Military Review

Unmanned boats with the ability to work autonomously

15
A few days ago, a prototype of a new military equipment was tested off the coast of the US state of Maryland. The remote-controlled boat entered the training area and launched a Spike anti-tank missile attack. Training rocket launch was considered successful. Behind a couple of lines of text is a big job and no less great prospects. The PEM project (Precision Engagement Module - “High-Precision Battle Module”) was launched with the aim of creating a set of equipment that will allow you to make a full-fledged combat unit out of a light water craft that can cope with a large number of tasks.

Remotely controlled boats and boats have the same great prospects as flying drones. Theoretically, this class of equipment is capable of being accomplished by almost any task that can be set for a combat or transport vehicle. The unmanned ship can carry cargo, including in difficult conditions, without endangering the crew. The same can be said about remote-controlled boats with weapons. In addition, the absence of the need to ensure the work of the crew, such equipment may be smaller and / or carry more ammunition. However, any military equipment with remote control is subject to "attack" by means of electronic warfare. Radio control can be drowned out, which is why an unmanned aircraft or a boat will become useless. In recent years, several projects have been launched, designed to give unmanned boats and boats greater autonomy, at least in terms of entering the mission area.

Unmanned boats with the ability to work autonomously




One of the first to deal with this problem Israeli engineers from the company Rafael. In the middle of the two thousand years, they presented an unmanned boat Protector ("Defender"). This development is designed to patrol waters, intelligence and attack relevant targets. A characteristic feature of the on-board electronics "Defender" was the ability to switch control modes. Depending on the tactical situation and the need, the boat can be controlled over the air from a console on a ship or at a ground command post, and is also capable of performing some simple operations in a fully automatic mode. In the latter case, the electronics of the boat, using inertial and satellite navigation, can bring the craft to a given area, for example, where the target is located. Then control is transferred to the console and the operator can attack the target. According to some reports, the Protector, like unmanned aerial vehicles, has the ability to automatically return to the base in case of loss of the control signal. Rumor has it that now Rafael specialists are working on an automatic recognition and attack system for targets. Official data on this issue yet.

Structurally, the Protector boat is a modified rubber boat with a set of equipment installed on it. On a standard-looking boat, a special unit is installed with a superstructure. It is noteworthy that the latter has the characteristic contours characteristic of techniques with low radar visibility. At the top of the superstructure is a small mast with communication antennas, as well as a spherical housing of the optical system. The latter serves to collect visual information and its transfer to the operator. The optical system is installed on a rotating and swinging base, so that the operator can view almost all the surrounding space. Directly in front of the superstructure is the multipurpose stabilized Mini-Typhoon installation, designed for the target equipment chosen depending on the current target. This may be an optional intelligence module or weapon. In the case of the combat mission, the Defender bears a machine gun or a missile complex of suitable dimensions. Thus, the unmanned boat Protector can perform a wide range of different tasks. Some of these boats are in service with the Israeli Navy.

The high potential of the Israeli development quickly became interested in the US military, who soon bought several copies of Protector boats for testing and study. Over the years, American experts from Lockheed Martin and several other companies in the naval industry have carefully studied all the structural elements and made a number of useful conclusions. In addition, using Israeli practices, a PEM project was created, partially similar to Protector. At the same time, the Americans decided to significantly change the concept of using an unmanned boat. Their PEM should have a much greater impact potential, which in the future will significantly expand the range of tasks. It is worth noting that the installation of missile weapons on a boat is somewhat reminiscent of the well-proven idea of ​​a mosquito fleet. In addition to providing serious shock capabilities, the Americans are also going to make their boat as autonomous as possible. For these purposes, a unit for detecting and recognizing targets has been developed for several years.



After an attack using a boat with explosives (2000 year, Yemen), the destroyer URO “Cole” lost 17 people killed and 39 wounded. And large ships can be difficult to resist boats.


As a result of the design work, a combat complex should be created, which can automatically not only reach the target area, but also find and attack it. By now, the automatic control system is only partially ready: PEM can independently enter the target area using inertial or satellite navigation, but further execution of the combat mission remains the responsibility of the operator. As a matter of fact, this is exactly how the recent launch of the Spike rocket was made. After the launch of the launch, the operator launched a rocket. The choice of the type of anti-tank missile complex, in the first place, was due to the type of missile guidance. Spike ATGM is aimed at the target using an infrared head and, as a result, does not require additional equipment on board the boat. In the future, PEM can also receive anti-aircraft weapons, for example, FIM-92 Stinger missiles, which have the same targeting system as the Spike ATGM. However, in the case of relatively large anti-aircraft missiles will have to decide the question of the place for their installation.

In addition to the difficulties in creating electronics with full autonomy, there are certain problems with the base for such boats. At present, both the Israeli Protector and the American PEM are made on the basis of light, flat-bottomed, inflatable structures. It is not difficult to guess what is the seaworthiness of these floating UAVs. In fact, they can work only at a short distance from the coast or the base of the ship and are not able to act even with average agitation. The only tolerable way to improve the seaworthiness is to increase the size, but a larger floating craft is not yet appropriate and does not meet the requirements of the military. Thus, in the current state, the American PEM project is purely experimental and in the near future it will not be able to become full-fledged military equipment. As for the Israeli “Defender”, he has served in the naval forces of his country for several years. The characteristics of the territorial waters of Israel allow us not to strive for high characteristics of the course and to pay more attention to the onboard equipment. There is a different approach to the creation of technology, due to the different conditions and wishes of potential customers. With a high degree of probability, we can assume that PEM will ultimately remain just a platform for developing new technologies, which will later be used in other projects.


On the materials of the sites:
http://rafael.co.il/
http://defense-update.com/
http://israeldefense.com/
http://science.compulenta.ru/
http://dvice.com/
Author:
15 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Justme
    Justme 1 November 2012 10: 02
    0
    And what is our problem to do the same?
    After all, the situation with simple drones is such that their simple versions can be done by everyone. Tomorrow in the Open Source may well appear parts of the software that are actually necessary for the dynamic recognition and identification of goals and the management of such an autonomous system.
    As a developer of the military-industrial complex, I would like to note that there is a wild difference between the money that is supposedly given to the budget of our projects and that money that is actually spent on the business.
    Indeed, at the same freelance, quite sophisticated projects come with a budget of 100-200-300 thousand rubles and in their complexity they can be much cooler than what we, for example, do in our aerospace on the subject of Diagnostics (the budget of this topic at the research institute per year - 400 million rubles)
    1. Civil
      Civil 1 November 2012 10: 09
      0
      exactly on AMUR with the ability to remotely detonate a special combat unit!
    2. lelikas
      lelikas 1 November 2012 17: 15
      +1
      Quote: JustMe
      And what is our problem to do the same?

      The ambiguity of the application concept, as well as the technical requirements (they cannot deal with armored personnel carriers for 20 years), the lack of material facilities (see unmanned aerial vehicles), + it will not be possible to drive a girlfriend out on an unmanned boat for fishing or walking there .... . laughing Again, all the facilities are engaged in the production of "about five ships per year" sad
      Then again they will change their minds and purchase from Israeli manufacturers.
  2. Slevinst
    Slevinst 1 November 2012 10: 31
    0
    need mini submarines to do such, will be much more effective as sabotage
    1. Professor
      Professor 1 November 2012 10: 38
      0
      The Americans are already making such boats, and not only them.

      "Defender" would be useful for Russia in the Caspian - to catch poachers.
      1. yanus
        yanus 1 November 2012 23: 10
        -2
        Professor,
        Quote: Professor
        "Defender" would be useful for Russia in the Caspian - to catch poachers.

        And instead of an inspection group, evil computer trojans? )))
        You need to think a head, not a wow point.
        Although, it was done with the help of Israel, and besides it is unmanned, you’re cool))
        1. Professor
          Professor 2 November 2012 10: 59
          +1
          And instead of an inspection group, evil computer trojans? )))

          Is this the maximum for which you had enough imagination? Not much. No.
          With the help of such drones, the intruder can also be forwarded to the inspection group. But I understand, it all seems to you that there are many soldiers and if something the women still give birth. However, do not give birth already.
  3. Tirpitz
    Tirpitz 1 November 2012 10: 41
    0
    An excellent tool for border guards on the rivers.
  4. Bugor
    Bugor 1 November 2012 11: 09
    0
    I don’t understand what is the problem either? I have mnu son with a boat on the radio plays all summer at sea. The radius of the antenna is 7-8m. Surely military experts can’t do it six orders of magnitude cooler? I do not believe. And automatic work too ...
    Do UAVs do? Just do not say, I hope ....
  5. Foamas
    Foamas 1 November 2012 13: 56
    0
    PEM test video (Precision Engagement Module)
    [media = http: //bcove.me/a2c6ym6b]
  6. Foamas
    Foamas 1 November 2012 14: 07
    0
    [media = http: //bcove.me/a2c6ym6b]
  7. Professor
    Professor 1 November 2012 16: 07
    +1
    FoMaS, Thanks for the video. Until the last minute I was sure that they missed.
    http://bcove.me/a2c6ym6b
    1. Foamas
      Foamas 2 November 2012 11: 41
      0
      Wow !, someone managed to see .. smile
      Honestly, I'm tired of struggling with inserting videos in this format.
      1. Professor
        Professor 2 November 2012 11: 43
        0
        Not just see, but even consider that Spike was pointed in manual mode.
  8. gregor6549
    gregor6549 1 November 2012 17: 15
    +2
    To me, all this fuss with military robots reminds me of the fuss with robots and flexible production systems (FPS), when this trend became fashionable and reached the point that a plan for the introduction of robots and FPS was sent down to enterprises from above, without delving into whether a particular production needed it. As a result, it was often possible to observe a picture of how in the assembly shop workers on a cart brought parts to the robot, which lifted them and loaded them onto another cart, which was again dragged by hand. Nonsense, of course, but the management of the enterprise could report on the successful implementation of robotics and receive a hefty premium. A similar hobby is observed now. At the same time, many people forget that the data transmission channels used in remote control equipment are mostly wireless, and therefore can be easily suppressed by electronic warfare, after which all these drones become useless toys. And good, if only useless. After all, if it is possible to open the control codes (which is not such a difficult matter in modern "kibenimatics"), then these toys can start shooting at their owners. Why am I? And to what is needed more carefully with this robotics, because it is fraught. It's one thing to send some "Predator" to a remote Afghan province, and another thing when this "Predator" has a serious gun and traps
    1. Professor
      Professor 2 November 2012 11: 02
      0
      And to what is more thoroughly needed with this robotics, for it is fraught.

      Quite the opposite. 25% of all fallen died from friendly fire in the IDF. Other armies do not publish such data. It is easier for a robot to identify friends and foes, and in a panic it will not start firing at anything.
      1. gregor6549
        gregor6549 3 November 2012 13: 19
        0
        And how will this same robot produce this recognition / recognition? Is it possible for each soldier to be installed answering machines of the state recognition system? Nevertheless, it is necessary to combine unbridled optimism with severe racialism, dear Professor. Yes, and with knowledge of the capabilities of modern military technology
  9. Temnik1
    Temnik1 1 November 2012 18: 41
    0
    Back in the USSR there was a series of small radio-controlled minesweepers.
    I do not remember the series

    Back in the USSR there was a series of small radio-controlled minesweepers.
    I don’t remember the name of the series ...
  10. Bugor
    Bugor 1 November 2012 18: 41
    0
    About "robotization" is true !. I myself was a witness at the Chelyabinsk Radio Plant ...
  11. Armata
    Armata 3 November 2012 23: 36
    0
    The code of maritime laws is clearly stated. If a ship without a crew meets at sea, then it is the property of the country that found it. Damn, how many will have some fleet if they put equipment that can intercept the signal. laughing

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Несколько дней назад у побережья американского штата Мэриленд прошли испытания прототипа новой военной техники. Дистанционно управляемая лодка вышла в район учебной цели и произвела атаку ракетой противотанкового комплекса Spike. Учебный пуск ракеты был признан удачным. За парой строчек текста скрывается большая работа и не менее большие перспективы. Проект PEM (Precision Engagement Module – «Высокоточный боевой модуль») был начат с целью создания комплекса оборудования, которое позволит сделать из легкого плавсредства полноценную боевую единицу, способную справиться с большим количеством задач.

Дистанционно управляемые лодки и катера имеют такие же большие перспективы, как и летающие беспилотники. Теоретически этому классу техники по силам почти любая задача, которая может быть поставлена перед боевым или транспортным плавательным средством. Беспилотное судно может перевозить грузы, в том числе и в сложных условиях, не подвергая опасности экипаж. То же самое можно сказать и о дистанционно управляемых катерах с вооружением. Кроме того, отсутствие необходимости обеспечения работы экипажа такая техника может иметь меньшие размеры и/или нести больший боезапас. Однако любая военная техника с дистанционным управлением подвержена «атаке» со стороны средств радиоэлектронной борьбы. Радиоканал управления может быть заглушен, из-за чего беспилотный самолет или катер станет бесполезным. В последние годы было начато несколько проектов, призванных дать беспилотным катерам и лодкам большую самостоятельность, как минимум, в плане выхода в район задачи.

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы


Беспилотные катера с возможностью автономной работы


Одними из первых с этой проблемой справились израильские инженеры из компании Rafael. В середине двухтысячных годов они представили беспилотный катер Protector («Защитник»). Эта разработка предназначена для патрулирования акваторий, разведки и атаки соответствующих целей. Характерной чертой бортовой электроники «Защитника» стала возможность переключения режимов управления. В зависимости от тактической обстановки и необходимости, катер может управляться по радиоканалу с пульта на корабле или на наземном командном пункте, а также способен выполнять некоторые простые операции в полностью автоматическом режиме. В последнем случае электроника катера, используя инерциальную и спутниковую навигацию, способна вывести плавсредство в заданный район, например, туда, где находится цель. Далее управление передается на пульт и оператор может произвести атаку цели. Согласно некоторым данным, Protector, подобно беспилотным летательным аппаратам, имеет возможность автоматического возвращения на базу в случае потери управляющего сигнала. Ходят слухи, что в настоящее время специалисты фирмы Rafael работают над системой автоматического распознавания и атаки целей. Официальных данных по этому поводу пока нет.

Конструктивно катер Protector представляет собой доработанную резиновую лодку с установленным на ней комплексом оборудования. На лодке стандартного вида устанавливается специальный агрегат с надстройкой. Примечательно, что последняя имеет характерные обводы, свойственные техники с пониженной радиолокационной заметностью. На верхней части надстройки располагается небольшая мачта с антеннами связи, а также сферический кожух оптической системы. Последняя служит для сбора визуальной информации и ее передачи оператору. Оптическая система установлена на вращающемся и качающемся основании, благодаря чему оператор может просматривать почти все окружающее пространство. Непосредственно перед надстройкой располагается многоцелевая стабилизированная установка Mini-Typhoon, предназначенная для целевого оборудования, выбираемого в зависимости от текущей цели. Это может быть дополнительный модуль разведки или оружие. В случае выполнения боевой задачи «Защитник» несет пулемет или ракетный комплекс подходящих габаритов. Таким образом, беспилотный катер Protector может выполнять широкий спектр различных задач. Некоторое количество таких катеров имеется на вооружении ВМС Израиля.

Высокий потенциал израильской разработки достаточно быстро заинтересовал американских военных, которые вскоре купили несколько экземпляров катеров Protector для испытаний и изучения. За прошедшее время американские специалисты из фирмы Lockheed Martin и нескольких других предприятий военно-морской отрасли тщательно исследовали все элементы конструкции и сделали ряд полезных выводов. Кроме того, с использованием израильских наработок был создан проект PEM, частично похожий на Protector. При этом американцы решили значительно изменить концепцию применения беспилотного катера. Их PEM должен иметь гораздо больший ударный потенциал, что в перспективе позволит ощутимо расширить круг выполняемых задач. Стоит отметить, установка ракетного вооружения на катер в некоторой мере напоминает оправдавшую себя идею москитного флота. Помимо обеспечения серьезных ударных возможностей американцы также собираются сделать свой катер максимально автономным. Для этих целей уже несколько лет разрабатывается блок обнаружения и распознавания целей.

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы
После атаки с помощью лодки со взрывчаткой (2000 год, Йемен) эсминец УРО «Коул» потерял 17 человек убитыми и 39 ранеными. И большим кораблям бывает трудно противостоять лодкам


В результате конструкторских работ должен быть создан боевой комплекс, имеющий возможность в автоматическом режиме не только выходить в район цели, но и находить, а также атаковать ее. К настоящему времени автоматическая система управления готова лишь частично: PEM может самостоятельно выйти в район цели, используя инерциальную или спутниковую навигацию, но дальнейшее выполнение боевой задачи пока остается обязанностью оператора. Собственно говоря, именно так и был произведен недавний запуск ракеты Spike. После выхода катера на рубеж, оператор запустил ракету. Выбор типа противотанкового ракетного комплекса, в первую очередь, был обусловлен типом наведения ракеты. ПТУР Spike наводится на цель при помощи инфракрасной головки и, как следствие, не требует дополнительной аппаратуры на борту катера. В перспективе PEM может получить и зенитное вооружение, к примеру, ракеты семейства FIM-92 Stinger, имеющие такую же систему наведения, как и ПТУР Spike. Однако в случае с относительно большими зенитными ракетами придется решать вопрос места для их установки.

Кроме трудностей в области создания электроники с режимом полной автономности имеются определенные проблемы с базой для подобных плавсредств. В настоящее время и израильский Protector, и американский PEM сделаны на базе легких плоскодонных плавсредств надувной конструкции. Нетрудно догадаться, какова мореходность этих плавучих беспилотников. Фактически они могут работать только на небольшом расстоянии от берега или базового корабля и не способны действовать даже при среднем волнении. Единственный сносный способ улучшить мореходные качества – увеличение размера, однако плавсредство большего размера пока не целесообразно и не отвечает требованиям военных. Таким образом, в нынешнем состоянии американский проект PEM является сугубо экспериментальным и в ближайшем будущем он не сможет стать полноценной военной техникой. Что касается израильского «Защитника», то он уже несколько лет служит в военно-морских силах своей страны. Особенности территориальных вод Израиля позволяют не гнаться за высокими характеристиками хода и уделить большее внимание бортовому оборудования. Налицо разный подход к созданию техники, обусловленный различными условиями и пожеланиями потенциальных заказчиков. С большой долей вероятности можно предположить, что PEM в итоге останется всего лишь платформой для отработки новых технологий, которые впоследствии будут использоваться в других проектах.


По материалам сайтов:
http://rafael.co.il/
http://defense-update.com/
http://israeldefense.com/
http://science.compulenta.ru/
http://dvice.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. JustMe 1 ноября 2012 10:02
    А в чем заключается проблема нашим делать тоже самое?
    Ведь ситуация по простым беспилотникам такова что их простые версии могут делать все кому не лень. Завтра в Open Source вполне могут появиться части софта, фактически необходимые для динамического распознания и идентификации целей и управления подобной автономной системой.
    Как разработчик ВПК, я хотел бы заметить что существует дикая разница между теми деньгами, которые даются якобы в бюджет наших проектов и теми деньгами, которые реально тратятся на дело.
    Ведь на том же фрилансе достаточно навороченные проекты идут с бюджетом в 100-200-300 тыс. рублей и по своей сложности они могут быть много круче чем то что мы к примеру делаем в нашем аэроспейсе по тематике Диагностика ( бюджет этой темы в НИИ в год - 400 млн рублей)
    1. Гражданский 1 ноября 2012 10:09
      точно на АМУР с возможностью дистанционного подрыва спец-й боевой части!
    2. леликас 1 ноября 2012 17:15
      Цитата: JustMe
      А в чем заключается проблема нашим делать тоже самое?

      В неопределенности концепции применения , а так-же технических требований(они с бтр 20 лет разобраться не могут) , отсутствии материальной базы (см.на беспилотники), + на беспилотном катере нельзя будет сгонять на рыбалку или там , подругу выгулять..... laughing Опять-же все мощности заняты производством "около пяти кораблей в год" sad
      Потом опять одумаются и закупят у израильских производителей.
  2. Slevinst 1 ноября 2012 10:31
    нужно мини подлодки такие делать, будет на много эффективнее в качестве диверсий
    1. профессор 1 ноября 2012 10:38
      Американцы уже делают такие лодки, да и не только они.

      "Защитник" пригодился бы России на Каспии - ловить браконьеров.
      1. yanus 1 ноября 2012 23:10
        профессор,
        Цитата: профессор
        "Защитник" пригодился бы России на Каспии - ловить браконьеров.

        А вместо досмотровой группы злые компьютерные трояны? )))
        Головой думать надо, а не точкой-вау.
        Хотя, сделано с помощью израиля, да ктому ж беспелотный, круто жешь ))
        1. профессор 2 ноября 2012 10:59
          А вместо досмотровой группы злые компьютерные трояны? )))

          Это максимум на что у Вас хватило фантазии? Не густо. no
          При помощи таких дронов нарушителя можно препроводить и к досмотровой группе. Но я понимаю, Вам всё кажется что солдат много и если что то бабы ещё нарожают. Однако не рожают уже.
  3. Tirpitz 1 ноября 2012 10:41
    Отличное средство для пограничников на реках.
    Tirpitz
  4. Bugor 1 ноября 2012 11:09
    Я тоже не понимаю, в чём проблема? У мну сын с катером на радиоуправлении играет всё лето на море. Радиус действия антенны - 7-8м. Неужто военные спецы не смогут на шесть порядков круче сделать? Не верю. И автоматическую работу тоже...
    БПЛА ведь делают? Просто не говорят, надеюсь....
  5. FoMaS 1 ноября 2012 13:56
    видео с испытаний PEM (Precision Engagement Module)
    [media=http://bcove.me/a2c6ym6b]
  6. FoMaS 1 ноября 2012 14:07
    [media=http://bcove.me/a2c6ym6b]
  7. профессор 1 ноября 2012 16:07
    FoMaS, Спасибо за ролик. До последней минуты был уверен, что они промазали.
    http://bcove.me/a2c6ym6b
    1. FoMaS 2 ноября 2012 11:41
      Ух ты!, кто-то успел увидеть.. smile
      Честно говоря, устал бороться со вставкой видео в этом формате.
      1. профессор 2 ноября 2012 11:43
        Не просто увидеть, а даже рассмотреть, что Спайк наводился в ручном режиме.
  8. gregor6549 1 ноября 2012 17:15
    Мне вся эта суета с военными роботами напоминает суету с роботами и гибкими производственными системами (ГПС) , когда это течение стало модным и дошло до того, что сверху на предприятия спускали план по внедрению роботов и ГПС не вникая нужно ли это конкретному производству. В результате, часто можно было наблюдать картину, как в сборочном цехе рабочие на тележке подвозили детали к роботу, тот их поднимал и перегружал на другую тележку, которую опять волокли вручную. Дурь, конечно, но зато руководство предприятия могло отчитаться о успешном внедреннии робототехники и получить нехилую премию. Похожее увлечение наблюдается и сейчас. При этом многие забывают, что каналы передачи данных используемые в аппаратуре дистанционного управления в основном беспроводные, а следовательно могут быть легко подавлены средствами РЭБ, после чего все эти беспилотники становятся бесполезными игрушками. И хорошо, если только бесполезными. Ведь если удастся вскрыть коды управления (что не такое уж трудное дело при современной "кибениматике"), то эти игрушки могут начать стрелять и по своим хозяевам. Я к чему? А к тому, что тщательнее нужно с этой робототехникой, ибо чревато. Одно дело посылать какой нибудь "Предатор" в глухую афганскую провинцию и другое дело когда на этого "Предатора" есть серьезное ружжо и капканы
    1. профессор 2 ноября 2012 11:02
      А к тому, что тщательнее нужно с этой робототехникой, ибо чревато.

      С точностью наоборот. От дружественного огня в ЦАХАЛе погибло 25% от всех павших. Другие армии не публикуют такие данные. Роботу легче опознать своих и чужих и в панике он не начнет палить по чем попало.
      1. gregor6549 3 ноября 2012 13:19
        И как этот самый робот будет это опознавание/распознавание производить? Неужто на каждого солдата будут устанавливать автоответчики системы госопознавания? Все же нужно совмещать безудержный оптимизьм с суровым рализьмом, уважаемый Профессор. Да и со знанием возможностей современных военных технологий
  9. Temnik1 1 ноября 2012 18:41
    Ещё в СССР была серия малых радиоуправляемых тральщиков.
    Не помню серию

    Ещё в СССР была серия малых радиоуправляемых тральщиков.
    Не помню название серии...
    Temnik1
  10. Bugor 1 ноября 2012 18:41
    Насчет "роботизирования" верно!. Сам был свидетелем на Челябинском радиозаводе...
  11. Армата 3 ноября 2012 23:36
    В своде морских законов четко прописано. Если в море встречается корабль без экипажа то он является собственностью страны его нашедшей. Во блин сколько у кого то флота поприбавится если поставить оборудование которое может сигнал перехватить. laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня