Задержки и успехи. Программа строительства ледоколов пр. 22220 / ЛК-60Я

15
Задержки и успехи. Программа строительства ледоколов пр. 22220 / ЛК-60Я
Головной ледокол проекта, "Арктика" во время ходовых испытаний, сентябрь 2020 г.


Строительство универсальных двухосадочных атомных ледоколов пр. 22220 или ЛК-60Я набрало необходимые темпы и дает желаемый результат. На днях заказчику передали третье судно этого типа, и еще несколько ледоколов пока находятся на разных стадиях строительства. Кроме того, в ближайшие недели появится новый заказ, в результате чего к концу десятилетия серию доведут до семи единиц.



Сданы заказчику


Проект 22220 или ЛК-60Я разрабатывался в ЦКБ «Айсберг» по заказу ФГУП «Атомфлот» из состава госкорпорации «Росатом» в конце двухтысячных годов. Его целью было создание нового универсального атомного ледокола для замены существующих судов и обеспечения судоходства в Арктике в течение нескольких следующих десятилетий. Проект был завершен в начале десятых годов, и вскоре появился контракт на строительство головного ледокола.

Заказ выдали предприятию «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). В 2012 г. оно начало подготовку строительства, а 5 ноября 2013-го состоялась церемония закладки. Головное судно проекта получило имя «Арктика». До июня 2016 г. оно находилось на стапеле, после чего было спущено на воду и переведено к достроечной набережной.

В ходе строительства этого ледокола возникли проблемы. По вине нового киевского режима была разорвана кооперация с украинскими поставщиками, и нашим судостроителям пришлось искать замену иностранным комплектующим. Также понадобилась доработка проекта, и уложиться в изначальный график работ не удалось.


"Арктика" на Северном полюсе, 3 октября 2022 г.

Тем не менее, строительство было завершено. В начале октября 2019 г. на «Арктике» запустили реактор, а в декабре ледокол вышел на ходовые испытания. В начале следующего года имела место поломка двигательной установки, но испытания продолжились. Осенью ледокол отправился в Арктику и 3 октября добрался до Северного полюса. Вскоре, 21 октября, на «Арктике» подняли государственный флаг. «Росатомфлот» принял первый ледокол нового типа.

В 2014 г. «Балтийский завод» получил заказ на строительство первого серийного ледокола ЛК-60Я, получившего имя «Сибирь». Его заложили в мае 2015 г. строили на стапеле до сентября 2017 г. Как и головной ледокол, «Сибирь» столкнулась с проблемой отсутствия необходимых комплектующих, и график строительства пришлось пересмотреть.

На заводские ходовые испытания второй ледокол серии вышел в ноябре 2021 г. Эти мероприятия заняли всего несколько недель, и «под елочку» заказчик принял судно. На нем подняли государственный флаг и начали готовить к выполнению реальных задач.

Второй серийный ледокол пр. 22220 получил имя «Урал» и был заложен в июле 2016 г. Проблемы с комплектующими сохранялись, из-за чего в 2017 г. сроки строительства изменили. Тем не менее, в дальнейшем график удалось сдвинуть влево и приблизить к изначальному. После сборки необходимых конструкций и монтажа требуемых агрегатов, в мае 2019 г. ледокол спустили на воду. Достройка и установка оставшихся систем продолжалась до текущего года.


"Урал" на ходовых испытаниях, ноябрь 2022 г.

Не так давно, 14 октября 2022 г. «Урал» вышел на ходовые испытания и до конца месяца подтвердил все расчетные характеристики. 22 ноября на «Балтийском заводе» состоялась торжественная церемония приемки нового ледокола и поднятия флага. В присутствии руководителей промышленности и нескольких министров с разрешения президента страны на судне подняли флаг.

На стадии строительства


В августе 2019 г. «Росатом» выдал «Балтийскому заводу» заказ на строительство двух следующих ледоколов ЛК-60Я – четвертого и пятого в серии. Суда с именами «Якутия» и «Чукотка» планировалось заложить в ближайшее время. Принять их в эксплуатацию собираются в 2025-26 гг.

Подготовка строительства «Якутии» началась в январе 2020 г., а в конце мая состоялась закладка. Сборка конструкций в цеху завода продолжалась до недавнего времени. Судно спустили на воду и отправили на достройку несколько дней назад, 22 ноября – одновременно с принятием в строй «Урала». Теперь начинается завершающий этап строительства.

Монтаж конструкций и систем должен будет завершиться не позднее середины десятилетия. В 2025 г. ледокол пройдет испытания, после чего его примет «Росатомфлот».


Государственный флаг на "Урале", 22 ноября 2022 г.

Пятый ледокол серии, «Чукотка», строится с декабря 2020 г. Пока он находится на стапеле, и дата спуска на воду остается неизвестной. По всей видимости, это событие состоится уже в следующем году. Затем за несколько лет выполнят оставшиеся работы, и к концу 2026 г. заказчик получит новое судно.

Планы на будущее


В прошлом году «Росатом» сообщал о намерении заказать и построить еще два новых ледокола, в результате чего серия дойдет до семи судов. Как стало известно, от таких планов не отказывались, и в ближайшее время их начнут выполнять.

Так, в ходе недавней церемонии приемки «Урала» и спуска «Якутии» министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что контракт на два следующих ледокола будет подписан до конца текущего года. Точная дата появления документа пока не названа, но об этом обязательно сообщат.

Можно предполагать, что в первые недели или месяцы 2023 г. «Балтийский завод» начнет резку металла и сборку первых конструкций. Затем проведут закладку двух ледоколов, вероятно, опять с некоторым интервалом. Сроки сдачи пока неизвестны. Судя по текущим темпам строительства, шестой и седьмой ледоколы начнут службу в 2027-28 гг.


Погрузка реакторной установки РИТМ-200 в корпус ледокола "Якутия", август 2022 г.

Работы продолжаются


Программа строительства новых атомных ледоколов пр. 22220 / ЛК-60Я стартовала около десяти лет назад и к настоящему времени прошла большой путь. Судостроители «Балтийского завода» и смежники смогли наладить полный цикл строительства и изготовления необходимых систем и агрегатов, а также справились с внезапно возникшими проблемами.

Имеющиеся планы по строительству семи ледоколов на данный момент «прошли экватор». Построены, переданы заказчику и введены в эксплуатацию три первых судна. Еще одно спущено на воду, достраивается у набережной и постепенно приближается к испытаниям и сдаче. Пятый корпус пока находится на стапеле, а еще два судна заложат в ближайшем будущем.

В первые годы программа строительства столкнулась с проблемами по линии международной кооперации. Поиск замены для импортной продукции и соответствующая переработка готового проекта заняли некоторое время, но их успешно завершили. Строительство продолжилось, хотя и по обновленному графику с отставанием в несколько лет от изначального.

Любопытно, что все эти проблемы в целом не помешали ускорению процессов строительства. Так, от закладки до сдачи головного ледокола серии, «Арктики», ушло почти 7 лет. Строительство и испытания первой серийной «Сибири» продолжались на несколько месяцев меньше. В случае с «Уралом» удалось уложиться в 6 лет и 4 месяца. Впрочем, эти ледоколы могли быть построены быстрее – если бы не отсутствие иностранных комплектующих.


"Якутия" перед спуском на воду, 22 ноября 2022 г.

К моменту закладки третьего серийного судна «Якутия» ситуация изменилась, и проблемы с кооперацией решились. Благодаря этому формирование и оснащение корпуса заняло всего два с половиной года. Оставшиеся работы планируют завершить за следующие два года. Таким образом, общий срок строительства уменьшится до четырех с половиной лет.

Следующую «Чукотку» строят уже почти два года, и в ближайшие месяцы она будет спущена на воду. При этом сдача ледокола запланирована на 2026 г. Нельзя исключать, что эти планы пересмотрят, и срок сдачи сдвинут влево. С учетом достигнутых результатов и нынешних темпов строительства будут составляться планы на шестой и седьмой ледоколы серии. Вполне возможно, что «Росатомфлот» получит их уже в начале второй половины десятилетия.

Очевидные успехи


Таким образом, «Росатом», «Росатомфлот», «Балтийский завод» и другие предприятия успешно справляются с задачами строительства новой серии многоцелевых двухосадочных атомных ледоколов и общего обновления ледокольного флота. Первые суда современного проекта 22220 уже поступили в эксплуатацию и обеспечивают судоходство в северных морях. В ближайшие годы ожидается появление нескольких новых ледоколов.

Ледоколы ЛК-60Я имеют высокие технические характеристики и полностью соответствуют ставящимся задачам. Кроме того, они отличаются высоким ресурсом – назначенный срок службы составляет 40 лет. Это означает, что нынешняя программа судостроения создает задел для освоения Арктики на несколько следующих десятилетий, вплоть до второй половины века.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 ноября 2022 08:03
    Новости отличные хотелось бы узнать что там с ледаколом лидер
    1. -7
      28 ноября 2022 10:09
      А что там ? Помнится на Звезде даже закладную доску на него не могли сделать. Мастеров не было. Это Вам не носы к афромаксам сделанным в корее приваривать . Надо будет у звездовцев кстати поинтересоваться что там с лидерами
  2. +2
    28 ноября 2022 08:10
    Россия великая морская держава, великая арктическая держава. Россия по праву владычица севера, но всё равно нужно развиваться и развиваться. Строить больше кораблей и железные дороги, улучшать жизнь местным давая хорошие рабочие места.
  3. +5
    28 ноября 2022 09:34
    Я вот думаю не назначить ли главкомом ВМФ Кириенко?
    1. 0
      29 ноября 2022 12:48
      Кириенко - не Хайман Риковер. Не надо.
      1. 0
        29 ноября 2022 21:02
        Так своего Риковера нет. А Кириенко вон, справляется!
    2. 0
      31 января 2023 13:51
      Цитата: burigaz2010
      Я вот думаю не назначить ли главкомом ВМФ Кириенко?

      Давно он уже в администрации президента.
      Надо туда генерального директора завода красное сормово туда назначить он поставит все на поток.
  4. +3
    28 ноября 2022 10:30
    Цитата: FoBoss_VM
    Это Вам не носы к афромаксам сделанным в корее приваривать

    Поясните, пожалуйста?
    1. +1
      28 ноября 2022 11:44
      Все суда на Звезде собраны в Корее, это не секрет. Только снабженец Катерина В сами, но уже 6 лет скоро, а его так и не сдали, стоит в Дальзаводе фанерой заколоченный, немцы отказались пусконаладки делать. Ледокол Лидер задвинули далеко за 2030. Дальше закладной секции дело не пошло, стоимость подкралась к 200 миллиардам, проект сырой, ну и кадры, всё упирается в них. Носовые секции трем афрамаксам приваривали корейцы, корейские газовозы законсервировали из-за санкций, ну в общем все теперь стало идти очень медленно без корейцев. Да и сама Звезда наполовину верфь, многие цеха ещё не построены, нет прокатного стана. Где брать ГД для крупных танкеров, вспомогательные, грузовое так и зависло в воздухе.
      1. +1
        28 ноября 2022 14:12
        Цитата: MMA Plover
        Ледокол Лидер задвинули далеко за 2030. Дальше закладной секции дело не пошло, стоимость подкралась к 200 миллиардам, проект сырой, ну и кадры, всё упирается в них. Носовые секции трем афрамаксам приваривали корейцы, корейские газовозы законсервировали из-за санкций, ну в общем все теперь стало идти очень медленно без корейцев. Д

        Неужели такая печальная картина? Расстроили.
  5. +3
    28 ноября 2022 14:48
    certero лет 12 назад на встречах профсоюзных лидеров профсоюза судостроения, так его для краткости обзавём, работники предприятий из Питера рассматривая таблицы с зарплатами работников предприятий Северодвинска задавали один и тот же вопрос: "Это зарплат ваша без "северных"?", на что получали ответ : "Нет, с ними." Поэтому и ходили либо нужные люди (ЖОРы, ДОРы, ЛОРы) по выходным на Севмаш или "Звёздочку", либо те, кто работал реально, но 20 % от заработанного отдавали мастеру. Иначе на следующий месяц в список тех, кто в выходные и праздничные дни работает, ты не попадёшь...Годы прошли, как были официанты и мастера по маникюру престижнее и денежнее судостроителей в Санкт-Петербурге, так и остались. Чтобы хоть как-то из ямы срыва сроков сдачи атомных ледоколов вытащить "Балтийский завод", Северодвинская "Арктика" отправила в командировку своих специалистов в город Петра. Нет специалистов в Питере, кто бы мог электромонтаж и наладку электрооборудования на реакторах и рядом провести. А уж про Дальний Восток и вспоминать страшно..."За детство счастливо наше - спасибо, Единая Россия!"
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    29 ноября 2022 02:53
    Атомный ледокол Урал 26 ноября оставил за кормой балтику и мост Большой Бельт.

    Фото ст.помошника капитана Никиты Боева ледокол Урал.Пока искал новости по Лидеру,Росатомфлот кузница штурманов женщин.Недалёк тот день ,когда атомным ледоколом будет командовать женщина капитан.И я подозреваю кто это,не будем забегать вперёд.
  8. 0
    2 декабря 2022 20:27
    Вот. Теперь вы поняли?.. Теперь вы знаете. Какие проблемы имеет наш судострой каждый час. Автор достаточно, вкратце- их осветил. Это далеко не все проблемы.
    Аналогичные проблемы имеет каждый СЗ, с каждым заказом.
    Потом удивления- что так долго строим!?.
    Потому как строим не благодаря, а вопреки. hi
    .
  9. 0
    7 февраля 2023 22:39
    А мне первая "Арктика" больше нравится, надеюсь не порезали на ещё на иголки?
  10. 0
    20 февраля 2023 12:06
    а кто руководит постройкой?? был такой - никакой губернатор Питера - полтавченко... так он теперь знатный корабел. думаю, что и остальные, в большинстве, такие же: балласт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»