Экспериментальные истребители серии Е (часть-2) Е-8 – опережающий время

72
В 2000 году, когда широкой авиационной общественности был продемонстрирован новый истребитель МиГ 1.44 МФИ (многоцелевой фронтовой истребитель), который являлся опытно-экспериментальным российским прототипом истребителя 5-го поколения, многие знатоки авиации отметили, что компоновка машины в чем-то напоминает серийный американский истребитель F-16. В то время лишь немногие авиационные специалисты, представлявшие старшее поколение, отметили, что это не совсем так. Новый российский истребитель действительно имеет сходство с F-16, но в то же время американский истребитель повторяет внешние черты опытного микояновского истребителя Е-8, который появился на свет практически на 15 лет раньше F-16. Экспериментальный истребитель Е-8 еще в 60-е годы являлся самолетом, который на много лет опережал свое время.

Опытный истребитель-перехватчик Е-8 разрабатывался как глубокая модернизация серийного истребителя МиГ-21ПФ, однако имел такое количество новых конструкционных особенностей, что ему уже на начальном этапе проектирования в 1960 году решено было присвоить будущий индекс МиГ-23. Первоначально планировалось, что новый истребитель заменит в производстве МиГ-21П и будет массовым самолетом. Создание новой машины велось в соответствии с решение комиссии ВПК от 30 мая 1960 года о разработке истребителя-перехватчика МиГ-23. Данный самолет был развитием МиГ-21ПФ, оснащенным новой системой вооружения С-23, разработанной на основе РЛС «Сапфир-1», инфракрасного пеленгатора «Спектр», а также двух ракет К-23 с увеличенной дальностью полета. Новый истребитель Е-8 предназначался для уничтожения воздушных целей как в передней, так и в задней полусферах в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.
Экспериментальные истребители серии Е (часть-2) Е-8 – опережающий время
МиГ 1.44 МФИ

Главной проблемой при модернизации самолета было то, что диаметр антенны РЛС «Сапфир» в своем первоначальном варианте существенно превосходил диаметр антенны РЛС ЦД-30Т, именно поэтому разместить ее в носовом конусе серийного истребителя МиГ-21 было невозможно. Данный факт привел к перекомпоновке не только носовой части фюзеляжа, но и всего истребителя в целом. От базовой модели, за исключением оперения, крыла и основных опор шасси (и то не в полном объеме), почти ничего не сохранилось. Более того, возросший взлетный вес нового самолета потребовал установки на него более мощного по сравнению с Р-11Ф-300 двигателя, новый самолет нуждался в силовой установке с тягой минимум на 800-1000 кгс больше своего предшественника. При этом новый двигатель должен был обладать габаритами предыдущего, для того чтобы спокойно занять его место.

Интересен тот факт, что новый двигатель был создан не «родным» ОКБ-300 С. К. Туманского, а КБ при серийном заводе, возглавляемым Н. Г. Мецхваришвили. При этом конструкторы применили метод малых приращений основных параметров базовой модели авиадвигателя: по чуть-чуть увеличили диаметр проточной части компрессора и частоту вращения, повысили степень сжатия, изменили профиль лопаток, использовали новые жаропрочные сплавы для изготовления лопаток турбины. Новый двигатель получил обозначение Р-21Ф-300 (также достаточно распространенно его упрощенное наименование Р-21-300). Данный двигатель имел те же системы, что и Р-11Ф-300, включая противообледенительную систему входной части, кислородную подпитку пусковых воспламенителей (позволяло добиться увеличения высотности запуска). При этом его вес и габариты изменились незначительно.
Экспериментальный истребитель Е-8

Новый двигатель успешно прошел стендовые испытания: все требуемые по проекту характеристики были получены уже на 3-м экземпляре авиадвигателя. Создателям удалось повысить его тягу на максимальном режиме работы с 3950 до 4700 кгс, а в режиме форсажа с 6175 до 7200 кгс. Благодаря этому, при взлетном весе истребителя Е-8 6800 кг его тяговооруженность могла превысить единицу.

Среди основных аэродинамических особенностей экспериментального Е-8 можно было выделить три наиболее существенных. Первая – необычный вид воздухозаборника. Вторая – складывающийся во время выпуска шасси подфюзеляжный гребень, который впоследствии использовался на серийном истребителе МиГ-23. Третья – наличие переднего горизонтального оперения (ПГО или «дестабилизаторов») с размахом в 2,6 метра, при этом ПГО не имело механизма управления. На дозвуковых скоростях полета истребителя переднее горизонтальное оперение находилось в свободном флюгерном режиме, а на сверхзвуковых скоростях полета при М>1,5 оно фиксировалось параллельно строительной горизонтали истребителя, что позволяло сдвинуть фокус машины вперед, компенсируя его смещение назад при переходе скорости звука. Данное решение позволяло повысить коэффициент подъемной силы более чем в 2 раза на скоростях, которые соответствовали или превышали М=1,5, и в 2 раза – на скоростях равных М=2,0. На скорости в 2 «маха» на высоте 15 км максимальная допустимая перегрузка должна была вырасти с 2,5 до 5,1, что являлось свидетельством улучшения маневренных качеств машины.

Еще одной новинкой истребителя Е-8 было то, что все топливные баки в фюзеляже были уже не резиновыми (вкладными) баками, как на всех существовавших до этого серийных модификациях МиГ-21. Новые баки входили в конструкцию самолета и в дальнейшем получили распространение на всех без исключения истребителях ОКБ «МиГ». В общей сложности экспериментальный истребитель Е-8 мог принять в свои баки – 5 фюзеляжных баков-отсеков, а также 4 крыльевых бака – 3200 литров топлива. Помимо этого на истребителе Е-8 была создана система сдува пограничного слоя с закрылков во время посадки.

Также на истребителе была смонтирован система спасения «СК», созданная в ОКБ А. И. Микояна. Но, если на первых серийных истребителях МиГ-21 в процессе катапультирования выход кресла из кабины пилота осуществлялся таким образом, что летчик защищался от встречного воздушного потока фонарем кабины, то на Е-8 фонарь уже не защищал пилота (он откидывался набок и сбрасывался отдельно). По этой причине катапультирование было ограничено скоростью в 800 км/ч.

Основные отличия истребителя Е-8 от МиГ-21ПФ:

- новая силовая установка на основе Р-21Ф-300 со всережимным двухстворчатым соплом;
- новые головная и хвостовая часть фюзеляжа, топливные баки самолета (впервые в практике ОКБ) были частью конструкции фюзеляжа;
- наличие плоского подфюзеляжного воздухозаборника с регулируемым вертикальным клином;
- хвостовое оперение и крыло с серийного истребителя МиГ-21ПФ с доработками под новый фюзеляж и стыковку с ним;
- фонарь козырькового типа с открытием в сторону, смонтировано сидение СК-3, система спасения пилота реализована без защиты фонарем кабины;
- установлено переднее горизонтальное оперение (дестабилизатор), горизонтальное оперение опущено на 150 мм;
- один тормозной щиток снизу;
- отклоняемый подфюзеляжный гребень;
- на пилоне под фюзеляжем мог устанавливаться 1 ПТБ емкостью 600 л.

К сентябрю 1961 года проект нового истребителя Е-8 был полностью готов, но создатели комплекса С-23 не сумели вовремя передать для испытаний ни ракеты, ни РЛС, поэтому на Е-8 было решено временно установить обычную систему вооружения ЦД-30ТП, две серийные ракеты К-13 и инфракрасный визир «Самоцвет». Пушечное вооружение на экспериментальном истребителе предусмотрено не было. При этом истребитель начали обозначать, как МиГ-21М. Всего было собранно два летных экземпляра машины: в январе 1962 года был готов Е-8/1, а в мае того же года – Е-8/2.

На обоих прототипах вместо РЛС были смонтированы их габаритно-весовые макеты и КЗА. Первый полет истребителя Е-8/1 состоялся 17 апреля 1962 года, самолет поднял в воздух Г. К. Мосолов, летчик-испытатель ОКБ-155. В этом и последующих испытательных полетах, помимо определения характеристик управляемости и устойчивости истребителя, снятия высотных и скоростных показателей, отрабатывался механизм ПГО, уточнялись алгоритмы управления воздухозаборником, а также решались другие задачи. В целом новая машина обнадеживала создателей. В то же время все портила ненадежность новой силовой установки. Практически в каждом полете фиксировались перегревы, помпажи и т.п. Не менее 6 раз двигатель истребителя самопроизвольно останавливался.

11 сентября 1962 года во время выполнения 40 полета истребитель Е-8/1 потерпел аварию и разбился в 60 км юго-восточнее аэродрома ЛИИ. Двигатель истребителя разрушился на высоте 10 000 метров при скорости, которая соответствовала М=1,7. Осмотр обломков разбившейся машины показал, что причиной катастрофы стало разрушение диска 6-й ступени компрессора. Осколок данной ступени пробил корпус авиадвигателя и повредил топливный бак и обе гидросистемы, что привело к потере управления машиной и пожару. После этого осколок ударил по правому элерону, разрушив его и пустив самолет в спиральное падение. Летчик-испытатель Мосолов смог катапультироваться из перевернутого истребителя на высоте около 8 километров, повредив при этом ногу и руку. В момент приземления он был еще больше травмирован. Летчик был найден лишь через 2,5 часа после аварии и в тяжелом состоянии госпитализирован. Врачам с трудом удалось спасти летчику-испытателю жизнь.

29 июля 1962 года впервые поднялся в воздух Е-8/2, который пилотировал А. В. Федотов. К 4 сентября на данном истребителе было выполнено 13 испытательных полетов по снятию лётных характеристик с подвеской макетов ракет К-13, отработке силовой установки, исследованию тряски дестабилизатора. На самолете был достигнут практический потолок в 19 650 метров, а также максимальная скорость в 2050 км/ч на высоте в 15 000 метров. Однако после потери первого экземпляра истребителя полеты на Е-8/2 были прекращены. Через некоторое время из-за отсутствия надежности двигательной установки, а также из-за того, что зеркало новой РЛС «Сапфир» удалось значительно уменьшить и вписать в конус серийного истребителя МиГ-21, проект был закрыт. Долгое время после этого истребитель Е-8/2 простоял без дела на летной станции ОКБ в Жуковском, после чего был использован для проведения наземной отработки ряда элементов будущего истребителя МиГ-23.

Новый истребитель можно было довести до требуемого уровня надежности, но в тот момент времени в ОКБ уже полным ходом велась работа по проектированию совершенно нового истребителя МиГ-23, который оснащался крылом изменяемой стреловидности. В то же время фактически в самом начале 1960-х годов новый истребитель Е-8 мог стать машиной маневренного воздушного боя, аналогичной современным истребителям F-16 и МиГ-29

Тактико-технические характеристики Е-8:

Размеры: размах крыла – 7,15 м., длина – 16,9 м.
Площадь крыла – 23,12 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 800 кг., максимальная взлетная – 8200 кг.
Тип двигателя – ТРДФ Р-21Ф-300, тягой 7 200 кгс.
Максимальная скорость – 2230 км/ч. (М=2,1).
Практический потолок – 20 300 м.
Время набора высоты – 18 000 метров – 5,9 мин.
Вооружение: точки подвески – 2, УР воздух-воздух Р-3С или Р-23Т.
Экипаж – 1 человек.

Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4573-istrebitel-perehvatc.html
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/e8.html
- http://ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 ноября 2012 09:01
    Да, жаль, что работы над капризными и тупиковыми, но "остромодными" тогда "раскладушками" похоронили этого красавца. Сколько сил, средств и жизней испытателей было угроблено на изменяемую стреловидность, чтоб потом вернуться к крылу-трапеции при интегральной компоновке ( МИГ-29 и Су-27). Но что поделаешь, это сейчас очевидно, тогда это казалось прорывом в аэродинамике...
    Так же новые исследования и открытия похоронили и обратную стреловидность, с которой столько носились, да и вся компоновка "а-ля" Ф-16 устарела, наш ПАК-ФА тому доказательство.
    А тогда упустили серьезный и недорогой шанс прокачать проверенную машину до новых возможностей....
    1. kPoJluK2008
      +1
      3 ноября 2012 14:11
      Изменяемая стреловидность была необходима на тот момент. Просто технически не было разработано ничего совершенней, но схемы статической неустойчивости было еще 20 лет...
      Да и в бомбардировочной авиации, лучше пока ничего не придумали...
  2. Kazak_30
    +10
    1 ноября 2012 10:45
    Сижу и смотрю по вечерам цикл "Крылья России" там от самого начала и до сегодняшних лет про авиацию. И в конце каждой серии думаю какую страну прос*али... Сколько задумок сколько технических решений. Первый реактивный лайнер сделали мы... Как много было создано что летает до сих пор, а сейчас все наше Г. давайте закупать у запада. куда мы идем?
    Я согласен что раньше мы так и делали, покупали, копировали, доделывали и производили! Но почему бы так не сделать в нашем автопроме в военном плане у нас все хорошо, а наши бонзы за откаты готовы все похерить...
    Накипело!
    1. +3
      4 ноября 2012 18:00
      Цитата: Kazak_30
      Накипело!

      Не просто накипело брат, а вже хочется с шашкой к этим бонзам подходить и разваливать каждого от головы до жопы, как они из за своей сучей жадности все то немногое что ещё хорошего осталось разваливают.
  3. Splin
    +2
    1 ноября 2012 12:10
    Китайцы довели "до ума " восьмерку в виде FC-1(JF-17). Америкашки считают их самолет на уровне F-16B.

    1. Бурелом
      0
      1 ноября 2012 12:51
      Может все же Chengdu J-10, а не FC-1(JF-17)?
      1. Splin
        +3
        1 ноября 2012 13:35
        J-10 это увеличенный израильский самолет Lawi, который они разработали на основе Миража не приняли на вооружение и продали китайцам всю документацию.

        А будущий FC-1 китайцы купили в начале 90-х у микояновцев. Проект "восьмерки" не закрывали. Он шел до начала 80-х,вместе с МиГ-29. Потом предпочтение отдали второму.
        1. Инсургент
          0
          2 ноября 2012 15:43
          На основе миража был разработан кфир а не лави
          1. Splin
            +1
            2 ноября 2012 16:04
            Kfir С.2 (Кефир) был чистым клоном Миража , созданный Израилем, на основе свиснутых во Франции документов. Lavi же его дальнейшая разработка более продвинутая, хотя я могу и ошибаться. Но его не создали полностью с нуля а применили старую основу. Хотя, самого главного китаезам не продали. Без нормальной Системы управления полетом ( американского производства) их J-10 не особо классно летает.
            1. Инсургент
              -1
              2 ноября 2012 17:09
              Ну чего ты так решил у тебя есть данные,или может с тобой конструктор поделился
              1. Splin
                +1
                2 ноября 2012 17:25
                О папе-Мираже? Я это читал давно, потому и говорю - могу ошибаться. В 90-х у нас не было еще Интернета.
  4. +3
    1 ноября 2012 13:30
    Теперь понятно с чего Еврофайтер (Eurofighter) слизан. Новое, это хорошо забытое старое.
    1. Splin
      +3
      1 ноября 2012 13:49
      Еврофайтер сделан по аэродинамической схеме "утка", в которых нет хвостовых горизонтальных рулей, а Е8 имеет нормальную аэродинамическую схему (вариант ""треуголка").
      1. +1
        1 ноября 2012 17:50
        Схема утка использована в Еврофайтере только потому, что такая схема лежит в основе большинства самолетов французской фирмы Дассо, включая последний Рафаль, и за многие годы отработана до мелочей. Все остальные европейские фирмы принимающие участие в разработке и производстве Еврофайтера такими удачными конструкциями, пригодными для истребителя, похвастать не могут. Кстати, Е8 имел не совсем "нормальную" схему/ Это была комбинация утки с нормальной треуголкой тоже неплохо отработанной МИГом а вот воздухозаборник Е8 был для того времени действительно новым. Кстати у МИГа есть и другой самолет , МИГ25, который с удовольствием слизали уже не европейцы а американцы, создавая свой Ф15.
        1. Splin
          +1
          1 ноября 2012 18:10
          Немного не так. Французы использовали на все своих самолетах схему "бесхвостка". Там эллероны высоты выполняли роль рулей. Очень удачная схема с устойчивым аэродинамическим эффектом. Схему "утка" практиковали всегда шведы. "Рафаль" и "Еврофайтер" строятся по такой схеме для улучшения манервенности. Они буквально могут кувыркаться в воздухе. А вообще без компьютера они не устойчивы как "Черный ястреб" америкашек. Вы хоть одно видео или фотографию видели чтобы китайский J-10 выполнял фигуры высшего пилотажа? У них проблема с курсовым компьютером.Насчет 25-го если американцы сделали подобные воздухозаборники, то только визуально. Беленко угнал самолет в сентябре 76-го, а F-15 поступил в строй в марте на полгода раньше. А еще в 75--ом он взял 8! мировых рекордов.
          1. +1
            2 ноября 2012 11:35
            То что вы сказали никак не противоречит тому что писал я . Тем более в моем посте ни слова о китайском самолете не было.
            По поводу Ф15 еще в конце 60х т.е. задолго до Беленко, в ряде зарубежных публикаций американцы открыто признавали что в основу конструкции планера Ф15 положена схема планера МИГ25.
            МИГ25, угнанный Беленко стал для американцев шоком совсем в другом плане . Они не ожидали что на таком внешне могучем самолета стоит такая хилая авионика. Правда они оценили то, что в планере МИГ25 использованы стальные листы соединяемые сваркой а не традиционной клепкой, что позволяло элементарно ззаваривать трещины и другие повреждения планера МИГ25 в полевых условиях. И последнее. Угон самолета обошелся СССР в очень солидную суму т..к. пришлось срочно менять все наземное и бортовое оборудование систему гос. опознавания воздушных объектов используемую в СССР.
            1. Инсургент
              0
              2 ноября 2012 19:39
              не совсем так американцы не слизывали у мига схему
              1. 0
                4 ноября 2012 17:56
                Посмотрите этот ролик http://www.youtube.com/watch?v=qcO2HczBKoE&feature=g-vrec
                Может он Вас убедит больше, чем я
            2. алекс 241
              +1
              2 ноября 2012 20:33
              Георгий,сколько я ни читал материалов по угону,но однозначного отношения к нему ни у кого нет.Слишком много темных пятен.А систему распознавания и так собирались менять,и без угона самолета.
          2. +2
            2 ноября 2012 20:30
            Цитата: Splin
            Там эллероны высоты выполняли роль рулей

            Прошу прощения, но не существует такое понятие- "элерон высоты". Элероны, при случае, могут играть роль рулей высоты (при одновременном отклонении вверх или вниз), а так - элероны выполняют функцию управления кренами.
            1. Splin
              0
              2 ноября 2012 20:33
              Я знаю - описался. Получилось 2в1 -ом. Но все равно то поняли о чем речь.
            2. алекс 241
              0
              2 ноября 2012 20:37
              Сереж может сплин хотел написать элевоны?
              1. +1
                2 ноября 2012 20:46
                Ну да, элевоны. Я просто поправляю. Не все владеют терминами, надо поправлять.На Миражах элевоны, на Еврофайтерах - ПГО (переднее горизонтальное оперение). Всегда расшифровываю, для не связанных с авиацией. А то, иногда, спецы как начнут непонятными словами ругаться - святых выноси!
                1. алекс 241
                  0
                  2 ноября 2012 20:49
                  Точно Сереж,я как то почитал ветку где подводники общаются bully вот где слог,терминология конечно,у нас даже по проще wink
                  1. +1
                    2 ноября 2012 20:55
                    Ну, да. УНТ, интерцепторы, элевоны, элероны, кабрирование... много еще придумать можно!
                    1. алекс 241
                      +1
                      2 ноября 2012 20:57
                      Так что будем проще Сереж,ручку на сэбэ и в хмару bully
          3. Splin
            +2
            2 ноября 2012 20:48
            Цитата: Splin
            Там эллероны высоты выполняли роль рулей.

            хотел написать так "Там элероны выполняют роль рулей высоты"

            Как правильно заметил Алекс - это элевоны.
            1. +2
              2 ноября 2012 20:57
              Да, Вы не огорчайтесь, со всеми бывает. В тонкостях только спецы разбираются (с трудом, правда)!
              1. алекс 241
                +1
                2 ноября 2012 21:04
                Все зависит от полноты налитого стакана drinks
                1. +1
                  2 ноября 2012 21:44
                  А также от объёма стакана. Извиняюсь если помешал.
              2. +1
                2 ноября 2012 21:05
                ССИ,
                Сергей у меня вопрос, возможно знаешь: в конце 80х у нас построили цех по ремонту двигателя изделия Е, завезли оснастку, но союз распался,что это за двигатель и для какой машины?
                1. +4
                  2 ноября 2012 21:11
                  Цитата: igor67
                  в конце 80х у нас построили цех по ремонту двигателя изделия Е

                  Индекс "Е" имели ВСЕ опытные самолеты, испытания которых проводились в Жуковском и ЦАГИ. Поэтому.... надо знать еще и номер: Е101 или еще как.
                  1. +1
                    2 ноября 2012 21:15
                    ССИ,
                    Не успели узнать, союз раз валился раньше, успели только принять цех к эксплуатации, единственное помню , что ложемент двигателя на много больше ложемента под НК12
        2. +1
          2 ноября 2012 11:58
          Привет всем Все на свои места расставило время От этого пришлось-бы все таки отказаться дальше не просматривается прорывные идеи Так бы и толклись бы вокруг или около 21 и его конфигурации,Мы были-бы в еще в худшем положении, Вспомните после развала страны первым долгом убрали практически все однодвигательные самолеты, Я туда отправил еще одного кровопийцу СУ-24 он слишком дорого обошелся , Сколько погибло летчиков, на нем в мирное время,Да если память не изменяет он и испытателей не мало отправил в мир иной,, А 25 это действительно новое качество, МИГ-29 МИГ-31 МИГ-35, Есть еще задел, А СУ-27 действительно выбрал все продолжения нет Следующие уже совсем другие, Он шедевр научной мысли, Все расставило по своим местам время ,
          1. Splin
            +2
            2 ноября 2012 12:35
            Цитата: igor.borov775
            Вспомните после развала страны первым долгом убрали практически все однодвигательные самолеты,

            Схему компоновки с одним двигателем убрали зря. В армии должны быть и легкие и тяжелые истребители. МИГ-29 ну никак нельзя назвать легким. В Союзе это поняли и дали задание на С54-56
        3. Splin
          +2
          2 ноября 2012 12:19
          То что вы сказали никак не противоречит тому что писал я .

          Вот шведская "утка" вот французская "бесхвостка".


          Ничего общего с "восьмеркой" нет. "Евврофайтер" вообще разрабатывали итальянцы, англичане и немцы.
          В ней обычное треугольное крыло. А то что носовые рули поставили для увеличения маневренности, так это идея была не нова. Ну не являемся мы пионерами в этих областях! А оно даже к лучшему. Мы создаем уже совершенные образцы, чем забугорные опытные.
  5. admiral993
    0
    1 ноября 2012 15:36
    ой gbljhfcs! Такой самолет,как обычно, ghjt,fkb!!
  6. strelok107
    -1
    1 ноября 2012 19:14
    Китайский J-20 говорят с нашего МФИ скопировали
  7. maxiv1979
    +2
    1 ноября 2012 19:33
    Цитата: Splin
    Немного не так. Французы использовали на все своих самолетах схему "бесхвостка". Там эллероны высоты выполняли роль рулей. Очень удачная схема с устойчивым аэродинамическим эффектом. Схему "утка" практиковали всегда шведы. "Рафаль" и "Еврофайтер" строятся по такой схеме для улучшения манервенности. Они буквально могут кувыркаться в воздухе. А вообще без компьютера они не устойчивы как "Черный ястреб" америкашек. Вы хоть одно видео или фотографию видели чтобы китайский J-10 выполнял фигуры высшего пилотажа? У них проблема с курсовым компьютером.Насчет 25-го если американцы сделали подобные воздухозаборники, то только визуально. Беленко угнал самолет в сентябре 76-го, а F-15 поступил в строй в марте на полгода раньше. А еще в 75--ом он взял 8! мировых рекордов.



    грамотно, добавить нечего
  8. maxiv1979
    0
    2 ноября 2012 06:32
    к сожалению, школа потеряна, нужно 15 лет для восстановления
  9. +4
    2 ноября 2012 20:15
    А я по традиции отмечусь в теме авиа-артом в тему... smile

    МиГ-23Е-8. Как оно могло быть, если...
    1. алекс 241
      +3
      2 ноября 2012 20:25
      Будни сельско хозяйственной авиации
    2. +2
      2 ноября 2012 21:10
      И еще один вариант арта с МиГ-23Е-8...
      Как хорошо видно он практически повторяет фото истребителя один в один (с возможно минимальными изменениями). Впрочем, это нормальная и распространенная практика художников рисующих технику (и не только авиационную) брать за основу для своих работ фотоснимки...
    3. +1
      4 ноября 2012 18:36
      Спасибо дорогойChicot 1,
      Цитата: Chicot 1

      МиГ-23Е-8. Как оно могло быть, если...
  10. алекс 241
    +3
    2 ноября 2012 20:23
    Василий согласно сложившейся традиции отвечаю good :

    Актуальное bully .............
    1. +2
      2 ноября 2012 20:57
      Александр good
      И таки и я тоже шарахну по такой теме... wink laughingггГ
  11. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 21:05
    А мы вот так Василий. wink
    1. +2
      2 ноября 2012 21:18
      Летающие коровы это конечно сурово!.. Но гораздо сподручнее бомбить с гусеничных паровозов... wink
      1. +2
        2 ноября 2012 21:41
        Сподручнее бомить со всего, что долетит до объекта бомбардировки.
  12. алекс 241
    +3
    2 ноября 2012 21:24
    Заготовке кормов,партийную заботу wink
    1. +1
      2 ноября 2012 21:39
      Жаль борт, не стоит эта стая товарищей его.
      1. алекс 241
        +2
        2 ноября 2012 21:44
        Володь,не переживай никто не пострадал.наши же за штурвалом.Лишнее подтверждение,рожденный ползать уйди со взлетной полосы.Я тебе сейчас хотиловские фотки скину.
        1. алекс 241
          +1
          2 ноября 2012 21:47
          ...........................................................................
          1. +1
            2 ноября 2012 23:24
            Спасибо, знакомо. Это со стороны МИГ-25-го на постаменте, со стороны городка.
            1. алекс 241
              +1
              2 ноября 2012 23:30
              Володь,да было бы за что.
    2. +2
      2 ноября 2012 21:49
      Кадр из фильма "Оружейный барон" (если не ошибаюсь) с Николосом Кейджем в главной роли... smile
      Ну, как заметил уважаемый v53993, бомбить сподручнее со всего, с чего долетит... Извольте... wink
      1. алекс 241
        +2
        2 ноября 2012 21:54
        Вот Вам экипаж бомбардировщика.
        1. +1
          2 ноября 2012 22:00
          Отличный экипаж!!! Сразу видно, в хорошей форме... точнее с хорошими!...
          А это перехватчики, которые летят ему навстречу...
          1. алекс 241
            +1
            2 ноября 2012 22:02
            Но бомберов больше.
            1. +2
              2 ноября 2012 22:17
              Зато у перехватчиков спонсор круче... bully
              1. алекс 241
                +2
                2 ноября 2012 22:19
                А у drinks нас экипаж.
                1. +2
                  2 ноября 2012 22:32
                  drinks
                  Да, экипажи у вас конечно о-го-го, зато у нас технари ни-фиго-себе!.. laughing
                  1. алекс 241
                    +2
                    2 ноября 2012 22:34
                    Ну ничего себе,у нас технари-кремень.
                    1. +2
                      2 ноября 2012 22:39
                      Самолёт не наш, да и технарь, до неприличия чистый.
                      1. алекс 241
                        +4
                        2 ноября 2012 22:42
                        Вов лучше наших технарей нет.На коленке что угодно разберут,и соберут.Огромное им спасибо,и поклон до земли.
                      2. +2
                        2 ноября 2012 23:07
                        Сам практически технарь, связист. Жили одной семьёй и ладили всегда.
                      3. алекс 241
                        +1
                        2 ноября 2012 23:12
                        Отличный полк,до сих пор вспоминаю. soldier
                      4. +2
                        2 ноября 2012 23:15
                        Вот это действительно на 1000 % соответствует действительности! И прелесть в том, что наши технари никогда не уйдут домой, не доделав своего дела! Настояшие мужики!!!
                      5. алекс 241
                        +2
                        2 ноября 2012 23:16
                        И главная русская сметка,всегда что нибудь придумают.Кулибины.
                      6. +2
                        2 ноября 2012 23:23
                        Опять Сань тебе 1 000. То, что придумают, сомнений никаких. И обычно даже не за "литр", а просто "за уважение". Это стоит всего! Согласись!?
                      7. алекс 241
                        +2
                        2 ноября 2012 23:29
                        За спасибо убьются,но сделают Сань,но шкалик поставить надо ради уважухи.
                      8. +2
                        2 ноября 2012 23:33
                        Конечно надо ставить, просто потому, что они одни звенья в цепи. На МУЖИКАХ ещё до сих пор и держится Русская армия!
                      9. алекс 241
                        +2
                        2 ноября 2012 23:42
                        И всегда держалась. soldier
                      10. 0
                        2 ноября 2012 23:46
                        Конечно!!! И слава нашим родителям, что воспитали нас МУЖИКАМИ!!! Сань, пока мы живы и на ногах, Родина на нас может рассчитывать в полной обойме!
                      11. алекс 241
                        +1
                        2 ноября 2012 23:50
                        А по другому никак,другой РОДИНЫ нет.
                    2. +2
                      2 ноября 2012 23:05
                      Неплохая мойка... Но у нас матчасть свирепей... angry laughing
                      1. алекс 241
                        +1
                        2 ноября 2012 23:10
                        Против нашей слабо. soldier
                      2. +1
                        2 ноября 2012 23:29
                        Страшненький... Зато наша матчасть завалит хоть кого! Даже шанцевым инструментом... bully
                      3. алекс 241
                        +2
                        2 ноября 2012 23:39
                        А лучше всего вот так,красиво и по русски.

                        ................................................................
                      4. алекс 241
                        +1
                        2 ноября 2012 23:39
                        ................................................................................
                        ..
                      5. +2
                        4 ноября 2012 16:52
                        Красиво и по русски, это хорошо... smile ... (1100)
            2. +1
              2 ноября 2012 22:20
              Похоже на клин усталый, на исходе дня.
              1. алекс 241
                +1
                2 ноября 2012 22:21
                Прилетит большой самолет,съест все маленькие,а потом умрет wink
        2. +1
          2 ноября 2012 22:18
          Помоему это бордель. Или я чего-то не понимаю?
          1. +1
            2 ноября 2012 23:09
            Скорее я не понимаю, извини.
            1. алекс 241
              0
              2 ноября 2012 23:11
              Да ничего страшного Володь.Просто прикалываемся.
  13. алекс 241
    +2
    2 ноября 2012 21:50
    ............................................................................

    может видел.не знаю.
    1. +2
      2 ноября 2012 22:09
      Сашь, это всё было у меня на глазах. Около часа ночи, дождь, дымка, высокий подход к полосе. После торца просто посыпался. После касания искры, пламя. Молодец Васильев (РП), дал команду на катапультирование. Кныш, командир полка, сказал ты что дурак делаешь. А он по-сути лётчиков спас. Только они вышли, даже не достигнув высшей точки выброса, как самолёт взорвался. До сих пор всё стоит перед глазами.
      А КДП я достраивал уже работая в ООО "ИНЖТРАССТРОЙ"
    2. 0
      2 ноября 2012 22:32
      Не видел, но от реального в Хотилово мало. Радиообмен обрезан. А там ещё были чудеса, с посадкой двух бортов в Андреаполе. Их там не ждали, включились только за 5 минут до посадки. Я там перед Хотилово служил 5 лет.
  14. алекс 241
    +2
    2 ноября 2012 22:11
    Володь,я на стаже у вас был в Громово 31вый упал,практически аналогичная ситуация.
    1. 0
      2 ноября 2012 22:14
      Ты мне об этом писал. Просто это всё произошло на глазах. Комиссий было больше, чем людей. Ну ты понимаешь.
      1. алекс 241
        +1
        2 ноября 2012 22:16
        Я знаю,такое впечатывается в жизньи память навсегда.
        1. +1
          2 ноября 2012 22:22
          Чтобы нам такого больше не видеть. А лётчикам не попадать в такие ситуации.
  15. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 22:23
    Тьфу тьфу тьфу Володь.Будем жить долго и счастливо.
    1. +1
      2 ноября 2012 22:36
      Не видел видео, но от реального в Хотилово мало. Радиообмен обрезан. А там ещё были чудеса, с посадкой двух бортов в Андреаполе. Их там не ждали, включились только за 5 минут до посадки. Я там перед Хотилово служил 5 лет.
  16. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 22:40
    Володь оно и понятно,полную версию радиообмена тяжело достать,но хоть так узнаем что произошло,а не из новостей.
    1. +1
      2 ноября 2012 22:45
      Все кинулись к самолёту сначала. Темно стали лётчиков искать. А самолёт горит, и пушка стреляет. Залегли все и выстрелы считали. Причём стрелял в сторону п. Борисовский, но никто не пострадал.
  17. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 22:47
    Офигеть Вов,я таких подробностей не знал.И даже обтекатель пушки открылся?
    1. +1
      2 ноября 2012 22:52
      Не знаю, что открылось, ведь я связист, но стреляла минут десять. Рядом со мной лежал зам. по ИАС. Он сказал когда можно вставать.
  18. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 22:58
    Вов скорее всего Бк рвался,пушка там разгружается на раз.
    1. +1
      2 ноября 2012 23:03
      Может быть, хотя он без ракет летал. А насколько я знаю только пушка не разрежается. Мне зам по ИАС сказал об этом когда в 200-х метрах от самолёта в землю носом лежали.
  19. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 23:05
    Да Володь,пушечный БК на самолете.Плюс пиропатроны в пилонах,
    1. +1
      2 ноября 2012 23:11
      Наверное так и было. Хорошо хоть лётчики приземлились на грунт, а не на бетонку.Только у штурмана был лёгкий перелом чего-то в районе ноги. Потом продолжил летать.
  20. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 23:14
    Это точно,Ато бы дали гвоздя об бетон,не приведи господь.
    1. +1
      2 ноября 2012 23:17
      Это точно, одно кресло об бетонку вдебезги. Повезло ребятам.
  21. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 23:18
    Вов бог любит авиацию.
    1. +1
      2 ноября 2012 23:20
      Согласен. И мы её любим. Дай им всем Бог мягких посадок!
  22. алекс 241
    +1
    2 ноября 2012 23:22
    Авиация -Мать родная.
  23. VLADIMIR700
    0
    8 ноября 2012 18:49
    Познавательная статья fellow

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»