Спитфаер(не помню какой серии) великолепная машина.Превосходная.Вот за что прочел-за то продал
        1. 0
          28 ноября 2022 16:53
          должен работать на высоте 10 тыщщ


          В 1943 над Европой P-47 летали на 8500 м, бомбардировщики на 7000-5000 м. Да и табличные лтх с испытаний всегда отличаются от реальности. P-47 пикировал хорошо, а вот высоту набирал не очень, после первой атаки терял преимущество. Плюс малый радиус действия для истребителя сопровождения. Потому и был быстро вытеснен P-51 над Европой и еще быстрее на Средиземноморье. P-51 с Мерлином не без недостатков, но за счет совокупности характеристик был выдающимся истребителем
          1. Zug
            0
            29 ноября 2022 02:18
            Согласен.Но на высоте он хоть справлялся,да и скоростные у него на высотах были не плохие.Понятно что он р51 не ровня но сопровождал он не плохо.Да и р51 до мерлина ничего из себя не представлял
  12. 0
    26 ноября 2022 20:23
    Не на "Русском фронте", а на Восточном фронте (для "Запада"), а для нас фронт один - фронт.
  13. +1
    27 ноября 2022 01:13

    хорошая , добрая песня...
    Кстати в Париже есть улица "Героев Сталинграда"
  14. 0
    10 декабря 2022 09:33
    80-летию прибытия эскадрильи "Нормандия" в СССР посвящается.
    На первом фото:
    Июль 1944, аэ Дубровка. 1-я эскадрилья "Руан". Стоят слева направо де Ла Пуап, Бертран, Фору, Альбер (командир), Амарже, Кюффо, Баньер, Дешане. Сидят Лорийон, Марши, де Сен-Фалль, Ирибарн, Казанёв, Роже Соваж.

    На втором фото:
    Июнь 1943, аэ Хатёнки. Курят: Жозеф Риссо, прикуривает Альбер Дюран, Ноэль Кастелен.
    Примечание - "лейтенант Дервиов" - это Альбер Дюран собственной персоной, никакого лейтенанта Дервиова в "Нормандии" не было.

    На четвёртом фото:
    Июль 1944, аэ Дубровка. 2-я эскадрилья "Гавр". Слева направо стоят: де Фалетан, Карбон, Лоран, де Сен-Марсо, Брие, Мурье (командир), Жанель, де Сейн, Мартен, Версини. Сидят: Фельдзер, Вердье, Риссо, Меню, Делен, Ле Бра.

    На пятом фото: лучший пилотажник полка "Нормандия-Неман" Роже Марши, а не Марки, как пишут многие источники.

    Альбер (Альберт Львович) Мирлес никогда не был лётчиком, не по возрасту и не по специальности. В организации "Нормандии" сыграл самую выдающуюся роль!

    На шестом фото: 19 июня 1945 г. аэ Штутгарт (Германия), презентация полка генералу де Латтру де Тасиньи. В небе, как всегда в таких случаях, Роже Марши.

    На седьмом фото: 20 июня 1945г. аэ Ле-Бурже, в небе снова Роже Марши.
    В строю, рядом с майором Матрасом, с огромным букетом - Сергей Давидович Агавельян - главный инженер полка "Нормандия-Неман" - завтра он получит свой Орден Почетного Легиона.

    Были в "Нормандии" и такие люди, которые вызывают особую симпатию, это наши бывшие соотечественники:

    Александр Георгиевич Стахович, русский аристократ попал в "Нормандию" по аристократическим каналам через Жана де Панжа, обеспечивал перевод французским механикам, вместе с ними вернулся во Францию. Однажды, пролетая на полковом транспортнике Як-6 глянул в иллюминатор и сказал: "Когда-то эта земля принадлежала моей семье. Но сейчас это не имеет никакого значения, главное, что моя Родина, похоже, побеждает в этой войне".

    Мишель (Михаил Романович) Шик, родился в Санкт-Петербурге, в "Нормандии" с первого дня, был переводчиком, пилотом связи (летал на У-2), освоил истребитель Як, воевал в составе 3-й эскадрильи "Шербур" (!).

    Жорж (Георгий Яковлевич) Лебединский, доктор, сделал всем прививки от всех возможных инфекций, следил за питанием, вылетал на подтверждение сбитых (летать, судя по всему боялся, но виду не подавал, что было высоко оценено летчиками в дружеской юмористической форме, например: "сегодня доктор, ещё более авиационный, чем когда-либо, прибывает на Як-9 с майором" и т.п.).

    Анатоль (Анатолий) Коро, уроженец Иркутска, проделал, наверное, самый длинный путь в "Нормандию". Доктор экономики, топ-менеджер сингапурского филиала одного из французских банков поставил на паузу свою блестящую карьеру в бизнесе, чтобы присоединиться к "Нормандии". (Запрашивал Иркутский архив на предмет поиска его отчества, но в церковных книгах записи не обнаружены. Возможно, что обрусевшие, но не православные французы учитывались как-то иначе, помимо православной церкви). Толя, человек бизнеса, быстро наладил питание в "Нормандии" (разговорчики о том, что греча - птичья еда навсегда прекратились, с его лёгкой руки вошло в обиход русское слово "Сталовая" (Stalovaïa), после войны вернулся в бизнес и управлял какой-то киностудией на Ближнем Востоке.

    Поль (Павел Сергеевич) Пистрак, переводчик, авианаводчик. Как правило, всё время находился в радиомашине на фронте, откуда наводил на цели летчиков в воздухе. Лётчики отмечали его спокойный внятный голос, который внушал уверенность в летчиков даже в самые жаркие моменты воздушных боёв.

    Игорь (Всеволодович) Эйхенбаум, русский, французский и немецкий языки в совершенстве, переводчик, авианаводчик в том числе в боевых порядках бронетанковых войск, которые прикрывал с воздуха полк "Нормандия-Неман" в Восточной Пруссии, непревзойденный организатор стихийных и плановых праздников с крепкими напитками.

    Константин Фельзер, летчик. Был сбит, раненный попал в плен, выжил благодаря великому и могучему русскому языку, а не был расстрелян на месте, как француз. Совершил побег из плена, добрался до Франции и встретил "Нормандию-Неман" в Ле-Бурже.

    Леон (Ростислав Львович) Углофф, летчик. Воевал в полку последние полгода. В 1947 году погиб в авиакатастрофе.
  15. 0
    26 января 2023 03:39
    Заголовок странный-в ВОВ не существовало "русского фронта" am
    1. 0
      5 февраля 2023 20:44
      Цитата: Гуран33 Сергей
      Заголовок странный-в ВОВ не существовало "русского фронта"

      Гитлер и Геббельс перед походом на восток запретили называть нового противника русскими. Все таки любая европейская армия оканчивала череду войн с Россией почти всегда сокрушительным поражением. А Красную Армию весной 1939 года нацистам в Испании удалось рагромить, что и определило видимо решение Гитлера напасть на Польшу. Именно после 2 мировой войны армию СССР перестали относить по боеспособности на 5-8 место где то после Польши и Японии.
      1. 0
        15 февраля 2023 19:39
        Владимир причём здесь эти? Или вам известен "русский фронт" и где тогда он воевал? "красную республиканскую армию" в Испании Франко победил,а вот РККА в отличие от вермахта там конкретно не участвовала в связи с невозможностью логистики до Испании(отсутствие нужного количества транспортов и кораблей охраны конвоев).Что то все кому не лень историю под себя переписывают.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»