Military Review

Yugoslav "relatives" Kalashnikov assault rifle

14
This article will try to start a very large series of materials on arms, which is made by analogy with the Kalashnikov assault rifle or it was based on this type of weapon. Immediately it should be noted that there will be samples of weapons that outwardly can have a lot of differences from the original AK, this can be explained at least by the fact that, taking the Kalashnikov assault rifle as a basis, some designers in the process of developing weapons turned the other way than Soviet gunsmiths , but nevertheless the ancestor of the result of their work was still the AK, because they, too, can not be overlooked. Articles will describe the weapon, focusing on the countries in which it was produced or produced. For some countries will be devoted to individual articles, such as this article devoted to the Yugoslav "Kalashnikov assault rifles." Other articles will contain information on several “multi-national” samples at once, if there are not so many of them, in order to get by with one country in one article. In general, let's go.


It all started with the fact that at the beginning of the 60-ies in the Socialist Federal Republic of Yugoslavia, they launched the production of Kalashnikov assault rifles under a license obtained from the USSR. Immediately this weapon was commissioned by the army under the designation МХNUMX. However, the original sample did not completely satisfy everyone and literally within a year a list of “improvements” was created that it would be nice to introduce in this weapon. The designers of the city of Kragujevac took up the modernization of the Yugoslav Kalashnikov machine gun. As a result of their work, two versions of the M64A and M64B weapons appeared at once, which differed among themselves by a fixed wooden butt and a folding butt down and forward, respectively. From the original Kalashnikov assault rifle, only minor details distinguished them. First of all, the M64 received a pistol grip in which the angle of inclination was changed, and there were also grooves for the fingers of the shooter. Changes undergone a fixed butt, which changed the angle. The forearm of the weapon began to have three holes instead of two, that is, we can talk about a number of minor cosmetic changes. However, in addition to this, the hands of the Yugoslav gunsmiths reached out to the guts of the weapon, although very shallowly. Was upgraded site selection of powder gases from the barrel, which has become fully closed. This was done so that the so-called rifle grenades could be used in the weapon, which were “put on” on the weapon's barrel, and set in motion by the idle cartridge. An additional sight was also mounted on the weapon for using such grenades. Standard sighting devices, however, were also different from the Soviet-style automatic rifle and had a number of advantages that completely covered the disadvantages due to the placement of sighting devices. In general, on the photographs of this weapon, everything is clear without further ado.

Despite all the innovations in the versions of the M64A and M64V, these samples have not been put into service. The reason for this was that the sights could not ensure the normal accurate firing at the distances most accessible to weapons, the new convenient pistol grip was not as comfortable as expected. In addition, in these samples the receiver was made by milling, which made the cost of the weapon very high. In other words, this weapon remained only in prototypes, but still the work of the designers was carried out not in vain, as the M64A and M64V became the basis for the next modernization, which this time could replace the M64 in service with the army of the Soviet Federal Republic of Yugoslavia.

The following modification received the name М70, in addition, there was an option with the MNNXXa folding butt. The weapon received aiming devices completely similar to those used in the Soviet AKM. In addition, from the previous attempt to upgrade the M70 weapon, it was possible to use over-caliber grenades, that is, the extraction of powder gases could be completely blocked, and there were also folding aiming devices for these munitions. The pistol grip of the weapon was replaced with a plastic one instead of a wooden one. All this was implemented in the models M70 and M70A, but this was not all that was needed to do for this weapon. First of all it was necessary to reduce the cost of automata, while not losing in their reliability and durability. To be fair, it should be noted that even before the M70 there were modest attempts to introduce into the weapon barrel boxes made by stamping, but all of them were unsuccessful and are not noted anywhere. But in the M70 finally managed to solve this problem and the weapon was really very cheap compared to previous samples.

Thus, it can be said that this was already the second branch of evolution in 70 models. It was these samples that were modernized in the second circle and became those that were most prevalent in the army. They were given names for a long time without further thinking: М70В1 with a fixed butt and М70AB with a butt folding under the weapon. In addition to the obvious improvement in the form of new sights and reducing the cost of weapons through a stamped receiver, the weapon also received another very useful addition in the form of mounting optical and night sights, before that there was no possibility to install additional sights. In addition to the option of weapons for the army, on the basis of these machines, the civilian version of the weapon was developed, which differed only in the absence of the possibility of automatic fire, although in capable hands the machine became full-fledged again, but nobody needed it. The civil autoloading version was named Zastava M70 and earned quite good reviews from the owners.

Thus, the army of the Soviet Federal Republic of Yugoslavia received a reliable, simple and unpretentious version of an automatic rifle chambered for 7,62x39. Dimensions of the version of the weapon with a folding butt of the M70AB were 900 millimeters and 640 millimeters with the folded and unfolded butt, respectively, the barrel length was standard 415 millimeters. The weight of the weapon was equal to 3,75 kilogram. The machine was fed from detachable box stores with a capacity of 30 cartridges, had an automatic fire rate of 620 shots per minute, the effective range of the weapon was 500 meters, and the speed of a bullet at the muzzle was 720 meters per second. The version of the machine with a fixed butt differed only in greater weight, equal to 3,8 kilogram, length - 900 mm.

But you won't be fed up with one machine gun, the army needs another weapon, for example, a self-loading sniper rifle. Once Kalashnikov offered his version of a sniper rifle at the base of the machine gun, but the weapon did not pass in the Soviet Union, but Yugoslavia nevertheless decided to take a chance and launch a similar sample into the series, relying on the readiness of production to start production of this weapon, and not on characteristics sniper rifle. The new sniper rifle was designated the M76, and its operation was based on the principle of operation of automation on the extraction of powder gases from the barrel, and the barrel bore itself was locked when the bolt was turned to two lugs. Despite the fact that this weapon even externally is a Kalashnikov assault rifle, deprived of automatic firing, it was not possible to achieve full identity. The fact is that the M76 sniper rifle uses the 7,92x57 cartridge, and this led to the fact that the weapon, unlike the Kalashnikov assault rifle, had to make a longer box, respectively, its lid, as well as a tube for removing powder gases. In consequence of this, cheapness in the production of which was expected to be achieved was not, although the weapon still had an advantage in cost over samples that would have had to be produced "from scratch". The barrel of the rifle was 550 millimeters long, there was a right-side 4 rifle with millimeters 240 pitch in the barrel, a flame arrester was installed on the muzzle, which was very similar to the similar element of the SVD. The total length of the weapon was 1135 millimeters, the speed of the bullet at the muzzle was 720 meters per second, it is noteworthy that the weight of the rifle was only 3,97 kilogram, which is slightly more than the machine gun on the basis of which it was made. Meals were supplied from a detachable magazine with a capacity of 10 cartridges. The rifle has open sector sights that allow firing at distances up to 1000 meters. The truth here is to make a reservation that the "firing" and "fall" concepts are slightly different. In addition to them, on the left side of the weapon there is a dovetail mount for mounting optical sights. The standard sight for a weapon is the 4x multiple optical sight. Instead of a flame arrester, a silent shooting device can be installed, there is also a mount for a bayonet. The author of this weapon is Bozhidar Blagojevich, although many argue that this rifle was copied from a Kalashnikov rifle. We will not take a side in this matter, since everything is conditional, moreover, the M76 has been adopted and is still in use, but the Kalashnikov version of the sniper rifle can only be seen in the form of a prototype.

Thus, it was possible to obtain two samples for different purposes from the purchase of one license, but this is not yet the limit. In addition to weapons for his army, it was decided to supply weapons for export. New samples with the names М77В1 with a fixed butt and М77АВ1 with a folding butt for 7,62x51 cartridges received new direct stores with a capacity of 20 cartridges, respectively, new barrels, otherwise they remained the same Kalashnikovs. A rather interesting point was that the export versions had trunks of much higher quality than those produced for their own needs. Despite the fact that the weapon was quite good expectations, it did not meet. The ammunition turned out to be completely different from that with which it was possible to work comfortably in a weapon with such an automation scheme without its modernization, which was not produced naturally. As a result, the accuracy of fire was no when firing a burst, although in firing single shots, the results were good. In addition, these machines had a lower resource of work than the options under 7,62x39, which, of course, also affected the low popularity of weapons. However, it was possible to recoup their development and production of weapons, so they did not remain in the red.

Since we started talking about weapons for export, then we break the chronology and immediately analyze all the samples. It was reasonable to reason that the reason for not the highest success of export machines in the cartridge, it was decided to adapt the weapon for 5,56, so there were samples with the names M80 and M80А, with a fixed and folding butt, respectively. These automata differed from their progenitor with an elongated barrel, up to 460 millimeters, which made their maximum length equal to 985 millimeters, and for a sample with a folding butt the minimum length 725 was millimeters. In all other respects, they were completely analogous to the M70. This version of the weapon was “eaten up” with joy, although there remained complaints about the quality, which almost completely disappeared with the advent of the М90 and М90А models, which, thanks to the use of modern technologies and equipment, made it possible to achieve greater quality at minimal cost. The weight of the samples with a folding butt is equal to 3,55 kilogram, the weight of models with a fixed butt is equal to 3,6 kilogram. In addition, a compact version of the Yugoslav Kalashnikov assault rifle was also created for the 5,56 cartridge, which is an analogue of AKS74U. This sample was named M85, it has a folding butt. Its length with the butt spread out is equal to 760 millimeters, with folded 500 millimeters. The length of the barrel is 254 millimeter. Weight - 3,1 kilogram.

The compact version of the weapon was also created for 7,62x39 cartridges, already for internal use. This sample is powered by detachable magazines with a capacity of 30 cartridges, has a length with a butt of 800 of millimeters unfolded, with a folded 540 of millimeters. The length of the barrel of the weapon is 254 millimeter. Known sample under the name M92. The weight of the weapon is 3,1 kilogram.

But that's not all. In 2004, the Serbian machine gun M21 appeared, which was also made in the image of the Kalashnikov assault rifle. At this time, the weapon has already been created on the basis of the cartridge 5,56х45, and this ammunition was chosen, most likely for political reasons. Machine M21, is a weapon, which tried to take into account the entire experience of previous developments. The machine is equipped with a folding butt, the option with a fixed butt does not exist, in the folded position the butt does not interfere with firing from a weapon. The open sights were changed, the opportunity to install additional sighting devices on a removable picatinny-type bar appeared. The pistol grip of the weapon was changed, the flame arrester was changed, the switch of fire modes was duplicated on the left side of the weapon in the form of a small lever convenient for switching with the thumb of the right hand without changing the grip of the weapon. On the right side of the machine, this control remained the same as the Kalashnikov machine gun. Plastic has found wide use in weapons, which in general has reduced the weight of the M21. Machine M21 has the ability to install 40-mm grenade launcher, in case of its use on the butt is put on a rubber "Shoe".

For internal use, the 3 version of the weapon is manufactured: М21 with a long barrel of 460 millimeters, М21S with a barrel length of 375 millimeters and M21C with a barrel length of 325 millimeters. Otherwise, this weapon is completely the same. Also available version M21SB for export. It differs from other models by a butt, a handle for carrying a weapon, as well as a fixed picatinny-type mounting strap. At the moment, М21 is in service with Serbia, Montenegro and Macedonia. Say what you like, but in this case, the designers did a great job, by following their own path of development they managed to make an alternative version of the Kalashnikov assault rifle. And let it “not ours”, but even glancing at him you can easily recognize the progenitor, who is known throughout the world.

These are the variants of the Kalashnikov assault rifle, first created in Yugoslavia, and then Serbia. Before embarking on commenting on the article, I would like the idea that the weapon does not influence the policy, but on the contrary it is quite possible. I would also like to see whether the continuation of a series of articles about relatives of Kalashnikov assault rifles is necessary, maybe something is missing in the articles or something superfluous. And this article, so to say "pilot series", so do not hit hard.


Yugoslav "relatives" Kalashnikov assault rifle





Author:
Photos used:
weaponland.ru
14 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. andrey9031
    andrey9031 2 November 2012 08: 12 New
    -3
    Recent series, the same AK-12
  2. Borz
    Borz 2 November 2012 09: 46 New
    +3
    In general, the article is good, thank you. About the possibility of launching grenades (trombones): I read the recollections of our volunteers who fought in Yugoslavia in the 90s. So, really, the yugas used trombones very widely. It is not surprising that their designers immediately donated their clone of this opportunity.
  3. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 2 November 2012 13: 18 New
    +2
    hmm, I found out some pictures ... in the news about Africa ... they mean there were with Yugoslav Kalash, thank the author a lot, I saved the article
    1. Sanches
      Sanches 2 November 2012 13: 26 New
      +1
      there are Yugoslav Kalash even in Iraq ("Outposts")
      1. scrabler
        2 November 2012 14: 02 New
        +4
        The Hungarian Kalashnikovs are more widespread, but about them in the next article. thank you for rating soldier
        1. Норд
          Норд 2 November 2012 15: 15 New
          +2
          Beat the author absolutely nothing. In addition to gratitude and wishes to continue my reviews of weapons, I personally have no other suggestions. I always read your articles with interest. Successes.
  4. Kir
    Kir 2 November 2012 14: 49 New
    +2
    The article and the author himself are a huge plus! and a wish or request in more detail if you can cover issues such as optics, bayonet knives, etc., in short, cover as much as possible the entire "set"
  5. Comrade1945
    Comrade1945 2 November 2012 22: 02 New
    0
    You know, but I just can't stand it when such weapons are disfigured fool
    1. Sanches
      Sanches 3 November 2012 12: 23 New
      +2
      in the USSR and then Russia, the holy of holies was also “mutilated”, so we got a whole family of Kalash. This "ugliness" is usually called "refinement", "modification", "improvement", and leads to overall progress.
  6. crambol
    crambol 2 November 2012 22: 40 New
    0
    Question to the author and specialists. Increase opt. is a 3,5 -4 sight at a distance of 1000 m is enough, or is there simply no optics of greater magnification?

    Per article plus.
    1. Alex 241
      Alex 241 2 November 2012 22: 45 New
      +5
      The increase in magnification complicates aiming, even tremor of the hands will affect.
      1. crambol
        crambol 2 November 2012 22: 55 New
        0
        Thank. I'll know.
        1. Alex 241
          Alex 241 2 November 2012 22: 56 New
          0
          Not at all. Was glad to help.
      2. Kibb
        Kibb 4 November 2012 14: 26 New
        0
        Absolutely correct
  7. Kibb
    Kibb 4 November 2012 14: 24 New
    0
    Kril, thanks as usual. Not even looking at the fact that all these weapons are well known, you still open some points, thanks again and look forward to continuing. Surely there will be Hungarians, GDR, Finns, Izrailets, Chinese. I am pleased to read
    1. Kibb
      Kibb 4 November 2012 14: 44 New
      0
      I am sure that I will find a new one about my GALATZ, to be honest, I finally saw the author who understands the shooter - do not be confused FORWARD AND SONG.
  8. Sorokin
    Sorokin 23 January 2013 00: 49 New
    0
    And here is the Bulgarian clone. Not a bad machine. Little was left of the original there. Easier, more crowded .... Ours are now strongly with the Bulgarians cursing about the subject of a license.

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Этой статьей попробуем начать очень большую серию материалов, посвященных оружию, которое выполнено по аналогии с автоматом Калашникова или же в его основу был положен этот образец оружия. Сразу нужно отметить, что будут встречаться образцы оружия, которые внешне могут иметь очень много отличий от оригинального АК, это можно объяснить хотя бы тем, что, взяв за основу автомат Калашникова, некоторые конструкторы в процессе развития оружия поворачивали в другую сторону, нежели советские оружейники, но тем не менее родоначальником у результата их труда все-равно был АК, потому их тоже нельзя обойти вниманием. Статьи будут описывать оружие, ориентируясь по странам, в которых оно производилось или производится. Для каких-то стран будут посвящены отдельные статьи, как, например, данная статья, посвященная югославским «автоматам Калашникова». Другие же статьи будут содержать в себе информацию сразу по нескольким «разнонациональным» образцам, если их не так много, чтобы обойтись одной страной в одной статье. В общем, поехали.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаНачалось все с того, что в начале 60-х годов в Социалистической Федеративной Республике Югославия наладили выпуск автоматов Калашникова по лицензии, полученной от СССР. Сразу же это оружие было принято на вооружение армии под обозначением М64. Тем не менее, оригинальный образец не удовлетворял полностью всех и буквально в течение года был создан список «улучшений», которые было бы неплохо ввести в данном оружии. За модернизацию югославского автомата Калашникова взялись конструкторы города Крагуевац. В результате их работы появилось сразу два варианта оружия М64А и М64В, которые отличались между собой фиксированным деревянным прикладом и складывающимся прикладом вниз и вперед соответственно. От оригинального же автомата Калашникова их отличали лишь незначительные детали. В первую очередь М64 получил пистолетную рукоятку, в которой был изменен угол наклона, а также были проточки под пальцы стрелка. Изменениям подвергся фиксированный приклад, в котором поменяли угол наклона. Цевье оружия стало иметь по три отверстия вместо двух, то есть можно говорить о ряде незначительных косметических изменений. Однако помимо этого руки югославских оружейников дотянулись и до внутренностей оружия, правда, совсем неглубоко. Был модернизирован узел отбора пороховых газов из канала ствола, который стал полностью закрываемым. Это было сделано для того, чтобы в оружии можно было использовать так называемые винтовочные гранаты, которые «одевались» на ствол оружия, а в движение приводились холостым патроном. Также на оружие устанавливался дополнительный прицел для использования таких гранат. Стандартные же прицельные приспособления также были отличны от советского образца автомата и обладали рядом преимуществ, которые полностью закрывали собой недостатки из-за размещения прицельных приспособлений. В общем, на фотографиях этого оружия все понятно без лишних слов.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаНесмотря на все нововведения в вариантах автомата М64А и М64В, на вооружение эти образцы так и не поступили. Причиной тому стало то, что прицельные приспособления не могли обеспечивать нормального точного ведения огня на максимально доступных для оружия дистанциях, новая удобная пистолетная рукоятка оказалась не такой удобной как ожидалось. Кроме того, в этих образцах ствольная коробка изготавливалась фрезеровкой, что делало стоимость оружия очень высокой. Другими словами, это оружие осталось только в опытных образцах, но все-таки работа конструкторов была проведена не напрасно, так как М64А и М64В стали основой для следующей модернизации, которая на этот раз уже смогла заменить собой М64 на вооружении армии Советской Федеративной Республики Югославия.


Югославские "родственники" автомата КалашниковаСледующая модификация получила имя М70, помимо этого, имелся вариант со складывающимся вниз прикладом М70А. Оружие получило прицельные приспособления полностью аналогичные тем, которые использовались в советском АКМ. Помимо этого от предыдущей попытки модернизировать оружие М70 досталась возможность использовать надкалиберные гранаты, то есть отвод пороховых газов мог полностью блокироваться, а также имелись складывающиеся прицельные приспособления для этих боеприпасов. Пистолетная рукоятка оружия была заменена на пластиковую вместо деревянной. Все это было реализовано в моделях М70 и М70А, однако это было еще далеко не все, что требовалось сделать для этого оружия. В первую очередь было необходимо снизить себестоимость автоматов, при этом не потерять в их надежности и долговечности. Справедливости ради нужно отметить, что и до М70 были скромные попытки по внедрению в оружие ствольных коробок выполненных штамповкой, но все они были неудачны и нигде не отмечаются. Зато в М70 наконец-то удалось решить эту проблему и оружие стало действительно очень дешевым в сравнении с предыдущими образцами.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаТаким образом, можно говорить о том, что это уже была вторая ветвь эволюции, в 70-х моделях. Именно эти модернизированные по второму кругу образцы и стали теми, которые получили наибольшее распространение в армии. Имена им присвоили долго не мудрствуя: М70В1 с фиксированным прикладом и М70АВ с прикладом складывающимся под оружие. Помимо явного улучшения в виде новых прицельных приспособлений и снижения стоимости оружия благодаря штампованной ствольной коробке, оружие получило также и еще одной очень полезное дополнение в виде места крепления оптических и ночных прицелов, до этого возможности установки дополнительных прицельных приспособлений не было. Помимо варианта оружия для армии, на базе этих автоматов был разработан и гражданский вариант оружия, который отличался только отсутствием возможности ведения автоматического огня, правда в умелых руках автомат снова становился полноценным, но никому это не было нужно. Гражданский самозарядный вариант получил имя Zastava М70 и заслужил достаточно хорошие отзывы от владельцев.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаТак, армия Советской Федеративной Республики Югославия получила надежный, простой и неприхотливый вариант автомата под патроны 7,62х39. Габариты варианта оружия со складывающимся прикладом М70АВ были 900 миллиметров и 640 миллиметров со сложенным и разложенным прикладом соответственно, длина ствола составляла стандартные 415 миллиметров. Вес оружия равнялся 3,75 килограмма. Питался автомат из отъемных коробчатых магазинов вместимостью 30 патронов, имел темп ведения автоматического огня 620 выстрелов в минуты, эффективная дальность оружия составляла 500 метров, а скорость пули у дульного среза равнялась 720 метрам в секунду. Вариант автомата с фиксированным прикладом отличался только более большим весом, равным 3,8 килограмма, длина — 900 мм.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаНо одним автоматом сыт не будешь, армии нужно и другое оружие, например, самозарядная снайперская винтовка. Когда-то Калашников предлагал свой вариант снайперской винтовки на базе автомата, но оружие не прошло в Советском Союзе, а вот Югославия все-таки решила рискнуть и запустить подобный образец в серию, делая ставку на готовность производства начать выпуск этого оружия, а не на характеристики снайперской винтовки. Новая снайперская винтовка получила обозначение М76, а в основу ее работы лег принцип работы автоматики на отводе пороховых газов из канала ствола, сам же канал ствола запирался при повороте затвора на два боевых упора. Несмотря на то, что это оружие даже внешне является автоматом Калашникова, лишенным автоматического ведения огня, полной идентичности достигнуть не удалось. Дело в том, что снайперская винтовка М76 использует патрон 7,92х57, а это привело к тому, что в оружии в отличие от автомата калашникова, пришлось сделать более длинную коробку, соответственно ее крышку, а также трубку для отвода пороховых газов. В следствии этого, дешевизна при производстве на которую рассчитывали достигнута не была, хотя оружие все же имело преимущество в себестоимости перед образцами, которые бы пришлось производить «с нуля». Ствол винтовки имел длину 550 миллиметров, в канале ствола имелось 4 правосторонних нареза с шагом 240 миллиметров, на дульный срез был установлен пламегаситель, который был очень похож на аналогичный элемент СВД. Общая длина оружия составляла 1135 миллиметров, скорость пули у дульного среза равнялась 720 метрам в секунду, примечательно что вес винтовки составлял всего 3,97 килограмма, что немногим больше чем у автомата на базе которого она была сделана. Питание патронами осуществлялось из отъемного магазина вместимостью 10 патронов. Винтовка имеет открытые прицельные приспособления секторного типа позволяющие вести огонь на дистанции до 1000 метров. Правда тут нужно сделать оговорку, что «вести огонь» и «попадать» понятия немного разные. Помимо них с левой стороны оружия имеется крепление типа «ласточкин хвост» для установки оптических прицельных приспособлений. Штатным прицелом для оружия является 4х-кратный оптический прицел. Вместо пламегасителя может быть установлен прибор бесшумной стрельбы, также имеется крепление под штык-нож. Автором данного оружия является Божидар Благоевич, правда многие утверждают, что эта винтовка была срисована с винтовки Калашникова. Ничью сторону в этом вопросе принимать не будем, так как все условно, кроме того, М76 принята на вооружение и используется до сих пор, а вот вариант снайперской винтовки Калашникова можно увидеть только в виде опытного образца.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаТаким образом, из покупки одной лицензии удалось получить два образца разного назначения, но и это еще не предел. Помимо оружия для своей армии было принято решение поставлять оружие на экспорт. Новые образцы с именами М77В1 с фиксированным прикладом и М77АВ1 со складывающимся прикладом под патроны 7,62х51 получили новые прямые магазины вместимостью 20 патронов, соответственно новые стволы, во всем остальном они оставались все теми же автоматами калашникова. Достаточно интересным моментом было то, что экспортные варианты имели стволы намного более высокого качества, нежели те, которые производились для собственных нужд. Несмотря на то, что оружие оказалось достаточно неплохим ожиданий оно не оправдало. Боеприпас оказался совсем не тот, с которым можно было удобно работать в оружие с такой схемой автоматики без ее модернизации, которой естественно произведено не было. В результате кучность огня оказалась никакой при стрельбе очередью, хотя при ведении огня одиночными выстрелами, результаты были хорошими. Кроме того, эти автоматы имели более низкий ресурс работы нежели у вариантов под 7,62х39, что, естественно, также сказалось на невысокой популярности оружия. Впрочем, свою разработку и производство оружию окупить удалось, так что в минусе не остались.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаРаз уж заговорили об оружии на экспорт, то нарушим хронологию и сразу разберем все образцы. Разумно рассудив, что причина не самого высокого успеха экспортных автоматов в патроне, было принято решение по адаптации оружия под 5,56, так появились образцы с именами М80 и М80А, с фиксированным и складывающимся прикладом соответственно. От своего прародителя эти автоматы отличались удлиненным стволом, до 460 миллиметров, что делало их максимальную длину равную 985 миллиметрам, а для образца со складывающимся прикладом минимальную длину 725 миллиметров. Во всем остальном они были полностью аналогичны М70. Вот этот вариант оружия все «скушали» с радостью, правда оставались нарекания по качеству, которые практически полностью исчезли с появлением моделей М90 и М90А, в которых благодаря применению современных технологий и оборудования удалось добиться большего качества при минимальных затратах. Вес образцов со складывающимся прикладом равен 3,55 килограмма, вес моделей с фиксированным прикладом равен 3,6 килограмма. Помимо этого, был создан также компактный вариант югославского автомата Калашникова под патрон 5,56, который является аналогом АКС74У. Этот образец получил имя М85, имеет складывающийся вниз приклад. Его длина с разложенным прикладом равняется 760 миллиметров, со сложенным 500 миллиметров. Длина ствола равняется 254 миллиметра. Вес — 3,1 килограмма.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаКомпактный вариант оружия был создан также и под патроны 7,62х39, уже для внутреннего использования. Этот образец питается из отъемных магазинов вместимостью 30 патронов, имеет длину с разложенным прикладом 800 миллиметров, со сложенным 540 миллиметров. Длина ствола оружия составляет 254 миллиметра. Известен образец под именем М92. Вес оружия составляет 3,1 килограмма.

Югославские "родственники" автомата КалашниковаНо и это еще не все. В 2004 году появился уже сербский автомат М21, который также выполнен по образу и подобию автомата Калашникова. На этот раз оружие уже создано на базе патрона 5,56х45, причем выбран этот боеприпас, быстрее всего, по политическим мотивам. Автомат М21, является оружием, в котором постарались учесть весь опыт предыдущих разработок. Автомат оснащен складывающимся в право прикладом, варианта с фиксированным прикладом не существует, в сложенном положении приклад не мешает вести огонь из оружия. Были изменены открытые прицельные приспособления, появилась возможность установки дополнительных прицельных приспособлений на съемную планку типа «пикатинни». Была изменена пистолетная рукоятка оружия, был изменен пламегамитель, переключатель режимов огня продублирован с левой стороны оружия в виде небольшого рычажка, удобного для переключения большим пальцем правой руки без изменения хвата оружия. С правой стороны автомата этот элемент управления остался аналогичным автомату Калашникова. В оружии нашел широкое применение пластик, что в целом снизило вес М21. Автомат М21 имеет возможность установки 40-миллиметрового гранатомета, в случае его использования на приклад одевается резиновая «калоша».

Югославские "родственники" автомата КалашниковаДля внутреннего использования изготавливается 3 варианта оружия: М21 с длинной ствола 460 миллиметров, М21S с длиной ствола 375 миллиметров и М21С с длиной ствола 325 миллиметров. Во всем остальном это оружие полностью одинаково. Также выпускается вариант М21SB на экспорт. От остальных моделей он отличается прикладом, ручкой для переноски оружия, а также несъемной планкой крепления типа «пикатинни». На данный момент М21 стоит на вооружении Сербии, Черногории и Македонии. Как ни крути, а в данном случае конструкторы молодцы, пойдя по своему пути развития им удалось сделать альтернативный вариант автомата калашникова. И пускай он «не наш», но даже мельком взглянув на него можно без труда узнать прародителя, который известен на весь мир.

Вот такие варианты автомата Калашникова были созданы сначала в Югославии, а потом и Сербии. Перед тем как приступать к комментированию статьи хотелось бы чтобы все-таки проскочила мысль о том, что оружие на политику не влияет, а вот наоборот вполне возможно. Хотелось бы также увидеть нужно ли продолжение серии статей о родственниках автоматах Калашникова, может быть чего-то не хватает в статьях или что-то лишнее. А эта статья, так сказать «пилотная серия», так что сильно не бейте.

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова

Югославские "родственники" автомата Калашникова
Автор: Карасик Кирилл

Использованы фотографии: weaponland.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. andrey9031 2 ноября 2012 08:12
    Последние серии,тот же АК-12
    andrey9031
  2. Borz 2 ноября 2012 09:46
    В общем и целом статья хорошая,спасибо.О возможности запуска гранат(тромблонов):читал воспоминания наших добровольцев,воевавших в 90-х в Югославии.Так вот,действительно,юги очень широко использовали тромблоны.Не удивительно,что их конструкторы немедленно наделили свой клон этой возможностью.
  3. саша 19871987 2 ноября 2012 13:18
    хм,некоторые картинки узнал... в новостях про Африку... они там значит с югославскими калашами были,автору спасибо большое,статью сохранил
    1. Sanches 2 ноября 2012 13:26
      даже в Ираке югославские калаши есть ("Заставы")
      1. scrabler 2 ноября 2012 14:02
        Венгерские Калашниковы большее распространение получили, но о них в следующей статье. Спасибо за оценку soldier
        1. Норд 2 ноября 2012 15:15
          Бить автора абсолютно не за что. Кроме благодарности и пожелания продолжать свои обзоры оружия у меня,лично, других предложений нет. Всегда с интересом читаю Ваши статьи. Успехов.
  4. Kir 2 ноября 2012 14:49
    Статье и самому автору огромный плюс! и пожелание или просьба поподробнее если можно освещать такие вопросы как оптика, штык ножи и т.п, короче освещать максимально весь"комплект"
    Kir
  5. Comrade1945 2 ноября 2012 22:02
    Вы как знаете, а я вот просто терпеть не могу, когда уродуют такое оружие fool
    1. Sanches 3 ноября 2012 12:23
      в СССР и затем России тоже "уродовали" святая святых, так мы получили целое семейство калашей. Это "уродование" как правило называется "доработка", "модификация", "усовершенствование", и ведет к общему прогрессу
  6. crambol 2 ноября 2012 22:40
    Вопрос Автору и специалистам. Увеличение опт. прицела 3,5 -4 на дистанции 1000 м это достаточно, или просто нет оптики большей кратности?

    За статью плюс.
    1. алекс 241 2 ноября 2012 22:45
      Увеличение кратности осложняет прицеливание,будет влиять даже треммор рук.
      алекс 241
      1. crambol 2 ноября 2012 22:55
        Спасибо. Буду знать.
        1. алекс 241 2 ноября 2012 22:56
          НЕ за что.Был рад помочь.
          алекс 241
      2. Kibb 4 ноября 2012 14:26
        Абсольтно правильно
        Kibb
  7. Kibb 4 ноября 2012 14:24
    Крил, как обычно спасибо.Не смтря на то что все это оружие достаточно известно, ты всетаки открываеш некоторые моменты, еще раз спасибо и жду продолжения.Наверняка будут венгры, ГДР, фины, израйлетяне,китайцы. С удовольствием почитаю
    Kibb
    1. Kibb 4 ноября 2012 14:44
      Уверен,что найду новенькое и о своем GALATZ, если честно то наконец увидел автора разбираещгося в стрелковке-не смущайся ВПЕРЕД И С ПЕСНЕЙ.
      Kibb
  8. Sorokin 23 января 2013 00:49
    А вот и Болгарский клон. Совсем неплохая машинка. От оригинала там мало чего оставили. Полегче, покучнее.... Наши сейчас сильно с болгарами ругаются на предмет лицензии.
    Sorokin

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня