АПЛ проекта «Борей»: очередной перенос сроков

В первых месяцах текущего 2012 года стали появляться сообщения о завершении «долгостроев» российского военно-морского флота. Сообщалось, что осенью в состав ВМФ войдет атомная подлодка «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»), вскоре после этого морякам сдадут второй корабль того же проекта «Александр Невский», а затем на Тихоокеанский флот отправится многоцелевая АПЛ «Северодвинск». Прошло время, наступила осень, но подлодки в состав флота не приняты. Более того, в последних числах октября-месяца пришла не совсем приятная новость. По ряду причин министерство обороны намерено сдвинуть сроки приема головной лодки проекта 955 на несколько месяцев. То же самое касается «Александра Невского» и первого корабля проекта 855 – АПЛ «Северодвинск». Переносы сроков принятия лодок в строй вызывают массу вопросов.




Сегодня, 2 ноября 2012 года, исполняется 16 лет со дня закладки «Юрия Долгорукого». Прямо скажем, эта цифра не радует: раньше корабли строились гораздо быстрее и таких «рекордов» не было. Тем не менее, головной «Борей» уже почти три с половиной года находится на испытаниях. С одной стороны, завершение строительства смотрится достаточно оптимистично, но с другой, процесс испытаний обычно занимает гораздо меньше времени. Вполне очевидно, что большой срок, прошедший с начала строительства, имеет под собой некие основания, причем это, скорее всего, сразу комплекс из нескольких причин. Попробуем разобраться в них.

До недавнего времени главной причиной постоянных отсрочек принятия подлодки «Юрий Долгорукий» назывались проблемы с вооружением. Первоначально «Бореи» планировалось оснащать баллистическими ракетами «Барк». Однако разработка этого оружия пришлась на девяностые годы, что явно не способствовало ее успешному окончанию. Финансовые возможности страны не позволили не только довести «Барк», но и даже провести полноценные испытания. Из-за неудач проекта была начата разработка более легкой ракеты Р-30 «Булава». Ряд нововведений в конструкции новой ракеты тоже не ускорил разработку и испытания, но к концу 2011 года создание и испытания были завершены. В начале 2012-го было официально объявлено, что «Булава» поступит на вооружение ВМФ России в течение нескольких месяцев. Таким образом, проблема вооружения для «Бореев» в целом и «Юрия Долгорукого» в частности была решена.

Второй довод в спорах о сроках строительства и сдачи касается финансовой ситуации. Как уже говорилось, первый «Борей» был заложен еще в 1996 году. В то время экономика страны находилась в ужасном состоянии, однако Минобороны изыскивало хоть какие-то суммы, пусть даже и недостаточные, на строительство нового корабля. Увеличение финансирования строительства до приемлемых объемов началось в начале двухтысячных, а оплата в требуемых количествах началась только в 2004-2005 годах. Таким образом, большая часть работ по строительству «Юрия Долгорукого» была проведена не за шестнадцать лет, а всего за пять-шесть. Причем рост финансирования не сказался на наличии проблем: просто загвоздки экономического характера сменились вопросами создания вооружения. В контексте зависимости сроков строительства от объемов финансирования следует рассмотреть историю подлодки «Александр Невский». Между закладкой и началом испытаний этой субмарины прошло немногим более семи лет. Для «Юрия Долгорукого» этот срок немногим менее 13 лет. Шесть лет разницы наглядно демонстрируют необходимость своевременного и полного финансирования любого оборонного строительства.

Еще одна причина задержек касается строительства инфраструктуры для новых подлодок. «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» должны отправиться служить на базу в Вилючинске. По такому поводу командование российского флота решило обновить береговые сооружения и инфраструктуру базы. Судя по тому, как в очередной раз пришлось сдвигать сроки приема «Юрия Долгорукого», работы по обновлению базы все еще идут и на данный момент Вилючинск попросту не может принять новую подлодку. При этом затягивание работ на Камчатке приводит к увеличению расходов – пока лодка стоит у стенки северодвинского «Севмаша», военные вынуждены платить предприятию за ее обслуживание около двух миллионов рублей в месяц. Конечно, это в десятки тысяч раз меньше, чем стоит сам подводный корабль, но и эти деньги не лишние. Примечательно, что многоцелевая лодка «Северодвинск», сдача которой тоже перенесена на следующий год, как и «первые два «Борея», будет служить в составе Тихоокеанского флота. Таким образом, из-за проблем с обеспечением необходимой инфраструктуры уже три новые подводные лодки пока не могут отправиться к месту службы.

Перечисленные выше причины задержек так или иначе связаны с официальной информацией. При этом имеются и другие версии, не получившие официального подтверждения. Можно сразу убрать из рассмотрения многочисленные заявления истеричного характера, рассказывающие о тотальной отсталости отечественного кораблестроения, излишней дороговизне и общей бесполезности новых подлодок. Эти высказывания основываются на эмоциях и, частично, на политических моментах, а не на фактах и логике, поэтому внимания не стоят. Более интересно и логично смотрятся версии о недостаточной доведенности основного оружия «Бореев» – ракеты Р-30 «Булава». В пользу этих догадок приводится тот факт, что с последнего удачного пуска в ходе испытаний уже прошло десять месяцев, неоднократно говорилось о принятии ракеты на вооружение, но последнее, тем не менее, еще не произошло. В качестве контраргумента можно привести задержки с вводом в строй лодки «Северодвинск», которые, как и в случае «Бореев», в большей мере зависят от готовности береговой инфраструктуры. Вполне очевидно, что подлодки проекта 885 не нуждаются в баллистических ракетах, но все равно головная субмарина пока не может быть принята в состав флота. Вероятно, военные хотят взять «Булаву» на вооружение одновременно с вводом в строй «Юрия Долгорукого». В таком случае ракета тоже становится «жертвой» медленных строительных работ.

Возможно, постоянное изменение сроков связано и с необходимостью продолжения доводки бортовой электроники подводных лодок, в том числе и новой системы дистанционного автоматического управления общекорабельными системами СДАУ ОСК «Молибден», разработанной НПО «Аврора». Ранее неоднократно сообщалось о различных проблемах этого комплекса, но вряд ли для их устранения пришлось бы регулярно менять сроки всего на несколько месяцев. Конечно, создание и отработка новой цифровой системы управления – далеко не простое дело и все затраты времени полностью окупятся. Но до настоящего времени предприятие-разработчик «Молибдена» имело достаточно времени для всех проверок, доработок и т.д.

Как видим, на сроки сдачи новых лодок флоту влияет сразу несколько факторов, причем каждый из них может быть главной причиной неурядиц со временем. При этом нельзя не признать, что имеется явная тенденция к ускорению производства. Наиболее ярко она проявляется при рассмотрении «Юрия Долгорукого» и «Александра Невского». Вторая подлодка была построена почти в два раза быстрее, чем головной корабль проекта. Из некоторых источников следует, что в дальнейшем подводные ракетоносцы проекта 955 будут строиться за шесть лет, но возможно небольшое уменьшение этого срока, связанное с совершенствованием технологических процессов. Также нельзя не признать очевидный факт: перенос сдачи новых лодок флоту на следующий год, несмотря на неоднозначные трактовки прессы в стиле «через год», оставляет немного сомнений в возможности скорого ввода кораблей в строй и вряд ли стоит ждать новых сообщений об очередном переносе.


По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://vz.ru/
http://lenta.ru/
http://armstass.su/
http://ria.ru/
http://deepstorm.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти