Проблема перехвата: Великобритания и СССР против «Фау-1»

42
Проблема перехвата: Великобритания и СССР против «Фау-1»
Самолет-снаряд Fi-103 / V-1 на транспортировочной тележке. Фото Бундесархив ФРГ


На заключительном этапе Второй мировой войны в распоряжении германской армии появилось несколько типов «оружия возмездия», в т.ч. самолет снаряд / крылатая ракета V-1 или Fi-103. Такие изделия активно использовались для нанесения ударов по городам и быстро показали весь свой потенциал. В то же время, Великобритания и СССР изучили новую угрозу, а затем выработали и реализовали комплекс мер по защите от нее.



«Оружие возмездия»


Будущий самолет-снаряд V-1 или Fi-103 разрабатывался в качестве средства для нанесения ударов на больших дистанциях, до сотен километров. В частности, рассматривалась возможность запуска таких изделий из континентальной Европы по целям в Великобритании. Работы стартовали в конце тридцатых годов, и проект был завершен летом 1942 г. Еще два года ушло на испытания и доводку конструкции.

Изделие «Фау-1» представляло собой беспилотный самолет длиной 7,75 м с прямым крылом размаха 5,3 м (позже 5,7 м). Стартовая масса – 2,16 т при полезной нагрузке не менее 700 кг. Самолет-снаряд оснащался пульсирующим воздушно-реактивным двигателем Argus As 014. С его помощью изделие развивало скорость 650-800 км/ч и могло лететь на 280-285 км. Пуск осуществлялся с рельсовой направляющей или с самолета-носителя.


Конструкция "Фау-1". Схема из справочника Минобороны Великобритании

Самолет-снаряд получил автономную систему управления. В нее включили набор гироскопов и датчиков, а также исполнительные механизмы, при помощи которых удерживался заданный курс и высота. Также имелся простейший механизм управления дальностью, при помощи которого изделие в заданной точке начинало пикировать на цель. Ввиду технического несовершенства систем управления, точность была крайне низкой – КВО достигало 900 м.

Несовершенные средства наведения позволяли атаковать только крупные цели, такие как города. При этом расчет не мог выбрать конкретный объект, и ракета падала в случайном месте. Все это приводило к разрушениям и жертвам среди мирного населения – при отсутствии реального военного результата.

Производство V-1 стартовало в конце 1942 г. и продолжалось до начала 45-го. По разным оценкам, за это время собрали ок. 25 тыс. ракет. Не менее 16-17 тыс. изделий успели применить. При этом ок. 20% запусков завершались отказами и авариями. Сопоставимое число изделий разбивалось из-за неполадок в полете.


Ракета на пусковой направляющей. Фото Wikimedia Commons

Основную массу Fi-103 использовали против Великобритании. Начиная с июня 1944 г., до Лондона долетело более 2400 ракет, в результате чего было разрушено более 20 тыс. зданий и погибло почти 6,2 тыс. чел. В других районах страны упало еще ок. 800 ракет. После открытия Второго фронта «Фау-1» активно запускали по освобожденным городам Западной Европы.

По известным данным, в 1943-44 г. германское командование рассматривало возможность применения нового «оружия возмездия» по крупным городам СССР. Основными целями таких ударов могли стать Москва и Ленинград – как промышленные и административные центры. Впрочем, насколько известно, ни одна V-1 не отправилась к советским объектам.

Британский опыт


Британские военные быстро оценили новое оружие противника и приступили к выработке методов борьбы с ним. Оно представляло собой своего рода самолет, что ускорило и упростило такую задачу. Оказалось, что против V-1 действуют все существующие средства и методики противовоздушной обороны. Существующая система ПВО без принципиальных изменений могла справиться с новой угрозой.


Британские летчики изучают новую угрозу. Фото IWM

Для отражения налетов бомбардировочной авиации Великобритания ранее развернула крупную сеть радиолокаторов и акустических постов наблюдения, объединенных в общую систему предупреждения. Такие средства вполне справлялись с поиском самолетов-снарядов и своевременно выдавали информацию о них. Штабы ПВО, в свою очередь, обрабатывали поступающие данные и передавали целеуказание истребительной авиации и артиллерии.

Выяснилось, что V-1 можно сбить пушечно-пулеметным огнем истребителя. Пули и снаряды повреждали планер и жизненно важные агрегаты, в результате чего ракета разрушалась. Впрочем, обстрел мог спровоцировать подрыв боевой части, что угрожало перехватчику и его пилоту. В связи с этим была разработана особая методика воздушного «тарана»: истребитель должен был подцепить крыло самолета-снаряда своим крылом и опрокинуть его набок. Ракета попадала в глубокий вираж, из которого не могла выйти.

Самолет-снаряд, летящий по прямой с постоянной скоростью и высотой, являлся простой целью для зенитной артиллерии. Решение такой задачи дополнительно упростили появившиеся радиовзрыватели для крупнокалиберных снарядов.


94-мм зенитные орудия QF 3.7 inch в Лондоне. Фото IWM

Неплохо показали себя аэростаты заграждения. При всех своих недостатках, такие средства записали на свой счет значительное число перехватов.

В целом на Великобританию упало ок. 3,2 тыс. самолетов-снарядов из 10,5 тыс. запущенных – чуть более 30% от общего количества. Еще 3 тыс. изделий не долетели до британских берегов. Ок. 4260 ракет были сбиты противовоздушной обороной. Порядка половины таких побед пришлось на истребительную авиацию, а остальные цели были поражены артиллерией или аэростатами. Это был весьма хороший результат – учитывая уровень развития техники и вооружений того времени и объективные ограничения.

Советские приготовления


Уже в июне-июле 1944 г. Лондон сообщил Москве о появлении у общего врага нового оружия. Советское командование сразу приняло необходимые меры. Так, Ленинградская армия ПВО получила приказ подготовиться к защите г. Ленинград от возможной атаки самолетов-снарядов со стороны Финляндии и оккупированной части Прибалтики.


Советская 85-мм пушка 52-К. Фото Wikimedia Commons

Тогда же выработали первый вариант указаний по борьбе с новой угрозой. В следующие месяцы британские партнеры предоставили новые данные о «Фау-1», и это позволило уточнить имеющиеся документы. Окончательный вариант «Указаний по борьбе с самолетами-снарядами» был утвержден в сентябре, и затем его разослали различным формированиям для изучения и использования.

В соответствии с «Указаниями», в предполагаемом районе появления немецких ракет следовало доработать существующие системы ВНОС и ПВО. Так, первые РЛС и посты акустического обнаружения должны были располагаться в нескольких километрах от фронта; за ними на заданной дистанции находились другие полосы обнаружения. Вблизи зоны пролета должны были находиться аэродромы истребительной авиации; следовало организовать дежурство на земле и в воздухе. На расстоянии 10-12 км от фронта предписывалось развернуть зенитные огневые средства. Между всеми этими средствами располагались полосы аэростатов заграждения.

Предполагалось, что такой состав и расположение различных средств позволят вовремя обнаружить летящий самолет-снаряд и навести на него истребители и/или артиллерийский огонь. Поражение замеченной ракеты должно было происходить на значительном расстоянии от защищаемого города.


Истребитель Як-9. Фото Airwar.ru

На тот момент противник мог применить V-1 по Ленинграду и Москве. Учитывая характеристики этого изделия и конфигурацию линии фронта, определили оптимальные районы запуска и маршруты полета. Вдоль них следовало разместить соответствующие средства ПВО.

Запуск ракет по Ленинграду мог осуществляться с земли из нескольких районов Финляндии и Эстонии. В связи с этим рядом с городом организовали сразу два сектора обороны, на северо-западном и западном направлениях. Для атаки Москвы противнику пришлось бы использовать ракеты воздушного базирования с самолетами-носителями. Перехват такого ударного «комплекса» планировалось осуществлять на максимальном удалении от столицы, едва ли не вблизи фронта. В случае прорыва единичных ракет в дело должна была вступать ПВО Москвы.

Вскоре после развертывания такие системы ПВО прошли проверку в рамках учений с имитацией налета самолетов-снарядов. В роли последних выступили истребители Як-9 с близкими летными характеристиками. Все условные ракеты были успешно обнаружены и перехвачены теми или иными средствами.


Трофейная ракета "Фау-1" на послевоенной выставке в Париже. Фото Wikimedia Commons

К счастью, усиленной «противоракетной» ПВО Москвы и Ленинграда не пришлось решать свою основную задачу. Фронт сдвигался на запад, и к концу 1944 г. гитлеровская Германия потеряла возможность запускать ракеты по крупным советским городам. Еще через несколько месяцев война закончилась в Берлине.

Бесполезные новинки


Германское руководство возлагало на свое «оружие возмездия» большие надежды, но оно не оправдало ожиданий. Так, крылатые ракеты V-1 / Fi-103 выпускались большой серией и активно применялись по британским городам, но это никак не повлияло на ход войны. Предполагалось обстреливать и города СССР – и эти планы вообще не были выполнены.

Причины низкой эффективности «Фау-1» просты и понятны. Этот самолет-снаряд не отличался совершенством и страдал от постоянных неполадок. Кроме того, Великобритания и СССР смогли быстро усовершенствовать свою ПВО и подготовить ее к борьбе с новой угрозой. Более того, развивая наступление, Советский Союз за несколько месяцев оставил противника без оптимальных районов запуска и полностью защитил себя от ракетных ударов. Исход войны решило не «оружие возмездия», а самые обычные танки, орудия и пехота.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 декабря 2022 05:57
    [/quote]развивая наступление, Советский Союз за несколько месяцев оставил противника без оптимальных районов запуска и полностью защитил себя от ракетных ударов. Исход войны решило не «оружие возмездия», а самые обычные танки, орудия и пехота.[quote]

    Чего сейчас не хватает на окраине.....
  2. +5
    11 декабря 2022 06:45
    М..да, союзникам сильно повезло, что пуски происходили со стационарных наземных комплексов и полетная траектория этих ракет была понятно, а вот если бы немцы массово стали их запускать с воздушных носителей...
    1. +5
      11 декабря 2022 07:10
      Цитата: svp67
      а вот если бы немцы массово стали их запускать с воздушных носителей...

      Сдаётся мне,что как раз с носителями и были проблемы .Потому они в это сырое "чудо оружие" и ударились ...
      1. +6
        11 декабря 2022 10:10
        Цитата: mat-vey
        .Потому они в это сырое "чудо оружие" и ударились ...

        Для своего времени оно было совершенным.
        Во всяком случае, созданные у нас в годы войны Чаломеем КР 10Х были воздушного
        базирования
        1. +2
          11 декабря 2022 10:15
          Это уже после войны... И вроде сам Челомей говорил ,что это "типичное не то" имея ввиду ПРД ..
          Цитата: svp67
          Для своего времени оно было совершеным.

          По моему спорное утверждение - учитывая стоимость,при далеко не гарантированой точности..Восновном мирняк кошмарить..
          1. +4
            11 декабря 2022 10:21
            Цитата: mat-vey
            Это уже после войны... И вроде сам Челомей говорил ,что это "типичное не то" имея ввиду ПРД ..

            Не совсем
            В конце лета 1944 г. Челомей завершил эскизную проработку самолета-снаряда со своим ПуВРД Д-3, получившего название 10Х, а 19 сентября 1944 г. его назначили главным конструктором и директором завода № 51 НКАП. Прежде этот завод занимался проектированием и изготовлением опытных самолетов под руководством главного конструктора Н. Н. Поликарпова, скончавшегося 30 июля 1944 г. Из всех планируемых Поликарповым работ за заводом сохранили только летные испытания и доводку ночного бомбардировщика «НБ», а также проектирование и постройку ракетного истребителя «Малютка».

            Ускорила создание 10Х доставка из Великобритании и Польши некомплектных V1. Однако о копировании аппарата полностью речь не шла. Например, при разработке чертежей на автопилот АП-4 для самолета-снаряда 10Х в целях скорейшего освоения его в массовом производстве ОКБ-1 главного конструктора В. М. Соркина сделало упор на применении гироскопических узлов серийных советских приборов. До начала 1945 г. удалось построить первый опытный образец самолета-снаряда и провести в ЦИАМе официальные испытания двигателя Д-3. Уже 5 февраля 1945 г. сборочный цех покинул первый серийный 10Х. Из изготовленных на заводе № 51 девятнадцати машин семнадцать было отправлено на летные испытания, а две оставлены в качестве эталонов.

            Устройствами для подвески 10Х оборудовали три Пе-8 и два Ер-2. Использование более дешевых и компактных бомбардировщиков Ер-2 являлось более предпочтительным. Однако в Средней Азии, где проходили испытания, из-за высоких температур моторы АЧ-ЗОБ первого Ер-2 значительно снижали свою мощность, и бомбардировщик не мог даже поднять самолет-снаряд. В конце концов моторы совсем вышли из строя. Поэтому полеты осуществлялись только на П-8. Второй Ер-2 был подготовлен для летных испытаний в Подмосковье.

            Заводские летные испытания начались 20 марта 1945 г. в Голодной степи на базе экспедиции в Джизаке. На первом этапе проводилась проверка работы подвесных устройств на Пе-8, сбрасывания 10Х и работы его двигателя и механизмов в момент отрыва от самолета-носителя. Сброс самолета-снаряда производился на высоте 2000 метров, после чего, до выхода в горизонтальный полет, 10Х терял 100 - 200 м высоты. Дальше полет проходил на заданной высоте по установленному на земле курсу. Из двадцати двух сброшенных самолетов-снарядов нормально в самостоятельный полет перешли только шесть.

            На следующем этапе определялись основные характеристики 10Х и проверялась работа их агрегатов. Из того же количества сброшенных машин в самостоятельный полет перешло уже двенадцать. Полученные скорость до 600-620 км/ч и дальность до 240 км соответствовали расчетным данным.

            Основой третьего - заключительного - этапа стало проведение полигонных испытаний, проверка точности попадания самолетов-снарядов и эффективности действия их боевых зарядов. Из четырех снабженных взрывчатым веществом аппаратов 10Х три выполнили поставленную задачу удовлетворительно. Сила взрыва оказалась эквивалентной силе взрыва авиационной бомбы весом в 2000 кг. Для определения точности стрельбы было запущено 18 машин. Однако до цели удалось долететь только шести, пять из которых попали в заданный квадрат размером 20x20 км, расположенный на расстоянии 170 км от точки сброса. Причиной неудач отчасти послужили тяжелые климатические условия: температура воздуха достигала плюс 60 - 65°С, пыль и песок забивали воздухопроводы и попадая в автопилоты, выводили их из строя.

            Летные испытания завершились 25 июля 1945 г. Из шестидесяти шести самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли сорок четыре, причем в 24 случаях были выполнены требования по дальности и еще в двадцати - по курсу.

            http://www.airwar.ru/weapon/ab/10x.html
            Но их сразу создавали воздушного базирования
            1. +3
              11 декабря 2022 10:34
              Так у него же, вроде задание и было использовать пульсирующий двигатель.,хотя он сам не был его сторонником.Но техзадание есть закон,тем более во время войны.Считал устаревшим и ненадёжным..
              1. +1
                11 декабря 2022 10:46
                Цитата: mat-vey
                Так у него же, вроде задание и было использовать пульсирующий двигатель.,хотя он сам не был его сторонником.

                Так как такой использовался на ФАУ-1 и он как мог копировал то, что уже работало у врага.
                Цитата: mat-vey
                Считал устаревшим и ненадёжным..

                Очень был необычный человек, а может быть наоборот, как раз обычный , для того времени...
                Цитата: mat-vey
                По моему спорное утверждение - учитывая стоимость,при далеко не гарантированой точности..Восновном мирняк кошмарить..

                Очень спорное утверждение. Уж в то время любой город, это сосредоточение промышленности и узлы государственного управления
                1. +1
                  11 декабря 2022 10:58
                  Цитата: svp67
                  Уж в то время любой город, это сосредоточение

                  Только ни какой гарантии что даже близко попадёш а эти центры и сосредоточения ..А ресурсы улетают регулярно и стабильно ..
                  Цитата: svp67
                  что уже работало у врага.

                  А враг выбрал что подешевле на тот момент было ..
                  1. 0
                    11 декабря 2022 11:20
                    Цитата: mat-vey
                    Только ни какой гарантии что даже близко попадёш а эти центры и сосредоточения

                    Ну конечно в иголье ушко не попасть, но основной то целью был Лондон, большущий город. Хотя, когда стали наносить удары по Антверпену и его порту, то так же попадали
                    Цитата: mat-vey
                    А ресурсы улетают регулярно и стабильно ..

                    Война, вообще дело дорогостоящее
                    Цитата: mat-vey
                    А враг выбрал что подешевле на тот момент было ..

                    Не соглашусь, в ФАУ-1 было много очень интересных технических решений, для своего времени революционных
                    1. +2
                      11 декабря 2022 11:53
                      Цитата: svp67
                      Не соглашусь, в ФАУ-1 было много очень интересных технических решений, для своего времени революционных

                      Революционные решения то же имеют свою цену.. Хотя в Р-212 их вроде тоже хватало,Но
                      Цитата: svp67
                      Война, вообще дело:дорогостоящее

                      И в СССР решили не аспылятся ..

                      Цитата: svp67
                      но основной то целью был Лондон, большущий город. Хотя, когда стали наносить удары по Антверпену и его порту, то так же попадали

                      Ну расчёт был на массовость,а союзники смогли организовать качественное ПВО,так что ...Тогда немцы решили (как вы знаете) ещё выше поднять цену вопроса и на сцену вышел Вернер фон-Браун..
    2. 0
      24 января 2023 21:29
      Ну вот и что бы это изменило? Ну обнаружили бы носители заранее, подняли бы истребители. Чем больше самолет тем дальше его увидит радар, каковых у Англии было навалом, плюс бомбардировщики можно было перехватывать задолго до пуска.
  3. 0
    11 декабря 2022 06:51
    Известен случай, когда пилот истребителя Королевских ВВС догнал V-1, уровнял с ним скорость, поддел снизу плоскостью крыла и таким образом свалил снаряд в штопор.
    1. +6
      11 декабря 2022 08:01
      поддел снизу плоскостью крыла и таким образом свалил снаряд в штопор.

      так про это в статье как бы и написано )))) -
      В связи с этим была разработана особая методика воздушного «тарана»: истребитель должен был подцепить крыло самолета-снаряда своим крылом и опрокинуть его набок. Ракета попадала в глубокий вираж, из которого не могла выйти.
    2. +5
      11 декабря 2022 08:12
      Уж не знаю, реальное это фото, или нет, но решил-таки проиллюстрировать Ваш текст. smile

      1. +3
        11 декабря 2022 13:41
        Цитата: Морской Кот
        Уж не знаю, реальное это фото, или нет, но решил-таки проиллюстрировать Ваш текст. smile


        Британский истребитель Супермарин «Спитфайр» (Supermarine Spitfire) совершает воздушный таран немецкой ракеты Фау-1 (V-1).

        Суть маневра заключалась в следующем: пилот «Спитфайра» (справа) поддевает законцовкой крыла своего самолета крыло Фау-1 (слева). В результате толчка и последующего воздействия спутного вихря ракета переворачивается на спину и падает в поле, т.к. гироскопы ракеты не в состоянии вернуть ее после этого на курс.

        Данный маневр был трудноосуществим, но позволял избежать риска повреждения самолета обломкам взорванной в воздухе ракеты. Однако с помощью данного метода было уничтожено всего 16 ракет Фау-1. В числе пилотов, совершивших данный маневр, был Питер Миддлтон (Peter Middleton), дед Кэтрин Миддлтон, герцогини Кембриджской.

        1. +1
          11 декабря 2022 14:34
          А спутньiй вихр тут при чем ?
          ..........
        2. +1
          11 декабря 2022 16:06
          Последние 2 кадра - реальные. Первый - отнюдь. Сильно напрягает вид струи из ПуВРД, да и в целом качество слишком хорошее.
    3. 0
      11 декабря 2022 09:23
      Цитата: Мур
      Известен случай, когда пилот истребителя Королевских ВВС догнал V-1, уровнял с ним скорость, поддел снизу плоскостью крыла и таким образом свалил снаряд в штопор.

      Неэффективный способ-привлекать истребительную авиацию.При несовершенных РЛС,отвлекать авиацию,ресурс моторов и тд.Добились результатов при использование радиовзрывателей для зен.артиллерии! США в этом были первые,и охраняли тайну взрывателей.Даже союзников не снабжали,использовали только на море.И только в конце войны "поделились".Результат поражение достигал 79 %.До этого стреляли почти впустую! hi
      1. +1
        11 декабря 2022 09:54
        Цитата: фа2998
        .И только в конце войны "поделились"

        Вот как раз для борьбы с ФАУ и поделились - даже специально модификацию создали ..
        1. +1
          11 декабря 2022 10:41
          Американцы даже ограничивали использование этих взрывателей своей армии-во избежание попадание в руки врага( даже осколки ) hi
          1. +2
            11 декабря 2022 10:59
            Но тем не менее в Европе применяли даже по наземным целям...
            1. 0
              11 декабря 2022 12:03
              В конце 1944 года! hi
              Цитата: mat-vey
              Но тем не менее в Европе применяли даже по наземным целям...
              1. +1
                11 декабря 2022 12:15
                Цитата: фа2998
                В конце 1944 года!

                Надеюсь тогда они осколки собирать перестали... В конце 1944 образец уже был у СССР
                1. 0
                  11 декабря 2022 12:26
                  Цитата: mat-vey
                  Цитата: фа2998
                  В конце 1944 года!

                  Надеюсь тогда они осколки собирать перестали... В конце 1944 образец уже был у СССР

                  Цитата: mat-vey
                  Цитата: фа2998
                  В конце 1944 года!

                  Надеюсь тогда они осколки собирать перестали... В конце 1944 образец уже был у СССР

                  Про это не знаю,но серийно начали выпускать в 50 -е. А потом пошли ракеты!
                  1. 0
                    11 декабря 2022 12:31
                    Розенберг "подсуетился" smile
                    А англичане долго пытались артиллерию приспособить .Супер скорострельные зенитки большого калибра с дикими устройствами заряжания монструозили - наверное нахватались от "сумрочного тевтонского гения"..
                2. 0
                  11 декабря 2022 14:36
                  Есть такие подразделения - "Осколочньiе командьi". Разведка какая и сколько арта противника работает на участке, состояние матчасти и боеприпасов, взрьiвателей, ВВ, пороха. И конечно же - тех. усовершенствования.
          2. 0
            11 декабря 2022 15:19
            Верно, но на Тихоокеанском ТВД. В Европе не видели рисков перехода технологии к врагу (рейху), который был уже не способен ни скопировать взрыватели, ни как-то изменить собственную тактику авиации, в отличие от японцев.
  4. +1
    11 декабря 2022 08:30
    Если смотреть на то что делали немцы, то медалью "За Победу над Германией" там много кого надо награждать. Первые кандидатуры - Книмпкампф и Редер.
    1. +2
      11 декабря 2022 14:34
      Цитата: Не_боец
      Первые кандидатуры - Книмпкампф и Редер.

      А Гитлер? Или ему орден "Победа" посмертно?
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        11 декабря 2022 15:19
        Для начала: я считаю что гитлер хотел всех нас пустить на удобрения... Большую часть, меньшую - в рабы. То есть существование нашего народа не предусматривалось вообще. Да, он был фашистом. но дураком не был, он просчитывал свои действия, пока ему давали правдивую информацию, иначе фрицы не дошли бы до Москвы и Сталинграда.
        Если кому интересно - могу расписать. В рамках школьного курса истории.
  5. 0
    11 декабря 2022 15:25
    Цитата: Не_боец
    Его основная ошибка - полез на СССР.
    А какие у него было варианты? Оставить в тылу Красную Армию под гарантии "Пакта о ненападении" и биться с Британией на износ (пока без США, тк Германия объявила войну США позже)?
    1. +2
      11 декабря 2022 15:40
      Да, наша армия в 1941 перевооружалась, и в 1942-1943 фрицев встретили бы толпы Т-34 и КВ причем с вылеченными "детскими болезнями", а не единичные экземпляры.
      Вопрос в другом - стал бы Сталин воевать с Европой? Зачем эта война СССР? Что нам надо, мы спокойно покупали.
      1. +1
        11 декабря 2022 16:29
        История не знает сослагательного наклонения, но читая мемуары Молотова, например, видишь сколь сильно на поступки людей влияла идеология. Именно ею объясняются странные, неразумные, невыгодные решения. Коммунисты считали своей задачей построение социализма, "освобождение" пролетариата - через расширение СССР. Нацисты своей миссией видели высвобождение "жизненного пространства" для арийцев и расчистку его от "недолюдей". Таким соседям трудно ужиться.

        А что до Т-34 и КВ, так их и 22.06.1941 в достатке было.
      2. -1
        11 декабря 2022 19:16
        можно было вылечить ''детские болезни'' у Т-34 и КВ и допилять наши ЛаГГ и Як(хотя без норм движка как у дойчевског DB это вряд-ли)и даже(возможно)спустить на воду линейные Кр тип Кронштадт но...КАК вылечить наших еНералов типа Павлова и К да с Тимошенко во главе...что толку если у тебя на шахматной доске три ферзя но ты в шахматы играть не умеешь...так что не стоит обольшатся ..и в 42(и даже в 43)РККА(без сурового и кровавого опыта 41-42 г)наступать не мог(от слова совсем)и все наши Т-34 и КВ сгорели бы в лобовых атаках от огня Ахт-ахт_ов а мех-корпуса угодили_бы в котлы(покруче Харькова 42)..как-то так..
      3. 0
        11 декабря 2022 22:08
        Цитата: Не_боец
        а не единичные экземпляры.

        2040 Т-34 и КВ на 22.07.41-это единичные экзмпляры.
        Цитата: Не_боец
        в 1942-1943 фрицев встретили бы толпы Т-34 и КВ

        А к тому времени Кошкин бы уже дал Т-34М и КВ-3 выехал бы...
  6. Комментарий был удален.
    1. +1
      11 декабря 2022 22:10
      Цитата: navycat777
      Новый начальник Генерального штаба! Ура товарищи!

      Это Вы о чем ? recourse request
  7. 0
    11 декабря 2022 23:40
    Сейчас такие штуки со спутниковым наведением и со сниженным ЭПР очень бы пригодились, как замена и дополнение калибров. Двигатель гораздо проще и дешевле реактивного, а скорость мало чем уступает. Нужен только твердотопливный ракетный ускоритель, но его можно подобрать из имеющихся зенитных от ракет С300/С400 как самых массовых и установить вместо постоянного раздвижное крыло.
    Стартовый комплекс можно быстро изготовить на базе полуприцепа от 40 футового контейнера с гидравическим подъемником направляющей на 2 или 3 ракеты. Что-то подобное вроде у Ирана есть.
  8. -1
    12 декабря 2022 00:28
    Цитата: mat-vey
    По моему спорное утверждение - учитывая стоимость,при далеко не гарантированой точности..Восновном мирняк кошмарить..

    Ну британцы конкретную директиву приняли в 1942 году, что надо массово бомбить города для уничтожения рабочей силы, так как "выбор в качестве целей жилых кварталов городов объяснялся крайне низкой точностью бомбометания английских бомбардировщиков, не позволяющий эффективно поражать сравнительно небольшие по площади объекты. Например, даже при бомбардировке такого большого города, как Эссен с 8 на 9 марта 1942 года, бомбы часто были сброшены на расстоянии до 20 км от цели." Так что всё по честному, но даже британские ковровые бомбардировки городов не слишком-то помогли опрокинуть вермахт, эффект как и от чудо-оружия был
  9. +1
    2 марта 2023 15:33
    и ни слова про ФАУ-2
    и про то что Англичане при обстреле из ФАУ-2 даже тревоги не объявляли - бесполезно было. ПВО с ФАУ-2 тоже не справлялось. И Слава Богу что фашисты на ФАУ-2 не умудрились взгромоздить атомную бомбу (а вроде так и планировалось). Хорошо что им помешали в её изобретении
  10. -5
    5 марта 2023 17:45
    И все таки Германия, как бы мы к ней отрицательно не относились - страна технических гениев науки: ФАУ-1 - аналог крылатых ракет "Томагавков" и "Калибров" изобрели на 60 лет раньше США и СССР, баллистическую ракету ФАУ-2 - раньше США и СССР, реактивный самолёт Ме-262 - раньше английского "Глостер-Метеор".
    И все это - на ограниченных производственных и сырьевых ресурсах.
    Очень опасная страна, если иделогически заряжена и организационно мобилизована.
    1. 0
      10 марта 2023 13:28
      Германия в условиях ограниченных ресурсов и времени занималась откровенным бредом, вместо наращивания необходимых вооружений. Посмотрите, какой бардак творился с номенклатурой бронетехники. Там на одних запасных частях с ума сойти можно.