Транспорт будущего: надрельефная платформа для российской армии

44
Транспорт будущего: надрельефная платформа для российской армии
"КамАЗ-5350" - один из основных автомобилей российской армии


Стало известно, что один из профильных институтов министерства обороны начал проработку концепции принципиально нового транспортного средства для армии – т.н. надрельефной платформы. Как ясно из названия, машина такого рода будет двигаться над землей, без контакта с поверхностью. Платформа будет отличаться повышенной подвижностью и проходимостью на разных местностях, что сделает ее удобным средством обеспечения армейской логистики, в т.ч. на переднем крае.



На уровне концепции


О проработке новых идей 27 ноября сообщило агентство ТАСС. Информация об этих работах поступила от неназванного источника в оборонно-промышленном комплексе. Официальные сообщения на этот счет пока не появлялись.

Сообщается, что новым проектом занимается Центр перспективного вооружения при 46-м Центральном научно-исследовательском институте Минобороны. Одной из главных задач этой организации является изучение и проработка перспектив развития систем вооружений, парка техники и т.д.

Источник ТАСС указывает, что текущая Спецоперация на Украине показала сложности в сфере логистики. Так, скорость перемещения людей и грузов оказалась недостаточной. Существующая автомобильная техника не успевает осуществлять перевозки с необходимым темпом.


Грузовик "Урал-4320"

В связи с этим 46-й ЦНИИ прорабатывает и развивает концепцию т.н. надрельефной транспортной платформы. Такая машина при помощи соответствующих движителей сможет подниматься над поверхностью земли и двигаться, огибая рельеф местности. Как именно будут решаться задачи подъема и движения, источник не рассказал. Технические особенности новой концепции не раскрываются.

При этом он отметил особый подход к вопросам эксплуатации. Несмотря на отрыв от поверхности, перспективная платформа не рассматривается в качестве полноценного авиационного комплекса. Система такого рода была бы дорогой, а также требовала бы обслуживания высококвалифицированным персоналом. Новая концепция предусматривает создание более простого транспорта со сниженными требованиями. Простота обслуживания и ремонтопригодность закладываются на уровне технических требований.

На данный момент проект находится на стадии проработки общей концепции, но работы будут продолжаться. После 2025 г. планируется построить и испытать опытный образец. Возможно, к этому времени Минобороны или источники в оборонной промышленности смогут раскрыть те или иные особенности как базовой концепции, так и реального проекта на ее основе.

Над поверхностью


Источник ТАСС рассказал только о существовании проекта и некоторых требованиях к перспективной платформе. Как именно планируется решать поставленные технические задачи, не сообщается. Тем не менее, очевидно, на основе каких схем и архитектур можно создать транспортное средство с желаемыми возможностями.


"УАЗ Пикап" в качестве носителя беспилотного комплекса

Новый проект предусматривает создание сухопутного транспорта, двигающегося над поверхностью земли, но без контакта с нею и без непосредственной опоры на нее. Именно по такому принципу работают суда на воздушной подушке – хорошо известный и достаточно распространенный класс транспорта. В целом они предназначаются для движения над ровными поверхностями, но способны и преодолевать некоторые препятствия.

Возможно применение и другой схемы. Надрельефная платформа может быть своего рода мультикоптером – летательным аппаратом с подходящей двигательной установкой и несущими винтами. При этом специфика ее применения позволяет резко ограничить высоту полета, но необходимо обеспечить высокую грузоподъемность. За рубежом уже создаются и испытываются образцы такой схемы, и подобная концепция, похоже, имеет право на жизнь.

В контексте полетов над поверхностью также следует вспомнить экранопланы. Подобная техника имеет определенные преимущества, хотя и сталкивается с объективными ограничениями. Из-за последних ее применение в сухопутной логистике, в т.ч. военной, не представляется возможным.

Габариты, масса, грузоподъемность и вместимость, а также ходовые / летные характеристики перспективной платформы неизвестны. Воздушная подушка или многовинтовкая схема позволяют создавать технику разной размерности с широким диапазоном рабочих характеристик. Очевидно, что требования к конкретному образцу армейской техники будут определяться с учетом потребностей войск, технических возможностей и иных факторов.


Десантные корабли на воздушной подушке пр. 12322. Этот принцип движения может пригодиться и на суше

Возможно создание легких беспилотных платформ для перевозки мелких грузов массой не более килограммов или десятков килограммов. Техника такого рода дополнит другие транспортные средства и известным образом расширит возможности логистической системы. Зарубежные опыты демонстрируют принципиальную возможность создания и эффективного применения таких БПЛА.

Также интерес могут представлять среднеразмерные машины с водителем / пилотом, способные брать на борт людей или сопоставимые грузы. Они станут дополнением для существующих автомобилей разных типов. Появление тяжелых образцов, заменяющих грузовики высокой грузоподъемности, маловероятно.

Перспективное направление


Таким образом, наша армия планирует развивать логистику и не исключает использование принципиально новых транспортных средств. На этот раз стало известно, что в систему перевозок в перспективе могут включить некую надрельефную платформу. Какой она будет, пока не известно. Но причины интереса к такой технике понятны – даже на уровне общей идеи она имеет определенные преимущества перед традиционной автомобильной техникой.

Главное преимущество гипотетической надрельефной платформы заключается в фактическом отсутствии ограничений по проходимости. В отличие от автомобиля, такой транспорт не зависит от состояния поверхности, ее несущей способности и рельефа местности. Возможно движение с требуемой скоростью и нагрузкой практически без ограничений, а кроме того, платформа не рискует застрять на бездорожье. Высокая проходимость и подвижность также являются дополнительным фактором повышения живучести.


Израильский экспериментальный БПЛА транспортного назначения AirMule / Cormorant UAV

Транспорт такого рода может использоваться для обеспечения перевозок на участках с плохими дорогами, в труднодоступных районах, на переднем крае и т.д. При этом в районах с хорошей сетью дорог по-прежнему могут использоваться автомобили. Кроме того, автотранспорт традиционного облика и надрельефная платформа должны дополнять друг друга на местности и решать общие задачи в разных условиях.

Тем не менее, при всех своих преимуществах, надрельефный транспорт имеет недостатки. В первую очередь, это общая техническая сложность, сказывающаяся на производстве и эксплуатации. Кроме того, возможно возникновение дополнительных технических рисков, связанных с новизной. В этом отношении суда на воздушной подушке или мультикоптеры заметно уступают автомобилям.

Армия может нуждаться в большом количестве новой техники, которое обеспечит выполнение задач во всех предполагаемых условиях. Запуск производства платформ с требуемыми темпами будет непростым и недешевым делом. Задача освоения техники в войсках тоже будет достаточно сложной.

Отдаленное будущее


Впрочем, говорить о результатах проекта пока рано. На данный момент он находится на стадии проработки концепции, а появление первого экспериментального образца ожидается не ранее 2025 г. У специалистов 46-го ЦНИИ достаточно времени для проведения всех необходимых исследований и формирования оптимального облика нового транспортного средства. Кроме того, за это время Минобороны сможет решить, стоит ли развивать подобную концепцию, или от нее следует отказаться по объективным причинам.

Вне зависимости от результата нынешнего этапа и дальнейшего развития событий, концепция надрельефной платформы представляет определенный интерес и может принести пользу. В ближайшие годы профильный институт оценит эти идеи, найдет способы их реализации и определит требуемые технологии. Даже если проект не продвинется дальше этих этапов, будут собраны необходимые данные и накоплен важный опыт для дальнейших разработок.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    29 ноября 2022 06:30
    Как именно будут решаться задачи подъема и движения, источник не рассказал. Технические особенности новой концепции не раскрываются.

    А чего тут думать. Все давно уже придумано. Берем простейший антиграв и к нему цепляем кузов от камаза, а в качестве двигателя используем обычную гравицапу. Вроде этой.

    p.s. Правда такая платформа не везде проедет. Объекты в антитентуре ей недоступны. Да и овраги она преодолевает с трудом. wassat fool
    1. +4
      29 ноября 2022 11:11
      в качестве двигателя используем обычную гравицапу. Вроде этой.

      Лучше более простую классическую модель. А то и с ней налажают. smile
      1. +3
        29 ноября 2022 13:25
        Неа! Эта гравицапа импортная. То ли иранская, то ли северокорейская, а может вообще флюкнутая. А моя - наша, импортозамещеннная, от НИИ нанотехнологий "Пыльвглаза" им. А.Б.Чубайса. drinks
        1. +2
          30 ноября 2022 01:16
          Неа! Эта гравицапа импортная.

          Так и есть. Плюканская, за 2200 чатлов. Оригинал 100 процентов:))
          1. 0
            4 декабря 2022 14:58
            У нас на сегодняшний день много КэЦэ. Можно импортные, даже турецкие гравицапы брать.
            1. 0
              4 декабря 2022 16:35
              У нас на сегодняшний день много КэЦэ.

              Когда много КЦ есть, их меняют на малиновые штаны и понты перед разными эцилоппами
              Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны,
              и передо мной и пацак должен 2 раза приседать, и чатланин ку делать,
              и эцилопп меня не имеет права бить по ночам. Никогда!
              1. 0
                10 февраля 2023 21:59
                Правительство на другой планете живёт, родной!
  2. +3
    29 ноября 2022 06:40
    т.н. надрельефной платформы

    фантазеры, китайские квадракоптеры не могут сделать-скопировать и ракеты для торнадо с гпс наведением negative
  3. +2
    29 ноября 2022 07:54
    Походу антигравитация наше всё laughing ждем космические плуги и аннигиляцию
  4. +2
    29 ноября 2022 08:40
    Мы пилили пилили и получили аналог американской подушки. А жрать и шуметь будет огого при никакой полезной перевозимой нагрузке.
  5. +1
    29 ноября 2022 08:55
    Я считаю, что надо вложиться в бульдозеры и грейдеры, которые будут за один проход разгребать дорогу по целине. Для форсирования рек - паромы, понтоны и мосты из быстровозводимых модульных конструкций. Металлические настилы для труднопроходимых участков.
    Если военные дороги будут извиваться соответственно рельефу, то их строительство будет быстрым и дешёвым.
    .
    Предлагаемые в статье решения - это средства распила бюджета с нулевым выходом. Это как путинские торсионные генераторы, делающими ненужной нефть, как оружие на новых физических принципах, как СОИ, наконец. Т.е. это диверсия агентов Запада, чтобы заставить потратить нас средства впустую и отвлечь от нужных проектов.
    1. 0
      29 ноября 2022 15:56
      Цитата: тоже-врач
      Это как путинские торсионные генераторы,

      Пожалуйста, поподробней и с ссылочкой.
      Или вы на длительный обзор Луны среагировали?
  6. +1
    29 ноября 2022 09:15

    Система "Y", железная дорога без мостов.
  7. 0
    29 ноября 2022 09:57
    Если цель такой платформы - перевозка грузов, то единственный вариант решения - это максимальное распределение площади опоры по всей площади, занимаемой платформой. Для прохождения сложного рельефа эта площадь опоры должна быть вариабельной. Вариабельность усложняет проблему привода. Раньше она была нерешаемой, но сейчас, когда появились электрические колёса - можно попробовать что-то сделать. В общих чертах - это должна быть платформа , с подошвой из независимых электроколёс , управляемых компьютером, с возможностью их быстрой замены при поражении противопехотными минами.
    По идее эти катки должны управляться с помощью электронной системы, сканирующей рельеф, и учитывающей скорость и направление движения.
  8. fiv
    +3
    29 ноября 2022 09:58
    Надо развить двигателестроение - от мотодвижка до судового дизеля чтобы не было пустых мест. А то летающие сапоги скороходы, а двигло импортное.
  9. +1
    29 ноября 2022 10:35
    надрельефная платформа

    а кто сказал что для подобной техники нельзя сделать мину?
  10. 0
    29 ноября 2022 11:23
    Всё правильно. Прорабатывать нужно начинать уже. Может не самый удачный момент, с другой стороны в такое время всё быстрее движется, и приходят яркие нестандартные решения.
  11. +4
    29 ноября 2022 11:45
    Пиление гос-бабла - очень интересный вид спорта. И совершенно безопасный.
  12. 0
    29 ноября 2022 12:17
    Вряд ли это будет "воздушная подушка" , слишком громоздко и тихоходно , есть ограничения по высоте и типу рельефа.
    Я бы поставил на циклолет или мультикоптер в качестве платформы - в варианте средней грузоподъемности и внешнего управления (например через ретранслятор) или директивного управления , в котором аппарат большей частью автономен в полете ,ориентируясь по спутниковой карте и средствам спутниковой навигации. Прежде всего устройство как концепт было бы интересно мультисредностью (над сушей,над морем,при необходимости на какой-то период значительно выше поверхности в воздухе) и высокими (относительно) скоростями. Это невероятные тактические возможности . Максимальную грузоподъемность я бы обозначил как ~300-400 кг. В этом диапазоне лежит вес от трех до четырех эвакуируемых солдат . Эвакуация раненых и подвоз специалистов а также доставка среднего веса тактических грузов - вот по сути и все задачи такой платформы. Касательно дистанций - я бы оценил по максимуму как ~ 100 км. в один конец. Большая автономность потребовала бы больших размеров - а они и без этого будут значительными. Автономность же внутри этого значения позволит устройству работать на электродвигателях и быть в целом более компактным ,предсказуемым и менее шумным. К тому же я не рассматриваю это средство в качестве "инструмента дальнобойщика" - это инструмент ближнего тактического снабжения.

    Если смотреть по минимальной границе то ~200 кг веса (эвакуация 2х солдат) , ~40-50 км. в один конец.
    Меньший аппарат будет фактически "возить сам себя" .

    Средство прежде всего интересно способностью ближнегои среднедистанционного снабжения и эвакуации . Для большей грузоподъемности и тем более перевозки более чем 3-4х солдат в данный момент коптер сомневаюсь что подошел бы т.к в этой нише он уже начинает конкурировать по свойствам и цене с вертолетами .
  13. 0
    29 ноября 2022 12:39
    Главное преимущество гипотетической надрельефной платформы заключается в фактическом отсутствии ограничений по проходимости.
    Чтобы так было, нужно двигаться не над рельефом, а независимо от рельефа, т.е на высоте, превышающей хотя бы деревья (а тогда уже по фигу высота над рельефом, в овраги нырять не имеет особого смысла даже в плане маскировки, только топливо тратить). Исходя из этого, применить можно только крылья или винты, т.е речь идет об авиации.
    И, тогда, главное свойство этой платформы - прожорливость. Следовательно, у нее очень ограниченный круг задач и радиус действия, иначе все топливо в армии будет уходить на нее.
    Ну, и что это может быть? Ради чего стоит сжигать столько топлива? Доставка боеприпасов удаленно (может быть в локальном окружении) действующим частям и вывоз раненных.
    Т.е небольшие по габаритам беспилотные средства с вертикальным взлетом и посадкой грузоподьемностью 100, 400 кг.
  14. 0
    29 ноября 2022 12:53
    " а кто сказал что для подобной техники нельзя сделать мину?"
    - мину можно сделать против всего, даже против низколетящей техники уже есть.
    Смысл платформы - в способности снабжать позиции на передовой , не привязываясь к дорогам.
  15. 0
    29 ноября 2022 12:56
    надрельефная платформа

    Очередной «РосПил». Всё уже давно придумано, причём в разных вариантах:

  16. 0
    29 ноября 2022 13:22
    Я понял - это будет дискорама (Алекс Орлов)! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!..
  17. 0
    29 ноября 2022 16:02
    Стало известно, что один из профильных институтов министерства обороны начал проработку концепции принципиально нового транспортного средства для армии – т.н. надрельефной платформы.

    Кому стало известно?
    Какой институт?
    Ссылка на источник?

    Короче - вброс!
    Автору нечего писать было.
  18. +1
    29 ноября 2022 19:03
    Вместо таких прожектов готов (как человек с дивана ) дать задание:
    1. Запуск серийных мостов по 9-10тн
    2. Серийный запуск дизеля для грузовика 500-750 лс
    3. Запуск АКПП с перевариванием момента д 3000НМ
    4. Производство бронекабины серийно
  19. 0
    29 ноября 2022 23:18
    "Отдаленное будущее"... Расходимся. Для некоторых в зоне СВО фраза: "дожить бы до "завтра"...- не пустой звук...
  20. 0
    30 ноября 2022 10:15
    Вспомнил дропшипы из звездного десанта laughing
    1. 0
      5 декабря 2022 22:59
      Помнится 10 лет назад нам рассказывали про летающие танки на новых физических принципах...
      Вторая серия пошла ныне видно.
  21. +1
    30 ноября 2022 22:11
    Неплохо неплохо. Новый попил бюджета. Ещë ЗиЛы 131-ые с шишигами в армии эксплуатируют, а тут ”надрельефная платформа”. В этой стране никогда ничего не изменится fool
  22. -1
    5 декабря 2022 21:36
    Стоило мне тут пару раз помянуть 46-ой институт МО, как вот сразу он вышел из тени, то бишь из гостайны.
    Но давайте спросим, а что его доктора и кандидаты наук делали до сегодняшнего дня? Как они продвигали и развивали военно-техническую мысль до этого в свете результатов на сегодня СВО?
    Херани-шохедов нам подарили иранцы, как самое эффективное оружие против бандеровцев.
    Артиллерию до СВО мы старательно забросили и гнобили. А сейчас вот резко вспомнили и засуетились. Так как сейчас это основное средство ведения необъявленной войны. Однако делать, кроме как пушки из 60 годов прошлого века, мы не можем. Да и те не все. А уж современные системы расчёта наведения орудия, это как ядерный реактор у железного человека, можно увидеть только в мультиках западного кинематографа.
    И вот эти доктора наук военно-технической мысли, вдруг сейчас всю правду расскажут нам о супер-пупер оружии победы?
    Весь институт нужно отправить к сереже носову в гости. Без погон. В магаданский край, где он таежный прокурор, то бишь губернатор. Пусть там пилят.
  23. 0
    18 декабря 2022 12:29
    Возможно мои мысли по этому поводу это мысли ренегата, однако
    1. Использование массово квадрокоптеров как средства доставки это утопия в ближайшей перспективе поскольку даже аналоги мавиков в должном количестве отечественных не наклепали, а транспортные, логистические задачи чтобы решить потребуется на 3-4 порядка БПЛА больше. ( экономически просто бред, даже при технической реализуемости)
    2. БПЛА если это будут разные виды дирижаблей какую то нишу занять наверное могут...
    3. Еще работы в СССР убедительно доказали , что транспорт на воздушной подушке это крайне нишевое решение из-за его дороговизны.
    4. И удивляет и не удивляет вообще постановка проблемы и направления ее решения : Проблема: "Спецоперация на Украине показала сложности в сфере логистики. Так, скорость перемещения людей и грузов оказалась недостаточной. Существующая автомобильная техника не успевает осуществлять перевозки с необходимым темпом."
    А способ решения : "Создание вундервафли "
    При этом за скобками остается центральный вопрос - скорость и своевременность доставки это на 99% вопросы организации снабжения -по сути вопросы организации армейской логистики. А это как вопросы наличия интегрированной системы управления полем боя и как ее подсистема -система логистическая, частью которой является транспорт, например специальный. Но ясное дело орг вопросами заниматься не дадут и да и скучное это дело:).
    То что люди займутся интересной темой, возможно проведут НИР, может не слишком нужный, но полезный для их развития считаю даже полезным. Тут много денег не потратишь, надеюсь. Выскажу даже еретическую мысль: пусть молодежь занимается даже глупостями, но набирает опыт... Все лучше чем ничем не занимается, быть без темы, развития. Деньги просто сожрет инфляция, партнеры очередной раз заморозят счета, их никогда у нас не будет денег...
  24. 0
    8 января 2023 04:12
    Вроде и не первое апреля.... Или вирус британских учёных заразен?
  25. 0
    18 января 2023 12:18
    Реактивный двигатель на платформу, а всю тягу перенаправят вниз под углом. Вот и взлетит у вас над поверхностью хоть джакузи.
  26. 0
    4 февраля 2023 15:18
    Вроде бы не 1 апреля сегодня. И вот в связи с СВО идёт разработка дрона-огибателя поверхности. Лучше бы просто хороших бронированных грузовиков заказали с цифровой связью и навигатором через ГЛОНАСС.
  27. 0
    14 февраля 2023 21:45
    Самая простая и дешевая надрельефная платформа, аэростат на веревочке.
    Днем открыто можно доставлять грузы в приграничные районы, любым транспортом, даже легковым автомобилем по открытой местности.
    Ночью в безветренную погоду любым колесным тягачом можно скрытно перебрасывать танки и прочие тяжелые грузы вообще не напрягаясь. Даже тяжелый коптер можно для этого приспособить. При попутном ветре вообще сама долетит, даже энергию затрачивать не придется))
    Есть еще куча разных идей, может кто передаст это эффективным "распильщикам"
  28. +1
    17 марта 2023 13:23
    Вся концепция вписывается в несколько пунктов,как цена,простота ,надежность и долговечность.У нас пошли по якобы защищенным вариантам.Результат-КАМАЗ из импортных-сдох.УРАЛ не поддержали.К татарам вообще вопросов много.Судя по всему схема лоббирования своих шкурных интересов в Москве у них поставлена не поток.Но проблем в том,что их интересы наносят вред как безопасности,так и в войне.Давно проверенная модель УРАЛа была изначально фактически уничтожена...И только сейчас одумались..А не пора ли кое кого немножко снять и кое кого немножко расстрелять?Мнимая забота о безопасности военнослужащих вылилась в создании дорогих мертвых машин и как результат-полное отсутствие в достаточно количестве автомобилей...Развели и Верховного и МО как лохов..а теперь расплачиваемся жизнями ребят...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»