Основные направления отечественного кораблестроения

32
Приоритет – адаптация ВМФ к современным вызовам и угрозам России

Роль Военно-морского флота в защите нашей страны определена в Морской стратегии Российской Федерации. Но каковы проблемы и перспективы пополнения ВМФ РФ новыми кораблями, техникой и вооружением?

Возможность решать различные военно-политические задачи – вот основной побудительный мотив для любого государства иметь боеспособные вооруженные силы, включающие и ВМС. Наличие у России Военно-морского флота – объективная и исторически подтвержденная необходимость, одно из непременных условий обеспечения безопасности РФ, ее национальных интересов, экономического и культурного развития. Флот является одним из важнейших атрибутов российской государственности. Исходя из геополитического положения нашего Отечества и задач, стоящих перед его вооруженными защитниками, ВМФ в своем составе имеет рода сил, которые способны действовать во всех сферах: надводной, подводной, в воздухе и на суше.

Военно-политический фон и главные задачи

Резко изменившаяся на пороге XXI века обстановка в Мировом океане, а также постоянный рост интересов ведущих держав планеты к перераспределению морских акваторий для промышленного освоения их природных ресурсов требуют поддержания на должном уровне ВМФ России, постоянного развития и совершенствования морских систем вооружений.

Тяжелое экономическое положение Российской Федерации в последние 15–20 лет крайне негативно повлияло на морской потенциал нашей страны, на все его составляющие и взаимосвязанные компоненты: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты. Отразилось это и на научных, производственных кадрах судостроительной отрасли, на многообразном и уникальном по ряду параметров контингенте специалистов-моряков.

Развал советского народного хозяйства, последовавший вслед за гибелью СССР, привел к хроническому недофинансированию ВМФ, что повлекло за собой сокращение корабельного состава на фоне старения флота, отказ от перспективных планов его строительства. В результате начиная с 90-х годов наша страна существенно сократила свое присутствие в ряде океанских и морских районов.

В настоящее время силы ВМФ содержатся в установленной боевой готовности, обеспечиваются, хотя и в отнюдь не прежнем объеме, всем необходимым. Корабли и самолеты ограниченным составом несут боевое дежурство, одиночные НК и ПЛ привлекаются к боевой службе в оперативно важных районах. Однако учитывая фактическое состояние сил ВМФ, научно-технической и производственной базы, сейчас целесообразно говорить не только о развитии флота, но и о его становлении в новых условиях военно-политической и что более важно – экономической обстановки.

В основу Морской стратегии России заложены две главные задачи: в мирное время – ядерное сдерживание на стратегическом уровне и военно-морское сотрудничество в рамках взаимодействия межнациональных сил, в военное время – своевременная оборона, пресечение и отражение агрессии с морских направлений.

Основные направления отечественного кораблестроения


Реализация основных наметок в планах строительства и обновления ВМФ России призвана обеспечить создание качественно нового и более современного флота, который в условиях значительных сокращений численности всех родов сил должен в максимально возможной степени сохранить свой боевой потенциал, стать менее обременительным для страны в экономическом отношении и быть способным достойно отстаивать и защищать национальные интересы России вблизи и вдали от ее берегов.

При выборе путей развития ВМФ важным аспектом является возможность его адаптации к современным вызовам безопасности страны. В частности, в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной президентом 5 февраля 2010 года, к основным задачам Вооруженных Сил и других войск РФ мирного времени, кроме стратегического сдерживания, в том числе предотвращения военных конфликтов, отнесены борьба с терроризмом и пиратством, обеспечение безопасности судоходства и экономической деятельности в Мировом океане, участие в миротворческих операциях, пресечение актов агрессии (нарушения мира).

Зарубежный опыт

Для выполнения перечисленных задач необходимы последовательный, продуманный, основанный на глубоком анализе учет разнообразных факторов и вариантов угроз стране на различных уровнях, а также выработка адекватных путей их парирования, соответствующих имеющимся ресурсам.

Применительно к кораблестроению это определяет актуальность исследований и разработки модульных вариантов кораблей и оснащения их самым разнообразным вооружением – ударным, противовоздушным, противолодочным, противоминным, противодиверсионным, поисково-спасательным.

Одна из важнейших нынешних проблем – создание морских систем с беспилотными, безэкипажными аппаратами, катерами, решающими задачи во всех средах как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и кораблями-носителями.

Отдельная проблема – развитие средств обеспечения безопасности морской границы в целом и береговых объектов в частности.

Подобные вопросы представляют интерес не только для ВМФ России, но и для военно-морских сил других стран. Они, в частности, обсуждались на заседании Главной группы по вооружению ВМС НАТО со странами-партнерами (NATO Naval Armaments Group – NNAG), состоявшемся в июне 2011 года в Санкт-Петербурге во время проведения 5-го Международного военно-морского салона (МВМС-2011). Так, при рассмотрении темы «Защита портов» были изложены итоги исследований Лиссабонского порта: на основе анализа 4000 сценариев угроз здесь удалось не только выявить восемь наиболее опасных источников рисков и 19 уязвимых элементов, но и предложить соответствующие меры безопасности.

Надо отметить, что в Североатлантическом альянсе своевременному реагированию на актуальные вызовы уделяется постоянное внимание. В блоке есть должность Верховного главнокомандующего по трансформации объединенных вооруженных сил (ВГКТ ОВС НАТО), которую с 29 июля 2009 по конец сентября 2012 года занимал представитель Франции генерал Стефан Абриэль (Stephane Abrial), а сегодня – также француз – генерал ВВС Жан-Поль Паломеро (Jean-Paul Palomeros).

В интервью во время последнего визита в Москву Стефан Абриэль определил трансформацию сил НАТО как работу по трем направлениям: создание стратегических разработок на перспективу, развитие военного потенциала, военно-образовательная подготовка. Все три направления развиваются на основе анализа опыта проведения учений и операций альянса, для чего функционирует специальная структура, находящаяся в Португалии. Центральный орган – Командование по трансформации (КТ) расположено в Норфолке. В целом его деятельность должна реализовываться в программе «Умная оборона» – достижение поставленных задач имеющимися средствами.

Перспективные подлодки

Бесспорно, наш Военно-морской флот обретет новое качество лишь благодаря широкомасштабному использованию достижений современной науки и внедрению новейших технологий. Высокая эффективность сил ВМФ должна определяться сбалансированностью как по задачам, так и по системам оружия.

В последние годы наблюдается положительная динамика в отечественном военном кораблестроении. По государственному оборонному заказу большей частью завершена разработка головных образцов и разворачивается строительство серийных кораблей почти всех классов. Расширяется военно-техническое сотрудничество. Улучшилось финансово-экономическое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса. Растут инвестиции в производство и в НИОКР. Пока еще рано говорить о том, что наступила ситуация, которая нас полностью устраивает и обеспечивает потребное развитие ВМФ. Но положительные тенденции налицо. Все больше предприятий заняты не вопросами собственного выживания, а конструктивной планомерной работой по созданию новых образцов военно-морской техники.

В настоящее время заканчиваются испытания головного стратегического ракетоносца четвертого поколения «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Спущен на воду и проходит государственные испытания второй ракетоносец – «Александр Невский». Строительство серии таких кораблей, которые составят в перспективе основу стратегических ядерных сил России, будет осуществлено в условиях объективных экономических трудностей, по так называемой ресурсосберегающей технологии, с использованием имеющегося обширного задела материалов, оборудования и большого накопленного опыта.

На ПО «Севмашпредприятие» готовится к испытаниям многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». При создании таких кораблей планируется осуществлять модернизацию в ходе серийного строительства, предусматривающую как повышение уровней основных ТТХ, так и сокращение стоимости.

Учитывая продолжительные сроки рождения новых АПЛ, специалисты ВМФ уже заняты вопросами формирования облика подводных лодок, которые придут на смену строящимся в настоящее время.

Недавно принята в состав ВМФ и проходит опытную эксплуатацию дизельная подводная лодка проекта 677 «Лада». Головной НАПЛ присвоено имя «Санкт-Петербург». Эта субмарина отражает современные тенденции мирового неатомного кораблестроения: наличие ракетного вооружения, многофункциональность, определяемая количеством выполняемых подлодкой задач, низкий уровень физических полей.

Перспективным направлением является разработка единых электроэнергетических систем с гребными электрическими установками (электродвижительных комплексов).

Использование систем полного электродвижения на кораблях позволяет повысить их маневренные качества, надежность и живучесть энергетических установок, уменьшить объем межпоходового обслуживания, расширить возможности агрегатного ремонта и на этой основе увеличить коэффициент напряжения в цикле использования боевых единиц, реализовать возможности для стандартизации и унификации элементов систем электродвижения кораблей различных классов.

Отсутствие непосредственной связи между первичными двигателями и движителями помогает выбрать оптимальные параметры тех и других и на этой основе оптимизировать экономические характеристики кораблей с электродвижением.

Нельзя не упомянуть такое инновационное направление, как задействование эффекта сверхпроводимости, позволяющего снизить массогабаритные показатели электрооборудования, увеличить передаваемую в системе электрическую мощность и уменьшить электрические потери. Тем самым увеличить эффективность использования корабельной электроэнергетики.

Многоцелевые боевые единицы

Среди новых надводных кораблей следует отметить фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350. В 2010 году на ОАО «Северная верфь» состоялся торжественный спуск головного корабля. Эти фрегаты станут одними из самых передовых боевых единиц в своем классе.

Закладка на ОАО «ПСЗ «Янтарь» фрегатов проекта 11356 демонстрирует эффективное использование полученного задела по экспорту кораблей для ВМС Индии.

Ведется активное серийное строительство корветов на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и ОАО «Амурский ССЗ». Так, на МВМС-2011 демонстрировался корвет «Сообразительный», который является вторым в серии кораблей типа «Стерегущий» проекта 20380. Он отличается от головного усовершенствованными характеристиками и вооружением, в частности новым зенитно-ракетным комплексом «Редут» вместо зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан».

На корвете предусмотрено размещение интегрированных систем главного командного и ходового командного пунктов. Широко использованы решения по снижению заметности: специальная форма корпуса и надстроек, сама надстройка выполнены из композитного материала, что является новшеством в надводном кораблестроении России.

Для пополнения Каспийской флотилии на ОАО «СФ «Алмаз» строится серия малых артиллерийских кораблей (МАК) проекта 21630 «Буян». Головной корабль «Астрахань» уже проходит службу, в настоящее время идут сдаточные испытания второго корабля этого типа – «Волгодонск». Планируется передать морякам еще три – пять МАК.

Для развития минно-тральных сил ВМФ на ОАО «Средненевский судостроительный завод» строится базовый тральщик проекта 12700 «Александрит» из композитных материалов, оснащенный современным противоминным вооружением. Для корпуса корабля была специально разработана новая технология на основе наиболее передового отечественного и зарубежного опыта строительства судов и кораблей из пластика.

В этом году для ВМФ РФ во Франции был заложен первый из двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», оборудованных самыми современными системами связи и управления. ДВКД – универсальные корабли проецирования военной силы и руководства действиями оперативных группировок. Головному кораблю присвоено имя «Владивосток».

В 2010 году принят на вооружение противодиверсионный катер. Спроектировали его специалисты нижегородского конструкторского бюро «Вымпел», а построен он был на верфи ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

В перспективе на 2013–2015 годы планируется начало создания нового корабля класса «эсминец».

Ведется проработка концепции авианосца, способного решать задачи во всех средах и не являющегося повторением ТАВКР (АВЛ) типа «Кузнецов» или АВМА «Нимитц».

Определяющими в облике новых кораблей для российского ВМФ станут их способности взаимодействовать с другими видами Вооруженных Сил и войск стран-союзников, массированно применять высокоточное оружие, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью (прежде всего по акустическому полю подводных лодок и в верхней полусфере – для надводных кораблей), по защите от средств воздушного нападения, высокая боевая устойчивость. На первый план выдвигаются также вопросы эксплуатационной живучести. При создании кораблей получают приоритетное развитие ракетные системы с вертикальным стартом и унифицированными пусковыми установками. Будет сделан качественный скачок к переходу на многофункциональные информационные системы, использующие неподвижные фазированные антенные решетки. Появятся новые средства радиоэлектронной борьбы, освещения надводной и подводной обстановки, боевые информационные управляющие системы нового поколения.

Таким образом, комплексный подход к строительству ВМФ России, заложенный в Морской доктрине и действующих перспективных программах, позволит отечественному флоту оставаться той реальной силой, с наличием которой считаются в мире, силой, стоящей на защите и отстаивающей национальные интересы, во многом обеспечивающей нашей стране статус великой державы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ванёк
    +1
    1 ноября 2012 07:26
    30 октября 1696 год, он тогда ещё знал что, - Российскому флоту - быть!

    Здравствуйте Вам каждому.
    1. 0
      1 ноября 2012 20:31
      И Вам не болеть ! Непонятно , такое чувство , что я эту статью читал в прошлом году на другом сайте . Это что перепечатка или плагиат ? Идет восхваление достигнутых результатов . а радоваться то нечему . Все что сейчас строится - это разработки еще с советских времен . Ничего нового , за исключением малотоннажного флота . Одними противодиверсионными катерами и корветами не навоюешь . Да и строительство такими темпами позволит в лучшем случае перевооружить Флот к 2025 году . А к тому времени чем воевать в случае чего ? В строю стоят корабли семидесятых и восьмидесятых годов прошлого столетия . Почему вместо того , чтобы награждать Горбачева высшим орденом России " Андреем Первозванным " , его не посадили за уничтожение ВМФ . Сколько АПЛ , кораблей , все авиа несущие крейсера были порезаны , затоплены , проданы . Резали лодки почти готовые на стапелях , которые толком не ходили в моря , также корабли . Мы сделали хорошо США и оставили Россию без Флота , и никто за это не ответил . А сейчас с помпой показываем по ТВ о спуске на воду катера или корвета , которым в ВМФ СССР даже имени не давали , а только номер из - за своей незначительности . Кроме боевого флота у нас нет ни спасательного , ни вспомогательного . Случай с " Курском " показал это . В советское время спуски водолазов на 120 метров было обыденном делом , а сейчас подвиг . выходят в Аденский залив корабли , а суда обеспечения одни и те же , других нет . Стыд и позор !
  2. выживший
    +3
    1 ноября 2012 07:49
    главное "ни быть? или быть?",этот вопрос не обсуждаем. главное "каким быть?"
    России нужен современный мощный флот. способный решать все поставленные перед ним Родиной, задачи!
    1. С_мирнов
      +6
      1 ноября 2012 10:03
      Общие слова и ничего более, Вы что всерьез думаете, что надо просто сказать "Быть Российскому флоту!" и он со звуком ЧПОК! появится? А откуда?
      http://www.amurshipyard.ru/?p=810
      http://www.krasnoetv.ru/node/11248
      http://igorbogdanov.blog.ru/126602611.html
      Чтобы строить флот, надо проводить государственную политику направленную на развитие судостроения и захват забугорных рынков, а мы сами Мистрали закупаем - оплачиваем труд заграничных рабочих и поддерживаем их развитие в судостроении.
      1. 0
        1 ноября 2012 13:03
        а мы сами Мистрали закупаем - оплачиваем труд заграничных рабочих и поддерживаем их развитие в судостроении.
        И продаем фрегаты Индии.
  3. ЯРЫЙ
    -1
    1 ноября 2012 07:51
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


    Ну вот те и здрасте приехали....
    По-моему это как-то матерно называется, когда заранее стелят что б "на спинку" лечь?
    1. Ванёк
      +1
      1 ноября 2012 08:01
      Цитата: ЯРЫЙ
      когда заранее стелят


      Как постелишь - так и поспишь.

      Приветствую Андрей.
      1. ЯРЫЙ
        +1
        1 ноября 2012 09:36
        С комприветом Иван!
        Не считаю привязку к взаимодействию с союзниками(с какими союзниками?) определяющей в проэкции развития нашего флота!

        Хай воны развиваются с привязками к нашему - то дюже добрэ будэ!
  4. Lavrik
    0
    1 ноября 2012 08:35
    "Одна из важнейших нынешних проблем – создание морских систем с беспилотными, безэкипажными аппаратами, катерами, решающими задачи во всех средах как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и кораблями-носителями". На мой взгляд, строящиеся и находящиеся на вооружении корабли. имея на борту ПКР с дальностью пуска на многие сотни километров, дальность обнаружения целей (радиогоризонт) имеют всего 20-40 км. Имеющиеся у нас 2 (?) вертолета ДРЛО Ка-31 имеют дальность обнаружения всего 100-150 км. Для того, чтобы иметь БПЛА с большей дальностью, надо иметь их солидного размера (базировать на авианосцах). А где они. И только израильтяне ведут какие-то работы по созданию БПЛА самолетного типа для фрегата.
    1. Sergh
      -1
      1 ноября 2012 09:45
      Очень интересно мне проект хотя-бы на картинке нового авианосца посмотреть. Что-то даже заинтриговали слегка.
      1. -1
        1 ноября 2012 09:59
        Стоит исходить из проекта "Ульяновска" и модульной технологии французов, думаю документальная база СССР осталась, поэтому творить будут на ее основе, иначе не успеем по срокам.
        1. Sergh
          +2
          1 ноября 2012 10:21
          Цитата: RETX
          творить будут на ее основе, иначе не успеем по срокам.

          Пардон, это кто вам и какие сроки отмерил? Их даже в планах не существует, не нисите ерунду, какой Ульяновск, какие Хранцузы ё-моё, дали денег и задание на обсалютно новый проект, который ещё надо десять раз защитить и утвердить, а то и внести исправление!!! Сроки..., хеть, ну скажите, право.
          Читайте статью:
          и не являющегося повторением ТАВКР (АВЛ) типа «Кузнецов» или АВМА «Нимитц».
          1. +1
            1 ноября 2012 12:50
            hi Главком языком трепал, у нас же в оборонке два типа людей: Обещалкины-заказчики и Васи-инженеры. Вот как раз первые говорили о 2020 и первом АВ. А сколько у нашей промышленности уйдет времени на проектирование абсолютно нового проекта такого масштаба? Французы строят Мистрали модулями шустро, ради этого их и купили. Ульяновск хороший исходник, я это имел ввиду. Над Горшковым ковыряемся туеву кучу лет, я даже не знаю как с чистого листа все делать будут...
            1. Sergh
              +3
              1 ноября 2012 15:18
              Цитата: RETX
              Обещалкины-заказчики и Васи-инженеры.

              Ну инженеров вы не трогайте, им что закажут, то они и делают, другое дело, когда заказывают: "сделай То-не знаю Что, ну ты сам знаешь...", а это у горе-генералов сплошь и рядом.
              Ульяновск совершенно ни хороший исходник, так-как проект начали в 1984-м году, а заложен в 88-м, бросить в воду хотели в 92-м (заметте, промежутки четыре года) и имел трамплин с 2-мя паровыми катапультами, которые в Северном Ледовитом не применяются, паровая видите-ли, перемёрзнуть может, это существенный минус в наших условиях. Вы представляете, проекту уже на днях 30 лет, вы его хорошим считаете, это уже мёртвый проект и если такой начнут выполнять, я буду очень огорчён, потому-что весь мир над нами будет просто ржать до украчки. Нам нужны как минимум эл. магнитные катапульты, как на новом Джеральд Форд.



              Где имеются все условия, не говоря уж о ДРЛО, самолёт который вполне можно подготовить к его выходу. Кста замечу, что Форда они начали с 2001-го, а изыскательские работы вообще с 97-го, а принять ориентировочно в 2015-м, так-что такие гиганты быстро не строятся даже в СШП хоть модульный, хоть ЛЕГО, как хотите назовите. Так-что забудте про свой Ульяновск, хоть он и был хороший, не спорю, но не рождённый, поезд ушёл и в грязь лицом нам никак нельзя, а сделать ещё круче Форда, такая у нас задача.
              А Мистраль-это пустотелая баржа, в принципе пусть будет. Инжинерам тоже с чего-то надо черпать свежего воздуха, так-что два штуки у Хранцузов, это мелочь, остальные два у нас, оправдают затраты.
              1. +1
                1 ноября 2012 16:15
                Инженеров я не трогаю, они жертвы идиотов.
                Так я его хорошим не считаю, он просто последнее, что строили из АВ. А Лего было бы не плохо laughing Согласен полностью с Вами
              2. +1
                1 ноября 2012 18:19
                в грязь лицом нам никак нельзя, а сделать ещё круче Форда, такая у нас задача.
                А может, для начала, хотя бы чуточку не круче Форда? А то опять лет 15 будем только проектировать, пока китайцы и индусы наши ТАВКРы осваивают. А там авианосец - это только первая проблема. Когда дойдет до авиакрыла - вообще офигеем от проблем.
                Тк что давайте без суеты. Ни к чему. Уже насуетились "впереди планеты всей"...
                1. Sergh
                  0
                  1 ноября 2012 18:30
                  Цитата: Ботановед
                  Тк что давайте без суеты.

                  Где-то так и надо, а проектировать начали ещё два года назад, в 10-м году, наверно через пару-тройку лет будет готово, я думаю.
                  1. 0
                    1 ноября 2012 21:21
                    Вашими бы устами...
  5. navijfiser
    +5
    1 ноября 2012 08:49
    Всё очень печально, корабли и лодки проектируем, а оружие? Приведу пример - Есть у нас концерн "Гидроприбор" основной разработчик морского подводного оружия, так вот с 1980 года ничего не разработал и не передал на серийное изготовление, возникает вопрос, о какой концепции кораблестроения идёт речь, если нет концепции развития морского подводного оружия? последние три года только идут политические интриги, а флот остаётся заложником ВПК. Обидно и противно! am
  6. +1
    1 ноября 2012 09:15
    Корабли обязательно строить надо много и хороших,но в доктрине ничего не сказано о содержании баз вне России.Ведь не будут же моряки рыбу удочками ловить рыбу и топливо из воздуха получать.
  7. +2
    1 ноября 2012 09:24
    Если не разворуют деньги на армию и флот то конечно построим и флот и армию вооружим.Да только с последними скандалами в МО в это мало вериться.Коррупция погубит Россию,если не ввести смертную казнь и конфискацию имущества у вора и родственников вплоть до третьего колена.
    1. 0
      1 ноября 2012 10:07
      Воровать будут от этого не уйти, в США еще хлеще воруют, но думаю денег хватит на все поставленные задачи recourse
      Я считаю, что они начали осознавать угрозу в отношении себя и воровать будут в другом месте... реалии этой страны, что поделать recourse
  8. +1
    1 ноября 2012 10:22
    Все это хорошо, но…недостаточно. Перед тем, как строить, хорошо бы провести историческуюпараллель «Условия, в которых предстояло возрождать флот после русско-японской войны, были необычайно сложны. Авторитет русского флота был растоптан. «Самотопы» и «цусимское ведомство» — это еще не худшие эпитеты, которыми общественное мнение награждало моряков после 1905 г. В законодательных учреждениях, от которых зависело выделение средств на строительство флота, господствовала твердая позиция недопустимости новых ассигнований без коренной реорганизации Морского ведомства и разработки им четкой программы развития флота, концепции комплексного военно-морского строительства. Было совершенно ясно, что воссоздание морских сил должно стать результатом хорошо продуманных взглядов на роль и место флота в системе обеспечения интересов государства, следствием глубоко обоснованных принципов тактического использования боевых единиц. В марте 1907 г. МГШ представил Николаю II «Стратегические основания для плана войны на море», в которых предлагались четыре варианта судостроительной программы в зависимости от финансовых возможностей страны Однако СоветГосударственной Обороны на заседании 9 апреля 1907 г. пошел наперекор воле царя. Члены Совета решили, что выделять почти миллиард рублей на восстановление флота, когда не были удовлетворены многие первейшие нужды армии, совершенно неприемлемо. Николай II пришел в ярость от сопротивления СГО и отказался утвердить журнал заседания — император был явно неравнодушен к вопросу восстановления флота».
    Неплохо также вспомнить и опыт использования внутренних резервов « Начало Добровольного флота относится к 1878 году, когда, ввиду угрожавшей войны, правлением Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству, в Москве, была впервые подана мысль о приобретении быстроходных пароходов и возбуждено ходатайство открыть для того повсеместно подписку. 11 апреля 1878 года разрешено учредить комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для этой цели суммы. Вслед за этим было напечатано приглашение к пожертвованиям, которые, в размере от копеек до ста тысяч рублей, стали поступать очень быстро; общая сумма их к 20 сентября достигла 3 млн. рублей с лишним. Деньги эти были употреблены на покупку первых трёх океанских пароходов: «Россия», «Москва» и «Петербург», вместимостью около 3 тыс. тонн каждый, приобретенных у Гамбургско-американского акционерного общества в Гамбурге. Они были приняты в состав военного флота. На случай войны Добровольный флот являлся, таким образом, действительным резервом, как судов транспортных, так и военных крейсеров. Во время Русско-японской войны суда Добровольного флота обеспечивали деятельность 2-й Тихоокеанской эскадры, а также помогали досматривать суда нейтральных государств. Во время Первой мировой войны суда Доброфлота опять были мобилизованы».
    Отсюда - выводы - не тянуть кота за хвост с финансированием боевых кораблей и рассмотреть концепцию судов "двойного назначения"
    1. Братец Сарыч
      0
      1 ноября 2012 11:26
      Какие суда двойного предназначения? О чем вы? Тут и с просто боевыми кораблями сплошные непонятки...
  9. Lavrik
    +1
    1 ноября 2012 10:54
    [
    Цитата: RETX
    Стоит исходить из проекта "Ульяновска" и модульной технологии французов, думаю документальная база СССР осталась, поэтому творить будут на ее основе, иначе не успеем по срокам.
    Если даже к концу 20-х годов (а раньше никак не получится) будет построен ОДИН авианосец, то, чтобы все корабли ВМФ могли получать и использовать информацию о целях с авианосца, они должны находиться в составе АУГ или вблизи нее. И этот ОДИН флот (АУГ) должен оперативно реагировать на угрозы как на Тихом океане, так и в Атлантике. Физически невозможно. Значит, нужно по 1 АВ на флот. А на ТОФ и парой не обойтись. И когда мы такой флот построим? И как будем обнаруживать цели до того как их построим?
    1. Rockets
      -1
      1 ноября 2012 12:17
      Цитата: Lavrik
      И этот ОДИН флот (АУГ) должен оперативно реагировать на угрозы как на Тихом океане, так и в Атлантике.

      Зачем вам АУГ? Что вы с ним делать будите? Кого воевать собрались?
  10. Братец Сарыч
    +1
    1 ноября 2012 11:22
    Читал и думал - что-то какой-то душок странный прет от статьи...
    Дошел до подписи и сразу стало понятно - очередной опус пенсионера для убаюкивания начальства...
    1. +4
      1 ноября 2012 12:17
      Согласен, статья набор стандартных цитат, ничего конкретного.
      Автор специалист немного в другой области (электронщик), неясно, что его сподвигло написать статью по данной тематике. what

      Родился в 1958 г. в Ленинграде.
      В 1980 г. окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова.
      Кандидат технических наук (1991).
      Старший научный сотрудник (1993).
      Доктор технических наук (2005).
      Профессор (2008)
      Служил на 21 Государственном центральном морском полигоне. С 1981 г. служил в Институте вооружения ВМФ, где прошел путь от мл. н. с. до начальника комплексного отдела. С 2001 г. - зам. начальника НИЦ оружия ЦНИИ кораблестроения и вооружения МО РФ, а с 2005 г. - заместитель начальника 1-го ЦНИИ МО РФ по научной работе. В 1991 г. успешно закончил адъюнктуру Военно-морской академии им. А. А. Гречко и защитил кандидатскую диссертацию. Участник разработки сложных комплексов системы морской космической разведки и целеуказания. Ведущий специалист в области проектирования, разработки и обеспечения боевой эксплуатации космических, авиационных и информационных систем ВМФ.
  11. Lavrik
    0
    1 ноября 2012 12:51
    Цитата: Rockets
    Зачем вам АУГ? Что вы с ним делать будите? Кого воевать собрались?
    И я о том же. Прочитайте внимательно мой комментарий: "Если даже к концу 20-х годов (а раньше никак не получится) будет построен ОДИН авианосец ...", который предлагал RETX, взяв за основу проект "Ульяновска". Я же вел речь о решении проблемы обнаружения целей на больших расстояниях.
  12. Lavrik
    +1
    1 ноября 2012 13:36
    Если уж речь зашла об основных направлениях развития флота, то вместо набора общих фраз и изложения (кстати не совсем точного) морской стратегии я мог бы предложить как минимум десятка полтора конкретных предложений по строительству Флота. Размер комментария заставляет меня ограничится двумя. 1. Обеспечение стратегической мобильности Флота требует, чтобы главной ударной силой ВМФ была морская авиация (МА). Поясню. Изолированность морских ТВД практически не позволяет сосредоточить на любом из флотов более трети корабельного состава ВМФ (скажем, конфликт с Японией, КНР). А ВСЯ МА в течение в течение нескольких дней может быть сосредоточена на Дальнем Востоке. 2. Средством, которое сможет обнаруживать цели на многие сотни и тысячи километров являются самолеты ДРЛО берегового и палубного базирования а также ДРЛО-разведчики. В качестве платформы для них могут быть использованы легкие (мини) авианосцы (АВ) с катапультным взлетом. На АВ будут базироваться 4 самолета ДРЛО (как на Нимитце) - остальные истребители - для ПВО АУГ и прикрытия МА. Вместо предполагаемого тяжелого "всесредного" АВ за те же деньги можно построить 3-4 легких (мини) АВ. Таким образом, в значительной мере решается проблема обнаружения целей на больших расстояниях и и значительное повышение ударных возможностей Флота.
    1. Rockets
      0
      1 ноября 2012 14:32
      quote=Lavrik]Таким образом, в значительной мере решается проблема обнаружения целей на больших расстояниях и и значительное повышение ударных возможностей Флота.[/quote]

      Не решается ни как .
      Нужно усиливать космос и тогда мы усилим ВС в целом, а не только ВМФ
      А это дешевле чем строить и содержать АУГ
  13. tambu
    0
    1 ноября 2012 14:12
    России нужно все строить с размахом. Путь который выбрала Япония в своем развитии технологий - тупиковый - уменьщать бесконечно элементы не получится чисто физически, а вот на счет увеличения....с короблями то-же самое - вот построили ГРКР "Москва" и все преимущество Турецкого флота в Черном море стало историей, а преимущество сил России стало существенным...и это только один корабль...до он большой и солжный, да он долго строится....но построить еще один такой для этого региона и все...преимущество многократное...
  14. tambu
    +1
    1 ноября 2012 14:13
    России нужно все строить с размахом. Путь который выбрала Япония в своем развитии технологий - тупиковый - уменьшать бесконечно элементы не получится чисто физически, а вот на счет увеличения....вопрос открыт

    с короблями то-же самое - вот построили ГРКР "Москва" и все преимущество турецкого флота в Черном море стало историей, а преимущество сил России стало существенным...и это только один корабль...да, он большой и солжный, да он долго строится....но построить еще один такой для этого региона и все...преимущество многократное...
  15. Lavrik
    0
    1 ноября 2012 14:59
    Цитата: tambu
    России нужно все строить с размахом.
    Выше уже рассматривался вариант: весь ВМФ вокруг одного АВ. Вот это размах!

    Цитата: Rockets
    Не решается ни как .
    Нужно усиливать космос и тогда мы усилим ВС в целом, а не только ВМФ
    А это дешевле чем строить и содержать АУГ
    Во-первых, космос (многие ИСЗ) нисколько не дешевле АВ. Во- вторых, в рамках развертывания континентальной и ЕвроПРО в США создано и еще будут принято на вооружение большое количество противоракет, способных уничтожить разведывательные ИСЗ. В военное время особенно рассчитывать на них не стоит.
    1. Rockets
      -1
      1 ноября 2012 18:27
      Цитата: Lavrik
      Во-первых, космос (многие ИСЗ) нисколько не дешевле АВ. Во- вторых, в рамках развертывания континентальной и ЕвроПРО в США создано и еще будут принято на вооружение большое количество противоракет, способных уничтожить разведывательные ИСЗ. В военное время особенно рассчитывать на них не стоит.

      Вы что такой наивный?!
      Если начнёте войну с США, вы не доживёте до боестолкновения флотов
      И всем уже будет глубоко пох у кого флот круче и до ИСЗ очередь уж точно не дойдёт...
      Внимание вопрос: И нах нам авианосцы, при таком раскладе???? Кого воевать ими собрались?
  16. +1
    1 ноября 2012 15:56
    Да, развалили страну, а вместе с ней и все остальное. Интересно и откуда они все повылазили ,из каких щелей? Вроде все получали одинаковые воспитание ,образование, в одной армии служили. Но один едет воевать в Чечню , подставляет свою голову, а другой в это время торгует оружием, помогая эту голову открутить. Не могу понять!
  17. +1
    1 ноября 2012 16:57
    Не хочется повторять прописные истины но вопрос о том каким быть флоту СССР а теперь России всегда стоял перед руководством страны и никогда толком решен не был т.к. линия развития флота всегда колебалась вместе с генеральной линией правящей партии и точкой зрения отдельных руководителей. Опять же, ВМФ это составная часть ВС страны а значит должна развиваться в соответствии с ее общей военной доктриной и с учетом состояния и возможностей ВПК и экономики в целом. Есть ли такая четко сформулированная военная доктрина у России сказать трудно, но судя по бесконечным метаниям в вопросах закупки вооружения и военной техники для ВС, в том числе и для флота, похоже, что такая доктрина отсутствует а следовательно отсутствует понимание какой флот нужен России и его место в общей системе ВС страны хотя бы на ближайшие 20 лет. Вот когда это будет четко сформулировано и подкреплено серьезными технико экономическими обоснованиями, тогда и станет ясно на каком этапе какой флот нужен России.
  18. Lavrik
    0
    3 ноября 2012 07:31
    Цитата: Rockets
    Вы что такой наивный?!
    Если начнёте войну с США, вы не доживёте до боестолкновения флотов
    И всем уже будет глубоко пох у кого флот круче и до ИСЗ очередь уж точно не дойдёт...
    Внимание вопрос: И нах нам авианосцы, при таком раскладе???? Кого воевать ими собрались?
    1. А зачем нам в таком случае вообще нужны ВС? 2. Даже если они нужны, то разрешите, пожалуйста проблему: корабль "видит" только на 20-40км и,следовательно, поражает цели на эту дальность, хотя его оружие способно поразить противника на многие сотни км Предложите свой вариант решения этой проблемы. Слабо?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»