Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Несколько дней назад у побережья американского штата Мэриленд прошли испытания прототипа новой военной техники. Дистанционно управляемая лодка вышла в район учебной цели и произвела атаку ракетой противотанкового комплекса Spike. Учебный пуск ракеты был признан удачным. За парой строчек текста скрывается большая работа и не менее большие перспективы. Проект PEM (Precision Engagement Module – «Высокоточный боевой модуль») был начат с целью создания комплекса оборудования, которое позволит сделать из легкого плавсредства полноценную боевую единицу, способную справиться с большим количеством задач.

Дистанционно управляемые лодки и катера имеют такие же большие перспективы, как и летающие беспилотники. Теоретически этому классу техники по силам почти любая задача, которая может быть поставлена перед боевым или транспортным плавательным средством. Беспилотное судно может перевозить грузы, в том числе и в сложных условиях, не подвергая опасности экипаж. То же самое можно сказать и о дистанционно управляемых катерах с вооружением. Кроме того, отсутствие необходимости обеспечения работы экипажа такая техника может иметь меньшие размеры и/или нести больший боезапас. Однако любая военная техника с дистанционным управлением подвержена «атаке» со стороны средств радиоэлектронной борьбы. Радиоканал управления может быть заглушен, из-за чего беспилотный самолет или катер станет бесполезным. В последние годы было начато несколько проектов, призванных дать беспилотным катерам и лодкам большую самостоятельность, как минимум, в плане выхода в район задачи.

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы


Беспилотные катера с возможностью автономной работы


Одними из первых с этой проблемой справились израильские инженеры из компании Rafael. В середине двухтысячных годов они представили беспилотный катер Protector («Защитник»). Эта разработка предназначена для патрулирования акваторий, разведки и атаки соответствующих целей. Характерной чертой бортовой электроники «Защитника» стала возможность переключения режимов управления. В зависимости от тактической обстановки и необходимости, катер может управляться по радиоканалу с пульта на корабле или на наземном командном пункте, а также способен выполнять некоторые простые операции в полностью автоматическом режиме. В последнем случае электроника катера, используя инерциальную и спутниковую навигацию, способна вывести плавсредство в заданный район, например, туда, где находится цель. Далее управление передается на пульт и оператор может произвести атаку цели. Согласно некоторым данным, Protector, подобно беспилотным летательным аппаратам, имеет возможность автоматического возвращения на базу в случае потери управляющего сигнала. Ходят слухи, что в настоящее время специалисты фирмы Rafael работают над системой автоматического распознавания и атаки целей. Официальных данных по этому поводу пока нет.

Конструктивно катер Protector представляет собой доработанную резиновую лодку с установленным на ней комплексом оборудования. На лодке стандартного вида устанавливается специальный агрегат с надстройкой. Примечательно, что последняя имеет характерные обводы, свойственные техники с пониженной радиолокационной заметностью. На верхней части надстройки располагается небольшая мачта с антеннами связи, а также сферический кожух оптической системы. Последняя служит для сбора визуальной информации и ее передачи оператору. Оптическая система установлена на вращающемся и качающемся основании, благодаря чему оператор может просматривать почти все окружающее пространство. Непосредственно перед надстройкой располагается многоцелевая стабилизированная установка Mini-Typhoon, предназначенная для целевого оборудования, выбираемого в зависимости от текущей цели. Это может быть дополнительный модуль разведки или оружие. В случае выполнения боевой задачи «Защитник» несет пулемет или ракетный комплекс подходящих габаритов. Таким образом, беспилотный катер Protector может выполнять широкий спектр различных задач. Некоторое количество таких катеров имеется на вооружении ВМС Израиля.

Высокий потенциал израильской разработки достаточно быстро заинтересовал американских военных, которые вскоре купили несколько экземпляров катеров Protector для испытаний и изучения. За прошедшее время американские специалисты из фирмы Lockheed Martin и нескольких других предприятий военно-морской отрасли тщательно исследовали все элементы конструкции и сделали ряд полезных выводов. Кроме того, с использованием израильских наработок был создан проект PEM, частично похожий на Protector. При этом американцы решили значительно изменить концепцию применения беспилотного катера. Их PEM должен иметь гораздо больший ударный потенциал, что в перспективе позволит ощутимо расширить круг выполняемых задач. Стоит отметить, установка ракетного вооружения на катер в некоторой мере напоминает оправдавшую себя идею москитного флота. Помимо обеспечения серьезных ударных возможностей американцы также собираются сделать свой катер максимально автономным. Для этих целей уже несколько лет разрабатывается блок обнаружения и распознавания целей.

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы

Беспилотные катера с возможностью автономной работы
После атаки с помощью лодки со взрывчаткой (2000 год, Йемен) эсминец УРО «Коул» потерял 17 человек убитыми и 39 ранеными. И большим кораблям бывает трудно противостоять лодкам


В результате конструкторских работ должен быть создан боевой комплекс, имеющий возможность в автоматическом режиме не только выходить в район цели, но и находить, а также атаковать ее. К настоящему времени автоматическая система управления готова лишь частично: PEM может самостоятельно выйти в район цели, используя инерциальную или спутниковую навигацию, но дальнейшее выполнение боевой задачи пока остается обязанностью оператора. Собственно говоря, именно так и был произведен недавний запуск ракеты Spike. После выхода катера на рубеж, оператор запустил ракету. Выбор типа противотанкового ракетного комплекса, в первую очередь, был обусловлен типом наведения ракеты. ПТУР Spike наводится на цель при помощи инфракрасной головки и, как следствие, не требует дополнительной аппаратуры на борту катера. В перспективе PEM может получить и зенитное вооружение, к примеру, ракеты семейства FIM-92 Stinger, имеющие такую же систему наведения, как и ПТУР Spike. Однако в случае с относительно большими зенитными ракетами придется решать вопрос места для их установки.

Кроме трудностей в области создания электроники с режимом полной автономности имеются определенные проблемы с базой для подобных плавсредств. В настоящее время и израильский Protector, и американский PEM сделаны на базе легких плоскодонных плавсредств надувной конструкции. Нетрудно догадаться, какова мореходность этих плавучих беспилотников. Фактически они могут работать только на небольшом расстоянии от берега или базового корабля и не способны действовать даже при среднем волнении. Единственный сносный способ улучшить мореходные качества – увеличение размера, однако плавсредство большего размера пока не целесообразно и не отвечает требованиям военных. Таким образом, в нынешнем состоянии американский проект PEM является сугубо экспериментальным и в ближайшем будущем он не сможет стать полноценной военной техникой. Что касается израильского «Защитника», то он уже несколько лет служит в военно-морских силах своей страны. Особенности территориальных вод Израиля позволяют не гнаться за высокими характеристиками хода и уделить большее внимание бортовому оборудования. Налицо разный подход к созданию техники, обусловленный различными условиями и пожеланиями потенциальных заказчиков. С большой долей вероятности можно предположить, что PEM в итоге останется всего лишь платформой для отработки новых технологий, которые впоследствии будут использоваться в других проектах.


По материалам сайтов:
http://rafael.co.il/
http://defense-update.com/
http://israeldefense.com/
http://science.compulenta.ru/
http://dvice.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. JustMe 1 ноября 2012 10:02
    А в чем заключается проблема нашим делать тоже самое?
    Ведь ситуация по простым беспилотникам такова что их простые версии могут делать все кому не лень. Завтра в Open Source вполне могут появиться части софта, фактически необходимые для динамического распознания и идентификации целей и управления подобной автономной системой.
    Как разработчик ВПК, я хотел бы заметить что существует дикая разница между теми деньгами, которые даются якобы в бюджет наших проектов и теми деньгами, которые реально тратятся на дело.
    Ведь на том же фрилансе достаточно навороченные проекты идут с бюджетом в 100-200-300 тыс. рублей и по своей сложности они могут быть много круче чем то что мы к примеру делаем в нашем аэроспейсе по тематике Диагностика ( бюджет этой темы в НИИ в год - 400 млн рублей)
    1. Гражданский 1 ноября 2012 10:09
      точно на АМУР с возможностью дистанционного подрыва спец-й боевой части!
    2. леликас 1 ноября 2012 17:15
      Цитата: JustMe
      А в чем заключается проблема нашим делать тоже самое?

      В неопределенности концепции применения , а так-же технических требований(они с бтр 20 лет разобраться не могут) , отсутствии материальной базы (см.на беспилотники), + на беспилотном катере нельзя будет сгонять на рыбалку или там , подругу выгулять..... laughing Опять-же все мощности заняты производством "около пяти кораблей в год" sad
      Потом опять одумаются и закупят у израильских производителей.
  2. Slevinst 1 ноября 2012 10:31
    нужно мини подлодки такие делать, будет на много эффективнее в качестве диверсий
    1. профессор 1 ноября 2012 10:38
      Американцы уже делают такие лодки, да и не только они.

      "Защитник" пригодился бы России на Каспии - ловить браконьеров.
      1. yanus 1 ноября 2012 23:10
        профессор,
        Цитата: профессор
        "Защитник" пригодился бы России на Каспии - ловить браконьеров.

        А вместо досмотровой группы злые компьютерные трояны? )))
        Головой думать надо, а не точкой-вау.
        Хотя, сделано с помощью израиля, да ктому ж беспелотный, круто жешь ))
        1. профессор 2 ноября 2012 10:59
          А вместо досмотровой группы злые компьютерные трояны? )))

          Это максимум на что у Вас хватило фантазии? Не густо. no
          При помощи таких дронов нарушителя можно препроводить и к досмотровой группе. Но я понимаю, Вам всё кажется что солдат много и если что то бабы ещё нарожают. Однако не рожают уже.
  3. Tirpitz 1 ноября 2012 10:41
    Отличное средство для пограничников на реках.
    Tirpitz
  4. Bugor 1 ноября 2012 11:09
    Я тоже не понимаю, в чём проблема? У мну сын с катером на радиоуправлении играет всё лето на море. Радиус действия антенны - 7-8м. Неужто военные спецы не смогут на шесть порядков круче сделать? Не верю. И автоматическую работу тоже...
    БПЛА ведь делают? Просто не говорят, надеюсь....
  5. FoMaS 1 ноября 2012 13:56
    видео с испытаний PEM (Precision Engagement Module)
    [media=http://bcove.me/a2c6ym6b]
  6. FoMaS 1 ноября 2012 14:07
    [media=http://bcove.me/a2c6ym6b]
  7. профессор 1 ноября 2012 16:07
    FoMaS, Спасибо за ролик. До последней минуты был уверен, что они промазали.
    http://bcove.me/a2c6ym6b
    1. FoMaS 2 ноября 2012 11:41
      Ух ты!, кто-то успел увидеть.. smile
      Честно говоря, устал бороться со вставкой видео в этом формате.
      1. профессор 2 ноября 2012 11:43
        Не просто увидеть, а даже рассмотреть, что Спайк наводился в ручном режиме.
  8. gregor6549 1 ноября 2012 17:15
    Мне вся эта суета с военными роботами напоминает суету с роботами и гибкими производственными системами (ГПС) , когда это течение стало модным и дошло до того, что сверху на предприятия спускали план по внедрению роботов и ГПС не вникая нужно ли это конкретному производству. В результате, часто можно было наблюдать картину, как в сборочном цехе рабочие на тележке подвозили детали к роботу, тот их поднимал и перегружал на другую тележку, которую опять волокли вручную. Дурь, конечно, но зато руководство предприятия могло отчитаться о успешном внедреннии робототехники и получить нехилую премию. Похожее увлечение наблюдается и сейчас. При этом многие забывают, что каналы передачи данных используемые в аппаратуре дистанционного управления в основном беспроводные, а следовательно могут быть легко подавлены средствами РЭБ, после чего все эти беспилотники становятся бесполезными игрушками. И хорошо, если только бесполезными. Ведь если удастся вскрыть коды управления (что не такое уж трудное дело при современной "кибениматике"), то эти игрушки могут начать стрелять и по своим хозяевам. Я к чему? А к тому, что тщательнее нужно с этой робототехникой, ибо чревато. Одно дело посылать какой нибудь "Предатор" в глухую афганскую провинцию и другое дело когда на этого "Предатора" есть серьезное ружжо и капканы
    1. профессор 2 ноября 2012 11:02
      А к тому, что тщательнее нужно с этой робототехникой, ибо чревато.

      С точностью наоборот. От дружественного огня в ЦАХАЛе погибло 25% от всех павших. Другие армии не публикуют такие данные. Роботу легче опознать своих и чужих и в панике он не начнет палить по чем попало.
      1. gregor6549 3 ноября 2012 13:19
        И как этот самый робот будет это опознавание/распознавание производить? Неужто на каждого солдата будут устанавливать автоответчики системы госопознавания? Все же нужно совмещать безудержный оптимизьм с суровым рализьмом, уважаемый Профессор. Да и со знанием возможностей современных военных технологий
  9. Temnik1 1 ноября 2012 18:41
    Ещё в СССР была серия малых радиоуправляемых тральщиков.
    Не помню серию

    Ещё в СССР была серия малых радиоуправляемых тральщиков.
    Не помню название серии...
    Temnik1
  10. Bugor 1 ноября 2012 18:41
    Насчет "роботизирования" верно!. Сам был свидетелем на Челябинском радиозаводе...
  11. Армата 3 ноября 2012 23:36
    В своде морских законов четко прописано. Если в море встречается корабль без экипажа то он является собственностью страны его нашедшей. Во блин сколько у кого то флота поприбавится если поставить оборудование которое может сигнал перехватить. laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня