Как Вашингтон заботится о китайских уйгурах

70
I. ETIM и ETESA

В понедельник китайские власти обратились ко всему международному сообществу, призвав его проявить «высокую бдительность» и заодно активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом. Поводом для столь пылкого заявления послужили действия уйгурских боевиков-исламистов на северо-западе провинции Синьцзян, где произошло столкновение их с правительственными войсками.

Информацию о столкновении в Синьцзяне подтвердил официальный представитель МИД КНР Хун Лэй, заявивший, что, что боевики находятся в «сговоре» с международными террористическими группами. Прямо «Аль-Каиду» он не называл, но сообщил в числе прочего:

«Это не только серьёзно подрывает национальную безопасность Китая, но и порождает угрозы для других стран мира и разрушает стабильность. Международное сообщество должно находиться в состоянии повышенной готовности и активизировать совместную борьбу против всех террористических организаций».


Анонимные должностные лица из Китая, ответственные за борьбу с терроризмом, параллельно заявили, что лидеры террористических организаций из так называемого «Восточного Туркестана» отправляют своих боевиков в Сирию — для участия в джихадизме.

Между тем правительство Китая поддерживает президента Асада в Сирии. Боевики же воюют на стороне «оппозиции», пытающейся создать в Сирии шариатское государство — взамен светского.

Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM) и Восточно-туркестанская ассоциация образования и солидарности (ETESA) в своей борьбе за «независимость» Синьцзяно-Уйгурского автономного района активизировались с 1990-х годов. Уйгурские мусульмане тюркского происхождения выступают там против китайцев. Начиная с мая 2012 года Исламское движение Восточного Туркестана и Восточно-туркестанская ассоциация образования и солидарности, выступая единым фронтом с «Аль-Каидой», посылают своих «бойцов» в Сирию, где эти парни за деньги и паёк воюют против правительства Асада. Считается, что в Сирию они проникают через турецкую границу, хотя турки это отрицают.

ETIM в Китае занимается наркоторговлей, а также торговлей людьми и оружием, кроме того, члены этой организации замешаны в ограблениях и похищениях с целью выкупа. ETIM — это сборище сепаратистов и преступников, в своё время бежавших из Синьцзяна и обучившихся за границей терроризму. Так утверждают китайские чиновники.

Что касается ETESA, то её деятельность направлена на «воспитание и обучение мусульман» в Синьцзяне и «их освобождение», которое будет достигнуто путём создания мусульманского государства.

II. Автономия и экстремизм

Бао Хонгбяо, сотрудник Академии социальных наук в Нинся, говорит, что мусульмане-уйгуры, которых репрессирует правительство в западной провинции Синьцзян, не сумели ассимилироваться с местным населением. Часть проблемы состоит в непреодолимых языковых различиях: уйгуры говорят на собственном тюркском диалекте и пишут арабской вязью. Кроме того, они имеют сильное стремление к автономии. Наконец, им присущ национальный экстремизм, что и объясняет «суровый» подход к ним китайского правительства.

«Некоторые уйгуры в Синьцзяне — экстремисты. Они желают отделиться от Китая», — считает Бао.


Алим Сеитов, президент Американской ассоциации уйгур, говорит, что правительство постоянно запрещает уйгурам исповедовать ислам. Кроме того, население хань в Синьцзяне, благодаря политике правительства, поощряющей миграцию на запад страны, резко возросло: с 6,7% в 1949 году до 40 процентов в 2008 году. Это способствовало разжиганию межэтнической розни — в том числе из-за проблемы ресурсов и рабочих мест.

Сеитов считает, что политика китайского правительства представляет собой как бы послание уйгурскому народу: откажитесь от своей веры, или вы будете обвинены в экстремизме, даже если просто будете выражать свои религиозные убеждения. Все эти меры, по мнению Сеитова, «ещё больше отдалили уйгур от китайцев — если только это вообще возможно».

В июле 2009 года в областной столице Синьцзяна Урумчи произошли беспорядки, в результате чего около 200 человек из хань и уйгур были убиты. Правительство Китая обрушилось на провинцию с репрессиями.

Правозащитная организация «Human Right Watch» бьёт тревогу: в то время как Пекин поддерживает мусульманскую религию, к примеру, в Нинся, это далеко не так в Синьцзяне. Здесь несовершеннолетним (до 18 лет) запрещено участвовать в исламской практике, и поэтому тысячи людей каждый год бывают задержаны за «незаконную религиозную деятельность».

Здесь строго запрещено отмечать религиозные праздники и изучать религиозные тексты в государственных учреждениях, включая школы. По сути, считают правозащитники, Синьцзян для Пекина относится к той же широкой категории политических проблем, как Тайвань или Тибет. Уже само требование отделения или автономии уже рассматривается в Пекине как угроза сохранению или жизнеспособности китайского государства.

«Религиозный экстремизм тесно связан с насилием и терроризмом, и бороться с ним — один из наших главных приоритетов», — заявляет пресс-секретарь правительства Хоу Хань.


Таким образом, китайские власти однозначно определяют сепаратистов-уйгур как врагов государства. Подливают масла в огонь сами уйгуры, склонные к национализму и терроризму.

И если правозащитники из «Human Right Watch», а заодно из «Amnesty International» требуют отстоять права уйгур, то в Вашингтоне к этому вопросу подходят, так сказать, двусторонне.

III. Двусторонний подход

Уйгурский вопрос — идеальный пример применения политики двойных стандартов США.

Как пишет Татьяна Каукенова, когда в 1990-х годах уйгурский сепаратизм усилился, Соединённые Штаты обратили внимание на Синьцзян: этот регион имеет важное стратегическое положение (общие границы с Афганистаном, Пакистаном, Россией и государствами Средней Азии). Сепаратизм в Синьцзяне получил в США официальное название «движения за национальное самоопределение». И никакого терроризма. B двойных стандартов тоже.

Воплощению в жизнь последних посодействовала дата 9/11. Военные кампании в Афганистане, а затем в Ираке потребовали единой логики по всему мировому пространству. Кроме того, Китай примкнул к борьбе с международным терроризмом, весьма своевременно заявив, что он в огромной степени подвержен террористическим атакам — как раз со стороны уйгурских сепаратистов, связанных с «Аль-Каидой».

И 26 августа 2002 года Госдепартамент США и официальный Пекин объявили, что Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM) отныне включено в список международных террористических организаций. 28 августа все финансовые активы данной организации на территории США были заморожены. Мало того, в соответствующем документе Госдепа утверждалось, что ETIM ответственна за все акты жестокости, совершённые за 11 лет на территории Китая. 11 сентября 2002 года и ООН включила ETIM в список международных террористических организаций — согласно резолюциям №1267 и 1390 Комитета по безопасности.

Кроме Исламского движения Восточного Туркестана, США не признала террористической ни одной сепаратистской группы в Синьцзяне. Здесь-то и проявились двойные стандарты американской политики. Дело в том, что поддержка Вашингтоном «мирной борьбы уйгурского народа за национальное самоопределение» отнюдь не прекратилась. Как оказалось, уйгурская карта для США удобна как потенциальный рычаг давления на усиливающийся Китай.

Т. Каукенова пишет:

«Также не является секретом дружественное отношение западных стран к представителям уйгурского освободительного движения. Основными центрами данной поддержки являются именно США и Германия. В 2005 году США приняли одного из наиболее активных борцов за национальное самоопределение уйгурского народа — Рабию Кадыр, которая учредила в Соединенных Штатах Международный уйгурский фонд прав человека и демократии и стала президентом Американской ассоциации уйгуров. После г-жа Кадыр была избрана президентом Всемирного уйгурского конгресса (ВУК).

Что касается возглавляемых Рабией Кадыр международных структур в поддержку уйгуров, то факт финансирования их правительством США секретом не является. Спустя неделю после беспорядков 5-7 июля 2009 года в Урумчи, в результате которых погибли 197 человек и более 1,6 тысяч получили ранения, официальный представитель госдепартамента США Иан Келли подтвердил, что Всемирный уйгурский конгресс принимал финансирование от Национального фонда доноров США в защиту демократии. Стоит отметить, что эти средства поступают в основном из Конгресса Соединенных Штатов. По данным «Жэньминь жибао», «Американская ассоциация уйгуров» получала каждый год от Национального фонда доноров США в защиту демократии в виде финансирования $215 тысяч. К слову, в июльской трагедии руководство КНР обвинило именно базирующийся в Штатах ВУК».


Причём прямого осуждения Китая в связи с кровавыми событиями июля 2009 года от официального Вашингтона не последовало. Рабия Кадыр настаивала на открытии консульства США в Урумчи («маяка свободы»), но её призыв пропал втуне.

В настоящее время в тюрьме Гуантанамо до сих пор сидят три уйгура (девятнадцать их соотечественников было переправлено в другие страны с 2008 года). Перед выборами 2008 года Обама обещал Гуантанамо закрыть, но это тоже из области двойных стандартов. Сейчас в этой тюрьме томятся 166 человек — хотя всех узников Обама обещал выпустить в течение трёх лет со дня инаугурации.

Таким образом, Барак Обама, кризисный президент, все эти годы раздумывал, как разыграть уйгурскую карту. Сейчас ясно одно: останется Обама у власти, или его сменит Ромни, США будут и дальше поддерживать «право на самоопределение уйгурского народа». Потому что ни Обама, ни Ромни не откажутся от роли лидера, которую Соединённые Штаты должны, по их мнению, и дальше играть на мировой арене. Бывшему гегемону трудно принять многополярный мир по доброй воле, и поэтому Китай для Америки сначала геополитический противник, а уж потом торгово-промышленный партнёр. Гегемон не терпит усиления соседей по глобусу, и потому будет потихоньку-полегоньку Китай изнутри раскачивать.

Что касается борьбы с терроризмом, то она, как и прежде, будет прекрасно иллюстрировать демократические подходы Госдепа. США не возражает против участия «Аль-Каиды» в войне против сирийского правительства, но официально «Аль-Каида» числится в главных врагах американского народа. Точно так же Вашингтон считает террористической организацию ETIM, но не возражает против борьбы уйгурского народа за самоопределение, в которой Исламское движение Восточного Туркестана задаёт тон.

Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ванёк
    +10
    2 ноября 2012 08:01
    Потихоньку начинают выяснять, что главные террористы есть - юнитед стэйтс оф таки америки.

    Олегу спасибо за работу.
    1. +2
      2 ноября 2012 08:15
      Цитата: Ванёк

      Потихоньку начинают выяснять, что главные террористы есть - юнитед стэйтс оф таки америки.

      Привет Иван,а что кому то было не понятно,кто главный завадила на планете Земля belay нет не одного конфликта,который бы прямо и косвенно не поддержал или разжег "миротворец" со звездно полосатым флагом.не важно.кто победит на выборах,суть не изменится,не может изменится.
      1. +1
        2 ноября 2012 08:28
        Цитата: Александр романов
        Привет Иван,а что кому то было не понятно,кто главный завадила на планете Земля нет не одного конфликта,который бы прямо и косвенно не поддержал или разжег "миротворец" со звездно полосатым флагом.не важно.кто победит на выборах,суть не изменится,не может изменится.

        Ну так деньги , бизнес и ничего личного! laughing
        1. 0
          2 ноября 2012 09:35
          Цитата: tronin.maxim
          Ну так деньги , бизнес и ничего личного!

          Да Максим,скорее именно бизнесс и ничего иного.
    2. +2
      2 ноября 2012 08:31
      согласен, с начала американцы создают организации затем объявляют её террористической и предлагают решение проблемы параллельно помогают этим организациям, получается каша которую расхлебывают все,что касается уйгуров то с момента принятия ислама они стали задирать соседей соседи их стали в ответ бить поэтому превратились в "притеснителей" и "угнетателей" "свободного" уйгурского и это относится ко многим народам исповедующих ислам
      преимущественно малым народам особенно на Кавказе как приняли ислам так началась война с неверными поскольку грабить соседей будучи христианином не сподручно а так отмазка воюем с неверными
      1. Guun
        0
        2 ноября 2012 08:58
        Ничего вы знаете об исламе.Изучите историю хотябы,раньше это было территорие Золотой Орды,1312—1342 гг хан Уз­бек принял ислам и сделал его госрелигией!Тогда и уйгуров то как наций небыло
        В 1279 гг, став правителем северо-запада Китая, Ананда обратил в эту религию 150 тыс. монголов, находившихся под его началом, и все население подвластной ему области (тангутов, китайцев), выходцев из Центральной Азии. Уже в XIV в. они образовали единую общность хуэй (кит. – «мусульмане») – жителей Китая, говоривших к этому времени в основном по-китайски.В Китае живет по неофициальным данным больше 100миллионов мусульман,а по официальным 65миллионов и 40000 мечетей.
        http://magazeta.com/chinese_culture/2011/06/21/islam/
        Китай так же многонационален,если кто видел северных китайцев и южных то поймет что это 2 разных народа.
        1. +1
          2 ноября 2012 11:34
          Guun Сегодня, 08:58
          Ничего вы знаете об исламе
          ---------------------------------------
          Знаю анекдот:
          "Требуем немедленно признать ислам религией мира и добра. Иначе всезаложники будут расстреляны"
          1. Бек
            0
            4 ноября 2012 18:01
            Гуину.

            Что-то вы Гуин совсем исторические факты извратили. Уйгуры как народ известен с давних времен. Это они внезапным нападением на ставку, рассыпали Первый тюркский каганат в 8 веке. Это они тюркские руны преобразовали в прописную тюркскую письменность. И Синьцзянь - Восточный Туркестан никогда не входил в состав Золотой Орды. Он входил в улус Чагатая, а затем в Моголистан.

            Окончательно Синьцзянь, в переводе с китайского Новая Граница, вошел в состав Китая в 1860 году, после подписания между российским императором и китайским богдыханом Пекинского трактата, Разграничившего сферы колониальных владений России и Поднебесной. России Семиречье - юго-восток Казахстана, Китаю Синьцзянь.

            С тех пор восстания уйгур за независимость вспыхивали регулярно. В 1946 году Синьцзянь был фактически освобожден от китайских войск. Пекин предложил руковоству освобительного движения встретиться в Пекине, чтобы обговорить независимость Синьцзяня. Предоставили для этого самолет. 16 руководителей восстания полетели на этом самолете в Пекин. В воздухе самолет взорвался. Обезглавленное движение за независимость, после этого, было подавленно. Народное движение снова активизировалось в 90 годах.

            Как всегда к освободительному движению, как главенствующей идее, примыкают самые различные политические силы. От религиозных ортодоксов до либеральных демократов. И пользуются они разными методами борьбы. Просвещенные силы ведут вооруженную борьбу против китайской армии и правительственных институтов Китая. Исламские ортодоксы применяют методы террора ко всему.

            Вот этих ортодоксов и признало правительство США за терористическую организацию. И в тоже время США поддерживают те силы уйгурского народа которые требуют независимости не применяя методов террора.

            Все правильно. И нет тут никаких двойных стандартов. США признают право уйгурского народа на независимость. И в то же время не признают взрывы автобусов с мирными жителями которые проводят исламские ортодоксы.

            Китайское же правительство усиленно протолкивает идею, что любое освободительное движение является террористическим. Этим закрепляя свое право на владение, силой, захваченного Синьцзяня. Поэтому Китай и поддерживает Асада. Так как Китай тоже готов применить методы Асада в отношении Тибета и Синьцзяня, если они восстанут. Чтобы мировое сообщество не могло резолюциями ООН вмешаться в возможное кровопролитие в Синьцзяне и Тибете, как это сейчас происходит в Сирии, где ООН не может принять действенных мер из-за табу Китая.
        2. borisst64
          0
          2 ноября 2012 12:55
          Китай с Тибетом разобрался, и с уйгурами сладит.
          1. Везучий
            +1
            3 ноября 2012 11:47
            Надо уйгурам помоч, там калашине на списание а им отдать пусть помучают Китай, а мы поанализируем на что способна на самом деле армия Китая!
    3. 0
      2 ноября 2012 10:04
      Цитата: Ванёк
      Потихоньку начинают выяснять, что главные террористы есть - юнитед стэйтс оф таки америки.


      А в чем тихость?
      Тут слепому видно, а глухому слышно откуда упырьё по всему миру волну разгоняет.
    4. +3
      2 ноября 2012 10:44
      ну штаты о наших оппозиционерах так же "заботятся" да и на Кавказе без их долларов точно не обходится... везде суются,подонки...
    5. Везучий
      0
      3 ноября 2012 11:46
      Я думаю у них тоже скоро исламисты ппоявятся!
  2. Lavrik
    +1
    2 ноября 2012 08:14
    Для России поддержать уйгуров в борьбе за независимость все равно, что согласиться с отделением от РФ некоторых субъектов федерации. И в отличие от США , в которых национальный вопрос решен уже давно "положительно" (индейцев истребили, а остатки загнали в резервации) для многонациональной России эта проблема остается важнейшей.
    1. +4
      2 ноября 2012 12:27
      Цитата: Lavrik

      Для России поддержать уйгуров в борьбе за независимость все равно, что согласиться с отделением от РФ некоторых субъектов федерации.

      Россияя уже создала прецедент когда позволила Косово отделиться(точнее силы не хватило остановить это)и второй раз когда сама отделила Южную Осетию от Грузию.2 прецедента .А от поддержки уйгуров не надо отказываться.Ни в открытой и яркой форме.Но все таки рычаги влияние стоилобы там поиметь.Потому что чтобы не говорили Дальними Востоку Китай является угрозой.И иметь рычаги влияние на Китай стоило бы.
      1. +3
        2 ноября 2012 14:21
        Службе безопасности КНР, вмешательство наших спецслужб будет известно и наши отношения попортятся, а китаезы в ответ могут начать финансировать антирусские группировки на Кавказе и Ср. Азии. В общем это ни нам, ни китайцам не нужно, а гипотетическая угроза нашему Д.Востоку устраняется хорошим состоянием РВСН.
        1. +4
          2 ноября 2012 20:08
          Цитата: хрыч
          а гипотетическая угроза нашему Д.Востоку устраняется хорошим состоянием РВСН.

          Она вовсе не гипотетическая.И тем более я не имел ввиду боевые столкновения,а тихий захват ДВ,когда китайцы без оружия потихоньку его заселяют.
    2. +1
      2 ноября 2012 15:58
      России не надо поддерживать уйгуров надо поддерживать техасцев- они давно хотят свою нефтяную республику laughing
  3. Guun
    +2
    2 ноября 2012 08:33
    Обстановка в Уйгурской автономий напряжена до предела.В 2009 году НОАК ввела небольшую армию в эту автономию,скажем прямо был мятеж уйгуров.По сми передавали не совсем полную картину,китайцы жестока подавили бунт чтобы остальным было неповадно а так же как предупреждение.Любые попытки мятежа НОАК будет подавлять быстро и жестока.Для нас с вами столкновение с НОАК приведет к плачевному результату.Об армий Китая знаем немного,но подлые блицкриги они устрайвают умело (вспомним индо-китайски конфликт)
    1. 0
      2 ноября 2012 09:10
      Цитата: Guun
      Для нас с вами столкновение с НОАК приведет к плачевному результату.

      А при чем тут наше столкновение с НОАК?
      1. Guun
        0
        2 ноября 2012 09:14
        При том что в недалеком будущем это случится.
        1. 0
          2 ноября 2012 10:40
          Хе хе, еще один "стратег" и "аналитик". Абы чего сказать, а чего неважно.
        2. +1
          2 ноября 2012 14:33
          При нынешнем состоянии РВСН, ни России, ни Казахстану война с Китаем не грозит, тем паче в Восточно-китайском море намечается заварушка из-за островов с залежами углеводородов.
        3. +2
          2 ноября 2012 17:44
          По какой-такой причине случится? По причине наличия этих глупых сказок о перенаселенности Китая и нехватки территории? тогда вероятнее ждать конфликта с Бельгией или Бангладеш. И даже с Украиной. Поскольку на Украине сельхоз "нагрузка!" на землю выше, чем в Китае примерно на треть.
    2. +4
      2 ноября 2012 10:35
      Соглашусь с Вами! Если и будет конфликт с КНР, то он будет просто бесчеловечно жестоким во всех своих проявлениях. Тут по любому придется идти на очень крайние меры, забыв о всяких там конвенциях, международных соглашениях и пресловутых правах человека.
      Мне к несчастью довелось наблюдать отдельные эпизоды подавления этого мятежа.(((( Если бы большинство из комментаторов хотя бы мельком увидели, какими средствами и методами устраняли "уйгурскую" проблему, то все эти зверства происходящие сейчас на Ближнем Востоке, показались бы им обычной детской забавой.
      1. +4
        2 ноября 2012 14:29
        Тут не барышни собрались, говорите подробности.
    3. akbarr
      +4
      2 ноября 2012 18:33
      Цитата: Guun
      Для нас с вами столкновение с НОАК приведет к плачевному результату

      Китайцы -не солдаты. Это крестьяне, не выигравшие ни одной войны. Не нужно раздувать в собственном сознании их якобы мощную армию. Сейчас не XIII век, и количество пехоты играет второстепенную роль.
      Китай- страна многоплеменная , и народности живут в "вынужденном" мире друг с другом. Случись какое мероприятие и каждый создаст свое государство.
  4. 0
    2 ноября 2012 09:11
    Вашингтон заботится о собственной ж..... , вешая лапшу всем остальным! А большинство остальных ведуться на эту хр....ь! Правдой их надо ставить на место, вот и весь ответ.
  5. +4
    2 ноября 2012 09:28
    Китайцы - суровые парни, они особо не церемонятся. Несколько лет назад уйгуры там уже бузили, так Пекин не стал заморачиваться и ввел войска. В итоге мятеж подавили так саказать: с крайне высокой степенью жестокости. С террористами только так и надо!
    Верно замечано в статье, что уйгуры склонны к сепаратизму и т.д., а на почве религии так вообще кому угодно шифер снесет. Если китайцы считают что ислам исиливает негативные процессы, то логично принять меры к сокращению его влияния.
    1. +1
      2 ноября 2012 10:43
      Китай в этом плане всегда был радикален. Проще сразу пресечь все попытки, чем потом расхлебывать последствия. Жертвы - это всегда чья то трагедия. Но позвольте, это не Китай начал. Китай выставил правила, эти правила нарушены - а ведь их предупреждали. "Вас же предупреждали" (слова доктора Ватсона адресованные Лестрейду).
    2. Petrospek
      0
      2 ноября 2012 16:41
      хорошая идея, может с нашего Кавказа и начнем, он рядом ведь, а?
  6. +3
    2 ноября 2012 10:18
    "Бао Хонгбяо, сотрудник Академии социальных наук в Нинся, говорит, что мусульмане-уйгуры, которых репрессирует правительство в западной провинции Синьцзян, не сумели ассимилироваться с местным населением."
    Здрасьте, уже уйгуры для китайцев не коренное население Восточного Туркестана. Наверное, он хотел сказать, тех уйгуров, которые не желают ассимилироваться переселяемыми сюда китайцами, с целью закрепления региона.
  7. +3
    2 ноября 2012 10:37
    А могло быть все по другому...
    Тем временем восстание Оспан Ислама-улы поддержали казахи, населявшие Алтай, Тарбагатай и Илийский округ. Советский консул писал Деканозову: «Возглавляемая Оспаном казахская группа при благоприятных условиях может сыграть решающую роль в деле подготовки нового казахского восстания на Алтае». Позже Сталин назвал Оспана-батыра «социальным бандитом», впрочем, в виду смены приоритетов центральной китайской власти в Синьцзяне именно на казахов и уйгур Москва сделала временную ставку. Оружием повстанцев Оспана Ислама-улы снабжали монголы — доставку одной из партий обеспечивал сын Сухэ-батора Дамдин. Весной 1944 года Оспан-батыр увел в Монголию несколько тысяч своих соплеменников, отказавшихся подчиниться требованиям властей, переселиться в южную часть Синьцзяна, причем отход прикрывала с воздуха монгольская и советская авиация.
    В 1943 году при содействии советской разведки была создана организация свободы Восточного Туркестана «Азат Ташкилаты». 8 ноября 1944 года подпольный Военно-Революционный комитет, заседавший в городе Кульдже, объявил о начале вооруженного восстания. Приказом Берии в декабре 1944 года был образован Отдел специальных заданий НКВД СССР. Главными задачами перед ним ставилось руководство и оказание помощи национально-освободительному движению мусульман Синьцзяна. Тогда же из числа местных жителей была сформирована группа людей прошедших спецподготовку в районе Медеу. Затем она была заброшена в Синьцзян, где приступила к созданию партизанских отрядов. Командиром одного из них был уроженец Джаркента татарин Фатых Муслимов, позднее он занял ответственный пост в военном ведомстве Восточно-Туркестанской республики.
    1. +2
      2 ноября 2012 11:36
      А потом слили Восточно- Туркестанскую республику
    2. Rockets
      0
      2 ноября 2012 16:03
      Цитата: болот
      А могло быть все по другому...

      НЕ МОГЛО!
      Всё правильно, но с одним нюансом. Борьба велась против ЯПОНЦЕВ.
      После капитуляции японцев, почти 4 года, велась, по сути, гражданская война.
      Которую выиграла КПК, при поддержки СССР
      А 1 октября 1949 года образовалась Китайская народная республика.
      1. +1
        2 ноября 2012 16:54
        Летом 1949 года гоминьдановцы в Китае были окончательно разгромлены, и на осень коммунисты назначили созыв Народного Политического Консультативного Совета с целью провозглашения Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун назвал революцию в трёх округах Синьцзяна частью китайской революции, и делегаты от Восточно-Туркестанской республики также были приглашены в Пекин. Делегация вылетела 27 августа, однако при перелёте через Гоби самолёт упал и разбился, пассажиры и экипаж погибли. В Пекин была отправлена новая делегация во главе с Сайфутдином Азизовым, которая согласилась на вхождение Восточно-Туркестанской республики в образуемую Китайскую народную республику.
        Цитата: Rockets
        Всё правильно, но с одним нюансом. Борьба велась против ЯПОНЦЕВ.

        Только японцев разгромили в 1945 году.
        1. +1
          2 ноября 2012 17:08
          12 ноября 1944 года в городе Кульдже была образована Восточно-Туркестанская республика (ВТР). Ее руководство, во главе с муллой Алихан-Тюре (Алихан Тура Сагони), узбеком по национальности, создавшим в 1943 году в Кульдже �Организацию свободы Восточного Туркестана�, было настроено антикитайски и промусульмански. В правительство вошли уйгуры Ахметжан Касымов, Хакимбек-ходжа, Рахимджан Сабирходжаев, татары Анвар Мусабаев и Набиев, казахи Урахан и Абдулхаир, русские эмигранты Иван Полинов и Фотий Лескин, калмык Фуча. 5 января 1945 года, на четвертом заседании Временного правительства ВТР, был принят �Манифест 9 пунктов�. Согласно этому документу, на территории Восточного Туркестана ликвидировалось господство китайцев, и создавалась суверенная республика с равенством прав всех национальностей, провозглашалась необходимость развития промышленности, сельского хозяйства, животноводства, частной торговли, повышения материального благосостояния народа. Правительство заявило о намерении поддерживать ислам, как религию большей части населения Восточного Туркестана, но при этом провозгласило свободу и защиту других религий. Декларировалось также развитие культуры, образования и здравоохранения; установление дружественных отношений со всеми демократическими государствами, а в особенности с правительством граничащего с Восточным Туркестаном СССР; установление связей с правительством Китая в экономической и политической областях; организация армии из представителей всех национальностей Восточного Туркестана; национализация банков, почт, телеграфа, леса и природных недр; ликвидация �вредных проявлений индивидуализма, бюрократизма, национализма, алчности и коррупции�.
          После ухода с политической арены Алихан-Тюре (он был арестован советскими органами безопасности, вывезен в СССР и до самой своей смерти в 1976 году жил в Ташкенте, где написал книгу о пророке Мухаммеде) Временное правительство было реорганизовано, и к власти пришли откровенно просоветские группы. Армия республики, насчитывавшая около 30 тысяч человек, находилась под советским контролем. Армия, главным организатором которой был министр Ахметжан Касымов, была создана в апреле 1945 года из отрядов партизан-добровольцев. В основном она состояла из уйгуров, китайцы в армию не призывались. Второй по численности национальностью в армии стали русские эмигранты. Армия насчитывала две пехотные дивизии и Отдельный кавалерийский полк, которым командовал бывший белый офицер полковник Фотий Иванович Лескин. Успешно действуя в Тарбагатайском и Алтайском округах, он сформировал на базе полка кавалерийскую бригаду и отдельный стрелковый батальон.//////////////
          В 1955 году ВТР окончательно прекратила свое существование как независимое государство, став китайской провинцией — Синьцзяно-Уйгурским автономным районом. Так в середине 1950-х гг., после смерти Сталина, завершился период советского влияния в Синьцзяне. Это совпало с выводом, по решению Хрущева, советских войск из Маньчжурии и передачей всех баз сухопутных войск и военно-морского флота СССР Китаю9. Тогда же были ликвидированы акционерные общества �Совкитметалл� и �Совкитнефть�. Из Синцзяна уехали советские специалисты, большинство русских эмигрантов и более 150 тыс. казахов, получивших при переселении помощь советского правительства.//////
  8. +1
    2 ноября 2012 10:38
    уйгуры есть и в казахстане,и помнится мне,в начале 90х,с казахами они были не очень дружны...
  9. tm70-71
    +2
    2 ноября 2012 10:44
    Уйгури живут и в Казахстане и в Киргизии,они и у нас не ассимилируются,скорее наоборот,живут отдельно,очень сплочённые,умны,я не встречал ни одного уйгура который бы говорил на русском с акцентом,т.есть,говорят на чистом русском языке,прекрасно зная свой,понимая все тюрские языки.Что касаемо своего государства,то оно уже было в 10 веки и простиралось от тувы до гималаев.Народ -созидатель,не менее древний чем те жи китйцы,очень религиозны.В заключении скажу,что и Казахстан и Кыргызстан в недалёком будущем ждут проблемы как с уйгурами так и с дунганами-это моё мнение,надеюсь оно ошибочно.
  10. +3
    2 ноября 2012 10:53
    Я вот одного не пойму, особенно Guun, мы сейчас что должны сделать? Мы сейчас должны в один голос сказать - ууу Китай плохой, что мы вообще знаем об этой проблеме? У нас своих хватает. Помнится мне что с Тибетом Китай то же долго не рассусоливал. И ничего, все живут и все довольны, даже Далай-Лама( а чего ему вообще то волноваться). Тот же господин Guun попытался перевести стрелки на Россию, дескать НОАК это что то из ряда вон выходящего, дескать она вся окутана тайной. А тайной она окутана во многом потому что Китай во многом выдает желаемое за действительное. И вот эти спекуляции на тему войны с Китаем - я считаю неумелой "геополитической" проституцией.
  11. -1
    2 ноября 2012 10:59
    Уважаемый Гунн. По порядку:
    1-Ислам Лжерелигия Бродяги мухамеда, как бродячему актёру нужно было зарабатывать, он был не грамотен, а вот его окружение да... ну и переписали Библию + великое множество Апокрифичных текстов(якобы тексты из библии) были им в помощ.
    2. Ну а почему получило распростронение???? А вы посмотрите на протяжении веков исламские страны вели захватнические пути развития. И тут появляется религия оправдывающая это!!!!!!!!!! то есть ислам на духовном уровне позволяет резать женщин и детей--они ведь неверные.....
    3. "Белое-Чёрное" Заблуждаются те кто считает что чорные любят белых... они так же ненавидят нас как и мы их!
    4. Тероризм подлежит истреблению как и Ислам порадивший его.
    5. Раньше небыло по хорошему выбора во что верить... Теперь он есть и он Огромен!!! вот люди ушлые этим и пользуются(секты, ислам)
    1. +2
      2 ноября 2012 11:06
      Смело, но по факту Вы правы. То что религия это давно инструмент в умелых руках - не для кого не секрет. Огнем и мечом!" – под таким девизом рыцари Тевтонского ордена(крестоносцы) завоевывали новые земли, жестоко истребляя язычников.
      1. +1
        2 ноября 2012 18:11
        далеко не "по факту". Тевтонцы (их сложно назвать "крестоносцам",. поскольку они не участвовали в классических крестовых походах, а воевали, большей частью с соплеменниками) язычников и в самом деле уничтожали (особенно поляков), но причем тут ислам?
    2. 0
      2 ноября 2012 11:38
      Вот откуда такие, как этот Олег берутся?!
      Цитата: Олег С.
      1-Ислам Лжерелигия Бродяги мухамеда, как бродячему актёру нужно было зарабатывать, он был не грамотен, а вот его окружение да... ну и переписали Библию + великое множество


      Неуважаемый, не зная ни истории ислама, ни истории христианства беретесь судить о серьезных вещах. Как говорил профессор Преображенский - " ...космические глупости космического же масштаба!"

      Далее не хочу вас даже цитировать. Шариков и есть Шариков.
      Да, научитесь писать без ошибок, хотя бы грамматических.
      1. -3
        2 ноября 2012 13:16
        Почему цетируете не полностью??? или там слишком много истин общеизвестных?? порочащих вашу лжерелегию??? а ведь В Библии говорилось о лжепророке... И это не моя выдумка или незнание, это вам повод открыть Библию и прочесть!!!
        Далее касательно всего мной сказанного Аллах обещает за убиство "неверного" сколько наложниц неподскажите??? Мне до боли интересно во сколько ваш Бог оценил мою жизнь????
        1. +1
          2 ноября 2012 13:53
          Во, друг Олег, и начитались вы галиматьи.
          Аллах за убийство "неверного" наложниц не обещает.
          Он о праведниках в раю - говорит.
          Численно - 73... ежедневно девочки.
          Если они еще и одни и те же - это чревато глюками.
          Если разные - то конкретно, праведнику, это уже без разницы. Неасилит.
          ...
          Говорить о религии (любой, кстати) так, как вы говорите - не серьезно.
          Проще говоря - легкомысленно.
          Отношение такое же будет.
          ...
          Меня больше печалит, что насчет женщин в Коране сказано мало.
          Если бы каждой правоверной ..еженощно по 73 мальчика подгоняли - это было бы круто.
          В Пакистане-то..женщины за это уже и колотиться стали. За ущемление прав на загробную жизнь.
          ....
          Здорово так можно....юродствовать. Правда?
          "..там слишком много истин общеизвестных??" Их везде много. Эта жвачка - насчет истин - в зубах уже завязла.
        2. +1
          2 ноября 2012 18:16
          Откуда Вы, такой дремучий??? Где вы нашли или кто Вам рассказал, что Аллах что-то и кому-то обещал за убийство??? Плюньте им в лицо. Они нагло врут. ну и попробуйте сначала писать свои комменты в ворде. Там на ошибки указывается. А потом сюда переносите. Хотя....вряд ли поможет. Право слово, иногда сложно понять написанное Вами. Ничего личного.
      2. +2
        2 ноября 2012 16:45
        Раз уж начали так аргументируйте. А то сказал свое -фи и на этом все. Черт с ним, пускай мы плохие и религия наша неправильная, пускай. Обмани и убей неверного - пускай. Раз уж Вы такие "правильные". А сами то кто? Почему своих же единоверцев обманываете, убиваете, в рабство захватываете, своим же наркоту толкаете, алкоголь пьете в тихую. Распутством занимаетесь. Это Вы у себя в странах(республиках) такие все из себя правильные. А как на свободу вырвались - так во все тяжкие. И Вы нам диктуете как правильно жить? Да единственного достойного кого я припоминаю из истории, это - Салах ад-Дин. Он сказал что нам делить нечего, что мы должны в мире жить. А иначе война между нами истребит всех. Чего то я не вижу что бы Вы следовали его заповедям. Как быть с тем что у бедных семей забирают детей(за копейки) и воспитывают экстремистов и террористов смертником. Прикрываясь красивыми словами и идеями посылают их на смерть. Почему же те, кто этим детям промывает мозги сами не одевают пояса шахидов? Да все потому что все что они вбивают в головы детей - ложь. И не подрывают они себя из за того что денежков много и жить ой как охота, и жить красиво. Все эти "пророки" современности что вещают и выносят мозг бедноте - сами очень не плохо чувствуют себя пользуясь благами цивилизации. И м не чужды блага богатой жизни(хорошие машины, особняки и солидный счет в банке). А взрывает себя кто - беднота с промытыми мозгами и с лживой верой о рае на небесах. Чего то я не припомню что бы теракты совершали обеспеченные и преуспевающие мусульмане. Или это не так?
    3. +3
      2 ноября 2012 18:01
      Уважаемый Олег С. Вам приходилось читать басни И.А.Крылова? Думаю, что вряд ли. Так вот у него есть прекрасное выражение, говорящее о человеке ( в басне - сапожнике), который взялся делать не свое дело и судить о вещах, о которых он не имеет никакого предстваления: "Суди , дружок, не выше сапога...". Это словно о Вас сказано. Не примите в обиду. Не буду комментировать Ваш опус с 5-ю пунктами. Совершенно излишне. Просто примите совет. Не позорьтесь перед людьми и быстренько его удалите. Ну, право же, стыдно. Совершенно безграмотно и наивно судить о том, о чем ВООБЩЕ нет ни малейшего представления.
    4. Турдахун
      0
      13 ноября 2012 12:40
      Олег С., многонеуважаемый большой Вам минус ! Ограниченное серное вещество в коре Вашего головного мозга и злое сердце мешает Вам видеть истину. Лжерелигия ? Бродяга ? Резать женщин ? Вы хоть Коран читали ? Мне Вас искренне жаль, быть может в виду своей тотальной ограниченности Вы так далеко забрались, в "стране гейзеров" и своих чудиков хватает, но в Вашем лице этот остров явно прибавил в безумии...
  12. 0
    2 ноября 2012 11:12
    террористы-и в Африке должны быть террористами!двойных стандартов нельзя допускать!!!!
    1. 0
      2 ноября 2012 11:14
      В таком случае можно попросить правительство Российской Федерации признать террористическими ХАМАС и Хизбаллу
    2. smprofi
      +3
      2 ноября 2012 12:55
      еррористы-и в Африке должны быть террористами - а партизаны?
      т.е. Вы, Bumerang, хотите сказать, что немцы в Белоруссии, например, правильно делали, что уничтожали партизан и жгли деревни, которые поддерживали партизан?
  13. smprofi
    0
    2 ноября 2012 12:51
    хм... интересно.
    гринго - плохие. это понятно. по определению. точнее - аксиома.
    гринго поддерживают уйгуров - уйгуры плохие? не факт.
    ни один из комментаторов как-то не вспомнил, что уйгуры "отошли" к Китаю благодаря Великому Кормчему и НОАК. причем последняя применялась в полном формате: танки, артиллерия, авиация. и наверняка среди уйгуров немало в живых, кто помнит это "воссоединение". и вы считаете, что они просто обязаны обожать хунхузов и цитировать Мао?
    кстати, в 60-е, когда Мао захватывал уйгуров, Советский Союз открыл границу и принял на своей территории оч-чень много беженцев (точно не помню, что-то около миллиона). СССР - тоже был плохой?

    в общем... прежде, чем о чем то судить - необходимо знать историю. хотя бы немного.
    1. Турдахун
      +1
      13 ноября 2012 12:50
      smprofi. Небольшая поправка, СССР принял около 440 - 570 тысяч беженцев. Приемущественно Уйгуры, заселились в основном в Казахстане - Алматинская область; в Киргизии - северо-восток; в Узбекистане - приемущественно на севере.
  14. Ислам
    +10
    2 ноября 2012 13:39
    ненавижу таких которые называют себя мусульманами а сами идут убивать во имя Аллаха. в Коране ясно сказано УБИВАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ а еще там сказано что мусульмане должны быть терпимы. а джихад это победа над своими пороками а не то что взрывчатку в карман положил пошол на улицу и взрываться так что НЕ ВВЕДИТЕСЬ НА ПРОВОКАЦИИ МУСУЛЬМАНЕ
    1. +3
      2 ноября 2012 14:19
      классический ислам не отрицает,что есть и другие религии и все верят в Бога.но категорически запрещает по имя Аллаха совершать зло.НО (пусть меня простят,я сам верю в Аллаха), сегодня религия стало как и право интерпретируется так как выгодно тем или иным кланам.т.е. в какой то степени имеется политика двойных стандартов.а позволяют совершать такие ошибки США,в стране где давно отсутствует нравственность,духовность и т.д.
      1. View
        +2
        2 ноября 2012 19:17
        Ваш голос,увы,в меньшинстве. Если и не в меньшинстве , то тонет в хоре фетф и призывов мулл-экстремистов, которые правят бал на мусульманской улице
      2. Ислам
        0
        2 ноября 2012 20:00
        я с вами совершено согласен
    2. +2
      2 ноября 2012 14:45
      Цитата: Ислам
      НЕ ВВЕДИТЕСЬ НА ПРОВОКАЦИИ МУСУЛЬМАНЕ


      Молодец!!! Только почему мусульмане? Это провоцирует всех.
      1. Ислам
        0
        2 ноября 2012 20:03
        но никто больше взрываться не собирается а ближневосточные страны настолько преданы Корану что все верят всем (короче американцы пользуются наивностью верующих делая их рабами своей воли и служителями, извините конечно, ада) хотя я верю в их преданость Аллаху но увы не так они понимают понятие ПРЕДАНОСТЬ
    3. +2
      2 ноября 2012 20:33
      Цитата: Ислам
      в Коране ясно сказано УБИВАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

      Че ты в это однобоко написали.Т.е. если пытаются завхатить ваш дом,убить родных Коран запрещает убивать этих людей?
      1. Ислам
        0
        2 ноября 2012 22:39
        Если посягают на жизнь родных не думаю что кто нибудь будет руководствоваться Библией, Кораном или другой священой книгой а просто разберется с придурком и все
        1. Ислам
          +1
          2 ноября 2012 23:06
          В Коране сообщается: тот, кто убивает человека, одинаково считается им, который убивает человечество. Кто спасает человека, тот спасает человечество.
          1. Ислам
            0
            3 ноября 2012 10:22
            Так что прошу не путать Мусульман с теми кто хочет оправдать свои гнусные действия религией
          2. +3
            3 ноября 2012 13:38
            Цитата: Ислам

            В Коране сообщается: тот, кто убивает человека, одинаково считается им, который убивает человечество. Кто спасает человека, тот спасает человечество.

            Но иногда чтобы спасти человека надо убить.Честно я не уверен что вы правы но и спорить без причесления фактов тоже не буду.Знаю одно на Кавказе традиции тесны сплетены с религией.А учитывая то что я отношусь к горцам там больше традиций нежели религии,религия потихоньку начинает увеличивать влияние.Поэтому в войне за карабах я уж точно буду убивать врагов с криками:
            Allah Akbar,Ya Ali,Ya Huseyn!!!
  15. +3
    2 ноября 2012 13:51
    Почему тогда при взрывах, отризании головы на камеру, убиство беременной женщены колом в живот(Чечня) сопровождается криком "Аллах акбар"???????
    Почему в чечню привезли "Священную чашу ислама"??? почему????
    И нех списывать на ваххабитов!!!! или там типо на разные течения ислама!
    Даниил Сысоев был убит в своей церкви... Это как???
    Русские хоть раз убивали мусульман в мечети при молитве???
    Мусульмане пока что мы терпим... мы всех врагов терпели до поры до времени...
    "Русский долго запрегает, но быстро пашет" помните эти слова и устрашитесь кары за страдания вами принесённые....
    1. Ислам
      +1
      2 ноября 2012 14:15
      Цитата: Олег С.
      Почему тогда при взрывах, отризании головы на камеру, убиство беременной женщены колом в живот(Чечня) сопровождается криком "Аллах акбар"???????
      не надо это на мусульман списывать, эти люди гады а не мусульмане
    2. +2
      2 ноября 2012 15:06
      Какая каша у вас в голове, мне вас искренне жаль.
      Эти темы неоднократно обсуждались, или вы здесь недавно?
      Посмотрите на этом же сайте коммент Boris55 на статью " Выиграть у НАТО схватку за Среднюю Азию поможет военная база в Оше". Коммент называется Антикораническая стратегия Запада.
      Но больше похоже на то, что вы в Исландии сидя , отрабатываете американские бабки, пытаясь устроить в России межрелигиозную смуту.
    3. 0
      2 ноября 2012 15:09
      там реально разные течения,это в порядке информации.нельзя так расскидываться словами
    4. Турдахун
      0
      13 ноября 2012 12:52
      Олег С. - Вы безнадежны...
  16. 0
    2 ноября 2012 14:15
    статья конечно написана размыто и носит общий характер.но хотел бы остановится на следующем."Алим Сеитов, президент Американской ассоциации уйгур"-опять же,всякого рода недовольные сидят в штатах и говорят о том,что их обижают."Правозащитная организация «Human Right Watch» бьёт тревогу"-данную организацию давно необходимо признать как саботажную,занимающуюся строго подстрекательством.которая работает не ради интересов людей,а строго ради государств (думаю,все понимаю о каком государстве идет речь). и последнее,если всех этих радикалов не держать под контролем (при чем крайне жестким), то религиозной войны не избежать.в качестве примера киргизия,когда масса нелюдей убивала и сжигала узбеков,при этом слышались крики не только антинационального характера, но и религиозного.
  17. SIT
    0
    2 ноября 2012 15:44
    Сейчас Сирия, потом Иран, а дальше уже приступят к тем ради кого это всё и затевалось - Китай и Россия. Идет формирование 5х колонн. У нас этой колонны более чем достаточно на Кавказе, а теперь еще и Татарии с Башкирией. В Китае проводником братьев мусульман сделают уйгуров. Экономика Китая при ближайшем рассмотрении довольно хрупкая и от ползучей гражданской войны в городах может и вобще завалиться, если оружия и боеприпасов моджахедам подкидывать регулярно.
    1. wolverine7778
      0
      2 ноября 2012 16:44
      В Китае проводником братьев мусульман сделают уйгуров
      Кстати уйгурские добровольцы из Китая направились в Сирию в помощь сирийским моджахедам и повстанцам)
    2. View
      0
      2 ноября 2012 20:05
      Все в мире вращается вокруг России, абсолютно! Пора менять гелиоцентрическую модель мира на российскоцентрическую
      1. SIT
        0
        2 ноября 2012 23:57
        Цитата: View
        Все в мире вращается вокруг России, абсолютно! Пора менять гелиоцентрическую модель мира на российскоцентрическую

        Астрономических знаний тут не надо. Достаточно знания географии за 5й класс .
        Посмотрите на карту и увидите, что нормальное снабжение и переброска сил в Сяньцян Уйгурский район возможна только через Среднюю Азию, а там на пути 201я российская база и договор о взаимопомощи с Казахстаном.
  18. View
    -2
    2 ноября 2012 19:12
    Да, плохо жить в империи. Нельзя смешивать огурцы и молоко, всегда начнутся "терки". Завидую Японии - монолитное государство, глыба!
  19. 0
    2 ноября 2012 19:21
    вот ведь неугомонные "друзья" из-за океана. никому спокойно жить не дают. амбиций у них выше крыши
    1. smprofi
      0
      2 ноября 2012 21:35
      погодь, andrei332809, скоро "мирные" хунхузы начнут "возвращать" "свои законные территории". вот тогда притязания гринго с овчинку покажутся